рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общество - социокультурная система.

Общество - социокультурная система. - раздел Социология, Социологический факультет По Данным Юнеско Ныне В Мире Функционируют 749 Культур (2002Г.). Существуют Л...

По данным Юнеско ныне в мире функционируют 749 культур (2002г.). Существуют ли какие – либо свойства, общие для всех них, что позволило бы применить методы научного анализа? Ведь наука изучает лишь то, что наблюдается и повторяется. Что отличает культуру от всех остальных жизненных явлений? Как формируется культура в процессе совместной жизни множества людей? В лекции будут раскрыты эти и другие подобные вопросы.

Стержнем любой культуры является ее ценностно-нормативная структура, служащая ориентиром мотиваций конкретных действий людей, вызванных к жизни потребностями как индивидов, так и больших и малых человеческих групп. Она ориентирует, регулирует и, придавая смысл действиям и жизни людей, интегрирует их в большие и малые человеческие общности, образуя единые культурные пространства. Вовлекая людей в свой континуум, любая культура стимулирует процессы идентификации и самоотождествления человека с ней. Любая культура, раз возникнув, начинает иметь свои законы функционирования и развития, передается новым поколениям, другим народам, содействуя их взаимопониманию и наполняя своим, обычно самобытным, содержанием духовную, социальную и материальную жизнь человека, группы, этноса, народа. Она входит в привычки масс, содействует формированию их нравов, вкусов, стиля жизни, определяет ценностные опоры и контуры образа жизни множества людей[2].

Понятно, что основным источником возникновения, функционирования и развития такой системы является та часть опыта жизнедеятельности множества людей, которая «отбирается», либо «само собой»[3], либо сознательно институтами общества как наиболее полезная для организации поведения и взаимодействия людей в конкретных исторических условиях. Культура, накапливая в себе этот полезный опыт, в том числе и опыт предыдущих поколений и других народов, содействует оптимизации жизнедеятельности конкретного общественного организма.

Для того, чтобы более ясно представить себе связь «культура-общество», мы должны ее описать в терминах культурологической и социологической теорий.

Что же такое культура? В основе формирования и общества и его культуры лежит опыт совместной жизнедеятельности множества людей – классов, этносов, народов. В первом случае – это всякий опыт, ведущий к любой цели, в том числе и преступной с позиции культуры общества, во - втором – лишь социально полезный, обеспечивающий достижение желательной цели, продиктованной ценностями, нормами и образцами уже имеющейся культуры. В первом случае для анализа обычно применяется теория цивилизаций, во - втором – теория культуры. В начале ХХ века обе эти теории отождествлялись. Одно из первых определений культуры (Э.Б.Тейлор) так и начинается: «Культура, или цивилизация … слагается в целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».[4]Но последние 30-40 лет мировой истории четко обозначили и «язвы» техногенной цивилизации[5] (появление оружия массового поражения, экологические кризисы, урбанизация с ее крайностями, новые виды болезней человека, «разгул» преступности, вал наркомании и т.д.). Стало ясно, что все, что направлено против человека, его жизни, физического и нравственного его здоровья, не может быть отнесено к культуре, содержание которой должно следовать исконному значению этого слова (лат.cultura - возделывание, обрабатывание). Поэтому стало очевидным, что культура- это не весь искусственный, создаваемый человеком мир и что к ней относится лишь собственно «человеческое» в цивилизации, а именно все то, что имеет разумное основание и может быть применено с пользой в жизненной практике. Следовательно, культура возникает вместе с появлением разума, точнее, мышления как механизма творчества, позволяющего людям осмысливать не только окружающий мир, жизненный и исторический опыт множества людей, но и энергетические импульсы, идущие от круга вечно воспроизводящихся и возникающих вновь потребностей личного, группового и общественного масштаба. Седиментация опыта(осаждение опыта действий и переживаний в сознании), его хабитуализация (опривычивание)[6] сопровождаются фундаментальным процессом - в сознании людей отпечатывается прежде всего позитивный опыт, ведущий к полезному и эстетически привлекательному результату. Типизируясь далее с помощью языка он превращается в образец действия и движется в двух направлениях : в системе ролевых функций (в виде ролевых репертуаров живых индивидов) и в знаковых (семиотических) системах. Последнее обеспечивает возможность трансляции таким образом отобранного опыта в пространстве и во времени (истории). Здесь начало культуры. Поэтому под культурой необходимо прежде всего понимать позитивный жизненный и производительный опыт множества людей, представленный в семиотических системах (язык, письменность и другая символика) и образцах жизнедеятельности («святые», герои, лидеры и т.д ).

Также надо помнить, что мышление человека вариативно : внешний мир осмысливается, трактуется человеком (родовым т.е. совокупным и отдельным ) в соответствии с его интересами и ценностными представлениями. Следовательно, этот отраженный мир соответственно организуется в духовно-целостный мир как модель внешнего мира. Именно этот момент объясняет существование множества «миров культуры», базой которых служит сложившаяся в веках ментальность народа, концентрирующая в себе его жизненный и исторический опыт и служащая моделью, эталоном трактовки внешних событий. В каждом таком мире есть своя картина мира. Она может быть научной, религиозной, художественной и т.д. У современного человека она – мозаична, часто с преобладанием либо знаний, либо верований, либо эстетических представлений и норм.

В современных условиях миры культур, не вступающие в процесс равноправного диалога (вспомним этнические конфликты типа Карабаха, Приднестровья, Косово, Ольстера и т.д.), могут привести к новому витку столкновений. В этом смысле некоторое значение приобретает, весьма правда спорное, утверждение американского профессора Хантингтона о том, что будущая война будет войной культур, т.е. войной не государств с их экономическими или политическими интересами, а войной ценностей. Разумеется, такая борьба может стимулироваться и состоянием этноса, естественно стремящегося к реализации своего потенциала, но еще не обладающего политической суверенностью. В этих случаях ценности «родной культуры» обычно используются как базовое основание для выстраивания аргументов в пользу права политического самоопределения этноса.

Подведем некоторый итог нашим размышлениям о природе культуры. Культура, соединяя воедино внешний и внутренний миры людей (вспомним понятия «опредмечивание» и «распредмечивание», объясняющие механизмы поведения и деятельности человека), образует некую единую структуру, включающую знания, ценности, нормы, социальные образцы и идеи социальных изменений. Она имеет двуединую основу, формирующуюся и во внутреннем мире человека и развивающуюся в то же время и во внешнем мире в виде артефактов (денотатов) культуры. «Передаточным механизмом» между ними служат мир знаков и символов, мир образов и звуков, мир человеческих действий. Им, этим механизмом, обеспечивается процессы опредмечивания и распредмечивания знаний, ценностей, норм и образцов (референтов) в человеческом поведении, деятельности и взаимодействии людей. Поскольку эти элементы культуры имеют возможности (в виде своих инфраструктур) для таких взаимопереходов и могут фиксироваться во внешнем и внутреннем мирах человека, то они являются показателями культурного процесса. Ими являются ценностно-нормативные отношения человека (группы) к миру в целом, к природе, обществу и его законам, к «делу», к людям, к себе. Их можно измерять с помощью социологических методов. Измерение реальных и вербальных (словесно выраженных) отношений в их ценностных значениях для респондентов есть основная задача социокультурных исследований. Социальное в этом словосочетании – это процесс действий и взаимодействий людей, направленных на удовлетворение потребностей индивидуального или массового характера, в ходе чего реализуются реальные отношения участников процесса. Культурное же – это степень оснащенности этого процесса атрибутами (ценностями, нормами, знаниями, образцами) культуры, принятой в данной социальной среде. При этом основной функцией этих и других атрибутов культуры является обеспечение «саморегуляции» социального процесса. Разумеется, саморегуляция происходит для его участников как бы сама собой, но исследователь должен видеть и уметь измерять, следовательно, и оценивать этот невидимый невооруженным знаниями глазом механизмы саморегуляции.

Мы подошли к выяснению вопроса о соотношении общества и культуры в целом. Раскрытие этой проблемы позволит нам представить эти образования, по своей природе социальные, в их органическом единстве.

Что же такое общество? Существует масса подходов к объяснению этого удивительного феномена. Структурно-функциональный, системный, диалектико-материалистический, структуралистский, энвайронментальный, социально-философский и т.д[7]. методологические подходы дают возможность по-разному ответить на этот фундаментальный вопрос. В век плюрализма, т.е. уравнения в глазах людей правды и истины, выбор той и ли иной объясняющей наилучшим образом данную проблему теории –важнейшая исследовательская задача.

Итак, что же такое общество? Для нас в данном случае базовым понятием является «деятельность». На его основе образуется сложное понятие - «жизнедеятельность» т.е. выделяется деятельность, связанная с обеспечением жизни человека («множественного индивида»). Опыт жизнедеятельности множества людей накапливается в сознании и привычках людей и сохраняется в виде структурных формирований (традиций, стиля жизни, мировоззренческих взглядов, ментальности и т.д.). Такой опыт учит людей поступать в схожих обстоятельствах схоже. Формируясь в ценностно-нормативные системы, этот общественный опыт учит вдвойне. Поэтому можно сказать, что культура есть неперсонифицированный учитель людей, образующих конкретное общество. Но для того, чтобы иметь возможность учить людей чему-то надо иметь единое основание для взаимопонимания – им является опять таки опыт , но по разному систематизированный. При этой логике общество выступает как продукт взаимодействия людей. Понятно, что при таком понимании общество не состоит из индивидов, а представляет собой структуры, возникшие в процессе длительного взаимодействия людей, стремящихся, и это естественно, к удовлетворению интересов индивидуального, группового или общественного масштаба. Общество конструируется на основе опыта взаимодействия. «Молекулой» массы взаимодействий, образующих общество, является непосредственное взаимодействие «лицом к лицу»[8]с его принципом «здесь и теперь». Возникающая при этом необходимость интерпретации действий партнера по взаимодействию намного облегчается, если люди руководствуются принятыми в данной культуре нормами и ценностями – взаимодействие становится более эффективным, автоматизированным, т.е. не требующим дополнительных усилий, нежели при соприкосновении человека с представителем иной культуры[9].

Типизация опыта и формирование образцов действий и взаимодействий образуют основы для возникновения институтов общества, выступающих для индивидов как объективные социальные реальности. Они, возникая на основе опыта жизнедеятельности множества людей, имеют свою историю, легитимность (оправданность) в глазах людей; ряд из них (властные структуры) диктуют людям от имени общества и его культуры –«так надо делать!». Другие – «разгружают» людей от непосильной для них ноши (организация и ведение народного хозяйства, защита страны, правоохранение, здравоохранение, образование, наука, искусство и т.д.). Разделение труда между институтами позволяет развивать профессиональную культуру персонала, институциональную и корпоративную культуры и т.д.

Как уже заметил, видимо, читатель, наши размышления идут по линии «действие – взаимодействие- структура». Разумеется, общество как структурное образование, раз возникнув, начинает иметь свои законы развития и тем самым воздействовать на людей «извне», подвергая их поведение и деятельность внешней регуляции. Главным же регулятором выступает принятая культура общества. Такая регуляция упрощается, если общество функционирует и развивается, когда государствообразующим субъектом выступает один этнос, а «цементом» общества – культура данного этноса. Если же государство включает множество этносов, то главным духовно - сплачивающим фактором является то, что является продуктом диалогического развития этнокультур – общечеловеческое, интернационалистское видение мира, противостоящее национальным фобиям, розни между народами.[10]

Итак, мы установили, что постоянным источником формирования и развития и культуры и общества является опыт жизнедеятельности множества людей. Им объясняется природа этих образований. Однако, такого объяснения еще недостаточно для описания картины взаимодействия культуры и общества, какова бы ни была форма последнего. Необходимо воспользоваться еще одной теорией, описывающей взаимоотношения параллельно существующих миров - системного и жизненного[11].

Методологический прием, в некоторой мере устраняющий дуализм в понимании проблемы «общество-личность» – феноменологический анализ жизненных проявлений людей[12]. Степень «культурности» творцов жизненного мира реализуется в интерсубъективных конструкциях ( архетипах культуры, стереотипах, бытовых знаниях, принятых ценностях и нормах жизнедеятельности и т.д.), воздействующих и на системный мир, т.е. мир, структурно оформленный в виде совокупности институтов общества. Ю.Хабермас обнаруживает противоречие между институциональным регулированием общественной жизни и интерсубъективным пониманием – по нему, современное общество не может выразить в своих институциональных структурах реально господствующую мотивацию. Отсюда – выход на проблемы взаимоотношений и взаимовлияний системного и жизненного миров, обнаружение насилия с одной стороны и отчуждения- с другой[13].

Итак, каждый человек, проживая константы своего существования (труд, любовь, борьбу за доминирование , игру и смерть) является участником и творцом повседневной культуры. Специализированная («высокая» – И. Кант, Г.С.Кнабе) культура, выступающая обобщением общего жизненного и исторического опыта множества людей, «помогает» функционированию повседневной культуры в виде «массовой (популярной)» культуры14. Она сообщает культурные импульсы также и институциональной структуре, содействуя развитию институциональной культуры. Тем самым, специализаированная (высокая) культура, творимая профессионально подготовленными людьми (учеными, педагогами, художниками, духовенством, специалистами по управлению и т.д.) выступает своеобразным «мостом» между жизненным и системным мирами людей. Эти же социальные фигуры содействуют внедрению интерпретированных ими инокультурных феноменов в культурное пространство конкретного общества.

На жизненный мир людей культура, прежде всего высокая, воздействует своей продукцией. В качестве продуктов культуры (сообщений) выступают идеи (обогащает мир знаков); рассказы, сказки ( мир мифов); произведения печати (мир литературы); картины (мир изображений); пантомима, кино и театр (мир движений); музыкальные произведения (мир музыки); публикации и теории (мир науки). Такую типологию дает А.Моль. Эти миры являются как бы виртуальной надстройкой жизненного мира людей.

Таково, в общих чертах, современное понимание общества как социокультурной системы. Она и является обьектом исследования социологии культуры.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социологический факультет

Московский государственный университет им М В Ломоносова... Социологический факультет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общество - социокультурная система.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Проблемное поле социологии культуры.
В обьекте науки всегда выделяется та или иная область, подлежащая активному изучению со стороны конкретной научной дисциплины. Но выделяется она не только пространственно, но и предметно. Предметно

Между писателем
и читателем стоят посредники , И вкус у посредника самый средненький» В последующем этот «средненький вкус» чиновника от искусства все больше стал отраж

Культура и религия. Культурообразующие религии мира.
Религия – от лат.Religio : культ богов. Включает совокупность верований, сопровождаемых эмоциональными переживаниями, специфические действия (религиозный культ) и религиозные учреждения (церковь, д

Наука и религия : проблема диалога.
Наука имеет дело с наблюдаемыми и повторяющимися явлениями и процессами. Она вырабатывает знания – достоверные сведения об объективных свойствах изучаемых фактов. Каждая научная дисциплина ,будь то

Т.8. Интеллигенция и ее роль в развитии российского общества
Сложна и трудна судьба интеллигенции в обществе, особенно российском. В современных условиях, когда происходит интенсивная информатизация общества и связанная с ней глобализация многих процессов

Интеллигенция и власть
Противостояние власти, хотя бы ментальное, было, начиная с середины 19 века, традиционной для немалой части русского образованного слоя. Власть воспринимала интеллигенцию как противопоставление Ува

Проблемы модернизации системы образования.
Российская система образования ныне переживает процессс реформирования. Министерство образования, опираясь на педагогическое сообщество стремится обеспечить реализацию изложенных выше принципов дея

Сообщество писателей.
После распада Союза писателей СССР[108] появилось 4 союза : Союз писателей России (Председатель - В.Ганичев, недавно переизбран на Х сьезде),Союз российских писателей (Председатели - Л.Абаева, С.Ва

Кинодеятели
Членство в Союзе кинематографистов «ничего не дает», но кинематографисты Москвы имеют свой элитный клуб, где бесплатно смотрят большинство картин наличного репертуара (директор клуба –Ю.Гусман). Ос

Композиторы.
Отдавая должное наступившей свободе творчества, композиторы утешаются поговоркой - «За все надо платить». Раньше 2% сбора от всех музыкальных мероприятий стекались в Музфонд СССР (И Моцарт , и Бетх

МОСКВА В ОБЩЕСОЮЗНОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ
(Ведущие представители 60-90г.г) Доля Москвы в %% от массива : Общероссийского Общесоюзного . Учеба около 90 около 75 Деятельность около 80 около 90

Какую книгу читали в России в 2001г.?
Детективы и приключения – 31% читающей публики; профессиональная литература – 22%; учебники – 20%; детская литература –19%; словари, справочники-14%; любовные романы – 12%; энциклопедии – 11%;книги

Приятна – через 50 лет своего времени.
Романтична – через 150 лет своего времени.   Классификация норм может проводиться также и по сферам общественного сознания : нормы морали, эстетические нормы, религиозные и т

Словарь терминов, применяемых в социо-культурном анализе.
Адаптация - приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям. Аккомодация – пассивная форма приспособления к социальным отношениям. Аккультурация – процесс взаимно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги