рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблемное поле социологии культуры.

Проблемное поле социологии культуры. - раздел Социология, Социологический факультет В Обьекте Науки Всегда Выделяется Та Или Иная Область, Подлежащая Активному И...

В обьекте науки всегда выделяется та или иная область, подлежащая активному изучению со стороны конкретной научной дисциплины. Но выделяется она не только пространственно, но и предметно. Предметно значит проблемно. Проблемно значит то, что научное «око» взглянуло на эту область и увидело в ней те проблемы, которые жизненно важны для этой сферы и которые можно разрешать, создавая соответствующую теоретическую реконструкцию (модель предметной области) методами данной дисциплины. Например, медицина в целом изучает человека как обьект. Предметом же ее являются болезни человека. В рамках медицины как научной дисциплины в свою очередь развиваются различные направления : терапия, хирургия и т.д. Они, в свою очередь имеют свои обьекты и предметные области, например, глаза и болезни глаз у офтальмолога и т.д.

Переходя к социальной области и рассуждая по аналогии, мы можем увидеть общую социологию, объектом чего является общество в целом, а предметом - общие закономерности его возникновения, функционирования и развития, а также механизмы реализации этих законов. В рамках общей (теоретической) социологии развиваются теории среднего уровня (отраслевые социологии), например, социология труда, социология культуры, экономическая социология и т.д. Каждая из них имеет свои объекты и предметные области. В последних они находят проблемы, теоретическое решение которых жизненно важно для этой сферы : так, социология труда рассматривает состояние организации труда в целом в стране и в различных областях трудовых отношений, стимулирование труда, его производительность и т.д.

Эти рассуждения помогают нам выделить и понять предметную область социологии культуры. Исходя из уже выясненного объекта ее изучения, можно выделить области сосредоточения ею своего внимания на проблемах формирования, функционирования и развития культуры в органическом единстве с развитием социума, подчиняющегося в свою очередь общим законам жизни общества в целом. Какие это области? Жизненный и системный миры. Сфера жизненного мира и саморегуляция ее культурой рассматривается, как уже было сказано выше, социальной антропологией, относительно недавно приобревшей статус учебной дисциплины в вузах Российской Федерации. Это-уровень повседневной культуры, формирующейся и реализующейся при проживании каждым человеком констант (постоянных) своего существования. Системный мир в основном саморегулируется уже с помощью специализированной культуры, представляющей из себя обобщенные выводы из опыта жизнедеятельности всего общества и его структур. Повторимся. : специализированная («высокая»-И. Кант) культура формируется на основе деятельности профессионально подготовленных людей (ученых, художников, учителей, духовенства), результаты которой поддерживают и развивают такие институты , как наука, искусство, система образования и религия. Поскольку социальная (культурная) антропология изучает проявления повседневной культуры, то социология культуры при существующем разделении труда между дисциплинами , изучающими культуру, занята исследованием проблем специализированной (высокой) культуры – авангарда развития культуры общества. Включение в предметную область также и популярной (массовой) культуры как результата взаимодействия высокой культуры, повседневной культуры и текущего жизненного опыта народа формирует контуры системной культуры общества. Поэтому проблемную область социологии культуры в нашем случае можно обозначить как законы и инфраструктуры функционирования и развития в обществе специализированной (высокой) и популярной (массовой, «низовой») культур[14]. Поскольку эта область организована на институциональной основе (системный мир), то социологическому изучению подлежат упомянутые уже институты : наука, искусство и религия. Социологическое изучение означает, что исследуются в них прежде всего функциональные проявления профессиональных сообществ, занятых производством научной и художественной продукции, ее трансляцией, обучением и воспитанием, а также внедрением и поддержанием религиозных верований. Причем рассматриваются, по логике вещей, не только процессы творчества и распространения той или иной продукции, но и такие феномены общественной жизни, которые формируются и функционируют под воздействием специализированной культуры : формы обществненного сознания, массовая культура, общественное мнение и в целом духовная жизнь общества. В связи с этим подлежит изучению деятельность системы образования и масс-медиа как инфраструктур специализированной культуры. Весьма важной областью рассмотрения являются также вопросы взаимодействия культур, имеющие жизненно важное значение для судеб такого поликультурного государства, как Россия.

Итак, высокая ( специализированная) культура – это совокупность форм духовной деятельности, представляющих собой обобщение процессов жизнедеятельности в идеях, науке, искусстве и просвещении (Кант, Кнабе), взятых со своим инфраструктурным обеспечением. Массовая (популярная) культура в основном производна от высокой культуры. Оба уровня культуры опираются на базовую (повседневную) культуру, изученную студентом в курсе социальной антропологии. Производны от высокой культуры (знаний) и артефакты культуры (artefaktum – лат.) – физические предметы, технологии («технэ» – Аристотель), являющиеся овеществленными формами прежде всего высокой культуры.

Объектом воздействия этих уровней специализировааной культуры является прежде всего внутренний мир, ментальность группы, этноса, народа. Менталитет (от лат.mens –ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) – это совокупность установок индивида или социальной группы воспринимать мир определенным образом, т.е. мыслить, чувствовать, следовательно и действовать. В этом случае внутренний мир людей выступает посредником между обществом и действующим субьектом. Можно также сказать, что ментальность есть не только отражающее, но и порождающее сознание. Ее место в человеческом сознании - это «зазор» между архетипами культуры («коллективное бессознательное»-Юнг) и высокорациональными формами общественного сознания как наука, философия, искусство, политическая идеология, мораль и правосознание, изменяющимися исторически[15].

Читатель увидит предметную область дисциплины воочию, если еще раз взглянет на перечень тем курса.

Контрольные вопросы.

1.Существует ли различие между цивилизацией и культурой? Если «да», то в чем они выражаются.

2.Что Вы понимаете под предметом социологии культуры?

3.Что входит в проблемное поле культуры? Дайте определения основных видов культуры.

4.Назовите этапы превращения жизненного опыта индивидов и групп в атрибуты культуры.

Литература

Американская социологическая мысль. Тексты. / под ред. В.И.Добренькова. Изд-во МГУ, 1994

Вебер М. Избранные произведения. М.,1990

Ерасов Б.С. Социальная культурология. Пособие для студентов вузов в 2 частях. М.,1994

Ионин Л.Г.Социология культуры. Учебное пособие. Гл.1.М.,1996.

Култыгин В.П. Классическая социология. М.,2000.

Минюшев Ф.И. Феномен существования : экзистенциальные основы изменений в России. Константы человеческого существования.// Человек и современный мир. М.,2002.

Минюшев Ф.И.Системный и жизненный миры : проблема взаимодействия.//Наука о культуре и социальная практика : антропологическая перспектива.М.,1998.

Михайлова Л.И. Социология культуры. Учебное пособие. Ч.1. М.,1999.

Моль А. Социодинамика культуры. М.,1979.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. //Культурология. ХХ век. М.,1995.

Сорокин П.А.Человек, цивилизация, общество. М., 1992. Раздел «Социокультурная динамика».

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.,1989.

Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе… т.1. Раздел «Социология культуры». М.,2003.

Человек и современный мир. М.,2002.Раздел 1.

 

Тема 2.Типология культур общества.

Россия является поликультурной страной. На ее территории функционируют более ста этнокультур. Каждая из культур в свою очередь имеет свою структуру, поскольку население состоит не только из наций и народностей, но и расслаивается на большие и малые группы по различным признакам : профессиональным, половозрастным, уровню и качеству жизни и пр. Каждая из них «обслуживается» своей культурой или субкультурой. В лекции будет дан сравнительный анализ исторических и современных типов и видов культур.

1.Социокультурные миры : аналитика макрокультур

В курсах «Культурология», «Социология духовной жизни» и «Социальная антропология» студенты изучили классификацию культур, присущих доиндустриальному и индустриальному обществам, а также социокультурные миры, формирующиеся при проживании человеком констант своей жизни. В данном курсе лекций мы переходим от аналитики человеческого существования в контексте повседневной культуры к анализу социокультурных миров, возникающих при воздействии на аудитории продукции, вырабатываемой институтами и сообществами высокой (специализированной) культуры. Анализ таких социокультурных миров связан с изучением внутреннего строения (морфологии) культуры общества; последнюю иногда называют системной культурой. Однако, логика перехода к такому уровню анализа требует освежения в памяти студента знаний о культурах макроуровня, связанных с формой всего общества. Как известно, здесь существуют четыре схемы анализа : с позиций формационнного, цивилизационного, регионального и этнического подходов.

Формационный подход дает нам возможность различать первобытную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и пролетарскую (социалистическую) культуры. Эти социокультурные миры различаются по тому какой класс и его культура стоят в центре общественного развития в данное историческое время. Марксизм, да и современные социально-политические теории основной формой деятельности, важной для общественного прогресса, считают экономическую. Именно здесь реализуются различные общественные противоречия : например, труд, основанный на личной зависимости трудящегося (рабство), труд, основанный на внеэкономическом принуждении (крепостничество) и труд, вызываемый к жизни экономическими средствами (постфеодальные формы общества) образуют собой ступени общественного прогресса в теории формационного обьяснения истории.

Обозначим основные признаки этих исторических типов культур.

- первобытная культура. Homo sapiens появился около 100 тыс. лет тому назад, самый древний город – Иерихон- возник около 10 тыс. лет назад, а древнейшие государства образовались на рубеже IV- III тысячелетий до н.э. Первобытный образ жизни, присущий древним народам, сохраняется и в ХХ веке у некоторых племен Африки. Существуют общие черты первобытной культуры, самой длительной в истории человечества : синкретизм (нерасчлененность) форм, например, мифологичность сознания, бесписьменность, ритуальность; дальнейшее общественное развитие привело к выделению из синкретического целого религии, искусства, науки, философии (Древний Египет, Месопотамия, Китай, Индия).[16]Историю же европейской культуры в рамках формационного подхода можно схематизировать по ведущим формам духовной жизни:

Первобытная культура Синкретизм Þ мифология[17]. Доклассовое общество.
Античная (рабовладельческая) культура Мифология Þ религия, искусство, философия, науки. Господствующий класс – рабовладельцы (патриции и плебеи). Отношения личной зависимости.
Средневековая (феодальная) культура Религия. Господствующий класс – феодальный. Отношения личной зависимости.
Современная (буржуазная) культура Искусство, философия, науки. Господствующий класс – буржуазия. Отношения вещной зависимости. Антагонизм буржуазной и пролетарской культур[18].
Синтетическая культура Как общемировой ориентир в условиях глобализации. Гуманизм, общечеловеческие ценности в виде прав и свобод человека. Диалог науки и религии. Массовизация искусства.

Ныне взгляд на культуру как на элемент структуры общественно-экономической формации, испытывает кризис. В последнее время стало «модным» рассматривать культуру в цивилизационном ключе.Если цивилизация обусловливает параметры устройства и изменений в обществе, то культура выглядит как код цивилизации, позволяющий раскрывать возможности цивилизации применительно к ижизненному и историчекомй опыту того или иного народа.

Цивилизационный подход рассматривает формы общества и его культуру в зависимости, прежде всего, от технологического уровня развития производительных сил. В современной теории различаются доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества. В XXI веке стали очерчиваться контуры информационного общества. Таким обществам присущи свои социокультурыне миры со своими ценностно-нормативными координатами социальной регуляции и ориентации жизнедеятельности людей. В интересах раскрытия темы лекции остановимся на эволюции сознания общества. В истории цивилизаций следует выделить пять структур сознания.

1.Архаическая как первичная, экстрасенсорная, сохраняемая в глубинных значениях корневых слов и полуосознанных ассоциациях.

2.Магическая структура как восприятие бытия вне пространства и времени в постоянном контакте со всеми вещами, которые представляют равную ценность.

3.Мифическая структура сознания, построенная на временном измерении, с которой связаны представления о душе как путнике, идущем сквозь время. Вместо властного отношения к окружающей среде, как это принято в магической структуре, предпочтение отдается принципу откровения.

4.Ментальная (рациональная) структура, ориентированная на измерение линейного пространства. Ей соответствуют понятия целенаправленной мысли, индивидуальной воли и обязательной причинности

5. Интегральная структура сознания, в рамках которой в настоящую эпоху вырабатывается многообразие перспектив внешнего мира, включая и их интуитивное восприятие со всех возможных точек зрения.

Основным принципом всякой цивилизации является поддержание социальной жизнедеятельности на основе ценностных критериев. Определяя их, выявляем глубинную основу, кроющуюся за жизненными проявлениями и определяющую эволюцию общества[19].

Социокультурные (ценностно-нормативные) характеристики исторических типов социальности следующие.

Доиндустриальные общества :

Отношение к человеку : статусное (т.е. оценка человека по его месту в иерархической системе социальной структуры).

Отношение к труду : наказание за грехи

Отношение к богатству : средство поддержания статуса

Отношение к власти : она дана «от бога».

Власть – в виде харизмы вождя, облегчающая классовую монополизацию (аристократией, феодалами) власти для распределения богатства и видов труда - «благородные» и «неблагородные» виды труда выпадают на долю различных индивидов, власть поддерживает это первоначальное неравенство.

Мировые религии[20] являются основой социокультурной организации доиндустриального общества. В теократических государствах власть сращивается с религией. В целом во всех государствах религия является государственной идеологией (пример- в России господствовал воинский девиз «За веру, царя и Отечество!»).

Формируется и поддерживается поле напряженности между обыденным и трансцендентным (профанным и сакральным) сознанием и поведением..

Индустриальное общество

Отношение к человеку – экономическое (например, «ты стоишь ровно столько, сколько у тебя денег ?!»);

Отношение к труду - любой труд ценен постольку, поскольку он оплачивается; труд и оплата труда взаимно развивают друг друга. «Нейтральная чуждость» между людьми.

Отношение к богатству - богатство как самоцель; капитал как средство роста богатства (расцвет торгово-ростовщического и предпринимательского капитала).

Отношение к власти - власть выступает как средство, обеспечивающее равенство товаропроизводителей и социальное неравенство (норма социальной справедливости определяется на основе классовых интересов). Демократия как основная форма властвования. Становление правового государства. Начало формирования среднего класса – стабилизатора общественных отношений. Ценностно-нормативные координаты поведения людей начинают ориентироваться на общечеловеческие ценности в виде прав и свобод человека.

В обществе сохраняется социальное насилие (с помощью правоохранительных органов), поддерживающее социально- классовое и этническое (расовое) неравенство.

Постиндустриальное общество (гипотетические ценностно-нормативные координаты поведения)

Отношение к человеку - человек потребляющий (плейбой?!);

Отношение к труду –обычно понимаемый труд выпадает из списка приоритетных ценностей.

Отношение к богатству –богатство для большинства выступает как средство обеспечения удовольствий ( начинает побеждать принцип «больше развлечений в единицу времени»!).

Появляется массовая культура как cледствие массового образования и влияния средства массовой коммуникации. Развитие индустрии развлечений, культурного рынка.

Власть профессиональная, развивается лоббизм.

Внутренний мир людей испытывает фрустрацию виду усиления отчужденности между людьми; появляется аномия (обезличенность) как следствие бюрократической и технологической рационализации.

Культа наслаждений выступает как коррелят технологизма.

Региональные (надэтнические) социокультурные миры стали достаточно четко различаться в эпоху глобализации (конец XX века). Ясно видны контрастные показатели Западной и Восточной культур, культур Юга и Севера. Также стали различаться и даже противопоставляться геополитические зоны Европы, США, Латинской Америки, Евразии, Азии, Афроазиатской, имеющих свои типы религиозной и светской культур[21].

Этнические (национальные) социокультурные миры различаются по субъекту культуры (этносу) : английская, французская, китайская, русская и пр. Каждой национальной культуре присущи свои ценности, нормы, образцы, традиции, знания и навыки деятельности и поведения людей.

2.Структура культуры социума.

Войдем «во внутрь» конкретной культуры. Анализ строения культуры полезно начать с напоминания о компонентах родового социокультурного явления, выявленных П. Сорокиным.

Каждый процесс значимого человеческого взаимодействия состоит из трех компонентов :

а) мыслящие, действующие и реагирующие люди, являющиеся субъектами взаимодействия;

б) значения, ценности и нормы, благодаря которым индивиды взаимодействуют, осознавая их и обмениваясь ими;

в) открытые действия и материальные артефакты как двигатели или проводники, с помощью которых объективируются и социализируются нематериальные значения, ценности и нормы[22]

Родовое социокультурное явление лежит в основе развития и функционирования всех культур мира. Социологический анализ культуры начинается именно с этого явления, т.е. с признания того, что культура и человек неотрывны друг от друга, и только такой подход позволяет рассматривать развитие культуры в тесной связи с развитием и функционированием общества.

Культуру любого социума можно структурировать по следующим основаниям.

Материальная и духовная культура. Весьма распространенное в теории и практике деление. Однако, такое расчленение культуры имеет эвристические возможности лишь в пределах решения основного вопроса философии, а за его пределами теряет свои объяснительные потенции. Такой подход- порождение гипертрофированного гносеологического взгляда на социальные явления, присущего нашему недавнему прошлому в общественных науках. Ныне совершается переход к феноменологическому подходу в понимании природы культуры. Культура целостна также как и человек, ее производящий : духовное, телесное и психическое начала человека органически входят друг в друга, поддерживают друг друга и объективируются в продуктах человеческой деятельности и формах поведения. Этот вывод связан с пониманием природы культуры как позитивного опыта жизнедеятельности, в котором невозможно различить духовное и материальное – в опыте человек целостен. Итак, ныне культуру надо понимать как целостное явление, в котром можно выделить в целях анализа артефакты – объективированные («опредмеченные») продукты культурной деятельности, т.е. искусственно созданные объекты культуры.

Повседневная («низовая», «обыденная») культура.

Повседневная культура включает в себя все то, что необходимо освоить индивиду для того, чтобы стать и быть членом социума, общества. Знания в виде опыта жизнедеятельности (социально значимое знание), ценности (смысловые и инструментальные) и нормы (моральные и правовые), традиции и верования, образцы (референтные, эталонные группы и лица), умения и навыки, необходимые для жизни в социальной среде – все это составляет содержание повседневной культуры.

Все эти атрибуты культуры можно агрегировать в блоки – организационный, познавательный, трансляции социально значимого опыта. В таком случае организационному блоку соответствует домашняя хозяйственная культура , межличностные и семейно-брачные отношения (ценности и нормы). Познавательный блок включает практическое знание, «народную мудрость», суеверия и стереотипы, обыденную эстетику (фольклор, танцы). Трансляция позитивного опыта жизнедеятельности протекает в формах культуры посредством родительского наставничества, семейного воспитания, социальной педагогики.

Высокая (специализированная) культура - совокупность форм интеллектуально-духовной деятельности, представляющих собой обобщение процессов жизненной практики в идеях, науке, искусстве, просвещении , взятых со своим инфраструктурным обеспечением. Опирается на базовую (повседневную) культуру.

В высокой культуре также можно выделить блоки культурных порядков :

а) культурные свойства социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культура);

б) знание, формирующее и развивающее ментальность, картину мира социума (наука, идеология, искусство, религия, философия);

в) трансляция социально значимого опыта : просвещение (система образования), вещание, формирующее массовую культуру (информирование населения о событиях и фактах интеллектуальной жизни -пресса, телевидение, радио)[23].

В последнее время стали выделять и «популярную» культуру.Это определение относится прежде всего к области искусства.Часто ее появление связывают с технолгическим прогрессом в сфере массовых коммуникаций, позволяющим транслировать произведения искусства (пение, музыка, танец, фильм) большой массе людей – потребителей художественной продукции. Именно в процессе преобразования продукции высокой культуры в популярный вид происходит ряд изменений, делающих эту продукцию усвояемой миллионами слушателей и зрителей.

В литературе и в жизненном обиходе встречаются также понятия : организационная культура, политическая культура, предпринимательская, профессиональная и пр. культура. Все они объяснимы в рамках данной выше структуры порядков культуры.

Итак, на каждом из означенных уровней культуры происходит селекция и накопление позитивного опыта (кумуляция); передача, обмен достижениями и атрибутами (трансляция); повседневное использование атрибутов культуры : знаний, ценностей, норм, традиций, образцов, выраженных в знаковых системах (речь, письмо, зрительные образы, танец, музыкальные звуки и пр.).

Популярная или массовая культура. На стыке повседневной и высокой культуры (науки и искусства) формируется достаточно большой слой популярной (массовой культуры) как результат воздействия специализированной культуры на повседневную. В мировой литературе массовая культура часто характеризуется как эрзац-культура. Это следствие деления культуры на элитарную и массовую. Традиция идет от Ортега и Гассет, Д.Белла. Считается, что в ХХ веке началась массовизация процессов, связанных с переходом в экономике к нематериальному производству (к производству услуг). Происходит стандартизация потребления. Появилось внимание к исследованию массы и ее культуры. В этом смысле представляют интерес выводы Д.Белла («Конец идеологии») о понятии «масса».

Массы как недиференцированное множество : не имеет организации, конформна, потребитель информации, распространяемую средствами массовой коммуникации; стандартизированный материал воспринимается единообразно.

Массы как синоним невежественности. «Широкие массы не могут быть образованными и овладеть культурными ценностями»;

Массы как механизированное общество ( бытие человека приобретает маскоподобный характер). Человек есть придаток техники, он потерял индивидуальность.

Массы как бюрократизированное общество. Все решения принимаются наверху, это лишает людей инициативы, приводит к потере самоуважения, личность теряет свои черты в пользу «стадности».

Массы есть толпа. Отсюда «охлократия» как власть толпы. В то же время толпа не рассуждает, а повинуется, Это сумма однотипных посредственностей. Человек в толпе – варвар.

Понимание массовой культуры вытекает их таких характеристик. Утверждается, что регуляция , управление массой сводится к манипулированию, имиджам, к стереотипам мышления, поведения и действия, к рекламе.

В целом, массовая культура есть производство культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление. Но она привлекательна в силу демократичности.

Эти мрачные оценки были присущи философам и социологам в начале развития средств массовой коммуникации. Позже Р.Хоггарт выделяет в массовой культуре «мертвую» и «живую» части. Поскольку многие его оценки носят современный характер, то имеет смысл проследить эволюцию теоретических представлений о массах и массовом сознании.В массовой культуре в последнее время стали различать две ее разновидности : мертвую и живую масскультуру.

а) Мертвая масскультура – коммерциализированная по духу и продукции, рассчитанная на пассивное потребление, стандартна, антигуманистична, используется властями и держателями средств массовой информации в целях массового внушения нужных стереотипов поведения. Конечная цель этой ширпотребной культурной продукции - поиск формул манипулирования публикой, сведению всех к одному типу личности. Происходит воспитание авторитарного типа.

б) Живая масскультура – она обращается к личности стремится ответить на многообразные вопросы и запросы. Массы стали более образованными, более организованы в различные субкультурные общности, информированы. Характерные черты : массовое сознание – своеобразный фокус культуры общества; массовое сознание - неотъемлемый элемент многоуровневой структуры духовной жизни общества; массовое сознание – это реальное, наличное знание больших общественных групп; это народный здравый смысл; массовое сознание формируется в процессе повседневной жизни, отражая ее ценности, нормы, оценки; оно инертно, консервативно, в структуре стереотипов – чувства симпатии, антипатии, доверия и недоверия; массовое сознание –ограничено.

К этим характеристикам, вполне адекватным российской действительности, надо добавить, что массовую культуру формируют в основном средства массовой коммуникации. Именно их язык, тематика, манера интерпретации (клишеобразное, стереотипное), поверхностные знания комментаторов о социальной жизни порождают у аудитории огрубленное, а порой и искаженное представление о социальной реальности.

Субкультуры. Система ценностей, установок, нормы поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе (системной) культуры, хотя и связанная с ней. Наибольшее применение это понятие находит при анализе молодежи и девиантного поведения. При анализе преступности (делинквентное поведение) выясняется, что такие субкультуры компенсируют «неудачи» их членов в обычном обществе. Носители субкультуры характеризуются «особой» ментальностью, т.е. совокупностью готовностей, установок и предрасположенностью действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом.

Для современной российской молодежи характерны следующие ориентации.

-Развивается комплекс гражданской неполноценности : на вопрос, есть ли что такое, чем они как граждане России могли бы гордиться, 25% отвечают, что сегодня нам нечем гордиться, а почти половина 15-17 летних говорят, «Я хотел бы родиться не в России , а в другой стране».

-Наблюдаются серьезные противоречия в процессе гражданской идентификации. При оценках успехов, достигнутых при периодах развития страны на первое место, почти по всем показателям вышло время «застоя». Современное государство часто оценивается как чуждое, даже враждебное.

Среди молодых людей значительно количество тех, кто ощущает «угрозу своей национальной культуре» (семнадцатилетние–49%, двадцатичетырехлетние –54 %, тридцатиоднолетние -67%). Старшие группы видят угрозу культуре со стороны Запада.

-Неоднозначно отношение к атрибутам демократии. На вопрос «Что такое выборы?» молодые респонденты отвечали следующим образом : это мое гражданское право, возможность повлиять на политику страны –21%, это мой гражданский долг- 17%; это рутинная обязанность – 4%; это пустая формальность- 26%; это обман народа, «комедия» –28%. Последние 54% могут не прийти на выборы.[24]

Здесь даны показатели в основном идейно-политической ориентации. Внимания исследователей заслуживают также отличия субкультуры молодежи в стиле одежды, музыке, речи (жаргон), степени оппозиционности по отношению к культуре « старших», социокультурные последствия такого отрицания.

В современном обществе взаимоотношения всех уровней культуры сложны, оцениваются неоднозначно. Как происходит проникновение в массу специализированной культурной продукции (знаний, художественных образов, правовых норм, политических ценностей и т.д.) и как, в свою очередь, воздействует повседневная (базовая) культура на высокую – предмет социокультурного анализа. Именно раскрытию этих процессов в основном и посвящен данный курс лекций.

 

Контрольные вопросы

1.Какие этапы исторического развития культуры общества Вы знаете? :

а) при формационном анализе

б) при цивилизационном анализе.

2.Существует ли самостоятельная евразийская культура?

3.Определите функции повседневной, массовой и высокой культур общества;

4.Дайте характеристику субкультуры современной российской молодежи.

Литература

Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурный словарь). М.,1991.

Викторов А.Ш. История русской культуры. М.,1997

II Всероссийский социологический конгресс. Материалы секции «Социология культуры». М.,2003.

Ионин Л.Г. Социология культуры. гл.2; М. 1996.

Кармин А.С. Основы культурологии.гл.4, 5.СПб, 1997.

Минюшев Ф.И. Социальная антропология.ч.1, М.,1997.

Михайлова Л.И. Социология культуры. Ч.I, М.,1999.

Человек и современный мир. М.,2002. Раздел 1.

 

 

Тема 3. Взаимодействие культур. Духовная практика восточных культур.

В России совместно проживают более ста наций и народностей, поэтому она является поликультурной и поликонфессиональной страной. Попытаемся ответить на вопросы : каков категориальный аппарат анализа взаимодействия культур? Какие процессы порождаются при взаимодействии культур? Что происходит при соприкосновении лиц разных культур? Что мы знаем о восточных культурах?

1.Категории анализа процесса взаимодействия культур.

Обозначим систему категорий, с помощью которых можно анализировать процессы взаимодействия культур – это важно для российского социолога, живущего и работающего в поликультурной стране. Надо знать, что в основе взаимодействия культур лежит обмен жизненным опытом народов.

Диффузия – процесс взаимопроникновения и взаимозаимствования у других культур элементов культуры : речи, письменности, смысловых и инструментальных ценностей, норм поведения, элементов правосознания, эстетических символов и пр.

Аккультурация - процессы взаимовлияния культур, в ходе которых происходит принятие одним народом полностью или частично культуры другого, обычно более развитого в техногенном смысле – для современных условий. В этом процессе различаются «донор» и «реципиент».

Ассимиляция – (этнографический и политический термин) – поглощение господствующей культурой культуры меньшинств, сопровождающееся становлением единой культуры. Ассимиляция может протекать в насильственных или естественных формах. Социокультурными институтами и механизмами ассимиляции являются государственный язык, образование, техническая документация, делопроизводство, судопроизводство, литература, средства массовой коммуникации.

Аккомодация - приспособление одной культуры к другой, более распространенной, например, путем освоения языка «культуры – донора» : (например, английский - в современных условиях).

Культурная экспансия – сознательно организованное вторжение сюжетов, нравственных и политических ценностей и норм одной культуры в иную культуру (иногда такой процесс называют культурным империализмом). Средства : языковая политика, политика в области образования и СМИ.

Культурный изоляционизм - закрытость культур.( например, Япония до эпохи Мэйдзи, или «Железный занавес» в эпоху сталинизма).

Открытость культур – диалогичность культур; понятие применяется особенно при анализе взаимодействия систем «Запад – Восток». При диалоге культур происходит процесс диффузии.

Детерминанты культурных нововведений : а) признаки нового (идеи, материальные продукты, какие-либо действия) б)время, необходимое для одобрения и принятия нововведения; в) индивиды, группы или иные воспринимающие группы; г) каналы проникновения нового к потребителю; д) определенная общественная группа и преобладающая в ней система ценностей (агенты влияния, референтные группы).

Язык есть несущая основа передачи культурного опыта от поколения к поколению, он обеспечивает возможность традиции, а диалог между культурами осуществляется через поиск общего языка.

Что усваивается быстрее при диалоге культур? П. Сорокин выявил, что более близкое одобрение получают те ценности, которые близки к культуре данного общества; Тард утверждал, что в процессе подражания идеи проникают быстрее, чем с помощью материальных субстрат; Линтон Р. делает вывод, что материальные ценности проникают и одобряются быстрее, чем не материальные; Роджерс считает, что основным побудителем восприятия новшества является осознание людьми выгоды, им приносимой;

Ныне актуальны вопросы взаимодействия культур Запада и Востока. К основным ценностям Запада исследователи относят : индивидуализм, иерархия, деньги, пунктуальность, спасение, первенство, агрессивность, уважение (культ) молодости, цвет кожи, равенство женщин, человеческое достоинство, эффективность, религия, образование, непосредственность. Ценности Востока - материнство, иерархия, мужественность, мощь, мир, скромность, карма (судьба), коллективная ответственность, уважение к старшим, гостеприимство, наследуемое имущество, сохранение среды, цвет кожи, святость пахотной земли, патриотизм, религия, авторитаризм (эти ценности определены по сюжетам и оценкам художественной литературы).

Способы восприятия различий между культурами

В условиях глобализации практическое значение имеет установление этнических стереотипов восприятия иной культуры. Существуют два четко различающихся типа такого восприятия : этноцентрическое и этнорелятивное восприятие. Для первого типа характерны либо отрицание различий культур, сопровождающееся подчеркиванием превосходства своей культуры либо минимизация таких различий. В обоих случаях в «центр мироздания» ставится лишь своя культура. Эта позиция препятствует диалогу культур, их взаимобогащению. Для второго типа – этнорелятивного- характерно принятие существования межкультурных различий, способность к адаптации к новой культуре. Для этой позиции характерно понимание естественного равенства культур (Характерные установки : «Нет передовых и отсталых культур», «Культуры могут оцениваться лишь функционально по отношению к своей группе, этносу»). На стыке культур в этом случае рождается слой маргинальных личностей, часто вобравших в себя либо самое прогрессивное либо самое регрессивное из взаимодействующих культур (об этом свидетельствуют биографии гениев или международных преступников).

Носителями культуры являются лишь живые люди. Поэтому всякое взаимодействие культур необходимо начать с анализа «входа» человека в иную культурную среду. В науке существует понятие U-curve (У-кривая), описывающее этапы такого вхождения. Фазами внутриличностных реакций на иную культурную среду являются : а) подготовка к контакту (предварительное накопление компетенции); б) «медовый месяц» - первая реакция на новую для личности культуру (эйфория новизны); в) «культурный шок» - чувство бескомфортности в случаях реальной встречи с неприятными сторонами чужой культуры ( нормы, привычки, взгляды и пр.); г) адаптация внутреннего мира к внешнему, к иной культуре. Она может происходить в трех формах : «бегство» в себя (отказ от частого общения), «бегство» в землячество, поскольку в своей культурной среде человеку не нужно постоянно следить за собой, многие поступки автоматизируются, что облегчает жизнь; адаптация в форме естественного вхождения в иную культуру (это возможно в случаях близости культур). Вначале адаптируется интеллектуально-психический мир индивида, связанный с профессиональной деятельностью, ибо требования культуры труда и технологическая культура интернациональны (ввиду того, что законы природы и формы организации совместного труда по обработке природных материалов всюду на Земле одинаковы).

Попытаемся ответить на вопрос : могут ли россияне вести равноправный диалог культур с европейскими народами ? Частично на него отвечают данные следующего кросскультурного исследования.

В 1991- 1993г.г. Парижский институт социальных изменений по заказу ОБСЕ провел интересные социокультурные исследования в странах Европы (включая и Европейскую часть России). Данные следующие.

Россия в социокультурном пространстве Европы.

Ниже дана матрица коэффициентов корреляции между ориентациями населения России и стран Западной Европы (умноженные на 100). Измерялась структура ценностных ориентаций. (по координатам : индивидуализм-коллективизм, открытость переменам – закрытость переменам).

Страны Россия Англия Германия Испания Италия Франция

Россия 100 -87 -28 8 93 43

Англия. -87 100 -14 -20 -96 -32

Германия –28 -14 100 -80 -44 -82

Испания 8 -20 -8- 100 26 56

Италия 93 -96 -44 26 100 59

Франция 43 -32 -82 56 59 100[25]

Ясно видно, что указанные ценностные ориентации россиян наиболее близки к ориентациям французов и итальянцев. Говоря в целом, необходимо подчеркнуть, что все страны Европы развиваются в едином потоке – в русле техногенной цивилизации, а культуры стран являются своеобразными кодами, расшифровывающими и адаптирующими условия цивилизации применительно к исторически устоявшейся ментальности, жизненному и историческому опыту того или иного народа.

2.Духовная практика восточных культур.

Необходимость развития диалога между культурами Запада и Востока (геополитические, экономические и военно-политические причины, полагаем, студенту известны) стимулирует процесс их взаимного познания. Познание облегчает взаимпонимание. Понимание ведет к справедливости во взаимных оценках, позициях сторон. Вникнем в практическую суть восточных культур.

Одним из стержневых категорий любой культуры является понятие «судьба человека». Движение, изменение положения человека в мире в культурах Запада и Востока объясняется различно : либо она зависит в большей степени от него самого, либо она в основном предопределена чьей-либо волей (божеством, роком, предназначением). Получаем следующую картину.

Свобода Источник воли
  Сам человек вне человека
Свобода как возможность выбора «Человек хозяин своей судьбы» «Все от бога»
Несвобода (отсутствие выбора) «Лови случай»(случайность)! Судьбу не изменишь!

 

В условиях предопределенности жизни и положения человека в мире развивается фатализм – мифологический, рационалистический, теологический.

Традиционные культуры Востока ориентируют человека на проживание жизни в соответствии со своими духовными устремлениями (душевное здоровье, жизнь в согласии с самим собой). Принято считать, что духовная полезность дороже материальной. Все теории личности основаны на внимательном изучении человеческого опыта – даются ответы на вопрос : как воздействуют на внутренний мир людей различное поведение, различные идеи, отношения и упражнения. В основе лежит опыт сверхличного – учтена тенденция каждого человека обрести более интимное отношение с чем-то большим, чем индивидуальная самость. Западные представления понимают рост скорее в смысле усиления самости индивида (возрастания автономности, самоопределения, самоактуализации). Восточные практики касаются сверхличного расширения, учитывают тенденции к расширению границ самости. Западные тенденции к возрастающей автономности выражаются в спонтанности , самоутверждении, в стремлении к свободе, господству (доминированию). Восточная тенденция человеческую жизнь представляет совсем иначе – человек ищет свое место в широком еднстве, частью которого он стремится быть. В западном варианте он стремится быть в центре своего мира и старается формировать и организовать объекты и события вокруг себя, восточная тенденция – человек скорее добровольно подчиняет себя, становясь органической частью чего- то, что он полагает большим, нежели он сам, находит в нем пристанище. Это и есть сверхличное единство.

Указанные начала являются истоками прагматизма Запада и духовности Востока.

Разумеется, данная схема весьма груба и зачастую ведет к формированию противоположных клише о народах. Знание основных норм и ценностей таких восточных культур как дзен-буддизм, йога и суфизм позволяет увидеть более мозаичную картину.

Дзен –буддизм исходит из того, что в жизни человека есть четыре истины: а) страдание неизбежно; б) неудовлетворенность – это результат стремления или желания (большинство людей не могут принять этот мир как он есть – это порождает неустойчивое состояние ума); в) устранение желаний всегда приводит к исчезновению страданий (вспомним Сократа – «Если хочешь Эмпедокла сделать счастливым, то не набавляй ему денег, а сократи его желания!»); г)средний путь – путь устранения желаний и страданий, его идеал –умеренность. Он ведет к прозрению и миру, мудрости и просветлению. Дзен-буддизм стремится активизировать усилия человека в борьбе с своими недостатками : заявляется, что существуют три источника его страданий – жадность, ненависть, обман.

Дзен-буддизм структурирует жизнь человека в виде стадий, по мере прохождения которых происходит психологический рост индивида. Ученик – домохозяин – «уход в лес» (стадия постепенного ухода от домашних и профессиональных дел»), жизненный советник – отшельничество (ритуал, напоминающий похороны). Последняя стадия позволяет человеку быть свободным в следовании самопостижению без внешних требований и ограничений.

Йога (санскрит) – связь, единение. Одна из 6 ортодоксальных систем индуистской философии. Она есть практическое применение системы санкхья – обозначающей реальный причинно-следственный поток (в отличие от него йога- ведант есть иллюзорный поток). С целью высвобождения духа для единения с Абсолютом введена система психического и физического овладения человеком самим собой : а) психическое овладение - упражнения в сдержанном поведении и соблюдении обетов; б) физическое овладение : упражнения в статической гимнастике (вырабатывается умение направлять прану на определенные участки тела), в) управление ритмикой дыхания. Последние три высшие ступени - психические : вырабатываются собранность, удержание мысли и состояния, размышление. Йога раджа (царственная йога) - цель практики : максимальное самоуглубление (смерть есть «великое самоуглубление»). Карма-йога придает человеку стремление к полному отказу от плодов деятельности. Йога - сутра указывает человеку на пять препятствий росту его личности – на невежество, эгоизм, желание, отвращение и страх.

Суфизм происходит от арабского суфи – грубая шерстяная ткань, власяница как атрибут аскета. Аль Бируни (арабс. мыслитель) указывает на греческое происхождение суфизма – от слова мудрец. Учение возникло в исламе. Оно характерно интересом и стремлением к интуитивному познанию, сверхрациональным явлениям (гипноз, телепатия), сопровождающимся отказом от логического рационального познания мира. Основной целью человека считается самопознание, самопреодоление, познание других через самопознание.

Суфизм как учение означает путь любви, путь почитания, путь знания. Основан на преодолении препятствий интеллектуального и эмоционального характера на пути духовного роста.

Структура личности, по суфизму,- тело, социальное отношение (единство с группой), воля, эмоции, интеллект, самость, учитель.

Передача, внедрение учения осуществляется путем установления ритуалов, упражнений, писаний и их изучения, функционированием специальных храмов, особых языковых форм, истории, танцев и движений, молитв.

Суфизм признает три формы (ступени ) знания :

интеллектуальное знание (начальное). Усваиваются данные, осуществляется их сбор для формирования интеллектуальных понятий. Это есть интеллектуализм;

знание состояний, включающих как эмоции и чувства, так и особые состояния бытия, в которых человек постиг нечто высшее, но не может сам в себе найти к нему доступ. Это - эмоционализм;

реальное знание (знание реальности). В этой форме человек может воспринимать истинное, правильное за пределами ограничений мысли и чувств. Истины достигаются в трех формах – суфии, мудрости, философии. В конце человеку присваивается звание «дервиш» – «которые достигли». У человека, примкнувшего к суфизму пять обязанностей : 1.Два раза в день утверждать : что «Нет бога кроме бога и Мухаммед- его пророк»; 2.Совершать 5 раз в день молитвы (коленопреклоненно, на коврике); 3. Соблюдать пост (в году один месяц не употреблять пищу и воду от рассвета до заката; ведет не только к очищению организма, но и облегчает самоидентификацию с другими через совместное ощущение чувства голода); 4.Осуществлять благотворительность – отдавать сиротам в своей общине «закят» в виде 10%от годового дохода; 5. Совершить хотя один раз в жизни паломничество в Мекку ( паломник удостаивается звания «шейх»).

В условиях глобализации терроризма знание особенностей культур позволяет более разумно подойти к вопросам взаимодействия этно -, гео- и религио- культур. Терроризм часто одевается в религиозные и культурные одежды, он ищет в них вдохновляющие и оправдывающие мотивы, но как социальное-политическое явление он связан с политическим противостоянием групп государств нашего многоликого мира. Поэтому диалог культур – единственный путь к установлению на Земле толерантного мира. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность ведет к гармонии многообразия.

Контрольные вопросы.

1.Какие категории применяются при анализе процессов взаимодействия культур?

2.Что Вы понимаете под диалогом культур?

3.Что такое толерантность – состояние взаимной терпимости или уровень согласованности ценностно-нормативных координат поведения взаимодействующих сторон?

4. В чем заключаются отличие и сходство культур Запада и Востока?

5. Назовите этапы и формы преодоления “культурного шока.”

Литература

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь; часть первая. М.,1992.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Гл.V, ХVII; М.,1991.

Ерасов Б.С. Цивилизации. Универсалии и самобытность. Гл.4; М.,2002.

Иконникова Н.К.Межкультурная коммуникация : специфика и проблемы //Актуальные проблемы бизнес-коммуникаций. М.,1994.

Минюшев Ф.И. Евразийская культура и ее роль в новой архитектуре Европы. // Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов. Часть III, гл.1.; М.,1995.

Реформирование России : мифы и реальность. Тема : духовно-нравственные отношения 1992,93,94г.г. М.,1994.

Россия в социокультурном пространстве Европы / Социологический журнал, 1994, №3.

Тойнби А.Дж. Постижение истории. Часть шестая. М.,1991.

Хисматуллин А.А. Суфизм. СПб, 2003.

Человек и современный мир. М.,2002.Разделы 2,3.

Что такое дзэн? Паломничество в Страну Востока. ( Э.Фромм, К.Г.Юнг, А.Уоттс, Р.Х.Блис). Львов, Киев.1994.

 

Раздел II. Субъекты высокой (специализированной) культуры. Творчество.

Тема 4. Природа и фазы творчества. Творческая личность.

Россия постепенно переходит к информационному обществу. Умножаются вызовы нового времени нашему обществу. Ответы на них все больше требуют творческих решений. Уже недостаточны «вспышки просветления» творческих гениев – инновационные процессы постепенно начинают охватывать все области жизнедеятельности людей, следовательно, и людей, занятых в этих сферах. Появилась общественная потребность в сознательной, систематической ориентации и управлении творческой деятельностью. Как сегодня осмысливается творчество, каковы общественные факторы, стимулирующие ныне творчество и как бы надо формировать творческих людей в стенах высшей школы – проблемы этой лекции.

1.Творчество как атрибутивное явление культуры.

Можно ли дать однозначное определение творчеству – этому самому загадочному явлению в жизни людей? Кажется это невозможным, ибо как многогранность и сложность творчества, так и изменения эталонов оценки нового во времени и месте не дают оснований для формирования единого, универсального понятия. Проследим исторические попытки в философии.

Для античных мыслителей творчество это то, что выступает в двух формах : как божественное – акт рождения (творения) космоса и как человеческое – искусство, ремесло. Гераклит, однако, говорил о подлинном бытии как о вечности изменений, Аристотель доказывал вечность времени и тем самым отрицал божественный акт творения, утверждая, что творчество как создание нового и уникального непричастно к сфере божественного. Платон говорил, что способность творить подчинена созерцанию. В целом античное мировоззрение не отводило творчеству главенствующее место - истинное знание, т.е. созерцание вечного и неизменного выдвигается им на первое место. Отсюда - творческая деятельность ниже созерцания , созидание ниже познания, ибо созидает человек конечное, преходящее, а созерцает бесконечное, вечное. Художник же творит по божественному наитию.

В христианской философии средних веков относительно творчества перекрещиваются две тенденции : а) понимание бога как личности, творящей свободно, а не в соответствии с неким вечным образцом. Творчество есть при этом вызывание бытия из небытия посредством волевого акта божественной личности (Августин). Момент воли присущ и человеку, но ее функции отличны от функций разума : для воли характерны мотивы решения, выбора, согласия или несогласия, не зависящие от разумного усмотрения. Если разум имеет дело с тем, что есть (вечное бытие), то воля скорее имеет дело с тем, чего нет, но что впервые вызывается к жизни волевым актом.

б) вторая тенденция (Ф. Аквинский) утверждает, что бог – это добро в его завершенности, а человеческое творчество есть творение истории – конечные человеческие существа принимают участие в осуществлении замысла божьего на земле. Не разум, а воля связывает человека с богом, поэтому приобретает значение личное деяние, личное, индивидуальное решение как форма соучастия в творении мира богом. Это оказывается предпосылкой понимания творчества как создания чего-то небывалого, уникального и неповторимого. Но сферой творчества оказывается область исторического деяния, деяния нравственного и религиозного. Художественное и научное творчество выступают как нечто второстепенное. Человек обращен к богу и волю свою черпает из него.

Реформация понимает творчество уже не как созерцание, а как действие. Изобретательность и сметливость в ведении дел освящались протестантизмом и тем самым религия перенимала на себя всю нагрузку нравственно – религиозного деяния.

Немецкая классическая философия понимала творчество как деятельность, рождающая мир. Философия жизни рассматривает творчество как творчество культуры и истории. Марксу был близок пафос Возрождения, поставившего человека и человечество на место бога, а поэтому творчество для него выступает как деятельность человека, созидающего самого себя в ходе истории. История же предстает прежде всего как совершенствование предметно – практических способов человеческой деятельности, определяющих собой и различные виды творчества[26].

Экзистенциализм видит творчество в выходе за пределы природного и социального и считает, что в мир вносит новое экстатический порыв. Творческий экстаз, согласно Н.Бердяеву («Смысл творчества» , М., 1916) и раннему М. Хайдеггеру – наиболее адекватная форма существования (экзистенции). Признание экстатической, интуитивной природы существования в противовес интеллектуальному и техническому моментам объединяет экзистенциализм с философией жизни. Человек есть носитель творческого начала и его личность проявляется именно в творчестве как нечто целое, неделимое и неповторимое. Феноменология ( Гуссерль, Гартман…) признает в качестве сферы творческой деятельности науку, но позже культ гения в ней уступает место культу мудреца (античная философия).

В новейшей западной философии для Бергсона творчество выступает как самозабвенное углубление в предмет, как саморастворение в созерцании, для Хайдеггера – как экстатическое выхождение за собственные пределы, как высшее напряжение всего человеческого существа, для Дьюи творчество есть сообразительность ума, поставленного перед жесткой необходимостью решения определенной задачи и выхода из опасной ситуации[27].

Другое направление изучения творчества – психология. Выделялись фазы творческого процесса (фазы сознательного труда, бессознательной работы, вдохновения и т.д.), способностей к творчеству (выделялись признаки гениальности, выражающиеся в особенностях перцепции : необыкновенная напряженность внимания, огромная впечатлительность, восприимчивость), интеллекта (интуиция, могучая фантазия, выдумка, дар предвидения, обширность знаний), характера (уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация, колоссальная работоспособность), мотивации и ценностных ориентаций ( непреодолимое стремление к творческой деятельности, удовлетворение самого процесса творчества). Ядром творчества признавалась бессознательная работа.

Проницательный читатель увидит, что оба направления исследований творчества совершенно не затрагивают проблем воздействия на творчество человека общественных стимулов и механизмов, социальных потребностей в инновациях, а в психологии знания добывались лишь методом самонаблюдения - сам творец массово «не расспрашивался».

Поэтому в последнее время началось социологическое продвижение в вопросе творчества. Кратко об этом.

Исходным является определение творчества древними : оно есть созидание и введение в бытие того, что не существовало прежде. Современная расшифровка этой формулы – деятельность по созиданию нового и его социальная оценка. Внедрение же нового в бытие – инновационный процесс - обычно рассматривается отдельно. Наряду с научным и художественным творчеством ныне изучается и социокультурное творчество, т.е. творчество в рамках повседневной культуры : рождение и распространение новых ценностей, норм поведения, образцов деятельности, кардинальные политические и экономические решения и нововведения. Такое творчество направлено на обновление и самообновление жизни миллионов.

Расширение сфер творчества требует нахождения «общего знаменателя» для современных видов творческой деятельности. Им является природа (определена выше) и фазы творчества в современном ее понимании, а также основные вызовы времени, требующие ныне творческих ответов.

       
   
 

Соотношение привычного (типичного, банального) и нового (оригинального) можно увидеть в следующей схеме.

 
 

Банальное оригинальное

На оси абсцисс фиксируется движение сюжетов от банального (профанного) до оригинального (сакрального). Банальное математически может быть выражено формулой а.а.а.а… Оригинальное тоже имеет математическое выражение, например, : б.ю.с.ц… В каждый момент

 

невозможно предугадать последующий. На оси ординат откладываются показатели доступности банального (профанного) и оригинального (сакрального) наблюдателю, зрителю, читателю.

По диагонали – откладывается мера редактирования в целях популяризации оригинального, нового в целях повышения доступности аудитории авторского языка, мысли и образа.

Фазы творчества выстраиваются в следующей последовательности : подготовка (общее развитие творца) ® инкубация (вызревание идей и образов) ® напряжение ® озарение (откровение)® завершение (дискурс, т.е. аргументация новой идеи, материализация образа). Этот ряд каждый студент может проверить на себе – всем известны случаи возникновения утром ясных решений задач (например, математических), над которой «мучился» вечером. Интересна в этом смысле русская поговорка «утро вечера мудренее». Существуют легенды об озарении Ньютона о законе земного притяжения после падения яблока ему на голову или об откровении Менделеева, увидевшего во сне свою знаменитую таблицу. Все дело в том, что они имели большой мыслительный опыт в своих областях.

Ныне наибольшего осмысления требует работа подсознания. Думается, что ее продуктом является интуиция, понимаемая как жизненный или профессиональный опыт , ушедший в подсознание в «свернутом» виде. «Свернутость» означает сжатость информации (ее возможность сейчас достигнута и технологически).

Интуиция (intuieri – лат.) – процесс непосредственного получения знания посредством целостного схватывания проблемной ситуации без дискурсивного его выделения и доказательств. Различаются чувственная и интеллектуальная интуиция. Первая выражается независимо от интеллекта в образах и ощущениях. Проявляется в эмоциональных актах аксиологического предпочтения (Шелер). Интеллектуальная интуиция –форма мыслительного схватывания сущности явлений ( Гуссерль). Религиозные философы (Маритен) различают также мистическую интуицию, понимаемую как бессознательный процесс божественного откровения, таинственного озарения в общении с абсолютом. В философии жизни интуиция сливается с инстинктом. В психоанализе (Фрейд) - как бессознательный первопринцип творчества. Напряжение возбуждает правое полушарие мозга, контролирующее образные представления и которому приписывается решающее значение в возникновении творческой интуиции в виде смутных невербализованных предчувствий. Предполагается, что одновременно тормозится работа левого полушария мозга, связанного с мыслительной деятельностью.

 

2.Творческая личность.

Социологическое продвижение в теории творчества означает анализ социальных, идеологических и экономических условий творчества, а также информационной и технической оснащенности непосредственного процесса творчества. Эти вопросы будут освещены в теме «инфраструктура творчества». Сейчас, по логике вещей, необходимо остановиться на характеристиках творческой личности.

Вначале ответим на вопрос – что объединяет, например, Эйнштейна, создавшего теорию относительности, с студенткой, пришившей молнию к своим джинсам оригинально, т.е. не так как на других джинсах? Оба они, рассматривая социально, творцы – каждый из них внес свой вклад в развитие мира. Их объединяет одно качество – умение взглянуть на привычное с иной, новой стороны. И не только – важным моментом внедрения нового в социальное бытие является воля личности, решимость довести до результата новый взгляд. Еще один вывод : все люди на Земле способны на творчество, но на своем уровне и сфере развития.

Остановимся на научной сфере, поскольку ответ на вопрос – как готовить студентов к творческой жизни ? непосредственно связан с их самовоспитанием. Необходимо описать свойства, присущие творческому исследователю, как ориентиров самоформирования личности профессионала.

В результате специальных исследований выявлено пять свойств личности результативного исследователя : интерес к сложному, перцептуальная открытость, склонность задаваться вопросами, чувство ответственности за развитие науки, научная ценность продукции[28].

Раскроем последовательно:

а) Интерес к сложному проявляется в том, что перспективный исследователь никогда не удовлетворяется достигнутым объяснением проблемы, всегда стремится выяснить ее невидные связи с другими явлениями социальной или природной жизни. Обогащается ассоциативная память, развивается поле интуитивного знания;

б) перцептуальная открытость выражается в том, что мысли научного исследователя не тормозятся его чувствами. Познавательный и перцептуальный подходы, по Юнгу, различны. Второй связан с оценочным подходом. Недостаточно развитые личности тяготеют к предварению научного объяснения оценочными суждениями, которые, например, отвращение к объекту исследования, могут закрыть путь к познанию его. Интересна в этом отношении духовная практика восточных культур ( Дзен-буддизм, йога, суфизм), предлагающая ряд упражнений, временно прекращающих критическое отношение к объекту; поиск истины (научной, судебной) начинается с бесстрастного отношения к предмету. Не зря юстицию изображают фигурой с завязанными глазами.

в) склонность задаваться вопросами («Почемучки») свидетельствует о главном и необходимом свойстве творческого человека – способности удивляться казалось бы простым вещам. (По Бернсу ребенок – самый творческий человек, взрослые и родители – более стандартизованы). Ницше метафорически выразил историческое и биографическое развитие души человека в виде триады : верблюд (Я должен!) ® лев ( Я хочу!)® ребенок (Я творю!). Лев своей силой расчищает поле для появления нового, на котором творит человек с душой ребенка;

г) чувство ответственности за развитие науки (или любой другой профессиональной сферы). Оно появляется у человека появляется в конце триады : рекрутирование ( вхождение в структуру сообщества, абитуриент)® институализация ( вхождение в организацию как участник совместного действия)® идентификация ( самоотождествление с нормами и ценностями группы, самоидентификация с профессиональным сообществом ). Разумеется, чувство ответственности во многом зависит от функциональной эффективности деятельности социального института и ее отражения в общественном мнении (авторитет, степень общественного доверия);

д) научная (художественная, нравственная и пр.) ценность продукции. Этот пункт будет раскрыт в последующих лекциях, поскольку объяснения связаны с анализом научного сообщества. Здесь отметим лишь данные о возрастной научной продуктивности (обзор работ США). Количество работ, опубликованных за 5 лет: до 35 лет –1,8; 35-39 – 3,8; 40-44 – 5,2; 45-49 – 6,3; 50-59- 5,1; 60 лет-4,4 .

Типы ученых в научном сообществе : 1.альтруист 22%; 2.Человек профессии (более рассудочен, нежели сердечен) – 13,6%; 3. Человек идеи оригинальный, смело и продуктивно мыслящий, эрудит, трезво оценивает способности свои и других, ценит преданность идее, нежели дружеское расположение или теплоту чувств, труден в общении – 9,8%[29].

Контрольные вопросы

1.Что понимается под субъек

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социологический факультет

Московский государственный университет им М В Ломоносова... Социологический факультет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблемное поле социологии культуры.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общество - социокультурная система.
По данным Юнеско ныне в мире функционируют 749 культур (2002г.). Существуют ли какие – либо свойства, общие для всех них, что позволило бы применить методы научного анализа? Ведь наука изучает лишь

Между писателем
и читателем стоят посредники , И вкус у посредника самый средненький» В последующем этот «средненький вкус» чиновника от искусства все больше стал отраж

Культура и религия. Культурообразующие религии мира.
Религия – от лат.Religio : культ богов. Включает совокупность верований, сопровождаемых эмоциональными переживаниями, специфические действия (религиозный культ) и религиозные учреждения (церковь, д

Наука и религия : проблема диалога.
Наука имеет дело с наблюдаемыми и повторяющимися явлениями и процессами. Она вырабатывает знания – достоверные сведения об объективных свойствах изучаемых фактов. Каждая научная дисциплина ,будь то

Т.8. Интеллигенция и ее роль в развитии российского общества
Сложна и трудна судьба интеллигенции в обществе, особенно российском. В современных условиях, когда происходит интенсивная информатизация общества и связанная с ней глобализация многих процессов

Интеллигенция и власть
Противостояние власти, хотя бы ментальное, было, начиная с середины 19 века, традиционной для немалой части русского образованного слоя. Власть воспринимала интеллигенцию как противопоставление Ува

Проблемы модернизации системы образования.
Российская система образования ныне переживает процессс реформирования. Министерство образования, опираясь на педагогическое сообщество стремится обеспечить реализацию изложенных выше принципов дея

Сообщество писателей.
После распада Союза писателей СССР[108] появилось 4 союза : Союз писателей России (Председатель - В.Ганичев, недавно переизбран на Х сьезде),Союз российских писателей (Председатели - Л.Абаева, С.Ва

Кинодеятели
Членство в Союзе кинематографистов «ничего не дает», но кинематографисты Москвы имеют свой элитный клуб, где бесплатно смотрят большинство картин наличного репертуара (директор клуба –Ю.Гусман). Ос

Композиторы.
Отдавая должное наступившей свободе творчества, композиторы утешаются поговоркой - «За все надо платить». Раньше 2% сбора от всех музыкальных мероприятий стекались в Музфонд СССР (И Моцарт , и Бетх

МОСКВА В ОБЩЕСОЮЗНОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ
(Ведущие представители 60-90г.г) Доля Москвы в %% от массива : Общероссийского Общесоюзного . Учеба около 90 около 75 Деятельность около 80 около 90

Какую книгу читали в России в 2001г.?
Детективы и приключения – 31% читающей публики; профессиональная литература – 22%; учебники – 20%; детская литература –19%; словари, справочники-14%; любовные романы – 12%; энциклопедии – 11%;книги

Приятна – через 50 лет своего времени.
Романтична – через 150 лет своего времени.   Классификация норм может проводиться также и по сферам общественного сознания : нормы морали, эстетические нормы, религиозные и т

Словарь терминов, применяемых в социо-культурном анализе.
Адаптация - приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям. Аккомодация – пассивная форма приспособления к социальным отношениям. Аккультурация – процесс взаимно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги