рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ - раздел Социология, Социология. Ее предмет, метод и назначение Из Наиболее Удаленных По Времени Интеллектуальных Предшественников Дюркгейма ...

Из наиболее удаленных по времени интеллектуальных предшественников Дюркгейма следует отметить прежде всего трех его соотечественников: Декарта, Монте­скье и Руссо.

Дюркгейм был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм — французская нацио­нальная традиция, начало которой положил Декарт. «Правила социологического метода», «манифест» дюрк-геймовской социологии удивительным образом пере­кликаются с «Рассуждением о методе» Декарта. Оба труда объединяет одна и та же цель: найти рациональ­ные принципы и приемы, позволяющие исследователю постичь истину независимо от общепринятых мнений и общественных предрассудков всякого рода. У Декарта мы встречаем само понятие «правила метода», вынесен­ное Дюркгеймом в заглавие его основного методологи­ческого труда; именно этим «правилам» посвящена вто­рая часть «Рассуждения о методе».

Другого своего великого соотечественника, Шарля Монтескье, сам Дюркгейм считал главным предтечей научной социологии. Именно у Монтескье он обнаружил идеи, обосновывающие саму возможность существования социальной науки, а именно идеи детерминизма и вну­тренней законосообразности в развитии социальных яв­лений, а также сочетания описания и рационального объ­яснения этих явлений. Жан-Жака Руссо с его понятием общей воли и аналогией политического и биологическо­го организмов Дюркгейм также рассматривал в качестве предшественника социологии, способствовавшего разви­тию представления о природе социальной реальности.

Из более поздних предшественников дюркгеймов-ской социологии следует указать на А. де Сен-Симона и, конечно, на его ученика и последователя Огюста Конта. Сам Дюркгейм подчеркивал, что Сен-Симон пер­вым сформулировал идею социальной науки. Однако он скорее разработал обширную программу этой науки, чем попытался осуществить ее в более или менее систе­матической форме1. И хотя, по Дюркгейму, в опреде­ленном смысле все основные идеи контовской социоло­гии обнаруживаются уже у Сен-Симона, тем не менее именно Конт приступил к осуществлению программы создания социальной науки.

1 Durkheim E. La science sociale et 1'action. P., 1970. P. 115, 118.

Несмотря на то что Дюркгейм в своих исследованиях критиковал ряд положений социологии Конта, он при­знавал за ним титул «отца» социологии и подчеркивал преемственную связь своих и контовских идей. Отвер­гая обозначение своей социологии как «позитивист­ской» (так же, впрочем, как и материалистической, и спиритуалистской), Дюркгейм в то же время вдохнов­лялся тем идеалом позитивной социальной науки, ко­торый сформулировал родоначальник философского позитивизма. Вслед за Контом он рассматривал есте­ственные науки как образец для построения социаль­ной науки. Дюркгейм воспринял контовский подход к изучению общества как органического, солидарного це­лого, состоящего из взаимозависимых частей.

Но, будучи духовным преемником Конта, он не скло­нен был принимать его наследие целиком. Он отвергал знаменитый закон трех стадий интеллектуальной и со­циальной эволюции (теологической, метафизической и позитивной), который Конт считал главным своим до­стижением. В противовес своему предшественнику, про­возгласившему отказ от причинности в научном объ­яснении и замену вопроса «почему» вопросом «как», Дюркгейм упорно искал причины социальных явлений. В отличие от Конта он стремился сочетать теоретиче­ский анализ с эмпирическим. Дюркгейму в целом был чужд однолинейный эволюционизм «крестного отца» социологии (как известно, слово «социология» было впервые использовано Контом в IV томе его «Курса позитивной философии»). Оценивая эту сторону учения своего предшественника, он писал: «Человечество од­новременно пошло различными путями, и следователь­но, доктрина, принципиально утверждающая, что оно всегда и всюду преследует одну и ту же цель, базирует­ся на заведомо ошибочном постулате»2.

Необходимо отметить влияние Канта и кантианства на теорию Дюркгейма. Речь идет прежде всего о кон­цепции морали и нравственного долга, пронизывающей всю теорию основателя Французской социологической школы3.

2 Ibid. P. 119.

3 Отсюда каламбур ученика и последователя Дюркгейма Селестена Бутле: «Дюркгеймизм — это также кантизм, пересмотренный и дополненный контизмом» (L'Oeuvre sociologique de Durkheim. Europe, 1930. Т. 23. P. 283).

Особое значение в формировании социологических взглядов Дюркгейма имели идеи французского неокан­тианца, «неокритициста» Ш. Ренувье, в частности его рационализм (в полном согласии и в сочетании с други­ми рационалистическими влияниями), обоснование ве­дущей роли морали в человеческом существовании и необходимости ее научного исследования, стремление объединить принцип свободы и достоинства индивида с представлением о его долге и зависимости по отноше­нию к другим индивидам.

Ренувье отстаивал необходимость развития незави­симых от государства ассоциаций и производственных кооперативов, усиления роли государства в установле­нии социальной справедливости, введения светского воспитания в государственных школах. В целом его идеи оказали значительное влияние на интеллектуаль­ный климат и идеологию Третьей республики.

Не меньшее влияние на французское общество конца XIX — начала XX в. оказали идеи двух апостолов позитивизма, видных философов и историков Э. Ренана и И. Тэна, энергично и красноречиво доказывавших роль науки как ведущей социальной силы, на которую должны опираться все социальные институты, включая искусство, мораль и религию. Все научное творчество Дюркгейма свидетельствует о том, что он не остался в стороне от этого влияния.

Важную роль в формировании воззрений Дюркгейма сыграли идеи Г. Спенсера и опиравшегося на них био­органического направления в социологии. Влияние Спенсера было неоднозначным; многие концепции Дюркгейма разрабатывались как раз в полемике с кон­цепциями английского философа. Здесь мы имеем дело с весьма распространенным в истории социальной мыс­ли случаем «отрицательного» влияния одного мыслите­ля на другого, когда идеям предшественника система­тически противопоставляются идеи последователя, иногда выступающие в качестве их своеобразного сим­метричного отражения. При этом стимулирующее воз­действие предшествующих идей может быть не меньшим, чем в случае прямого «положительного» влия­ние: они могут задавать и проблематику, и теоретиче­ские рамки, в которых эта проблематика ставится и решается.

Однако в исследованиях Дюркгейма сказалось и «положительное» влияние идей Спенсера4. Это относит­ся, в частности, и к структурно-функциональной сторо­не социологии Дюркгейма (анализ общества как орга­нического целого, в котором каждый институт играет определенную функциональную роль), и к эволюцио­нистской стороне, поскольку вслед за Спенсером фран­цузский социолог сложные типы обществ рассматривал как комбинации простых. Вообще его склонность «эле­ментарные формы» использовать как модель для форм развитых, определившая, в частности, этнологическую ориентацию дюркгеймовской социологии, в значитель­ной мере стимулировалась работами Спенсера, также строившего свою социологию на большом этнографиче­ском материале.

Идеи К. Маркса не могли пройти мимо внимания французского ученого. Ведь на рубеже XIX-XX вв. популярность этих идей была столь велика, что все социальные мыслители так или иначе обращались к марксизму, становясь его горячими приверженцами, вступая с ним в диалог или же энергично с ним полемизируя. Дюркгейм был знаком с работами Маркса, но отрицал его влияние на свои исследования5, что, по-видимому, соответствовало истине.

4 По словам Дюркгейма, «при умелом применении теория Спенсера очень плодотворна» (Durkheim E. La science sociale et 1'action. P. 93).

5 Ibid. P. 250.

 

Так же как и мно­гие марксисты, он интерпретировал Маркса в духе эко­номического редукционизма, сводящего всю жизнедея­тельность социальных систем к экономическому факто­ру. Такую позицию Дюркгейм отвергал. Он признавал плодотворной идею Маркса о том, что социальная жизнь должна объясняться не представлениями ее участни­ков, а более глубокими причинами, коренящимися глав­ным образом в способе, которым сгруппированы объ­единенные между собой индивиды. Однако, согласно Дюркгейму, эта идея, составляющая логическое следствие эволюции социальной мысли, никак не связана с социалистическим движением и «грустным зрелищем конфликта между классами»6. В свою очередь, социа­лизм не связан неразрывно с классовой борьбой. По Дюркгейму, он может быть объектом научного анализа, может основываться на науке, но сам по себе не являет­ся научной теорией.

В отличие от Маркса Дюркгейм противопоставлял понятия «социализм» и «коммунизм». При коммуниз­ме социальные функции являются общими для всех, социальная масса не состоит из дифференцированных частей; социализм же, наоборот, основан на разделении труда и «стремится связать различные функции с раз­личными органами и последние между собой»7.

Дюркгейму было присуще широкое толкование со­циализма; он считал, что для понимания его нужно исследовать все его виды и разновидности. Исходя из этого, он определял социализм следующим образом: «Социализм — это тенденция к быстрому или посте­пенному переходу экономических функций из диффуз­ного состояния, в котором они находятся, к организо­ванному состоянию. Это также, можно сказать, стрем­ление к более или менее полной социализации эконо­мических сил»8.

Хотя социология Дюркгейма в целом была направле­на против биологических интерпретаций социальной жизни, он испытал несомненное влияние биоорганиче­ского направления в социологии, в частности таких его представителей, как немецкий социолог А. Шеффле и французский ученый А. Эспинас. Дюркгейм высоко ценил работы Шеффле, в частности его известный труд «Строение и жизнь социальных тел»; рецензия на эту книгу была первой научной публикацией французского социолога. Книгу Эспинаса «Общества животных»9 Дюркгейм считал «первой главой социологии»10; у него же он заимствовал столь важное для его теории поня­тие «коллективное сознание».

6 Ibid. P. 251.

7 Ibid. P. 234-235.

8 Ibid. P. 233.

9 В рус. пер.: Социальная жизнь животных. СПб., 1882.

10 Durkheim E. La science sociale et 1'action. P. 97.

Дюркгейм не пренебрегал излюбленным методом органицистов — биологиче­скими аналогиями, особенно на первом этапе своего научного творчества. Но основное влияние органициз-ма проявилось ,ч его взгляде на общество как на надын­дивидуальное интегрированное целое, состоящее из вза­имосвязанных органов и функций.

Наконец, следует указать на влияние двух учителей Дюркгейма в Высшей Нормальной школе, о которых упоминалось выше: философа Эмиля Бутру и историка Фюстеля де Куланжа. Первый из них внушал своему ученику методологическую идею, согласно которой син­тез, образуемый сочетанием элементов, не может объяс­няться последними; сложное нельзя выводить из про­стого, поэтому каждый более сложный уровень реаль­ности должен объясняться на основе собственных прин­ципов средствами специфической науки. Эта идея послужила одним из отправных пунктов дюркгеймов-ской концепции построения социологии как самостоя­тельной науки.

Важное значение для формирования воззрений Дюрк­гейма имело различение Фюстелем де Куланжем исто­рии событий и истории институтов, а также созданные им блестящие образцы исследований развития социаль­ных институтов, по существу исследований в области исторической социологии. Учитель прививал своим уче­никам внимание к тщательному и систематическому анализу фактов, воспитывал в них интеллектуальную честность и отрицательное отношение к любым предвзя­тым идеям. «Патриотизм — добродетель, а история — наука; их нельзя смешивать»; «Для одного дня синтеза нужны годы анализа» — эти афоризмы Фюстеля де Ку­ланжа, несомненно, оставили глубокий след в душе молодого ученого.

Несмотря на то что научное творчество Дюркгейма находилось на пересечении множества влияний и тра­диций социальной мысли, он не считал, что социология как наука уже сформировалась. Концепции Конта и других мыслителей прошлого столетия представлялись ему слишком общими и схематичными, содержащими лишь предпосылки собственно научной социологии. Самостоятельную науку об обществе со своим собствен­ным предметом и специфическим методом, с его точки зрения, еще предстояло создать. Дюркгейм ощущал себя призванным осуществить эту задачу.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социология. Ее предмет, метод и назначение

Эмиль Дюркгейм ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ В ПАМЯТНИКАХ Серия основана в 1993 г. Редакционная коллегия: В. М. Бакусев (зам. председателя), Ю. В. Божко, А. Б. Гофман, В. М. Родин, В. В. Сапов, Н. Д. Саркитов (председатель), Л. С. Чибисенков Перевод с французского А. Б. Гофмана Художник Ю. В. Сенин...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дюркгейм Э.
Д 97 Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана.— М.: Канон, 1995.— 352 с.— (Исто­рия социологии в памятниках) ISBN 5-8

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ?
Прежде чем искать метод, пригодный для изучения социальных фактов, важно узнать, что представляют собой факты, носящие данное название. Вопрос этот тем более важен, что данный термин об

ПРАВИЛА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К НАБЛЮДЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОВ
Первое и основное правило состоит в том, что социаль­ные факты нужно рассматривать как вещи.   I В тот момент, ког

ПРАВИЛА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К РАЗЛИЧЕНИЮ НОРМАЛЬНОГО И ПАТОЛОГИЧЕСКОГО
Наблюдение, осуществляемое согласно упомянутым правилам, охватывает два разряда фактов, весьма раз­личных по некоторым своим признакам: факты, кото­рые именно таковы, какими они должны быть, и ф

ПРАВИЛА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПОСТРОЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ТИПОВ
Так как данный социальный факт может считаться нормальным или ненормальным лишь по отношению к определенному социальному виду, то из всего сказанно­го следует, что известная ветвь социологии должна

ПРАВИЛА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ОБЪЯСНЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОВ
Установление видов — это прежде всего средство груп­пировки фактов с целью облегчить их интерпретацию; социальная морфология есть путь к подлинно объясня­ющей части науки. Каков же метод этого объя

Глава VI ПРАВИЛА, КАСАЮЩИЕСЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
У нас есть только одно средство доказать, что одно явление служит причиной другого: это сравнить слу­чаи, когда они одновременно присутствуют или отсут­ствуют, и посмотреть, не свидетельствуют ли и

КУРС СОЦИАЛЬНОЙ НАУКИ
Вступительная лекция   Господа! Поскольку мне поручено преподавать науку, родив­шуюся лишь вчера и насчитывающую пока совсем не­много окончательно установленн

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ
Эта книга1 имеет целью выявить принцип исторической философии, лежащий в основе марксизма, заново раз­работать его, но не для того, чтобы изменить, а для того, чтобы его прояснить и уточ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫЕ
Хотя аналогия и не является методом доказательства в собственном смысле, она все же представляет собой способ иллюстрации и вторичной верификации, кото­рый может оказаться полезным. В любо

ПЕДАГОГИКА И СОЦИОЛОГИЯ
Господа! Заменить на этой кафедре человека высокого ума и твердой воли, которому Франция столь сильно обязана обновлением своего начального образования,— для меня высочайшая честь, и я это

I. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Когда речь идет о такой новой науке, как социология, которая, родившись совсем недавно, находится еще в процессе своего формирования, то лучший способ объ­яснить ее сущность, предмет и метод — это

II. РАЗДЕЛЫ СОЦИОЛОГИИ: ЧАСТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ
Хотя социология, в известном смысле,— единая наука, она, тем не менее, включает в себя множество вопросов и, следовательно, частных наук. Посмотрим же, како­вы эти науки, corpus которых она

III. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД
После определения сферы социологии и ее основных подразделений, нам необходимо попытаться охаракте­ризовать наиболее существенные принципы используе­мого ею метода. Главные проблемы социол

ЦЕННОСТНЫЕ И «РЕАЛЬНЫЕ» СУЖДЕНИЯ
Предлагая данную тему для обсуждения на Конгрессе, я поставил перед собой двойную цель: во-первых, пока­зать на отдельном примере, как социология может спо­собствовать решению философской проблемы,

ВЕХИ ЖИЗНИ УЧЕНОГО
Автор произведений, помещенных в настоящем изда­нии,— один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Эмиль Дюркгейм родился 15 апреля 1858 г. в г. Эпинале, на север

СОЦИОЛОГИЗМ» — ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА СОЦИОЛОГИИ ДЮРКГЕЙМА
В истории социологии часто используются ярлыки или метки, выделяющие какие-то существенные черты опре­деленной теории и, таким образом, обозначающие ее. Несомненно, эти ярлыки огрубляют и упрощают

В ПОИСКАХ СОЦИАЛЬНОЙ СОЛИДАРНОСТИ: ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЮРКГЕЙМА
Дюркгейм был довольно плодовитым автором, хотя и не столь плодовитым, как его не менее знаменитый современник, немецкий социолог Макс Вебер. Он опуб­ликовал немало статей и бесчисленное множество р

ДЮРКГЕЙМ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Судьба незаурядных научных идей нередко такова, что, оказав глубокое и повсеместное влияние в науке, пре­вратившись в «парадигму», они, по крайней мере внеш­не, теряют свою актуальность. Кажется, ч

МЕТОД СОЦИОЛОГИИ
*1* Datum (лат.) — данное. *2* Тератология — раздел медицины, зоологии и ботаники, изучающий аномалии, пороки развития и урод­ства человека, животных и растений. *3* Ex pro

РАБОТЫ РАЗНЫХ ЛЕТ
Курс социальной науки. Вступительная лекция (Со-urs de science sociale. Le9on d'ouverture) Этой лекцией Дюркгейм открыл свой первый лекцион­ный курс в Бордоском универ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги