Иерей
Олег Давыденков
ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
ПСТБИ
Москва
РАЗДЕЛ II
О БОГЕ СПАСИТЕЛЕ И ОСОБЕННОМ ОТНОШЕНИИ ЕГО К РОДУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕНИЯ О БОГЕ СПАСИТЕЛЕ
Бог, будучи премудр и всеблаг, после грехопадения не оставил человека на безвозвратную гибель, но предопределил спасти его от осуждения. Совокупность благодатных действий Бога как Спасителя людей от греха, проклятия и смерти, т.е. Искупление со всеми его предварительными действиями и со всеми его последствиями, называется Божественным домостроительством (греч. "о'1коуо^{а" — искусство управления домом, правила управления домом). Слово имеет библейское происхождение, встречается, в частности, в Еф. 1, 10; 3, 2-9 и в Кол. 1,25.
Тайна Божественного домостроительства во всей полноте для человеческого сознания недоступна, но Слово Божие открывает нам ее в той мере, в которой это для нас необходимо и спасительно. По Своей любви к человеку Бог от вечности благоволил избрать чрезвычайное средство спасения падшего человека через Единородного Своего Сына и Животворящего Духа Святого. Обетование в этом было дано прародителям сразу же после грехопадения в словах о семени жены, которое сотрет главу змия (Быт. 3,15).
В течение многих веков Бог приготовлял людей к принятию Искупителя. И когда пришла полнота времен, Единородный Сын Божий, воплотившись от Святого Духа и Марии Девы, воспринял в единстве Своей Ипостаси человеческое естество. Воплотившись, Господь совершает дело Искупления человеческого рода от осуждения на вечную смерть, сообщая тем самым людям возможность быть чадами Божиими и наследниками Его Царства.
Святый Дух, в свою очередь, Своею силою прилагает и усвояет людям спасительные плоды Искупления, совершенного Сыном Божиим. Для этой цели основана Церковь, которой дарованы все необходимые к освящению людей благодатные средства, в первую очередь таинства. Завершение тайны домостроительства последует во Второе Пришествие Христово, после кончины мира и всеобщего воскресения мертвых.
ПРЕДВЕЧНЫЙ СОВЕТ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ
О СПАСЕНИИ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ О ХРИСТЕ СПАСИТЕЛЕ
Господь Иисус Христос есть истинный Бог
По данному вопросу см. Часть вторая, Раздел II, п. 6.2. (стр. 135)
Господь Иисус Христос есть истинный человек
Заблуждения относительно человечества Иисуса Христа.
Отличие Иисуса Христа от нас по человечеству
Православное учение о Лице Искупителя
Г) Православное учение о воипостасности человеческой природы
Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе
По отношению к Нему Самому
А) Одно и то же Лицо Бога Слова может именоваться
Подобает единое нераздельное Божеское поклонение, потому что
Обе природы соединены в Нем нераздельно
Девятый анафематизм V Вселенского Собора гласит: "Если кто говорит, что в Иисусе Христе должна быть поклоняема каждая из Его природ, так что этим вводит два поклонения, особое Богу Слову и особое человеку, и не поклоняется единым поклонением Слову, воплощенному в человеческой природе, сделавшейся Ему Своею собственной, как всегда верила и признавала это Церковь на основании непрерывного Предания, тот да будет анафема".
В Ин. (5, 22-23) Сам Господь говорит, что необходимо чтить Сына так же, как чтут Отца, т. е. "Сын" есть наименование не природы, а Личности, Ипостаси. Поклонение всегда относится к лицам, а не к безличной природе. Поскольку во Христе единое Лицо, то этому Лицу и воздается поклонение, а не каждой из природ в отдельности.
Уместно сказать о римо-католической практике, например, о культе "сердца Иисусова", что с точки зрения Православия является весьма сомнительным, потому что поклонение Христу должно быть всецело обращено к Его Лицу, а не относиться к каким-то частям Его существа. Даже если принять католическое толкование, согласно которому культ сердца Иисусова не есть поклонение анатомическому органу, так как под сердцем должно понимать любовь Христову, тем не менее следует отметить, что нигде ни в Ветхом Завете, ни в Новом мы не видим никаких следов практики поклонения Божественным свойствам — любви, премудрости, творческим способностям, промыслительной деятельности и т. п. Всегда поклонение обращено к Лицам Пресвятой Троицы.
Г) В Иисусе Христе две воли и два действования
Учение о двух волях и действованиях во Христе было разработано в православном богословии в VII веке в контексте борьбы с монофелитской ересью (юуос — единый и Эй^тщо — воля). В отличие от предыдущих ересей — таких, как несторианство или монофизитство, — монофелитство, по сути являющееся разновидностью монофизитства, было не столько результатом искреннего заблуждения, сколько искусственной ересью, сконструированной в политических целях. Вступившему на престол в начале VII в. императору Ираклию необходимо было противостоять наступлению персов, а затем и арабов, он нуждался в консолидации империи, которая была раздираема внутренними противоречиями: шла борьба между православными и монофизитами. Монофизитство к тому времени стало национальной религией народов, населявших окраины империи — коптов в Египте, сирийцев и армян на Востоке. Необходим был поиск компромисса, который позволил бы этим двум религиозным партиям достичь согласия.
Принять Халкидонский орос монофизитам было очень сложно. Сложности были даже не столько доктринального, сколько психологического характера, поскольку у монофизитов был иной религиозный идеал, который прот. Георгий Флоровский охарактеризовал как "антропологический минимализм", т. е. взгляд на человека как существо низменное и порочное. Отсюда проистекает и своеобразная практика: цель христианского делания, аскезы, не в том, чтобы преобразить и исцелить человечество, а в конечном счете в том, чтобы преодолеть человеческое как таковое, заместить человеческое Божественным.
На VI Вселенском Соборе главный защитник монофелитской ереси, патриарх Антиохийский Анастасий, прямо заявил, что Адам до грехопадения не имел человеческой воли, что человеческая воля — следствие грехопадения.
Халкидонский орос подчеркивает активность, самодвижность человеческой природы во Христе. Монофизитам это казалось неблагочестивым и вызывало подозрение в несторианстве. В качестве компромисса патриархом Константинопольским Сергием было предложено учение о единой воле и единой энергии. Патриарх Сергий — незаурядная личность, друг и сподвижник императора Ираклия, сам происходил из монофизитской семьи, перешел в Православие уже в сознательном возрасте, и его интерес к проблеме воссоединения монофизитов с Православием был очень острым. Согласно предложенному учению, во Христе две реально различных природы, но при этом единое действование и единая воля. Буква Халкидонского ороса при этом сохраняется, в него не нужно вносить никаких изменений, авторитет Собора сохраняется.
Таким образом подчеркивается единство субъекта во Христе и устраняется подозрение в несторианстве. Какие возникают вопросы в связи с учением о единой воле и едином действии? Первый вопрос философского порядка: чему последует воля: природе или ипостаси? Второй вопрос сотериологический. Если мы принимаем учение о единой воле, то каково в таком образе качество человеческой природы во Христе? Действительно ли Христос в таком случае есть истинный человек?
На первый вопрос монофелиты могли бы дать только один ответ. С их точки зрения, воля и действование — атрибуты лица. Во Христе две природы, но одно Лицо и одна воля. Природ две, Лицо одно, воля одна, следовательно, волю надо отнести к единому Лицу, ибо не может одна воля исходить от двух различных природ.
Это учение, во-первых, противоречит традиционной христианской антропологии. Предыдущие отцы, например блж. Августин, подчеркивали, что воля есть атрибут природы. Во-вторых, противоречит учению о Прев. Троице, поскольку в Боге мы различаем три Лица, но тем не менее признаем единую волю как атрибут единой Божественной природы. Именно на эти несообразности и указывали православные полемисты против моно-фелитства, прежде всего патриарх Иерусалимский Софроний, римский папа Мартин Исповедник и прп. Максим Исповедник, которые показывали, что признание единой воли во Христе логично приводит к троебожию, т.е. различению в Троице трех различных богов.
В контексте этих споров преподобным Максимом было разработано учение о двух волях — воле гномической и воле физической. По словам преподобного Максима, "никто не действует как некто по ипостаси, но как нечто по природе", — т. е. действование, воля берут свое начало в природе. Каждый человек действует именно по-человечески, а не по-павловски или по-петровски. Также и ангелы действуют по-ангельски, а не по-михаиловски или по-гаврииловски. Действование и воля относятся к естеству, а лицу принадлежит принятие решения, свободное самоопределение по отношении к тому или иному желанию природы. Желание пить, потребление жидкости есть действие естества, которое обще всем людям. Но каждый человек на это проявление естественной воли накладывает свое личное решение: пить или отказаться от этого желанья, что пить, в каком количестве. Это зависит от личного самоопределения.
Патриарх Сергий и его единомышленники выдвинули учение о так называемом богомужнем действии или богомужней энергии во Христе, в которой даже теоретически нельзя различать двух составляющих, она совершенно проста.
Какова же эта энергия — Божественная, человеческая или составившаяся из двух? Ответ, который единственно могли дать монофелиты, состоял в том, что эта энергия является Божественной. Сложность ее проявляется лишь в действиях, произведенных энергией, или результатах, которые можно отнести к двум порядкам: Божественному и человеческому. Можно различать во Христе Божественные и человеческие действия, но и те, и другие совершаются единой Божественной энергией. Божественная энергия преломляется в человечестве подобно свету, проходящему сквозь стеклянную призму, и порождает человеческие действия, но совершаются они не человеческой энергией Христа, а Божественной энергией Слова. Таким образом, человечество во Христе оказывается лишенным собственной активности, оно не является фактором, не является самодвижным, представляя собой пассивное орудие Божества. В этом сродство монофелитства во всех его формах с учением Аполлинария: непонимание того, что две совершенные и самодвижные природы могут соединиться воедино.
Очевидно, что существо, которое не обладает человеческой волей и энергией, невозможно назвать совершенным человеком. Если Христос по Своему человечеству не совершенен, то, естественно, Он не может сделать совершенными других.
Х.Яннарас пишет: "Природа вне энергии есть просто абстракция, просто отвлеченная сущность, не существующая реально. Если во Христе действуют только Божественная воля и энергия, значит Его человечество в действительности не ипос-тазировано, тогда Он всего лишь призрак человека, не обладающий реальным бытием. Тогда человеческая природа не может считаться ни воспринятой, ни исцеленной Божеством".
VI Вселенский Собор следующим образом сформулировал учение о двух волях и действованиях во Христе: "Проповедуем также по учению святых отцов, что в Нем и две естественные воли или хотения, и два естественных действия, нераздельно, неизменно, неразлучно, неслиянно, и два естественных хотения непротивоположны одно другому, как говорили нечестивые еретики — да не будет. Но Его человеческое хотение не противоречит (буквально не стоит в противоположности), и не противоборствует, а следует, или лучше сказать, подчиняется Его Божественному и всемогущему хотению" (В. Болотов. Лекции ... т.IV,стр. 498-499).
Свщ. Писание указывает на две воли и два действования во Христе. Например, Ин. (6, 38): "Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца". Какая может быть во Христе воля, отличная от воли Отца? По Божеству у Отца и Сына одна и та же общая воля, следовательно, речь идет о человеческой воле. Мф. (26, 39): "Впрочем, не как Я хочу, но как Ты". Указание на различие хотения между Отцом и Сыном. По Божеству у Них одно хотение, так как в Троице единая воля, значит, здесь говорится о хотении человеческом. Лк. (22, 42): "Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня. Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет".
Святитель Афанасий Александрийский так комментирует эти слова: "Здесь являет Господь две воли — человеческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу. Человеческая по немощи плоти молит отклонить страдания, а Божеская желает страдания". ("О воплощении и против ариан", 24).
Учение о совершении Господом Иисусом Христом нашего спасения,
Или о таинстве Искупления
В) диавол
Отпав от Бога, человек оказывается во власти падших ангелов. Диавол через свою власть над человеком становится "князем мира сего".
Г)смерть
Находясь в состоянии отчужденности от Бога и во власти диарола, человек не имеет возможности своими силами выйти из этого состояния и таким образом оказывается обреченным на духовную смерть.
Изменение отношений между Богом и человеком
Существующие теории Искупления
Почему дело Искупления, совершенное Христом Спасителем,
Как примирить учение о Божественном милосердии
Составляющие Искупления
Крестная смерть
Г) Почему искупительная Жертва была принесена
Господом Иисусом Христом именно на Кресте?
Почему именно крест, а не что-либо иное, был избран орудием смерти? Во всей полноте ответить на этот вопрос невозможно, это тайна воли Божией. Возможно потому, что в те времена смерть на кресте была самой позорной и мучительной. У отцов Церкви мы встречаем главным образом символические объяснения, например у свт. Афанасия Александрийского (Слово о Воплощении, гл. 25): "Если пришел Он принести на Себе клятву, на нас бывшую, то как бы иначе стал клятвою, если бы не принял смерть, бывшую под клятвою". Но это крест, ибо так написано: "Проклят всякий, висяй на древе" (Втор. 21, 23). У св. Иоанна Дамаскина ("Точное изложение" кн. 4, гл. 2): "Честный Крест прообразовал древо жизни, насажденное Богом в раю, поелику через древо вошла смерть, то и надлежало, чтобы чрез древо же дарованы были жизнь и воскресение". Встречаются и другие символические объяснения. По мнению свт. Афанасия Александрийского, крест знаменует победу над диаволом. Поскольку диавол есть дух, блуждающий в воздухе, то и победа над ним совершается на кресте, т.е. между небом и землей. Свт. Василий Великий говорит, что крест своими 4-мя концами знаменует привлечение людей со всех 4-х концов света. По толкованию свт. Григория Нисского, 4 конца креста обозначают высоту, глубину, ширину и долготу, иными словами, указывает на космическое измерение совершившегося на кресте Искупления. К любым символическим толкованиям нужно относиться с известной долей осторожности.
С древнейших времен Крест есть преимущественный символ Церкви.
Х.Яннарас пишет: "Христиане осеняют себя крестным знамением, выражая таким образом добровольный отказ от индивидуальной самодостаточности и жертвенное предание своей жизни в руки Отца и Бога". У прп. Максима Исповедника ("Богословские главы") есть такие слова: "Все чувственные вещи должны пройти через крест, и все умопостигаемые вещи должны пройти через погребение". Это значит, что все, что живет для себя, оказывается в конечном счете духовно бесплодным, и, напротив, то, что прошло через крест, обретает истинную жизнь в Боге. Поэтому мы призваны отречься от всего, чем обладаем, в том числе и от самой жизни, как от средства индивидуального эгоистического самоутверждения, и преобразовать все наше обладание в средство для всецелого служения Богу и ближним. Именно такой смысл заключается в словах Самого Христа Спасителя: "...если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода" (Ин. 12, 24). Эти слова — основной закон духовной жизни. Поэтому, по словам X. Яннараса: "Крест — это не просто сентиментальное или морально-педагогическое напоминание о событиях прошлого, но символ и знак принятия образа бытия Христова, которое есть жизнь. Поэтому Крест как проявление жизни, той жизни, на которой зиждется Церковь и упование верующих, не случайно ставится на могилах усопших, удостоверяя таким образом вхождение их в Царство живых".
Воскресение Господа Иисуса Христа
Вознесение Господа Иисуса Христа на небо
Спасительные плоды искупительного подвига Иисуса Христа
Говорить о плодах искупительного подвига во множественном числе можно лишь с достаточной степенью условности, поскольку искупительный подвиг в конечном счете имеет один плод — спасение, обожение человеческого естества. Однако условно можно выделить несколько следствий.
Освобождение от наказания
Свободно претерпев наказание, которое мы должны были нести за грех, Господь освободил нас от наказания. Вследствие искупительного подвига Христа изменяются отношения между Богом и человеком, Бог прощает человека, люди перестают быть, как говорит ап. Павел, "по природе чадами гнева" (Еф. 2,3) Божия. Иными словами, искупительный подвиг Спасителя возвращает людям милость Божию. Поэтому искупительная Жертва называется также умилостивительной жертвой.
Плоды искупительного подвига
РАЗДЕЛ III
О БОГЕ - ОСВЯТИТЕЛЕ
НЕОБХОДИМОСТЬ БОЖЕСТВЕННОЙ ПОМОЩИ
ДЛЯ УСВОЕНИЯ ЛЮДЬМИ ДАРУЕМОГО ИМ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕНИЯ О БОГЕ - ОСВЯТИТЕЛЕ
За Искуплением человека Сыном Божиим следует привитие искупленного человечества к Искупителю силой Духа Святого или, иначе, усвоение плодов искупительного подвига Иисуса Христа человеку благодатию Святого Духа. Говоря более традиционным языком, благодатное оправдание и освящение человека, ибо по слову ап. Павла, "если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви" (Рим. 11, 16).
Учение о Боге – Освятителе состоит из следующих частей:
- Учение о благодати как о силе, нас освящающей;
- Учение о богоучрежденном видимом устройстве способов воздействия спасающей благодати на человека применительно к его духовно-чувственной природе;
- О Церкви и ее иерархии, через которую совершается освящение человека;
- О таинствах церковных как средствах освящения.
УЧЕНИЕ О БЛАГОДАТИ КАК О СИЛЕ, НАС ОСВЯЩАЮЩЕЙ
Собственно церковная благодать
Различают два вида собственно церковной благодати.
Отношение благодати к свободе
Ложные учения об отношении благодати к свободе
О ЦЕРКВИ КАК ОРУДИИ, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ
ГОСПОДЬ СОВЕРШАЕТ НАШЕ СПАСЕНИЕ
Иисус Христос — Глава Церкви, и Святый Дух — Параклит.
Господь Иисус Христос — Глава Церкви
Господь Иисус Христос Сам невидимо пребывает в Церкви (Мф. 28,20). Он не только ее Основатель, но и Источник новой жизни, которую верующие получают от Него, как от нового Адама — родоначальника нового человечества. Он есть Лоза, по отношению к которой верующие суть ветви, питающиеся Его благодатными соками (Ин. 15, 1-6). Он есть "путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Него" (Ин. 14, 6).
Плоть Христова, по словам ап. Павла, есть завеса, через которую мы входим в небесное святилище (Евр. 10, 20). По отношению к Церкви Он есть Глава, а Церковь — Его духовное Тело, в котором действуют силы Христовы. В силу этого на верующих лежит обязанность, чтобы они, говоря словами ап. Павла, "истинною любовью все возвращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви" (Еф. 4, 15-16).
Таким образом, Христос есть прежде всего Основатель и Архитектор Церкви, Он определяет законы жизни Церкви и ее внутреннюю структуру. В Свщ. Писании отмечается, что различные существующие в Церкви служения возникают не только из практических нужд церковного общества, но имеют Божественное установление, существуют по воле Самого Христа: "И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служению, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф. 4, 11-13).
Аналогичным образом учили о месте Христа в Церкви и свв. отцы. Например, у блж. Феодорита Киррского сказано: "Владыка Христос, яко глава, разделяет духовные дарования, через то сочетывает члены Тела в единое стройное Тело». Та же мысль встречается и у св. Иоанна Дамаскина: "Христос, главенствуя над нами, преподает нам Себя и через то сочетавает нас с Собою и друг с другом, вследствие чего мы имеем взаимное сгармонирование".
Христологический и пневматологический аспекты Церкви
ПОНЯТИЕ О ТАИНСТВАХ
КАК СРЕДСТВАХ ОСВЯЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Поскольку о таинствах многое говорилось в курсе Литургического Предания, мы рассмотрим только одно таинство — таинство Евхаристии. Самостоятельно следует изучить следующие разделы:
— Богоустановленность церковных таинств;
— Действительность и действенность таинств;
— Отличие таинств от прочих священнодействий;
— Установление таинств; их видимая и невидимая сторона.
Таинство Евхаристии
Установление таинства Евхаристии
Таинство Евхаристии было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной Вечере (Мф. 26,26-28, Лк. 22,19-20). В качестве предустановления таинства можно указать на слова Спасителя из Его беседы о хлебе небесном, которые были произнесены в капернаумской синагоге (Ин. 6,51,53-56).
Выводы литургического характера
а) Причащение Святых Христовых Тайн должно совершаться под двумя видами (Мф. 26, 27, 1 Кор. 11, 27).
б) Причащение должно совершаться от единого хлеба (1 Кор. 11, 23). Должен быть единый Хлеб, который прелагается в Евхаристической Жертве, потом причащают от этого единого Хлеба, который предварительно раздробляется, так же как и Христос на Тайной Вечере, взяв один хлеб, преломил его и раздал Своим ученикам. У католиков и протестантов существует практика причащения от многих хлебов, когда заготавливается большое количество хостий и они все вместе предлагаются на престоле.
в) Евхаристия должна совершаться на квасном хлебе, поскольку все евангелисты говорят именно о квасном хлебе. В греческом языке очень четко различаются термины "Дрто<;", что означает хлеб квасной, и слово "&Сщоу", что означает хлеб пресный, опреснок. Все евангелисты и ап. Павел (1 Кор. 11), говоря о Евхаристии, употребляют именно слово "артос". Древняя Церковь не знала причащения пресным хлебом, эта практика возникает на Западе достаточно поздно и закрепляется благодаря учению о пресуществлении.
Необходимость и спасительность причащения Святых Тайн
О необходимости причащения сказано в Ин. (6, 53-54). Спасительные плоды или действия причащения суть:
- теснейшее соединение с Господом (Ин. 6, 55-56).
- возрастание в духовной жизни и обретение жизни истинной (Ин. 6,57).
- залог будущего воскресения и вечной жизни (Ин. 6,58). Но это справедливо только по отношению к тем, кто приступает к причащению достойно; недостойным причащение приносит большое осуждение (1 Кор. 11, 29).
РАЗДЕЛ IV
О БОГЕ КАК СУДИИ И МЗДОВОЗДАЯТЕЛЕ
О БОГЕ КАК СУДИИ И МЗДОВОЗДАЯТЕЛЕ
ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА В ЧАСТНОСТИ
Загробная участь младенцев
В Свщ. Писании конкретно о загробной участи младенцев ничего не говорится. Что касается Церковного Предания, то по поводу участи младенцев крещеных сомнений никаких нет:
"Блаженная участь тех, которые омыты водою и Духом в крещении и приняли Св. Духа в Миропомазании" (Послание Вост. Патриархов, чл. 16). Никто и никогда не сомневался в том, что крещеные младенцы наследуют Царство Небесное. Правда, существует ложное и довольно распространенное мнение, что умершие в младенчестве сподобляются особой, наивысшей степени блаженства. Эта мысль ложная, оснований в святоотеческом учении она не имеет: блаженство умерших младенцев, естественно, меньше, чем то блаженство, которого достигают люди через свободное самоопределение и личный подвиг. Младенцы являются безгрешными, но в то же время они не имеют "положительного наполнения", поскольку через собственную свободную волю они никаких добродетелей не стяжали.
Различные мнения имеют место относительно того, какова участь младенцев некрещеных. Некоторые свв. отцы — например, свт. Григорий Нисский — смотрели на этот вопрос слишком оптимистично: души младенцев, похищаемых смертью, могут достигнуть полной меры блаженства. Здесь видна некоторая недооценка силы наследственного греха. Блж. Августин занимал прямо противоположную позицию: "никакого вечного спасения, помимо вечного спасения Христова, пусть не обещается младенцам. Не обещается оно им и Свщ. Писанием, которое должно быть предпочитаемо всяким рассуждениям человека". В этом высказывании чувствуется некоторый формализм, и самый дух его мало согласуется с представлениями о милости и человеколюбии Творца.
Наиболее точно церковное мнение по этому вопросу выражает свт. Григорий Богослов: "Иные даже не имеют возможности принять дары крещения или по малолетству, или по какому-либо не зависящему от них стечению обстоятельств, по которому не сподобляются благодати. Последние не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя не запечатлены, однако же и не худы и больше сами потерпели, нежели сделали вреда, ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести".
Свт. Григорий предполагает, что младенцы находятся в каком-то третьем неопределенном состоянии, которое отлично как от состояния осуждения, так и от состояния прославления. Догматически точно этот вопрос не решен, тем не менее Церковь не разделяет крайностей блж. Августина, считавшего, что некрещеные младенцы неизбежно направляются в ад.
О БОГЕ КАК СУДИИ И МЗДОВОЗДАЯТЕЛЕ
ДЛЯ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА
Одна из важнейших частей Откровения — это учение о Втором пришествии, а также о кончине мира и всеобщем суде, которые должны непосредственно последовать за Вторым пришествием. День Второго пришествия в Свщ. Писании называется Последним днем, днем кончины века и мира, днем, установленным от Бога, когда Он будет праведно судить Вселенную, Великим днем, днем Судным, днем Господним, днем Христовым и днем Господа нашего Иисуса Христа.
Признаки Второго пришествия
Свщ. Писание говорит о следующих признаках.
Распространение Евангелия во всем мире
Кончина мира последует не прежде, чем "...проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец" (Мф. 24, 14).
Обращение Израиля ко Христу
В Рим. (11, 25-27) говорится, что Израиль спасется, обратится ко Христу. Из той же главы следует, что это обращение будет в последние времена: "...если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?" (Рим. 11, 15), то есть если отвержение Израиля послужило примирению с Богом остального человечества, то возвращение Израиля ко Христу будет означать скорое воскресение умерших.
Усиление зла
Речь идет прежде всего о безбожии и антихристианстве. Нечестие последних времен ап. Павел называет тайной беззакония и отступления (греч. (хяоеттасто1) (2 Фес. 2, 3 и 7).
Черты усиления зла:
Появление лжехристов и лжепророков,
Распространение ложных учений
"...многие придут под именем Моим и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят" (Мф. 24, 5); "и многие лжепророки восстанут и прельстят многих" (Мф. 24, 11); "...в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским" (1 Тим. 4, 1); "...будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху" (2 Тим. 4, 3).
Природные бедствия
Помимо общественных бедствий, проявятся и различные природные катаклизмы: "...будут глады, моры и землетрясения по местам" (Мф. 24, 7), также "...будут знамения в солнце и луне и звездах,... море восшумит и возмутится" (Лк. 21, 25).
Непосредственно перед пришествием Христовым диавол воздвигнет особое орудие лжи и зла — антихриста, при котором отступления и различные бедствия достигнут полной силы.
Антихрист и время его пришествия
Представление об антихристе в свете
Брань антихриста с царством Христовым и
Отношение людей ко Второму пришествию будет различно
"Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше" (Лк. 21,28). Верными это пришествие будет воспринято как избавление, однако для внешних, для тех, кто не суть Христовы, пришествие Его ничего хорошего предвещать не будет, и поэтому "...восплачутся все племена земные..." (Мф. 24, 30).
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ О БОГЕ В ОТНОШЕНИИ ЕГО К МИРУ И ЧЕЛОВЕКУ......3
РАЗДЕЛ I БОГ КАК ТВОРЕЦ И ПРОМЫСЛИТЕЛЬ МИРА.............................5
1. БОГ КАК ТВОРЕЦ МИРА ................................................................................5
1.1. Нехристианские концепции происхождения мира.......................................5
1.1.1. Дуализм.....................................................................................................................5
1.1.2. Пантеизм...................................................................................................................7
1.2. Сущность христианского учения о происхождении мира.
Творение "из ничего"....................................................................................8
1.3. Основные возражения против учения о творении мира из ничего……...13
1.4. Вечность Божественного замысла о мире…………....................................14
1.5. Творческие Божественные идеи, их отношение к Богу и к миру………..15
1.6. Творение и время……………………………………………………………16
1.7. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения..............................17
1.8. Побуждение и цель творения .......................................................................19
1.8.1. Почему Бог сотворил мир?...................................................................................19
1.8.2. Для чего Бог сотворил мир?.................................................................................20
1.8.2.1. Блаженство твари, как цель творения мира.....................................................21
1.8.2.2. Слава Божия, как цель творения мира………………………………………..21
1.9. Совершенство творения.................................................................................22
2. БОГ КАК ПРОМЫСЛИТЕЛЬ МИРА .............................................................23
2.1. Понятие о Промысле Божием ......................................................................23
2.2. Действительность Промысла Божия ...........................................................23
2.3. Основные возражения против действительности Промысла....................24
2.4. Ложные учения о Промысле………………………….................................26
2.5. Действия Промысла Божия ..........................................................................27
2.5.1. Мирохранение .......................................................................................................27
2.5.2. Мироправление .....................................................................................................28
2.6. Предметы Божественного Промысла и виды Промысла ..........................28
2.7. Образы Божественного промышления о мире…………………………....30
2.7.1. Естественный образ промышления .....................................................................30
2.7.2. Сверхъестественный образ промышления .........................................................30
2.8. Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла ...................................31
2.9. О возможности познания Промысла Божия человеком ............................32
3. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТВОРЕНИЙ БОЖИИХ……………………………….33
3.1. Мир духовный или ангельский………………………….............................33
3.1.1. Ангелы в Священном Писании ...........................................................................33
3.1.2. Возражения против бытия ангелов .....................................................................34
3.1.3. Сотворение ангелов Богом ..................................................................................35
3.1.4. Время сотворения ангелов……………................................................................35
3.1.5. Природа ангелов....................................................................................................36
3.1.6. Свойства ангельской природы ............................................................................37
3.1.6.1. Духовность и бестелесность .............................................................................37
3.1.6.2. Отношение ангелов к пространству и времени...............................................38
3.1.6.3. Бессмертие ..........................................................................................................39
3.1.7. Совершенство ангельской природы....................................................................40
3.1.8. Число ангелов ........................................................................................................42
3.1.9. Небесная иерархия ................................................................................................43
3.1.10. Архангелы ...........................................................................................................46
3.1.11. Промысл Божий о мире духовном ....................................................................48
3.1.11.1. Промысл Божий о добрых ангелах ................................................................48
3.1.11.2. Промысл Божий в отношении злых духов ....................................................50
3.2. Человек ...........................................................................................................57
3.2.1. Сотворение человека Богом ................................................................................57
3.2.2. Двуединство человеческой природы. Брак.
Богоустановленный способ размножения людей…….......................................60
3.2.3. Происхождение от Адама и Евы всего рода человеческого.
Преадамизм и полигенизм.....................................................................................67
3.2.4. Состав человеческой природы: дихотомия и трихотомия ................................70
3.2.5. Значение тела в составе человеческой природы ................................................71
3.2.6. Мнения о происхождении человеческих душ..............................74
3.2.6.1. Мнение о предсуществовании человеческих душ ............74
3.2.6.2. Мнение о творении человеческих душ ......... 76
3.2.6.3. Мнение о рождении человеческих душ ........78
3.2.7. Свойства человеческой души ...............................80
3.2.7.1. Духовность ....................................................... 80
3.2.7.2. Самостоятельность .......................................... 80
3.2.7.3. Разумность и сознательность ........................81
3.2.7.4. Бессмертие ....................................................... 81
3.2.7.5. Свобода ............................................................. 82
3.2.8. Отличие души человеческой от душ животных 84
3.2.9. Образ и подобие Божие в человеке .....................84
3.2.10. Назначение человека ..........................................91
3.2.10.1. Назначение человека по отношению к Богу .................................................91
3.2.10.2. Назначение человека по отношению к самому себе ....................................91
3.2.10.3. Назначение человека по отношению к безличному творению....................92
3.2.11. Состояние человека до грехопадения ...............................................................93
3.2.11.1. Совершенство человеческой природы до грехопадения..............................93
3.2.11.2.Попечение Божие о человеке до грехопадения и его необходимость..........95
3.2.11.3. Был ли Адам до грехопадения бессмертен?...................................................97
3.2.11.4. Различал ли Адам добро и зло до грехопадения? .........................................98
РАЗДЕЛ II. О БОГЕ СПАСИТЕЛЕ И ОСОБЕННОМ ОТНОШЕНИИ ЕГО
К РОДУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ.......................................................100
1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕНИЯ О БОГЕ СПАСИТЕЛЕ......................................100
2. ПРЕДВЕЧНЫЙ СОВЕТ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ О СПАСЕНИИ
РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО. УЧАСТИЕ ЛИЦ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ
В СПАСЕНИИ ЧЕЛОВЕКА ..........................................................................101
3. УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ О ХРИСТЕ СПАСИТЕЛЕ…………………………….103
3.1. Учение о Лице нашего Спасителя или о таинстве Воплощения.............103
3.1.1. Господь Иисус Христос есть истинный Бог ....................................................103
3.1.2. Господь Иисус Христос есть истинный человек..............................................103
3.1.2.1. Свидетельства Откровения о человечестве Иисуса Христа ........................103
3.1.2.2. Заблуждения относительно человечества Иисуса Христа. Докетизм ........105
3.1.2.3. Отличие Иисуса Христа от нас по человечеству...........................................108
3.1.3. Православное учение о Лице Искупителя ........................................................113
3.1.3.1. Краткая история догмата ................................................................................113
3.1.3.2. Образ ипостасного соединения во Христе двух естеств..............................121
3.1.4. Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе...............123
3.1.4.1. По отношению к Нему Самому ......................................................................123
3.1.4.2. Следствие ипостасного соединения двух естеств в Иисусе Христе
по отношению к Пресвятой Троице ...............................................................130
3.1.4.3. Следствие илостасного единства по отношению к Деве Марии.................132
3.2. Учение о совершении Господом Иисусом Христом нашего спасения
или о таинстве Искупления ........................................................................136
3.2.1. Понятие об Искуплении в свете данных Священного Писания ....................136
3.2.1.1. Необходимость Искупления для спасения человека ....................................137
3.2.1.2. Этимология слова "искупление".....................................................................137
3.2.1.3. Цель Искупления .............................................................................................138
3.2.1.4. Изменение отношений между Богом и человеком вследствие
Искупления .......................................................................................................139
3.2.1.5. Искупление - Откровение Божественной любви к человеку.......................139
3.2.1.6. Библейские и святоотеческие образы Искупления ......................................139
3.2.2. Существующие теории Искупления…………………………………………..140
3.2.2.1. Юридическая теория Искупления ..................................................................140
3.2.2.2. Нравственная теория Искупления ..................................................................145
3.2.2.3. Учение об Искуплении современных православных богословов................147
3.2.3. Почему дело Искупления, совершенное Христом Спасителем,
связано для Него с величайшим подвигом ......................................................150
3.2.4. Как примирить учение о Божественном милосердии с идеей
Божественной правды и справедливости..........................................................151
3.2.5. Составляющие Искупления................................................................................152
3.2.5.1. Боговоплощение. .............................................................................................152
3.2.5.2. Учение Господа нашего Иисуса Христа .......................................................153
3.2.5.3. Чудеса Спасителя ............................................................................................160
3.2.5.4. Крестная смерть ...............................................................................................161
3.2.5.5. Сошествие Иисуса Христа во ад и победа над адом ....................................169
3.2.5.6. Воскресение Господа Иисуса Христа ............................................................169
3.2.5.7. Вознесение Господа Иисуса Христа на небо.................................................173
3.2.5.8. Вечное царствование Иисуса Христа по Вознесении на небо.....................176
3.2.6. Спасительные плоды искупительного подвига Иисуса Христа ....................178
3.2.6.1. Освобождение от наказания. ..........................................................................178
3.2.6.2. Очищение от грехов ........................................................................................178
3.2.6.3. Примирение с Богом .......................................................................................179
3.2.6.4. Плоды искупительного подвига по отношению к следствиям падения….179
3.2.6.5. Дарование полноты благ..................................................................................180
РАЗДЕЛ III О БОГЕ – ОСВЯТИТЕЛЕ..............................................................181
1. Необходимость Божественной помощи для усвоения людьми
даруемого им во Христе и Христом спасения .................................................181
2. Содержание учения о Боге – Освятителе…………………………………..184
3. Учение о благодати как о силе нас освящающей.........................................184
3.1. Понятие о благодати в свете Священного Писания .........................................184
3.2. Участие Лиц Святой Троицы в раздаянии благодати.......................................186
3.3. Виды благодати ..................................................... 188
3.3.1. Всеобщая благодать ............................................ 189
3.3.2. Собственно церковная благодать ...................... 191
3.3.2.1. Оправдывающая благодать ......................... 191
3.3.2.2. Благодать сохраняющая и возрождающая духовную жизнь…………….194
3.3.2.3. Особые дарования благодати (^ар1стца'[а)………………………………..194
3.4. Отношение благодати к свободе ......................... 195
3.4.1. Ложные учения об отношении благодати к свободе.....................................195
3.4.1.1. Пелагианство ..................................................................................................195
3.4.1.2. Учение блж. Августина .................................................................................198
3.4.2. Православное учение об отношении благодати к свободе ...........................199
3.4.3. Значение веры и добрых дел в устроении спасения .....................................202
4. О Церкви как орудии, через которое господь совершает наше спасение..207
4.1. О Церкви, как посреднице в деле освящения………................................207
4.2. Понятие о Церкви Христовой ....................................................................209
4.3. Понятие о Церкви Христовой на земле .....................................................212
4.4. Основание Церкви Господом Иисусом Христом .....................................215
4.5. Цель и назначение Церкви...........................................................................217
4.6. Иисус Христос — Глава Церкви и Святый Дух — Параклит.
Христологический и пневматологический аспект Церкви .....................218
4.6.1. Господь Иисус Христос — Глава Церкви…………………...........................218
4.6.2. Святой Дух в жизни Церкви ............................................................................219
4.6.2.1. Христологический аспект Церкви ...............................................................220
4.6.2.2. Пневматологический аспект Церкви…………………………………........221
4.6.2.3. Христологический и пневматологический аспекты Церкви
в их единстве...................................................................................................223
4.7. Существенные свойства истинной Церкви Христовой............................225
4.7.1. Единство Церкви. .............................................................................................226
4.7.2. Святость Церкви................................................................................................228
4.7.3. Соборность или кафоличность Церкви...........................................................230
4.7.4. Апостольство Церкви .......................................................................................234
4.8. Богоучрежденная церковная иерархия ......................................................235
4.8.1. Апостолы............................................................................................................236
4.8.2. Епископы............................................................................................................238
4.8.3. Пресвитеры .......................................................................................................241
4.8.4. Диаконы..............................................................................................................242
4.9. Необходимость принадлежать к Церкви для спасения............................244
4.10. Союз между Церковью земною и Церковью небесной .........................247
4.10.1. Ходатайства святых за верующих, живущих на земле ...............................248
4.10.2. Почитание святых ...........................................................................................249
4.10.3. Почитание мощей святых угодников Божиих .............................................251
4.11. Почитание святых икон ............................................................................252
5. Понятие о таинствах как средствах освящения человека ...........................256
5.1. Таинство Евхаристии ..................................................................................256
5.1.1. Установление таинства Евхаристии………………………............................256
5.1.2. Евхаристия как таинство……………………………......................................257
5.1.3. Преложение хлеба и вина в таинстве Евхаристии.........................................257
5.1.4. Образ пребывания Господа Иисуса Христа в Святых Дарах .......................260
5.1.5. Отношение Евхаристии к Голгофской Жертве..............................................260
5.1.6. Евхаристия как Жертва ....................................................................................262
5.1.7. Выводы литургического характера .................................................................262
5.1.8. Необходимость и спасительность причащения Святых Тайн .....................263
РАЗДЕЛ IV. О БОГЕ КАК СУДИИ И МЗДОВОЗДАЯТЕЛЕ ........................264
1. О Боге как Судии и Мздовоздаятеле для каждого человека в частности..264
1.1. Телесная смерть и бессмертие души..........................................................264
1.2. Частный суд .................................................................................................265
1.3. Мздовоздаяние после частного суда .........................................................266
1.3.1. Состояние душ праведных после частного суда .............................................267
1.3.2. Состояние душ грешников после частного суда..............................................268
1.4. Молитвы Церкви за усопших......................................................................269
1.5. Загробная участь младенцев .......................................................................276
1.6. Римо-католическое учение о чистилище………………………………...273
2. О Боге как Судии и Мздовоздаятеле для всего человеческого рода ........275
2.1. Неизвестность времени Второго пришествия…………………………...275
2.2. Признаки Второго пришествия ..................................................................275
2.2.1. Распространение Евангелия во всем мире……………………………………275
2.2.2. Обращение Израиля ко Христу………………………………..........................276
2.2.3. Явление пророка Илии………………………....................................................276
2.2.4. Усиление зла .......................................................................................................276
2.2.4.1. Появление лжехристов и лжепророков, распространение
ложных учении .................................................................................................276
2.2.4.2. Падение нравственности .................................................................................276
2.2.4.3. Общественные бедствия и воины…………………………………………...277
2.2.4.4. Природные бедствия .......................................................................................277
2.2.5. Антихрист и время его пришествия ..................................................................277
2.2.5.1. Представление об антихристе в свете Священного Писания
и Священного Предания..................................................................................277
2.2.5.2. Брань антихриста с царством Христовым и поражение его от Господа ....279
2.2.6. Второе пришествие Христово ...........................................................................281
2.2.7. Воскресение мертвых, его действительность………………………………...282