рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сакрализация и секуляризация как социально-исторические явления. Основные этапы процесса секуляризации

Сакрализация и секуляризация как социально-исторические явления. Основные этапы процесса секуляризации - раздел История, Теория, история и современные религии В Предыдущих Лекциях Мы Рассматривали Религию С Точки Зрения Ее Структуры, Фу...

В предыдущих лекциях мы рассматривали религию с точки зрения ее структуры, функций и роли в жизни общества, эволюцию религиозно-культовых систем, содержательные характеристики каждого из вероисповеданий. Иными словами, мы охарактеризовали религию как социокультурное явление, по преимуществу, с позиций ее внутреннего содержания, социокультурной статики. Теперь необ­ходимо ответить на вопросо динамике взаимоотношений религии и общества, о мере влияния религии на различные сферы обществен­ной жизни, определить, существуют ли в этой области определен­ные тенденции.

Динамика влияния религии на общественную жизнь описыва­ется двумя основными понятиями: сакрализация и секуляризация.

Сакрализация (от лат. sacer — священный) — это процесс вовлече­ния в сферу религиозного санкционирования сознания, деятельнос­ти, поведения людей, социальных отношений и институтов. Как сле­дует из содержания темы «Происхождение религии», сакрализация сопровождала процесс становления человеческого общества, фор­мирования его культуры. На ранних этапах человеческой истории сакрализация осуществлялась в рамках непосредственной деятель­ности и общения на основе введения в социальное взаимодействие обрядов, символов, определенного типа верований, связанных с при­знанием «священного». Позднее с созданием организации сакрали­зация углубляется на основе клерикализации общественной жизни. Клерикализация (от позднелат. clericalis — церковный) означала не только регуляцию всей личной и общественной жизни, но и разра­ботку соответствующего идеологического обоснования, основными этапами которого были кодификация, догматизация и канонизация вероучения, стремление замкнуть все сферы интеллектуальной де­ятельности в систему богословско-теологического мышления.

В каждом обществе, в каждой культуре процесс сакрализации имел свои особенности. Например, как видно из предшествующего изложения, в районах распространения ислама не было создано мощной религиозной организации типа церкви. Процесс сакрализа­ции в исламе пошел по пути формирования теократического госу­дарства. В отличие от других религий он стремился не к тому, чтобы осветить религиозным авторитетом существующие общественные отношения, а к тому, чтобы воплотить в жизнь религиозное сообще­ство, осуществить полное слияние духовного и светского начала.

Исторически ислам развивался в условиях религиозно-политической слитности. Политические лидеры арабского мира на­делялись харизмой. Наделение харизмой (от греч. charisma — дар) — одна из форм процесса сакрализации.Харизма, по М. Веберу, это особое свойство личности, выделяющее ее из среды остальных, которое является не столько благоприобретенным в процессе жизнедея­тельности, воспитания и образования, сколько милостиво даровано ему Богом, судьбой. Таким образом, в исламе политические лидеры были одновременно и религиозными вождями: пророк, халифы, эми­ры, чиновники на местах, судьи и т. д. были носителями религиозно­го авторитета.

Сакрализация личной и общественной жизни на основе хрис­тианства в Западной Европе началась в послеконстантиновскую эпоху и достигла своего наивысшего развития в Средневековье. В этот период не проводилось различия мирской и сакральной сфер жизнедеятельности человека. Каждый человеческий поступок, всякое социальное явление ставилось на «сакральную платформу» или непосредственно подчинялось сакральной сфере. Как отмечает выдающийся американский социолог русского происхождения П. А. Сорокин, главным принципом средневековой культуры Запа­да, ее главной ценностью был Бог. Все важные разделы средневеко­вой культуры выражали этот фундаментальный принцип или цен­ность. «Архитектура и скульптура Средних веков была «Библией в камне». Литература также была насквозь пронизана религией и христианской верой. Живопись выражала те же библейские темы в линии и цвете. Музыка почти исключительно носила религиозный характер. Философия была практически идентична религии и тео­логии и концентрировалась вокруг той же основной ценности или принципа, каким являлся Бог. Наука была всего лишь прислужни­цей христианской религии. Этика и право представляли собой толь­ко дальнейшую разработку абсолютных заповедей христианства. Политическая организация в ее духовной и светской сферах была преимущественно теократической и базировалась на Боге и рели­гии. Семья, как священный религиозный союз, выражала все ту же фундаментальную ценность. Даже организация экономики контролировалась религией, налагавшей запреты на многие формы экономических отношений, которые могли бы оказаться уместными и прибыльными, поощряя в то же время другие формы экономичес­кой деятельности, нецелесообразные с чисто утилитарной точки зрения. Господствующие нравы и обычаи, образ жизни, мышления подчеркивали свое единство с Богом как единственную и высшую цель, а также свое отрицательное отношение к чувственному миру (мирской жизни—авт.), его богатству, радостям и ценностям. Чувст­венный мир рассматривался только как временное «прибежище че­ловека», в котором христианин всего лишь странник, стремящийся достичь вечной обители Бога и ищущий путь, как сделать себя до­стойным того, чтобы войти туда. (Сорокин П. Социокулътурная ди­намика и религия. Кризис нашего времени / / Человек. Цивилиза­ция. Общество. М., 1992. С. 430).

 

Противоположный сакрализации процесс называется секуля­ризацией.Секуляризация (от позднелат. saecularis—мирской, свет­ский) — это процесс освобождения из сферы религиозного санкцио­нирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Или, проще говоря, это процесс обмирще­ния. То, что раньше находилось под влиянием религиозной веры и религиозных организаций становится от них независимым, приоб­ретает светский характер. Процесс секуляризации выражается в изменении места религии и религиозных организаций в жизни об­щества и личности, сужении круга выполняемых ею функций. Тер­мин «секуляризация» был впервые использован в 1646 году французским посланником Лонгвилем во время переговоров, предшест­вовавших заключению Вестфальского мира, и означал возможность удовлетворения интересов победителей за счет конфискации монас­тырских владений. И первоначально термин «секуляризация» озна­чал акт отчуждения церковного имущества в пользу монарха, госу­дарства или частных лиц. Секуляризация в этом смысле предстает как юридический акт в сфере имущественных отношений, отноше­ний собственности. Как известно, в Средневековье как католическая, так и православная церковь, являлись крупными собственниками земельных владений и имущества. И между церковью и государст­вом периодически возникала борьба за передел собственности. В ре­зультате этой борьбы нередко осуществлялся процесс секуляриза­ции собственности церкви, монастырей. Но если в эпоху феодализма этот процесс носил случайный, спорадический характер, то станов­ление буржуазных отношений поставило этот процесс на законо­мерную основу. Реформация в Западной Европе означала и развитие процесса секуляризации: в сфере имущественных отношений кон­фисковывалась земля, ликвидировались монастыри, национализи­ровалась собственность.

Реформация дала мощный импульс и другой, политической стороне процесса секуляризации.В процессе Реформации происхо­дит освобождение из под контроля церкви сферы властных отно­шений. Северогерманские князья отказались подчиняться власти пап и проводили независимую внешнюю и внутреннюю политику.

Но аналогичный процесс проходил и в странах не захваченных Реформацией. В республике Венеция он проходил в 1606—1607 гг. К середине XVII века на этот путь встали Франция и Англия. В этих странах постепенно происходило освобождение от религиозного санкционирования государственно-правовых отношений, прекра­щение абсолютной монополии церкви на образование. Этот процесс происходил в форме замены духовенства на служащих мирян в пра­вительственных учреждениях, передача юридической власти от церковных судов светским судам, переход контроля над образовани­ем в руки государственных органов, открытие светских школ, уни­верситетов. С развитием светского образования процесс секуляри­зации захватывает широкую сферу науки и культуры. В XVII— XVIII в. в европейской культуре начинает утверждаться принцип разделенности принципа и веры, светского и духовного начала. На основе этого принципа разделения формируется светская наука и философия. Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Галилей, И. Ньютон формируют новую научную картину мира, свободную от влияния сверхъестест­венных СИЛ. j

Европейское Просвещение раздвинуло границы и углубило процесс секуляризации. Оно впервые обосновало идею независимос­ти человека от всех авторитетов, в том числе и от авторитета рели­гии, церкви. Как отмечал Ф. Энгельс: «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, вы­ступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов, ка­кого бы ни было рода, они не признавали. Религия, понимание приро­ды, государственный строй — все было подвергнуто самой беспо­щадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Мыс­лящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., Т. 20. С. 16).

В противоположность религиозным установкам, подчиняю­щим человека Богу, разум — вере, просветители проводили идею ак­тивно действующего субъекта, способного познавать и изменять мир в соответствии со своим разумом. Отныне не вера, а разум рассмат­ривается в качестве источника и основного импульса всей субъек­тивной деятельности человека. Человек как разумное существо, с точки зрения просветителей, призван стать властелином мира, пе­рестроить общественное отношение на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право человека быть свободным в

 

    До Х века   X—XI века   XII-   -XIII века  
религиозные   81.9   94.7   97.0      
светские   18.1   5.5   5.0      
«целом   100          
   
XIV—XV векаХУ! век   XVII век  
религиозные   85.0   64.7   50.8      
светские   15.0   33.3   49.2      
в целом   100   100   100      
   
    XVIII век   XIX век       XX век  
религиозные   24.1   10.0   3.9      
светские   79.9   90.0   96.1   '  
в целом   100     100      
           

Табл. 3. По книге Сорокин П. Социодинамика культуры.. Кризис нашего времени.// Человек. Цивилизация. Общество. М.„ 1992. С. 444

своих решениях и действиях от религиозных догм и запретов, разра­батывались меры по обеспечению гражданских и политических сво­бод, в том числе и свободы совести. Французские просветители за­щищали право каждого человека мыслить по-своему, обладать ин­дивидуальной, непохожей на другие, духовной жизнью. «Отчет о вере я должен дать только самому себе», — писал Гельвеций. — Ни­какой государь, никакой папа не может преследовать меня за мни­мое преступление — за то, что я думаю не так, как они. От природы я получаю право думать и говорю то, что думаю» (Гельвеций. «О чело­веке»// Гелъвеций соч. в 2-хтомахМ., 1974,Т. 1.С. 226). В результа­те общественных преобразований в XIX веке во Франции, в США и ряде других стран процесс секуляризации принял форму отделения церкви от государства и школы от церкви.

Существует много различных индикаторов, на основе которых можно показать развитие процесса секуляризации в западноевро­пейском обществе. Нам представляется интересным и очень красно­речивым подход, продемонстрированный Л. А. Сорокиным в его кни­ге «Социодинамика культуры». Американский социолог на основе изучения более чем сотен тысяч картин, представленных в музеях ведущих европейских стран с начала Средних веков вплоть до 1930 года, показал, как меняется тематика картин, как из века в век уменьшается количество картин, основанных на принципах религи­озного восприятия мира, и увеличивается число картин, базирующихся на мирских светских идеалах и ценностях. Среди изученных картин и скульптур процент религиозных и светских по векам показан в таблице 3.

На основе всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что в результате процесса секуляризации в современных развитых странах коренным образом изменилось

положение религии, веры и церкви в обществе. Сформировались светское государство, светская школа, светская культура. Светский подход, секулярность, свобода совести воплощаются в миропонима­нии человека, в его самосознании как свободного самодеятельного субъекта, который ничего не обязан принимать на веру, слепо подчи­няться силе традиции. Этот человек критически воспринимает и оценивает мир, в котором он живет, и считает возможным устраи­вать этот мир сообразно своим целям и возможностям. Короче гово­ря, секуляризация сформировала современное общество, индивида и культуру.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Теория, история и современные религии

Gaudeamus tffttur Juvenes dum sunuts Post ucundam Jiiventutem Post molestam senectutem Nos habebit humus... Ubt sunt gut ante nos... tn mundo fuere Transeans ad superos Transeans ad tnferos...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сакрализация и секуляризация как социально-исторические явления. Основные этапы процесса секуляризации

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Курс лекций
    2-е издание, исправленное и дополненное   «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» Евангелие от Матфея, XV

Радугин А А
Р15 Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. — М.: Центр, 2004.— 240с. ISBN-5-88860-053-9 Пособие знакомит с основами религиоведения. В нем п

Понятие религиоведения. Богословско-теологический (А. Мень) и философский подходы к исследованию религии (Л. Фейербах, К. Маркс и Ф. Энгельс)
Религия существует много веков, по-видимому, также долго, как су­ществует человечество. За это время оно выработало множество разновидностей религии. Своеобразные религии существовали в Древнем Мир

Особенности научного метода познания религии. Становление социологии религии (О. Конт, М. Вебер, Э. Дюркгейм)
Философский анализ религии складывается в европейской культу­ре, начиная с XVII—XVIII века, он является господствующим вплоть до середины XIX века. С середины XIX века наряду с теоло­гическим и фил

Особенности религиозной веры. Религиозное сознание: соотношение рациональной и эмоционально-волевой сторон
В предыдущей теме мы установили структуру религиоведения, рас­смотрели своеобразие в подходах к исследованию религии предста­вителей богословско-теологической, философской и научной мысли, выявили

Религиозные организации. Типы религиозных организаций
Третье направление в истолковании приоритетов между элемента­ми религиозного комплекса связано с развитием социологии рели­гии. Социологи подчеркивают, что религиозная культовая система — это прежд

Религия как социальный стабилизатор: мировоззренческая, легитимизирующая, интегрирующая и регулирующая функции религии
В предыдущей главе мы рассмотрели три подхода к выявлению оп­ределяющего момента в структуре религиозной системы и в связи с § этими подходами проанализировали религиозное сознание, культо­вую деят

Религия как фактор социальных изменений
Функционализм концентрирует внимание на интегрирующей функ­ции религии. В социологии религии ему противостоит теория кон­фликтов, которая акцентирует внимание надезинтегрирующей функции рел

Социальная роль религии. Гуманистическая и авторитарная тенденции в религиях
Из всего вышесказанного ясно, что религия воздействует на индиви­да и общество в нескольких взаимосвязанных направлениях. Ре­зультат, последствия выполнения религией ее функций может быть разный. Э

Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии
После того, как мы познакомились с основными элементами религии и получили представление о религиозной системе в целом, появилась возможность рассмотреть вопрос о происхождении ре­лигии. Этот вопро

Родоплеменные религии: тотемизм, табу, магия, фетишизм и анимизм
Рассмотрим наиболее примитивные и архаичные формы религии. Материалы для этого религиоведение черпает на основе сравни­тельного изучения религий. Основоположником сравнительного изучения религии бы

Понятие национально-государственной религии. Религии Древнего Египта и Месопотамии
Тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм следует рассматривать не просто как отдельные формы верований и обрядовых действий, но и как тесно взаимосвязанные между собой элементы, которые в культуре

Индуизм — ведущая религия Древней Индии
К середине III тысячелетия до н. э. в долине реки Инда сложилась Индская цивилизация, на базе которой сформировалась оригиналь­ная религиозно-культовая система —индуизм. Индуизм, п

Религии Древнего Китая: культ Шан-ди, культ Неба, даосизм и конфуцианство
На протяжении двух тысячелетий своеобразный тип религии был выработан в Древнем Китае. Историки-китаеведы (синологи) выде­ляют четыре наиболее крупные формы национальной китайской религии, которые

Религии Древней Греции и Древнего Рима
Важное место в развитии мировой цивилизации занимаетантичная культура, которая своими истоками связана с религиозными пред­ставлениями древних греков и римлян. Как и все другие рел

Иудаизм — религия еврейского народа
Иудаизм — это религия, которая оказала большое влияние на формирование христианства. Поэтому при изложении иудаизма сложилось две тенденции. Первая, христианская богословско-теолог

Возникновение буддизма. Буддийское вероучение и культ
Буддизм — самая древняя мировая религия. Он возник в VI в до н. э. в Индии. Пережив в этой стране эпоху формирования и расцвета, буддизм превратился в мировую религию благодаря распростране­нию в с

Особенности региональных форм буддизма: чанъ-буддизм и ламаизм
В Индии сформировались основы вероучения, культа и организаций буддизма. В ходе исторического развития он претерпел там стадии расцвета и постепенной утраты своего влияния. Брахманизм и индуизм ока

Христианские источники о происхождении Иисуса Христа. Историчность образа Иисуса Христа
Наряду с буддизмом, к числу мировых религий, имеющих наиболь­шее число сторонников, относится христианство. По данным ООН, в настоящее время в мире насчитывается около 1,5 миллиарда после­дователей

Социокультурные предпосылки возникновения христианства
После смерти и воскресения Иисуса Христа в Иерусалиме осталась об­щина его последователей во главе с апостолом Петром Помимо этой об­щины к 60-м годам I века на территории Палестины существовало ещ

Церковь как божественное установление и социальная организация
Итак, под влиянием целого ряда социокультурных факторов в конце I — начале II века н.э. на территории Римской империи начинают по­являться и распространяться христианские общины. Постепенно по мере

Православие как разновидность христианства. Православное вероучение и культ.
В предыдущем разделе мы проанализировали общие закономернос­ти формирования христианской церкви, выявили особенности церк­ви как социальной организации. В данном разделе речь шла об общей логике ст

Русская православная церковь: история становления и взаимоотношения с государством.
В предыдущем разделе была дана общая характеристика правосла­вия. Теперь перейдем к рассмотрению особенностей деятельности Русской православной церквиь.Христианство в форме православного вероучения

Организация и управление современной Русской православной церкви.
Рассмотрев историю взаимоотношения церкви и государства, перейдем к рассмотрению организации управления современной Русской Православной церкви/Высшим коллективным органом вла­сти является Поместны

Церковные расколы: православные организации «за оградой» Русской православной церкви.
Русская православная церковь (РПЦ) без сомнения является самой крупной православной организацией в нашей стране. Но наряду с ней, вне рамок РПЦ в течение длительного времени в Российской им­перии,

Особенности вероучения и культа католицизма
Как следует из предыдущих лекций, христианство никогда не представ­ляло собой единого течения. С самого начала формирования, в нем суще­ствовали различные направления и ответвления. Наиболее крупно

Организация управления Римско-католической церковью
С особенностями вероучения и культа тесно связана организация управления Римской католической церковью. В отличие от право­славия, католицизм объединен в единую централизованную органи­зацию. Он им

Основные направления деятельности и социального учения современной Римско-католической церкви
Важной структурной единицей Римской католической церкви явля­ются монашеские ордены, которые организованы в конгрегации и братства. В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов, дея

Возникновение протестантизма в ходе Реформации
Третьей крупной разновидностью христианства является протес­тантизм.Протестантизм возник вследствие второго наиболее круп­ного раскола в христианстве. В данном случае раскол произо

Кальвинизм.
Реформация затронула и Англию. В Англии она началась по инициативе правящих верхов. В 1534 г. английский парламент объ­явил независимость церкви от папы и объявил главой церкви коро­ля Генриха VIII

Общее в вероучении и культе протестантских вероисповеданий
Что же общего в вероучении и культе протестантских вероисповеда­ний. Почему мы можем говорить о протестантизме как едином на­правлении в христианстве? Протестанты отвергаю

Основные направления протестантизма.
Мы дали общую характеристику вероучения и культа протестант­ских вероисповеданий. Однако каждое из этих вероисповеданий имеет свои особенности, в том числе и самостоятельные организаци­онные структ

История возникновения ислама
Ислам — вторая по числу последователей мировая религия. Ислам исповедуют около 860 млн. человек более чем в 120 странах мира. В 28 странах ислам признан государственной или официальной ре­лигией (Е

Особенности вероучения и культа ислама
Основные положения вероучения ислама изложены в главной «священной книге» —Коране (араб. куран — чтение). Как и другие мировые религии, ислам являетсярелигией откровения.

Основные направления в исламе. Ислам как основа религиозной и социокультурной общности народов
Ислам не представляет собой единой религиозной организации. Уже во второй половине VII века возникли три направления ислама: хариджиты, сунниты и шииты.Непосредственным импульсом этого разд

Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий
Мировые религии, наряду с национально-государственными, охва­тывают своим влиянием большинство верующего населения земного шара. Однако процесс формирования религиозных систем продол­жается и в наш

Неохристианские объединения: «Церковь объединения» Муна и «Церковь Единой веры» Виссариона
Рассмотрим ряд таких нетрадиционных вероисповеданий. Наиболее значительное распространение получила«Церковь объединения»или«Ассоциация Святого Духаза объед

Вероучение, культ и организация Международного Общества Сознания Кришны
Наиболее крупной из неоориенталистских современных вероисповеданий является«Международное Общество Сознания Кришны» (религиозная организация вайшнавов). «Международное Общ

Последствия секуляризации в современном обществе. Свободомыслие и его формы
Хорошо это или плохо? Как оценить значение процесса секуляриза­ции? В религиоведении существуют различные ответы на эти вопро­сы. Немецкий социолог П. Бергер оценивает секуляризацию как ут­рату «св

История формирования представлений о свободе совести
В настоящее время в России происходит формирование гражданско­го общества, закладываются основы демократических обществен­ных отношений. В связи с этим большое значение для будущего Рос­сии приобре

Законодательное обеспечение свободы совести в современной России
Международные акты по вопросам свободы совести послужили им­пульсом для изменения государственно-церковных отношений в на­шей стране. Уже в 70-етоды появился ряд законодательных актов, расширяющих

Понятие «диалог», субъекты и цели диалога по религиозному вопросу
Российская конституция и законодательные акты о свободе совести создают необходимые правовые основы для формирования в нашей стране такого типа общественного устройства, при котором каждый человек

Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и неверующих
В философской и религиозной литературе существует различные интерпретации понятия «гуманизм».Исторически под гуманизмом чаще всего понимали систему ценностных установок, направленных на удо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги