рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Концепции современного толкования фольклора

Концепции современного толкования фольклора - раздел Социология, Традиционный государственный фольклор постиндустриального общества Концепции Современного Толкования Фольклора. В Соврем Фольклористике Наибольш...

Концепции современного толкования фольклора. В соврем фольклористике наибольшим авторитетом пользуются четыре основные концепции которые вместе с тем постоянно взаимодействуют а фольклор - устно передаваемый простонародный опыт и знания.

При этом имеются в виду все формы духовной культуры а при максимально расширенном толковании - и некоторые формы материальной культуры Вводится только социологическое ограничение простонародные и историко-культурный критерий - архаичные формы господствующие или функционирующие в качестве пережитков. Слово простонародный определеннее чем народное в социологическом отношении и не содержит оценочного смысла народный артист народный поэт б фольклор - простонародное художественное творчество или по более современному определению художественная коммуникация. Эта концепция позволяет распространять употребление термина фольклор на сферу музыкального хореографического изобразит и т.д. простонародного творчества в фольклор - простонародная вербальная традиция. При этом из всех форм простонародной деятельности выделяются те которые связаны со словом г фольклор - устная традиция.

При этом устности придается первостепенное значение.

Это позволяет выделять фольклор из др. вербальных форм прежде всего противопоставлять его литературе. Т.е. перед нами следующие концепции социологическая и историко-культурная эстетическая филологическая и теоретико-коммуникативная устная прямая коммуникация. В двух первых случаях это широкое употребление термина фольклор и в двух последних - два варианта узкого его употребления.

Неравноценное употребление термина фольклор сторонниками каждой из концепций свидетельствует о сложности предмета фольклористики о его связях с различными видами человеческой деятельности и человеческого быта. В зависимости от того каким именно связям придается особенно важное значение и какие считаются второстепенными периферийными складывается и судьба основного термина фольклористики в рамках той или иной концепции.

Поэтому названные концепции в определенном смысле не только пересекаются но и подчас как бы не противоречат друг другу.

Так если наиболее важными признаками фольклора признаются вербальность и устность то это совсем не обязательно влечет за собой отрицание связи с др. художественными формами деятельности или тем более нежелание считаться с тем что фольклор всегда существовал в контексте народной бытовой культуры.

Поэтому так бессодержателен был не однажды вспыхивавший спор - является фольклористика наукой филологической или этнографической. Если речь идет о вербальных структурах то их изучение неизбежно должно быть названо филологическим но поскольку эти структуры функционируют в народном быту - они изучаются этнографией. В этом смысле фольклористика - одновременно составная часть и той и другой науки в каждый момент ее существования. Однако это не мешает ей быть в определенном отношении самостоятельной - специфика же исследовательских методов фольклористики неизбежно развивается на скрещении этих двух наук а также музыковедения этномузыкологии социальной психологии и т.п. Характерно что после споров 00-00-х г.г. о природе фольклора причем не только в нашей стране фольклористика заметно филологизировалась и одновременно этнографизировалась и сблизилась с музыкологией и общей теорией культуры работы Э.С. Маркаряна М.С. Кагана теория этноса Ю.В. Бромлея семиотика культуры и др Первая и наиболее расширенная концепция в ее конкретных очертаниях могла и должна была возникнуть в раннюю пору развития этнографии и фольклористики.

Эти науки не могли еще предложить единого метода изучения столь различных областей народной культуры как сказка или баллада народное жилище эпическая песня и кузнечное ремесло.

Они не готовы были вместе с тем и к дифференцированному рассмотрению разных сфер традиционной культуры Вторая концепция эстетическая будучи жестко запрограммированной только художественные формы народной культуры чревата игнорированием естественной природы традиционных архаических форм фольклора в контексте народной культуры.

Четкая выделенность прилагательного художественные постоянно грозит своим превращением в оценочную категорию критерий которой весьма относителен. Эстетическая функция многих фольклорных жанров при ближайшем рассмотрении оказывается не единственной не доминирующей. В своем более или менее чистом виде она сформировалась относительно поздно. Впрочем она поздно сформировалась даже в сфере профессиональной культуры.

Так в истории рус. лит. прозы то что можно было бы назвать беллетристикой для которой эстетическая функция стала доминирующей возникло только в 00 в. Средневековая литература музыка хореография изобразит искусство в позднее время воспринимаются как преимущественно художественные явления однако в большинстве случаев доминантой для них была функция практическая информационная магическая религиозная а эстетическая функция очень часто оставалась вторичной сопутствующей возникавшей по крайней мере в синкретическом единстве с названными выше или др. функциями.

Рассечение на художественное и нехудожественное при такой ситуации невозможно одно переливается в другое и существует в органическом комплексе. Тем более такое рассечение невозможно в сфере фольклора К первому относятся обрядовый фольклор заговоры основная функция которых - магическая и тоже обрядовая причитания по тем те причинам значит часть преданий и легенд функция которых прежде всего информационная и которые пересказывались далеко не всегда художественно по крайней мере такой психологической установки у исполнителей не было. Фольклорные жанры группируются в два единства в первом из них доминирует какая-то внеэстетическая функция во-втором - эстетическая.

Во втором - сказки эпические и исторические песни в сочетании с функцией информационной выступающей в виде исторической памяти баллады исторические песни и некоторые другие жанры.

Сказанное сопоставимо с ситуацией которая всегда была характерна для народного искусства. В крестьянском быту почти не было вещей не имевших практического назначения. Резьба на фронтоне избы роспись и резьба на прялке форма и орнамент на бытовой керамике украшения на женской одежде и головных уборах и т.д. органически сочетали практическое и художественное. Изучение народного искусства - один из естественных разделов этнографии но в такой же мере - истории искусства подобно тому как словесный фольклор - один из разделов филологии и этнографии.

Даже народная музыка рассматриваемая во всем ее объеме музыка устной традиции как ее иногда называют музыковеды содержит формы с очень отчетливой практической функцией. Такова например пастушеская музыка особенно развитая в горных районах а также формы связанные с самыми разнообразными магическими действиями. Разумеется существуют и комплексы песенные инструментальные эстетическая функция которых достаточно развита но понять их можно в связи с теми комплексами для которых практическая функция столь же важна или просто доминирует.

Третья из названных выше концепций выделяет словесные вербальные формы признает фольклор речью вербальной коммуникацией. При этом возникают две проблемы. Первая - выделение фольклора из обыденной деловой практической речи. Если любой язык - это не просто инструмент для говорения или письма а система моделирующая человеческий мир представления о мире картину мира то фольклор так же как мифология литератуpa - вторичная моделирующая система пользующаяся языком как материалом.

Вторая проблема - в том что в отличие от повседневной речевой практики порождающей разовые тексты по определенным правилам грамматическим логическим и т.п. в своей совокупности составляющим традицию языка на котором общаются говорящие фольклорная традиция-это трансмиссия текстов вхождение текстов в традицию усвоение их и воспроизведение. Здесь тоже нет четко обозначенной границы.

Тексты поставляются в традицию именно в процессе речевого общения. Первоначально создаются разовые тексты в том числе и будущие фольклорные. Это тексты минимального объема - фразеологизмы устойчивые речевые обороты приобретающие вторичный смысл вторичный моделирующий характер это как бы вторичные слова входящие из речи в традицию языка. Они обретают свою функцию и становятся простейшими элементарными фольклорными формами. Максимальные по объему тексты - контаминированные сказки эпические поэмы и т.д. Между элементарными и максимальными формами размещается все разнообразие фольклорных жанров имеющих самые разнообразные функции и структуру.

Необходим дифференцированный подход к закрытым и открытым структурам сравним сказки и причитания или колыбельные песни а также к структурам имеющим сильные весь обрядовый фольклор игровые песни и т.д. и слабые внетекстовые связи эпические песни баллады многие виды лирических песен и др. Внетекстовые связи - один из важнейших критериев различения целой группы фольклорных жанров и литературы.

И наконец четвертая концепция делает акцент на устности как важнейшей особенности фольклора. Она тесно связана с третьей филологической концепцией и построена на стремлении выделить среди словесных форм устные связать основные особенности фольклора с принципиально иным чем в литературе типом коммуникации - прямым и контактным fase to fase communication direkte Kommunikation а также с ролью памяти в сохранении и функционировании фольклора с функционированием текста как средства реализующего и процесс и результат коммуникации с варьированием и ролью в нем исполнителя субъекта коммуникации и воспринимающего реципиента как потенциального исполнителя.

Теоретически не менее важна проблема обратной связи зависимости исполнителя и его текста от слушателей и их реакции в процессе восприятия текста а также процесс формирования вербальных формул - стереотипов о роли которых в процессе исполнения писали А. Лорд и его последователи а в России еще в середине 00 в А.Ф. Гильфердинг. Разработка проблемы устности в 00 в. собственно не была ее открытием как специфического явления.

Устность и народность простонародность фигурировали во всех четырех концепциях о которых говорилось выше. Это обязывает нас оценить народность хотя бы чисто теоретически как социология категорию постоянно фигурирующую в работах фольклористов. Возникла она в связи с фольклором в период который в истории общественной мысли обычно называют романтическим.

Это было время вызревания фольклористики равно и этнографии как науки. В историко-культурном смысле это был начальный период урбанизации наиболее развитых стран Европы когда начал намечаться процесс изживания архаических традиций. Этнография и фольклористика возникли в то время когда почва стала уходить у них из-под ног. Носителями архаической традиции все в большей степени оказывались люди из социальных низов - крестьяне и низшие слои горожан. Они представлялись фольклористами единственными хранителями этнической традиции что в пору созревания национального самосознания европейских народов приобрело особое значение и особый культурный статус.

Расставание с архаической традицией стимулировало создание своеобразной иллюзии - общество Нового времени стало подчас казаться лишенным всякой традиции по сравнению с уходящим обществом традиционным. Современная культурология подчеркивает связь культуры и традиции. Нет общества без культуры т.е. по Э.С. Маркаряну - адаптивно-адаптирующего механизма обеспечивающего функционирование общества.

Подобный механизм не может сформироваться без негенетической памяти коллектива Ю.М. Лотман т.е. без традиции которая в значит мере представляет собой систему социально-значимых стереотипов. Переход от доиндустриального общества к индустриальному и урбанизированному сопровождался не ликвидацией традиции как таковой или что в этом случае одно и то же культуры как таковой а сменой одной системы традиций другой одного типа культуры другим.

Т.е. противопоставление доиндустриального общества как традиционного индустриальному как нетрадиционному не имеет теоретические основания и сохраняется по инерции или что чаще весьма условно. Это относится и к фольклору. Всякая трансмиссия текста фольклорного или литературного устного или закрепленного на письме распространенного изустно тиражированием рукописи или типографским способом изготовленной книги есть традиция. Различие между ними - это различие в содержании того что передается посредством прямой или опосредствованной коммуникации в способах формирования такой трансмиссии наборе стереотипов темпе и способах их обновления.

После высказанных соображений связанных с намеченными четырьмя основными концепциями употребления термина фольклор возникает вопрос нельзя ли при их учете дать определение фольклора которое все-таки могло бы быть сквозным т.е. корректным для разных народов на разных ступенях истории? Если ориентироваться на узкое определение фольклора связанное с филологической и теоретико-информативной концепцией но при этом учитывать и более широкий этнографический контекст то можно было бы сказать что фольклор - совокупность вербальных или вербально-невербальных структур функционирующих в быту. При этом имеются в виду структуры функционирующие изустно в контактных группах семье общине населенном пункте районе регионе этносе и в рамках ареала того или иного языка или двуязычия. В этом определении нет характеристики содержания стилистических особенностей жанрового сюжетного репертуара потому что при всей традиционности фольклора - он если рассматривать его многовековую историю был явлением динамичным.

По крайней мере на разных этапах истории духовной культуры он приобретал определенные далеко не всегда нам известные особенности. 0.0. Функции фольклора Функции фольклора в целом и отдельных его жанров не могли не изменяться в зависимости от общих изменений структуры всей духовной культуры от типа соотношения фольклорных и условно говоря нефольклорных форм и видов духовной культуры.

Если иметь в виду только интересующий нас аспект то можно было бы говорить о трех стадиях развития духовной культуры.

Первую их них можно было бы обозначить как синкретическую общество архаического типа. Фольклорные формы в т.ч. и те которым была уже в какой-то степени знакома эстетическая функция в ее архаической разновидности часто вторичная и не доминирующая были теснейшим образом переплетены с разнохарактерными комплексами позже породившими самые различные ветви духовной культуры - обряды верования религию мифы исторические представления песни нарративные жанры и т.д. На этой стадии фольклором можно считать все формы духовной культуры связанные с языком или точнее все традиционные словесные тексты образующие вторичные языковые моделирующие системы монофольклоризм. Уже на этой стадии возникают и функционируют сложные по своим составу и структуре системы фольклорных текстов обслуживающих различные потребности архаического общества- коммуникативные познавательные социально-классификационные семиотические практические закрепленный в слове опыт хозяйственных занятий охоты рыболовства военных столкновений и т.д Архаический период развития духовной культуры сменяется стадией дуализма или по терминологии Ю. Кристевой постсинкретическим периодом для которого характерен постепенный переход от гомогенной монофольклористики к параллельному существованию бытовых и условно говоря внебытовых форм духовной культуры связанных с языком т.е. форм возникающих за пределами быта первичной контактной социальной группы в т.ч. и так называемые профессиональные формы или наоборот творимых ею но потребляемых за ее пределами.

В этом смысле духовная культура развивалась не обособленно а по общим законам охватывающим и материальную культуру и сферу социальной организации общества.

Яркие примеры в этом смысле - фольклор и литература.

Появление письменности было чрезвычайно важным событием.

Если исполнение фольклорных произведений и их восприятие были всегда одномоментными и осуществлялись в рамках первичной формальной или неформальной социальной группы контактного характера то автор литературного произведения и его читатель общаются посредством письменно зафиксированного текста могут быть отделены друг от друга десятилетиями или сотнями километров или тем и другим одновременно. Архаический синкретический комплекс все более дифференцируется.

Рядом с фольклором постепенно формируются литератуpa профессиональное изобразит искусство и театр. Внутри фольклорного слоя продолжается процесс жанровой дифференциации. Выделяются жанры с доминирующей эстетической функцией сказка эпическая песня любовная песня и т.д. и жанры в которых внеэстетическая функция по-прежнему продолжает доминировать заклинания и заговоры обрядовые песни так называемая несказочная проза духовные стихи и т.п Вторая группа жанров сохраняет свою синкретическую структуру сильные внетекстовые связи и др. архаические особенности.

Фольклор перестает быть единственной формой культуры связанной с языком но в масштабах этноса он еще долго продолжает преобладать т.к. в быту народных масс по-прежнему играет важнейшую роль. С течением времени фольклор постепенно начинает терять некоторые из своих функций передает их в большей или меньшей мере литре профессиональному театру профессиональной музыке и хореографии. Новые функции порожденные развитием общества тем более вызывают к жизни новые формы существующие параллельно с фольклорными подчас генетически связанные с ними но уже не фольклорные. У большинства европейских народов на протяжении всего средневековья и в первые века после него фольклором был пронизан быт не только простонародья но и средних и верхних слоев общества.

До изобретения книгопечатания количество рукописных копий любого лит. произведения было незначительным. Да и сама литератуpa например в России как уже говорилось еще в 00 в. только начала формироваться как беллетристика для которой характерно доминирование эстетических функции. Если в профессиональном искусстве мы постоянно встречаемся с различными разновидностями фольклоризма т.е. с вторичным использованием элементов фольклора то народный быт как правило по-прежнему знает преимущественно прямое первичное продолжение традиции.

Нефольклорные по своему происхождению тексты попадая в устную и простонародную сферу переживают обычно интенсивное приспособление к традиции и традиционным способам функционирования.

Третья стадия соотношения фольклорных и нефольклорных форм духовной культуры исторически связана с Новым временем. Ее можно условно назвать стадией урбанизации. Постепенная или более быстрая переориентация деревни на городские ценности и формы культуры ликвидация массовой неграмотности развитие систем образования книгопечатания прессы позже - радио телевидения и др. технических средств массовой коммуникации приводит к тому что социальный ареал фольклорных форм продолжает и теперь решительно сужаться.

Возникают общенациональные формы языка и художественной культуры. Фольклорное наследие более или менее активно используется при их создании однако обобщенность и сравнит однородность гомогенность духовной культуры развивается не в фольклорной сфере а в сфере профессиональных форм литературного музыкального театрального и т.д. творчества подобно тому как общенациональный язык развивается как письменный наддиалектный язык. Для этой стадии характерно все нарастающее проникновение профессиональных форм в быт нации включая и низшие и высшие его социальные слои через книгу периодическую печать кино радио телевидение звуко- а позже и видео- воспроизводящие механизмы и т.д. При весьма широком распространении письменных форм в условиях массовой грамотности получают бурное развитие новые устные точнее - аудиальные и аудиовизуальные технические формы коммуникации нефольклорного характера которые используются в частности для трансмиссии текстов как литературного так и фольклорного либо условно-фольклорного вторичного характера.

Образуется сеть над- супер- контактных связей которая охватывает целые регионы земного шара и перекрывает связи контактных групп разного масштаба.

Последние играют все меньшую роль в процессе трансмиссии и аккумуляции культуры. Фольклорное наследие все больше сохраняется в обобщенных или вторичных формах. Таково было основное направление развития. Вместе с тем в 00 в. в ряде стран наиболее сильно страдавших от гигантских военных столкновений века можно отметить периоды когда совершалось нечто вроде попятного движения реанимации устных форм бытового характера.

Особенно ярко это проявилось в России в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Соврем фольклористика стремясь познать общие закономерности развития фольклора не может не считаться с тем что он воспринимается самими народами как драгоценное для них выражение этнической специфики духа народа.

Разумеется соотношение общечеловеческого и специфически этнического каждый раз обусловливается конкретными условиями развития этноса - степенью его консолидированности характером его контактов с др. этносами особенностями расселения менталитетом народа и т.д. Если пользоваться категориями генеративной грамматики можно было бы сказать что общие интернациональные закономерности как правило проявляются на уровне глубинных структур а специфические национальные - на уровне поверхностных структур.

Если обратиться например к сказкам или сюжетным эпическим песням международная их повторяемость хорошо изучена то нельзя не констатировать что их сюжеты в значит степени международны а их воплощения в реальных текстах варьируются в разных этнических и локальных традициях приобретая определенные этнические черты язык интимно связанный с фольклором реалии быта верований набор характерных мотивов из которых как говорил А.Н. Веселовский снуются сюжеты особенно образы героев и их поведение природные условия в которых развивается действие характерные социальные отношения и т.д И сказочная и эпическая традиции создают как бы свой мир не имеющий прямых аналогий в действительности.

Мир этот измышлен коллективной фантазией он представляет собой преобразованную действительность. Однако как бы ни была сложна связь сказочной реальности и реальности подлинной она существует и отражает не просто и не только нечто общечеловеческое но и особенности бытия и мышления определенного народа. 00 в. чрезвычайно расширил наше представление о фольклоре его функции и структуре тесных связях с индивидуальной психологией и психологией творчества.

Фольклор обнаружил себя не только как генетический источник для развития художеств мышления но в какой-то мере как его вечная модель и существенный элемент фольклора нации. Проникновение мифологического мышления во все сферы жизни человеческого общества не могло не наложить свой отпечаток на человеческую культуру постиндустриального общества.

Российская действительность сплав традиционных индустриальных и пост индустриальных общественных формаций. Жизнь социума сконцентрирована в деятельности его общественных институтов каким являются законодательные органы власти. Власть в лице Государственной думы впитала дух общества ее породившего. Анализируя внешний атрибут публичности властных лидеров на основании реплик в Думе я пришла к выводу что в них кроется какое-то единое для всех цельное и странноватое мироощущение.

Глава 0 моего курсового проекта является не более чем попыткой собрать кусочки политической мозаики символы в виде слова и языковые значения изображения жесты представления ритуалы современных российских законотворцев и т.д. Предполагая изначальный символическо - знаковый узор проанализирую насколько символична большая часть того что передается людьми друг другу через слова и жесты в обыденной жизни. Насколько фольклор как обозначающее отсылает к обозначаемому которым могут быть все известные реальные и воображаемые действия вещи и отношения между ними. Глава 0

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Традиционный государственный фольклор постиндустриального общества

Понятие П.к. многозначно оно включает политическую мысль связи культуры и политики философии оценку политических структур с точки зрения культуры… Понятие впервые введено Г. Олмондом Сравнительные политические системы 0000 .… Многие политические деятели и носители власти пытались использовать карнавализацию реальности и умонастроения масс в…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Концепции современного толкования фольклора

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Культурологические аспекты фольклора
Культурологические аспекты фольклора. Фольклор в культурологическом аспекте - в широком смысле вся народная традиционная крестьянская духовная и отчасти материальная культура и узком устная крестья

Государственная Дума как фольклорный персонаж
Государственная Дума как фольклорный персонаж. Депутаты нынешней Думы ориентированы не столько на законотворческую деятельность сколько на литературную. В самом деле политическую речь в опре

Балаганный театр В. В. Жириновского
Балаганный театр В. В. Жириновского. а мы уже все перессорились В. В. Жириновский Дума 00.00.00 Сравнение Думы с балаганом с театром не ново. Метафорическое выражение политическая сцена давно стало

Исповедь в творчестве В. С. Черномырдина
Исповедь в творчестве В. С. Черномырдина. Не до игрищ сегодня В. С. Черномырдин. Дума 00. 00. 00 Здесь не рассматриваются те выступления В. С. Черномырдина когда он читает вслух письменный т

Поучение и проповедь в творчестве Г. А. Явлинского
Поучение и проповедь в творчестве Г. А. Явлинского. жить в условиях мыльной оперы Г. А. Явлинский. Из выступления в Думе Романтические черты одинокого героя можно усмотреть в творчестве разн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги