рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Коллективистская демократия

Коллективистская демократия - раздел Социология, ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ Преодолеть Недостатки Либерального Государства И Осущест­вить Подлинное Народ...

Преодолеть недостатки либерального государства и осущест­вить подлинное народовластие пытаются концепции и реальная модель коллективистской демократии. Этот тип демократии тео­ретически достаточно детально разработан. Попытки же его прак­тического осуществления, сделанные прежде всего в странах го­сударственного социализма, не увенчались успехом. И все же они значительно обогатили теорию и практику демократии (хотя в большей степени негативным опытом), оказали значительное вли­яние на современные политические системы Запада.

Коллективистскую демократию нередко называютидентитарной. Это название отражает тот факт, что она исходит из целост­ности народа (нации, класса), наличия у него единой воли еще до акта ее публичного выражения иидентичности этой воли и действий представителей власти.

 

Виднейшие представители теории идентитарной демократии — Руссо, Маркс, Ленин, Карл Шмитт. Первым наиболее ярко выразил и обосновал важнейшие принципы этого типа демократии Жан Жак Руссо (1712—1778). Он подверг критике либеральное разделение общества на «публичное» и «частное». По его мнению, утверж­даемые либеральными мыслителями индивидуализм и эгоизм раз­рушительны для гражданских добродетелей и самого общества. Идеал гражданина демократической республики Руссо — это не ушедший в частную жизнь индивидуалист, а активный член об­щества, являющийся источником жизни единого «общественного тела».

Теория демократии Руссо исходит из принадлежности всей власти народу, образованному путем добровольного слияния изо­лированных, атомизированных индивидов в единое целое. Фор­мирование народа означает полное отчуждение «каждого из чле­нов ассоциации со всеми правами в пользу своей общины»[101]. С этого момента личность утрачивает свои права. Они становятся ей не нужны, так как целое — государство — подобно любому другому живому организму, заботится о своих членах, которые в свою очередь обязаны думать о благе государства.

Организмический подход Руссо исключает противоречия, кон­фликты в отношениях между индивидами и государством, устра­няет почву для протеста граждан против власти, для политичес­кой оппозиции в целом, а также появления частных интересов. Если все же частный интерес возникает, то он представляет со­бой патологию и поэтому подавляется. Предпосылкой общности интересов и воли народа является имущественное равенство. Руссо выступает не за полную ликвидацию частной собственности, а за ее ограничение и выравнивание ее размеров.

Сам народ неделим. Он обладает единой, общей волей и неот­чуждаемым суверенитетом. Внутри него не существует устойчивого большинства и меньшинства, а потому и нет необходимости в защите последнего. Власть народа как целого ничем не ограни­чена. «Если кто-либо откажется подчиниться общей воле, то он будет к этому принужден всем организмом, а это означает не что иное, как то, что его силой принудят быть свободным»[102]. (Чуть ли не буквально эти слова повторял лозунг, украшавший Соловец­кий лагерь в 20-е гг., — «Железной рукой загоним все человечест­во к счастью».)

Народ как коллективное существо может быть представлен только самим собой, а не избранными представителями. Его об­щая воля выражается непосредственно на собраниях. Она опре­деляет законы и деятельность правительства, функции которого сводятся лишь к исполнению и техническому обслуживанию ре­шений народа.

Идеи Руссо (принцип народного суверенитета, прямого голо­сования и др.) нашли свое выражение в конституции Франции 1791 г. В то же время они послужили и оправданию якобинского террора. Не случайно его вдохновитель Робеспьер называл Руссо «провозвестником нашей революции». По конституции 1793 г., в соответствии с идеей Руссо о единстве и непротиворечивости воли народа, принцип равноправия распространялся лишь на едино­мышленников якобинцев.

Тоталитарная направленность концепции демократии Руссо получила дальнейшее развитие в марксизме и, особенно, в ле­нинской и сталинской теории демократии, а также реализовалась на практике в моделях «социалистической демократии», которые сохраняются до наших дней в коммунистических государствах.

Сохраняя важнейшие принципы идентитарной концепции Руссо, теория «социалистической демократии» существенно изменяет их соци­альный и политический контекст, дает им специфическую ин­терпретацию. Она исходит из гомогенности и целости вначале рабочего класса, а после построения социализма и всего народа, из наличия у этих суверенов власти классового, а затем общена­родного интереса. Этот интерес существует объективно и перво­начально осознается марксистско-ленинской партией, которая вносит выражающее его учение в сознание масс. После чего че­рез механизм социалистической демократии, прежде всего Сове­ты, оформляется и выражается общая воля народа.

В Советах реализуются такие принципы коллективистской демократии, как полновластие, распространенность на все об­ласти жизнедеятельности людей, прямая демократия (общие со­брания, наказы избирателей, право отзыва депутатов, демократи­ческий централизм, предполагающий жесткое подчинение общим решениям), монизм, недопустимость идеологического и полити­ческого инакомыслия и оппозиции и др.

Особенности теории «социалистической демократии» по срав­нению с концепцией Руссо проявились прежде всего в полном отрицании частной собственности и, следовательно, всякой авто­номии личности, в подмене народа рабочим классом, трудящи­мися, а также в идее ведущей роли авангарда рабочего класса и всего народа — коммунистической партии, призванной руково­дить процессом перехода к полной демократии, общественному самоуправлению.

В действительности же «социалистическое народовластие» с его преимущественно аккламационными (рассчитанными лишь на внешнее выражение одобрения принятых верхами решений) институтами являлось скорее ширмой для прикрытия тоталитар­ных структур общества, средоточения всей фактической власти у высшего партийного руководства, чем реальной демократией.

Несмотря на существенные различия, разнообразные коллективистские тео­рии демократии имеют рядобщих черт. К ним относятся: 1) коллективизм в трактовке народа, при­знание народа единым однородным целым, имеющим объектив­ные, существующие еще до своего осознания общий интерес и волю; 2) отсутствие противоречий внутри народа, рассмотрение политической оппозиции как патологии или врага, подлежащего насильственному устранению; 3) коллективистское (близкое к античному) понимание свободы как активного равноправного участия гражданина в делах всего государства и общества; 4) то­талитарность, всепроникающий абсолютный характер власти, на деле осуществляемой вождями, отождествляемыми с народом (классом, нацией), полная беззащитность меньшинства, в том числе отдельной личности; 5) устранение самой проблемы прав человека, поскольку целое — государство — и без того заинтере­совано в благополучии своих собственных составных частей; 6) всеобщая политическая мобилизация, преимущественно пря­мое участие граждан в управлении, рассмотрение представитель­ных органов и должностных лиц не как самостоятельных в пре­делах закона и ответственных за принятые решения руководителей, а лишь как проводников воли народа, его слуг; 7) деклари­рование социальной демократии, перенесение главного акцента с юридического провозглашения политических прав на обеспече­ние социальных условий для участия граждан в управлении.

Теории коллективистской демократии показали свою практическую несосто­ятельность или, по меньшей мере, не­совместимость с демократией в ее либеральном понимании. По­пытки их осуществления неизбежно приводили к появлению но­вого господствующего класса — номенклатуры, к тоталитаризму, подавлению всякой индивидуальной свободы, террору против инакомыслящих. Оказалось, что власть народа (класса, нации) не может быть реальной без гарантий индивидуальной свободы и других прав личности, без признания и институционального за­крепления ее роли как первичного источника власти.

Так называемая общая воля, «классовый», «национальный» или «общенародный» интересы представляют собой вымысел, миф, оправдывающие политическое господство одного лица или группы в том случае, если они определяются кем-то априори, без равно­правного участия отдельных свободных личностей и рассматрива­ются как неоспоримые, надындивидуальные, внутренне непроти­воречивые сущности, устанавливающие рамки дозволенного для политической активности граждан, границы демократии.

И все же, несмотря на неудачность своих практических попы­ток, идейное и политическое движение за коллективистскую демо­кратию критикой классовой ограниченности либерального государ­ства, постановкой целого ряда важнейших политических проблем (например, вопроса о социальном равенстве как условии демокра­тии, о социальных правах личности) и практическим опытом гран­диозного по своим масштабам и замыслам социального экспери­мента оказало большое воздействие на развитие политической мысли и эволюцию либеральной формы правления в странах Запада.

 

Некоторые важнейшие идеи коллективистской, идентитарной демократии нашли свое прямое выражение в со­временных западных теориях. Наиболее видной из них является плебисцитарная мандатная теория партийной демократии. Она раз­вивает идею Руссо о том, что каждый гражданин должен иметь возможность по меньшей мере одобрять или отвергать влияющие на его жизнь законы, которые он обязан уважать. Согласно пар­тийной теории демократии, в современных государствах, с большой численностью населения и огромными по сравнению с древ­негреческими полисами территориями, античная модель народо­властия наиболее полно реализуется в «партийном государстве».

Различные партийные программы дают гражданам возмож­ность с помощью выборов прямо влиять на содержание государ­ственной политики. Эти программы являются полученными от граждан своего рода мандатами, наказами, которые призваны ис­полнять и депутаты, и правительство. Связанность депутатов пар­тийными программами и структурами делает их прямыми выра­зителями народной воли. Тем самым достигается идентичность народа и правительства.

Отражая новые явления в политических системах, эта кон­цепция демократии, по мнению ее критиков, во многом расхо­дится с реальностью. Современные массовые «народные партии» не имеют определенной социальной базы и стремятся привлечь голоса самых различных слоев населения. Поэтому формулиров­ки их предвыборных платформ носят очень общий и расплывча­тый характер и мало отличаются друг от друга. Если даже партий­ные платформы предусматривают достаточно определенные дей­ствия, граждане все же вынуждены выбирать программы в це­лом, в едином пакете, не имея возможности влиять на их кон­кретное, часто противоречивое содержание.

К тому же, как показывают эмпирические исследования, боль­шая часть избирателей вообще не знакома с партийными про­граммами и строит свой политический выбор в первую очередь на основе существующих традиций, привлекательности партий­ных лидеров и символики. В силу всего этого «партийная демо­кратия» весьма далека от народовластия.

Под влиянием научно-технической и информационной рево­люций, рабочего, социал-демократического, коммунистического и других движений, а также стран государственно-бюрократичес­кого социализма и других факторов во второй половине XX в. либеральная демократия приобрела качественно новые черты.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ

Раздел I... ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ... Глава...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Коллективистская демократия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие политики
«Политика» — одно из наиболее распространенных и многозначных слов в рус­ском языке, да и во многих других я

Структура и функции политики
  Политика существует в различных ипос­тасях (формах) — в виде мышления, речи и поведения люде

Границы политики в обществе
  Ответ на вопрос о распространеннос­ти политики в обществе прямо зави­сит от ее трактовки, а

ИССЛЕДОВАНИЯ
  Люди осознают политику двумя главными способами: через обыденные взгляды, получаемые в повседневном практическом опыте, и через научное знание, являющееся результатом иссле­дователь

Возникновение и предмет политологии
На протяжении длительного исторического периода политическая наука была органично вплетена в единую ткань об

Структура политической науки
Являясь единой по своей сути наукой, политология внутрен­не дифференцирована и включает целый ряд более частных дис­циплин, отражающих отдельные аспекты, стороны политики и ее взаимоотношение с общ

Методы политической науки
Для обобщенной характеристики специфических подходов к анализу и объяснению политики нередко используется по

Прикладная политология
В XX в. из всех методов наибольшее влияние на развитие политологии, придание ей современного научного облика

ГУМАНИЗМ ПОЛИТИКИ
Изучение политики служит не только абстрактно-познаватель­ной задаче — получению адекватных знаний об этой сфере, обес­печению понимания сути политических процессов, расширению интеллектуального кр

Политическое проявление гуманизма
Наиболее полно и ярко служение по­литики и любой другой обществен­ной деятельности личности, обществу и всем

Мораль и политика: общее и специфическое
Мораль и политика как специализи­рующиеся на регуляции поведения людей секторы общества имеют и об

Возможна ли нравственная политика?
В мировой социальной жизни выделить четыре главных подхода к взаимоотношению политики и морали. Исторически

Соотношение целей и средств в политике
Политика по своей сути является целеполагающей деятельностью. Это означает, что она возникает и ос

Насилие и ненасилие в политике
  Политика издавна связывается или даже отождествляется с насилием. Как уже отмечалось, ее важ

Понятие и история прав человека
  Ориентация политики на интересы людей, живущих в обществе, ее очеловечивание осуществляются

Основные подходы к правам человека
Апелляция философов-просветителей к разуму как высшему судье в вопро­се об определении прав человека по­служила основанием длятрех основных подходов в их трактовке, получивших широ

Их реализации в современном мире
  В наши дни для большинства стран права человека являются высшей цен­ностью, признанной мировым сооб­ществом. Сам термин «права челове­ка» употребляется как в широком, так и в узком

Понятие, структура и агенты власти
Власть — одно из фундаментальных начал общества и политики. Она су­ществует везде, где есть устойчивые объед

Ресурсы, процесс и виды власти
  Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим яв­ляется неравномерное распреде

Политическое господство и легитимность
Проявления власти в обществе чрезвычайно многообразны, изменчивы и относительны. Для того чтобы упорядочить их, стабилизировать власть в обществе и сделать ее функционально способной, ее необходимо

Социальная стратификация
В любом сложно организованном обществе люди всегда отличаются друг от друга как по врожденным, так и по прио

Каждая из этих разновидностей групповых различий обладает собственными источниками политической активности граждан.
Политически значимым является не только характер социальной диффе­ренциации, но и способы ее изменения, кото

Динамика социальной структуры в современном мире
Колоссальное многообразие социаль­ных связей в обществе порождает столь же богатейшие отношения и в сфере по

Возникновение понятия и теории элит
Слово «элита» в переводе с французского означает «лучшее», «отборное», «избранное». В повседневном языке оно

Основные направления современной элитарной теории
Концепции элит Моски, Парето и Михельса дали толчок широким тео­ретическим, а впоследствии (преимущественно

Типология, социальная результативность и рекрутирование элиты
  Каждое из рассмотренных выше основных направлений элитарной тео­рии отражает те или иные сто

Понятие лидерства
Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово «лидер» в переводе с английского («leader»)

Природа политического лидерства
  Феномен лидерства пытаются объяс­нить многие теории. Пожалуй, старей­шей из них, не утративш

Понятие и типы политических систем
Различные политические явления неразрывно взаимосвяза­ны и составляют определенную целостность, социальный орга­низм, имеющий относительную самостоятельность. Это их свой­ство и отражает понятие по

Истоки и предпосылки тоталитаризма
  Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX в. Что же каса­ется самого этого слова

Тоталитарных политических систем
Тоталитарные системы возникают не стихийно, а на основе определенно­го идеологического образа. Тоталитаризм

Авторитаризм
  Одним из наиболее распространенных авторитаризма в истории типов политической системы являет

Понятие и измерение демократии
В XX в. слово «демократия» стало, пожалуй, самым популяр­ным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление

Древняя и средневековая демократии
  Демократические формы организации уходят корнями в глубокое, еще до-государственное прошлое

Плюралистическая демократия
Демократия западного образца вырос­ла из либеральной политической сис­темы и наследует ее основополагаю­щие

Роль масс в современных демократиях
Модель плюралистической демократии не лишена слабостей и недостатков. Однако более близких к идеалу народовластия и к реальной жизни моделей политических систем сегодня не суще­ствует. Поэтому конц

Нужна ли обществу демократия?
Распространение демократии в мире — сложный и противо­речивый процесс. С момента возникновения Афинской респуб­лики демократические государства всегда оставались в меньшин­стве. В истории человечес

Предпосылки и пути демократизации
Хотя идея демократии получила в современном мире широ­чайшее распространение и признание, в условиях этой формы правления живет все еще меньшинство населения земли. Во многих странах демократия слу

Сущность государства
Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основно

Правовое социальное государство
Правовое государство — реальное во­площение идей и принципов консти­туционализма. В его основе лежит стремле

Устройство современного государства
Строение государства традиционно характеризуется черезформы правле­ния и формы территориального (государственного) устройства. В них воплощается организация верховной власти, струк

Группы интересов
  В каждой сложнорганизованной политической системе, как правило, су­ществуют определенные мех

Политические партии
Партия, будучи таким же посредни­ком в отношениях населения с госу­дарством, как и группы интересов, обладае

Типы партий и партийных систем
  Многообразие исторических и социокультурных условий политического развития стран и народов п

Понятие политической идеологии
Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздейст

Основные идеологические течения в современном мире
Унаследовав ряд идей древнегречес­ких мыслителей Лукреция и Демокри­та, либерализм как самостоятельное идеол

Идеологический дискурс
Реальное сосуществование и посто­янное взаимодействие разнообразных идеологических течений обозначают­ся в п

Понятие политической культуры
Хотя многое из того, что в настоящее время относится к политической куль­туре, описывалось еще мыслителями д

Типы политических культур
На протяжении развития разнообраз­ных государств и народов выработа­но множество типов политической культуры

Политическая социализация
Формирование, воспроизводство и развитие политической культуры осу­ществляется через усвоение и поддер­жание

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
§ 1. Сущность и особенности политической психологии Роль духовных факторов в полит

Полиструктурный характер политической психологии
Участвуя во всех реально существую­щих политических процессах, поли­тическая психология обладает разно­образ

Функции политической психологии
Роль и влияние политической психо­логии в политике проявляются преж­де всего в осуществляемых ею функ­циях.

Понятие и функции СМИ
  Неотъемлемой составной частью по­литики являются массовые коммуни­кации. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информ

Основные каналы и особенности политического влияния СМИ
Хотя масс-медиа призваны решать определенные задачи в политической системе и обществе, в реальной жиз­ни они

Политическое манипулирование и пути его ограничения
Наибольшую опасность для граждан и демократического государственно­го устройства представляет использование

Сущность и значение конфликтов в политике
Идея внутренней противоречивости, конфликтности политики утвердилась в науке с XIX в. А. Токвиль, К. Маркс,

Управление политическими конфликтами
В современной политической науке первостепенное внимание уделяется поиску форм и способов контроля за протек

Сущность и структура политического процесса
  Политический процесс — одна из центральных и, вместе с тем, весьма специфическая категория п

Политическое участие
В каждом государственно организован­ном обществе складывается та или иная вовлеченность граждан в поли­тику.

Процесс принятия политических решений
Принятие политических решений — центральный элемент преобразования политических требований различн

Подготовительный этап принятия решений
На этом этапе из общего социального контекста выбирают те требования и конфликты, которые носят политичес­кий характер. Таким образом формируется т.н. повестка дня, т.е. совокупность проблем, котор

Роль выборов в демократической политической системе
Выборы — важнейший компонент современной политики. Они представ­ляют собойспособ формирования ор­ган

Основные принципы свободных демократических выборов
Соответствовать своему социальному назначению выборы могут лишь в том случае, если они базируются

Выборы в тоталитарных, авторитарных и переходных обществах
Соблюдение указанных принципов свободных выборов непосредственно зависит от типа политической систе­мы, в ча

Основные стадии избирательного процесса
Избирательный процесс осуществля­ется по определенным правовым нор­мам, правилам, содержащимся в кон­ституци

Политическое развитие
Эволюция политических систем и ре- жимов правления в каждый отдель­ный момент отличается тем или и

Политическая модернизация
Проблемы политического развития стран в переходных условиях наибо­лее полно описываются теорией мо

Кризисы политического развития
  Кризис идентичности наступает тог­да, когда распад идеалов и ценностей, лежавших в основе ра

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги