рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основная задача этики — ответить на вопрос: в чем заключа­ется смысл жизни? Как нужно жить, чтобы осуществить этот смысл ?

Основная задача этики — ответить на вопрос: в чем заключа­ется смысл жизни? Как нужно жить, чтобы осуществить этот смысл ? - раздел Социология, Основы теории этики По Этому Основанию Выделяют Этику Удовольствия (Гедо­низм), Этику Счастья (Эв...

По этому основанию выделяют этику удовольствия (гедо­низм), этику счастья (эвдемонизм), этику опрощения (кинизм), этику внутренней стойкости (стоицизм), этику аскетизма, этику любви и сострадания (христианская этика), этику разумного эгоиз­ма, этику ненасилия, этику утилитаризма, этику благоговения перед жизнью и др.

Несмотря на такое многообразие этических концепций, их мож­но, за некоторыми исключениями, объединить в два класса:

1) концепции, в которых моральные действия должны выбираться и оцениваться в зависимости от тех практических результатов, к которым они приводят (гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм и др.), то есть нравственное поведение должно приносить практическую пользу, а мотивы поступка и следование общему принципу не имеют значения;

2) концепции, авторы которых доказывали, что в морали в первую очередь важен мотив и сам поступок во исполнение закона, а не последствия. Наградой за мою нравственную жизнь является сама моя нравственная жизнь. Я мучился и
страдал, исполняя долг, не для того, чтобы мне зачлось на том свете или на этом в виде спокойной и удовлетворенной жизни, в виде славы, богатства и т. д. Через свои нравственные страдания я получил самый главный подарок — самого себя как свободную самодостаточную личность.

3)

Концепции первого класса, несколько упрощая, можно назвать антропологическими, поскольку они исходят из интересов конкрет­ного человека и человечества. Концепции второго класса — мета­физическими, поскольку их авторы считают, что моральные законы и принципы не придумываются человеком и не выражают его част­ных, субъективных интересов, что они — отражение законов бытия, частью которого является человек (метафизика — это учение о сверхчувственном опыте, учение о том, что есть вещи, которые от человека не зависят, и тем не менее определяют его жизнь).Чем бо­лее нравствен человек, тем более он самобытен, тем более он свобо­ден. А свобода — это стихия, которая от нас не зависит и в которой мы можем только участвовать. Голос совести или долга в нас — это то же самое, что голос Бога, голос свободы, требующей от нас во что бы то ни стало быть людьми.

Наиболее типичным выражением антропологических концеп­ций являются гедонизм и эвдемонизм. Термин «гедонизм» происхо­дит от греческого (наслаждение). Наслаждение для мыслите­лей, выдвинувших эту концепцию, является высшим благом и кри­терием человеческого поведения. Стремление к наслаждению рассматривается как основное движущее начало человека, заложен­ное в нем от природы. В Древней Греции основоположником гедо­низма был Аристипп (см. следующую главу), видевший высшее бла­го в достижении чувственного удовольствия. Гедонистические мо­тивы получили большое распространение в эпоху Возрождения. В Новое время многие философы прибегали к гедонистическому обоснованию морали в борьбе против религиозного понимания нравственности. Гедонизм постепенно эволюционировал к пропа­ганде моральной вседозволенности, что, в конечном счете, привело к кризису гедонизма как философского мировоззрения.

Из гедонизма непосредственно вытекает эвдемонизм (от грече­ского слова — «счастье») — принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому счастье является высшей целью человеческой жизни. Так, древнегреческий философ Эпикур также видел смысл жизни в стремлении к наслаждению, но не тела, а души. Удовольствие здесь интерпретируется как устойчивое, дли­тельное, интенсивное состояние, которого мы можем достигнуть благодаря добродетельной жизни, живя разумно и справедливо. Мы можем, считал Аристотель, прийти к счастью в результате преодоле­ния стремления к чувственным наслаждениям, путем самоограничения, упражнения, аскезы, отрешения от привязанностей к внешне­му миру и его благам. Счастье — это чувство удовлетворенности жизнью в целом, проистекающее от совершенной деятельности. В настоящее время эвдемонизм как учение о достижении счастья человеком или обществом оказался плохо совместимым с драматиз­мом существования современного человека в отчужденном мире и потерял свою привлекательность.

Наиболее типичным примером концепций метафизического класса является этика «благоговения перед жизнью» Альберта Швейцера (1875—1965). Человек, по мнению Швейцера, нравстве­нен только тогда, когда повинуется внутреннему убеждению помо­гать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред. Для него священна жизнь как таковая. Он не сорвет листочка с дерева, не сломает ни одного цветка и не раздавит ни одно насекомое. Этика есть безгра­ничная ответственность за все, что живет. Мир всегда представлял собой жестокую драму, всегда одна жизнь утверждалась за счет дру­гой. И только в некоторых людях пробуждалось это чувство благо­говения перед любой жизнью, стремление уважать и любить жизнь других людей и вообще всё живое. Эти некоторые и несут свет.

Они в очень большой степени ощущают, насколько сами запят­наны ложью, ненавистью, коварством, клеветой, высокомерием, а поэтому борьбу против зла, заложенного в человеке, ведут не с по­мощью суда других, а с помощью собственного суда над собой. Борьба с самим собой и собственная правдивость — вот средства, с помощью которых они воздействуют на других.

Такая этика требует, чтобы мы в какой угодно форме и в любых обстоятельствах были людьми по отношению к другим людям. Не отказывайтесь от этой работы, призывал Швейцер, ибо она позво­ляет вам чувствовать себя человеком среди людей. Эта этика не по­зволяет ученому жить только своей наукой, даже если он ею и при­носит большую пользу; не позволяет художнику жить только своим искусством; занятому человеку не разрешает считать, что он на сво­ей работе уже сделал все, что от него требовалось. Она требует от всех, чтобы они отдали другим частичку своей жизни. Этика благо­говения перед жизнью дает человеку в руки оружие против иллю­зорной морали и иллюзорных идеалов. Пока люди не будут стре­миться утвердить себя как нравственные, мыслящие личности, ру­ководствующиеся одним принципом — принципом любви ко всему живому, наша культура будет все больше и больше загнивать. В дальнейших главах, излагая историю учений, мы подробно ос­тановимся на всех самых заметных этических концепциях первого и второго класса.

В русском языке, как и в некоторых других, термин «этика» так­же часто отождествляется с моралью и нравственностью: о человеке говорят, что он этически воспитан или что его поведение этически безупречно. Но все-таки надо иметь в виду, что этика — это теоре­тическое учение о морали, а не сама мораль.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основы теории этики

Нравственность отображает прежде всего глубинные установки сознания индивида включающие в себя и рефлек сию раздумья и интуитивно нравственные... Нравственные убеждения могут не только не совпадать с общепринятой моралью но... Итак понятия морали и нравственности следует отделять друг от друга разводить Мы полагаем оправ данной эту позицию...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основная задача этики — ответить на вопрос: в чем заключа­ется смысл жизни? Как нужно жить, чтобы осуществить этот смысл ?

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основы теории этики.
Основные понятия:мораль, нравственность, идеал, цен­ности, нормы, добро, зло, добродетель, справедливость, долг, совесть, стыд, вина, грех, достоинство, честь, свобода, выбор, своб

Задачи этики
Сложность и многомерность предмета этики обусловливает и другие немаловажные зада­чи,стоящие перед ней. Их можно свести к следующим: 1) описывать мораль — ее историю, ее с

Виды этики: этика гуманистическая и авторитарная
Казалось бы, относясь к системе гуманитарного знания, всякая этика непременно должна носить гуманистический характер. Од­нако история этики и практика морали показывают, что это не со­всем так.

Принципиальные позиции гуманистической этики
Суть гуманистической этики заключается в том, что она рассмат­ривает человека в его телесно-духовной целостности, полагая, что «цель человека — быть самим собой,а условие достижени

Отличие гуманистической этики от авторитарной.
Принципиальные позиции гуманистической этики (ГЭ) позволя­ют противопоставить ее этике авторитарной (АЭ) по ряду оснований.   «Авторство»- и «исполнение».В Г

Взаимосвязь этики гуманистической и авторитарной
При всех различиях авторитарная и гуманистическая — это не две этики, а две стороны, две возможности, два «лица» одного феномена. Во-первых, в одну и ту же эпоху они могут

Структура этики.
В зависимости от приверженности той или иной этической школе, от видения задач, стоящих перед этикой как наукой и учебной дисци­плиной, этика структурируется по-разному. Руководствуясь основ­ными п

Связь этики с другими науками.
В этике выделяют два рода проблем и направлений иссле­дования: теоретические (философско-религиозные и научные) и практические. Последние образуют так называемую «норма­тивную этик

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги