Реферат Курсовая Конспект
Взаимосвязь этики гуманистической и авторитарной - раздел Социология, Основы теории этики При Всех Различиях Авторитарная И Гуманистическая — Это Не Две Этики, А Две С...
|
При всех различиях авторитарная и гуманистическая — это не две этики, а две стороны, две возможности, два «лица» одного феномена.
Во-первых, в одну и ту же эпоху они могут параллельно сосуществовать и действовать в качестве регулятивов.
Во-вторых, одна и та же этическая доктрина может сочетать в себе и гуманистические, и авторитарные начала, особенно когда речь идет о ее реализации. Показательны в этом отношении христианство и марксизм. Неся в себе безусловно гуманистическое содержание и идеалы любви, предоставляя человеку право выбора — верить или не верить в Бога и эти идеалы, христианская религия в ее институциональном выражении зачастую действовала авторитарными методами, апеллируя к Богу как к внешнему авторитету, опираясь на страх и наказание. В марксизме благие гуманистические порывы также реализуются средствами насилия, утверждая необходимость ориентации не на интересы личности, а на интересы социума. Сочетает в себе элементы авторитарной и гуманистической этики и знаменитый категорический императив Канта: ведь его требование относиться к другому как к цели, а не средству — императив, повеление, оно не оставляет выбора для морального субъекта. Авторитарный характер этих этических концептов не перечеркивает их культурно-исторического значения, однако необходимо понимать их сущность.
В-третьих, в поведении одного и того же человека могут проявляться одновременно или последовательно и гуманистические, и авторитарные наклонности. Так, гуманистические ценности и идеалы могут зачастую внедряться в жизнь авторитарным путем (например, требования родителей и педагогов по отношению к детям, порождающие пресловутую проблему «отцов и детей»).
В-четвертых, возможны ситуации, когда при господстве гуманистической этики наиболее эффективным и действенным будет авторитарный способ морального регулирования. Это, например, экстремальные ситуации, чрезвычайные обстоятельства, когда жесткие авторитарные требования оказываются гуманнее свободного выбора граждан (требование эвакуации населения из зоны стихийного бедствия).
В-пятых, трудно давать однозначную оценку тому или иному виду этики. В каждом конкретном случае следует подходить к проблеме этической оценки конкретно.
В нынешних условиях гуманистическая этика выступает пока еще как теоретическая модель, рассчитанная на перспективу демократизации и гуманизации общества, которое должно научиться, наконец, реализовывать принцип отношения к человеку как к высшей ценности. Мы пока лишь «нащупываем» пути перехода от привычной нам «старой», авторитарной, к «новой», гуманистической этике. Современное же состояние этики — и как науки, и как учебной дисциплины — может быть охарактеризовано как состояние морального смятения. С одной стороны, подвергнуты критике и распались традиционные представления и принципы марксистско-ленинской этики, носившей ярко выраженный авторитарный характер, проявляющийся в жестких ригористических требованиях следования коммунистическому идеалу. С другой стороны, все более популярной становится релятивистская этика постмодернизма, в наиболее радикальном своем варианте предлагающая ценностные суждения и моральные нормы считать исключительно делом вкуса и произвольных предпочтений индивида. Есть ли выход из этого положения, чреватого кризисом человечности в обществе? Нам представляется, что выход — в овладении основами гуманистической этики, опыт изложения которых представлен в этом пособии. Не все в нем получилось так, как хотелось бы, и, возможно, что-то в этой книге будет вызывать у вас несогласие, что-то — казаться излишне категоричным. Мы не будем навязывать вам своих установок и мнений. Гуманистическая этика, в отличие от авторитарной, — этика, открытая для критики, дополнения, развития. Поэтому и успех попытки перехода к гуманистической этике возможен только в том случае, если вы, наши читатели, вместе с нами будете сравнивать, размышлять, спорить, выбирать и принимать решение: что есть человек для себя и каким ему быть. Конечно, решению этой задачи можно посвятить всю свою жизнь, можно попытаться дать ответ на нее сразу, основываясь лишь на своем жизненном опыте, а можно привлечь для этого всю накопленную человечеством «информацию к размышлению». В последнем случае, наиболее эффективном, нам понадобится обращение к этике как к науке, имеющей свою упорядоченную структуру.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Нравственность отображает прежде всего глубинные установки сознания индивида включающие в себя и рефлек сию раздумья и интуитивно нравственные... Нравственные убеждения могут не только не совпадать с общепринятой моралью но... Итак понятия морали и нравственности следует отделять друг от друга разводить Мы полагаем оправ данной эту позицию...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Взаимосвязь этики гуманистической и авторитарной
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов