рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Отличие гуманистической этики от авторитарной.

Отличие гуманистической этики от авторитарной. - раздел Социология, Основы теории этики Принципиальные Позиции Гуманистической Этики (Гэ) Позволя­ют Противопоставить...

Принципиальные позиции гуманистической этики (ГЭ) позволя­ют противопоставить ее этике авторитарной (АЭ) по ряду оснований.

 

«Авторство»- и «исполнение».В ГЭ человек сам и творец, и ис­полнитель нравственных норм — он их создает, регулирует и соблю­дает. ГЭ не отрицает значения нравственного авторитета. Однако она различает рациональный и иррациональный авторитеты. Рациональ­ный авторитет основан на равенстве между авторитетом и субъектом, которые различаются только уровнем знаний, опыта, умений (учи­тель — ученик). Поэтому он не только допускает, но и требует анализа и критики со стороны тех, кто его признает. ГЭ совместима именно с рациональным авторитетом, предполагающим этическую компетент­ность — знание широкого веера авторитетных этических доктрин.

АЭ базируется на иррациональном авторитете, источником кото­рого служит власть над людьми, с одной стороны, и страх — с другой. Иррациональный авторитет по своей природе строится на неравенст­ве и подчинении, которые предполагают его приоритет, признают его право на одобрение или осуждение с позиций его же собственного ин­тереса. Такой авторитет не только не нуждается в критике, но и запре­щает ее. В АЭ такой «автор» определяет, в чем благо человека и уста­навливает законы и нормы поведения, а люди лишь исполняют их. Причем «авторство» и «исполнение» могут быть надежно разделены, например, когда «авторы» не считают моральные нормы обязатель­ными для себя.

Цели и средства.ГЭ считает человека, его жизнь, свободу и инте­ресы высшей ценностью и целью. Соответственно, все, что служит са­мореализации человеческой сущности — от материальных ценностей и социальных достижений до моральных ценностей и человеческих качеств — признается средством и гарантом достижения цели.

В АЭ высшая ценность и цель — не человек, а нечто внешнее по от­ношению к нему. Это могут быть интересы общества или государства, высшая идея, вождь, божество и т.д. В этой ситуации человек теряет свою самоценность и начинает рассматриваться лишь как средство достижения цели, действующее под принуждением или добровольно (например, религиозные фанатики, идущие на самоуничтожение во имя торжества своей религии).

Методы моральной регуляции.ГЭ таким основным методом признает свободный сознательный выбор человеком собственной ли­нии поведения на основе этической компетентности, личных интересов, способности предвидеть последствия своих действий и готовно­сти нести за них ответственность в первую очередь перед самим собой. Желаемые моральные качества личности при этом — инициа­тивность, предприимчивость, «самость».

В АЭ основным методом моральной регуляции выступает внешнее принуждение через механизм подчинения. АЭ опирается на страх, зависимость и насилие (физическое или моральное). Желаемые мо­ральные качества личности — исполнительность и послушание.

Моральные принципы.ГЭ базируется на принципе индивидуализ­ма, понимаемом не как эгоизм, а как любовь к себе, связанная со стремлением к самоутверждению и самореализации, в результате чего человек обретает свою «самость», предъявляет себя миру и несет за себя ответственность, признавая те же права за другими. При этом общество становится богаче за счет множества самобытных индиви­дуальностей и их возможностей. Поэтому приветствуется «инако-вость» и уникальность каждой личности.

В основе АЭ лежит принцип коллективизма, требующий от лично­сти ориентации на общественный интерес (независимо от интереса личного), подчинения воле общества (или большинства) и унифика­ции личностных качеств, взглядов и интересов (быть «как все»). По­этому ведется борьба с индивидуализмом и инакомыслием.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основы теории этики

Нравственность отображает прежде всего глубинные установки сознания индивида включающие в себя и рефлек сию раздумья и интуитивно нравственные... Нравственные убеждения могут не только не совпадать с общепринятой моралью но... Итак понятия морали и нравственности следует отделять друг от друга разводить Мы полагаем оправ данной эту позицию...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Отличие гуманистической этики от авторитарной.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основы теории этики.
Основные понятия:мораль, нравственность, идеал, цен­ности, нормы, добро, зло, добродетель, справедливость, долг, совесть, стыд, вина, грех, достоинство, честь, свобода, выбор, своб

Основная задача этики — ответить на вопрос: в чем заключа­ется смысл жизни? Как нужно жить, чтобы осуществить этот смысл ?
По этому основанию выделяют этику удовольствия (гедо­низм), этику счастья (эвдемонизм), этику опрощения (кинизм), этику внутренней стойкости (стоицизм), этику аскетизма, этику любви и сострадания (

Задачи этики
Сложность и многомерность предмета этики обусловливает и другие немаловажные зада­чи,стоящие перед ней. Их можно свести к следующим: 1) описывать мораль — ее историю, ее с

Виды этики: этика гуманистическая и авторитарная
Казалось бы, относясь к системе гуманитарного знания, всякая этика непременно должна носить гуманистический характер. Од­нако история этики и практика морали показывают, что это не со­всем так.

Принципиальные позиции гуманистической этики
Суть гуманистической этики заключается в том, что она рассмат­ривает человека в его телесно-духовной целостности, полагая, что «цель человека — быть самим собой,а условие достижени

Взаимосвязь этики гуманистической и авторитарной
При всех различиях авторитарная и гуманистическая — это не две этики, а две стороны, две возможности, два «лица» одного феномена. Во-первых, в одну и ту же эпоху они могут

Структура этики.
В зависимости от приверженности той или иной этической школе, от видения задач, стоящих перед этикой как наукой и учебной дисци­плиной, этика структурируется по-разному. Руководствуясь основ­ными п

Связь этики с другими науками.
В этике выделяют два рода проблем и направлений иссле­дования: теоретические (философско-религиозные и научные) и практические. Последние образуют так называемую «норма­тивную этик

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги