рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СВЯТОЙ КНЯЗЬ АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ. (1110-1174).

СВЯТОЙ КНЯЗЬ АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ. (1110-1174). - Лекция, раздел История, КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 1. История первоначального Киевского государства, объединившего мелкие племена вокруг Киева до 1237 года Михаил Погодин Говорит О Нем: “Он Обратил Средоточие Русской Государственной ...

Михаил Погодин говорит о нем: “Он обратил средоточие русской государственной тяжести в другую сторону, он вывел на позорище истории другое племя — великорусское, самое младшее из всех племен наших.” Его отец — Юрий Долгорукий, сын Владимира Мономаха, был первым ростовским князем, при котором Ростовская земля обособилась в отдельное княжество, а до Юрия это чудское захолустье было окраиной Южного Переяславского княжества. Формально первым ростовским князем был Юрий Долгорукий, настоящим первым русским князем был Андрей Боголюбский, но Юрий не избавился от киевских привязанностей и всю жизнь боролся за Киев (отсюда — Долгорукий — рука тянулась до Киева) и наконец завоевав его в 1154, скончался здесь в 1157 очень довольный решенной задачей. Сын его Андрей сбросил киевские чары, порвал киевскую пуповину, вернулся на суздальщину и остался здесь превратив ее в митрополию. Родился он в 1110 году на северо-востоке и прожил здесь большую половину жизни, мать его была половецкая княжна, в крещении Мария. По рождении его наименовали Китаем (древнерусское имя), в крещении Андреем. От отца получил в удел Владимир на Клязьме. Андрей появляется в Киевской земле в 1148-1149 гг. — когда Юрий Долгорукий в первый раз занимал Киевский стол. Андрей был доблестным воином, очень азартным — в азарте боя залетал в самую гущу схватки и не замечал, как с него однажды сбили шлем, а после он быстро отрезвлялся от воинственного опьянения, становился осторожным, осторожным политиком. Он не любил войны — “не величав был Андрей на ратный чин” — летописец. В 1164 году он разгромил волжских болгар. Вторая жена у него была болгарка — привел пленницу для себя. Не было у него и привязанности к Киеву, как у отца. Когда Юрий, в 1151 году потерял Киев и плакал горючими слезами — сын утешал его: “Нам теперь батюшко здесь делать нечего, уйдем ка отсюда затепло”- т.е. осенью. Вернувшись на Киевский стол (в 1154) отец дал сыну в удел Вышгород, но Андрей тайком уходит на родину во Владимир, прихватив с собой тайком икону Б.М. Избрав город на Клязьме своим седалищем он не призирает Киев. По смерти отца он по праву старшинства вел борьбу за Киев и его сын — Мстислав взял его “копьем” (приступом) с союзниками и разграбил его в 1169 году. Летопись: “Были тогда в Киеве на всех людях стон и туга, скорбь неутешная и слезы непрестанные”. Андрей снова не поехал в Киев — отдал младешему брату Глебу. Северный летописец пишет: “Сын Андреевич ушел домой к отцу с честью и славою великою”, а южный добавляет “и с проклятиями”. Киевский погром м.б. обьясняется как месть за 1157 год, когда по смерти Юрия Долгорукого избивали по городам и селам, приведенных Юрием сюда суздальцев или это обьясняется психологией удельного времени: в период усобиц бывало так, что удельный князь почитавший свои святыни и монастыри, в чужих землях сжигал храмы, грабил монастыри и оскорблял даже святыни в чужих землях. “Так разрыв народности обозначился кровавой полосой” — об этом Ключевский. Андрей носил звание великого князя Киевского, живя на севере. Он — первый отделил старшинство от места. При нем старшинство получило личное значение. Его деятельность была попыткой произвести переворот в политическом сознании Русской земли. Андрей создал другое великое княжение — Суздальское и сделал Владимир — великокняжеским столом. В Киеве был также великий князь Ростислав Изяславич. Андрей в управлении суздальской землей также действовал по новому. Он д.б. сесть в старшем городе (Ростов или Суздаль) в своей волосте и советоваться с вече, а он избрал Владимир — где не было вече, “сильно устроил его”, выстроил храм Успенья “чудную Богородицу Златоверхую”, наполнил город купцами, искусными ремесленниками, так пригород превзошел старшие города, что сердило ростовцев и суздальцев. Не любил он и старшей дружины, не брал их с собой на охоту, “велел им особно утеху творити, где им угодно”, привлекал к утехе отроков, “желая быть самовласцем”, он изгнал предних мужей отца, казнил брата своей первой жены — шурина, боярина Кучковича. А брат Кучкович составил заговор от которого и погиб строгий Андрей. Первая жена — дочь боярина Кучки, села Москвы. Первую жену дал ему отец — Юрий Долгорукий, который отнял у боярина Кучки жену для себя, а для сына — дочь. Вторая жена — приведена из болгар, дочь болгарского царя, участвовала в заговоре против мужа. Летопись пишет: “Ненавидели князя Андрея свои домашние и была брань лютая в Ростовской и Суздальской земле”. Известен неудачный поход Андрея на Новгород в 1169 г., когда 400 новгородцев обратили в бегство 7000 суздальскую рать, плененных суздальцев новгородцы продавали дешевле овец. Современники отмечали в нем двойственность: смесь силы со слабостью. “Такой умник во всех делах, такой доблестный князь Андрей победил свой смысл невоздержанием” — недостатком самообладания. Ключевский сообщает: “В трудные минуты этот князь способен был развить громадные силы и разменялся на пустяки и ошибки в спокойные досужные годы”. Это был истый великоросс — очень набожный и нищелюбивый, перед заутреней сам зажигал свечи в храме, велел развозить по улицам пищу и питие для нищих, его грамотой от 1159 года КПЧ монастырь получил статус лавры. ТСЛ получил этот статус в 1744 году при Елизавете Петровне.

Надо сказать о хронологии. Нам дан год рождения 1110-й, дата кончины 1174-й. Есть и другая дата. Евгений Голубинский настаивает на датах 1111-й и 1175-й. По одним данным в 1174 г., по другим — в 1175 г. загадочной смертью скончался любимый сын — св. Глеб (Глеб Андреевич), он также канонизован, как и отец, 1,5 месяца спустя, в 1702 г. А в ночь, по Голубинскому с 28 на 29 июня 1175 г. убит князь Андрей изменниками в своем княжеском тереме в Боголюбове , под Владимиром (в 15 верстах). Во главе заговора стояли родственники первой супруги Андрея, Иулитты — бояре, братья Кучковичи (владельцы села Москва), затем — ключник ясень или осетин Анбал (это слово стало нарицательным) и крещеный еврей Ефрем Мойзич. Теперь я расскажу вам сцену убийства по книге Минея часть 1 изд. Москва 1988 г. (Одним из составителей этой минеи был о. Андроник Трубачев) “Пьяная толпа убийц из 20 человек пробралась ко дворцу, вырезала стражу и вломилась в покои безоружного князя. Ключник Анбал накануне похитил меч св. Бориса, постоянно висевший над постелью Андрея. Он, и в старости обладавший могучей силой успел ударом повергнуть на пол первых из нападавших, которого заговорщики тут же зарубили мечами, приняв его впотьмах за князя, но вскоре убийцы поняли свою оплошность “и по сем познаша князя и боряхуся с ним вельми и секоша его мечами и саблями и копийные язвы даша ему” Копьем был пробит лоб святого. Все остальные удары наносились сзади. Когда князь, наконец, упал, то убийцы бросились все из опочивальни, унося с собой убитого сообщника. Но князь был еще жив. Со стонами, истекая кровью, он спустился с лестницы, созывая стражу. Но стенания его услышали убийцы и повернули обратно. Князь успел укрыться в нише под лестницей. Злодеи осмелели, зажгли свечу и по кровавому следу нашли его. Иоаким Кучкович отсек ему правую руку. “Что я вам сделал? Бог отмстит вам за мою кровь и за мой хлеб??? Господи, в руки Твои предаю дух мой” — это были последние слова святого. Верный слуга, киевлянин Косьма отнес тело князя в храм. Игумен Арсений на третий день совершил чин погребения, а на 6-й день духовенство и народ с плачем предали земле тело князя в Успенском Соборе (Владимирском) В 1702 г. были обретены нетленные мощи святого (при Петре 1) и положены в приделе в четь Благовещения в Успенском Соборе во Владимире. В 1820 г. над мощами его была сооружена серебреная гробница. Как уже было сказано, полтора месяца спустя в том же году были обретены мощи сына Андрея — Глеба. Андрей Боголюбский был канонизован один из немногих в Синодальный период. Всего за 200 лет с 1700 г. до восшествия на престол Николая 2 было канонизовано 4 святых: свт. Тихон Задонский, свт. Димитрий Ростовский, св. Андрей Боголюбский и св. Глеб — сын Андрея. Когда он был убит, то детей в живых уже не было, остался только Юрий Андреевич, но он был далече, его не было на Родине. Он княжил в Новгороде, по смерти отца изгнан. Каким-то образом попал на Кавказ, женился на грузинской царице Тамаре, княжившей с 1184-й по 1213-й г. “Прекрасна как Ангел небесный, как демон коварна и зла” Что можно от такой жены ожидать? Она его изгнала и он умер неизвестно где. По Карамзину: “ Когда он был мужем совершил военные походы на Сев. Армению, Ширван (ныне часть Адзербаджана) и Адзерум. По грузинской летописи: “вследствие творившихся князем бесчинств, брак расторгнут"Следовательно, он должен был бежать. Тогда он с большим греческим войском двинулся из Константинополя в Грузию, борясь за престол. Разбит и исчез безвести. Вот такова кончина одного из сыновей св кн. Андрея. Кто же занял престол Владимирский? — Князь Всеволод Большое Гнездо, прозванный так за многосемейность. По преданию (рассказывает Татищев) Всеволод Большое Гнездо повелел зашить убийц Андрея в кожаные короба и бросить их в Плавучее озеро. (Татищев называет это озеро Поганым). И будто до сих пор эти короба, поросшие мхом, показываются на поверхности и слышаться даже стоны. Портрет св. Андрея. “Подобен рус, волосы мало кудреваты, брада не велика, аки князя Бориса, ризы княжеские шуба бархатная, багряная (как у порфирогенитов) выворот соболий, на голове шапка княжеская, опушка соболия, исподняя риза лазоревая и в сапогах".

ТАТАРО — МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ.

Слово иго имеет 2 значения. В древности игом называли снаряд или ящик за Плечами, на который наваливали груз. Главные письменные источники:

1.Плано Карпини, католический монах, путешественник: “История монголов”

Карпини — это первый европеец, попавший в Каракору. Прошел со спутником, польским монахом Бенедиктом 10000 км. Путешествие Карпини длилось более 2,5 лет с 1245-ого по 1247-й. Родился он в 1193 г.

2.Вильгельм Де Рубрук, католический монах: “Путешествие в Восточные страны”

Эти два источника были изданы в одной книге в Петербурге в 1911 г. Сейчас они переизданы

3.“Путешествия Марко Поло”

Вот главные письменные источники.

Главная книга: Вернадский “Монголы и Русь”. Лев Николаевич Гумилев “От Руси к России”, а затем общие сочинения Соловьева, Карамзина и т.д.

В 1240 г. татары сожгли Киев, пройдя огнем и мечем всю Русь. Русь была восточным флангом Европы (тогда Русь — Европейское государство). Страх напал на Западную Европу. Слыша жуткие рассказы о зверствах новых гуннов. Ходили слухи, что им несть числа. Татарское войско будто занимает пространство на 20 дней пути в длину и 15 дней пути в ширину. Огромные табуны диких лошадей следуют за ними. Что татары вышли будто из ада (тартарос) и слово татары (тартары) производили от этого названия. И на средневековых картах область обитания татар называлась Тартария. Т.о. татары — это исчадия ада, и потому они не похожи на других людей. Русские после битвы на Калке в 1223г. говорили, что это должно быть нечистые народы, которые некогда Гедеон загнал в пустыню и которые перед концом света должны явиться и пленить все народы. Германский император Фридрих также принял эту весть как кончину мира и призвал вместе выступить против татар: “Время пробудиться от сна, открыть глаза духовные и телесные, уже секира лежит при древе”. Но голос его не был услышан. Германию раздирала борьба императора с папой. Она ждала врагов парализованная страхом. Соловьев: “Европу спасли славяне, приняв удар на себя”. Весной 1240 г., после разгрома Киева Батый перешел Карпаты и разгромил венгерского короля. Король бежал в Австрию, оставив страну на растерзание врагам. Разгромив польских князей, татары были уже в Германии, и тут явился чешский король Вячеслав, татары отступили в Венгрию, опустошали Селезию, Моравию, но потерпели поражение от чешского воеводы Ярослава из Штенберга. Из Венгрии татары попытались вторгнуться в Австрию, но на их пути опять большое ополчение под начальством короля чешского Вячеслава и герцога Австрийского. Татары уклонились от битвы и неожиданно повернули на Восток. Многих историков озадачило, почему Батый повернул на Восток. У нас принято мнение А.С. Пушкина: “Варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились в степи своего Востока. Христианское просвещение было спасено истерзанной, издыхающей Россией. Но Европа в отношении России была столь же невежественна, как и неблагодарна”. А вот что пишет историк Вернадский в своей книге “Монголы и Русь”: “Бату (Батый) получил известие, что 11 декабря 1241 г. в Монголии умер великий хан Угедей и Бату решил отправиться обратно, чтобы принять участие в выборах хана. Он имел хорошие шансы и не хотел их упускать. Т.о. монгольская политика одолела монгольскую стратегию. Бату приказал армии уйти из Венгрии через Болгарию и Молдавию назад в степи. Венгрия оставалась под монголами 1 год. Болгария и Молдавия на целый век стали частью Монгольской империи, но ханом стал сын Угедея — Гуюк, но не Батый. Европа, придя в себя от ужаса, решила обезопасить себя от нового нашествия на Лионском Соборе 1245 г. Было решено послать к хану миссионеров, чтобы обратить его в христианство. В том же году папа Иннокентий 4 отправил 2 миссии на Восток во главе с Францисканцем Пла…… …Асцелина. Обе миссии закончились безуспешно, однако они (Карпини и Асцелин) представили отчеты о поездке. Особой обстоятельностью отличается рассказ Плано Карпини. В-третьих, озаботился о просвещении татар французский король св. Людовик 9 (1215-1270), его называют христианнейшим, отправивший 2 миссии на Восток. Одним из миссионеров Людовика был францисканец Вильгельм Де Рубрук. Планы Карпини и Рубрук дали интереснейшие сведения о татарах. Вот мы и воспользуемся их сочинениями для рассказа о жизни и быте монголотатар. Рубрук хорошо подготовился к путешествию: изучил географические сочинения, потому его сведения ясны и точны. У Плано Карпини есть фантастические рассказы. Вызывает сомнения факт людоедства у татар. Карпини: “Когда они воевали против китайского города, где прибывал их император, (Чингисхан начал войну с Китаем до нашествия Батыя, в1211г. В 1215 г. пала столица Китая — Пекин. Северный Китай был окончательно захвачен в 1280 г. 4-й хан — Хубилай завершил завоевания Китая и основал там новую династию Юань. Она правила Китаем до 1368 г. Какой можно сделать вывод? А тот, что Чингисхан был и китайским императором. И китайцы чтут его как китайского императора. В 60-х годах 20-го века Мао Дзедун в Пекине повелел соорудить Мавзолей Чингисхану, как китайскому императору. А вот, когда недавно наш президент ездил в Монголию, монголы говорили: “нет, Чингисхан — только наш император”) и осаждали его так долго, что у татар кончились все съестные припасы, то они брали тогда для еды одного из 10 человек” “Мало того, — пишет Карпини, — мы видели как они ели вшей. Они говорили: “Неужели я не должен есть их, если они едят мясо моего сына и пьют его кровь” Мы видели также как они ели мышей….В Монголии падает часто очень крупный град. Однажды, когда он неожиданно растаял, то более 160 человек утонуло при дворе императора великого хана Гуюка”.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 1. История первоначального Киевского государства, объединившего мелкие племена вокруг Киева до 1237 года

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РОССИИ... Глав... ВЛАДИМИРА ДМИТРИЕВИЧА ЮДИНА Главное содержание курса повествование о том как из разрозненных славянских плем н образовалась Русь и единый русский народ как образовалась...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СВЯТОЙ КНЯЗЬ АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ. (1110-1174).

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИСТОРИОГРАФИЯ.
Н. М. Карамзин ( 1766 — 1826). Родился в Симбирской губернии. Дворянин. В девять лет пристрастился к чтению, в 14 лет был привезён в Москву и отдан в пансион. Посещал основа

НАЗВАНИЕ НАШЕЙ СТРАНЫ И НАЗВАНИЕ РУССКОГО НАРОДА.
Откуда пошло название Русь? Это очень трудный и спорный вопрос. Обратимся к летописному рассказу "Повесть временных лет". Это история по годам. "Варяги из "заморья" брали д

РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН.
Прародиной славян считаются северные склоны Карпатских гор. Это господствующее мнение. Здесь славяне существовали под именем венедов и склавинов. Под такими названиями известны ещё в готские и гунн

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КНЯЗЕЙ.
Норманисты их называют варяжскими, поэтому мы можем сформулировать тему как “Деятельность варяжских князей”. Да, пожалуй, первыми князьями были варяги это мнение, повторяю, Платонова, Погодина, Клю

ИДЕЯ САМОДЕРЖАВИЯ И ЕДИНОДЕРЖАВИЯ.
Самодержавие — это факт независимости государя от иноплеменников. Восточная церковь выросла из тесного союза со светским обществом, вследствие услуг, оказанных императорами, “под впечатлением велик

ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА ЯЗЫК.
Евгений Францович Шмурло обратил внимание на влияние христианства на словарь (“Курс русской истории”). Он первый из русских историков, побывавших в Ватиканском архиве. Его послали из Академии наук

ВЛАДИМИР МОНОМАХ ( 1113 –1125 ).
По смерти Святополка киевляне пригласили Владимира, но это противоречило решениям княжеского съезда в Любече в 1097 году, где решили: пусть каждый держит свою отчину, поэтому Киев должен был получи

ИСТОЧНИКИ СУЩЕСТВОВАНИЯ КНЯЗЕЙ.
Таковыми являются: Дань с населения, пошлины (судные или таможенные), князья лично владели сёлами. Князя окружала дружина, которая составляла порой 1000 человек. Состояла из старших дружин

СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ.
Василий Осипович Ключевский считал, что важны все факторы общественной жизни. По отношению к князю общество делилось на три сословия: 1. Княжеские мужи; 2. Люди; 3. Холопы. Княжеские мужи

ЮРИДИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ “РУССКОЙ ПРАВДЫ”.
Первый источник — это обычное право древней языческой Руси. Второй источник — это княжеское законодательство. Например: во второй статье Пространной Правды изложен закон Ярослава о замене

ПРИЧИНЫ УПАДКА КИЕВСКОЙ РУСИ.
У многих неверное представление, что падение Киевской Руси связано с нашествием татар. За сто лет до них Киев клонится к упадку. Причины были внутренние и внешние. Во-первых, древняя Киевская Русь

СУЗДАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ.
Слово суздаль — фино-угорское слово. Это центр великорусской народности. До 12 века здесь преобладало финское население, которое было здесь туземным. Славянская колонизация началась ещё до 12 века

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ МОНГОЛЫ И ТАТАРЫ.
С. Соловьев, ссылаясь на немецкого исследователя прошлого века, пишет: “Исстари китайские летописцы в степях на северо-запад от страны своей обозначали два кочевых народа под именем “Монгкулы” и “т

БОРЬБА С НЕМЦАМИ И ШВЕДАМИ. СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ (1220 — 1263).
Не зря говорится: тот кого любят более умирает рано. Шмурло сказал замечательные слова: "Он прилагает невероятные усилия ввести расхлеставшееся татарское море в должные границы. Заискивает у т

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИВАН ТРЕТИЙ
(1462 — 1505) Московское княжество со всех сторон было окружено русскими владениями: землями Новгорода Великого, Твери, ростовскими , ярославскими и рязанскими. Иван сумел

ФЁДОР КУРИЦЫН
Внешними политическими делами ведал двадцать лет с 1480 по 1500 год ведал дьяк Фёдор Курицын. Ему поручались самые ответственные дела(известному жидовствующему). Ему поручалось устройство династиче

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА "ЦАРЬ".
Официальное мнение, что слово происходит от слова "Цезарь". Карамзин с этим не согласен. Он пишет: "Сие имя не есть сокращение латинского "Цезарь", но древнее латинского. П

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги