рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Христианская мораль и культовая практика

Христианская мораль и культовая практика - раздел Религия, Введение в религиоведение. Религия как социокультурный феномен В Христианской Религии Существует Система Этических Предписаний...

В христианской религии существует система этических предписаний, отражающая ее безупречные моральные идеалы. Основные нравственные требования, предъявляемые к христианам, содержались еще в ветхозаветных заповедях Закона Божия (декалог), но затем были углублены и расширены в Нагорной проповеди Иисуса Христа в его девяти заповедях блаженства. Христос призывал знать ветхозаветные заповеди и следовать им, но при этом учил исполнять эти заповеди еще более совершенно, чем в ветхозаветные времена. Студентам необходимо особо обратить внимание на содержательную часть христианских нравственных требований в условиях современного кризиса морали.

Заповеди блаженства, провозглашенные Иисусом Христом в Нагорной проповеди, ни в коей мере не нарушают заповедей Закона Божия. Более того, в определенном смысле те и другие заповеди взаимно восполняют друг друга. Если заповеди Закона Божия даны были в ветхозаветные времена, чтобы удержать людей от зла, то заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать, как им еще больше приблизиться к Богу, обрести святость и блаженство, т.е. наивысшее счастье. Новозаветный закон Христа – это закон божественной любви. Иисус Христос зовет верующих в вечное Царство Божие и указывает пути к нему через выполнение его заповедей.

В заповедях блаженства Христос призывает к смирению и укрощению гордыни. Верующие обязаны также скорбеть о своих грехах и о несчастьях, постигших ближних, однако эта скорбь должна быть искренней и сопровождаться делами милосердия; печаль же, вызванная неудовлетворением честолюбивых стремлений, греховна. Христианину подобает кротость, ибо она означает спокойствие, полное христианской любви. Иисус Христос также наставляет людей всегда желать правды, стремясь угодить этим Богу: Следует быть и милостивыми, оказывая ближнему всякую помощь и не отвечая злом на зло. Христос объявляет блаженными также чистых сердцем, т.е. тех, кто не только явно не грешит, но даже не допускает греховных мыслей, желаний и чувств. Он учит людей жить со всеми в мире и согласии, стараться примирить враждующих. В заповедях блаженства говорится и о том, что люди, преследуемые за правду, но не изменяющие ей, достигнут Царства Небесного. Блаженными объявляются и гонимые за Христову веру; подвиг, когда человек за веру идет на страдания и даже на смерть, называется мученичеством и является самым высшим.

Большинство христиан признают необходимость совершения таинств особых священных действий, призванных под видимым знаком дать верующим Божью благодать. Однако в вопросе о числе таинств, их понимании, форме и времени совершения разные направления христианства сильно расходятся, а многие протестантские конфессии вообще отказались от признания таинств, считая их простыми обрядами.

Культовая практика у христиан разных направлений тоже весьма различна. Наиболее торжественно богослужения проводятся в православных и других восточных церквах, а также у католиков. В большинстве протестантских деноминаций богослужебная практика отличается простотой.

Разные христианские конфессии (вероисповедание) существенно различаются и по своей церковной организации. Только Римско-католическая церковь демонстрирует наибольшее единство в организационном плане, в то время как в православии имеется значительное число самостоятельных поместных церквей. Протестантизм же не представляет собой единого целого не только в организационном, но и в доктринальном отношении и распадается на большое число течений (англиканство, лютеранство, кальвинизм, баптизм, методизм, пятидесятничество и др.), которые, в свою очередь, подразделяются на отдельные деноминации и церкви.

Символическим знаком христианства христиан является крест, напоминающий верующим о крестной жертве Спасителя, принявшего мученическую смерть, для того чтобы искупить грехи людей.

В силу определенных исторических причин (на которые мы обратили внимание в начале лекции) христианство из единой религии распалось на три основные течения (направления): православие, католицизм, протестантизм. В следующих лекциях мы рассмотрим наиболее характерные их особенности.

5. Православие - Часть 1 Православие - Часть 1. Православие – историческая форма развития восточной ветви христианства. Особенности православного вероучения. Православный культ: таинства, обряды, праздники, посты. Монашество. Русская православная церковь: основные исторические этапы развития. Православие - Часть 2. Православное богословие и православная философия. Православие – историческая форма развития восточной ветви христианства Происхождение термина православие обычно связывается с понятием ортодоксия. Слово православие – буквальный перевод греческого «ортодоксия». «Orthos» - правильный (отсюда, например, «орфография»), а «doxia» имеет в греческом языке два значения: «суждение» и «слава». Таким образом, слово «ортодоксия» можно было бы перевести на русский язык и как «правомыслие», и как «православие», т.е. умение правильно славить Бога. Восточная церковь выбрала второй смысл. После разделения Вселенской христианской церкви в 1054 г. данное наименование закрепилось за восточной частью христианского мира, признавшей церковную юрисдикцию Константинопольского патриарха. В широком смысле понятие ортодоксия означает неуклонное следование основам и традициям какого-либо учения, избегающее даже малейших различий с исходными установками. Чаще всего оно употребляется в отношении ряда религиозных доктрин, а именно, таких, которые в качестве особого долга верующих предписывают соблюдение чистоты и неизменности вероучения. Можно говорить, например, об ортодоксальном иудаизме, исламской ортодоксии и т.п. С течением времени прерогатива в установлении «правильного мнения» по вопросам веры постепенно переходит к иерархам восточной (византийской) церкви. Влияние византийской церкви опиралось на поддержку государства в следовании первоначальной «истинной веры». Начиная с XI в. наибольшим авторитетом и духовной властью среди глав четырех поместных церквей (Константинопольской, Иерусалимской, Александрийской и Антиохийской) начинает пользоваться Константинопольский верховный епископ (патриарх) и Восточная церковь фактически превращается в Византийскую православную церковь. Остальные патриархи не могли контролировать подчиненные им области, потому что те были захвачены мусульманами, и главы церквей часто были вынуждены просто жить в Константинополе, при Византийском патриархе. Земли же в Европе, принявшие христианство восточного образца (Болгария, Румыния, Сербия, Русь), находились под церковной юрисдикцией Константинопольского патриархата. Но в православной церкви не произошло государственного возвеличивания одного патриарха, возникновения своего рода «папы константинопольского». Продолжали созываться соборы помест- ные — как общие (с участием всех или нескольких патриархов), так и частные (при участии одного патриарха и подчиненных ему епископов). Частные соборы (синоды) действовали почти постоянно — в их ведении находились все вопросы церковного управления и дела о ересях. Со временем оформилось и внутреннее устройство восточных поместных православных церквей. Низшей церковной единицей сталприход, объединявший общину верующих и церковнослужителей одного христианского храма (клир). В клир входили священнослужители (то есть те, кто был посвящен в священный сан), пресвитеры (священники), совершавшие богослужения, исполнявшие обряды и таинства, диаконы (помощники при богослужении) и низшие церковнослужители (псаломщики, чтецы). Членов клира могли избирать и посвящать только епископы. Церковное управление было связано с административным делением Римской империи в том виде, в каком оно было утверждено императором Константином Великим: империя делилась на четыре префектуры, префектуры на диоцезы, диоцезы на провинции, а провинции на парикии. Епископ в главном городе диоцеза стал носить титул экзарха, а епископ главного города провинции — митрополита. Главы поместных церквей получили звание патриарха (родоначальника). Распространение христианства на значительной территории и, особенно за пределами Римской империи привело к тому, что отдельным митрополитам было предоставлено право самостоятельного управления подконтрольными его церковной власти землями. Так появились первые автокефальные (самоуправляющиеся) церкви: кипрская, медиоланская, аквилейская, равеннская и карфагенская. Положение православной церкви в Византии постоянно осложняло политическое давление со стороны императоров. Государи Восточной Римской империи, покровительствовавшие православной церкви, считали возможным вмешиваться в ее внутренние дела. В первую очередь от императора зависело, кто из епископов будет избран константинопольским патриархом. Император фактически назначал патриарха. Императорский произвол мешал развитию церковной самостоятельности, заставляя патриархов поддерживать имперскую политику. Это провоцировало отдельные поместные церкви к обособлению от Константинопольской патриархии, заставляло их стремиться к автокефалии, а иногда вызывало даже настоящие расколы. Православие оказало влияние на характер государственной власти, утвердив идею ее богоустановленности. Эта богоустановленность санкционирует и качество власти: хороший правитель воздвигается Богом на благо людей, плохой - в наказание за грехи. По традиции, идущей из Византийской империи, все члены церкви, включая ее предстоятеля, - подданные государя, обязанные подчиняться его воле. Государь является членом церкви, подчиняющимся всем ее установлениям в вопросах веры. Наиболее полно идея «симфонии» государства и церкви реализовалась в истории российской государственности. Даже после падения Византийской империи православная церковь сохранила, лишь немного ее видоизменив, прежнюю систему церковного управления: поместные церкви, возглавляемые патриархами, делятся на епархии и экзархаты, управляющиеся соответственно митрополитами и экзархами. Епархии подразделяются на приходы. Управляющее церковью духовенство делится на две группы (белое и черное) и три чина: диаконы, иереи и архиереи. Белое духовенство — это духовенство приходское, непосредственно связанное с общинами мирян. Его представители должны быть женаты. Черное духовенство — это духовенство, которое обязано сочетать священнические обязанности с принятием монашеских обетов: безбрачия, строгого послушания, отречения от мира, отказа от собственности (нестяжания) и т.д. Высшие чины духовенства — архиереи — всегда избираются из черного духовенства. Здесь также несколько ступеней чиноначалия: епископ, архиепископ, митрополит, патриарх. Монастыри возглавляются настоятелем (игуменом) — главой монастырской общины, часто носящим титул архимандрита. Обычно почетное звание архимандрита присваивается настоятелям крупнейших монастырей поместной церкви — лавр. Священные таинства исполняются посвященными священнослужителями (иеромонахами и иеродиаконами), простые же иноки не имеют права совершать обряды и таинства. Монахи отличаются от мирян только своим образом жизни, а вовсе не божественной благодатью, которой наделяются только посвященные в сан священнослужителей. Особенности православного вероучения Основу православного вероучения составляет Никео-Цареградский (Константинопольский) Символ Веры - изложение главных христианских догматов, безусловное признание которых является обязательным для каждого православного христианина. Он был утвержден Никейским (325 г.) и Константинопольским (381 г.) Вселенскими церковными соборами. Перечисление членов «Символа веры в православии» («Верую») является основной молитвой, аналогичной по функции исламской шахаде. Произнесение «Символа веры» - обязательная часть ритуала принятия православной веры. Особое значение в православном богословии отводится догмату о Святой Троице. Согласно православному богословию, Бог един, но выступает в трех ипостасях (лицах) — Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух, составляющих Святую Троицу, нераздельную в своей сущности. Бог Отец извечно порождает Бога Сына, Божественное Слово (Логос), вторую ипостась Троицы, и от него же извечно исходит Бог Дух Святой. Бог Отец сотворил из ничего Вселенную, создал первых людей — Адама и Еву, которые отреклись от него, совершив грехопадение. Для спасения людей от греха Бог Сын воплотился на земле как Богочеловек — Иисус Христос. Бог Дух Святой дарует людям благочестие, ниспосылает благодать, передает мудрость. Но все ипостаси равнозначны и, следует отметить еще раз, Троица — это единый Бог. Различие православия с вероучением других христианских вероисповеданий и, прежде всего, с католическим, в следующем: а) православная церковь не признает католические догматы: об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына («филиокве»); о непорочном зачатии Девы Марии, о непогрешимости папы римского, о посмертном телесном вознесении Девы Марии, об индульгенциях, т.е. об отпущении грехов иерархами церкви; б) церковно-организационное отличие состоит в том, что католики признают римского папу главой церкви и наместником Христа на земле, тогда как православные признают единого главу церкви - Иисуса Христа и считают единственно правильным, чтобы церковь управлялась вселенскими и поместными соборами; в) обрядовые отличия состоят в следующем: православие не признает богослужения на латинском языке; оно признает, иконы, но не допускает скульптурных изображений в храме; православие создало совсем иную культуру церковного пения, молитвословия и звона, у него иное знамение креста, иное устроение алтаря; оно знает коленопреклонение, но отвергает католическое «приседание» и т.д. г) политические отличия: православная церковь никогда не притязала ни на светское государство, ни на борьбу за государственную власть в виде политической партии, католицизм же претендует и на духовную, и на светскую власть. В отличие от католицизма православие не создало единой церковной организации, исторически сложившись, как системаавтокефальных (самоглавенствующих) церквей, обладающих независимой иерархией. Титулование Константинопольского патриарха Вселенским к настоящему времени обозначает «не первенство власти, но первенство чести». Наиболее древними из ныне существующих автокефальных православных церквей являются Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская. Три последних, возникшие в I веке, - апостольские (основаны непосредственно апостолами). Константинопольская церковь выделилась в IV веке из состава Гераклейской (Фракийской) митрополии после перенесения в Константинополь императорской столицы. К настоящему времени четыре названные православные церкви уже не являются крупными конфессиональными структурами. Они объединяют представителей православных христианских меньшинств в Турции (Константинопольская церковь), Сирии (Антиохийская), Египте (Александрийская), Израиле и Иордании (Иерусалимская). Священные книги.Главной священной книгой православных христиан, как и всех христиан мира, является Библия, традиционно именуемая в России Священным писанием. Православию, с его подчеркнутой приверженностью традиции, свойственно обращение к Священному Писанию в строгих рамках церковной интерпретации. Поэтому среди помещенных в Библии текстов главная роль отводится тем, что принадлежат канону — официальному своду книг, вероучительный авторитет которых признается всем христианским сообществом. Библия разделяется на Ветхий завет - древнееврейские тексты, рассматриваемые как богодухновенное изложение предыстории появления Христа, и Новый завет - собственно христианские священные книги, содержащие жизнеописание Христа и излагающие суть христианского вероучения. Ветхий завет состоит из 50 книг. Новый завет - из 27. Исторический язык Ветхого завета - древнееврейский, Нового завета - эллинистический греческий. Мерилом конфессиональной идентификации православие полагает приверженность догматам, содержащимся в официальном церковном документе — Символе Веры. Православие, однако, отличается от других разновидностей христианства особым подчеркиванием текстуальной незыблимости именно Никео-Константинопольской редакции Символа Веры. Конфессиональная специфика православия включает также и своеобразие богословского истолкования догматики. Непосредственно за Священным писанием по значимости православная церковь ставит Священное предание. Понять всю глубину Священного Писания без знания Священного Предания невозможно. В состав Священного предания входят: решения первых семи Вселенских соборов; решения Поместных соборов автокефальных церквей, признанных общезначимыми; так называемая патристика (святоотеческая литература) - сочинения восточных «отцов церкви», установившие чины, каноны и апостольские правила православия. Авторитет западных «отцов церкви» в православии признается, но не канонизируется; их сочинения в православное Священное предание не включены. В славянской среде начало активному хождению православной литературы положили Константин (Кирилл) Философ и его брат Мефодий, Славянский перевод Библии сыграл существенную роль в становлении русского православия как особого типа христианской ортодоксии. С одной стороны, восприняв греческую редакцию Священного Писания, русская церковь идентифицировала себя с восточно-христианской вероучительной традицией. С другой же — возможность знакомства с догматикой и отправление культа на родном языке освобождали русское христианство от духовно-религиозной зависимости со стороны Рима и Константинополя. В Русской церкви в богослужении и молитвословии используется церковнославянский текст Библии, установленный и неизменный с 1751 г. В мирском обращении и чтении используется русский текст Библии, впервые полностью изданный в 1876 г. Русский перевод выполнялся в 1818 -1875 гг. группой ученых иерархов и богословов (так называемый синодальный перевод). В настоящее время он распространен очень широко. Заметным явлением в истории православия было и издание в 1517 -1525 гг. перевода Библии Ф.Скориной с еврейского, греческого и латыни на белорусский язык. Традиция национальных переводов Св. Писания в славянских областях со времени своего возникновения (XI век) явственно отражала соперничество на этих землях православной и католической конфессий. В конечном итоге, западные славяне усвоили в основном те переводы (польский, чешский, словацкий, отчасти сербско-хорватский), которые осуществлялись полностью с текста Вульгаты. Среди восточных и южных славян предметом переводов стали греческие (с XVII в. - новогреческие) редакции Библии. В тексте православной Библии 39 книг Ветхого завета переведены с древнееврейского языка и считаются каноническими; 10 книг переведены с греческого текста III — II веков до нашей эры (так называемой Септуагинты, перевода «70 толковников»); одна книга - с латинского перевода IV века (так называемой Вульгаты). Последние 11 книг считаются неканоническими, но включаются в Библию «для душевной пользы». Имеется ряд неканонических вставок в канонические книги (особые примечания в тексте Библии). Названные особенности - главное отличие православной Библии от католической, в которой все тексты признаются каноническими. Новый завет един для всех христиан без канонических различий. Православная церковь в отличие от католической не осуждает самостоятельное чтение Библии, полагая это достойным и богоугодным делом. В то же время она считает такое чтение трудным для неподготовленных людей и потому предостерегает их от попыток толкования священных текстов. Православные богословы подчеркивают принципиальную непознаваемость сущности Бога. Об этом говорили даже самые авторитетные из теологов Восточной церкви (отцы церкви), такие, как Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Дамаскин, Афанасий Александрийский. Григорий Богослов писал о сущности Бога: «Изречь невозможно, а уразуметь еще более невозможно». Василий Великий подчеркивал, что любые имена, которыми человек характеризует Бога, есть только определения его нисходящих божественных энергий, но к познанию его сущности они не приближают. Поэтому в православии большее развитие получило отрицательное (апофатическое) богословие, выявляющее, чем Бог не является, по сравнению с положительным (катафатическим) богословием, истолковывающим свойства Бога. Наиболее последовательно учение о непознаваемости Бога изложено в «Ареопагитиках» — собрании богословских трактатов, приписанных одному из учеников апостола Павла — Дионисию Ареопагиту, и в трудах Максима Исповедника. Однако, при всей принципиальной непознаваемости Божественной сущности, возможно единение человека и Святой Троицы. Эта возможность обоснована византийским богословом XIV в. Григорием Паламой, также считающимся отцом церкви. Григорий Палама утверждал, что следует различать непознаваемую сущность Бога и несотворенные божественные энергии, проявления его сил, извечно исходящие из его сущности, с которыми возможно единение человека. Соприкосновение с божественными энергиями является основой как будущего «обожения» («теозиса») всего сотворенного, так и восприятия православными мистиками божественного света, являющегося проявлением этих энергий. Учение о божественном свете развивалось в XIV в. «исихастами» («священнобезмолвствующими») — монахами Афонских монастырей в Греции, которых поддерживал Григорий Палама. Согласно «исихастскому» учению, божественный свет проявился во время Преображения Иисуса Христа на горе Фавор в праздник «Кущей». (Отсюда его синоним — Фаворский свет.) Созерцание Фаворского света (и, следовательно, соприкосновение с Божественными энергиями) должно быть главной наградой на долгом пути монашеского аскетизма, разработанного «исихастами». Мистик, надеющийся узреть Фаворский свет, должен заниматься умерщвлением плоти, созерцанием и искренне молиться. Для монаха — это самый верный путь спасения души. Для мирян спасение может не потребовать таких усилий, так как, в сущности, спастись самостоятельно ни один человек не может. Освободить от греха, как от изначального нарушения божественной воли, так и от постоянных нарушений Божественных заповедей каждым человеком на протяжении всей жизни, могла только искупительная смерть Иисуса Христа. Своей кровью Бог Сын омыл грехи людей и сделал возможным полное спасение человека. Само же существование греха стало возможным по причине свободы, которую Бог даровал человеку, чтобы тот мог выбирать между добром и злом, между следованием по пути греха или пути спасения. На выбор человека могут влиять другие существа, сотворенные Богом, прежде всего, обычно незримые духи добра и зла — ангелы и демоны. Ангелы, исполняющие роль божественных посланников, вместе с тем являются доброй силой, оберегающей каждого человека (ангелы-хранители). Существует три иерархии ангельских сил, делящихся на три чина: серафимы, херувимы и престолы; господства, силы и власти; начальства, архангелы и ангелы. Верховными и самыми приближенными к Богу считаются три архангела:Михаил - небесный военачальник (архистратиг), Гавриил, - главный божественный вестник, и Рафаил - архангел-целитель. Миру ангелов противостоит мир демонов, злых духов, возглавляемых Сатаной — противником Бога, падшим ангелом, восставшим против своего Творца и за это низвергнутым в ад — мир зла и мрака. Православие не знает разработанной демонологии, и поэтому такие имена, как Дьявол или Вельзевул, используются для обозначения этого верховного из злых духов. Все прочие демоны обобщенно называются чертями или бесами. Мир демонов существует по попущению Бога и будет уничтожен перед Страшным Судом. Ад предназначен для посмертного наказания грешников. После смерти человека его душа подвергается мытарствам — лицезрению адских мук, а потом судится, после чего она попадает либо в рай — место блаженства, либо в ад, где мучается до Страшного Суда. Страшный Суд определит окончательную участь всех людей: праведники унаследуют райское блаженство на преображенной Земле, грешники вместе со всеми демонами будут низвергнуты в ад. Страшному Суду будут предшествовать ужасные события Конца Света и появления Антихриста. Антихрист — таинственная фигура в православном учении о Конце Света. Это человекозверь, воплощение Дьявола в человеке, в котором, искажая и пародируя боговоплощение, должны сочетаться две сущности — Сатаны и человека. Имя Антихриста зашифровано в числе 666. Он воцарится над всей Землей, начнет преследования и истребление христиан. Царствование Антихриста, которое будет сопровождаться природными катастрофами, войнами, когда торжество его будет казаться окончательным, тогда-то и произойдет Второе Пришествие Иисуса Христа. Антихрист со всеми своими дьявольскими помощниками будет побежден, а на Земле начнется Страшный Суд. Избежать участи, предуготовленной грешникам, можно только приняв православное христианство. Причем важна не только вера, но и соблюдение таинств и обрядов, установленных в православии. Православие исходит из недоступности всей полноты Откровения отдельному человеку. Подлинное восхождение к божественной истине мыслится как соборное действие. Святое Предание и предназначено закрепить совместно обретенные догматы, связать Писание с повседневной жизнью христиан. Православный культ: таинства, обряды, праздники, посты Благодатная сила церкви, переданная Христом через апостолов, находит выражение в священнодействиях (особых культовых обрядах) - таинствах. Их действенность связана с наличием апостольского преемства. Внешнее выражение таинств христианской церкви имеет аналоги в священнодействиях дохристианской религии (язычества), но приобретает совершенно иной смысл. С понятием о таинстве в православии тесно связано учение о благодати (харизме). Благодать — это та нисходящая от Бога сила, которая избавляет человека от греха и дает ему возможность достичь спасения. Так как человек обладает свободой воли, он может или принять благодать, или ее отвергнуть. Верующим благодать передается только через церковь, при посредничестве духовенства, поэтому спасение вне церкви невозможно. Нисхождение благодати совершается во время семи главных таинств православной церкви. К таинствам относятся: крещение, причащение, священство, покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение. В раннем христианстве совершение таинств было более упрощенным, что понятно в условиях гонений. Окончательно форма совершения таинств была установлена в IV—V вв. Таинство крещения совершается над всеми, кто становится христианином. Крещение было установлено Иоанном Крестителем и заповедано Иисусом Христом для всех его последователей. В православной церкви таинство крещения традиционно проводится над младенцами, но не запрещается крещение и взрослых людей. Таинство миропомазания совершается после крещения. Во время миропомазания на человека нисходит благодать, ему передаются дары Святого Духа, укрепляющие в жизни духовной. Ароматическим маслом (мирром) крестившемуся смазывают лоб, глаза, уши, другие части тела. При этом священник произносит: «Печать дара Духа Святого, аминь». Таинство покаяния связано с прощением грехов верующего, которое совершает сам Иисус Христос, хотя «внешне» грехи отпускает священник. Покаянию обычно предшествует пост, само покаяние совершается в форме исповеди — подробного рассказа о совершенных грехах. Священник прощает грехи кающемуся, но может наложить на него особое духовное наказание — «епитимью»: строгий пост, молитву и т.д. Таинство покаяния в православии связано с таинством причащения (евхаристии). Во время причащения, являющегося центральным событием в ходе литургии (христианского богослужения), верующие вкушают тело и кровь Иисуса Христа (под видом хлеба и вина), чтобы приобщиться к вечной жизни. Таинство причащения было установлено самим Христом на Тайной Вечере. Хлеб и вино во время литургии таинственно преобразуются в тело и кровь. Таинство брака было установлено для освящения семейной жизни и благословления супружеского союза Церковью. Оно совершается во время обряда венчания. Таинство елеосвящения производится над больными для того, чтобы на них снизошла исцеляющая благодать. При елеосвящении (соборовании) читаются молитвы и освященным маслом (елеем) смазывают лоб, щеки, губы, руки и грудь больного. Таинство священства связано с возведением верующего в сан священнослужителя. Будущий священник наделяется благодатью во время обряда рукоположения (хиротонии), совершаемой епископом. Православное богослужениеимеет суточный цикл, включающий в себя утреню, обедню (литургию), часы, вечерню, полуночницу и повечерье. Центральное место в суточном богослужении занимает литургия (по-гречески - «общее дело»), во время которой совершается евхаристия - таинство причащения. Первый единый литургический канон (порядок богослужения) был составлен в IV веке святым Василием Великим. Сейчас литургия Василия Великого служится лишь несколько раз в году, а наиболее употребительным в православном богослужении стал литургический канон Иоанна Златоуста. Проповедь в православном богослужении центрального значения не имеет, поскольку само богослужение изобилует проповедническими элементами. Богослужение в православных церквах совершается обычно на национальных языках (славянских, греческом, сирийском, грузинском, английском). В Русской церкви используется церковно-славянский язык. Перевод на церковно-славянский язык литургических текстов и богослужебных книг был выполнен в 60-х годах IX века святыми Кириллом и Мефодием - создателями славянской азбуки (кириллицы). В православном богослужении используется хоровое пение без музыкального сопровождения, в котором ранее принимали участие все молящиеся (данный обычай сохранился у старообрядцев). Впоследствии появились специальные церковные хоры и чтецы (псаломщики). Главным христианским богослужением, как уже отмечалось выше, в православии является литургия. Литургия делится на три части:проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных. Вовремя проскомидии особым образом из просфор (освященных хлебцев) и красного вина приготавливается «вещество для евхаристии». Литургия оглашенных — это вторая часть богослужения, когда при молитвах и торжественных песнопениях могут присутствовать и те, кто только еще подготавливается к крещению. Назаключительнойлитургии верных, во время которой и совершается евхаристия, могут присутствовать только православные христиане. Совершаться литургия может только в стенах храма. Помимо литургии в православных храмах совершается в течение дня еще восемь богослужений, распределенных согласно иудейскому делению суток: девятый час, вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час. Во время девятого часа читаются молитвы в честь воспоминания о смерти Иисуса Христа, за вечерней прославляется Бог как творец всего сущего, и вспоминается грехопадение, в повечерие возносятся благодарственные молитвы Богу и поминается его схождение в Ад. Полунощница установлена как служба, рассказывающая о молитве Иисуса в Гефсиманском саду и одновременно как напоминание о Втором Пришествии Христа. Утреня — это прославление Бога накануне наступающего дня. Службы первого, третьего и шестого часа связаны с поминанием событий осуждения Христа на смерть и его казни. Даже из системы богослужения видно, какое значение придается в православии молитве. Молитва, являющаяся главной формой духовного общения верующего с Богом, произносится не только в храмах во время общественных богослужений. Каждый верующий христианин может молиться и в одиночку. Существует множество одобренных Церковью текстов молитв на разные случаи жизни. Главными среди православных молитв признаются «молитва Господня» — «Отче наш» (молитва, установленная самим Христом), «Иисусова молитва», «молитва Святому Духу» («Царю Небесный...») и «Песнь Пресвятой Богородице» («Богородице Дево...»), а также общая молитва «Символ веры» («Верую...»). Молитвы могут возноситься не только к Богу, но и к святым. Почитание святых также является важной частью православного вероучения и культа. Святыми в христианстве называют праведников, известных при жизни благочестивой жизнью, молитвенными и аскетическими подвигами, добрыми делами, а после смерти отмеченных даром чудотворения, проявляющимся у мест их погребения. Святые, пребывая в раю, остаются посредниками между Богом и людьми, ходатаями перед Всевышним за живущих и их покровителями. Решение о причислении того или иного умершего к лику святых (канонизация) принимается церковным собором. Святые делятся на ангелов, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, праведных и блаженных. Святителями называются канонизированные иерархи церкви, мучениками — верующие, пострадавшие из-за своей преданности христианству. Преподобными называются канонизированные монашествующие, праведными — святые из мирян. Особым почитанием в православии окружены Богородица — дева Мария исвятой Иоанн Креститель. Заметную роль в православной обрядности играют почитание икон, священных реликвий, святых мест и мощей. Развитая традиция иконопочитания является характерной особенностью православного христианства. Иконопись в православии - не только искусство священных изображений, но и свидетельство потустороннего мира в его образах. Искусство иконописи требует соединения в одном лице художника и богослова. Происхождение икон восходит к началу христианства. По преданию, евангелист Лука оставил несколько изображений Богоматери. Со времени Константина I Великого икона входит во всеобщее употребление в храмах и домах. Одновременно возникло движение против почитания икон, получившее наименование иконоборчества. Его сторонники объявили иконопочитание идолопоклонством, несовместимым с христианским единобожием. Окончательно иконопочитание утвердилось в 843 г. при императрице Феодоре и патриархе Мефодии. В честь этого события установлен праздник - Торжество Православия, отмечаемый в первое воскресение Великого Поста. В христианстве изображение Бога или святого (икона) не является объектом поклонения или идолом, в которое воплощается божество. Молясь перед иконой, верующий обращается непосредственно к Богу, а взгляд на освященное изображение только помогает установить эту таинственную духовную связь. Тому же служит и поклонение кресту как символу искупительной жертвы Христа, священным реликвиям, нетленным останкам святых (мощам). Почитание местностей, связанных с земной жизнью Иисуса Христа или подвигами святых, также служит установлению духовных связей между верующими и их небесными покровителями. Для того чтобы подчеркнуть свою принадлежность к христианской церкви, верующий может совершать «крестное знамение» — изображать крест движением руки. Наряду с таинствами большое значение в православии придается обрядам; к последним относится освящение воды, дома, утвари, отпевание умерших и т.д. Обряд погребения умерших занимает особое место по своей важности. Перед смертью священник исповедует и причащает умирающего. Особые обряды, связанные с тем, как следует обходиться с телом умершего, обусловливает вера в конечное воскресение не только души, но и тела. Покойника омывают, облачают в саван — белое облачение, напоминающее о белых одеждах крещения. Умершего кладут в гроб, являющийся символом священного ковчега для хранения. Руки покойного сложены крестообразно, как свидетельство его веры в Христа, в них вкладывают икону. Тело накрывают церковной парчой — это свидетельство того, что умерший находится под покровом Христа. Вокруг гроба зажигают светильники, символизирующие переход умершего от темной земной жизни к Божественному свету. По покойному служатся панихиды (особые службы, представляющие собой сокращенный чин погребения), заупокойные литии (перед выносом покойного из дома), а все остальное время до самого момента погребения над усопшим читаются псалмы. Хоронят покойников на освященной земле, рядом с храмом (на кладбище). Над могилой воздвигается либо крест, либо памятник, где все равно должно присутствовать изображение креста как символа веры покойного. Большинство православных обрядов совершается в храме (церкви) — особом сооружении, предназначенном для собраний общины верующих и служения Богу. По традиции внутреннее устройство всех церквей напоминает Иерусалимский Храм и также делится на три части: притвор, средняя часть и алтарь. Храмы сооружаются на возвышенных местах, алтарем на восток. На куполе храма водружается крест. Общепринятыми формами церковных зданий являются: продолговатая (в форме корабля), крестообразная, круглая и восьмиугольная. Согласно внутренней иерархии Церкви, храмы подразделяются на ставропигиальные (находящиеся в ведении патриарха), кафедральные (главные храмы епархии), приходские и кладбищенские. Важную роль в православии играют праздники. Так, из всех дней недели особо выделено воскресенье («неделя») как день для отдыха, подобный иудейской субботе, и одновременно еженедельный праздник, когда верующие вспоминают Воскресение Христа. Главным праздником в христианстве вообще, и в православии в частности, считается Пасха. Следующие двенадцать праздников объединены в одну группу — двунадесятых праздников. Три из них переходящие, то есть время их празднования зависит от того, в какой день в году отмечалась Пасха. (Пасха тоже переходящий праздник, отмечается после иудейской Пасхи (Пейсаха) и поэтому оказывается «привязанной» к иудейскому лунному календарю, в котором начало года не зафиксировано твердо и также является переходящим.) К этим праздникам относятся Вознесение, Троица и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). Остальные праздники не переходящие и всегда отмечаются в один и тот же день — Крещение, Сретение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Успение Богородицы, Воздвижение креста, Рождество Христово. Помимо «двунадесятых» есть еще пять праздников, которые считаются главными праздниками в христианстве и называются «великими» —Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, праздник святых Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы. Для православных приходов большое значение также имеют престольные праздники — особые торжества, посвященные тому святому или событию Священной истории, в честь которого построен каждый отдельный храм. Пасха в христианстве считается «праздником праздников и торжеством всех торжеств». Праздник установлен как воспоминание о Воскресении Господа Сына Божьего Иисуса Христа. Дата Пасхи была установлена на Первом Вселенском соборе. Согласно этому постановлению, праздник отмечается по истечении полной недели с празднования иудейской Пасхи. Поэтому дата Пасхи сдвигается в пределах 22 марта — 25 апреля старого стиля. Празднику предшествует Великий пост, длящийся семь недель. Праздник Рождества, установленный в память рождения Иисуса Христа в 354 г., отмечается 25 декабря ст. ст. (7 января н. ст.). Празднику предшествует Рождественский пост (40 дней). 6 (19) января отмечается Крещение, или Богоявление, — праздник в память крещения Иисуса Христа в водах Иордана Иоанном Предтечей. В день Крещения торжественно проводится обряд освящения воды. 2 (15) февраля отмечается Сретение Господне, празднующееся в честь воспоминания о встрече старцем Симеоном младенца Иисуса у входа в Иерусалимский храм. Сретение является праздником встречи человека и Бога. 25 марта (7 апреля) отмечается праздник Благовещения, установленный в честь Благой вести о рождении Иисуса Христа, которую принес деве Марии архангел Гавриил. На сороковой день после Пасхи отмечается праздник Вознесения Иисуса Христа, в который вспоминают, как завершилось дело спасения всех людей Мессией. На пятидесятый день после Пасхи (в конце мая или в начале июня) отмечается праздник Троицы, в память сошествия на апостолов Духа Святого в праздник Пятидесятницы. Название празднества обусловлено тем, что в сошествии участвовал Бог во всех трех его ипостасях. Суббота перед праздником (Троицкая «родительская» суббота) является одним из наиболее известных в православии дней поминания умерших. 6 (19) августа празднуется Преображение Господне, посвященное памяти преображения Иисуса Христа на горе Фавор. В этот день в церкви освящают яблоки, виноград и колосья пшеницы, отчего на Руси праздник получил название «Яблочного Спаса». В августе же, 15 (28) числа, отмечается праздник Успения Богородицы, в память окончания земной жизни девы Марии. Ему предшествует Успенский пост. 8 (21) сентября отмечается Рождество Богородицы, а 21 ноября (4 декабря) — ее введение в Иерусалимский храм, как посвященной Богу. 14 (27) сентября празднуют Воздвижение Честного Креста Господня, в память того, как мать императора Константина Великого — императрица Елена чудесным образом открыла в Иерусалиме крест, на котором был распят Иисус Христос. Последний же из передвижных и «двунадесятых» праздников — Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) отмечается за неделю до Пасхи. Из великих праздников с земной судьбой воплощенного Бога Сына связан только один — Обрезание Господне 1(14) января. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы (1(14) октября) установлен в память чудесного видения в Константинопольском Влахернском храме, где святой Андрей Юродивый во время молитвы узрел деву Марию, покрывающую своим покрывалом всех верующих, защищая их от бед. День рождения и день смерти Иоанна Крестителя вспоминают в праздники Рождества Иоанна Предтечи 24 июня (7 июля) и Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа (11 сентября). Двум великим апостолам посвящен праздник Петра и Павла 29 июня (12 июля). Дню святых апостолов Петра и Павла предшествует четвертый из многодневных постов православной церкви — Петровский, или апостольский. Приняты также однодневные посты: среда и пятница в течение всего года (в среду Иисус был предан в руки врагов, в пятницу – распят), кроме праздничных «сплошных» недель. Монашество Православная церковь располагает развитым институтом монашества, которое возникло в восточной части христианского мира около III - IV веков (западное монашество сформировалось гораздо позже - не ранее VI века). Его появление связано со стремлением части представителей раннехристианских общин сохранить строгую чистоту христианской жизни: в условиях количественного роста церкви. Наиболее ранней формой монашеской жизни явилось отшельничество - одиночный образ жизни человека, удалившегося от мира. Основоположником отшельнического монашества, считается Антоний Великий (умер в 356 г.). Развитием отшельничества явилась скитская жизнь: совокупность помещений (келий) с живущими в них монахами составляла скит (название - от пустыни Скит в Египте, месте сосредоточения раннего монашества), находящийся под управлением общего духовного руководителя - аввы («отца»). Большие скиты именовались лаврами; позже такое наименование получили наиболее крупные монашеские общины. Самой развитой формой монашества стало общежительное: совместная жизнь монахов в монастырях-киновиях под руководством начальствующего лица - игумена. Основоположниками киновийного (общежительного) монашества считаются Пахомий Великий (умер в 348 г.) - основатель первых мужских и женских общежительных монастырей в Верхнем Египте, а также Василий Великий (умер в 379 г.) - создатель монашеских общин в Малой Азии. Общежительный монастырь представлял собой общину монахов во главе с игуменом (по-гречески - «предводительствующий»), обладающим дисциплинарно-пастырской и административной властью. Все монахи по отношению к игумену - его духовные дети и ученики, а между собой - братья. Вступление в монахи осуществлялось посредством особого обряда - пострижения (выстрижения пряди волос) с обязательным прохождением испытательного срока - послушания, после чего постриженному давалось новое имя. При вступлении в монахи принимались три основных обета - нестяжание (отказ от владения имуществом), целомудрие (безбрачие) и послушание (беспрекословное повиновение руководителям монастырской общины). Все свое время монахи проводили в молитве, чтении Священного писания, физическом труде в монастырском хозяйстве, переписывании книг и благотворительности. Игумен избирался членами монашеской общины из своей среды и утверждался правящим епископом. Игумены наиболее крупных монастырей с V века получают титулы архимандритов (от греческих слов «власть» и «загородь для скота», означающих «начальствующий над стадом Христовым») - особых доверенных лиц епископа, осуществляющих надзор за монастырями епархии. С VIII - IX веков в восточных церквах утвердилась практика рукоположения епископов только из числа монашествующих. С этого времени в православии обязательным становится безбрачие епископата. Приходские священники (пресвитеры), не являющиеся монахами и состоящие в браке (так называемое «белое» духовенство в отличие от «черного» - монашествующего), в епископы не рукополагаются. Исключение делается для вдовствующих священников, но при условии их обязательного предварительного пострижения в монахи. Особое место в монашеской жизни занимает аскетика - духовная практика, связанная с наложением на себя дополнительных физических и моральных ограничений (строгий пост, отказ от общения, самоизоляция). Высшей ступенью монашеской аскетики является схима - выполнение очень суровых правил жизни при полном удалении от мира. С монашеской аскетикой связано формирование особого духовного направления восточного монашества - исихазма. Его основоположниками явились византийские подвижники и церковные писатели XIV века - Григорий Синаит (умер в 1349, г.) иГригорий Палама (умер в 1359 г.). Они выдвинули учение о Фаворском свете - божественной энергии-благодати, снизошедшей на Христа во время его молитвы на горе Фавор, преобразившей лик и одежду Иисуса. Общепризнанным центром православного монашества является гора Афон - восточный отрог полуострова Халкидики на севере Греции. Монашеская жизнь Афона, существуя с VII века, к началу XX века достигла наивысшего расцвета: в 20 монастырях, 12 скитах и 700 отдельных кельях там проживало около 10 тыс. монахов. В X веке Афанасием Афонским был составлен устав для афонских монастырей, сохраняющийся до сих пор, в частности, предусматривающий запрет на посещение Афона женщинами. С византийских времен Афон обладает территориальной автономией. Высшей властью здесь является протат - коллегиальный орган, состоящий из игуменов всех монастырей. Несмотря на упадок, пережитый афонскими монастырями вследствие политических катаклизмов XX века, Афон сохраняет значение для православного Востока по настоящее время. В церковном отношении афонские монастыри подчинены Константинопольской патриархии. Наряду с ними на горе Афон действуют монастыри других православных церквей: болгарский - «Зограф»; сербский - «Хиландар»; грузинский - «Иверский»; русский - «Святого Пантелеймона» («Руссик»). С Афоном связана деятельность многих видных представителей российского православия - основоположника киевского монашестваАнтония Печерского (XI век), ученика преподобного Сергия Радонежского Епифания Премудрого (XIV- XV века), подвижников Нила Сорского (XV - XVI века), Паисия Величковского (XVIII век), Серафима Святогорца (XIX век), видного богослова и востоковеда епископа Порфирия (Успенского) (XIX век) и др. Русская православная церковь: основные исторические этапы развития Рассуждение о православии невозможно вне связи с необходимой формой его бытия — церковью. Для приверженцев православной веры «воцерковленность» является обязательным условием полноценной религиозной жизни. Не будет ошибкой сказать, что история православия — это история православной церкви. Главное значение понятия «церковь для православия относится к сообществу людей, объединенных идеей спасения через веру в Христа, исповедующих ради этого восточно-кафолический вариант догматического учения и признающих пастырскую роль профессиональных священнослужителей. Верховным, хотя и незримым, главой вселенской православной церкви считается сам Иисус Христос, что делает излишним создание особого всецерковного руководства. Такое представление способствовало исторически сложившейся децентрализации православия и учреждению т.н. поместных церквей. Деятельность этих церквей строится на началах автокефалиии — самостоятельного возглавления национальных православных общин. Сохраняя единое вероисповедание, каждая из автокефалий независима от других в решении кадровых вопросов (включая избрание высших иерархов), выборе языка богослужения, канонизации собственных святых, дополнениях к общеправославному памятному календарю, создании и упразднении приходов, миссионерстве и многом: другом, вплоть до права даровать своим ответвлениям автономию и даже, в особых случаях, самовозглавление. Важное место в православии занимает самая крупная из автокефалий — Русская православная церковь. Создание русской православной церкви относится к X в., когда на Руси было принято христианство. После своего образования Русская православная церковь (РПЦ) приобрела статус митрополии Константинопольского патриархата, а митрополиты РПЦ, как правило, присылались из Константинополя. В 1589 г. в РПЦ было учреждено патриаршество, которое просуществовало до 1721 г. Оно было упразднено Петром I, а вместо патриаршества создан Святейший правительствующий синод - фактически одно из государственных учреждений, возглавляемое светским чиновником - обер-прокурором. Вновь патриаршество было восстановлено только в августе 1917 г. решением поместного собора, а патриархом был избран митрополит Московский Тихон. В дореволюционной России РПЦ занимала привилегированное положение: ей принадлежали большие земельные угодья, она освобождалась от податей и гражданских повинностей. На содержание церковного аппарата из государственной казны выделялись большие средства, переход из православия в другие вероисповедания допускался только в исключительных случаях. После Октябрьской революции декретом советской власти от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» РПЦ была лишена своей экономической основы: все ее имущество объявлено народным достоянием и перешло к государству. Религиозные организации были лишены прав юридического лица, права регистрировать акты гражданского состояния, а также государственного финансирования. Церковь отделялась от государственной школы: граждане могли обучать своих детей религии только в частном порядке. Но практически провозглашенная декретом свобода вероисповедания трактовалась как свобода атеизма. РПЦ подверглась настоящему геноциду. В период Великой Отечественной войны РПЦ призывала всех православных на защиту родины, а на пожертвования верующих были построены и переданы армии танковая колонна и эскадрилья. В связи с последовательно патриотической позицией РПЦ произошла определенная нормализация ее отношений с государством. В 1944 г. религиозным организациям было предоставлено право, с разрешения государственных органов, строить, арендовать и покупать необходимые для их нужд помещения, приобретать транспортные средства, подготавливать кадры священнослужителей, издавать религиозную литературу и производить предметы культа. Переломным моментом в жизни РПЦ стало празднование 1000-летия крещения Руси. Этот юбилей отмечался в нашей стране не только как церковное событие, но и как важное общественно-культурное мероприятие. В настоящее время государственно-конфессиональные отношения в Республике Беларусь регулируются законом от 16 ноября 2002 г. «О свободе совести и о религиозных организациях». В соответствии с этим законом каждому человеку на территории республики гарантируется свобода совести и вероисповедания. Закреплено равенство всех религиозных объединений перед законом. В то же время в преамбуле закона подчеркивается особая роль православия в истории Беларуси, в становлении ее духовности и культуры. В настоящее время православие - наиболее массовая религия в России. К ней принадлежат 75-80% общего числа верующих страны. Деятельность РПЦ, ее структура, порядок формирования ее органов управления и полномочия регулируются «Уставом об управлении Русской православной церкви», принятым Поместным собором 8 июня 1988 г. Согласно Уставу, высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный синод, возглавляемый Патриархом. Названные органы имеют статус высших органов внутрицерковного управления. Поместный собор созывается Патриархом и Священным синодом не реже одного раза в 5 лет. В его состав входят архиереи, клирики (священнослужители и церковнослужители - псаломщики, регенты церковных хоров, пономари и др.), монашествующие и миряне. Собор решает все вопросы внутренней и внешней деятельности церкви, избирает патриарха. Архиерейский соборсостоит из епископов церкви и созывается раз в два года, является подотчетным Поместному собору. Он решает те же вопросы, что и Поместный собор, за исключением избрания Патриарха. Патриарх созывает Поместный и Архиерейский соборы, заседания Святейшего синода и председательствует на их заседаниях. Он несет ответственность за исполнение принятых ими решений, издает указы об избрании и назначении архиереев, руководителей синодальных учреждений, ректоров духовных учебных заведений и др. Патриарх утверждает присуждение ученых степеней и званий в области православного богословия, является полномочным представителем РПЦ в официальных контактах с главами других вероисповеданий и перед государственной властью. Сан патриарха пожизненный, им может быть избран только архиерей РПЦ, гражданин РФ не моложе 40 лет. Решение об уходе Патриарха на покой выносит только Поместный собор. Ему же принадлежит право суда над Патриархом. Священный синодсостоит из председателя (Патриарха), 5 постоянных членов и 6 временных. Постоянными членами являются митрополиты Киевский и всея Украины, Минский и Слуцкий, Санкт-Петербургский и Ладожский, Крутицкий и Коломенский и по должности - председатель отдела внешних церковных сношений. Временные члены вызываются на полугодичные сессии из числа архиереев в порядке очередности. Заседания Синода чаще всего закрытые. Все рассматриваемые вопросы решаются общим согласием или большинством голосов, при этом воздержание от голосования не допускается. Синод работает в период между Поместными и Архиерейскими соборами и ответствен перед ними. Круг вопросов ведения Синода достаточно широк. Он назначает архиереев на епархии и увольняет их на покой, инспектирует их деятельность, назначает настоятелей монастырей; рассматривает и одобряет церковный бюджет; принимает окончательные решения по делам о нарушениях церковных правил и служебных обязанностей сотрудниками синодальных учреждений и др. Конкретными сферами общецерковных дел ведают синодальные учреждения,например, отдел внешних церковных сношений; отдел по религиозному образованию и катехизации; отдел по церковной благотворительности и социальному служению; издательский совет Московского патриархата; синодальная комиссия по экономическим и гуманитарным вопросам и др. Следующее звено в РПЦ - епархии,возглавляемые архиереями. Границы епархий определяются с учетом административно-территориального деления РБ. При архиерее действуют епархиальное собрание и епархиальный совет.Они содействуют архиерею в управлении епархией. Архиерей назначает священнослужителей на приходы, имеет право наложения взысканий на клириков; ежегодно представляет Патриарху отчеты о жизни епархии и о своей деятельности. По достижении 75-летнего возраста архиерей подает на имя Патриарха прошение об уходе на покой, которое рассматривается и решается Священным синодом. Важным структурным элементом епархии является приход (приходская община), объединяющий клир и мирян. Во главе прихода стоит настоятель храма, назначаемый архиереем. Приходская община выступает собственником зданий и сооружений культового назначения, церковной утвари и другого имущества. Настоятель не только председательствует на приходском собрании и приходском совете, но и является распорядителем денежных средств прихода. Приходы автономны в имущественных отношениях от епархиального архиерея, который осуществляет исключительно каноническое руководство приходами, входящими в епархию. Вместе с тем, установлена подотчетность нижестоящих органов церковного управления перед вышестоящими о своей деятельности. Православие было принято в 988 г. после крещения Руси великим князем Киевским Владимиром Святославичем, впоследствии канонизированным Русской православной церковью в качестве святого равноапостольного. В 1051 г. великий князь КиевскийЯрослав Владимирович Мудрый, собрав епископов, впервые поставил в митрополиты,независимо от Константинополя, русского — им стал Иларион, известный писатель, автор «Слова о Законе и Благодати». С конца XIII в. митрополиты, возглавлявшие Русскую православную церковь, переносят свою кафедру во Владимир, а с 1328 г. по приглашению Ивана I Даниловича КолитыВладимирский митрополит переезжает в Москву. Русская православная церковь становится автокефальной (т.е. независимой) в 1448 г. при великом князе Московском Василии II Васильевиче Темном. Патриаршествов Русской православной церкви было введено в 1589 г., когда царь Борис Годунов добился согласия патриарха Конснантинопольского Иеремия на установление патриаршества в России. Первым «святейшим патриархом всея Руси» был избран святитель Иов. Патриарх Никон миру - Никита Минов), выполняя волю царя Алексея Михайловича, начинает в 1653 г. проведение церковной реформы, включавшей исправление богослужебных книг и введение единства обрядов по греческим образцам. Реформа, сопровождавшаяся жестоким преследованием противников Никона, привела к появлению раскола, илистарообрядчества,— движения части духовенства, не принявшего нововведения Никона. Раскол был поддержан многими крестьянами и представителями купечества. Одним из идеологов раскола становится протопоп Аввакум, блестящий проповедник и писатель, страстный обличитель «никонианства». Протопоп Аввакум был сослан, а затем сожжен с тремя соратниками в Пустозерске. Репрессии против старообрядцев вынуждали их бежать на север, за пределы России, приводили к многочисленным самосожжениям. В 1703 г. после смерти патриарха Адриана Петр I назначает Стефана Яворского местоблюстителем патриаршего престола. После проведения церковной реформы {одним из главных идеологов которой был Феофан Прокопович, отвергавший первенство духовной власти над светской), было упразднено патриаршествои в 1721 г. создан Святейший Синод, во главе которого стоял обер-прокурор, назначаемый императором. Первым обер-прокурором, назначенным Петром I, стал Стефан Яворский, тяготившийся этой должностью и вскоре умерший. Самым известным обер-прокурором Святейшего Синода, возглавлявшим его с 1880 по 1905 г., был К.П.Победоносцев. После Февральской революции в 1917 г. встал вопрос о восстановления патриаршества,и на Поместном Соборе Русской православной церкви патриархом был избран Тихон(в миру - В.И.Белавин). Октябрьскую революцию он воспринял отрицательно, осудил декрет об отделении церкви от государства и заключение Брестского мира с Германией, а в январе 1919 г. предал анафеме Советскую власть. Новый виток противостояния Русской православной церкви и Советской власти возник в 1921 г. в связи с голодом в Поволжье. В августе 1921 г. был основан Всероссийский церковный комитет помощи голодающим, начавший сбор средств, но распущенный по требованию властей. А в декабре 1921 г. Совнарком требует от церкви отдать церковные ценности для нужд голодающих. Патриарх Тихон дал согласие на передачу в помощь голодающим драгоценной утвари, не использующейся в богослужении, но власти не были удовлетворены подобным решением, и в феврале 1922 г. ВЦИК издает декрет об изъятии церковных ценностей. Изъятие сопровождалось действиями, которые иначе как кощунством назвать нельзя: вскрытие рак со святыми мощами, вызвавшее стихийное возмущение верующих и приведшее к кровопролитию. Патриарх Тихон объявил подобные действия святотатством. Был организован процесс над деятелями Русской православной церкви, противодействовавшими изъятию церковных ценностей. Патриарх Тихон оказался под арестом, а антирелигиозная: борьба приобрела очень жесткий характер — многие церковные иерархи оказались первыми узниками Соловецкой тюрьмы особого назначения (СТОН). В 1927 г. митрополит Сергий (в миру - И.Н.Страгородский) опубликовал декларацию, призвавшую священников и верующих к лояльному отношению к Советской власти. В 1943 г. по решению И.В.Сталина происходит восстановление патриаршества, и Сергий назначается патриархом. Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны проводила большую патриотическую работу. Новый период в жизни Русской православной церкви наступает в 1945 г., после избрания патриархом Московским и Всея РусиАлексия I (в миру - С.В.Симанский), которого современники называли Великим Патриархом, и не только потому; что его патриаршество было самым долгим за всю историю Русской православной церкви — с 1945 по 1970 г. В 1971 г. патриархом избирается Пимен (в миру - С.М.Извеков), при котором происходит торжественное празднование тысячелетия крещения Руси и церковь начинает активную политическую деятельность — несколько митрополитов становятся депутатами Съезда народных депутатов СССР. В 1990 г. патриархом Московским и Всея Руси избирается Алексий II (в миру - А.М.Ридигер). Сегодня Русская православная церковь играет важную роль в жизни граждан Российского государства. Социальное служение — помощь обездоленным занимает большое место в повседневной деятельности Русской православной церкви. Но не менее важна духовная деятельность по воспитанию людей в духе высокой морали, любви к ближнему, противодействию порокам и т.д. Несмотря на более чем 70-летнее давление государственного атеизма, Русская церковь, является в настоящее время самой значительной из всех конфессий России и постсоветского пространства.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в религиоведение. Религия как социокультурный феномен

Происхождение и ранние формы религиозных верований Часть Происхождение религии Ранние формы религиозных верований Происхождение и ранние... Происхождение и ранние формы религиозных верований Часть... Происхождение и ранние формы религиозных верований Часть Происхождение религии Ранние формы религиозных...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Христианская мораль и культовая практика

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Происхождение религии
Попытки понять сущность, происхождение, назначение религии сопровождают всю историю человеческой мысли. В далеком прошлом исследование этих проблем традиционно происходило в рамках скептицизма и на

Ранние формы религиозных верований
Большинство религиоведов склонны рассматривать тотемизм в качестве одной из наиболее ранних форм религии (хотя есть и другие точки зрения) как в силу его значительной примитивности

Национальные религии
Одной из очень древних религий, сохранившейся до нашего времени и сыгравшей важную роль в духовной эволюции человечества, является индуизм. Индуизмявляется национал

Религиозная система буддизма и буддийская философия
Учение Будды при своем возникновении еще не было религией, ибо понятие личного божества в нем отсутствовало. Превращение буддизма из философско-нравственной концепции совершенствования личности в р

Происхождение и историческая эволюция христианства
Христианствовозникло в I в.н.э. в Палестине, находившейся в составе Римской империи, и оказало определяющее влияние на формирование западной цивилизации. Именно христианство сформи

Идейные истоки и сущность христианства
Идейные истоки христианства восходят к иудаизму, а также к философии неоплатонизма. Связь новой религии с иудаизмом проявилась в частности в том, что священное писание христиан - Библия вклю

Вероучительная догматика христианства
Вероучительная догматика христианства изложена в трех исторических символах (исповеданиях) веры: Апостольском, Никейском (илиНикео-Константинопольском) и Афанасьев

Православное богословие и православная философия
Специфика православия проявилась в том, что оно получает статус главенствующей религии, а церковь трансформируется в элемент имперской структуры. Могущество империи связывалось, прежде всего, с бог

Особенности католического вероучения, культа и церковной организации
Католицизм (греч. всеобщий, позже — вселенский) — одно из направлений в христианстве. Если в средневековье термин «католическая церковь» употребляется для того, чтобы

Католическая философия. Неотомизм
Неотомизм - влиятельное течение в философии католицизма. После периода расцвета в XIII — XV вв. и последующей утраты своих позиций в интеллектуальной жизни Западной Европы м

Протестантизм: особенности вероучения, организации и культа
Протестантское направление христианства возникло в ходе широкого общественно-религиозного движения в Европе XVI века, получившего наименование Реформации. Историки связывают

Протестантская теология и философия
Протестантская ортодоксия была разработана М.Лютером, Ж.Кальвином и др. М.Лютер противопоставил умозрительной философии и теологии, направленной на познание сущности Бога и его атр

Возникновение ислама и современная география распространения
Ислам — религия Книги, Корана (арабск. ал-Куран), что в переводе с арабского означает «чтение». Первым словом, которым ангел небесный предварил откровение Божие, данное

Источники исламского вероучения
Ислам - религия «людей Книги», писания, посланного людям через пророков. Священная книга мусульман — Коран (от араб. «ал-куран» — «чтение вслу

Догматические и ритуальные основы ислама
Догматической и ритуальной основой ислама являются пять столпов веры: 1) исповедание веры (шахада); 2) молитва (салат); 3) пост (

Мусульманское право. Шариат
Неразделенность светской и духовной властей в исламской общине потребовала включения в ислам помимо вероучительной и обрядовой, также и более широкой нравственно-правовой основы, получившей названи

Конфессиональная организация ислама
Отличительная черта ислама - отсутствие института церкви. В первые века халифата конфессиональная и государственная организации совпадали: халиф являлся главой общины и светским пр

Мусульманская философия. Суфизм
Суфизм (от слов: «суфи» - шерстяная одежда; «тасав-вуф» - учение о сокровенном) - сформировавшееся внутри ислама течение, отстаивающее мистический путь познания Бога вплоть до полн

Своеобразие религиозной системы ислама
Говоря о процессе возникновения и распространения ислама, крупнейший российский востоковед академик В.Бартольд указал на такие его особенности, как быстрота формирования и изначально государственны

Феномен нетрадиционной религиозности
Нетрадиционная религиозность - новое духовное явление XX века. Возникновение «новых сект», «новых религий» зафиксировано в США в 50- 60-х годах XX в. Новые духовные объедине

Религиозно-философские учения и духовные движения второй половины XIX - XX столетия
Теософия - система оккультных учений о скрытых возможностях человека, предлагающая путь к достижению абсолютного знания, абсолютной власти и бессмертия. При обладании

Движение Нью-Эйдж и духовные лидеры нашего времени
На Западе, начиная с 60 - х. гг. XX в., необыкновенную популярность приобрело движение Нъю-Эйдж, что в переводе с английского означает «новый век». Идеи движения Нъю-Эйдж проникли

Понятие сводомыслия и его исторические формы
Свободомыслие – это духовная деятельность, исходящая из признания права разума на свободное, критическое рассмотрение религии, свободное исследование действительности.

Свобода совести. Правовые основы свободы совести в Республике Беларусь
Важное место в системе личных (гражданских) прав и свобод человека занимают свобода совести и свобода вероисповедания.Понятие совесть означает чувств

Конституционно-правовое положение религиозных организаций в Республике Беларусь
Конституционно-правовое положение церкви и религиозных объединений в различных государствах зависит от множества разных факторов, в том числе от исторических традиций, духовно-нравственной ориентац

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги