рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

КОНФУЦИЙ КАК РЕЛИГИОЗНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ. РОЛЬ ПРЕДКОВ И СОЕДИНЕНИЕ С НЕБОМ В КОНФУЦИАНСТВЕ.

КОНФУЦИЙ КАК РЕЛИГИОЗНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ. РОЛЬ ПРЕДКОВ И СОЕДИНЕНИЕ С НЕБОМ В КОНФУЦИАНСТВЕ. - раздел История, История религий Конфуций (Прибл. 551-479 Гг. До Н.э.). Живя В Эпоху Смуты И Анархии, Удрученн...

Конфуций (прибл. 551-479 гг. до н.э.). Живя в эпоху смуты и анархии, удрученный всеобщей нищетой и страданиями народа, Конфуций понял, что единственным выходом была бы радикальная реформа управления, которая вершилась бы просвещенными правителями и ответственными чиновниками. Самому Конфуцию не удалось занять какой-либо значи-тельный пост в администрации, и он посвятил свою жизнь преподаванию, став первым в истории Китая главой частной школы. Несмотря на успех среди многочисленных учеников, Конфуций в конце жизненного пути пришел к выводу о полном провале своей миссии. Но ученики преуспели в передаче из поколения в поколение главного в доктрине своего учителя. Через 250 лет после его смерти императоры династии Хань (прибл. 206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) стали допускать конфуцианцев на государственные посты в империи. С тех пор и в течение двух с лишним тысячелетий доктрина Учителя была определяющей в развитии политической и духовной жизни Китая.

Строго говоря, Конфуций не был религиозным мыслителем. Его идеи и идеи неоконфуцианцев — предмет изучения скорее историков философии. Но прямо или косвенно Конфуций глубоко повлиял на китайскую религию. Ведь и сам источник его морально-политической реформы лежит в области религии. Причем он не отбросил никакой важной традиционной идеи: ни дао, ни бога Неба, ни культа предков. Более того, он ценил и превозносил религиозную функцию ритуалов и обычаев.

Для Конфуция дао было установлено велением Неба. «Если дао осуществляется, значит, на то есть воля Неба» (Лунь юй=Аналекты, XIV, 38). Вести себя согласно дао значит сообразовываться с волей Неба. Главенство Неба Конфуций признает. Тянь участливо к каждому человеку в отдельности и помогает ему стать лучше. «Небо породило добродетель (дэ) во мне» (V, 22), — объявляет он. «В пятьдесят лет я постиг волю Неба» (II, 4). И в самом деле Учитель верил, что его миссия возложена на него Небом. А примером исполнения воли Неба он считал, как и другие его современники, таких культурных героев, как Яо и Шунь, и государей Вэнь и У династии Чжоу (VIII, 20). Конфуций проповедовал, что должно приносить жертвы и исполнять другие старинные обряды, ибо они являются неотъемлемой частью жизни «высшего человека» (цзюнь-цзы), «благородного мужа». Небу угодны жертвоприношения, но ему угодно и нравственное поведение и особенно праведное правление. Метафизические и теологические рассуждения по поводу Неба и загробной жизни Конфуций находил бесполезными (V, 12; VII, 20; XI, 11). «Высшего человека» должно прежде всего заботить бытие конкретной человеческой личности, т.е. «здесь и сейчас». Говоря о духах, Конфуций не отрицал их существования, но оспаривал важность общения с ними. Почитать духов можно, но «держитесь от них подальше, — рекомендует он. — В этом мудрость» (VI, 18). Что же касается служения духам, то: «если вы не можете служить людям, как можете вы служить духам?» (XI, 11).

Разрабатываемая Конфуцием этико-политическая реформа зиждется на «всеобщем просвещении», иными словами, на методике, способной преобразовать ординарную личность в «высшего человека» (цзюнь-цзы). Любой может стать «человеком истинным», если обучится церемониальному поведению в соответствии с дао, иначе говоря, обучится правильно исполнять ритуалы и следовать обычаям (ли). Практикой этой, однако, не столь легко овладеть. Разговор идет не о чисто внешнем следовании ритуалу и тем более не об искусственно вызываемом восторге при исполнении ритуала. Только правильным соблюдением церемоний можно умиротворить грозные магико-религиозные силы. Конфуций напоминает о «совершенномудром» правителе Шуне: «Держался он весьма просто, степенно и уважительно, лицо было обращено к югу (ритуальная поза властителей) — и это было все"(т.е. дела царства шли в соответствии с нормой). Ибо и космос, и общество подчинены тем же самым магико-религиозным движущим силам, что действуют в человеке. «При правильном поведении нет нужды отдавать приказы» . «Руководствоваться добродетелью (дэ) значит уподобиться Полярной звезде: она остается на месте, а все другие звезды почтительно обращаются вокруг нее».

Жест, совершаемый согласно правилам, создает новую эпифанию космической гармонии. Очевидно, что тот, кто оказывается способен к такому поведению, больше уже не ординарная личность, каким он был до начала своего обучения; ранг его радикально меняется: он теперь — «человек совершенный». Жесткий стандарт, вступающий в силу после «трансмутации» ритуальных поступков и поведения, сохраняя всю их естественность имеет, несомненно, религиозную интенцию и религиозную структуру. С этой точки зрения метод Конфуция можно сравнивать с доктриной Лао-цзы и других даосов, с техникой, при помощи которой они полагали сделать возможным возвращение к первоначальной непосредственности. Оригинальность Конфуция заключается в том, что он добивался «трансмутации» в стихийные ритуалы жестов и поступков, неотъемлемых от условий сложного и в высшей степени иерархиизированного общества.

Для Конфуция благородство и благовоспитанность не являются врожденными качествами. «Мужем благородным» становятся с помощью дисциплины, при некоторых природных способностях. Доброта, муд-рость, отвага неотделимы от благородства. Высшее удовлетворение дает развитие своих собственных добродетелей. «Тот, кто воистину добр, никогда не бывает несчастным» (IХ, 28). Но главное предназначение благородного человека — управлять. Как и Платон, Конфуций считает, что искусное управление — единственный путь обеспечения мира и благоденствия для большинства. Однако, как мы еще увидим, искусство управлять, как и всякое другое ремесло, поведение и значимое действие — результат своего рода религиозного обучения. Конфуций восхвалял культурных героев и великих государей династии Чжоу; они служили ему примером для подражания. «Я передаю то, чему обучился, не добавляя ничего своего. Я верен древним и люблю их!» (VII, 1). В этих декларациях некоторые распознают ностальгию по давно ушедшей эпохе. И все-таки, придавая большое значение соблюдению поведенческих норм, правил публичного этикета, Конфуций указал и новый путь: необходимость и возможность возвращения религиозного измерения в мирские труды и социальную активность.

Небесный мандат (天命, Tiānmìng) - одно из центральных понятий традиционной китайской политической культуры, используемое как источник легитимации правящей династии. Широко известен начиная с эпохи Чжоу, 11 в. до н.э. Примерно через сто лет (правление Му Вана, 976-922) в Чжоу получает широкое распространение термин "Сын Неба" (天子), используемый по отношению к правящему представителю дома-держателя Мандата.

Правящий дом выступал как носитель монополии на связь с Небом, в качестве обладателя "небесного доверия", заслуженного путём накопления добродетели Дэ. Утрата добродетели трактовалась традиционной конфуцианской историографией как основная причина потери власти. Поэтому в классической литературе Китая основатели новой династии непременно предстают носителями добродетели, в то время как падение династии связывается с нравственным разложением правителя, которое приводит к потере мандата.

Потеря Небесного мандата представлялась событием космического значения. Его изображали сопровождающимся катаклизмами и чудесами.

Согласно Сюнь-Цзы, безнравственность правителя могла стать поводом его свержения, т.о. благоволение неба не выступало пожизненным наследием. Подобное оправдание революции было настолько проблематичным, что Чжу Юаньчжань счёл нужным извлечь соответствующие места из существующих копий трактата. После его смерти целостность текста была восстановлена.

Основными понятиями конфуцианства,составляющими фундамент этого учения, являются “жэнь” (человеколюбие, гуманность) и “ли”. “Жэнь” выступает и как фундамент этико-политического учения и как его конечная цель. Основной принцип “жэнь”: “Чего не желаешь себе, того не делай людям”. “Ли” (почтительность, нормы общежития, церемониал, социальный регламент) включает в себя широкий круг правил, регламентирующих, по существу, все сферы общественной жизни, начиная от семьи и включая государственные отношения, а также отношения внутри общества - между отдельными людьми и различными социальными группами.

Важнейший для конфуцианства культ предков также не был нововведением Конфуция, однако для его последователей он имел новый смысл. С одной стороны, как уже отмечалось, Конфуций мало уделял внимания религиозной сфере в нашем обычном понимании. С другой, культ предков играл важную социальную роль. Существовала своего рода "табель о рангах", по которой человек, согласно своему статусу мог иметь то или иное количество табличек умерших предков в своем храме. Кроме того, похороны, соблюдение времени скорби по умершим предкам, воздаяние им посмертных почестей и жертвоприношения – все это, как и многое другое, регламентировалось множеством правил и их соблюдение определяло не только моральный уровень человека, но и его законопослушность в поддержании семейных, клановых и, наконец, государственных устоев.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История религий

История религий... Ведические боги от Не рожденного к Рожденным Варны и ашрамы в индо арийском обществе...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КОНФУЦИЙ КАК РЕЛИГИОЗНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ. РОЛЬ ПРЕДКОВ И СОЕДИНЕНИЕ С НЕБОМ В КОНФУЦИАНСТВЕ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные отличия буддизма и упанишад. Анатман (анатта) и анитья (аничча)
Середина I-го тысячелетия до н.э. была в Индии временем кризиса древней ведической религии, хранителями и ревнителями которой были брахманы. И неудивительно, что «слабое звено» брахманизма — госуда

Личность Гаутамы Будды.
В настоящее время совершенно невозможно реконструировать научную биографию Будды. Простое отсечение мифологических сюжетов и элементов фольклорного характера совершенно неэффективно, а материала дл

Четыре благородных истины.
Четыре Благородные Истины (чатур арья сатьяни) представляют собой формулировки, вполне сопоставимые с формулировками врача, ставящим больному диагноз и назначающим лечение. Эта метафора далеко не с

Итак, Первая Истина — это истина о страдании. В чем же она заключается и что такое страдание (духкха)?
Несмотря на то, что многие исследователи предлагали отказаться от слова «страдание» как от имеющего коннотации, несколько отличные от санскритского «духкха» при переводе этого понятия, и заменить с

Основные отличия буддизма Тхеравады и Махаяны.
Буддизм практически никогда не был единой религией, и само буддийское предание утверждает, что почти после самой паринирваны Будды он начал делиться на различные течения и направления. В течение по

Учение Махаяны о Бодхисаттвах и трех телах Будды.
Бодхиса́ттва, Бодхиса́тва, Бодиса́тва (санскр. बोधिसत्त्व, bodhisattva?; пали bodhisatta, буквально, «существо, стремящеес

Учение о пустоте.
Шу́ньята (санскр. शून्यता, śūnyatā?; пали: sunnata; тиб.: strong pa nyid, strong pa - пустой, находящийся за пределами чувственного вос

Основные принципы буддизма Ваджраяны и Дзен буддизма.
25. Идея нового храма в христианстве. Роль общины 26. Смысл идеи боговоплощения как спасения. Смысл Евхаристии. Боговоплощение. Событие вочеловечения Бога, которое не имеет себе р

Идея грехопадения и испорченности в христианстве, иудаизме и исламе.
Характерное для иудаизма, христ-ва, ислама, представление о глубокой поврежденности чел. существа, наступившей в результате утраты ч-ком первонач. совершенства, осн. на повествовании гл. 3 библейск

Высшая религиозная цель и представление о человеке в христианстве, иудаизме и исламе
Христиа́нство— монотеистическая авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете.[1]Христиане верят, что Иисус из

Личность пророка Мухаммада
Муха́ммад, в русском языке чаще употребляется передача Муха́ммед,— арабский проповедник единобожия и пророк ислама, центральная (после единого Бога) фигу

Сунниты, шииты и хариджиты
Сунни́ты — последователи наиболее многочисленного направления в исламе. Существуют также значительные различия в принципах юридических решений, в характере праздников, в отнош

Коран, Сунна и основы исламского права, шариат и фикх
Шариат (араб. شريعة‎‎ [ʃariːʕa(tun)] — (правильный) путь, образ действия, в буквальном смысле означает «водопой», «источник

Пять столпов ислама
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, соверш

Учение о Боге
Бог - высочайшее существо. Ему нет равного никого и нигде, ни на земле, ни на небе.Мы, люди, своим разумом вполне постичь Его не можем. И сами мы ничего не могли бы узнать о Нем, если бы Сам Бог не

Свойства Божии
Бог открыл нам о Себе, что Он - бестелесный и невидимый Дух(Иоан. 4, 24).Это значит, что Бог не имеет ни тела, ни костей (как мы имеем), и ничего не имеет в Себе такого, из чег

Конец мира и роль Исы (Иисуса) в исламской традиции
Роль Исы (Иисуса) в исламской традиции.Основной источник мусульманского вероучения — Коран, понимаемый мусульманами как предвечное, несотворенное «слово Божие», откровение, которое

УЧЕНИЕ О НЕБЕ И ДУХОВНОЙ ИЕРАРХИИ. ШАНЬ ДИ – ТЯНЬ ДИ.
  В общих чертах Шан знаменует собой переход от предыстории к собственно истории Древнего Китая. Эпоха эта характеризуется развитием производства бронзы, появлением городских центров

КАТЕГОРИЯ ДАО В ДАОСИЗМЕ. ДЕЛАНИЕ-НЕДЕЛАНИЕ, ЕДИНСТВО И СЛОЖЕНИЕ, СЛАБОСТЬ И СИЛА.
Дао (кит., буквально — путь) — одна из важнейших категорий китайской философии. Конфуций и ранние конфуцианцы придали ему этическое значение, истолковав как «путь человека», то есть нравстве

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПОСЛЕ-ХРАМОВОГО ИУДАИЗМА.
  В эпоху после разрушения Храма иудаизм перестает опираться на Храм и жречество. Его духовными лидерами становятся законоучители-раввины, мудрецы и толкователи Торы, занимающиеся сис

ПРИЧИНЫ УПАДКА ВЕДИЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ.
В 1000-600 г. до н.э. значение жрецов в этом периоде возрастает всё более и более; сословные границы становятся все тверже и жестче. Судья должен всегда решать дело в пользу брахмана, даже если его

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги