рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Контролирующая программа

Контролирующая программа - раздел Программирование, Разработка образовательной среды для дистанционного обучения по дисциплинам "Компьютерная графика" и "Системы искусственного интеллекта". Геометрические преобразования Контролирующая Программа. База Данных. Цель Анализа - Определение Функ...

Контролирующая программа. база данных.

Цель анализа - определение функциональных характеристик, функциональных и структурных составляющих обучающего ПО с учетом потребностей дистанционного образования. 1. Электронный учебник Электронный учебник - программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Он соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума.

Следует выделить два из основных требований к электронным учебникам - электронный учебник должен позволять изучить курс, пользуясь только книгой и входящим в учебник ПО - электронный учебник должен предоставлять обучаемому оптимальное сочетание различных способов изучения курса.

Можно отметить следующие особенности методологического подхода, основанного только на электронном учебнике Необходимость обеспечения самостоятельного освоения материала полностью исключает преподавателя из процесса обучения, оставляя за ним решение учебно-методических задач на стадии создании элек тронного учебника и настройки ПО на конкретный учебный процесс. Требование о предоставлении обучаемому оптимального сочетания различных способов изучения курса приводит к необходимости реали зации в ПО электронных учебников различных методических прие мов, доступных преподавателю- разработчику, что влечет за собой ус ложнение структуры и громоздкость ПО. Но при этом обучаемый сам выбирает кажущуюся ему удобной форму обучения, тогда как это должен делать преподаватель или обучающая программа при условии формирования в ней модели обучаемого Следствием вышесказанного является высокая стоимость разработок - затраты на разработку ПО, обеспечивающего 1 час курса, оценены в 10 тысяч долларов США - затраты на разработку 6-семестрового автоматизированного курса по высшей математике оцениваются в 3-5 миллионов долларов США Многие проблемы, перечисленные выше, могут быть решены при ис пользовании методов искусственного интеллекта на этапе формирова ния учебного материала и сценария учебника Использование методов искусственного интеллекта позволяет значи тельно повысить гибкость и сравнительно легкую модифицируемость сценария электронного учебника Занимательность представляемого учебного материала обеспечивается использованием средств машинной графики, а простота работы с ПО поддерживается специально разрабатываемыми интерфейсами обучаемого В большинстве действующих ПО электронных учебников существует база данных контроля знаний обучаемых. 2. 1. 2. Образовательная среда Следующим видом компьютерных обучающих программ являются образовательные среды - обучающее ПО, которое позволяет оперировать с объектами определенного класса. Среда реализует отношения между объектами, операции над объектами и отношениями, соответствующие их определению, а также обеспечивает наглядное представление объектов и их свойств.

Обучаемый оперирует объектами среды, руководствуясь методическими указаниями в целях достижения поставленной дидактической цели, либо производит исследование, цели и задачи которого поставлены обучаемым самостоятельно.

Особенности методологии образовательных сред - образовательная среда как средство обучения предоставляет возможность развития наивысших, продуктивных форм мышления - основной функцией ПО образовательной среды является моделирование - визуализация процесса моделирования требует использования разнообраз ных средств машинной графики - достижение реальной самостоятельности обучаемого возможно при исполь зовании методов искусственного интеллекта, для чего необходимо - час тично заменить алгоритмическую часть ПО образовательной среды на дек ларативное описание в форме базы знаний - заменить частично управляю щую часть ПО образовательной среды механизмом логического вывода - предоставить обучаемому возможность изменения содержания базы знаний - образовательная среда ориентирована на самостоятельную работу, но тем не менее должна иметь определенные виды контроля или протоколирования действий пользователя, что с применением методов искусственного интел лекта поможет сформировать модель обучаемого. 2. 1. 3. Лабораторный практикум ПО лабораторного практикума служит для проведения наблюдений над объектами, их взаимосвязями или некоторыми их свойствами, для обработки результатов наблюдения, для их численного и графического представления и для исследования различных аспектов использования этих объектов на практике.

Одно из основных требований к лабораторному практикуму имеет следующий вид должны быть четко определены цели эксперимента, описаны средства и методики проведения эксперимента, методы обработки и анализа экспериментальных данных, формы отчета.

Следует отметить, что лабораторный практикум по своему определению и поставленным целям должен быть составной частью образовательной среды.

Функции включаемых в ПО лабораторных практикумов средств машинной графики должны включать возможности деловой и научной графики для визуализации различных графиков, кривых, поверхностей и других абстрактных математических объектов.

ПО лабораторного практикума должно включать средства редактирования для представления отчета и определенные виды контроля выполненного задания. 2. 1. 4. Тренажер ПО тренажеров служит для обработки и закрепления технических навыков решения задач.

Тренажеры обеспечивают получение теоретической информации и описание приемов решения задач, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль и должны включать следующие режимы работы теория, демонстрация примеров, работа с репетитором, самостоятельная работа, самоконтроль.

Среди основных требований к ПО тренажеров выделим следующие - в режиме репетитора желательно предусмотреть все возможные пути решения - путь продвижения должен определяться самим обучаемым.

Особенности методологии тренажеров Желание предусмотреть все возможные пути решения значительно усложняет ПО тренажеров и реально достижимо только для формали зованных задач и алгоритмов ПО тренажера должно включать средства редактирования и базу кон троля знаний Обучаемый должен решать только те задачи, которые предлагает тре нажер, и не может самостоятельно сформулировать аналогичную за дачу для решения, что вызвано отсутствием интеллектуализации ПО тренажеров Интеллектуализация тренажеров для повышения самостоятельности действий обучаемого и одновременное усложнение решаемых задач трансформирует тренажеры в образовательные среды Расширение круга задач, навыки решения которых отрабатывает и за крепляет тренажер, требует использования средств машинной графи ки требование о возможности получения любых комплексных справок по всему курсу максимально увеличивает трудоемкость разработки требуемых баз данных - решение указанных проблем возможно путем использования интеллектуальных баз данных текстового типа. Все современные концепции построения обучающих систем при их глубоком, осмысленном представлении достаточно примитивны по своей сути. Если исключить из рассмотрения безусловно красивый, но для нас в данном случае совершенно неважный интерфейс, исключить обилие выводимого оцифрованного видеоизображения, звуковые эффекты и т. п то большинство современных обучающих систем функционируют по приблизительно одной нехитрой стратегии.

Суть ее состоит в следующем обучаемому предоставляется достаточно широкий информационный канал, по которому он получает информацию обучающего, а скорее познавательного характера.

В данном случае обучаемому уготована роль стороннего наблюдателя за происходящим, что в совокупности с обилием выдаваемой информации приводит к тому, что постепенно человек запутывается в этом информационном потоке, либо что-то пытается усвоить и часто формирует у себя неверное представление о предмете, изучаемым таким образом.

Кроме того, даже в случае успешного запоминания обучаемым переданного материала вероятность того, что он сможет использовать его в дальнейшем без посторонней помощи достаточно невелика.

Дело в том, что после выдачи всей обучающей информации большинство обучающих систем в лучшем случае проводит небольшое контрольное тестирование по теоретическим вопросам или стандартным задачам, описанным же в выдаваемой информации.

Таким образом, получив достаточный объем обучающей информации, пусть даже в виде прекрасно подготовленного курса, по конкретной теме, обучаемый по окончании работы с системой не имеет достаточного практического опыта для применения на практике полученных знаний и дальнейшем ему могут понадобится дополнительные практические занятия или непосредственные занятия с преподавателем - составителем учебного курса для системы дистанционного образования, что в конечном итоге сводит на нет всю ценность разработанной обучающей системы и ставит под сомнение смысл ее разработки.

Для устранения указанных недостатков в разработанной системе дистанционного образования изначально была заложена принципиально иная концепция, в основном направленная на формирование у обучаемых достаточно хороших практических навыков по изучаемым курсам.

Этой цели подчинены 75 режимов работы созданной системы. Разработчиками сделана попытка заложить в разработанную систему некоторую универсальность путем определения в ней некоторого расширяемого небольшого набора примитивов текст, рисунок, трехмерная модель объекта, что позволяет достаточно легко перенастраивать систему на ряд родственных курсов, а при расширении количества примитивов расширяется список возможных дисциплин, которые могут быть заложены в систему.

Очевидно, что указанная универсальность довольно относительна и создать универсальную обучающую систему с широкими возможностями по привитию практического опыта если и возможно, то весьма проблематично. В данном случае такой задачи и не ставилось, разработанная система изначально предполагалась для дисциплин Компьютерная графика и Системы искусственного интеллекта а также для близких с ними дисциплин.

Использование одного и того же набора примитивов для создания курсов по указанным дисциплинам привело к тому, что при последовательном их изучении происходит плавный переход от одной дисциплины к другой.

Часть указанных примитивов имеет режим динамической работы с ними. Интерактивная работа с примитивами более интересна обучаемому, нежели простое созерцание выдаваемой информации по его чисто человеческой природе, что положительно сказывается на повышении эффективности обучения. Кроме новизны самой концепции построения обучающей среды, в разработанной системе заложен целый ряд новых подходов и методов, применительно к конкретным рассматриваемым дисциплинам Компьютерная графика и Системы искусственного интеллекта. Геометрическая модель вводится как совокупность изменяемых и неизменяемых структур данных, однозначно определяющих моделируемый трехмерный объект.

Изменяемая компонента структур данных модели определяет привязку объекта к системе отсчета. Неизменяемая компонента определяет характеристики самого объекта с помощью топологических элементов и отношений между ними. Изменяемая информация задается линейной списковой структурой дескриптором вершин 8 Х, У, 2 , содержащим координаты каждой вершины.

Неизменяемая информация представляется отношениями между топологическими элементами моделируемого объекта. Получение искомого геометрического преобразования происходит посредством накапливания элементарных преобразований в матрице результирующего преобразования при последовательном ее домножении на матрицы элементарных геометрических преобразований. Опыт обучения вопросам геометрических преобразований показывает, что рассматриваемые в среде задачи, соответствующие алгоритмам геометрических преобразований следует распределить по трем уровням сложности следующим образом высший получение любого преобразования относительно произвольной плоскости, заданной несколькими способами. средний получение любого преобразования относительно произвольной прямой. низший получение любого преобразования относительно произвольной точки, а так же элементарные геометрические преобразования.

Основным связывающим звеном между дисциплинами Компьютерная графика и Искусственный интеллект является способ решения задач геометрических преобразований с помощью механизма логического вывода продукционных систем.

При всем разнообразии задач геометрических преобразований их решение процедурными методами привело бы к значительному увеличению объема и трудоемкости написания программы, а также существенному снижению гибкости. Реализованный в разработанной системе способ решения геометрических задач с помощью продукционных систем позволил добиться абсолютной гибкости, т. е. преподаватель может вводить в курс все возможные задачи.

Подобный подход позволяет таким образом построить выполнение задач геометрических преобразований, что становиться возможным реализовать все возможные преобразования в одном механизме вывода за счет использования соответствующей базы знаний. Разработанный способ используется в системе для решения следующих подзадач во-первых, он заложен в саму программу для выполнения постоянно необходимых преобразований во-вторых, на примере этого метода построено обучение по курсу Продукционные системы, что весьма положительно, т. к. предмет осваивается обучаемым на конкретном примере из той области, с которой он ранее ознакомился с другой стороны. 2. 2. Постановка задачи Для обеспечения функционирования разработанной системы дистанционного образования во всех предусмотренных режимах необходимо было решить следующие задачи 1 теоретического плана - разработка способа представления информации о трехмерных геометрических объектах.

Установление связей в разрабатываемых структурах и формальное описание преобразований, представленных таким образом - разработка универсального метода получения геометрических преобразований объектов на основе разработанного механизма вывода - разработка способов обучения методам геометрических преобразова ний, как примера использования продукционных систем. 2 Практического плана - реализация разработанного универсального способа получения гео метрических преобразований на основе продукционных систем - разработка блока демонстрации формирования последовательности преобразований и контроля действий обучаемым - разработка блока выдачи задания обучаемому для самостоятельной работы с учетом уровня сложности и блока контроля правильности выполнения полученного задания. 2. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Разработка образовательной среды для дистанционного обучения по дисциплинам "Компьютерная графика" и "Системы искусственного интеллекта". Геометрические преобразования

Возможно использование для других специальностей и других форм обучения, а также всеми желающими более детально изучить отдельные вопросы машинной… Область создания образовательных программ освоена достаточно широко,… Однако ранее разработанные СДО обладают целым рядом недостатков - жесткая привязанность к предметной области - жесткая…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Контролирующая программа

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Обоснование выбора подхода и метода решения поставленной задачи
Обоснование выбора подхода и метода решения поставленной задачи. В основе разработанной системы лежит использование продукционных систем для решения задач геометрических преобразований. Осно

Разработка моделей и алгоритмов решения
Разработка моделей и алгоритмов решения. Как было отмечено в п. 2. 1 имеется множество различных вариантов геометрических преобразований. Решение данной задачи напрямую не только неэффективно, но и

Разработка программных средств
Разработка программных средств. Для реализации поставленных задач первоначально была запрограммирована разработанная система хранения фактов и правил в базе знаний. Она была представлена как совоку

Расчет себестоимости программы
Расчет себестоимости программы. Себестоимость программы рассчитывается по формуле Пнр х Зпр Спп Зпр Мэ Сотл 100 где Зпр - заработная плата программистов, руб Мэ - стоимость материалов на эксплуатац

Определение качественных параметров программы
Определение качественных параметров программы. В экспертизе системы дистанционного образования Компьютерная графика и Семантические сети в качестве экспертов учавство-вали главный специалист отдела

Выводы к разделу
Выводы к разделу. В данном разделе представлены расчеты затрат на разработку системы дистанционного образования Компьютерная графика и Продукционные системы, ее трудоемкость и продолжительность раз

Сущность экологической экспертизы
Сущность экологической экспертизы. В данном разделе производится экологическая экспертиза информационной системы в целом. В соответствии с Федеральным Законом об экологической экспертизе при

Анализ экологических факторов
Анализ экологических факторов. Для проведения экологической экспертизы необходимо выявить экологические факторы и условия, подлежащие экспертной оценке. Учитывая особенности разработки инфор

Выявленные источники электромагнитного излучения
Выявленные источники электромагнитного излучения. Для определения частотных границ ЭМИ необходимо выявить источники, создающие излучение. В разрабатываемой системе источниками ЭМИ являются С

Анализ нормативно-правовой документации
Анализ нормативно-правовой документации. Анализируя нормативно-правовую документацию в области регулирования природопользования и охраны окружающей среды применительно к выявленным экологическим фа

Рекомендации по ослаблению электромагнитного излучения
Рекомендации по ослаблению электромагнитного излучения. Для ослабления действия ЭМИ возможно применение следующих защитных мер. Одним из основных способов защиты от действия ЭМИ является экранирова

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги