Реферат Курсовая Конспект
Основы теории этики. - раздел Социология, Основы теории этики Основные Понятия:Мораль, Нравственность, Идеал, Ценности, Н...
|
Основные понятия:мораль, нравственность, идеал, ценности, нормы, добро, зло, добродетель, справедливость, долг, совесть, стыд, вина, грех, достоинство, честь, свобода, выбор, свобода воли, счастье, смысл жизни.
1. Трактовка понятий «мораль» и «нравственность», «этика». Их соотношение.
Мораль и нравственность. Часто эти понятия отождествляются, не различаются, трактуются как синонимы. И для этого есть веские основания — прежде всего вследствие этимологии слов. Мораль — от латинского mores (нравы), moralis (нравственный). Мораль опирается на нравы, существующие в том или другом обществе. Нравы — это обычаи, принятые людьми нормы поведения, т.е. отражают содержательную видимую сторону поведения человека. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой массовой привычки, властью общественного мнения, общественной дисциплины. Следование существующим в данном обществе нравам как бы контролируется всеми членами общества. Причем укоренившиеся в обществе нравы могут и не совпадать с официальной моралью как совокупностью требований, исходящих от власть предержащих.
Рассмотрим некоторые имеющиеся определения. Так, в «Энциклопедическом словаре по этике» (М.: Гардарики, 2001) мораль определяется как понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, самосознательное и свободное создание (существо).
Нравственность же понимается часто как термин, синонимичный термину «мораль» (так как русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» (характер)). Но некоторые философы, например, Г.В.Ф. Гегель, всегда проводили концептуальное различие между понятиями «мораль» и «нравственность». Мораль для него — это сфера реальной свободы, связанная с «самоосознанием направленности к добру», с совестью. Нравственность — это сфера практической свободы, возвышающейся над субъективным мнением и желанием.Непосредственными проявлениями нравственности, по Гегелю, являются семья, гражданское общество, государство. В отечественной этической литературе также предпринимались попытки смыслового разделения понятий «мораль» и «нравственность», во многом близкие гегелевскому. Например, под нравственностью могут пониматься: а) нравы как практикуемые формы поведения, б) мораль, закрепленная традицией и вековой привычкой, в) мораль на уровне ее общественных проявлений, выражающая общественную точку зрения, — в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм и т.д.
Такого рода различение проводит и B.C. Библер, который пишет: «Я понимаю мораль как засохшую в нормы и предписания (как надо себя вести, чтобы жить достойно) форму нравственности. Моральные догматы отцеживаются, уплотняются, обезличиваются в веках, сливаются в нечто абсолютно — сквозь века — себе тождественное, утрачивают историческое напряжение, культурную изначальность, единственность. Внутренняя освещенность вытесняется свыше нисходящей освященностью. В автоматизме повседневной жизни такие закрепленные извне (кодекс морали) и изнутри (императивы добра) моральные предписания, неукротимо шепчущие мне, в чем состоит единственно правильное поведение, абсолютно необходимы. Но в трагедийные моменты нашей жизни эти нормы отказывают, обнаруживают свою вненравственную закраину». (Библер В С. Нравственность. Культура. Современность. / Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. —М., 1990.)
Не будем далее вдаваться в терминологические тонкости, но остановимся на принципиально важном различении этих двух сфер человеческой этики. Это будет иметь определенный методологический и мировоззренческий смысл.
Мораль можно определить как социально сформированную совокупность норм и правил, систему, которая призвана регулировать сознание и поведение людей в конкретном обществе, их взаимоотношения (отношения между индивидами, группами индивидов, человеком и обществом и т.д.).Они могут быть укоренены в обычаях и привычках население (определяя уровень регуляции поведения на обыденном уровне) и могут быть закреплены в официальном законодательстве.
В систему моральной регуляции входят нормы (предписания, правила поведения, объединенные в кодекс), ценности(добро, справедливость и т.д.), принципы(универсальные формулы поведения людей, которые четко формулируются и могут быть связаны с идеологией, выражать интересы какой-либо социальной группы). Моральная регуляция опирается на общественное мнение и распространяется на все сферы жизни общества, в которых присутствуют взаимоотношения субъектов. Особое значение имеет моральная регуляция в области права, которая выражается в том, что моральные нормы закреплены законом, отсюда появляется возможность государственного принуждения следованию этим нормам; кроме того, происходит взаимодействие морали и права — к примеру, либерализация морали влечет либерализацию права.
Большое значение в настоящее время приобретает моральная регуляция исследований в науке (например, в медицине в связи с проблемами эвтаназии, клонирования).
Учащающиеся техногенные катастрофы указывают на важность морального регулирования и в таких, казалось бы, далеких от философии сферах, как технология и производство, в силу возрастания в них значимости влияния человеческого фактора.
В целом можно сказать, что нормы морали указывают границы дозволенного. Поведение человека считается аморальным, если он игнорирует эти нормы, и внеморальным, если он с ними не знаком.
Но человек есть, как известно, не только объект общественного регулирования — он не просто машина, реагирующая на внешние воздействия. Человек гораздо более сложен. Чаще всего — это личность, обладающая и так называемым нравственным самосознанием: убеждениями, склонностями, чувствами, совестью. Таким образом, следует учитывать и некие глубинные мотивационные побуждения человека. И поиск их оснований ведет к понятиям, используемым в религиозной этике («от Бога» или «от Космоса»), к анализу движущих сил в человеке как проявлений некой Абсолютной Идеи или «вещи в себе» (это уже философская этика). Глубинные мотивационные побуждения человека можно увязать и с унаследованием социального опыта в филогенезе, с его укорененностью в наследственности многих поколений (теория интериоризации Г.Спенсера в эволюционной психологии). И вот для характеристики этих глубинных побуждений в человеке мы будем применять понятие «нравственность», как отличное от понятия «мораль». (Кстати, французский философ XI-XII вв. П. Абеляр трактует совесть в человеке, как проявление в нем этой глубинной нравственности — от Бога).
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Нравственность отображает прежде всего глубинные установки сознания индивида включающие в себя и рефлек сию раздумья и интуитивно нравственные... Нравственные убеждения могут не только не совпадать с общепринятой моралью но... Итак понятия морали и нравственности следует отделять друг от друга разводить Мы полагаем оправ данной эту позицию...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основы теории этики.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов