рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Странствия по Египту

Странствия по Египту - раздел Религия, Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура Вопреки Общепринятому Мнению, Древние Египтяне Были Великими Путешественникам...

Вопреки общепринятому мнению, древние египтяне были великими путешественниками. Они постоянно передвигались между деревнями и крупными центрами, между столицами номов и царскими резиденциями. На большие религиозные празднества собирались паломники со всего Египта. Некоторые города – Коптос, Силе, Суну, Пер-Рамсес, Мемфис – на протяжении всего года были наводнены путешественниками, направлявшимися к рудникам, каменоломням или оазисам, державшими путь в Азию или Нубию или возвращавшимися оттуда с грузом иноземных товаров.

Бедняки могли путешествовать лишь одним способом – тем самым, который Жан-Жак Руссо считал самым прекрасным из всех: на своих двоих. Для таких путешествий нужен был лишь крепкий посох, набедренная повязка и пара сандалий. Именно в таком виде покинул Египет Синухе, в страхе за свою жизнь пересекший всю Дельту с запада на восток и отправившийся к Горьким озерам. Анупу обул сандалии, взял посох и оружие, покинул свою деревню и дошел до самой долины дерева
аш(Долина кедра) в окрестностях Библа. Крестьянин, направлявшийся из соляного оазиса в Ненисут, шагал впереди своих ослов, навьюченных разнообразными товарами, хотя если бы он пожелал, то мог взобраться на одного из них и продолжить свой путь верхом, рискуя, правда, как мельник в Эзоповой басне, навлечь на себе насмешки встречных. В действительности же его ждало худшее несчастье: грабитель, скрывавшийся в укромном месте, напал на беднягу и обобрал его до нитки. Воины тоже представляли постоянную угрозу для путешественников. При встрече с безоружным путником, с мешком муки на плечах или обутым в дорогие сандалии, они в большинстве случаев обирали его. Уна принял решительные меры, чтобы прекратить эти безобразия, и, как утверждал правитель нома Сиут, в его время путешественник, застигнутый в пути темнотой, мог безбоязненно заночевать у дороги, не боясь потерять свое добро и коз – такой страх внушала грабителям местная охрана.

 

Дорог в Египте было много, столько же, сколько каналов, потому что во время рытья канала землю оставляли по берегам, и она образовывала приподнятую дамбу, которую не заливало в период половодья. Таким образом, одновременно содержались в порядке и каналы и дороги. Очищая каналы, добывали грунт для починки дорог. Эти насыпи служили дорогами для пешеходов, для прогона скота и для причаливания судов. В египетском языке нет слова, означающего «мост», но нам известно по крайней мере одно изображение моста на рельефе, где показано триумфальное возвращение Сети I из похода в Палестину. Перекинутый через поросшее тростником озеро, кишащее крокодилами, этот мост соединяет два укрепленных здания, одно находится на азиатском берегу, а другое – на африканском. Очевидно, он состоял из опор, продольных перекладин-архитравов и поперечин. Разумеется, через великий Нил и даже его второстепенные рукава в Дельте в ту эпоху не было никаких мостов. Даже над каналами каменные или деревянные мосты встречались очень редко. Когда надо было пересечь неглубокий канал или мелкое болото, люди и животные без колебаний входили в воду. Многие египтяне умели плавать. Жители Тентюры (современная Дандара) переплывали Нил, не страшась крокодилов, но на такое мог отважиться далеко не всякий; охотники на водоплавающих птиц и рыбаки, если верить папирусу, в котором высмеиваются их профессии, панически боялись этих чудовищ. Знатные особы считали своим долгом – таким же священным, как накормить голодного или одеть нагого, – переправить через воды тех, у кого не было своей лодки. В Фивах и других больших городах переправой через Нил занимались перевозчики. В процсесе над расхитителями гробниц упоминается один из них. Кроме того, боги, удалившись на остров посреди Нила, приказывают перевозчику, богу Анти, не переправлять через реку богиню Исиду. Синухе находит на берегу лодку без руля и переправляется на ней через Нил. Для перемещений на небольшие расстояния знать издавна пользовалась переносными креслами или носилками, что выглядело весьма торжественно, но было дорого, медленно и неудобно. Носильщики пели в такт шагов: «Нам больше нравится [нести] их полными, чем пустыми!» Однако им нужно было платить или хотя бы кормить. В эпоху Нового царства фараон появлялся в таком кресле только во время самых торжественных церемоний. Например, Хоремхеба выносили на носилках в честь его победы. Обычно же царь, как и частные лица, предпочитал появляться на колеснице. Кони и колесница к этому времени уже не считались предметами большой роскоши. Вот какими пожеланиями обменивались друзья: «Ты восходишь на колесницу, золотой хлыст в твоей руке. Ты сжимаешь новые поводья. В твоей упряжке сирийские жеребцы. Негры бегут впереди тебя, расчищая тебе дорогу». Второй пророк Амона, Аменхотеп, собирается на прогулку. В его изящную и прочную колесницу с резными фигурами и накладными украшениями впряжены два коня. У них нет ни удил, ни наглазников.

 

Упряжь состоит из двух широких ремней, один обхватывает шею лошади и, по-видимому, очень ее стесняет, а второй проходит под брюхом; к дышлу между лошадьми привязаны вожжи. Аменхотеп стоя правит сам, без колесничего. Несколько слуг бегут впереди, другие –
шемсу –поспешают сзади. Они несут все необходимое на случай, если хозяину захочется отдохнуть или освежиться.

Колесницей пользовались, чтобы нанести визит в царский дворец или в резиденцию визиря, чтобы отправиться осматривать свои поля, а также для охоты. Для путешествий на большие расстояния она не годилась даже при самых благоприятных условиях. Главным видом транспорта в Египте все-таки были разнообразные суда. Царский сын Дедефхор отплыл из Мемфиса на корабле, прошел через Хентхетит, чтобы отыскать на севере чародея, который жил в Джед-Снофру, и на той же лодке доставил его ко двору. Когда помилованный Синухе получил на заставе Пути Хора пропуск в Египет, он добрался от Суэцкого перешейка до Ититауи, что южнее Мемфиса, тоже на корабле. Время на борту он коротал, наслаждаясь вкусом египетских блюд, которые готовили у него на глазах.

Египтянин, собиравшийся совершить паломничество в Абидос, как правило, снаряжал для этой цели целую флотилию. Пассажиры поднимались на барку, корма и нос которой были высоко подняты. Судно имело архаическое устройство, что должно было подчеркивать религиозный характер путешествия. Пассажиры занимали свои места в небольшой кабине под балдахином, напоминающим садовую беседку. Перед ней стоял столик с разными яствами. Носовая часть отводилась под бойню и кухню. Там разделывали бычью тушу и варили для путешественников свежее пиво. Это судно не имело ни паруса, ни весел; его тащила за собой на буксире обычная ладья. Один из матросов на барке следил, чтобы буксирный канат был туго натянут, в то время как второй на корме правил двойным рулевым веслом из крашеного дерева, которое оканчивалось резной головой Хатхор – повелительницы дальних стран и покровительницы путешественников. Мачта буксирного судна была укреплена двумя канатами, тянущимися к носу и корме. В центре находилась кабина с карнизом и росписью по бокам. Рулевое весло, вставленное в выруб на корме, крепилось к маленькой мачте. Кормчий управлял им с помощью приделанной к нему рукоятки. Часто на носовой обшивке таких судов рисовали два удлиненных глаза, по одному с каждой стороны – это была необходимая мера предосторожности, поскольку считалось, что они могут уберечь судно от всяких опасностей. Когда корабль спускался по течению или пересекал большие водные пространства в безветренную погоду, приходилось браться за весла (в Египте преобладал северный ветер, так что «идти под парусом» означало только «плыть на юг, идти вверх по течению»). Гребцов было человек десять–двенадцать, иногда больше. Капитан с длинным шестом стоял на носу, промеряя глубину, а его помощник – на крыше кабины с хлыстом в руках, которым время от времени подгонял нерадивых гребцов. Еще один помощник капитана исполнял обязанности рулевого. Когда судно шло вверх по течению, на нем поднимали единственный парус, большой и прямоугольный, причем в ширину он часто бывал больше, чем в высоту. Парус крепился к двум реям, управляемым с помощью многочисленных растяжек. Гребцы оставались на своих местах, капитан или его помощники взбирались по веревкам на верхнюю рею, чтобы оттуда видеть, что происходит впереди. Пока судно шло по Нилу, можно было надеяться, что плавание пройдет относительно быстро и без происшествий, но, если приходилось идти по каналам, судоходным далеко не во все времена года, следовало заранее тщательно изучить предполагаемый маршрут. Царь Хуфу задумал посетить храм Ра, властителя Сахебу, находившийся где-то во втором номе Дельты, однако в канале Двух Рыб не оказалось воды. Но чародей, друг царя, успокоил его, сказав: «Вот я покрою водой на четыре локтя отмели канала Двух Рыб». Уна не имел у себя на службе чародеев, тем не менее ему удалось проплыть по каналам в период мелководья. Озеро Мерис, предназначавшееся главным образом для орошения, служило также для того, чтобы облегчить навигацию по каналам, однако, какой механизм использовали для этого древние египтяне, мы не знаем.

 

Суда, на которых путешествовали вверх по Нилу, например до Нубии, представляли собой настоящие плавучие дома. Личный корабль наместника Куша,
дахаби, –это ладья в форме полумесяца с высоко поднятыми носом и кормой. В центре корабля на единственной мачте, с многочисленными растяжками огромный парус. Вместо одного руля в центре кормы здесь было два рулевых весла, с правого и левого борта, и не на самой корме, а чуть ближе к центру, где они крепились веревками к большой тумбе и к бортам. Пассажиры размещались в большой центральной кабине, к ней примыкал навес для лошадей, а также в двух кабинах поменьше, одна находились на носу, а другая – на корме.

Земельные владения египтян были разбросаны по всей стране. Богатые горожане в Фивах владели собственностью в Дельте, а бог Амон владел деревнями и даже целыми городами не только по всему Египту, но даже в Нубии и Сирии. Храм в Абидосе, построенный царем Сети I, владел поместьями в Нубии. Для координации работ в своих землях, для ввоза и вывоза производимой в них продукции жреческие сообщества и богатые египтяне располагали целыми флотилиями, состоявшими из грузовых плоскодонных судов, имеющих форму вытянутого полумесяца, с одной или двумя кабинами в центре палубы. По текстам с иллюстрациями, которыми мы располагаем, сложно составить четкое представление о количестве и разнообразии судов, ходивших в те времена по Нилу, поскольку язык древних египтян содержит множество специальных слов для обозначения разных кораблей. Баржи использовались для перевозки огромных каменных блоков, вырубленных в каменоломнях, обелисков и колоссов. На росписи в одной из фиванских гробниц мы видим, что статуя Тутмоса III во время перевозки удостаивалась не меньших почестей, чем сам царь: ее поместили в спецальный наом, всю дорогу воскуривали перед ней фимиам и разбрызгивали благовонные масла. Баржу со статуей вело буксирное судно. Домашний скот перевозили на специальных судах без кабин, зерно – на барках с кабиной в центре палубы. Когда судно причаливало к пристани, на него перекидывали сходни. Носильщики цепочкой поднимались по ним на борт и возвращались с полными мешками на плечах. Чтобы двигаться в такт и поднять себе настроение, они пели: «Должны мы, что ли, день целый таскать ячмень и пшеницу? Погода прекрасна, амбары уже полны, и вот горы [зерна], чтобы зерно потекло за края. Полны ячменем корабли, и зерно ползет наружу. Нам же велят таскать еще и еще. Они думают, что наши сердца из металла?» После того как все суда были разгружены, на набережную прибывали торговцы. Они устанавливали здесь столы и что-то вроде стеллажей, разжигали очаги, а моряки устраивали на берегу небольшое пиршество с яствами, напитками и песнями, чтобы отпраздновать счастливое окончание долгого плавания.


 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура

Annotation... В книге дана полная картина эпохи правления фараонов из династии Рамсесидов...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Странствия по Египту

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Внутренняя обстановка
Как в жилых помещениях дворцов, так и в домах богачей основным предметом мебели были разнообразные стулья и кресла. Некоторые из них представляли собой что-то вроде квадратного ящика со спинкой выс

Времена года
Египтяне воспринимали год не как период, за который солнце совершает кругооборот, а как отрезок времени, необходимый для получения урожая. Слово реннет,означающее год, изображалось в ие

Торжества и праздники
Первый день нового года был не только праздником богини Сопдет, он отмечался по всей стране. В этот день в храме Упуата «дом преподносил дары своему Владыке». Под этим, вероятно, следует понимать,

Благоприятные и неблагоприятные дни
Однако, выполнив все обязательства перед богами, египтяне не могли позволить себе безоглядно предаваться наслаждениям или заняться обычными делами. Все дни египетского календаря делились на три кат

Женитьба
Глава семьи должен был иметь собственный дом, будь то большой дворец, наполненный несметными богатствами, или скромная хижина с дырявой циновкой на полу. Обзавестись хозяйством и взять жену было дл

Женщины
Художники и скульпторы оставили нам прекрасные и трогательные изображения египетской семьи. Отец и мать держатся за руки или обнимают друг друга за талию, а дети нежно прижимаются к родителям. Мы в

Слуги и рабы
В росписях и на барельефах, где изображены люди из окружения знатного вельможи, порой нелегко отличить его помощников в делах от обычных слуг. В Египте, однако, их никогда не путали. Хапиджефаи, пр

Домашние животные
Собаке, верному другу и помощнику человека по охоте, разрешалось входить в дом. Она залезала под хозяйское кресло и мирно дремала. Пастушьи собаки всюду следовали за хозяином, который голосом или ж

Выпечка
Кулинарный словарь эпохи Раннего царства насчитывал не меньше пятнадцати слов, обозначающих различные виды хлеба или лепешек. В более поздних текстах мы находим несколько дополнительных терминов. О

Напитки
Национальным напитком древних египтян было пиво, которое пили повсюду – дома, на открытом воздухе, на борту корабля и в харчевнях. Получивший царское прощение Синухе возвращается на корабле из Путе

Трапеза
Итак, мы описали основные продукты, служившие пищей египтянам. Мы не располагаем документами, в которых достаточно подробно сообщается, как подавали еду в частных домах. Можно с уверенностью утверж

Пиршества
Богатый египтянин не испытывал недостатка в свободном времени и хорошо знал, как с толком провести его. Охота в пустыне, пешие прогулки, паломничества в храмы, ловля рыбы и птицы на болотах, посеще

Крестьяне
Любой, кто занимался физической работой, вызывал у писцов презрение, однако ниже всех они ставили земледельца. Крестьянин, как и орудия его труда, не может служить долго. Хозяин и сборщик налогов э

Полив сада
В главе, где речь шла о жилищах египтян, мы уже отмечали их любовь к садам. И горожане, и деревенские жители стремились иметь сад, чтобы выращивать фрукты и овощи. Наиболее трудоемкой из садовых ра

Сбор винограда
В каждом саду был хотя бы небольшой виноградник, посаженный у стены дома или вдоль главной аллеи. Виноградные лозы обвивали жерди и шестки, выгибались, образуя пышные своды над головой, в разгар ле

Пахота и сев
Сельское хозяйство в эпоху Рамсесидов было основано на выращивании зерновых культур. Поля пшеницы и ячменя простирались от болот Дельты до порогов. Крестьяне Египта были в первую очередь землепашца

Сбор урожая
Когда колосья начинали желтеть, крестьянин с беспокойством ждал нашествия своих главных врагов: хозяина или его представителей, армии писцов, землемеров и стражи. Первым делом они принимались измер

Вредители
Мы уже убедились, что урожай в Египте подвергался угрозе со стороны целого сонма врагов. Когда ячмень созревал, а лен покрывался цветами, грозы и град обрушивались на страну, грозя «побить во всех

Животноводство
В самые древние времена египтянам приходилось опытным путем выяснять, каких животных можно приручить и одомашнить, а каких нельзя. Многие попытки оканчивались неудачей. На охоте товарищем человека

Обитатели болот
Значительная часть Нильской долины была занята болотами. Каждый год река возвращалась в свои берега, и каждый год на возделанных полях оставались большие лужи, вода в которых не высыхала вплоть до

Охота в пустыне
Охота в пустыне была не только развлечением для царских родственников и высоких вельмож, но и промыслом профессиональных охотников. Так, почти в каждой гробнице мы найдем изображение ее владельца,

ИСКУССТВА И РЕМЕСЛА
Конечно же в Египте жили не одни только земледельцы, писцы и жрецы. Если бы это было так, не существовало бы ни пирамид, ни храмов, ни гробниц со скульптурами. Едва ли царевна Хнумит смогла бы возл

Каменотесы
В двух пустынях по обе стороны Нильской долины египтянам принадлежали огромные запасы камня, который поставлялся зодчим и скульпторам для воплощения их самых грандиозных замыслов, а также ювелирам,

Рудокопы
В пустыне между Нилом и Красным морем египтяне имели множество богатых золотых рудников. Особо стоит отметить три места. В древних текстах, в том числе в папирусе Харриса, не раз упоминается золото

В мастерских
В гробницах Нового царства мы находим много росписей, на которых показана работа в ремесленных мастерских. Эти изображения, а также подписи к ним наводят на мысль, что все ремесленники – резчики по

Скульпторы
Мы знаем, что резчики по камню предпочитали работать в одиночку. На той росписи, где мы уже видели Дуа-унехеха, они как раз заканчивают работу над монолитной рамой для дверного проема в виде двух к

Ювелиры, гранильщики, золотых дел мастера
Уже при Первой династии фараонов египтянам удалось достигнуть высочайшего мастерства в изготовлении каменных ваз. В эпоху Рамсесидов это искусство продолжало процветать. Алебастр, сланец и брекчия

Работа с деревом
Египетские столяры пользовались такими породами дерева, как акация, рожковое дерево, можжевельник и другие местные виды, которые пока не удается установить и которые, так же как и черное дерево, пр

Обработка кожи
Ремесло кожевников расцвело еще в Раннем царстве. Некий Ута, один из мастеров той эпохи, занимался изготовлением сандалий, сумок и листов пергамента для чиновников, которые со свитком в руке руково

Художники и ремесленники
Во всех мастерских законченные изделия расставляли на столах и на полках, чтобы управляющий работами мог как следует осмотреть их и решить, есть ли среди них достойные занять почетное место в царск

Каменщики и другие
Теперь настало время обратиться к более тяжелому или низменному делу, которым обычно приходилось заниматься чужеземцам, свободным или военнопленным, и которое едва ли могло принести им титул «высок

Хозяева и работники
В качестве образчика добродетелей просвещенного хозяина мы можем взять Рамараи, верховного жреца Амона. «О жрецы, писцы дома Амона, достойные служители божественных жертвоприношений, пекар

Торговля и деньги
Во владениях, принадлежавших государству или великим богам, велся строгий учет всех поступающих за день продуктов и изделий, а также расходов на содержание работников. Это были, если можно так выра

Странствия в пустыне
Египтяне издревле испытывали к пустыне благоговение, смешанное со страхом. Они никогда не забывали, что их далекие предки долго странствовали по ней, прежде чем осесть в долине Нила. Мин, один из в

Путешествия в Библ
По мнению египтян, море, йам, было божеством ревнивым. Когда море увидело, что боги даровали Бате в жены прекрасную деву, оно преисполнилось завистью и затопило землю, чтобы ею завладет

Путешествия по Красному морю
Целью практически всех путешествий по Красному морю была страна Пунт, земля фимиама, находившаяся за проливом Баб-эль-Мандеба на сомалийском и аравийском побережье. Добрый змей из сказки о моряке,

Основные обязанности фараона
Искусство управления государством – искусство распоряжаться жизнью своего народа – в Египте зиждилось на не совсем обычных принципах. Если властитель (да будет он Жив, Здоров и Силен!) был достойны

Утренний туалет царя
Пробуждение царя ото сна, вероятно, было связано с целым рядом сложных церемоний. Один из высших сановников, Птахмос, рассказывает, что каждый день он вставал вместе с солнцем, чтобы первым поприве

Государственные дела
Если верить Диодору, утверждавшему, что он со всем тщанием изучил летописи египетских жрецов, жизнь царя – как общественная, так и частная – была строго регламентирована. Так, едва пробудившись ото

Царское помилование
Единственный известный нам случай, когда преступник был помилован фараоном, – это «Приключения Синухе». Зато в них более чем подробно описано, как это произошло. Царь не только простил Синухе и поз

Царские милости
Один из придворных так сказал о фараоне: «Он тот, кто преумножает добро, кто умеет давать. Он бог, о да, царь богов. Он знает всех, кто знает его. Он награждает того, кто служит ему. Он защищает то

Прием иноземных послов
  Прием иностранных послов становился поводом для церемонии еще бо

Царская охота
Царевич мог забавляться стрельбой по медным мишеням или гонять антилоп в пустыне близ пирамид, вверив себя покровительству Хорахти, но царь предпочитал более опасные развлечения, поэтому отправлялс

Частная жизнь царя
По возвращении из длительного путешествия или похода через пустыню царь мог насладиться отдыхом в своем дворце в Пер-Рамсесе, Мемфисе или Фивах. Эхнатон так восхищался своим новым дворцом в Ахетато

Гаремные интриги
Хотя никто не сомневался в божественности фараона, законного сына Амона, всюду находились святотатцы, стремившиеся свергнуть его с престола, погубить и навеки пресечь его ветвь, чтобы получить влас

Заветы фараона
Долгое царствование и различные неприятные происшествия вроде описанного в предыдущей главке могли пробудить в фараоне естественное желание поведать о своем богатом опыте грядущим поколениям. Некот

Плюсы и минусы военного дела
Писцы считали, что военное дело стоит куда ниже их ремесла, однако их ученики, ослепленные блеском военной славы, нередко меняли тростниковую палочку и дощечку для письма на меч и лук, а уж тем бол

Служба внутри Египта
Когда фиванские цари начали освободительную войну против гиксосов, их войско состояло только из египтян, однако вскоре была введена практика использовать в качестве солдат пленных. Полк, которым ко

Войско на войне
Во времена Девятнадцатой и Двадцатой династий египетскому воинству неоднократно выпадала возможность проявить свою доблесть. Если верить официальным отчетам и изображениям на барельефах, особенно т

Сборы и раздача оружия
Прежде чем приступить к военным действиям, фараон обычно созывал своих советников; нередко это делалось даже в том случае, если царь уже принял окончательное решение. Именно так поступил Камос, оди

Выступление в поход
Представим себе египетское войско, собравшееся на равнинах Дельты и готовое двинуться в поход. Сначала египтянам предстоит пройти по мосту Силе над озером, кишащим крокодилами, которое так прекрасн

Сражение
При желании противник мог укрыться в одной из своих крепостей, избрав оборонительную тактику боя. Если же он считал себя в силах сразиться с врагом в чистом поле, он должен сам назначить день и мес

Походы в Нубию
Война против южных народов, похоже, никогда не воспринималась египтянами всерьез, поскольку, чтобы разгромить противника, египтянам нужно было лишь окружить их лагерь, что не составляло труда. Нуби

Триумфальное возвращение
Фараон показал свою силу всем народам мира, и каждый уголок, куда достигает солнце, стал свидетелем его успеха. Он установил границы там, где ему это было угодно, как повелел Амон-Ра и все его отцы

Чиновничий аппарат
С древнейших времен в Египте действовала административная система. Уже во времена Первой династии чиновники, заведующие царским хозяйством, с помощью специальных цилиндрических печатей оттискивали

Набор и обучение чиновников
Девятнадцатая династия была основана неким Парамсесом, который за свою длинную жизнь удостоился множества важных титулов, как религиозных, так и жреческих, а кроме того, военных званий. Когда царь

Судьи дурные и праведные
Представители закона даже самого низкого ранга внушали работникам и феллахамблагоговейный страх. Как правило, их появление предвещало либо хорошую порку, либо конфискацию их скудного им

Охрана порядка
При последнем правителе династии Рамсесидов в Фивах, да и во всем Египте, происходили поистине невероятные события. Кражи, злоупотребления властью и прочие преступления случались во все времена и д

Прием иноземных данников
Как мы видели, государственные служащие отвечали главным образом за охрану царских владений, борьбу с преступниками, судопроизводство и сбор налогов. В голодные годы они кормили народ. Это были их

Набожность
Геродот считал, что во всем мире не найти народа, равного египтянам в набожности. Они верили, что все на земле принадлежит богам, что боги – источник всякого блага, что им ведомы все помыслы людей

Жречество
Как мы видели, каждый храм представлял собой маленький город, где за окружной стеной жили своим закрытым сообществом чиновники, охрана, ремесленники и земледельцы. Их жизнь полностью зависела от хр

Торжественные выходы богов
Верующие в любой момент могли прийти к богу в его храм, чтобы испросить совета, пожаловаться или поблагодарить. Но раз в году хозяин святилища торжественно выходил из своего обиталища и посещал гор

Выход Мина
Присутствие царя и его двора в столице придавало публичным выходам некоторых богов размах всенародного торжества. Годовщина восшествия на престол Рамсеса III совпадала с празднеством Мина, владыки

Прекрасное празднество Опета
Пышный праздник Амона в Опете пользовался куда большей популярностью, чем торжества в честь Мина. Справлялся он в течение всего второго и третьего месяца разлива, когда нильские воды достигали высш

Празднество Долины
Было и еще одно событие, в честь которого священная ладья Амона снималась с якоря. Это было празднество Долины. На этот раз она пересекала Нил, «влекомая богами». Это выражение некоторые ученые ист

Мистерии
Выходы богов не занимали бы столько дней и не привлекали бы множество зрителей, если бы организаторы церемоний не вносили в эти зрелища некоторого разнообразия. Сколько можно любоваться раззолоченн

Дом Жизни
В ограде многих храмов находились школы, но не просто школы, где дети учились читать и писать, а специальные школы для рисовальщиков, резчиков и скульпторов, отдававших свой талант на прославление

Старость
Высказывания мудреца Птахотепа и история о приключениях Синухе показывают, что египтяне не пытались поэтизировать старость. Старость безобразна, ей сопутствует физическая и духовная немощь; это вре

Взвешивание деяний
Было бы ошибочно предполагать, что перспектива отправиться в мир иной доставляла египтянам большую радость. Однако они сознавали, что смерть безжалостна и никакие мольбы не помогут прогнать ее. Глу

Подготовка гробницы
Обретя таким образом душевный покой, египтянин начинал заниматься подготовкой своего «последнего пристанища». Фараоны никогда не забывали вовремя позаботиться об этом. Строительство пирами

Жрец двойника и его обязанности
Итак, наш египтянин, достигший преклонных лет, проследил за строительством и обустройством своего «дома вечности», заказал украшения для своей гробницы у краснодеревщиков и столяров. Он приказал юв

Бальзамирование
Теперь, когда наш египтянин получил предупреждение от Осириса, позаботился о строительстве и обустройстве своего «дома вечности», сделал все, чего требовало благочестие и уважение к древним традици

Похороны. Состав похоронной процсесии
Похороны в Египте представляли собой зрелище печальное и вместе с тем весьма живописное. Близкие покойного, не скрывая своего горя, рыдали и размахивали руками. Боясь, что одним им будет не под сил

Переправа через Нил
Процсесия медленно двигалась по направлению к Нилу, где ее уже поджидали несколько барок. Главное судно имело изящно изогнутые нос и корму, оканчивающиеся украшением в виде цветка папируса; на палу

Восхождение к гробнице
Между тем на другом берегу процсесию уже поджидали. Народ собрался на пристани, а торговцы разбили на набережной палатки, наполненные разнообразными предметами, необходимыми для религиозных обрядов

Прощание с мумией
Наконец многотрудное путешествие закончено, и участники процсесии собрались у входа в гробницу. Здесь тоже были разбиты небольшие палатки, внутри суетились люди, разжигавшие курильницы с длинными р

Поминальная трапеза
Когда подземная усыпальница была обставлена как полагается, жрец и его помощники удалялись. Каменщик замуровывал вход. Родственники и друзья, сопровождавшие умершего в его «дом вечности», однако, н

Отношения между живыми и мертвыми
Лишь наивный мог считать Аментет обителью мира и отдохновения: мертвые недоверчивы и мстительны, они боятся грабителей, привлеченных их золотом и серебром, боятся непочтительных или равнодушных пос

Словарь терминов, встречающихся в тексте
Амаху –букв, «достойный, почитаемый»; удостоившийся этого звания имел право быть похороненным за счет царя. Аментет –царство богов мертвых. Ах –душа человека,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги