Проблемы человека в конфуцианстве. Человек и природа в Чань-буддизме

ижевскИИврвр Содержание Содержание 2 Введение 3 Конфуцианство как этико-политическое и религиозно-философское учение 5 Место человека в конфуцианстве Глава 1. Конфуций о человеке 1 Человек 2 Конфуцианские начала, знание 3 Ритуал и воспитание 4 Низкий человек и благородный муж 5 Достойный правитель 6 Гуманность Конфуция 13 Глава 2. Позднее конфуцианство о человеке 1 Толкование человеческой природы Мэн-цзы и Сунь-цзы 2 Позднее конфуцианство 1. Хань Юй 16 2. Чжу Си 17 3. Ван Янмин 3 Современное конфуцианство Чэнь Юланя 20 Чань-буддизм 21 Учение о человеке в Чань-буддизме 1 Человек Хуэйнена 1. Учение о Едином 2. Истина 24 3. Просветление 2 Учение Чань в искусстве 26 Человек и природа 27 Заключение 30 Список литературы 33Введение Что такое человек Какова природа человека В чем драма человеческих отношений и человеческого существования От чего зависят смысл и ценность человеческой жизни Подобного рода вопросы ставятся в философских текстах разных эпох. Человек уникальное творение Вселенной.

Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека.

Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных качествах разумность, гуманность, доброта, способность любить и др но одно из них является главным.

Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим Есть ли вообще в человеке какое-то внутреннее устойчивое ядро Философы отвечают на эти вопросы по-разному. Многое зависит от общей мировоззренческой установки, то есть от того, что данное философское направление выдвигает в качестве высшей ценности.

Конкретные позиции обуславливаются, в частности, и тем, как рассматривается человек извне или изнутри. Изучение человека извне предполагает осмысление его отношений с природой космосом, обществом, богом и самим собой. Приобщение к тайне человека изнутри сопряжено с постижением его телесного, эмоционального, нравственного и духовного бытия. Но правомерно ли искать проблему человеческого бытия в художественных и философских памятниках Востока.

Так, создание Книги Песен Ши цзин относится к временам, когда в Китае философские школы еще не сложились, и впоследствии ее использовали в своих учениях не только конфуцианская, но и другие школы, которые часто искажали первоначальный смысл. Оригинальный текст Книги истории, или Книги документов Шу цзин вообще не сохранился до наших времен. Он был изменен в значительной степени как Конфуцием, так и его последователями. Китайское произведение Лунь юй Беседы и высказывания является единственным произведением китайской классической литературы, которая более или менее непосредственно передает взгляды Конфуция.

Но это лишь одна сторона проблемы. Западному читателю, не знакомому с языком Китая, сложно понять не только иносказательный смысл написанного, но, иногда, и прямой и, казалось бы, очевидный. Для этого нужно также знать культуру древнего Китая, его обычаи и предфилософию. И, наконец, трудность представляет то, что в сохранившихся до наших дней произведениях человек Китая растворен в космосе, един с ним и неотделим от него. Все это делает затруднительным постижение природы и смысла человека в понимании древнекитайских философов.

Целью данной работы является изучение проблемы человека в религиях Востока, в частности в Конфуцианстве и в чань-буддизме, по работам различных современных авторов историков, философов, обобщение разрозненного и, порой, противоречивого материала и создание стройной системы знаний и положений, определяющих место человека во Вселенной.

Конфуцианство как этико-политическое и религиозно-философское учение

Они записали мысли как своего учителя, так и свои. Своим появлением он как бы призван преодолеть эту расколотость мира, и... Идеализируя древность, Конфуций рационализирует учение о нравственност... По своему миропониманию, способу объяснения мира и места человека циви... В своем учении Конфуций основывался на традиционных китайских взглядах...

Место человека в конфуцианстве Глава

Место человека в конфуцианстве Глава 1.

Конфуций о человеке

2.Конфуцианские начала, знание Конфуций четко разграничивает людей, об... Моральные качества составляют 5 взаимосвязанных начал, или постоянств ... Все эти начала опираются на знания в конфуцианском смысле. Познание природы его не интересует. Но оно редко Те, кто обладает врожденным знанием, стоят выше всех, а з...

Ритуал и воспитание

Применяются конфуцианские знания по правилам этикета, без которых их и... Таким образом, создавая концепцию ритуальной формы организации обществ... Он берет из Ритуала все лучшее и приспосабливает его к условиям классо... Их имеет каждый из живущих людей. Конфуций и здесь стремиться осуществить ритуализацию, находя в почитан...

Низкий человек и благородный муж

Конфуций дает развернутый образ человека, соответствующего конфуцианск... Низкий человек не обладает должным знанием, поэтому его поведение не р... В этом близость мировоззренческих основ Конфуция и даосизма, хотя по р... По-видимому, он связывает это состояние с гуманностью как с высшей ист... Тогда идеалом поведения совершенномудрого оказывается покой, уравновеш...

Гуманность Конфуция

Трактуя гуманность как способность разбираться в людях и управлять ими... Поэтому, придавая большое значение управлению государством, призывая л... В конечном счете получается, что благородный муж должен полностью впис... Эта мысль получила развитие у учеников Конфуция, в частности у Мэн-цзы... до н.э Глава 2.

Позднее конфуцианство о человеке

Позднее конфуцианство о человеке 1.

Толкование человеческой природы Мэн-цзы и Сунь-цзы

313- ок. до н.э Он утверждает, что человек по природе зол, из-за чего древние с... Если же в природе человека они смешаны, то его природа и добра и зла. Что они тоже стремились к совершенству, но этому помешала несдержаннос... 3.

Современное конфуцианство Чэнь Юланя

Современное конфуцианство Чэнь Юланя. Традиционное для конфуцианства отсутствие разграничения материального ... И наконец, последний этап слияние человека с этой гармонией, т.е. Основоположники чань, развивая тезис махаяны о тождестве сансары и нир... По преданию, Двадцать восьмой буддийский патриарх Бодхидхарма пересели...

Учение о человеке в Чань-буддизме

Учение о человеке в Чань-буддизме 1. Человек Хуэйнэна 1.

Учение о Едином

Относительно природы бытия между буддизмом и даосизмом есть определенн... Истина Чтобы приобрести состояние уравновешенности, человек должен, со... Только просветленный понимает, что изначально между ними нет различия,... Ставить перед собой задачу поддерживать свою природу в чистоте означае... Человек испытывает чувство единения со всей тьмой вещей, переживает оп...

Учение Чань в искусстве

начали влиять и на европейскую культуру. Для него нет и не может быть задачи выразить себя в обособленности от ... Учение Чань в искусстве. Таким образом, своеобразие представление школы чань дзэн об индивидуал... Особую популярность приобрела идея чань дзэн о художественном творчест...

Человек и природа

Человек и природа. Наиболее концентрированно она выражена в поиске мировоззренческо-позна... 3. Третий способ решения проблемы совмещает в себе возможности первого и ... Его поведение есть гармонизация природных и социальных ритмов, материа...

Заключение

Заключение Проблема человека на Востоке появилась задолго до создания таких философских учений, как конфуцианство и Чань-буддизм.

Во многом понимание природы человека у Конфуция соответствует таковому в предфилософских произведениях Китая. Предметом размышления и областью действий Конфуция выступает социальная Поднебесная. В Лунь юй Конфуций проделал одну из мировоззренческих попыток, которую не делал никто до него. Современник Конфуция мудрец Лаоцзы идеи своего учения замыкал на природное тело. Конфуций переносит центр внимания в сферу жизни социального субъекта, сохраняя при этом все традиционные мировоззренческие структуры.

Конфуций полагается не на природный объективизм Неба и Земли, а на самосознание верхов и низов общества. Он первым из китайских философов обратился к совести человека, к его честности, добродетели, мужеству, человеколюбию, доверию как закону человеческого общежития. Задачу гармонизации Поднебесной следовало решить в сфере противостояний верхов и низов. После Конфуция в философских произведениях, в частности в конфуцианском памятнике Ли цзы Книга обрядов, высшие основы ритуала, как и в переходную эпоху, будут связываться с природой Поднебесной, поскольку сущность человека будет пониматься по преимуществу как природная сущность Человеку присущи качества земли и неба, в нем совокупляются совершенные ци пяти стихий.

Конфуций неустанно проповедует необходимость учиться, он осуждает лень, праздность, хвастовство, тупость. Главное средство управления народом Конфуций видел в силе примера и даже в убеждении, а не в голом принуждении.

Буддийская школа чань во всем мире считается гуманистической. Философская основа чань о человеке учение о пустотном Едином как бесконечной и бесформенной сущности всего существующего, пребывающего в вещах, но не являющемся вещью. Человек осмысливается как одна из вещей, в которой присутствует пустотное Единое. Для человека в восточных учениях характерно неизменное чувство ответственности за свои действия на более высоком, космическом уровне. В этих учениях мир создан не ради человека, но человек драгоценнее всего, он предпоследнее звено саморазвития мира. Человек не царь Вселенной, он не может диктовать ей свою волю, покорять и распоряжаться.

Наилучшая стратегия недеяние и следование естественности. В наше время на рубеже веков, тысячелетий, в ожидании апокалипсиса, люди все чаще задумываются, как и зачем они жили, что сделали, как нужно вести себя перед концом света. У них нет уверенности, что они все делали правильно, так как в религиях Бог дал человеку инстинкты, и, сделав столь экстраординарный подарок, поменял правила игры. Следовать им очень сложно.

Человек разрывается между желаниями природными, животными и вполне естественными и нормами морали и права, которые в таких популярных религиях как христианство и ислам даны слишком расплывчато, что позволяет трактовать их по-разному. Возлюби ближнего своего как самого себя значит себя возлюби в первую очередь и люби не больше, чем остальных или остальных не больше, чем себяИли не люби ни себя, ни другихВ любом случае подразумевается, что себя человек любит изначально, но это не так существуют же мазохисты.

В Библии благодаря огромному количеству переводов с одного языка на другой даже происхождение полов не ясно. По одной версии Ева сотворена из ребра Адама, а по другой оба созданы одновременно. Ислам с одной стороны проповедует мир, а с другой поощряет убийство неверных, то есть не мусульман. Несомненно, чтобы понять и правильно истолковать все эти религии, необходимо обратиться к первоисточнику, к старейшему, неисправленному потомками, варианту, и читать его нужно на том языке, на котором он был написан.

Это, конечно же, неприемлемо для большинства нельзя всех вдруг заставить говорить и понимать чужой, да еще и мертвый язык. С этой точки зрения главное конфуцианское произведение Лунь юй больше подходит в качестве учебника жизни. Оно практически не исправлялось, но дополнялось учениями поздних конфуцианцев. И самое главное, оно не только дает конкретные рекомендации, но и определяет обязанности и права человека, правила поведения ритуализация, лишает человека сомнений по поводу смысла жизни, цели существования.

По западным понятиям цель прожить достойно, чтобы попасть в рай, не согрешить против Бога, причем грехом считается вполне естественное, даже роды В этом плане христианство, в частности католичество, запрещая священникам иметь детей, противоречит само себе. Если они, священнослужители, лучшие, избранные Богом, честнейшие люди, то почему им нельзя оставить эти свои качества в своих детях.

Тогда бы благородных людей стало больше и жить стало бы лучше Но католическая церковь признала теорию Ч.Дарвина о естественном отборе, и продолжила методично изолировать от человечества лучшие его гены, ухудшая, таким образом, генофонд. Совсем по-другому в конфуцианстве. Понятия, эквивалентного греху, у них нет, как и покаяния и загробного мира. Человек должен стремиться быть нравственным, а не безгрешным поклоняясь предкам, чтить их память и не разрывать связь времен и поколений.

Не это ли является признаком здорового общества Несчастьем считалось не иметь мужского потомства, ученой степени. Конфуцианство отвечает на все вопросы, которые встают перед человеком в его сложной и запутанной жизни, помогает ему определить его место во Вселенной, роль в истории, положение среди людей. Это, несомненно, связано с тем, что учение было создано в результате долгих размышлений над своей непростой жизнью человеком, который нашел душевное равновесие и обрел спокойную уверенность в правильности своих поступков.

Он разработал собственную систему правил, которые позволяли жить и трудиться в этом противоречивом мире. Эта система, не слишком упорядоченно изложенная учениками в Лунь юй, в течение 25 веков поддерживает моральный дух китайского народа, позволяет ему выжить несмотря на огромные трудности. И они борются с ними, они покорно воспринимают их как наказание. Может быть и нам следует пересмотреть подход к религии, которая всю ответственность возлагает на Бога, и тоже дать человеку конкретные рекомендации, как улучшать этот мир шаг за шагом, совершенствуя себя, помогая совершенствоваться другим.

Пусть это называется путь к богу западный дао, путь в рай на земле, но не путь в рай как в загробное царство. Человек боится неизвестности после смерти таков инстинкт, и не может ради этого идти против себя, своих чувств, эмоций, низменных желаний. Но ради собственного счастья, счастья своих детей ведь это тоже естественно он готов на многое. Особенно русский человек, которому чужды западные нормы морали и непонятна восточная мудрость.

Объединить Запад и Восток в новой системе, в новом учении, в религии, наконец вот достойное занятие для ученого человека, вот перспектива разработки данной темы чтобы кризис внутри человека на рубеже веков не перешел во всемирный кризис, в хаос, в апокалипсис XXI века. Или чтобы спаслась хотя бы часть человечества, которая будет размножаться и даст новую расу людей, сильных, умных, благородных Знающих, что смысл жизни сама жизнь.

Список литературы

Список литературы 1. Ушков А.М. Китайско-конфуцианский культурный ареал. Запад и Восток. Традиции и современность. М 1993. 2. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. Редкол. И.Т. Фролов и др. сост. П.С. Гуревич. М. Политиздат, 1991. 3. Древнекитайская философия. М. Мысль, 1972 Т1,Т2. 4. А. Чанышев. Курс лекций по древней философии. М Высшая школа, 1981. 5. Панфилова Т.В. Человек в мировоззрении Востока.

М.Знание, 1991 64 с. Новое в жизни, науке. Серия Культура и религия 5. 6. Цит. по Краснов А.Б. Учение Чжу си о природе человекаКонфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. М. Наука, 1982. 7. Буддизм словарь. Абаева Л.Л Андронов В.П Бакаева Э.П и др. Под общей ред. Жуковской Н.Л. и др. М. Республика, 1992. 287 с. 8. Цит. по Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае Новосибирск Наука, 1989. 9. А.Е. Лукьянов.

Человек и очеловеченный мир в древнекитайской философии. Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека Сб. научных трудов. М. Издательство УДН, 1986.