рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ

ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ - раздел Религия, Введение в науку о религии Филологи-Компаративисты — Филологи, Занимающие- Ся Изучением Сравнительно...

Филологи-компаративисты — филологи, занимающие-
ся изучением сравнительно-исторического языкознания —
области языкознания, объектом которой являются родствен-
ные (генетически связанные) языки. В компаративистике, или
сравнительно-историческом языкознании, устанавливается
соотношение между родственными языками, описывается их
эволюция во времени и пространстве (с. 11).

Кешабчондро Сен (1838-1884) — один из лидеров и ак-
тивных членов «Брахмо самадж», выходец из знаменитой бен-
гальской семьи. Возглавил радикальное крыло «Брахмо самадж»,
превратив его из религиозной секты в общество социально-бы-
товых реформ. Стремился к демократизации «Брахмо самадж»
изнутри и преобразованию его в массовую религиозную орга-
низацию. В результате раскола «Брахмо самадж» в 1866 году
К. Сен стал во главе «Бхаратваршия Брахмо самадж» (индийское


«Общество Брахмы»), которое стремилось к расширению свое-
го социального состава, принимая в свои ряды людей независи-
мо от их пола и касты. Члены общества давали обет бедности —
тем самым соблюдался принцип имущественного равенства.
В богослужение К. Сен ввел элементы народных: празднеств —
хоровое пение, ритмичное хлопанье в ладоши и др. В целом его
религиозность носила христианский отпечаток, с годами ста-
новившийся все более явным. Постепенно о К. Сене начинают
слагать легенды, в его честь поют гимны, а его самого называют
Спасителем и Господом. К. Сен создает собственное Священ-
ное Писание — компиляцию из Вед, Корана, Авесты и Библии.
В 1869 году в Калькутте открывается постоянный храм «Бхарат-
варшия Брахмо самадж». В этот же период К. Сен ведет кампа-
нию за принятие законов о гражданском браке, которые всту-
пили в силу с 19 марта 1872 года. Согласно этим законам, внутри
«Бхаратваршия Брахмо самадж» разрешались межкастовые бра-
ки и вторичное замужество вдов, запрещались полигамия и дет-
ские браки. Постепенно взгляды К. Сена становятся все более
консервативными. Заявление об отходе от индуизма, о расши-
рении понятия «национальная традиция» от индусской к ин-
дийской ослабило влияние Сена на индусскую часть общества.
В 1872-1875 годах в «Бхаратваршия Брахмо самадж» нарастают
противоречия, вызванные отчасти обожествлением и дикта-
торскими наклонностями К. Сена. В 1878 году происходит но-
вый раскол «Брахмо самадж» из-за верноподданнической пози-
ции К. Сена и его почтительного отношения к колониальной
власти, а также в связи с усилением христианских элементов в
его учении. Под влиянием Рамакришны К. Сен в 1880 году со-
здает «Нававидхан» («Церковь Нового Божественного Установ-
ления»). Последние годы жизни К. Сен посвящает созданию
наднациональной, всемирной религии, представляющей собой
эклектическое сочетание традиционализма и рационализма,
догматов и обрядов различных религий (с. 14).

Рай Раммохан, Рам Мохан Рой (1772 или 1774-1833) — иде-
олог неоиндуизма, индийский общественный деятель и религи-
озный реформатор, критиковал ортодоксальный индуизм за
кастовое деление, политеизм, идолопоклонство, самосожжение
вдов и т. д., выступал с идеей равенства людей перед единым не-
персонифицированным богом-универсумом; разработал рели-
гиозно-философскую систему, в которой объединил элементы
индуизма, ислама и христианства (с. 14).


 




«Брахмо самадж» («Общество Брахмы>>) — религиозно-ре-
формистское общество в Индии, организованное в 1828 году
Раммоханом Раем. Целью «Брахмо самадж» была борьба против
кастового, расового и религиозного деления общества, за подъем
культурного уровня страны и реформу системы образования.
Средством общественного переустройства должна была стать
религия, соединяющая в себе «лучшие стороны» индуизма, исла-
ма и христианства. В XX веке «Брахмо самадж» выродилось во
множество мелких идейных направлений и обществ (с. 14).

Ашока (Асока) (правил в 268-232 годах до н. э.) — индий-
ский царь из династии Маурья, завершивший объединение
Индии в единое государство. Некоторые религиозные положе-
ния пытался возвести в ранг государственных законов. Считая,
что буддизм является той силой, которая способна объеди-
нить государство, покровительствовал ему в последние годы
жизни. На склоне лет принял монашество (с. 14).

Царь Пиядаси (Приядаси) (Пиядаши — пали, Пиядаси —
санскр. — приятный, милый, красивый) — имя индийского царя
III века до н. э., покровительствовавшего буддизму (известны
его эдикты, высеченные на скалах и возвещавшие о его привер-
женности буддизму). Буддистские памятники отождествляют
Пиядаси с Ашокой, хотя имя последнего не встречается в упо-
мянутых выше надписях. Их тождество весьма вероятно (с. 14).

Базедов Иоганн Бернгард (1723-1790) — немецкий педа-
гог. Под влиянием Ж.-Ж. Руссо внес в немецкое Просвещение
теорию естественного и разумного воспитания, создав тем са-
мым движение филантропизма — воспитания дружественных
отношений между людьми (с. 15).

totidem verbis (дат.) — теми же самыми словами (с. 15).

Алхимия — возникшее во времена упадка эллинизма на-
правление в химии, основной задачей которого было превра-
щение неблагородных металлов в золото и серебро, а также
разработка универсального лекарства для лечения болезней и
предупреждения смерти. Алхимики пытались превратить ртуть
и цинк в единое «первичное вещество» (через меланоз — «по-
чернение»), а затем с помощью керосина через стадии левкози-
са — «отбеливания» — получить серебро и ксанфозиса — «по-


желтения» — золото. Первые наставления в области алхимии
(в аллегорической форме) даны в работе Псевдо-Демокрита
«Физика и мистика» (I век н. э.) В IV веке Зосима издал в 28 кни-
гах энциклопедическое описание химии и алхимии. Его книги
носили ярко выраженный мистический характер. Среди других
алхимиков первых веков известны Мария Еврейка (III век), Хри-
стион (VI век), Олимпиодор (VI век), Стефан (VII век) и др. Руко-
писи греческих алхимиков хранятся в Библиотеке св. Марка
(Венеция). Название «алхимия» было введено арабскими алхи-
миками (с. 15).

Астрология — в античности и в средние века широко упот-
реблявшийся термин для обозначения основанной на влиянии
расположения звезд на земные явления предсказательной тео-
рии о небесных телах и светилах. Толкование расположения
звезд и планет восходит к обожествлению многими первобыт-
ными народами небесных светил и связанному с этим мифо-
лого-магическому мышлению. Это мышление проецировало
психические качества человека на природные явления и их вза-
имосвязь и отводило им место вышестоящих, а потому боже-
ственных сил. Внешний мир, таким образом, оказывался всего
лишь расширенным внутренним миром человека. Человек же
считался некоим подобием Вселенной, пронизанной сетью от-
ношений симпатии - антипатии. В эту систему были включены
и звезды. Астрология возникла в Древней Ассирии, Вавилоне и
Египте. В ранней и классической Греции она не признавалась.
Ее распространение там связано с именем Бероса из Вавилона,
который в 280 году до н. э. основал на о. Косе астрологическую
школу. Астрология систематизировала наблюдения звездно-
го неба и тем самым способствовала развитию астрономии.
В наши дни существуют различные взгляды на астрологию.
Одни ученые считают ее лженаукой, другие — наукой о влия-
нии небесных светил на жизнь и судьбы отдельных людей и на-
родов, которое определяется с помощью специальных черте-
жей-гороскопов (с. 15).

Фетишизм — поклонение неодушевленным предметам,
которым приписываются сверхъестественные свойства. При
этом сами предметы (фетиши) наделяются способностью по-
могать или вредить. Фетишами могут быть деревья, палки, кам-
ни, кости животных и любые другие предметы. Формы почи-
тания фетишей тоже разнообразны — от жертвоприношений


 




до причинения им боли с целью заставить исполнить просьбу
человека (например, забивание гвоздя в дерево-фетиш). Фети-
шизм является составной частью практически всех ранних и
большинства современных религий (с. 16).

Римские авгуры— римские жрецы, ритуалы которых
были связаны первоначально с божествами плодородия. Авгу-
ры улавливали поданные божеством знаки и толковали их. С те-
чением времени выработалась целая наука авгуров, которые
для своих предсказаний (авгурий) пользовались атмосферны-
ми явлениями (громом, молнией, зарницей и др.), полетом и го-
лосами птиц, кормлением священных кур, встречами с дикими
зверями, отголосками звуков и т. д. Особое значение придава-
лось гаданию по полету птиц (ауспиция). Перед каждым круп-
ным военным или политическим событием государственные
деятели прибегали к ауспиции. Событие совершалось только
при благополучном исходе гадания. Принадлежность к авгурам
была пожизненной и высоко ценилась, поскольку давала воз-
можность влиять на ход политических событий. Коллегия авгу-
ров существовала вплоть до эпохи Империи. С течением вре-
мени гадания авгуров превратились в формальную процедуру.
Согласно Цицерону, в его время авгуры не могли без улыбки
смотреть друг на друга при совершении гаданий, поскольку не
верили в них. Отсюда происходит выражение «улыбка авгуров»
(с. 16).

iepoi; voOooi; (греч.) — священная болезнь, эпилепсия (с. 16).

diversos diversa juvant(лат.) — противоположности схо-
дятся (с. 16).

Конфуций(Кун-цзы) (551-479 до н. э.) — основатель кон-
фуцианства. В 50 лет стал высокопоставленным чиновником,
но вскоре ушел в отставку и в течение 13 лет странствовал по
Китаю. В центре его философско-этической концепции нахо-
дится проблема человека, его места в мире, которое определя-
ется небом. Конфуцию представлялось естественным деление
людей на «благородных» и «низких» и стремление сохранить
неизменным существующий порядок. Вместе с тем Конфуций
разрабатывал концепции «благородного мужа», которым ста-
новятся не благодаря происхождению, а в результате достиже-
ния высоких нравственных качеств, и теорию государствен-


ного устройства, в основе которой лежит идея «упорядочения
имен». Наибольший акцент Конфуций делал на почитание ро-
дителей и начальников, на самовоспитание и т. д. Идеи Конфу-
ция сыграли огромную роль в истории Китая и наложили отпе-
чаток на все стороны жизни этой страны (с. 17).

Лао-цзы(Ли Эр) — полулегендарный древнекитайский
мыслитель, старший современник Конфуция (VI-V век до
н. э.), основатель даосизма. Ему приписывается составление
философского трактата «Дао дэ цзин» — канонического сочи-
нения даосизма, в котором разрабатываются три основные
концепции: дао, дэ и увэй (с. 17).

Мухаммед, (Мохаммед) (ок. 570-632) — арабский рели-
гиозный и политический деятель, первый проповедник и осно-
ватель ислама, почитаемый как величайший пророк. Согласно
богословским источникам, Мухаммед происходил из племени
курейшитов, был пастухом, а после женитьбы стал купцом.
В 610 году выступил с проповедью новой религии, названной им
исламом, призывая к вере в единого бога — Аллаха. В Медине Му-
хаммед стал главой мусульманской общины. В 630-631 годах му-
сульмане под руководством Мухаммеда подчинили себе Мекку, а
затем и значительную часть территории Аравии, где впослед-
ствии утвердился ислам. «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед —
пророк его» — провозглашается в исламе (с. 17).

Нанак(1469-1539) — индийский поэт, идейный вдохнови-
тель и основатель сикхизма. Родился в Пенджабе (Индия) в се-
мье торговца. Побывав во многих религиозных центрах Индии
и стран Ближнего Востока, создал общину сикхов и объявил
себя ее первым гуру (учителем). Его учение представляет собой
попытку синтеза индуизма и ислама. Нанак осуждал многобо-
жие, кастовую систему, мусульманскую и индуистскую обряд-
ность, выступал за веротерпимость и социальное равенство, ра-
туя за активную деятельность на благо общества. Стихи Нанака
включены в священную книгу сикхов «Адигрантх» (с. 17).

Глостер — один из монастырей англиканской церкви (с. 17).

Авеста(Зенд-Авеста) — собрание священных книг зороа-
стризма и маздеизма. Возникло в первой половине 1-го тыся-
челетия до н. э. Древнейшая часть Авесты (Гаты) датируется


 




VII— VI веками до н. а, а ее авторство приписывается Заратустре.
Текст был кодифицирован в III- VII веках н. э. Содержит в себе
дуалистическую трактовку мира, общества и человека, юриди-
ческие и нравственные предписания, молитвенные песнопения
и т. п. (с. 18).

Григорий Нисский (ок. 335-394) — богослов и философ,
церковный писатель, виднейший представитель греческой пат-
ристики. Участвовал в разработке христианского Символа веры.
Оказал значительное влияние на разработку христианской дог-
матики (с. 18).

Гумбольдт Вильгельм (1767-1835) — немецкий филолог и
государственный деятель. Стоял у истоков сравнительной фи-
лологии, статус которой как не только особой, но и автоном-
ной лингвистической дисциплины обосновал теоретически.
Выводы сравнительного языкознания, по мнению Гумбольдта,
имеют первостепенное значение при изучении культуры, ин-
теллектуальной деятельности, психологии. Заслугой Гумбольд-
та было выделение языкознания в качестве новой науки исто-
рического цикла. Уделял большое внимание таким ключевым
для сравнительного языкознания проблемам, как связь звука и
значения, языковая типология и т. п. В историческом аспекте
изучения языка Гумбольдт подчеркивал его связь с духом твор-
чества, с категорией значения в широком смысле слова. Тем
самым принцип историзма в языкознании получил новую ин-
терпретацию, выходящую далеко за рамки сравнительно-ис-
торических грамматик. Основная работа — «О сравнительном
изучении языков применительно к различным эпохам их раз-
вития» (1820) (с. 18).

Бопп Франц (1791-1867) — немецкий санскритолог, один
из основоположников сравнительно-исторического языкозна-
ния. С 182 1 года — профессор восточных языков в Берлине. Ав-
тор первой сравнительно-исторической грамматики индоев-
ропейских языков (1833-1849), открывшей серию подобных
грамматик больших языковых семей. Выработал методику по-
следовательного сравнения форм в родственных языках, пыта-
ясь интерпретировать сам феномен родственных языков. Ос-
новная работа — «Сравнительная грамматика санскритского,
зендского, армянского, латинского, литовского, древнеславянс-
кого, готского и немецкого языков» (1833-1852) (с. 18).


Братья Гримм Якоб (1785-1863) и Вильгельм (1786-
1859) — немецкие ученые, внесшие значительный вклад в раз-
витие сравнительно-исторического языкознания и фолькло-
ристики (с. 18).

Гёте Иоганн Вольфганг (1749-1832) — классик немецкой
литературы, поэт и философ, выдающийся представитель евро-
пейского Просвещения. Мечтал о таком обществе, в котором
было бы возможно свободное проявление творческих способ-
ностей человека. Был сторонником идей эволюции не только в
природе, но и в общественной жизни. Его отношение к религии
характеризовалось, с одной стороны, неприятием традицион-
ной теологической трактовки природы, общества и человека
(например, он выступал за освобождение искусства от рели-
гии), с другой стороны, повышенным интересом к нравствен-
ным принципам христианства и в целом положительной оцен-
кой. Обладал широким кругозором и универсальными знаниями,
занимался естественнонаучными исследованиями в области
минералогии, ботаники, физики. В наиболее значимом произ-
ведении Гёте — «Фаусте», уникальном по построению и языку,
нашли отражение многие философские, исторические, этико-
религиозные и даже научные проблемы (с. 20).

Гомер — легендарный древнегреческий поэт, стоявший у ис-
токов мировой литературы. Его имя связано с древнейшим лите-
ратурным жанром греков — героическим эпосом. Принято счи-
тать, что Гомер жил приблизительно в VIII веке до н. э. Гомер —
поэт классической древности, но одновременно он является
учителем-наставником и образцом для всей античной литерату-
ры. Ему приписывается авторство «Илиады» и «Одиссеи» (с. 20).

Шекспир Уильям (1564-1616) — всемирно известный ан-
глийский драматург и поэт. Первые произведения Шекспира
представляли собой переложение античных мифологических
сюжетов из ранней римской истории (например, «Венера и
Адонис» по «Метаморфозам» Овидия). В своих драматических
произведениях Шекспир также использовал античные моти-
вы, творчески перерабатывая их и приближая к проблемам со-
временности (с. 20).

Иудаизм — национально-государственная религия евреев,
возникшая во 2-м тысячелетии до н. э. на основе верований и


 




обрядов кочевых еврейских племен северной Аравии, а после
завоевания ими Палестины (XIII век до н. э.) впитавшая в себя
представления местных земледельческих народов. От культа
главного бога племени Иуды (отсюда — иудаизм) — Яхве иуда-
изм постепенно пришел к культу единого бога (монотеизм).
Основными положениями иудаизма являются положение о «бо-
гоизбранности еврейского народа» и будущем приходе спаси-
теля-мессии. Эти положения отражены в Ветхом Завете. Другим
вероучительным источником иудаизма является Талмуд, в кото-
ром нашли отражение вера в загробный мир и воскресение из
мертвых, в добрых и злых духов (ангелов и демонов), предс-
тавления о религиозной обрядности и поведении верующего-
иудея (с. 20).

Христианство — одна из трех мировых религий, возник-
шая в I веке н. э. в восточных провинциях Римской империи.
Обещая счастье в загробном мире как воздаяние за тяжелую
земную жизнь, первоначальное христианство было религией
угнетенных слоев общества. Однако уже в IV веке, приспо-
собившись к интересам и целям господствующей верхушки,
христианство становится государственной религией Римской
империи. Ломка национальных и сословных различий, космо-
политизм и активная миссионерская деятельность способство-
вали быстрому распространению христианской религии, осно-
вой вероучения которой стали представления о богочеловеке
Иисусе Христе — Сыне Божьем, который принял страдания и
смерть на кресте во искупление человеческих грехов, о воскре-
сении из мертвых и страшном суде над живыми и мертвыми во
время второго пришествия Христа, о тысячелетнем царстве для
праведников и др. Христианство — монотеистическая религия
с отчетливо выраженной мессианской идеей. В процессе даль-
нейшего развития христианство распалось на три основные
ветви: в 1054 году — на католицизм и православие, в XVI веке —
от католицизма отделился протестантизм. В рамках этих трех
направлений, особенно в протестантизме, имеется множество
сект (с. 20).

Индуизм — религия, распространенная в современной Ин-
дии. Вероучение индуизма сложилось в результате эволюции
идей ведизма и брахманизма. Индуизм возник в середине 1-го
тысячелетия н. э.; не имеет единой церковной организации и
какого-либо конкретного основателя. В индуизме сохранилось


много элементов первобытных верований: культ предков, по-
клонение «священным животным» и т. д. Большое место отво-
дится обрядовой стороне. Главные божества — Брахма, Вишну,
Шива. В индуизме выделяются два направления — вишнуизм и
шиваизм (с. 20).

Канонические книги (канон) — правила, касающиеся ве-
роучения, догматики, культа, церковной организации, возве-
денные церковью в ранг закона. В христианстве считается, что
в канонических книгах зафиксированы законы и правила, ис-
/ ходящие от Иисуса Христа и апостолов (учеников Христа — св.
Павла, св. Петра, св. Иоанна и др.). Эти книги включены в Биб-
лию и считаются боговдохновенными. Канонические книги в
православии, католицизме и протестантизме несколько разли-
чаются (с. 20).

Бесконечное — с точки зрения материализма, философская
категория, характеризующая неисчерпаемость материи и движе-
ния, многообразие явлений и предметов материального мира,
форм и направлений его развития. Согласно религиозным и иде-
алистическим представлениям, бесконечное является либо про-
дуктом мыслительной деятельности, отделенной от материаль-
ного источника, либо свойством какого-то сверхприродного
бытия, недоступного человеческому сознанию (с. 21).

Кант Иммануил (1724-1804) — немецкий философ и уче-
ный, родоначальник классической немецкой философии.
В одном из главных произведений — «Критике чистого разу-
ма» (1781) — выступил с идеей существования явлений и «ве-
щей в себе». «Вещи в себе» воздействуют на наши органы чувств
и вызывают ощущения, оставаясь тем не менее непознаваемы-
ми. Бог также не может быть познан, поскольку не принадлежит
к миру явлений, следовательно, невозможно ни доказать, ни оп-
ровергнуть его существование. Религия, по Канту, есть предмет
веры, а не науки или теоретической философии. Вера в бога не-
' обходима, так как без нее невозможно примирить требования
нравственного сознания с фактами зла, царящего в жизни лю-
дей (с. 21).

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) — немецкий фи-
лософ, юрист, физик, математик, историк и языковед. Пытался
найти компромисс между наукой и теологией, чтобы дать науке


возможность развиваться. Мир, по Лейбницу, состоит из беско-
нечного числа духовных первоэлементов — монад, представля-
ющих истинные атомы «природы» и находящихся между собой в
отношении предустановленной гармонии. Бог излучает эти мо-
нады, но не вмешивается в их развитие, раз и навсегда сделав их
гармоничными, поскольку монады существуют в «наилучшем из
миров», также избранном Богом. Лейбницу также принадлежит
разработка одного из вариантов теодицеи, оказавшего большое
влияние на развитие теологической и философской мысли Ев-
ропы (с. 22).

Априорный (a priori — лаг.) — предшествующий опыту и
независимый от него, противоположно философскому понятию
апостериорный (a posteriori) — получаемый из опыта (с. 22).

Средневековая схоластика — средневековая философия
в Европе XI-XIV веков, стремившаяся дать теоретическое обо-
снование религиозному мировоззрению. Основной целью
схоластики было рациональное (путем логических доказа-
тельств) обоснование религиозных положений и догматов.
Философия считалась служанкой теологии. Начиная с XV века
(эпоха Возрождения) схоластика приходит в упадок. Наибо-
лее известные представители различных тенденций в средне-
вековой схоластике — Фома Аквинский, Сигер Брабантский,
Пьер Абеляр, Иоанн Дуне Скот, Уильям Оккам, Иоганн Росце-
лин и др. (с. 23).

Фосс Герхард Иоганн (1577-1649) — известный голланд-
ский филолог, профессор истории; преподавал греческую ли-
тературу, историю и риторику в Лейдене и Амстердаме. Труды
Фосса по классической филологии, в особенности грамматике
латинского языка, имели большое значение для развития фи-
лологической науки того времени (с. 23).

Гемстергейс Тиберий (1685-1766) — голландский фило-
лог, профессор в Лейдене, его сын Франц (1720-1790) известен
как один из талантливых популяризаторов философии Локка.
Главные сочинения — «Luciani colloquia etc.» (1708), «Pollucis
Onomasticon» (1716), «Aristophanis Plutus» (1744) (c. 23).

Фалькенер Уильям (1730-1769) — шотландский поэт, сын
цирюльника. В 1751 году выступил с поэмой на смерть принца


Валлийского и с небольшими стихами, но они прошли незаме-
ченными. Фалькенер служил юнгой на корабле, потерпевшем
кораблекрушение, и воспел это событие в поэме «Кораблекру-
шение» (1762), затем издал пользовавшийся успехом «Морской
словарь» (1769). В 1769 году судно, на котором служил Фальке-
нер, пропало без вести, видимо, затонув в Мозамбикском про-
ливе (с. 23).

Леннеп Яков, ван (1802-1868) — голландский писатель, ав-
тор популярных в Голландии стихотворений, многочисленных
романов, образцом для которых служили произведения Вальте-
ра Скотта, и пьес. Ему принадлежит также филологическое ис-
следование «Словарь моряка» (1856) (с. 23).

Акбар Джелаль-ад-дин, император (1542-1605) — прави-
тель Могольской империи в Индии с 1556 года. Укрепил власть
Могольской династии и путем завоеваний расширил пределы
государства. Династическими браками Акбар укрепил связи с
раджпутскими княжествами. Акбар прославился не только тем,
что при нем Могольская империя достигла наибольшего могу-
щества, но и тем, что он одним из первых занялся сравнитель-
ным изучением религий. Он сгремился достичь согласия между
своими подданными в религиозной сфере. В отличие от преды-
дущих мусульманских правителей стал выдвигать индусов на
важные государственные посты; ввел новую религию «дин-и
илахи» («божественная вера»), являющуюся эклектической сме-
сью верований и образов, почерпнутых в основном из ислама,
индуизма, парсизма и джайнизма. Сам Акбар соединял в своем
лице светскую и религиозную власть, был выдающимся госу-
дарственным деятелем, любознательным (хотя и неграмотным)
человеком, способным военачальником (с. 24).

Веды — древнейшие памятники индийской религиозной
литературы; складывались на протяжении многих веков (ко-
нец 2-го — начало 1-го тысячелетия до н. э.). Веды состоят из
4 сборников: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа
(с. 24).

Атхарваведа — собрание магических заклинаний и фор-
мул, самый поздний из четырех ведических сборников, присо-
единен к первым трем Ведам позднее. Разделен на 20 частей и
состоит из 731 заклинания (с. 24).


 




Упанишады — древнеиндийские религиозно-философские
произведения. Представляют собой комментарии к Ведам,
объясняющие их тайный внутренний смысл. Составлялись Упа-
нишады начиная с VII-III веков до н. э. и кончая XIV-XV веками
н. э. (ранние и поздние Упанишады). Состоят из более чем
200 текстов, в которых говорится о том, что жизнь человека —
это жертвоприношение, что необходимо духовное освобожде-
ние от мира объектов и страстей, возможное в результате ра-
створения индивидуальной души в мировой, познания тожде-
ства с высшей реальностью — брахманом (с. 24).

Талмуд — свод религиозных трактатов, закрепивших дог-
матические, культовые, правовые и нравственные положения
иудаизма. Письменное оформление Талмуда длилось три века
(V-III века до н. э.). Как устная традиция он возник гораздо
раньше. Состоит из Мишны (вторичный закон или толкование
Торы) и Гемары (толкования Мишны) (с. 24).

Ветхий Завет — христианское название Священных книг
иудаизма, включенных в Библию. Состоит из 39 книг, признава-
емых в христианстве каноническими. В православные и като-
лические издания Библии включаются также 11 книг Ветхого
Завета, не являющихся каноническими, протестантская цер-
ковь приравниваеют их к апокрифам. Ветхий Завет состоит из
Пятикнижия Моисея, книг исторических и пророческих, и Пи-
саний. В Пятикнижие входят следующие книги: Бытие, Исход,
Левит, Числа и Второзаконие. К историческим книгам Ветхого
Завета можно отнести книги Иисуса Навина, Судей, 1-4 Царств,
1-2 Паралипоменон, Ездры и Неемии. Книги пророков — кни-
ги Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила («великих» или «стар-
ших» пророков), а также 12 книг «малых» пророков — Осии,
Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы и др. К Писаниям относятся фило-
софско-этические трактаты Иова, Екклесиаста, любовно-эроти-
ческая поэма «Песнь песней» Соломона, Псалтирь — сборник
псалмов (молитв и песнопений) и др. (с. 24).

Учение суфиев (суфизм) — мистическое направление в ис-
ламе, зародившееся в VIII веке н. э. на территории современных
Ирака и Сирии. Главное место в суфизме занимает учение о ми-
стической любви к Богу и о пути, ведущем к конечному слия-
нию с ним. При этом используется символика классической
персидской поэзии. Суфизм оказал большое влияние на все


области духовной жизни мусульманского Востока — религиоз-
ную догматику, философию, этику, литературу и т. п. (с. 24).

Коран — главная священная книга мусульман, которая, по
утверждению исламского духовенства, была продиктована Му-
хаммеду самим Аллахом. Написана на арабском языке. Состоит
из 114 сур (глав) разной длины — от 286 аят (стихов) во 2-ой
главе, до 3-6 аят в последних главах. Хронологическая последо-
вательность между главами Корана отсутствует. Один из догма-
тов ислама провозглашает вечность и несотворенность Корана
(с. 24).

Огнепоклонники — принятое в религиозной и религио-
ведческой литературе XIX века название приверженцев зороас-
тризма (с. 24).

Арашир (ок. 180-239) — основатель и первый царь иран-
ской династии Сасанидов. Его дед был жрецом главного храма в
столице Фарса и передал своему внуку обширные знания о зо-
роастризме и других религиях (с. 24).

Керман (Кирман) — город в юго-восточной части Ирана,
административный центр (с. 25).

Абу-л-Фазл (1551-1602) — индийский хронист и философ,
визирь (министр), советник и друг императора Акбара. Знако-
мый со многими религиями, пробуждал у Акбара интерес к их
изучению и убеждал его проводить политику веротерпимости.
Вел всю его дипломатическую переписку с иностранными госу-
дарствами. Был убит по приказанию сына Акбара Джахангира,
который опасался усиления влияния Абу-л-Фазла на своего отца.
Абу-л-Фазл написал на языке фарси большую хронику правле-
ния Акбара, самой ценной частью которой являются «Установле-
ния Акбара» («Аини Акбари» в 2-х томах, изданных в Калькутте в
1867-1877 годах) (с. 25).

Меланезийские дикари — дикари Меланезии — одной
из основных островных групп Океании, находящейся в юго-
западной части Тихого океана (с. 25).

Сакральное — священное, святое: персоналии религиозных
мифов; религиозные ценности; предметы, входящие в систему


 




 


религиозного культа. Сакральное противопоставляется про-
фанному(с. 25).

Профанное — мирское, противоположное священному
(сакральному). Как религиозно-научное понятие — не просто
неосвященное, но много раз утаиваемое от освящения и впо-
следствии лишенное его (с. 25).

Аллах — имя Бога в исламе. Согласно мусульманской тради-
ции, Аллах является единым и неделимым Богом, мудрым и все-
сильным владыкой мира, творцом всего сущего — неба, земли и
человека. Вера в Аллаха — основной догмат ислама (с. 26).

Будда (Просветленный) — основатель буддизма, живший в
VI-V веках до н. э., первоначальное имя которого Сиддхартха
Гаутама. Согласно преданию, он был сыном царя небольшого
государства на севере Индии. В 29 лет добровольно отрекся от
роскоши, покинул дворец, семь лет скитался, ведя аскетичес-
кий образ жизни, после чего достиг просветления и стал Буд-
дой Шакья-Муни. Ему открылись «четыре благородные исти-
ны», с проповедью которых он выступал в городах и селах
Индии. В бенаресской проповеди Будда призывал к отказу от
крайностей аскетизма и невоздержанности. Был основателем
первых монашеских общин. Умер Будда в возрасте 80 лет и,
как утверждают его последователи, после смерти ушел в нир-
вану. В 1954 году буддисты торжественно отметили 2500-летие
этого события (с. 27).

Книги Ману (Законы Ману, Манавадхармашастра) — древ-
неиндийский сборник наставлений, определяющий поведение
человека, юридический кодекс, отражающий идеологию брахма-
низма. Их создание приписывается мифическому предку людей
Ману, сыну Самосущего (Брахмы). Книги Ману написаны на сан-
скрите, содержат 2650 двустиший, разбитых на 12 глав. В них со-
держатся древние представления о происхождении Вселенной,
человека, сословно-кастового общества, культовые предписания,
правила обыденной, семейной жизни, судопроизводства и т. д.
(с. 27).

Брахман — 1) профессиональный жрец в брахманизме и
индуизме, представитель высшей Варны (касты) жрецов в Индии;
2) в религиозно-философском учении Веданты — неперсони-


фицированное безличное божество, лежащее в основе мира, ил-
люзорного по своей природе, и являющееся единственной ре-
альностью (с. 27).

Древняя ведическая религия — религиозные верова-
ния и обрядность большой части населения Древней Индии
(1-е тысячелетие до н. э.), получившие письменное закрепление
в сборниках религиозных гимнов и жертвенных формул — Ве-
дах. На основе ведической религии в дальнейшем сформирова-
лись брахманизм и индуизм (с. 27).

Ригведа — Веда гимнов, возникновение которой относят
приблизительно к концу 2-го тысячелетия до н. э. Состоит из
1028 гимнов мифологического и космологического содержа-
ния (с. 27).

Самаведа — Веда мелодики, включает в себя преимуще-
ственно собрания гимнов Ригведы. к текстам которых, снаб-
женных ритуально-обрядовой нотацией, обращались жрецы
при пении гимнов во время жертвоприношений. Состоит из
1549 гимнов (с. 27).

Яджурведа — Веда жертвенных формул, включает в себя
описание ведических ритуалов и правил совершения жертво-
приношений. Имеет несколько вариантов, например, Черная и
Белая Яджурведы (с. 27).

Ахурамазда (буквальное значение — «господь премуд-
рый») — верховное Божество в зороастризме и маздеизме, доброе
начало, находящееся в постоянной борьбе со злым божеством Ан-
хра-Майнью. Ахурамазда творит мир усилием мысли и требует чи-
сто духовного поклонения, молитвы перед священным огнем.
Ахурамазда заранее предначертал все мысли, слова и дела. Древ-
ние греки называли его Оромазом или Ормуздом (с. 27).

Трипитака (Типитака) — собрание буддийских текстов на
языке пали (палийский канон), которые были написаны в I веке
до н. э. наиболее ранний и полный сборник буддийской канони-
ческой литературы, считающийся откровением Будды, которое
было позже изложено его учениками. Трипитака состоит из трех
частей: Виная-питака. включающая в себя 5 книг, представляет
собрание дисциплинарных правил, принципов организации


 




буддистской монашеской общины, правил приема в нее и тре-
бований к монашеству; Сутта-питака содержит 5 сборников, из-
лагающих учение Будды в форме притч и бесед, а также легенды, *
поэмы, комментарии и афоризмы; Абхидхарма-питака, состоя-
щая из 7 книг, посвящена теологической трактовке основных
положений раннего буддизма и его философско-психологи-
ческим представлениям. Трипитака является канонической для
школ хинаяны (с. 27).

Дхарма — одно из важнейших понятий индийской религи-
озно-философской традиции, имеющее много значений: докт-
рина, религия, добродетель, моральное качество, дом, справед-
ливость, закон, норма, идеал, истина и т. п. В буддизме дхармой
называется, во-первых, само учение Будды; во-вторых, — мель-
чайшие неделимые духовные частицы, лежащие в основе всех
вещей и явления, из которых складывается поток индивидуаль-
ного сознания (с. 27).

Абхидхарма (Абхидхарма-питака) — третья часть палийс-
кого канона Трипитака, в которой изложена теологическая
трактовка раннего буддизма и его философско-психологичес-
кие идеи. Состоит из 7 книг (с. 28).

Селевк I Никатор (Победитель) (ок. 356-281 до н. э.) — пол-
ководец Александра Македонского, основатель государства Се-
левкидов (в 305-304 до н. э. принял царский титул). В 301 году
завоевал Сирию, в 281 году — захватил многие области Малой
Азии. Благодаря этому его государство по размерам было почти
таким же, как государство Александра Македонского. Селевк
разделил свое государство на несколько десятков областей, в
которых многие города греческого типа (полисы) получили
право на самоуправление. В 281 году Селевк предпринял поход
на Македонию и был убит (с. 28).

Апокрифический (греч. — тайный, секретный) — прила-
гательное от термина «апокрифы» — произведения религиоз-
ного содержания, не признанные официальной церковью или
жречеством священными. Существуют ветхозаветные и ново-
заветные апокрифы — произведения иудейской и раннехрис-
тианской литературы, не включенные в канон. Новозаветные
апокрифы делятся на «отреченные» (т. е. запрещенные) и доз-
воленные для чтения, но не для богослужения (с. 28).


Еретический — прилагательное от термина «ересь» — рели-
гиозное учение, отклоняющееся от официальной церковной
доктрины в вопросах догматики, культа, организации. В созна-
нии представителей любой ереси она оценивается как истин-
ная, а ортодоксальная церковная доктрина — как ересь (с. 28).

Керн Хендрик (1833-1904) — немецкий буддолог, предста-
витель мифологической школы, утверждавшей, что жизнеопи-
сание Будды основывается на легендах, а не на исторических
фактах. Основная работа — «Буддизм и его история в Индии»
(1882-1884) (с. 28).

Магадха — историческая область и государство Древней
Индии. Впервые упоминается в Атхарваведе. Согласно буддист-
ским источникам, в VII веке до н. э. была одним из 16 «великих
государств». В VI-III веках до н. э. Магадха стала наиболее раз-
витым экономическим районом Индии и явилась ядром, вокруг
которого происходило объединение древнеиндийских госу-
дарств (с. 28).

Сангха — монашеская община древних буддистов, одна из
трех великих ценностей буддизма. Члены общины жили подая-
ниями, для мужчин существовало более 200 запретов, для жен-
щин — около 500 (с. 29)-

Сутра — в древнеиндийской литературе краткое высказыва-
ние, лаконичное изречение; позднее сутры — своды таких вы-
сказываний или небольшие цельные произведения, в основном
посвященные религиозно-философским вопросам. В буддизме
сутры являются частью канонических сборников, в брахманиз-
ме сутры — основанное на Ведах практическое руководство по
отправлению культа и по поведению в жизни, данное богом
(с. 29).

Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1694-1778) — французс-
кий философ-просветитель, историк, писатель, поэт и публи-
цист. Подверг всесторонней критике феодальные отношения
и освящавшую их церковь. Отстаивал права разума, отвергая
церковное учение об откровении, раскрыл историческое про-
исхождение библейских книг. Возникновение религии Воль-
тер объяснял невежеством и обманом, считая тем не менее,
что вера в Бога является основой нравственности и что она


 




необходима для народных масс как сдерживающая сила от
посягательств на интересы власть имущих. Вольтер стоял на
позиции деизма, согласно которому, Бог, сотворив мир, не
принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в за-
кономерное течение его событий (с. 29).

ЖаколлиоЛуи (1837-1890) — французский писатель и пу-
тешественник, автор путевых заметок и романов «Пожиратели
огня» (1887), «В трущобах Индии» (1888). Он также издал «Ин-
дийскую Библию», в которую, как он полагал, включил наиболее
значимые священные тексты религий Индии (с. 29).

Женщина есть

La femme c'estTame de I'humanite(фр.)
душа человечества (с. 30).

«Ади Брахмо самадж»(«Исконное общество Брахмы») —
религиозное общество, возникшее в результате первого рас-
кола (1866) «Брахмо самадж». Его возглавил Дебендранат Та-
гор. Оставшись владельцем всего имущества и здания «Брахмо
самадж», «Ади Брахмо самадж» в отличие от группы К. Сена
оставалось на умеренных позициях в проведении религи-
озных и социальных реформ в Индии, выступало против
идолопоклонства и межкастовых браков, отказалось от идеи
непогрешимости Вед (что было неприемлемо для индусских
ортодоксов). Позднее в некоторых выступлениях фактическо-
го главы «Ади Брахмо самадж» Раджнараяна Бошу прозвучала
мысль, что индусов следует рассматривать как отдельную на-
цию (с. 30).

Толерантность— веротерпимость (более широко — терпи-
мость к мнениям других). Проблема толерантности существует с
античных времен и наиболее остро встает там, где народы с раз-
личными вероисповеданиями вьигуждены жить вместе в преде-
лах огромных империй (с. 31).

Брахманизм— религия Древней Индии, возникшая в пери-
од становления кастовой системы древнеиндийского общества
и возвышения института кастового жречества — брахманов.
В то же время брахманизм явился дальнейшим развитием веди-
ческой религии, результатом смешения арийских и доарийских
представлений и верований. Верховные божества брахманиз-
ма — Брахма, Вишну, Шива. Священная литература брахманизма


включает Веды и комментарии к ним — Брахманы, Араньяки,
Упанишады (с. 31).

Зороастризм(парсизм) — религия, возникшая на террито-
рии Древнего Ирана в VII-VI веках до н. э. Представляет собой
маздеизм, реформированный пророком Заратустрой. Основ-
ная идея зороастризма — зависимость миропорядка от борьбы
добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти. Ахурамазда является
воплощением добра, Анхра-Майныо — зла. Главное место в
культе отводится почитанию огня. В настоящее время зороаст-
ризм распространен среди парсов Индии в форме парсизма, в
котором при сохранении прежних дуалистических идей разви-
лись представления о едином вездесущем Боге (с. 31).

Буддизм — одна из трех мировых религий, возникшая в
VI-V веках до н. э. в Индии и получившая дальнейшее распрост-
ранение в Юго-Восточной и Центральной Азии, на Дальнем Во-
стоке в форме хинаяны («малой колесницы» или «узкого пути
спасения») и махаяны («большой колесницы» или «широкого
пути спасения»). В основе этой религии лежит проповедь Будды
Шакья-Муни, который учил, что жизнь есть страдание, и указал
путь избавления от него. В отличие от хинаяны последователи
махаяны утверждают, что спастись может не только монах, но и
любой мирянин, соблюдающий обеты духовного совершен-
ства. Характерной особенностью буддизма является его этико-
практическая направленность: «четыре благородные истины»,
открывшиеся царевичу Гаутаме под деревом бодхи и сделавшие
его Буддой — просветленным, составляют стержень буддизма:.
всякая жизнь есть зло и страдание; причина зла и страдания —
привязанность человека к чувственному миру и зависимость от
него; поэтому необходимо освобождение от страданий; дос-
тичь освобождения можно вступив на «путь спасения». «Восьме-
ричный путь спасения» — это праведная жизнь, целью которой
является достижение нирваны — высшего состояния духа, в ко-
тором нет ни страстей, ни желаний и все земные привязаннос-
ти преодолены. В настоящее время существует ряд международ-
ных буддистских организаций (с. 31).

Моисей(Моше) — согласно Библии, первый пророк Яхве и
основатель религии иудаизма, законодатель, наставник и вождь
еврейских племен. Яхве помог Моисею вывести евреев из Егип-
та, где они были в плену у фараона, в Ханаан (Палестину) и дал


 



– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в науку о религии

На сайте allrefs.net читайте: "Введение в науку о религии"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

L Заказ № 855.
теологами параллельно с изучением греческой и римской ми- фологии, фактически было наиболее полезной подготовкой для более обширных исследований. Даже ошибки, которые были

Заказ № 855.
благодаря работе Палея*, которая восхвалялась с не меньшим рвением, чем третировалась. Понятие «естественная религия», используемое в науке о ре- лигии, соответствует

Quot;СМ.: Р. 218.
„Они с самого начала могут знать о конце Фаизи178 незави- симо от того, когда он покидает мир и когда возрождается". „В день всеобщего воскрешения из мертвых, когд

Б. Заказ № 855.
обнаружить ее скорее в одинокой спальне и комнате больного, чем в коллегиях авгуров и собраниях жрецов. Если мы сделаем это, и если мы будем подразумевать, что

Заказ № 855.
Т Моисею яа горе Синай скрижали с 10 заповедями. Перед вступ- лением в Землю Обетованную» Моисей умирает. Ему припи- сывается ав

ВТОРАЯ ЛЕКЦИЯ
Катехизис — книга, содержащая краткое общедоступное изложение основ вероучения, обычно в форме вопросов и от- ветов. Катехизис предназначен для начального религиозного обучения верующих

Заказ № 855.
Религия Авраама — иудаизм (с. 52). Туранцы (татары, монголы) — различные племена и наро- ды монголоидной расы (с. 53). «У-цзин» («5-цзин», пятикнижие) — классичес

Заказ №855.
олицетворяющее мощь, силу. Почитался также финикийцами в Вавилоне, где назывался сыном Неба и Земли. Со временем имя Эл стало употребляться как нарицательное для обозначения бога в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги