рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Между писателем

Между писателем - раздел Социология, Социологический факультет И Читателем Стоят Посредники , И Вкус У Посредника...

и читателем

стоят посредники ,

И вкус

у посредника

самый средненький»

В последующем этот «средненький вкус» чиновника от искусства все больше стал отражать недоверие власти к интеллигенции. С. Эйзенштейн утверждал, что «когда политическая власть указывает, что я должен делать, я становлюсь бесплодным. Я не могу играть роль иллюстратора»[47]. Огосударствление привело к усилению цензуры. В годы культа личности Сталина давление государства на художников достигло апогея. Разумеется, метод социалистического реализма, диктуемый властью, породил и художественные шедевры, однако, общая атмосфера оставалась удручающей. Это и явилось основным фактором превращения большей части художественной интеллигенции в «партизанов действительности», нащупывающих интуитивным путем тропинки к будущему, заметим, «к лучшему будущему», как полагали многие из них. Ситуация усугубилась еще и тем, что ввиду вступления мира и страны в фазу информационного общества художественная продукция все больше начала приобретать характер дайджеста и шоу, обслуживая спрос массовой культуры. Эта объективная тенденция упадка искусства у нас была сознательно использована для разрушения строя - антисоциалистическое наступление было идейно- политически и даже художественно согласовано, синхронизировано. Участившиеся в последнее время переоценки рядом художников своих позиций перестроечных лет – далеко не случайности. Сегодня можно вполне ясно сказать, что искренние искания интеллигенции в сфере литературы и искусства были цинично использованы постдемократической волной для мародерства на развалинах Союза. Возникший «из ничего» олигархический слой стал энергично отстаивать свои интересы, захватывая в первую очередь прессу, стремясь использовать ее для обретения и политической власти. В очередной раз художественной интеллигенции приходится, ради обеспечения материальных условий своей жизни и творчества, идти на поклон к «спонсорам», «меценатам» и прочим «благодетелям», преследующим в любом случае свои корыстные интересы, совершенно не совпадающие с целями художественного творчества. Повторяется унизительная историческая ситуация, заставляющая художника обслуживать «пресыщенную героиню верхних десяти тысяч».Указанные уроки истории не должны повторяться – об этом говорят несмолкающие дискуссии о социальном состоянии искусства, идущие ныне среди художников. Приведем темы ряда дискуссий, прошедших во время ХХI Московского международного кинофестиваля в 1999 : « Россия после империи» и «Национальные модели кинематографа в контексте мирового кинопроцесса». Основными вопросами были : советское кинонаследие – живые деньги или творческий капитал? Свободный рынок и кино – катастрофа, испытание или панацея?

Единственный путь к оздоровлению этой сферы – укрепление позиций среднего класса во всех областях жизни, жизненно нуждающегося больше всех слоев общества в развитии свободы. Именно его интересы могут современем обеспечить гармонию между «львиным Я хочу!» и «верблюжьим Я должен!» ( Ф.Ницше)- состоянием между молотом и наковальней , постоянно разрывающим духовный мир современного человека - художника.

2.Парадигмы творчества в искусстве.

В рамках своего сообщества художник осваивает и часто идентифицирует себя с той или иной парадигмой . Парадигмы художественного освоения действительности обычно признаются в виде того или иного стиля. В истории искусств различают ампир, барокко, академизм, импрессионизм, классицизм, символизм, модернизм и постмодернизм[48].

Анализ различных стилей в искусстве позволяет выявить их связь друг с другом посредством символа, знака и языка[49].

Каковы основные современные тенденции в развитии искусства?

В ХХ веке любом виде искусства наблюдались стремления к отходу от традиций ХIХ века. Основной упор делался на форму и средства выражения, а не на содержание и тематику. В изобразительном искусстве уходит в историю фигуративность, в литературе - взамен обычному повестовованию пришел метод потока сознания, т.е. метод повествования, когда писатель излагает непрерывный поток мыслей, впечатлений и чувств персонажа без обычных приемов диалога и описаний; в музыке-традиционные тональности сменились антитональностью; в архитектуре функционализм занял ведущее место по отношению к декоративности . Однако, художественная критика выступила против жесткости, негуманности ряда новых форм искусства. Этот протест породил постмодернизм, в котором используется сплав стилей прошлого, нередко с ироническим эффектом. Постмодернизм, например, в архитектуре и живописи отвергает стремление модернизма сохранять чистоту форм и методов.

В объяснительных концепциях искусства фрейдизм и неофрейдизм становятся менее популярными. Ведущим источником в объяснении художественного творчества становится социальная реальность.Это видно, например, в движении изобразительного искусства от религиозной идейности к красоте, от нее – к выражению “общеинтересного”( Чернышевский), опять к красоте (Врубель) и к авангардизму (Шагал, Малевич…)[50].

Проведем небольшой анализ постмодернизма – стиля, характерного для конца ХХ века. Он выступает как характеристика определенного менталитета, специфического мировосприятия, мироощущения и оценки как познавательных возможностей человека, так и его места и роли в окружающей среде. Осознан как общеэстетический феномен западной культуры и теоретически оформлен как специфическое явление в философии, эстетике и литературной критике. Он стал восприниматься как глобальное выражение современного ощущения духа своей эпохи, эпохи второй половины и конца ХХ века.[51]Отказ от рационализма, сомнение в достоверности научного познания, т.е. картины мира, основанной на данных естественных наук, приводит постмодернистов к эпистемологической неуверенности. Начинает возобладать убеждение, что адекватное постижение действительности доступно не естественным и точным наукам или традиционной философии, опирающиеся на систематически формализованный понятийный аппарат логики с ее строгими законами взаимоотношения посылок и следствий, а интуитивному поэтическому мышлению с его ассоциативностью, образностью, метафоричностью и мгновенными откровениями инсайта. Видение мира как хаоса, лишенного причинно-следственных связей и ценностных ориентиров получило определение «постмодернистской чувствительности» (хаологии).

Искусство становится китчем, способствует неразборчивости вкуса, ценность произведений искусства оказывается возможным и полезным определять по той прибыли, которую они дают. Подобная реальность примиряет все, закрепляет состояние бездумного потребительского отношения к искусству. Постмодернизм в искусстве сознательно отвергает всякие правила и ограничения, выработанные предшествующей культурной традицией. Реализм в искусстве основывался на непоколебимых нормах морали, а пришедший ему на смену символизм характеризовался уже как концепция, постулирующая наличие аналогий между видимым миром явлений и сверхъестественным царством «Истины и Красоты». Модернисты же, сомневаясь относительно материалистического детерминизма и «жесткой эстетической иерахии символизма», строили различные догадки и предположения, стреямсь придать «гипотетический порядок и временный смысл миру своего личного опыта».[52] Постмодернистская мысль и искусство обрушиваются на иллюзионизм масс-медиа и тесно связанную с ним массовую культуру, «мистифицирующую» массовое сознание. Читателю знакомы, пожалуй, дискуссии, идущие ныне вокруг литературной деятельности, например, Соловьева и ряда других, ниспровергающих нормы традиционной «нематовой» изящной словесности.

Отрадно то, что постмодернизм культивирует индивидуализм, больше озабоченного качеством жизни, желанием не столько преуспеть в финансовом, социальном плане, сколько отстоять ценности частной жизни, индивидуальные права на автономность, желание, счастье.

В постмодернизме интерес вызывают работы представителей «социологического конструктивизма», которые для обоснования своей теории идентичности личности обращаются к концепции «текстуального мышления», постулируя принципы саморганизации сознания человека по законам художественного текста. Они, анализируя рассказовую природу человечского поведения, выявляют, путем олитературивания сознания, рассказовые структуры личности.Так выделены «комедия», «романс», «трагедия» и «ирония» как повествовательные модусы художественного мышления. «Комедия»трактуется как победа молодости и желания над старостью и смертью; конфликт в комедии обычно связан с подавлением желания героя нормами и обычаями общества. «Романс» же нацелен на реставрацию почитаемого прошлого, осуществляемую в ходе борьбы между героем и силами зла. В «трагедии» индивид терпит поражение при попытке преодолеть зло и изгоняется из своего общества. Этот крах величествен, с этим резко контрастирует сатира «ирония», показывающая, что человек, пытаясь осмыслить и контролировать данный ему жизненный опыт, на самом деле не совершенствуется в нравственном плане. Интерес к речевому поведению в системе «рассказчик- слушатель» привел к возникновению нарратологии –теории, изучающей взаимоотношения автора и читателя.

Завершим вопрос о художественном творчестве данными социологических исследований в Москве, посвященных вопросам престижности тех или иных видов искусства в глазах молодых жителей мегаполиса.

Респондентам (возраст 14-25 лет) был задан вопрос : «Какой из видов искусств является для Вас любимым?». Ответы позволили выстроить следующую иерархию художественных интересов (%%)

Музыка – 34[53]

Танцы – 16

Художественная литература – 15

Живопись и рисование – 11

Драматический театр – 9

Поэзия – 8

Другой вид – 1

Видно, что в формировании художественных интересов молодых людей решающую роль играет доступность пользования тем или иным видом искусства[54].

Контрольные вопросы

1.Опишите историческую эволюцию основных парадигм в искусстве.

2.Дайте определение балету. Что соответствует ему на уровне повседневной культуры?

3.Охарактеризуйте художественные интересы молодежи г. Москвы.

4.Опишите модели государственной поддержки развития искусства.

Литература

Андреева И.М. Театральность в культуре. Ростов на Дону, 2002.

Белый Андрей. Символизм как миропонимание.М.,1994.гл.I, III.

Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М.,1993.

Иванов В.Н., Сергеев В.К. Человек, культура, город. М.,2002.

Кандинский В. О духовном в искусстве.Ленинград, 1990.

Культурная политика России : история и современность / Отв. Ред. К Э. Разлогов, И.А. Бутенко. М.,1996.

Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.,1992.

Молодежь и город. М.,2002

Овчинников В.Ф. Творческая личность в контексте русской культуры. Калиниград, 1994.

Разлогов К.Коммерция и творчество. М.,1992.

Соколов К.Б. Социальная эффективность художественной культуры. М.,1990.

Социологические проблемы художественной жизни. Под ред.Осокина Ю. М.,1993.

 

Тема 7 : Религия в контексте культуры. Наука и религия – проблема диалога.

ХХI век начался невиданными актами международного терроризма. Многие исследователи причины этому начали усматривать в «столкновении цивилизаций» (Хантингтон, США). При этом происходит элементарная подмена понятий : цивилизация понимается как культура, культура понимается как религия, что и ведет к противопоставлению в массовом сознании различных конфессий. Так ли это? Каковы социальные функции религии в современном светском государстве? Можно ли говорить о религии как о разновидности культуры?

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социологический факультет

Московский государственный университет им М В Ломоносова... Социологический факультет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Между писателем

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общество - социокультурная система.
По данным Юнеско ныне в мире функционируют 749 культур (2002г.). Существуют ли какие – либо свойства, общие для всех них, что позволило бы применить методы научного анализа? Ведь наука изучает лишь

Проблемное поле социологии культуры.
В обьекте науки всегда выделяется та или иная область, подлежащая активному изучению со стороны конкретной научной дисциплины. Но выделяется она не только пространственно, но и предметно. Предметно

Культура и религия. Культурообразующие религии мира.
Религия – от лат.Religio : культ богов. Включает совокупность верований, сопровождаемых эмоциональными переживаниями, специфические действия (религиозный культ) и религиозные учреждения (церковь, д

Наука и религия : проблема диалога.
Наука имеет дело с наблюдаемыми и повторяющимися явлениями и процессами. Она вырабатывает знания – достоверные сведения об объективных свойствах изучаемых фактов. Каждая научная дисциплина ,будь то

Т.8. Интеллигенция и ее роль в развитии российского общества
Сложна и трудна судьба интеллигенции в обществе, особенно российском. В современных условиях, когда происходит интенсивная информатизация общества и связанная с ней глобализация многих процессов

Интеллигенция и власть
Противостояние власти, хотя бы ментальное, было, начиная с середины 19 века, традиционной для немалой части русского образованного слоя. Власть воспринимала интеллигенцию как противопоставление Ува

Проблемы модернизации системы образования.
Российская система образования ныне переживает процессс реформирования. Министерство образования, опираясь на педагогическое сообщество стремится обеспечить реализацию изложенных выше принципов дея

Сообщество писателей.
После распада Союза писателей СССР[108] появилось 4 союза : Союз писателей России (Председатель - В.Ганичев, недавно переизбран на Х сьезде),Союз российских писателей (Председатели - Л.Абаева, С.Ва

Кинодеятели
Членство в Союзе кинематографистов «ничего не дает», но кинематографисты Москвы имеют свой элитный клуб, где бесплатно смотрят большинство картин наличного репертуара (директор клуба –Ю.Гусман). Ос

Композиторы.
Отдавая должное наступившей свободе творчества, композиторы утешаются поговоркой - «За все надо платить». Раньше 2% сбора от всех музыкальных мероприятий стекались в Музфонд СССР (И Моцарт , и Бетх

МОСКВА В ОБЩЕСОЮЗНОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ
(Ведущие представители 60-90г.г) Доля Москвы в %% от массива : Общероссийского Общесоюзного . Учеба около 90 около 75 Деятельность около 80 около 90

Какую книгу читали в России в 2001г.?
Детективы и приключения – 31% читающей публики; профессиональная литература – 22%; учебники – 20%; детская литература –19%; словари, справочники-14%; любовные романы – 12%; энциклопедии – 11%;книги

Приятна – через 50 лет своего времени.
Романтична – через 150 лет своего времени.   Классификация норм может проводиться также и по сферам общественного сознания : нормы морали, эстетические нормы, религиозные и т

Словарь терминов, применяемых в социо-культурном анализе.
Адаптация - приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям. Аккомодация – пассивная форма приспособления к социальным отношениям. Аккультурация – процесс взаимно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги