рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие и история прав человека

Понятие и история прав человека - раздел Социология, ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ   ...

 

Ориентация политики на интересы людей, живущих в обществе, ее очеловечивание осуществляются с помо­щью определенных принципов, во­площающих гуманистические ценнос­ти во взаимоотношениях между индивидом, обществом и госу­дарством. Такой специфической конкретизацией гуманистичес­ких представлений применительно к миру политики являются права человека.Они представляют собой принципы, нормы взаи­моотношений между людьми и государством, обеспечивающие ин­дивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (это — собственно права).

Проблема прав человека, выражаемая в той или иной форме, сопутствует всей истории человечества. Права человека представля­ют собой один из способов трактовки и практического решения вопроса взаимоотношений человека и той общности, в которой он проживает и официальным представителем которой выступа­ет власть. Они утверждают в этих взаимоотношениях свободу и достоинство личности, ее высший ценностный статус.

Возможны четыре основных способа взаимоотношений ин­дивидов с властью: тоталитарный, патриархальный, индивидуа­листический и партиципаторный (участия). Первая,тоталитарная модель таких взаимоотношений исходит из отождествления общества и государства, из безусловного приоритета целого над .частью и полного подчинения индивида государству.Она исключает саму постановку проблемы прав человека, поскольку индивид рассматривается здесь как органическая, неразрывная частичка целого, как винтик в сложном государственном механизме, управ­ляемый из центра.

Патриархальный тип взаимоотношений индивида и власти предполагает сложную иерархию прав и обязанностей людей, неравенство их положения в отношениях власти. Он делит обще­ство на различные сословия и группы, низшие из которых поли­тически бесправны, высшие же обладают максимальными власт­ными полномочиями, главным источником и распределителем которых является авторитарный правитель (монарх, диктатор и т.п.), венчающий пирамиду власти. (Более подробно проблемы авторитарной и тоталитарной власти рассматриваются в гл. 10.)

Индивидуалистический способ взаимоотношений личности и власти основан на приоритете индивида в отношениях с государ­ством. Наиболее ярко он представлен в либерализме, который исходит из того, что свободная личность есть конечный источник всякой власти в обществе, в том числе и самого государства. Пос­леднее является результатом соглашения, договора свободных индивидов. Оно подконтрольно народу и призвано выполнять лишь строго ограниченные функции — обеспечение безопаснос­ти и свободы граждан, поддержание общественного порядка, не­которые другие.

Взаимоотношения индивида и власти во внеполитических сфе­рах и пути утверждения в них свободы и достоинства личности либерализмом вообще не рассматриваются. В результате сама проб­лема прав человека ставится главным образом в формеограждаю­щих от посягательств власти прав, т. е. узко и ограниченно.

В современной политической науке преобладает третий,пар-тиципаторный подход к взаимоотношениям индивида и власти. Он лишен крайностей и не рассматривает личность как изолиро­ванного, независимого от общества индивида, вынужденного в союзе с себе подобными создать государство и подчиняться ему в определенных вопросах, а исходит из неразрывности и противо­речивости взаимоотношений между личностью, обществом и го­сударством. В этом случае сама проблема прав человека усматри­вается не только и не столько в ограждении индивида от государ­ственного вмешательства, а виспользовании государства в целях создания наилучших условий свободного существования и разви­тия личности.

Все четыре рассмотренных выше способа взаимоотношений индивида и власти в большей или меньшей степени представле­ны в истории человечества. Они составляют ту систему коорди­нат, в которой осознается и оценивается сама проблема прав человека.

 

На заре человечества в условиях родоплеменного строя проблема прав че­ловека не стояла и не могла стоять, так как в то время не было отчужденной от индивидов власти, а значит и необходимости утверждать и защищать во властных от­ношениях ценность личности, ее свободу. Кроме того, «средний» человек догосударственной и раннегосударственной эпохи еще не обладал развитым самосознанием и индивидуальностью, руководствовался в отношениях с государством прежде всего вековыми традициями, не отделял себя от рода, общины, селения и государ­ства, обычно с покорностью воспринимал свое положение в обще­ственной иерархии, даже если это было положение раба.

Само возникновение проблемы прав человека неразрывно связано с развитием общества, государства и человеческой инди­видуальности. Не случайно впервые идеи прав личности возни­кают лишь у немногих материально обеспеченных мыслителей, обладающих развитым самосознанием и чувством собственного достоинства. Исторически первой формой осмысления и утверж­дения индивидуального достоинства и автономии личности по отношению к власти стали идеиестественного права, возникшие в первом тысячелетии до н.э.

Впервые эти идеи встречаются у древнегреческих философов-софистов: Ликофрона, Антифона, Алкидама и других в VI—V вв. до н.э. Они утверждали, что все люди равны от рождения и име­ют одинаковые, обусловленные природой права. Само же госу­дарство Ликофрон трактовал как результат общественного дого­вора. Идею договорного происхождения государства и равенства всех людей перед небом отстаивал в V в. до н.э. китайский фило­соф Мо-Цзы.

Значительный вклад в концепцию прав человека внес Арис­тотель. Он защищал права, присущие человеку от рождения, и прежде всего его право на частную собственность. Это право ко­ренится в самой природе человека и основывается на его любви к самому себе. Аристотель высказал ряд идей, близких к современ­ной концепции прав человека. Так, он не только признавал права гражданина государства, но и различал естественное и условное, позитивное право, а также считал, что естественное право долж­но служить образцом для права условного, которое, в свою оче­редь, более изменчиво и является результатом деятельности влас­тей и соглашений между людьми. Эта идея верховенства естест­венного права над законами государства получила свое развитие в современных теориях прав человека, в том числе в концепции правового государства.

Автономия, достоинство и равенство индивидов во взаимо­отношениях с властью и другими людьми распространялись фило­софами Древней Греции и Древнего Рима главным образом лишь на свободных граждан, но не на рабов, которые, как считал Аристотель, самой природой наделены качествами, предназна­ченными для подчинения и исполнения указаний господина[48]. Среди античных сторонников естественного права лишь стои­ки провозгласили лозунг равенства людей по природе, незави­симо от пола, национальности и социального положения, по­скольку все люди созданы космосом и над всеми «равно тяго­теет судьба».

Выдающийся вклад в массовое распространение гуманисти­ческих ценностей, лежащих в основе концепции прав человека, внесло христианство. Оно придало гуманистическим идеям выс­ший ценностный статус, соединив их с религиозно-нравствен­ными ценностями. Христианство обращается к внутреннему миру человека, его свободному выбору веры и ценностных ориентаций и тем самым способствует развитию человеческой индивидуаль­ности. Оно требует уважения каждого человека как творения, наделенного душой и созданного Богом по своему образу и подо­бию. Божественное происхождение обусловливает принципиаль­ное равенство и свободу всех людей. Кроме того, вдохновляю­щим примером уважения и любви к человеку служит поступок Бога, сознательно обрекшего Своего Сына на мучительные стра­дания на кресте ради спасения человечества. Проповеди Христа также обращаются в первую очередь к униженным и оскорблен­ным, подчеркивают равенство всех людей в их высшем, духовном измерении — в отношении к Богу.

Гуманистические идеи христианства, выступая в качестве нрав­ственных регуляторов поведения людей, оказали огромное влия­ние на все последующее развитие Старого Света. И все же они не нашли политико-институционального признания и воплощения в реальных государственно-правовых нормах. В эпоху феодализ­ма получили распространение принципы взаимоотношения меж­ду индивидом и властью, унаследованные от античного общества и германских обычаев и смягченные патриархальной и христиан­ской моралью.

Отношения между индивидом и властью представляли собой сложную общественную иерархию прав и обязанностей. Человек, в соответствии с местом, занимаемым на социальной лестнице, был обязан выполнять указания своего господина (сюзерена) и в то же время мог рассчитывать на его покровительство и защиту, а также на послушание подданных (если они сущест­вовали), неся перед ними, в свою очередь, определенные обязанности.

В целом же во времена феодализма идея равенства от рожде­ния естественных прав всех людей или хотя бы правового равен­ства всех свободных граждан была отвергнута. Сами же права трактовались какпривилегии, дарованные подданным монархом или сюзереном. Каждое из сословий имело специфические права, ко­торые сокращались по мере снижения по лестнице обществен­ной иерархии.

В период феодализма идеи естествен­ного права не были полностью забы­ты. Нередко они использовались для обоснования справедливости восстаний против угнетателей, по­сягающих на традиционные народные вольности. Свое воскре­шение, либеральное переосмысление и развитие эти идеи по­лучили в XVII— XVIII вв. в трудах выдающихся мыслителей ли­берализма и Просвещения.

Виднейшие представители либерализма — Локк, Монтескье, Руссо, Кант, Джефферсон, Смит, Милль, Бентам и другие — по существу заложили основы современного понимания прав чело­века. Они обосновали понимание фундаментальных прав челове­ка на жизнь, свободу и собственность, сопротивление угнетению и некоторых других какестественных, неотъемлемых (неотчужда­емых) исвященных императивов и норм взаимоотношений меж­ду людьми и властью.

При этом естественность прав означает, что они присущи ин­дивиду от рождения вследствие его принадлежности к роду челове­ческому; неотъемлемость (неотчуждаемость) отражает их имма­нентность индивиду как живому существу (без наличия которых он не может проявить свои человеческие качества), а также как свойственность человеку вообще, независимо от времени и про­странства, в котором он существует (вследствие этого права че­ловека могут служить общим критерием гуманистической оценки любых государств, существовавших в истории); священность ха­рактеризует высочайшее уважение и почитаемость прав челове­ка, их высший ценностный статус в иерархии общественных цен­ностей.

Историческая заслуга Просвещения в вопросе о правах чело­века состоит не только в их теоретическом обосновании как гуманистических целей человечества, но и в нахождении важней­ших способов их практического осуществления. К ним относятся прежде всего принципы народного суверенитета и разделения властей. Первый из них, разработанный в первую очередь Локком и Руссо, означает подчиненность власти индивидам, добро­вольно объединившимся в народ (общество) и обладающим пра­вом на расторжение «общественного договора» и свержение власти в том случае, если она посягает на фундаментальные права чело­века на жизнь, свободу и собственность. Второй принцип, гаран­тирующий индивидуальные свободы, — разделение законодатель­ной, исполнительной и судебной властей. Первым его сформули­ровал в современной форме Шарль Монтескье в 1748 г. Этот принцип и сегодня является важнейшим инструментом, ограж­дающим личность от злоупотреблений и притеснений со сторо­ны власти.

Впервые либеральная концепция прав человека нашла сис­тематизированное юридическое выражение в 1776 г. в Вирджинской декларации, положенной в основу Билля о правах конституции США, принятого в 1791 г. В 1789 г. основопола­гающие права — свобода личности, права на собственность, безопасность и сопротивление угнетению — были конститу­ционно закреплены во французской Декларации прав челове­ка и гражданина. Эти выдающиеся политико-правовые акты не утратили актуальности и сегодня, хотя, конечно же, ны­нешние представления о правах человека намного богаче по содержанию.

Либеральные права, постепенно по­лучившие государственное призна­ние в Америке и Европе с конца XVIII в., отвечали в первую очередь интересам буржуазного класса, прямо заинтересован­ного в отмене феодальных привилегий и сословных ограниче­ний, в устранении государственных запретов на производст­венную и торгово-предпринимательскую деятельность, в обу­здании государства и его подчинении своему контролю с по­мощью силы денег.

Как писал один из видных теоретиков либерализма Бенжамин Констан, «деньги есть самое опасное оружие деспотизма, вместе с тем и самая крепкая узда для него <...> В наши дни частные граждане сильнее политических властей: богатство есть сила вездесущая, более соотносимая со всеми интересами и отто­го гораздо более реальная, вызывающая большее послушание. Власти угрожают, богатство вознаграждает; от властей можно ускользнуть, обманув их; чтобы добиться милости богатства, ему нужно служить»[49].

Политический либерализм, подчинив права человека силе денег, показал тем самым свою ограниченность. Примерно до 20-х гг. XX в. в большинстве буржуазно-демократических стран низшие слои общества и женщины не имели избирательных прав. Затруднено было практическое использование провозглашенных в конституциях прав неимущими, так как это требовало необхо­димых знаний, времени и материальных затрат. Вне государст­венного внимания оставались экономические и социальные ус­ловия свободы личности.

Сама постановка проблемы прав человека в классическом либе­рализме носит узкий, ограниченный характер. Права охватывают лишь одну сферу взаимоотношений индивидов и государства — их взаимодействие как физических лиц, обладающих собствен­ностью. Права человека обеспечивают гражданам личную безопас­ность, ограждают их частную (экономическую, семейную, рели­гиозную и иную) жизнь от нежелательного вмешательства со сто­роны других людей и государства, а также позволяют собствен­никам контролировать власть посредством избрания ее пред­ставителей. При этом вне поля зрения государства остается сфера экономических, культурных и других отношений между людьми и соответствующие виды власти: экономическая, ду­ховно-информационная и др., которые отдаются на откуп соб­ственникам.

Либеральное решение проблемы прав человека хотя и огради­ло граждан от государственного произвола, однако не защитило их от эксплуатации и деспотизма собственников, не привело к социальному освобождению всех членов общества. Развязав руки буржуазии и создав благоприятные условия для промышлен­ной революции и утверждения капитализма, оно в то же вре­мя увеличило социальное неравенство и обострило классовые конфликты. Оказалось, что отсутствие всяких ограничений в использовании гражданских прав делает их привилегией мень­шинства. Это породило массовый протест рабочего класса и других низших слоев общества, требовавших принятия зако­нов, создающих социальные условия свободы и уважения че­ловеческого достоинства неимущих граждан и ограничиваю­щих власть собственников.

Впервые требования дополнить либеральные права правами социальными были обоснованы и выдвинуты в первой половине XIX в. чартистским движением рабочих Англии. В своей про­грамме, разработанной в 1839 г., чартисты выступили за эволю­ционный путь к социализму, не отрицающий либеральные права, в том числе частную собственность, но требующий справедли­вой, полной оплаты труда и равноправного участия рабочих в управлении государством.

Социальные права и социальная демократия, защищающие личность в производственной сфере и обеспечивающие достой­ные условия ее существования, являются одним из важнейших лозунгов социалистического движения. Многие из этих прав (право на труд, отдых, образование и др.) впервые были конституци­онно закреплены в СССР и других странах марксистского со­циализма, хотя здесь их провозглашение сопровождалось на­рушением традиционных либеральных прав. Это привело в конечном счете к нарастанию в обществе различных социаль­ных привилегий, уравниловке в оплате труда, снижению его эффективности, массовому распространению психологии со­циального иждивенчества, низкому уровню благосостояния большинства граждан.

В странах Запада социальные права граждан получили юри­дическое признание главным образом после второй мировой вой­ны. В 1948 г. важнейшие из них — право на труд, отдых, социаль­ное обеспечение, образование, достойный уровень жизни и др. — были включены во Всеобщую декларацию прав человека, приня­тую Генеральной Ассамблеей ООН. Это дало толчок для закреп­ления социальных прав в конституциях или законах целого ряда государств. Во второй половине XX в. в индустриально развитых странах создались благоприятные материальные возможности для их реализации. За последние тридцать лет стоимость валового продукта, созданного человечеством; выросла с 1,7 триллиона долларов до примерно 15 триллионов. Это приблизительно соот­ветствует всему богатству, произведенному на Земле за послед­ние две тысячи лет, и позволяет удовлетворять важнейшие мате­риальные потребности всех граждан.

Статус и авторитет прав человека в государстве во многом связаны с трак­товкой их источника. Просвещение утвердило в качестве решающего критерия определения естест­венных прав личности человеческий разум. Тем самым оно по­пыталось найти им земную основу. Сегодня политологи различ­ноной мировоззренческой ориентации по-разному оценивают ко­нечный источник прав человека. Одни видят его в естественной человеческой природе, в конституирующих человеческий род ос­новополагающих потребностях — в поддержании жизни, в без­опасности, свободе от насилия и социально неоправданных огра­ничений, уважении человеческого достоинства, духовном разви­тии и т.д.

Другие же возводят наиболее высокие из прав к душе, Богу. «Свобода человеческой личности, — писал Бердяев, — не может быть дана обществом и не может по своему истоку и признаку зависеть от него — она принадлежит человеку как духовному су­ществу <...> Неотъемлемые права, устанавливающие границы власти общества над человеком, определяются не природой, а духом. Это духовные права, а не естественные права, природа никаких прав не устанавливает»[50].

Обе эти трактовки конечного источника прав человека укла­дываются в рамки одного, естественноисторического подхода к правам человека. Противоречия между ними невелики и устра­няются в том случае, если лежащую в их основе природу челове­ка трактуют не как сводимую к его животным, биологическим качествам, а имеющую божественное происхождение. Более су­щественные отличия в этом вопросе, а также в понимании прав человека в целом связаны с позитивистским и марксистским под­ходами к их интерпретации.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ

Раздел I... ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ... Глава...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие и история прав человека

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие политики
«Политика» — одно из наиболее распространенных и многозначных слов в рус­ском языке, да и во многих других я

Структура и функции политики
  Политика существует в различных ипос­тасях (формах) — в виде мышления, речи и поведения люде

Границы политики в обществе
  Ответ на вопрос о распространеннос­ти политики в обществе прямо зави­сит от ее трактовки, а

ИССЛЕДОВАНИЯ
  Люди осознают политику двумя главными способами: через обыденные взгляды, получаемые в повседневном практическом опыте, и через научное знание, являющееся результатом иссле­дователь

Возникновение и предмет политологии
На протяжении длительного исторического периода политическая наука была органично вплетена в единую ткань об

Структура политической науки
Являясь единой по своей сути наукой, политология внутрен­не дифференцирована и включает целый ряд более частных дис­циплин, отражающих отдельные аспекты, стороны политики и ее взаимоотношение с общ

Методы политической науки
Для обобщенной характеристики специфических подходов к анализу и объяснению политики нередко используется по

Прикладная политология
В XX в. из всех методов наибольшее влияние на развитие политологии, придание ей современного научного облика

ГУМАНИЗМ ПОЛИТИКИ
Изучение политики служит не только абстрактно-познаватель­ной задаче — получению адекватных знаний об этой сфере, обес­печению понимания сути политических процессов, расширению интеллектуального кр

Политическое проявление гуманизма
Наиболее полно и ярко служение по­литики и любой другой обществен­ной деятельности личности, обществу и всем

Мораль и политика: общее и специфическое
Мораль и политика как специализи­рующиеся на регуляции поведения людей секторы общества имеют и об

Возможна ли нравственная политика?
В мировой социальной жизни выделить четыре главных подхода к взаимоотношению политики и морали. Исторически

Соотношение целей и средств в политике
Политика по своей сути является целеполагающей деятельностью. Это означает, что она возникает и ос

Насилие и ненасилие в политике
  Политика издавна связывается или даже отождествляется с насилием. Как уже отмечалось, ее важ

Основные подходы к правам человека
Апелляция философов-просветителей к разуму как высшему судье в вопро­се об определении прав человека по­служила основанием длятрех основных подходов в их трактовке, получивших широ

Их реализации в современном мире
  В наши дни для большинства стран права человека являются высшей цен­ностью, признанной мировым сооб­ществом. Сам термин «права челове­ка» употребляется как в широком, так и в узком

Понятие, структура и агенты власти
Власть — одно из фундаментальных начал общества и политики. Она су­ществует везде, где есть устойчивые объед

Ресурсы, процесс и виды власти
  Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим яв­ляется неравномерное распреде

Политическое господство и легитимность
Проявления власти в обществе чрезвычайно многообразны, изменчивы и относительны. Для того чтобы упорядочить их, стабилизировать власть в обществе и сделать ее функционально способной, ее необходимо

Социальная стратификация
В любом сложно организованном обществе люди всегда отличаются друг от друга как по врожденным, так и по прио

Каждая из этих разновидностей групповых различий обладает собственными источниками политической активности граждан.
Политически значимым является не только характер социальной диффе­ренциации, но и способы ее изменения, кото

Динамика социальной структуры в современном мире
Колоссальное многообразие социаль­ных связей в обществе порождает столь же богатейшие отношения и в сфере по

Возникновение понятия и теории элит
Слово «элита» в переводе с французского означает «лучшее», «отборное», «избранное». В повседневном языке оно

Основные направления современной элитарной теории
Концепции элит Моски, Парето и Михельса дали толчок широким тео­ретическим, а впоследствии (преимущественно

Типология, социальная результативность и рекрутирование элиты
  Каждое из рассмотренных выше основных направлений элитарной тео­рии отражает те или иные сто

Понятие лидерства
Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово «лидер» в переводе с английского («leader»)

Природа политического лидерства
  Феномен лидерства пытаются объяс­нить многие теории. Пожалуй, старей­шей из них, не утративш

Понятие и типы политических систем
Различные политические явления неразрывно взаимосвяза­ны и составляют определенную целостность, социальный орга­низм, имеющий относительную самостоятельность. Это их свой­ство и отражает понятие по

Истоки и предпосылки тоталитаризма
  Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX в. Что же каса­ется самого этого слова

Тоталитарных политических систем
Тоталитарные системы возникают не стихийно, а на основе определенно­го идеологического образа. Тоталитаризм

Авторитаризм
  Одним из наиболее распространенных авторитаризма в истории типов политической системы являет

Понятие и измерение демократии
В XX в. слово «демократия» стало, пожалуй, самым популяр­ным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление

Древняя и средневековая демократии
  Демократические формы организации уходят корнями в глубокое, еще до-государственное прошлое

Коллективистская демократия
Преодолеть недостатки либерального государства и осущест­вить подлинное народовластие пытаются концепции и реальная модель коллективистской демократии. Этот тип демократии тео­ретически достаточно

Плюралистическая демократия
Демократия западного образца вырос­ла из либеральной политической сис­темы и наследует ее основополагаю­щие

Роль масс в современных демократиях
Модель плюралистической демократии не лишена слабостей и недостатков. Однако более близких к идеалу народовластия и к реальной жизни моделей политических систем сегодня не суще­ствует. Поэтому конц

Нужна ли обществу демократия?
Распространение демократии в мире — сложный и противо­речивый процесс. С момента возникновения Афинской респуб­лики демократические государства всегда оставались в меньшин­стве. В истории человечес

Предпосылки и пути демократизации
Хотя идея демократии получила в современном мире широ­чайшее распространение и признание, в условиях этой формы правления живет все еще меньшинство населения земли. Во многих странах демократия слу

Сущность государства
Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основно

Правовое социальное государство
Правовое государство — реальное во­площение идей и принципов консти­туционализма. В его основе лежит стремле

Устройство современного государства
Строение государства традиционно характеризуется черезформы правле­ния и формы территориального (государственного) устройства. В них воплощается организация верховной власти, струк

Группы интересов
  В каждой сложнорганизованной политической системе, как правило, су­ществуют определенные мех

Политические партии
Партия, будучи таким же посредни­ком в отношениях населения с госу­дарством, как и группы интересов, обладае

Типы партий и партийных систем
  Многообразие исторических и социокультурных условий политического развития стран и народов п

Понятие политической идеологии
Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздейст

Основные идеологические течения в современном мире
Унаследовав ряд идей древнегречес­ких мыслителей Лукреция и Демокри­та, либерализм как самостоятельное идеол

Идеологический дискурс
Реальное сосуществование и посто­янное взаимодействие разнообразных идеологических течений обозначают­ся в п

Понятие политической культуры
Хотя многое из того, что в настоящее время относится к политической куль­туре, описывалось еще мыслителями д

Типы политических культур
На протяжении развития разнообраз­ных государств и народов выработа­но множество типов политической культуры

Политическая социализация
Формирование, воспроизводство и развитие политической культуры осу­ществляется через усвоение и поддер­жание

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
§ 1. Сущность и особенности политической психологии Роль духовных факторов в полит

Полиструктурный характер политической психологии
Участвуя во всех реально существую­щих политических процессах, поли­тическая психология обладает разно­образ

Функции политической психологии
Роль и влияние политической психо­логии в политике проявляются преж­де всего в осуществляемых ею функ­циях.

Понятие и функции СМИ
  Неотъемлемой составной частью по­литики являются массовые коммуни­кации. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информ

Основные каналы и особенности политического влияния СМИ
Хотя масс-медиа призваны решать определенные задачи в политической системе и обществе, в реальной жиз­ни они

Политическое манипулирование и пути его ограничения
Наибольшую опасность для граждан и демократического государственно­го устройства представляет использование

Сущность и значение конфликтов в политике
Идея внутренней противоречивости, конфликтности политики утвердилась в науке с XIX в. А. Токвиль, К. Маркс,

Управление политическими конфликтами
В современной политической науке первостепенное внимание уделяется поиску форм и способов контроля за протек

Сущность и структура политического процесса
  Политический процесс — одна из центральных и, вместе с тем, весьма специфическая категория п

Политическое участие
В каждом государственно организован­ном обществе складывается та или иная вовлеченность граждан в поли­тику.

Процесс принятия политических решений
Принятие политических решений — центральный элемент преобразования политических требований различн

Подготовительный этап принятия решений
На этом этапе из общего социального контекста выбирают те требования и конфликты, которые носят политичес­кий характер. Таким образом формируется т.н. повестка дня, т.е. совокупность проблем, котор

Роль выборов в демократической политической системе
Выборы — важнейший компонент современной политики. Они представ­ляют собойспособ формирования ор­ган

Основные принципы свободных демократических выборов
Соответствовать своему социальному назначению выборы могут лишь в том случае, если они базируются

Выборы в тоталитарных, авторитарных и переходных обществах
Соблюдение указанных принципов свободных выборов непосредственно зависит от типа политической систе­мы, в ча

Основные стадии избирательного процесса
Избирательный процесс осуществля­ется по определенным правовым нор­мам, правилам, содержащимся в кон­ституци

Политическое развитие
Эволюция политических систем и ре- жимов правления в каждый отдель­ный момент отличается тем или и

Политическая модернизация
Проблемы политического развития стран в переходных условиях наибо­лее полно описываются теорией мо

Кризисы политического развития
  Кризис идентичности наступает тог­да, когда распад идеалов и ценностей, лежавших в основе ра

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги