Протоиерей Иоанн Кронштадтский - Начало и конец нашего земного мира

 

Глава 3 святой григорий богослов

Св. Григорий Богослов (Назианзен) родился около 330 г. в Арианзе, недалеко от города Назианза в Каппадокии, от которого он и получил прозвание Назианзен. Его отец был епископом назианз-ским, мать Нонна — очень благочестивой христианкой. Родители дали Григорию блестящее воспитание. Он учился сначала в Кесарии Каппадокийской. а потом в Кесарии Палестинской, где все еще суще­ствовала школа, основанная Оригеном. Свое образование он продол­жил в Александрии и. наконец, в Афинах, где Григорий встретился и на всю жизнь подружился с Василием Великим. В своей речи на смерть-друга он .с большим чувством вспоминает годы совместного

учения в Афинах:

Когда же по прошествии некоторого времени открыли мы друг другу желания свои и предмет их — любомудрие, тогда уже мы стали друг для друга все — и товарищи, и сотрапез­ники. и родные; одну имея цель, мы непрестанно возрастали в пламенной любви друг к другу. В таком расположении про­стирались мы вперед, имея содейственниками Бога и свою любовь. Нами водили равные надежды и в деле самом завид­ном — в учении. Но далека была от нас зависть, усердней шими же делало нас соревнование... Казалось, что одна душа в обоих поддерживает два тела. У обоих нас одно было упражнение — добродетель, и одно усилие — до отшсствия отсюда, отрешась от здешнего, жить для будущих надежд... Нам известны были две дороги: одна — это первая и превос­ходнейшая, вела к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая — это вторая и неравного достоинства с первой, вела к наставникам наук внешних. У других бывают иные прозвания, или отцовские или свои, по роду собствен­ного звания и занятия, но у нас одно великое дело и имя —

быть и именоваться христианами... («Слово надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппа­докийской»)

Григорий крестился, вернувшись домой по окончании своего учс ния в Афинах. Тогда же он решил предаться аскетическому образу


жизни. Вместе с Василием они попытались создать полумонашескую интеллектуальную общину в имении отца Василия. В общину входил также и Евагрий Понтик, ставший впоследствии знаменитым аскетом в Египте.

Григорий был утонченным и интеллигентным молодым челове­ком. Он писал стихи и даже написал свою стихотворную автобиогра­фию. Обладая слабым и несколько капризным характером, он был способен на непоследовательные поступки. Когда в 361 году отец призвал его, чтобы поставить пресвитером, Григорий яростно про­тестовал. Потом он поддался на уговоры и прш-»'л рукоположение, но на следующий же день убежал в горы. В бытность свою пресви­тером он прославился по всей Малой Азии как прекрасный оратор м богослов.

Тем временем его друг Василий сделался архиепископом Кеса-рия Каппадокийской и начал борьбу с арианством. Чтобы обеспечить себе поддержку в борьбе с префектом Модестом, который, покрови­тельствуя арианам, исключил из его юрисдикции часть Каппадокии. Василий назначил епископами в различных городах области двух своих братьев и всех друзей-единомышленников. Итак, около 370 г. Василий призвал Григория и предложил ему сделаться епископом. На этот раз Григорий не сопротивлялся и был рукоположен в епископа города Сасимы. Согласно правилу, епископ должен был жить в том месте, епископом которого он назначен, и Григорий отправился в Са­симы. но немедленно оттуда уехал. По-видимому, это было действи­тельно весьма непривлекательное место, особенно для такого утон­ченного интеллектуала. Вот как он описывает Сасимы в своей авто­биографии:

На большой дороге, пролегающей через Каппадокию. есть ме­сто обычной остановки проезжих, с которого одна дорога де­лится на три. место безводное, не произращающее и былинки. лишенное всех удобств, селение ужасно скучное и тесное. Там всегда пыль, стук от повозок, слезы, рыдания, собиратели на­логов, орудия пытки, цепи: а жители — чужеземцы и бродяги. Такова была церковь" в моих Сасимах! («Стихотворение, в котором св. Григорий пересказывает жизнь свою»)

Такого рода подробности показывают нам наших святых отцов в их человеческом облике, с их слабостями и недостатками. Если их терпел


Господь и даже прославил за их исгинные таланты и добродетели. то. может быть. Он и нам простит наши слабости!

Убежав из Сасим. св. Григорий вернулся к своему отцу. который был уже стар и нуждался в помощи для управления епархией. Но уже через гол непоседливый молодой человек уехал в Селевкию Исаврий скую, где он намеревался уединиться в монашеском подвиге. Но и тут он пробыл не очень долго. В 378/9 г. друзья призвали его в Константинополь. Хотя в столице в то время преобладало ариан­ство, все же там сохранился оплот православия - небольшая цер­ковь Воскресения -в частном доме, где собиралась маленькая право­славная община, уцелевшая от гонений арианских императоров. Уже незадолго до своей смерти (в 379 г.) Василий написал Григорию, что эта община нуждается в хорошем, красноречивом пастыре. Григо­рий принял приглашение и именно там. в скромном храме св. Анаста­сии (св. Воскресения), прочитал свои знаменитые пять «Слов о бого­словии». в которых изложены основы учения каппадокийцев о

св. Троице.

В 381 году к власти пришел император Феодосии I. восстановив­ший православие и собравший Второй Вселенский собор. Григорий. уже осевший в столипе, был признан архиепископом константино­польским. Новая ответственность преобразила его: он неожиданно развивает бурную деятельность, принимает активное участие в цер­ковной жизни и становится одним из ведущих организаторов Все­ленского собора. При этом ему пришлось вступить в борьбу с при­верженцами староникейской веры (единосущие без трех ипостасей), претендовавшими на главенствующую роль в восстановлении право­славия на Востоке. Одним из его основных соперников был епископ Петр Александрийский, племянник св. Афанасия Великого и убеж­денный сторонник никейской веры в ее «старой» формулировке, ут­вержденной на Первом Вселенском соборе (единосущие без трех ипостасей). Петр считал себя единственно православным и упрекал каппадокийское богословие в компромиссности.

От Антиохии на собор был приглашен епископ Мелетий. друг каппадокийских отцов, разделявший их богословские взгляды. Но в той же Антиохии была староникейская партия, не признавшая Ме-ле1 ия и возглавляемая епископом Павлином. Петр Александрийский и папа Римский Дамас признавали только Павлина, которого когда-то рукоположил во епископа неразумный ревнитель староникейства западный епископ Люцифер Каглиарский.


Григорий предложил избрать председателем собора Мелетия, и это предложение было исполнено императором. Последовал взрыв не­годования со стороны Петра, который не признавал ни Мелетия. ни даже самого Григория. Петр самовластно посвятил другого епископа константинопольского, Максима Циника, разделявшего его взгляды (Циником он прозывался из-за его бороды). Таким образом, несмотря на общую победу над арианством, возник раскол между православны­ми.

Положение усложнялось тем, что правительство было на стороне каппадокийцев и новоникейской веры. Император Феодосии выслал Максима Циника из Константинополя, и тот нашел себе прибежище в Риме. Нужно заметить, что Второй Вселенский Собор проходил без участия римских представителей. Западные богословы вообще не признавали учения каппадокийцев и предпочитали старую никейскую формулировку. (Как уже обсуждалось, их понимание учения о трех ипостасях затруднялось тем. что «ипостась» переводилась на латынь как «suhstiinii.i», что в свою очередь мало чем отличалось от «csscnii.i», т.е. «сущность». В латинском переводе учение каппадокийцев выгля­дело как учение о трех сущностях, т.е. трех богах.)

Во время собора Мелетий Антиохийский неожиданно умер. Вме­сто него было предложено назначить председателем св. Григория. Все же оставалось решить вопрос, кого считать законным епископом ан-тиохийским. Ради установления мира, преемником Мелетия было бы естественно стать Павлину, и именно такой выход был предложен св. Григорием, однако, антиохийцы выбрали другого епископа. Тщетно старался Григорий примирить враждующие партии — на соборе ца­рили нескончаемые раздоры и неразбериха. Некоторые епископы са­мого Григория стали обвинять в том, что он незаконно присвоил себе константинопольскую кафедру: ведь он был рукоположен в Сасимы, а перемещение епископов с кафедры на кафедру почиталось тогда не­возможным. Наконец, св. Григорию все это надоело, и он, исполнив­шись отвращения, покинул собор и уехализ Константинополя. Со­хранились его письма, в которых он выражает негодование и возмуще­ние по поводу безответственного поведения восточного епископата.

Григорий удалился на покой на родину в Каппадокию, где умер в 390 г.


Творения св. Григория Богослова

1. 45 проповедей, из которых наиболее важны №№ 27-31. изве­стные под названием «Слова о богословии». В них обсуждаются про­блемы богопознания и… 2. Поэтические произведения, среди которых мы находим авто­биографию св.… 3. Из 243-х писем ;в. Григория важны для нас два его письма к Кледонию (№№ 101.102). в которых обсуждается природа…

Богословские взгляды св. Григория

В вопросе о богопознании Григорий, вместе со свв. Василием Ве­ликим и Григорием Нисским, доказывал абсолютную недоступность божественной сущности человеческому pa3y.vi>. Как уже обсуждалось выше.… Этому еретическому учению )тцы-каппадокийиы противопоста­вили свое апофатическое (отрицательное) богословие и учение о…

Познаются только как-бы спекулятивно.

Необходимо также принимать во внимание другой важный мо-менг. В наше время использование философской терминологии для нроповсли христианства может… достичь этого мы можем, только если сами хорошо понимаемсйя- й»з»