рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История Русской православной церкви (РПЦ).

История Русской православной церкви (РПЦ). - раздел История, История религий Рпц – Пятая Церковь В Диптихе Православных Церквей. В Середине 9 Век...

РПЦ – пятая церковь в диптихе православных церквей.

В середине 9 века набирает силу княжество Великая Моравия (совр. территории Чехии и Венгрии). Правитель – князь Ростислав принял христианство и крестил свой народ. Но данная территория относилась к Риму. Священниками были немцы, которых он пустил к себе, приняв христианство. Их язык был не понятен, но Ростислав, зная, что на Балканах много славян, посылает послов в Византию с просьбой прислать знающих моравский язык, чтобы перевести священное писание. В 863 году патриарх Дотий отправляет ему двух братьев Константина (Кирилла) и Мефодия. И приехав в Моравию, они создают славянскую письменность – глаголицу, и переводят Библию. Хотя сами они были греками, но славянскую речь слышали с детства. Кирилл и Мефодий были рукоположены в моравские епископы.

В 9 веке кто-то из их учеников создал кириллицу, которая быстро получает распространение, и становится основной славянской письменностью.

В середине 9 века, возможно как раз тогда, когда создавалась глаголица – начал править Рюрик. Потом Олег захватывает Киев и появляется Киевская Русь. После Олега правит Игорь, и после его смерти – его жена Ольга. Ольга в 946 году посетила Константинополь и там была крещена. Таким образом, она первая приняла христианство. Она не навязывала эту религию другим, но в Киеве построила церковь. Языческие традиции ещё долго оставались сильны. И когда пришел к власти внук Ольги Владимир – он получил огромное государство, в котором нужно было навести порядок и удержать его, учитывая специфику этого государства (разнообразные народы и племена). В 980 году пытается сделать единой религию – проводит языческую реформу, рассчитывая этим объединить все племена. Но в итоге понимает, что нужно принимать мировую религию. Он разослал послов ко всем представителям мировых религий, среди которых было выбрано христианство. Константинопольский правитель просил помощи против печенегов в обмен на императрицу, от чего позже отказался, но был захвачен Херсонес, и пришлось сестру отдать Владимиру, а он в ответ принял христианство.

В 988 году он крестил население, особо ни у кого не спрашивая согласия, в том числе и насильно. Идолов повсюду стали свергать, и на место Перуна пришел Христос. Случались восстания язычников. Например, в 1091 году в Ростове – восстание волхвов.

С 990 года церковь становится митрополией в составе Константинопольской. Митрополита назначал тоже Константинополь, из греков. Только в 1051 года впервые во главе церкви стал русский митрополит – Илларион. Стали строить соборы (святой Софии, Десятинная церковь). К началу 13 века в Новгороде было уже более 20 каменных храмов, в Киеве тоже, а деревянных – несчетное количество. Появляются монастыри, самый известный – Киево-Печерская лавра, где были самые строгие монастырские уставы.

К 12 веку церковь разбогатела, стала крупнейшим собственником. И в 13 веке Русь была уже вполне нормальной христианской страной.

В 13 веке было важное событие, связанное с монголо-татарским нашествием. Когда в 1237 году Батый нападает на Русь, прибыл новый митрополит – Иосиф Грек, и тут же бежал обратно. После чего было решено, что с греками нужно окончательно завязывать, и опираться на собственные церковные кадры.

Роль Киева была окончательно нарушена: он потерял авторитет. Русский митрополит начинает переезжать: сначала в Галицко-Волынское княжество, затем во Владимир, где в 1299 году митрополит Максим окончательно утвердил свой престол. Но в 1325 году при Иване Калите – перенесен в Москву, где располагается до сих пор. Иван Калита заложил в Москве Успенский собор в 1326 году, который стал главным собором РПЦ.

После нашествия Русь стала более сильной. К концу 13 века РПЦ окормляла христиан в 4 государствах (Владимиро-Суздальское княжество, Запад Руси, Великий Новгород и Золотую Орду).

К 14 веку Русь поднимается. Церковь становится сильна наравне с государством. Основываются крупнейшие монастыри (Белозерский, Соловецкий, Валаамский). В Новгороде распространяются новые ереси, о которых известно мало:

· Учение стригольников. Суть: отрицание церковной иерархии, монашества, землевладения церкви, исповеди в церкви. Сочинения если и были, до нас не дошли. В 1375 году лидеры стригольников казнены, но отголоски этого учения слышны ещё до 15 века.

· Ересь жидовствующих. Уклонение в иудаизм. Проповедовали, что Христос был человеком, и не воскресал. Ветхий завет важнее Нового. Истинный бог ещё не пришел. Благодаря им распространились магия и астрология. Данная ересь была осуждена 1490 году, и против жидовствующих начались репрессии.

Всё это привело к дискуссиям между двумя направлениями в РПЦ. В 15 веке большое влияние получает нестежатяльство (отказ от богатства). Монах Нил Сорский выразил это в том, что церковь должна отказаться от землевладения, либо заменить работающих крестьян на монахов.

Другое направление высказал игумен Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий – Иосифлянское учение. Полагал, что церковное землевладение – дар церкви, и им нельзя не пользоваться.

Из этих 2 направлений победило второе и было утверждено.

РПЦ являлась 60-той из 80-ти Константинопольских церквей, а на деле была уже крупнейшей. Константинополь был ослаблен турецким нашествием, и даже предпринимал в 30-х годах 15 века войти в унию. РПЦ осудила их общение с Римом и отказалась от общения с Константинополем, после чего избрала митрополита Иону самовольно. Это было в 1450 году, и явилось эпохальным событием.

В 1453 году Константинополь пал. Византийская империя прекратила свое существование. А РПЦ фактически стала независимой. Но для признания автокефалии нужно было одобрение. А поскольку Константинопольский патриархат был ослаблен, обратились к Иерусалимскому, и РПЦ признали автокефальной.

В 1472 году Иван III вступил в брак с Софьей Палеолог, и стал наследником последнего византийского императора Константина XI Палеолога, племянницей которого она являлась. В период правления Ивана III происходит разделение властей между великим князем и церковью.

В 15 веке на Руси появилась идея о «третьем Риме», коим является Москва, а поскольку бог любит троицу – четвертому Риму уже не бывать, то есть следует ожидать второго пришествия.

Период получения автокефалии совпал с освобождением от монголо-татарского ига. Во время правления царя Ивана IV (Грозного) шел подъем. Вследствие историографической ошибки появляется слово Россия, и с захватом Казани закладываются основы Российской Империи.

В 1551 году при Иване IV был созван стоглавый собор, который принял ряд важнейших установлений. Завершилось оформление автокефалии. Начинается работа с обращением в христианство народов России. Появляются первые печатные книги. После смерти Ивана Грозного, при Борисе Годунове, поднимается вопрос о том, чтобы титул главы церкви поднять до патриарха. Для этого в 1583 году приглашают константинопольского патриарха, который даровал им этот чин. Так митрополит Иов в 1589 году стал патриархом, следовательно приравнялся к 4 главнейшим православным церквям.

В 17 веке произошел большой раскол церкви. Православные епископы западных земель начали самостоятельную жизнь, всё дальше отходя от Москвы. В 1596 году на церковном соборе в Бресте православными священниками принято решение об унии с Папой Римским. Но не всем этот вариант пришелся по душе, особенно запорожским казакам. Однако и власть Московского патриархата была им не мила. Они ставили своих епископов и патриархов в Киеве, от Антиохийского патриархата. Потом левобережная Украина вернулась под власть Москвы.

Упорядочение церковной жизни началось при Алексее Михайловиче в середине 17 века. Оно было возложено на избранного в 1652 году патриарха Никона. Он должен был воспитать народ «третьего Рима». Начались никоновские реформы, однако результатом стал раскол церкви.

Главная проблема состояла в личности реформатора. Никон хотел реформ, но не обладал достаточным для этого знанием. Заняв высший церковный пост, он перестал интересоваться мнением людей и стремился лишь усилить власть.

В Москву приехали переводчики из Греции для создания единого текста для всех церквей (до этого все пользовались разными переводами). И греки стали навязывать свою точку зрения. У них было принято креститься 3 перстами (переняли из Византии). А на Руси с 10 века – двумя. Так же были различия в форме креста, поклонам и т.п. Позже выяснилось, что греки переводят текст с печатных книг, написанных в католической Венеции. Церковными массами это было воспринято, как стремление перенять католичество, и вызвало только возмущение и отказ.

В 1666 году состоялся собор, на котором под давлением Никона и Алексея Михайловича всех противников реформ предали анафеме. Но противники продолжили борьбу в жестоких формах. Еретиков морили голодом, казнили, сжигали и т.п.

Протопоп Аввакум (1620-1682) был членом кружка ревнителей благочестия, и отказался от реформы Никона, за что был отправлен в ссылку.

Ожесточенно сопротивлялись реформе и монахи Соловецкого монастыря.

А Никон уже вовсю ощутил власть, и где-то даже замещал царя. Он вел себя дико и боролся со всем западным. Он оскорблял людей, нарушал неприкосновенность жилища знати и т.п. А затем царь перестал ходить на службы Никона. В 1658 году Никон уехал в Воскресенский монастырь, и случилось противостояние между ним и царем.

В 1666 году на соборе Иерусалимский и Антиохийский патриархи осудили Никона и лишили его сана патриарха. На этом реформы закончились, но произошел раскол на никониан и старообрядцев. К 17 веку старообрядцев было около 1/3. Никониане во главе церкви вместе с царем боролись со старообрядцами. В 60-80-е годы 18 века с ними обращались жестоко, но потом перестали преследовать. Старообрядчество легализовали. Было создано старообрядческое управление. Им было дано право исповедовать свою веру, но при ряде условий: они должны зарегистрироваться, платить подать в двойном размере, они не могут становиться дворянами и занимать государственные должности. Большинство старообрядцев в итоге перешли к никонианам. В 1971 году на поместном соборе было принято решение о примирении со старообрядцами, и признано, что они не еретики, а такие же православные. Однако старообрядцев это не устраивает: они до сих пор требуют признать реформы Никона недействительными. Поэтому диалога так и не сложилось.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История религий

Религия от латинского religio связывать связывать в прямом смысле... Так же религия связывает людей в том смысле что диктует им нормы поведения Благодаря религиозному страху человек...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История Русской православной церкви (РПЦ).

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История православных церквей.
Православные церкви являются независимыми автокефальными (самоуправляемыми) организациями. Ни одна православная церковь не может указывать другой, но все они находятся в евхаристическом общении, и

История старообрядчества.
В 1666 году рукоположение у старообрядцев (не принявших реформы Никона и Алексея Михайловича) запрещено. Таким образом, к концу 18 века священников у них не осталось вовсе. Только священник из офиц

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги