Реферат Курсовая Конспект
Мораль как система принципов, норм и идеалов. - раздел Социология, Мораль как система принципов, норм и идеалов Главным Элементом В Системе МоралиВыступают Моральны...
|
Главным элементом в системе мораливыступают моральные принципы— основные фундаментальные представления о должном поведении человека, на которых базируются нравственные нормы.Важнейшими принципами, через которые и благодаря которым раскрывается сущность морали, являются принципы коллективизма и индивидуализма.
Коллективизмвыступает одновременно условием и прямым следствием общественной сущности человека, ориентируя последнего на подчинение своих личных интересов общественным и служение им. Человек, руководствующийся принципом коллективизма, способен на самопожертвование, отождествляет себя с данной социальной группой, испытывает чувство сопричастности ее целям, задачам, интересам. Такая ориентация «выгодна» обществу, поэтому оно, как правило, заинтересовано в формировании у личности коллективистских настроений. Вместе с тем не следует забывать, что коллективизм выступает и основополагающим принципом авторитарной этики, строящейся на подавлении отдельной личности авторитетом общества или его «большинства». Личность, сформированная авторитарной этикой, «растворяется» в коллективе, «теряет себя», свою индивидуальность, стремится быть «как все». Уходит чувство личной ответственности — она «делегируется» большинству («воле народа»), появляется социальное иждивенчество («общество, государство должны, обязаны...»). Утрачивается критическое отношение к действиям «большинства» («большинство всегда право»), появляются индифферентность и покорность, препятствующие активной деятельности. Проявления коллективизма могут быть самыми различными: от романтического клича мушкетеров «Один за всех и все за одного» до опасно-уничижительного утверждения В. Маяковского: «Единица — ноль». Принцип коллективизма был основополагающим принципом коммунистического воспитания все годы советской власти, ориентируя личность на служение интересам общества и государства и в то же время нивелируя, подавляя ее, лишая ее сознания собственной значимости и самоценности.
Индивидуализмтрадиционно рассматривался нашей этикой как антипод коллективизма, несущий однозначно отрицательное содержание. Еще недавно, в 1980-е гг., в советских словарях индивидуализм определялся как «нравственный принцип буржуазной идеологии и морали, согласно которому интересы личности, индивидуума ставятся выше интересов общества, коллектива», как «противопоставление интересов отдельной личности (индивидуума) интересам общества, предпочтение личных интересов общественным». В новой, гуманистической этике индивидуализм обретает новый смысл и становится ведущим принципом. Его позитивный смысл в том, что он утверждает прежде всего ценность, уникальность и неповторимость каждого индивида, пробуждая в нем уверенность в себе, стремление к наиболее полному самовыражению. Ориентируя человека на собственные силы и возможности, а не на социальное иждивенчество, индивидуализм тем самым повышает уровень ответственности личности за свои моральные действия.
Сегодня, когда новые отношения в нашем обществе требуют от человека новых качеств, оказывается, что индивидуализм так же, если не более коллективизма, необходим для развития и личности, и общества, ибо он побуждает человека к самовыявлению своих сущностных сил и, следовательно, к полной самоотдаче, приносящей свои плоды не только ему самому, но и обществу. Вместе с тем индивидуализм как принцип морали проявляет себя не только в положительном, но и в отрицательном смысле, что особенно отчетливо проявляется в наше сложное время, когда он зачастую обретает «волчий» хищнический характер. Один из главных принципов морали — принцип гуманизма,выражающийся в признании человека главной ценностью, а его интересов — приоритетными. Гуманизм — это защита достоинства личности, ее свободы и всестороннего развития; это торжество человечности в человеческих отношениях. На протяжении всей истории человечества соблюдение или нарушение принципа гуманизма, борьба за его реализацию всегда были в центре внимания. Вот и сейчас мы оцениваем страны, правительства и президентов именно по результатам их деятельности для человека и во имя человека.
Близок гуманизму принцип альтруизма,заключающийся в бескорыстной любви и заботе о благе другого человека («Возлюби ближнего, как самого себя»), в готовности к самопожертвованию. Альтруизм противоположен эгоизму, ориентированному только на себя, в ущерб всем остальным.
Эгоизм часто отождествляют с индивидуализмом. Сравните, например, определения индивидуализма, приводившиеся выше, с определениями эгоизма, взятыми из тех же словарей: эгоизм — «предпочтение своих интересов интересам других людей», «себялюбие, предпочтение своих интересов интересам общества и других людей». Как видим, определения практически тождественные, подчеркивающие в обоих случаях противопоставление личности и общества, пренебрежение интересами других людей, любовь к себе. Вместе с тем Э. Фромм, считавший любовь к себе высшей ценностью гуманистической этики, делает, казалось бы, парадоксальное утверждение: «Эгоизм и любовь к себе, ни в коей мере не будучи тождественны, являются прямыми противоположностями. Эгоистичный человек любит себя не слишком сильно, а слишком слабо, а на самом же деле он ненавидит себя... Он неизбежно несчастен и тревожно силится урвать у жизни удовольствия... Кажется, что он слишком много заботится о себе, но в действительности он только делает безуспешные попытки скрывать и компенсировать свой провал в деле заботы о своем собственном Я... Эгоистичные люди не способны любить других, но они не способны любить и самих себя». Непривычный подход, не правда ли? Подумайте и оцените его. Согласно Э. Фромму, любовь к себе и любовь к другим в принципе связаны: «Если индивид в состоянии любить созидательно, он любит также и себя; если он любит только других, он не может любить вообще... Мое собственное Я должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек». Именно такую созидательную любовь к себе предполагает «новый» индивидуализм, для которого «утверждение моей собственной жизни, счастья, развития, свободы коренится в моей способности любить, то есть в заботе, уважении, ответственности и знании».
Признание созидательной роли индивидуализма в его положительном, гуманистическом смысле делает особенно актуальным нравственный принцип толерантности,предполагающий проявление терпимости к Иному: иным взглядам, ценностям, поведению. В современных условиях демократизации и плюрализма эта терпимость к инакомыслию и инакодействию чрезвычайно важна, особенно в сфере политических и межнациональных отношений, где ее отсутствие зачастую ставит целые народы в состояние непримиримого противостояния и даже гражданской войны.
Стремление во что бы то ни стало навязать свою точку зрения, нежелание и неумение понять другого и признать его право быть другим, следовать иным нормам и ценностям, вкусам и моде — все это признаки нетерпимости, уходящей своими корнями в одномерность нашего мышления, неумение мыслить диалектично, находить рациональное зерно в самых, казалось бы, взаимоисключающих позициях. А ведь именно терпимость и интерес к Иному — залог прогресса и утверждения нового в науке, политике, искусстве, человеческих отношениях. Возможно, поэтому известный писатель-постмодернист Умберто Эко считает: «С нетерпимостью надо бороться у самых ее основ, неуклонным усилием воспитания, начиная с самого нежного детства, прежде чем она... превратится в поведенческую корку, непробиваемую, толстую и твердую... Именно тут наша работа».
С терпимостью не следует путать равнодушие, которое иногда из временного состояния может превращаться в принцип, казалось бы, нейтрального поведения, на самом деле ведущий, как правило, к подлости и предательству. Равнодушие характерно для людей, безразличных к чужой боли и страданию, а тем более — к судьбам человечества. Выражаясь в позиции «моя хата с краю», оно проявляется как в бытовых, житейских ситуациях (не заступиться за обиженного, не выступить против несправедливости), так и в ситуациях масштабного, глобального характера, когда оно начинает угрожать безопасности других. Так, многие немецкие обыватели знали о страшных лагерях смерти. Многие боролись и протестовали против ужасов фашизма, потому что не могли мириться с этим, но многие молчали: «Меня это не касается», «Лишь бы не меня». Именно такая позиция, как правило, потворствует всему дурному в человеческом обществе. Поэтому так страшно и наше сегодняшнее равнодушие к проявлениям неофашизма, рядящегося, например, в тогу борьбы за возрождение «русского национального единства» и чреватого террором и тоталитаризмом, или равнодушие к событиям в собственном отечестве, особенно если «меня это не касается».
Основные принципы морали проявляются в моральных нормах— конкретных правилах поведения, определяющих, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. В них особенно четко прослеживается императивно-оценочный характер морали. Моральные нормы непосредственно затрагивают все аспекты человеческих взаимоотношений, предписывая людям проявлять взаимную заботу, уважение, поддержку, быть скромными, правдивыми, искренними, формировать в себе трудолюбие, тактичность, мужество. Нравственной нормой каждого человека является вежливость, порядочность, честность. Не обидеть слабого, не унизить, не оскорбить женщину, не мешать окружающим в общественном месте — все это простейшие нормы человеческого поведения.
Сила воздействия нравственных норм, заставляющих человека поступать определенным образом, обеспечивается с помощью общественного мнения (далее — ОМ): ведь каждому неприятно прослыть невежливым, грубым, бестактным человеком, испытать осуждение или насмешки окружающих. ОМ, формируя некоторые стандарты поведения, служит как бы гарантом безопасности каждого, защитой от морального произвола других и в этом плане выполняет организующую и охранительную функцию. Однако его роль неоднозначна. Вот что думают по этому поводу некоторые студенты.
- Мне кажется, что ОМ — это усредненные взгляды и, как все среднее и опосредованное, ошибочно. Важнее всего то, что человек думает о себе сам.
- Почему человек должен безоговорочно подчиняться ОМ, ведь оно еще не есть истина?
- Вследствие консерватизма ОМ многие моральные нормы стали анахронизмом, поэтому следовать ему — значит возвращаться в прошлое или топтаться на месте.
- Если все время оглядываться на ОМ, может развиться комплекс неполноценности. Поэтому стоит поступать так, как сам считаешь нужным.
- ОМ отвергает людей, которые поступают «не так, как все». Тем самым оно препятствует развитию человеческой индивидуальности.
- Следуя ОМ, мы попадаем в зависимость от общества, а людей, которые стараются «плыть против течения», попросту затаптывают. Как нам освободиться от этой зависимости?
- Почему ОМ так нетерпимо к тем, кто желает жить, как ему нравится, высказывать свои взгляды, отстаивать свои принципы, иметь свои вкусы?
- Должны ли мы пытаться влиять на таких людей и изменять их в соответствии с ОМ? Не перестанут ли они быть самими собой?
Как видим, здесь представлены в основном негативные высказывания по поводу ОМ. Но если оно воспринимается людьми столь отрицательно (иногда справедливо), почему и зачем мы все-таки следуем ему? Подумайте над этим.
Значительное место в системе морали занимает нравственный идеал — целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым. В идеале заключен образ нравственно совершенной личности, обладающей положительными моральными качествами. Нравственный идеал — это все лучшее, что выработано моралью на данном этапе ее развития. Отсюда — исторический и социальный характер идеала, проявляющийся в том, что в разное время разные социальные группы и отдельные личности имеют свой нравственный идеал.Так, например, нравственным идеалом Павки Корчагина из романа Н. Островского «Как закалялась сталь» был Овод — герой романа Э. Войнич. А нравственным идеалом для всех довоенных мальчишек и девчонок были уже сам Павка и Чапаев, на фильмы о которых ходили по 10-15 раз, которым подражали, желая стать такими, как они. Для многих современных подростков таким идеалом стали герои Сильвестра Сталлоне или Арнольда Шварценеггера. В сознании человека нравственный идеал выполняет две функции: во-первых, он позволяет оценивать поведение других людей, во-вторых, является ориентиром для самосовершенствования. Идеал — это то, что позволяет человеку ориентироваться в жизни, выбирать линию поведения. Моральный идеал возвышает человека, дает ему силу и целеустремленность. Не может быть «человека без идеала»: ведь даже если я и считаю себя таковым, то все равно при оценке других я имею в виду некоторый эталон. Кроме того, если я не собираюсь «самосовершенствоваться», считаю это для себя ненужным, то это и есть мой идеал, только идеал, ведущий не к развитию, а к застою. Как отмечал Э. Фромм, современный человек не свободен в выборе иметь или не иметь идеал, но в выборе самого идеала он остается свободным. Мы берем идеалы из жизни, литературы, кино, причем нравственным идеалом может быть не только литературный герой или выдающаяся личность. Родители, учитель, друг, интересный яркий человек могут стать нравственным идеалом, образцом для подражания. На образец хотят быть похожим во всем: в манере говорить, одеваться, в походке и жестах, а главное — в поступках. Причем образец, выбранный для подражания, опять-таки идеализируется: в нем видят только хорошее, а отрицательные качества стараются не замечать или действительно не видят.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Следует также отметить что нравственный идеал не обязательно бывает морально положительным Подросток юноша или девушка и даже взрос лый человек... Рассмотренные нами клеточки морали принципы нормы и идеалы выступают не...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Мораль как система принципов, норм и идеалов.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов