рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Источники иллюстраций

Источники иллюстраций - раздел История, ИСТОРИЯ РОССИИ     Переход На Главную Страницу Г...

 

 

Переход на главную страницу

Глава 1

 

Что такое история
и как ее изучают?1

 

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род чело­веческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любозна­тель­ностью. Дело в том, что сам человек — существо историче­ское. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом это­­г­о раз­ви­тия.

Первоначальное значение слова “история” восходит к древне­гре­чес­ко­му термину, означавшему “расследование”, “узнавание”, “установ­ле­ние”. История отождествлялась с установлением подлинности, истинно­сти собы­тий и фактов. В римской историографии2 это слово стало обозначать не спо­соб узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре “историей” стали на­­зы­­вать вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, дей­ст­­ви­тель­ном или вымышленном. В настоящее время мы используем сло­во “история” в двух смыслах: во-первых, для обозначения рассказа о прош­­лом, во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое.

Предмет истории определяется неодно­значно. Предметом истории может быть социальная, политическая, эконо­ми­чес­кая, демографическая история, история города, деревни, семьи, част­ной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и ми­ро­воззрением историка. Историки, стоящие на материалистических пози­циях, считают, что история как наука изучает закономерности раз­вития об­щест­ва, которые, в конечном счете, зависят от способа про­­из­вод­ства ма­те­риаль­­ных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу — а не людям — при объяс­­нении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных по­зи­­ций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. Из­вест­­ный французский историк Марк Блок определил историю “как науку о людях во времени”.

Научные категории. Какой бы предмет ни изучали историки, все они используют в своих ис­сле­до­­ва­ниях научные категории: историческое движение (историче­ское время, историческое прост­ран­ство), исторический факт, теорию изучения (методологиче­скую интерпретацию).

Историческое движение включает взаимосвязанные научные категории историческое время и историче­ское пространство.

Историческое время движется только вперед. Каждый отре­зок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материаль­ных и духовных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия ис­торического времени история не су­щест­вует. События, следующие одно за дру­гим, образуют временнуй ряд. Существуют внутренние связи между событиями во вре­меннум ряду.

Понятие исторического времени неоднократно менялось. Это нашло от­ра­­же­ние в периодизациях историче­ского процесса. Почти до конца XVIII века историки различали эпохи по правлению госуда­рей. Французские историки в XVIII веке стали выделять эпохи дикости, варварства и цивилизации. В конце XIX века историки-мате­риалисты разделили историю общества на формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. На рубеже XXI века историко-либеральная периодизация делит общество на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный).

Под историческим пространством понимают совокупность при­род­но-географических, эко­номических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определенной территории. Под воз­дей­ствием природно-географических факторов формируются быт на­ро­дов, занятия, психология; складываются особенности социально-полити­чес­кой и культур­ной жизни. С глубокой древности возникло деление на­родов на западные и восточные. При этом имеется в виду не при­над­леж­ность к Западу (Европа) или Востоку (Азия) в географическом смысле, а общность исто­ри­чес­кой судьбы, общественной жизни этих народов. Понятие “историческое про­странство” нередко употребляется вне связи с конкретной территорией. На­пример, христианский мир был синонимом Запада, а мусульманский — синонимом Востока.

Исторический факт3 — это реальное событие прошлого. Все прошлое человечества соткано из исторических фактов, их множество. Факт - войны Александра Македонского, факт – единичное событие из личной жизни одного человека. Конкретно-исторические факты мы получаем из истори­чес­ких источ­ников4 . Все прошлое человечества состоит из фактов, но для по­лучения исторической картины требуется факты выстроить в логическую цепочку и объяснить их.

Теории исторического процесса или теории изучения (методологическая интерпретация5) определяются предметом исто­рии. Теория6 — логическая схема, поясняющая исторические факты. Сами по себе исторические факты как “фрагменты дей­ствительности” ничего не объясняют. Только историк дает факту толкование, которое зави­сит от его идейно-теоре­ти­чес­ких взглядов.

Что отличает одну теорию исторического процесса от другой? Раз­личие между ними состоит в предмете изучения и системе взглядов на исторический процесс. Каждая схема-теория из множества исторических фактов выбирает только те, которые вписываются в ее логику6. Исходя из предмета исторического ис­сле­до­ва­ния, каждая теория выделяет свою периодизацию, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию8. Различные теории выявляют только свои закономерности или альтернативы — варианты исто­ри­че­с­кого про­цесса и предлагают свое видение прошлого, делают свои прогнозы на будущее.

Истинными могут быть только факты истории, толкование этих фак­тов всегда субъективно. Тенденциозно подобран­ные и выстроенные в заранее заданную логически-смысловую схему факты (без объяс­нения и выво­дов) не могут претендовать на объективную ис­то­рию, а всего лишь яв­ля­ют собой пример скрытого подбора фактов определенной теории.

Различные теории изучения, объясняющие реальные исторические фак­ты, не имеют преимущества друг перед другом. Все они “правдивы, объек­тив­ны, верны” и отражают различие мировоззрений9 , систем взгля­дов на историю и современное общество. Критика од­ной теории с позиции дру­гой некорректна, так как подменяет мировоззрение, предмет изучения. Попытки создать общую (единственную), универсальную теорию, то есть объединить разные теории – мировоззрения (предметы изучения), антинаучны, так как приводят к нарушению причинно-следст­венных связей, к противоречивым выводам.

По предметам изучения выделяются три теории изучения: религиозно-историческая, всемирно-исто­ри­ческая, локально-историческая.

В религиозно-исторической теории предметом изучения является движение человека к Богу, связь человека с Высшим разумом, Творцом — Богом. Суть всех религий состоит в понимании кратко­вре­менности существования материального — тела человека и Вечности души.

В рамках религиозно-исторической теории существует несколько направлений (христианство, ислам, буддизм и др.). В данном учебном пособии рассматривается только христианско-православное направление. С точки зрения христианст­ва, смысл истории заключается в последовательном движении человека к Богу, в ходе которого формируется свободная человеческая личность, преодо­левающая свою зависимость от природы и приходящая к познанию конечной истины, дарованной человеку в Откровении. Освобождение человека от первобытных страстей, превращение его в сознательного последователя Бога — основное содержание истории. Авторами трудов и учебников по истории России, написанных с религиозных позиций, являются А. В. Карташов, В. Д. Поспеловский и др.

Во всемирно-исторической теории предметом изучения является общемиро­вой прогресс человечества, позволяющий получать по возрастающей материальные блага. Во главу ставится социальная сущность человека, прогресс его сознания, позволяющий создать идеального человека и общество. Общество обособилось от природы, и человек преобразует природу в соответствии со своими возрастающими потребностями. Развитие истории отождествляется с прогрессом. Все народы проходят через одни и те же стадии прогресса. Одни про­хо­дят прогрессивный путь развития раньше, дру­гие — позднее. Идея прогрессивного общественного развития рассматривается как закон, как необходимость, неизбежность. Теория особую роль отводит научной категории историческое время.

Всемирно-историческая теория проециро­валась на Англию, Германию, Францию XIX века и выявляла черты становления человечества в той форме, в какой это имело место в Западной Европе. Присущий дан­ной теории европоцентризм сокращает возможности построе­ния кар­тины всемирной истории, ибо не учитывает особенности развития не только иных миров (Америка, Азия, Африка), но даже так на­зы­ваемой европейской периферии (Восточная Европа и особенно Рос­сия). Абсолютизировав с европо­центристских позиций понятие “прогресс”, историки “выстроили” народы по иерархической лестнице. Сложилась схе­ма разви­тия истории с “передовыми” и “отсталыми” народами.

В рамках всемирно-исторической теории изучения существуют направления: материа­листическое, либеральное, технологическое.

Материалистическое (формационное) направление, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отноше­ний, связан­ных с формами собствен­но­сти. История представляется как закономерность смены общественно-экономи­ческих форма­ций10 , на стыках которых происходят революционные изменения. Вершиной развития общества яв­ляется коммунисти­ческая формация. В основе смены формаций лежит противоречие между уровнем развития произ­водительных сил11 и уровнем развития производственных отношений12. Дви­жу­щей силой развития общества является классовая борь­ба между иму­щими, владеющими частной собственностью (эксплуататорами), и неимущими (эксплуа­тиру­емы­ми), закономерно приводя­щая в конечном итоге к уничтожению частной собственности и построению бесклассового общества. Первая глава “Мани­феста коммунистической пар­тии”, написанная К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1848 году, начинается так: “История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов”. Одни страны проходят стадии общественно-экономических формаций (первобытнообщинную, рабовладельче­скую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую) ранее, а другие чуть позднее. Пролетариат более прогрессивных стран (Европейский континент) помогает пролетариату менее прогрессивных стран (Азиатский континент). Материалистическое направление в истории России представлено трудами и учебниками М. Н. Покровского, Б. А. Рыбакова, М. П. Кима и др.

Либеральное (модернизационное) направление, изучая прогресс–эволюцию человечества, отдает приоритет в нем развитию личности, обеспечению его индивидуальных свобод. Личность служит отправной точ­кой для либерального изучения истории. Либералы считают, что в истории всегда есть альтернатива развития13. А сам выбор, вектор прогресса, зависит от сильной личности — героя, харизматического лидера14. Если вектор прогресса истории соответствует западно-европейскому образу жизни — это путь обеспе­­­чения прав и свобод человека, а если — азиатскому, то это путь деспотии, произвола властей в отношении к личности. Либеральное направление в истории России представлено трудами и учебниками И. Н. Ионова, Р. Пайпса, Р. Верта и др.

Технологическое (модернизационное) направление, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе. Человечество “обречено” на техни­ческое развитие, проходя путь от выделения “из животного мира” до ос­во­ения пространств космоса. Вехами в этом развитии являются фундаментальные открытия: появление земледелия и скотоводства, освоение металлургии железа, создание конской упряжи, изобретение механического ткацкого станка, паровой машины и т.д., а также соответствующие им политические, экономические и общественные системы. Фундаментальные открытия определяют прогресс человечества и не зависят от идеологической окраски того или иного политического режима. Технологическое направление делит историю человечества на периоды: традиционный (аграрный), индустриальный, постинду­стриаль­ный (информационный)15. Эволюция распространения фундаментального открытия как в рамках одной страны, так и за ее пределами получила название мо­дер­низации16. Технологическое направление в истории представлено трудами и учебниками С. А. Нефедова, В. А. Красильщикова и др.

В локально-исторической теории предметом изучения яв­ляю­тся локальные цивили­зации17. Каждая из локальных цивилизаций самобытна, слитна с природой и проходит в своем развитии стадии рождения, станов­ления, расцвета, упадка и гибели. На смену погибшей цивилизации приходит другая цивилизация. Во главу теории ставится генетико-биологическая сущность человека и конкретной среды его обитания. Человечество составляет часть Природы-биосферы и изменяется вместе с ней. Не прогресс сознания, разума человека, а его подсознание, вечные биологические инстинкты: продление рода, зависть, стремление жить лучше, чем другие, жадность, стадность и д. р. определяют и неизбежно повторяют во времени ту или иную рожденную Природой форму устройства общества. Не история повторяется на новом витке развития, повторяется биологический вид – человек во времени со своими постоянными биологическими инстинктами. В Природе идет неуклонный круговорот жизненных циклов. Жизнь человека определяет среда обитания, а не прогресс. Теория особую роль отводит научной категории историческое пространство.

Английский поэт Р. Киплинг писал: “Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места они не сойдут, пока не предстанет Небо с Землей на страшный Господень суд”.

В рамках локально-исторической теории существует ряд направлений — славянофильство, евразийство, этногенез и др. Так, в начале ХХ века в среде российской эмиграции возникло “евразийское” направление, содержащее идею об уникальности сложившегося на стыке Европы и Азии российского общества. У российской (евразийской) локальной цивилизации, в отличие от других, “особый” путь раз­вития. Российская духовность ни­когда не будет “подавлена” духов­ностью других народов. “Россия — Вели­кая страна от рождения”. Локально-историческая теория представлена трудами и учебниками Г. В. Вернадского, Л. Н. Гумилева и др.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ РОССИИ

ИСТОРИЯ РОССИИ... ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ КНИГА I...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Источники иллюстраций

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Теории изучения
  Правила многотеоретического ИЗУЧЕНИЯ   1. Многотеоретическое изучение истории направлено на самостоятельный научный поиск обу­чаемого, способ

Понятийный аппарат истории
  (каждая из теорий изучения вводит свои специфические понятия, а общепринятые наполняет своим смыслом)   Государство: 1) Фра

Теории изучения
  Теории изучения исторических фактов Религиозно-историческая (Движение человечества к Богу. Высшая ценность ¾ Душа)   Всемирио-

Различия в теориях изучения
Название теории Принципы теории Главное в теории Религиозно-историческая (Христианская) Вера в Бога, в

Всемирно-историческая теория
  Предмет изучения – общемировой прогресс человечества Направления изучения Европоцентризм Передовые регионы (Запад

Историческое время (периодизация) в трудах российских историков
В. Татищев (1686–1750) Всемирно- историческая теория 1) 1) Единовластие (от Рюрика до Мстислава 862–1132 гг.). 2) 2) Аристократия удельног

Теории происхождения славян
  Миграционная Славяне локализовались на небольшой территории, а затем расселились по Восточной Европе. Мнения о прародине славян: Дунайская, Пр

Государства и народы на территории Восточной Европы и Сибири до XII в.
1) 1) Киммерийцы (?– VII в. до н. э.); 2) 2) Скифы (VII в до н. э. – III в. н. э.); 3) 3) Сарматы ( II в. до н. э. – IV в. н. э.); 4) 4) Готы ( II – IV в. н. э.);

Учебная
Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М., 1997; Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории. 8—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учебн. заведений / Под ред. А.М. Па

Научная
1. Монографии: Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1999 (либеральная). Карташов А.В. История русской церкви: В 2 т. М., 1992—1993 (религиозная).

Сравнительно-теоретические схемы
предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация   № 1. Всемирно-историческая теория о возникновении государства Киевская Русь  

ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ
  Из правил многотеоретическоГО изучения   1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно. 2. Субъективно выделяются три те

Учебная
Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М., 1997; Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории. 8—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учебн. заведений / Под ред. А.М. Па

Научная
1. 1. Монографии: Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989 (локальная). Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв. М., 1985 (материали

Сравнительно-теоретические схемы
предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация   Монгольское завоевание Руси   Название интерпрета

Из правил многотеоретического изучения
  1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно. 2. Субъективно выделяются три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая (направления: материалисти­ческ

Учебная
Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М., 1997; Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории. 8—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учебн. заве

Научная
1. Монографии: Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991 (либеральная). Алексеев Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига. М., 1990 (либеральная).

Сравнительно-теоретические схемы
предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация   № 1. Причины возвышения Москвы   Название интерпр

ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ
  Из правил многотеоретическоГОизучения   1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно. 2. Субъективно выделяются три тео

Учебная
Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М., 1997; Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очер­ки по русской истории. 8—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учебн. заведений / Под ред. А. М.

Научная
1. Монографии: Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного. Л., 1989 (либеральная). Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960

Сравнительно-теоретические схемы
предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация № 1. Причины опричнины Ивана IV (Грозного)     Назв

ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ
  Из правил многотеоретическоГО изучения   1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно. 2. Субъективно выделяются три теории изучения: ре

Учебная
Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М., 1997;Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории. 8—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учебн. заведений / Под ред. А.М. Пан

Научная
1. Монографии: Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. М., 1989 (материалистическая). Карташов А.В. Ист

Сравнительно-теоретические схемы
предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация № 1. Причины введения крепостного права в России Название теории

Из правил многотеоретическоГО изучения
  1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно. 2. Субъективно выделяются три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая (направления: материалисти­ческ

Учебная
Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII — XIX вв.: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.Н. Сахарова. 4-е изд. М., 1998 (универсальная – синтез теорий)

Научная
1. Монографии: Анисимов Е.В. Время Петровских реформ. Л., 1989 (материалистическая).Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодер­жавие Петра Великого в перв

ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ
  Из правил многотеоретическоГО изучения   1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно. 2. Субъективно выделяются три теории изучения: ре

Учебная
Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII—XIX вв.: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.Н.Сахарова. 4-е изд. М., 1998 (универсальная – синтез теорий).

Научная
1. Монографии: Аниси­мов Е.В., Эйдельман Н.Я. В борьбе за власть: Страницы политической истории России XVIII в. М., 1988 (материа­листическая). Брикнер А.Г. Ис

Сравнительно-теоретические схемы
предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация № 1. Причины дворцовых переворотов     Название тео

Учебная
Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII–XIX вв.: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.Н. Сахарова. 4-е изд. М., 1998 (универсальная). Верн

Научная
1. Монографии: Балязин В.М. Император Александр I. М., 1999(либеральная). Власть и реформы. СПб., 1996(либеральная). Гордин Я.А. Мятеж реформа

Сравнительно-теоретические схемы
предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация   № 1. Оценки политического развития России в первой половине XIX века  

ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ
  Из правил многотеоретическоГО изучения   1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно. 2. Субъективно выделяются три те

Учебная
Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII—XIX вв.: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.Н. Сахарова. 4-е изд. М., 1998 (универсальная). Верн

Научная
1. Монографии: Великие реформы в России 1856—1874. М., 1992 (либеральная).Власть и реформы. От самодержавия до Советской России. СПб., 1996 (либеральная). В

Правила изучения
  1. Многотеоретическое изучение истории направлено на самостоятельный научный поиск обу­чаемого, способного аргу­мен­ти­­ровано и цельно отстаивать выбранную (свою) теорию и пони­маю

Переход на главную страницу
Глава 1 Российская империя 1900–19141

Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
    литература различных теорий Учебная: Вернадский Г. В. Русская история: Учебник. М., 1997. (локальная). Вер

Каждая теория изучения имеет свою периодизацию.
Религиозно-историческая теория делит историю на периоды: 1) От сотворения Мира до рождения Иисуса Христа; 2) От рождения Иисуса Христа до конца Мира. Всемирно-исто

Переход на главную страницу
Глава 2 Мировая война и смена монархии республикой. Возникновение Советского государства[i][1]

Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
    литература различных теорий Учебная: Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П.

Переход на главную страницу
Глава 3 Гражданская война1  

Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
    литература различных теорий Учебная: Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П., Уткин А.

Переход на главную страницу
Глава 1 Россия в 20-е годы[ii][1]    

Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
  литература различных теорий   Учебная: Вернадский Г. В.Русская история: Учебник. М., 1997. (локальная). Верт Н.

ПРИМЕЧАНИЕ
    Переход на главную страницу Глава 2 Россия в конце 1920-х–1930-е гг.[iii]

Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
    литература различных теорий   Учебная: Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П.,

Переход на главную страницу
Глава 3 Россия в период Великой Отечественной войны (1941–1945)[iv][1]  

Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
литература различных теорий   Учебная: Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П., Уткин А.И. История Росси

ВЕЛИКая ОТЕЧЕСТВЕННая ВОЙНа
Религиозно-историческая теорияизучает движение человека к Богу. (Мировоззрение – спасение Души). Война стала серьезным испытанием русского народа, выдержать которое можно

Переход на главную страницу
Глава 4 Россия после Великой Отечественной войны (1946 – середина 1950-х годов)[v][1]

Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
литература различных теорий   Учебная: Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П., Уткин А.И. Ист

Оценки РАЗВИТИЯ СССР ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Всемирно-историческая теорияизучает общемировое развитие, прогресс человечества. Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогр

ПРИМЕЧАНИЕ
      Переход на главную страницу Глава 5 Россия в середине 1950-х– середине 1960-х годов[vi][1]

Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
    литература различных теорий   Учебная: Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П.,

Оценки РАЗВИТИЯ СССР В середине 1950-х– середине 1960-х годов
Всемирно-историческая теорияизучает общемировое развитие, прогресс человечества. Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогр

Деятельность совнархозов
  Название теории Предмет изучения (алгоритм)   Интерпретации факта в различных теориях Всем

Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
  литература различных теорий Учебная: Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П., Уткин А.И. Ист

Развитие советского общества середины 1960 – середины 1980-х гг.
  Всемирно-историческая теорияизучает общемировое развитие, прогресс человечества. Материалистическое направление всемирно-исторической теор

Итоги Хельсинского совещания 1975 года
и подписание заключительного акта о безопасности и сотрудничестве в европе Всемирно-историческая теорияизучает общемировое развитие, про

ПРИМЕЧАНИЕ
.       Переход на главную страницу Глава 1 «Новое политическое мышл

Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
литература различных теорий   Учебная: Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П., Уткин А.И. Ист

Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
литература различных теорий   Учебная: История России. XX век / Отв.ред. В.П. Дмитренко. М., 1998. (универсальная). Рябикин С. Новейшая истор

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги