рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Предмет онтологии

Предмет онтологии - раздел Информатика, Из лекций, в основом из учебника, и совсем немного из интернета § Основным Предметом Онтологии Является Сущее; Бытие, Которое Определя...

§ Основным предметом онтологии является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной,физической, субъективной, социальной и виртуальной.

§ Реальность традиционно ассоциируется с материей (материальный мир) и духом (духовный мир, включая понятия Бога, душ) и подразделяется (материалистами) на косную, живую и социальную материю (что порождает формализм и отношение к личности как к безличному человеку вообще).

§ Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в философии аристотелизма). В XX веке в экзистенциализме бытие интерпретируется через бытие человека, поскольку он обладает способностью мыслить и вопрошать о бытии. Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек, как бытие, обладает свободой и волей.

Гносеоло́гия (от др.-греч. γνῶσις — «знание» и λόγος — «учение, наука»); эпистемоло́гия (от др.-греч. ἐπιστήμη — «умение, знание», и λόγος — «учение, наука») — теория познания, раздел философии.

Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

Гностицизм и агностицизм – основные подходы к проблеме познания.

В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:

гностицизм;

агностицизм.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (часто – идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);

сам окружающий мир непознаваем в принципе – человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений – «вещей в себе».

Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:

идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;

материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность – сознание – изучает сама себя.

Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία — ценность) — теория ценностей, раздел философии.

Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность. Т.е ценность и польза две стороны одной и той же медали.

В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Такой же онтологической и холистической трактовки относительно природы ценностей придерживается и вся платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля и Кроче.

Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия.

 

23.

Главная особенность философской доктрины Локка- смещение ее проблематики прежде всего в сторону гносеологии. Нарастание гносеологической проблематики - одна из закономерностей историко-философского процесса. В рассматриваемую эпоху интенсивности научного прогресса, резко возросла роль методологических идей, оттеснявших традиционные логические приемы и ориентированных на различные науки.

Изменение человека, его индивидуальных интересов, возрастание его личностного сознания (самосознания)-важнейший стимулятор того, что мы назвали выше нарастанием гносеологической проблематики в истории философии. В философских учениях в древних и средневековых обществах, с присущей им вековой устойчивостью социальных отношений и форм и в общем невысоким уровнем индивидуально-личностного сознания, преобладали онтологические представления и построения. Принципы, сформулированные в них, трактуются как постоянные и далее неизменные основания самого бытия. Гносеологические идеи, обобщая взаимодействие философии с научным знанием, вместе с тем отражают и уровень личностного сознания. Его огромный процесс виден в ренессансной философии. Дальнейшее углубление этого прогресса в условиях еще более зрелого буржуазного общества в Англии выразилось в философии Локка и выдвижении гносеологии на первый план.

Одна из важнейших заслуг Локка в гносеологизации философии состоит в том, что он больше чем другие философы-новаторы, указал на необходимость сужения и специализации знания как на важнейшую предпосылку его эффективности. Вначале своего главного труда Локк подчеркнул сложность поставленной им задачи, ибо «разумение, подобно глазу, дает нам возможность видеть и воспринимать все остальные вещи, не воспринимаю самого себя: необходимы искусство и труд, чтобы поставить его на некотором отдалении и сделать его собственным объектом». Отсюда дальнейшая конкретизация этой общей гносеологической программы, а именно «исследование происхождения, достоверности и объема человеческого познания вместе с основаниями с степенями веры, мнений и согласия». Суждение поставленной задачи, ее максимальное приближение к интересам человека исходит из убеждения, что «знание своих познавательных способностей предохраняет нас от скептицизма и умственной бездеятельности».Бэконовский лозунг «Знание-сила», повернутый в сторону природы, теперь направляется в глубины человека.

Так обосновывает Локк гносеологическую установку своей философии.

2. Идеи как непосредственный материал знания

Из ощущения и рефлексии человек черпает весь материал своего дознания. Сам этот материал складывается из так называемых простых идей- наиболее ясных элементов нашего знания.

Гносеологическое содержание идеи еще интенсивнее представлено у Локка, для которого идея «обозначает все, что является объектом мышления». Смешение гносеологического и психологического аспектов весьма характерно для локковского эмпиристского гносеологизма. Автор «Опыта…» называл идеями не только абстрактные понятия, но и ощущения и даже образы фантазии. Усиление гносеологического содержания в идее выражалось при этом в его убеждении в том, что непосредственно нам даны только идеи, а не сами вещи, которые за ними, конечно, скрываются, но до которых не так то просто дойти. Это положение гносеологии Локка заключало в себе возможности как объектно-материалистической, так и субъектно-идеалистической трактовки.

 

Первичные и вторичные качества

Различие внешнего и внутреннего опыта углубляло гносеологию Локка. Я убеждаюсь в этом при рассмотрении весьма важного различия идей первичных качеств, с одной стороны, и идей вторичных качеств- с другой.

Сама по себе эта первостепенная проблема отношения субъекта к объекту поставлена в Античности Демокритом. Его учение о подлинном бытии, состоящем из различных атомов и их комбинаций, познаваемых не только чувственно, сколько умственно, стало важным этапом в преодолении так называемого наивного реализма, утверждающего, что реальность такова, какой она представляется человеческим чувствам.

Столь резкое противопоставление субъективного и объективного, производимое с позиций одностороннего рационализма, было неприемлемо для более последовательных сенсуалистов и эмпиристов. Выше мы видели, что Гассенди, восстанавливая учения античных атомистов, трактовал подлинную реальность более качественно- особенно по сравнению с Декартом (да и с Галилеем),- до известной степени сглаживая противоположность между объективным и субъективным. По этому же пути, но уже более основательно пошел и Локк.

Вместе со своим другом Бойлем он закрепил за этой важнейшей гносеологической проблемой наименование «первичных» и «вторичных» качеств. Первичные качества- это неотъемлемые не при каких обстоятельствах свойства всех без исключения тел: протяженность, форма, движение или покой и число. К этим, совершенно объективным свойствам тел, признаваемым и всеми рационалистами, Локк прибавлял плотность (непроницаемость). Тем самым вслед за Гассенди и Бойлем он возвращался к воззрениям античного атомизма, превращая материю не в такую абстрактно-геометрическую субстанцию, какой она представлялась Декарту и другим рационалистам.

Вторичные качества- это изменчивые, возникающие и исчезающие свойства, всегда доводимые до нашего сознания органами чувств: цвета- глазами, звуки -ушами, запахи -обонянием, вкусы -органами рта.

Соотношение двух этих принципиально различны групп качеств Локк выразил в следующих словах «Идеи первичных качеств суть сходства, вторичных -нет…То, что является сладким, голубым или теплым в идее, то в самих телах…есть только известный объем, форма, движение незаметных частиц» здесь Локк утверждает, таким образом, что вторичные качества -отнюдь не иллюзия субъекта.

Заключение

Таков, в самых общих чертах, идеал личности в соответствии с представлениями Локка. Не трудно заметить, что он коренным образом отличается от того идеала человека, который содержится в работах мыслителей Древней Греции, Древнего Рима, Средневековья и Возрождения. Локк предлагает усилия общества сосредоточить на создании нового социального типа исходя из чисто утилитарных потребностей, имевшихся у правящего слоя, образовавшегося в Англии в результате «славной революции» и «классового компромисса 1688 года». Это взгляд на проблему истинного представив теля своего времени, времени консолидации различных политических сил и крупных преобразований во всех сферах общественной жизни, положивших начало превращению Англии в наиболее развитую капиталистическую державу Нового времени.

24.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Из лекций, в основом из учебника, и совсем немного из интернета

Предмет философии Философские категории... Философия теоретически сформулированное мировоззрение система общих... Мировоззрение система взглядов на мир в целом и место человека в мире...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Предмет онтологии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Древнеиндийская философия. Веды, упанишады, неортодоксальные школы.
  древнеиндийской философии выделяются три основных этапа: • XV — VI вв. до н. э. — ведический пер

Мировоззренческая функция философии.
Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2) как комплекс принципов познания, как всеобщий методпознавательной деятельности. На э

Становление диалектики в античной философии(Гераклит и элеаты).
Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало пре

Социальные-философские взгляды Макиавелли Н
Макиавелли Николло ди Бернардо (1469-1527) - итал. мыслитель и идеолог зарождающейся буржуазии. Общество, по М., развивается не по воле бога, а в силу естественных причин.В основе развития истор

Основные черты философии Аристотеля.
Творчество Аристотеля является вершиной не только античной философии, но и всего древнего мышления, наиболее обширной и в логическом смысле наиболее разработанной системой познания

Дуализм.
Материализм (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя. Следовательно:

I. Философское
Философия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφ&

Назовите вопросы,относящиеся к области онтологии.
Онтология – раздел фил,в котором рассматриваются всеобщие основы и принципы бытия, его структура и закономерность.(ontos- бытие). Основной вопрос онтологии: что су

Важнейшие проблемы гносеологии.
Термин "гносеология" был введен в науку относительно недавно, только в середине XIX в., тем не мене гносеологич

Охарактеризуйте разницу в этических взглядах Платона и софистов.
Собственная этическая концепция Платона может быть разделена на две взаимосвязанные части: индивидуальную этику и политическую (или социальную) этику. Первая представляет собой

Социально-философские взгляды Гоббса.
Основным предметом изучения философии и науки он считает природу и человека, источником философии – разум, а источником религии – авторитет церкви. Доказать существование Бога, по его мнению, не

Назовите представителей эмпиризма.
Джон Локк В работе «Опыт о человеческом разуме» Локк обращает внимание, что мышление, с которым связано познание истины, имеет дело не с самими единичными вещами, а «чувственными

Философская антропология. Концепция человеческой природы.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — наука о сущности и сущностной структуре человека, о его основных отношениях: к природе, обществу, др. людям, самому себе, о его происхождении, о социал

Философско - антропологические взгляды Платона и Аристотеля.
Платон: Платон является первым в Европе философом, заложившим основы объективного идеализма и разработавшим его в целостном виде. Мир Платона - это прекрасный, мате

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги