рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СУЗДАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ.

СУЗДАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ. - Лекция, раздел История, КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 1. История первоначального Киевского государства, объединившего мелкие племена вокруг Киева до 1237 года Слово Суздаль — Фино-Угорское Слово. Это Центр Великорусской Народности. До 1...

Слово суздаль — фино-угорское слово. Это центр великорусской народности. До 12 века здесь преобладало финское население, которое было здесь туземным. Славянская колонизация началась ещё до 12 века из новгородской земли, а потом сюда хлынул поток из поднепровья, который привёл к смешению народностей фино-угров и славян. Произошла великорусская нация. На формирование этой народности действовал также и географический фактор: природа, почва, климат. Фины поселились здесь в незапамятные времена. Ещё историк 6 века Иорнанд уже называет племена, в названиях которых угадываются русские летописные названия эсты, весь, меря, мордва, чудь. Киевская летопись пишет о трёх финских племенах: мурома, меря и весь на Белом озере. Многие эти племена растворились в славянском потоке, потому что не строили городов, были разъединены. Единственной властью у них были шаманы, волхвы. Но память о них сохраняет топонимика, география. Сотни рек носят имена, оканчивающиеся на -ва, -га, -да, -ла, -жа, -ма, -на, -ра, -ша: Кутва, Лысьва, Москва, Нарова, Нева, Протва, Ветлуга, Волга, Малога, Онега, Вологда, Вожа, Ковжа, Унжа, Кама, Кинешма, Кострома, Пышма, Чухлома, Сухана, Цна, Шексна, Жиздра, Сура (две), Колокша, Клокша, Шокша, Мокша, а также Алатырь, Арзамас, Ардашев, Неро, Нерль, Ока, Суздаль. На Киевском юге были реки чисто славянского происхождения: Березина, Буг, Ворскла, Горынь, Десна, Днепр, Днестр, Ильмень, Свирь, Супонь, Трубежь. Ока — это и есть собственно река. Название племени весь сохранилось в названии города Весьегомск в Тверской области, село Корелы. Эти племена отличались миролюбием и кротостью, поэтому встреча с ними славян носила мирный характер. Летописи молчат о борьбе с местными племенами. Если и упоминаются конфликты, то они носили религиозный характер. Русские называли финские племена одним словом чудь. Ключевский пишет: "Русские сразу почувствовали своё превосходство над ними; на это указывает ирония, которая звучит в русских словах, производных от однокоренного чудь: чудить, чудно, чудак. Мирны были и колонисты, потому что принадлежали к крестьянскому населению, искавшему спасения от набегов кочевников. Происходило заселение а не завоевание края. Русское население преобладало, преобладало его влияние. Но есть и обратное влияние — в русскую среду проникло немало физических и нравственных особенностей растворивших в ней финнов. Великороссу присуща скуластость. Преобладание смуглого цвета волос и лица и особенно нос "картошкой". Изменился и древнерусский говор: специалисты говорят, что в Киеве говорили на -о-, а вот в большей части Суздальской земли говорят на -а-. Владимир Даль допускает мысль, что "акающие" говоры образовались от чудских племён при их обрусении. Фино-угры очень мало обогатили нашу лексику. В прошлом веке академик Гротт насчитал всего около 60-ти финских слов. Из них известны ряса, пурга, пахтать (масло), кулепня (деревня). Древнерусский говор сохранился в наилучшем виде в Новгороде. Надо признать влияние финнов на состав населения: что преобладало сельское или городское население. Конечно же сельское. Ведь финны были селянами также как и славяне, поэтому всё население было сельским в отличие от Киевской земли, где было много городов. Именно поэтому её и назвали арабы Гардарикой. Северная же земля называлась землёй селян. На великоросса оказала влияние природа. На юге была сушь, а эта земля обильна лесами и болотами, густой сетью рек и речек, суглинком. Поэтому основная часть населения занималась земледелием, да и в городах жители тоже занимались хлебопашеством.

Деревни были мизерными, в 1-3 крестьянских двора на северо-востоке на России вплоть до XVII века. Трудно было отыскать среди этих лесов и болот удобное сухое место для земледелия, для поселения, труд хлебороба был изнурительным: борьба с лесом, бензопил не было, надо было валить лес, корчевать пни. Сначала земля давала отменный урожай, а через 6-7 лет земля истощалась и крестьянин переходил на новое место, занимал другую землю, ставил новый “починок на лесе”. Отсюда широко распространенное название деревень — Починки. Так крестьянин все дальше передвигался, пока не дошел до естественных границ: до Белого моря и до Урала. (Урал — слово тюркское.) Крестьянин довольствовался малым — не распахивал много, даже если бы мог, п.ч. излишки он не мог продать. Занимался лесными промыслами, лес кормил крестьянина: лыкодерство (кору на лапти, лукошки, посуда), мочальный промысел, звероловство, бортничество (борть — дикое пчеловодство), рыболовство, солеварение (поднимали из скважин в бодьях соляной раствор и выпаривали на протвенях под огнем), смолокурение (смолу гнали из коры) и железное дело (железная руда из болот). В сравнении с Южной Русью Суздальский край — крестьянская страна, где главным занятием было земледелие или хлебородство, где господствовало натуральное хозяйство (хозяйство, в котором крестьянин ничего не покупал, не продавал — все необходимое производил сам для себя). В Суздальском крае господствовала незначительность крестьянской запашки, подвижный характер хлебопашества, господство переносного или переложного земледелия. Эта природа сформировала не только хозяйственный уклад, но и национальный характер великоросса. “Природа-мачеха, — по выражению Забелина,- создавала тысячи неудобств, лишений и трудностей. И сейчас этот край называют зоной рискованного земляделия. Поэтому крестьянину надо было смотреть в оба, не соваться в воду не зная броду. Это приучало его к терпеливой борьбе с лишением. Это один из самых терпеливых, непритязательных, выносливых народов, если не сказать аскетических. Отсюда великоросс — терпеливый воин. Где бы не остановился поселенец ему надо было изучить новое место, отсюда удивительная наблюдательность в народных великорусских приметах, что обнаруживаешь в с/х календаре, который сросся с церковным календарем”

Ключевский пишет: “Церковный календарь это памятная книжка наблюдений хлебороба над природой и вместе дневник его дум над своим хозяйственным житьем-бытьем. Август — когда серпы греют на горячей работе, а вода уже холодеет. (Коса — пришла только при Петре I с Запада, она называется “коса-литовка”). Когда на Преображеннье — Второй Спас — две руковицы про запас. Сентябрь — холоден, да сыт. Октябрь — грязник, ни колеса, ни полоза не любит. Ноябрь — курятник, 1 ноября — в день Косьмы и Дамиана, бабы кур режут, от того и зовется этот день — “курячий именинник, куриная смерть”. Природа Великороссии непостоянна и своенравием климата обманывает самые скромные ожидания труженика и привыкнув к этим обманам расчетливый великоросс любит подчас очертя голову выбрать самое что ни на есть безнадежное и нерасчетливое решение, т.е. противопоставить капризу природы — каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский “авось””.

Природа отпускает русскому мужику короткое лето и это заставляет его спешить. Великоросс приучается к кратковременному напряжению всех сил: привыкает работать скоро и споро, лихорадочно, а потом отдыхать дождливую осень и студеную зиму. До полусмерти трудится, а потом до полусмерти пьет. Бисмарк говорил: “Русский медленно запрягает, но быстро ездит”. У великоросса нет привычки к ритмичному, ежедневному, размеренному, методичному труду. Мы либо лежим, либо бежим. То на скаку, то на боку. Житейские случайности приучили его больше обсуждать пройденный путь, чем заглядывать вперед. Русский человек задним умом креп. Крижанич (хорват), приехав в Московское государство в 17 веке наблюдал у русских “неумеренное употребление силы, неумение идти средним путем и отсутствие меры”. Бердяев: “Мы — русские — апокалиптики или нигилисты”.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 1. История первоначального Киевского государства, объединившего мелкие племена вокруг Киева до 1237 года

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РОССИИ... Глав... ВЛАДИМИРА ДМИТРИЕВИЧА ЮДИНА Главное содержание курса повествование о том как из разрозненных славянских плем н образовалась Русь и единый русский народ как образовалась...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СУЗДАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИСТОРИОГРАФИЯ.
Н. М. Карамзин ( 1766 — 1826). Родился в Симбирской губернии. Дворянин. В девять лет пристрастился к чтению, в 14 лет был привезён в Москву и отдан в пансион. Посещал основа

НАЗВАНИЕ НАШЕЙ СТРАНЫ И НАЗВАНИЕ РУССКОГО НАРОДА.
Откуда пошло название Русь? Это очень трудный и спорный вопрос. Обратимся к летописному рассказу "Повесть временных лет". Это история по годам. "Варяги из "заморья" брали д

РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН.
Прародиной славян считаются северные склоны Карпатских гор. Это господствующее мнение. Здесь славяне существовали под именем венедов и склавинов. Под такими названиями известны ещё в готские и гунн

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КНЯЗЕЙ.
Норманисты их называют варяжскими, поэтому мы можем сформулировать тему как “Деятельность варяжских князей”. Да, пожалуй, первыми князьями были варяги это мнение, повторяю, Платонова, Погодина, Клю

ИДЕЯ САМОДЕРЖАВИЯ И ЕДИНОДЕРЖАВИЯ.
Самодержавие — это факт независимости государя от иноплеменников. Восточная церковь выросла из тесного союза со светским обществом, вследствие услуг, оказанных императорами, “под впечатлением велик

ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА ЯЗЫК.
Евгений Францович Шмурло обратил внимание на влияние христианства на словарь (“Курс русской истории”). Он первый из русских историков, побывавших в Ватиканском архиве. Его послали из Академии наук

ВЛАДИМИР МОНОМАХ ( 1113 –1125 ).
По смерти Святополка киевляне пригласили Владимира, но это противоречило решениям княжеского съезда в Любече в 1097 году, где решили: пусть каждый держит свою отчину, поэтому Киев должен был получи

ИСТОЧНИКИ СУЩЕСТВОВАНИЯ КНЯЗЕЙ.
Таковыми являются: Дань с населения, пошлины (судные или таможенные), князья лично владели сёлами. Князя окружала дружина, которая составляла порой 1000 человек. Состояла из старших дружин

СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ.
Василий Осипович Ключевский считал, что важны все факторы общественной жизни. По отношению к князю общество делилось на три сословия: 1. Княжеские мужи; 2. Люди; 3. Холопы. Княжеские мужи

ЮРИДИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ “РУССКОЙ ПРАВДЫ”.
Первый источник — это обычное право древней языческой Руси. Второй источник — это княжеское законодательство. Например: во второй статье Пространной Правды изложен закон Ярослава о замене

ПРИЧИНЫ УПАДКА КИЕВСКОЙ РУСИ.
У многих неверное представление, что падение Киевской Руси связано с нашествием татар. За сто лет до них Киев клонится к упадку. Причины были внутренние и внешние. Во-первых, древняя Киевская Русь

СВЯТОЙ КНЯЗЬ АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ. (1110-1174).
Михаил Погодин говорит о нем: “Он обратил средоточие русской государственной тяжести в другую сторону, он вывел на позорище истории другое племя — великорусское, самое младшее из всех племен наших.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ МОНГОЛЫ И ТАТАРЫ.
С. Соловьев, ссылаясь на немецкого исследователя прошлого века, пишет: “Исстари китайские летописцы в степях на северо-запад от страны своей обозначали два кочевых народа под именем “Монгкулы” и “т

БОРЬБА С НЕМЦАМИ И ШВЕДАМИ. СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ (1220 — 1263).
Не зря говорится: тот кого любят более умирает рано. Шмурло сказал замечательные слова: "Он прилагает невероятные усилия ввести расхлеставшееся татарское море в должные границы. Заискивает у т

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИВАН ТРЕТИЙ
(1462 — 1505) Московское княжество со всех сторон было окружено русскими владениями: землями Новгорода Великого, Твери, ростовскими , ярославскими и рязанскими. Иван сумел

ФЁДОР КУРИЦЫН
Внешними политическими делами ведал двадцать лет с 1480 по 1500 год ведал дьяк Фёдор Курицын. Ему поручались самые ответственные дела(известному жидовствующему). Ему поручалось устройство династиче

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА "ЦАРЬ".
Официальное мнение, что слово происходит от слова "Цезарь". Карамзин с этим не согласен. Он пишет: "Сие имя не есть сокращение латинского "Цезарь", но древнее латинского. П

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги