рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Морально- этические воззрения эпохи Возрождения.

Морально- этические воззрения эпохи Возрождения. - раздел Религия, Этика этого периода по праву названа религиозной хри­стианской этикой С Xv Вв. В Этике На Первый План Выдвигается Проблема Человека,...

С XV вв. в этике на первый план выдвигается проблема человека, которая привлекает в основном представителей светской культуры. Художники, ученые, политики все больше обращаются к идеям гуманизма (от лат. homo — человек). В своем творчестве, реализуя принцип антропоцентризма (от греч. anthropos — человек), основное внимание они начинают уделять Человеку. Художественная литера­тура обратилась к повседневным сюжетам, изобразительное искусст­во придало религиозным персонажам черты обычных людей, в науч­ных трактатах окружающая Вселенная — «макрокосм» уподобилась «микрокосму» — внутреннему миру отдельного человека. Подобные тенденции нашли широкое выражение в творчестве Данте, Петрарки, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля — в Италии; Сервантеса — в Испании; Томаса Мора, Шекспира — в Англии; Николая Кузанского — в Германии; Эразма Роттердамского — в Голландии. Их взгляды отразились и в этических концепциях той эпохи. Поскольку многие из этих мыслителей критически относились к средневековому религиозному наследию и призывали к возвращению высоких образ­цов античной культуры, за указанным историческим периодом закре­пилось название Возрождения, или Ренессанса.

Этика этого периода связывает исследование моральной пробле­матики с развитием естественных наук и гуманистикой. В ней обрета­ет ценность человеческая личность во всех ее проявлениях. С гуманиз­мом Возрождения связан культ красоты человеческого лица и тела. Оригинальность, яркая индивидуальность становятся в это время особенно важными в системе моральных ценностей. Борьба чувств и долга, страсти и разума привлекает внимание выдающихся худож­ников и философов. Все большее место в их творчестве занимают лю­бовь и ненависть человека к человеку, скрупулезно исследуются их причины и механизмы, определяющие отношения людей.

Эпоха Возрождения отличается также обращением к социальной, гражданственной тематике, роль которой в нравственной культуре общества во времена Средневековья была невелика (особенно по сравнению с религиозной тематикой). Правда, ренессансные пред­ставления о перспективах общественного развития и социально-нрав­ственных идеалах базируются на двух крайностях. С одной стороны, это утопические иллюзии Т. Кампанеллы и Т. Мора. С другой — идеи «сильного государства» Н. Макиавелли.

Н. Макиавелли (1469—1527) положил начало новым принципам взаимодействия морали и политики. В работе «Государь» он отрицает ведущую роль религии и церкви в формировании нравственно совер­шенной личности, утверждая, что это является прерогативой сильно­го централизованного государства. Во имя возвышенной цели создания такого государства, критикуя хри­стианский принцип «непротивления злу насилием», итальянский мысли­тель не только оправдывал, но и поощрял политику правящего клана Борджиа, отличавшегося «беспощадной жестокостью» и «неистовой яро­стью» (А.Ф.Лосев). Макиавелли допускал использование любых средств, даже выходящих за рамки общепринятой морали, оправдывая это необхо­димостью утверждения неограниченной власти. Применение аморально­го принципа «цель оправдывает средства» стало синонимом вклада Ма­киавелли в область политики как прошлого, так и настоящего.

Английский философ-гуманист Т. Мор (1478—1535) связывал по­вышение уровня нравственности с отказом от частной собственности и радикальной перестройкой общества на основе выборного управле­ния и предоставления неограниченных возможностей для нравствен­ного развития отдельной личности. Аналогичные идеи высказывал итальянский гуманист Т. Кампанелла.

Эразм Роттердамский (1469—1536) в сатирическом произведе­нии «Похвала глупости» выступил с критикой средневековых пред­рассудков, обличением безнравственного образа жизни католическо­го духовенства, религиозного фанатизма.

М. Монтенъ (1533—1592) в «Опытах» отрицал греховность чело­веческой природы, на основе скептического гедонизма отождествлял добродетель с умеренными удовольствиями, ограниченными не цер­ковными запретами, а научно-рационалистическим постижением сущности бытия.

Пробуждая и культивируя интерес к «внутреннему человеку», его индивидуальному поведению, эпоха Ренессанса еще не ставит вопрос о сущности, закономерностях и принципах моральной регуляции личности. Несмотря на это, этика Возрождения предопределила успе­хи этических теорий последующего периода — Нового времени.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Этика этого периода по праву названа религиозной хри­стианской этикой

Этика западноевропейского Средневековья IV XV вв... Этика этого периода по праву названа религиозной хри стианской этикой...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Морально- этические воззрения эпохи Возрождения.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Мейстер Экхарт.
Экхарт Иоганн (Мейстер Экхарт, то есть мастер Экхарт) (1260—1327) — знаменитый немецкий богослов мистического толка, известный своими проповедями и рассуждениями на моральные темы.

Антихристианские воззрения Н. Макиавелли.
Основные понятия: Судьба, воля (Virtu), добро, зло, на­силие, вероломство, лицемерие.   Творчество Макиавелли — пример наиболее резкой крити­ки теории и практики христианства

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги