рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПОНЯТИЕ «ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ». ЭТНОС, НАРОД

ПОНЯТИЕ «ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ». ЭТНОС, НАРОД - раздел Социология, ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ   С Самого Возникновения Человека Как Вида Он Существует В Сово...

 

С самого возникновения человека как вида он существует в совокупности общностей. Ранее рассматривалось понятие «общность» и те структуры, которые подходят под это понятие: семья, малые группы, классы, общество. В этой связи отмечалось, что социальные общности обладают каким-то базовым, системообразующим признаком, например территорией. Наиболее сильно с этим признаком связана такая общность, как этническая: семьи соединялись в роды и общины, из них возникали племена, организованные как протогосударства, развитие государства превращало племена в народы, населяющие страны.

Другим базовым признаком, отличающим одну этническую общность от другой, является корневая система языка, сближающая разные народы, имеющие одну этническую основу. Например, русских, белорусов, украинцев и другие славянские этносы сближает сходство их языков. Язык, следовательно, базовый, но не абсолютный признак этнической общности. Так, например, американский субэтнос — не нация, а именно сообщество этносов, которое складывалось не на близости языков. Американский этнос возник на основе развития хозяйственных, политических и других связей. Однако это не единственный вариант организации этнических отношений.

Этнос, как это следует из вышеизложенного, сложившаяся в ходе исторического процесса устойчивая совокупность людей, объединенных между собой общей территорией совместного проживания. Действительное совместное проживание формирует у каждого этноса общие формы поведения и сознания, отличающие один этнос от другого. К числу таких общих форм поведения и сознания прежде всего относятся приметы повседневной жизни народа. Понятия этнос и народ — это однопорядковые, означающие одно и то же явление. Для того чтобы осуществлять повседневную жизнь, то есть пить, одеваться, строить жилища, в принципе, чтобы взаимодействовать между собой по всем этим поводам (добыча пищи, одежды, строительства жилья или нахождение естественных мест укрытия от дождя, холода и т. д.), уже первобытным людям, племенам понадобился инструмент, механизм связи между собой, механизм общения или механизм взаимодействия. Таким механизмом, причем врожденным, универсальным для всех времен и народов, стал язык. Сначала язык — это совокупность различных знаков, при помощи которых люди устанавливали связь между собой, осуществляли взаимодействие. Первоначально это были разрозненные знаки, но многократно, миллиарды раз повторяясь, они превращались в систему знаков. Язык совершил в течение длительного времени сложнейшую эволюцию от совокупности разрозненных знаков общения людей — мимики, жестов, поз, то есть того, что называют языком тела, до озвученной, вербальной (словесной) формы общения, организующей сознательную деятельность людей. Именно в такой последовательности формировались наиболее общие и устойчивые принципы общения и поведения людей: язык и деятельность, взаимодействие людей по самым различным поводам.

Язык этносов. Миллиарды раз повторяясь, она (практика) закреплялась определенными логическими фигурами и правилами, связанными со структурированием разговорной речи и ее нормированием, определяющим порядок высказываний при вербальном общении. Другими словами, общение людей при помощи слов сделало необходимым диалог, то есть вполне сознательный акт двух взаимодействующих индивидов. Следовательно, «язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми».

С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется, приобретает независимое существование самосознание личности, группы, этнической общности, нации. Именно в языке воспроизводятся особенности бытовой культуры, традиции и обычаи того или иного народа, образующие этническое самосознание народа, репрезентирующего свое единство, прежде всего — общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство.

В то же время по языку, по своим традициям и обычаям народ осознает свое отличие от других народов, у которых своя история, свой язык, свои традиции и обычаи.

Племена. Может быть, первой общностью, в которой возникает осознание человеком своей принадлежности к своей и только к своей общности, ее языку, традициям, обычаям, в целом ее бытовой культуре, явились племена, жизнь и деятельность которых основывалась на родовых и социальных связях.

Другими словами, племена — это общество примитивного типа, совместно обеспечивающее свое выживание, члены которого имеют общие культурные или языковые свойства, а также взаимные права и обязанности. Как правило, в племени, общности, характерной для первобытного общества, большую роль играют кровнородственные связи, обеспечивающие социальную сплоченность племени и его внутриплеменное общение. Элементы политической централизации слаборазвиты и связаны в большей своей части с проблемами внешнего общения с другими племенами.

С переходом к более развитым формам социальности, чем племенная, социальным общностям, где основой общения были уже не кровнородственные, родовые связи, а социальные — цивилизационное развитие вышло на новый виток, когда появился новый тип общности — народ. Народ, или этнос как тип этнической общности (будь то народ Древнего Египта, Древней Греции и Рима или Византии, Индии или Китая), равно как и народы, образовавшиеся позднее (Испании, Франции, Германии, России), имели все те же признаки этнической общности: свой язык, свое происхождение, свою культуру, обычаи и традиции, но народы как более развитый тип этнической общности, как цивилизационный тип общности, снимает с себя маску обезличенности и предстает в естественно-историческом процессе во всей оригинальности, обусловленной не только родовыми связями, но и социальными. Социальные связи и отношения значительно обогащают существующие основные признаки любой этнической общности, в том числе язык, культуру, этническое самосознание. За счет такого обогащения объединительные процессы внутри этнических общностей, народов в эпоху цивилизации поднимаются на новый уровень. Сливаются воедино родственные по происхождению, близкие по языку и культуре этносы (или их части), взаимно поглощаются; на основе социально-экономического и культурно-бытового развития нового, более крупного этноса — народа, появляются новые черты и признаки, существенно отличающие народ от племени, народности. Именно в это время начинают складываться национальные характеры многих народов. Это нашло свое выражение в их национальном сознании и самосознании. Другими словами, племена сменились формирующимися народами. Народ — это исторически сложившаяся совокупность этнических общностей, народностей, близких друг другу по происхождению, языку, занимаемой территории и другим основным признакам этнической общности.

Отсюда очевидно, что социальным «субстратом», человеческим наполнением страны является не население, не совокупность индивидов, а народ. Он может быть организован и структурирован по-разному – и как классовое гражданское общество (как на современном Западе), и как сословное общество дореволюционной России, и как кастовое общество Индии, и как «почти неклассовое и несословное» советское общество. В большинстве случаев механизмы разделения и объединения структурных элементов всех этих общественных систем являются более слабыми и более «внешними», чем разделение и соединение этническими (или квазиэтническими) границами и связями.

Очень многим также кажется, что этнические общности образуются естественно. Это представление ошибочно. Народы, как и племена, все сообщества людей складываются в ходе их сознательной деятельности. Как и другие сообщества, народы проектируются и конструируются, строятся и демонтируются.

Когда и как возник русский народ? Разве это не один из главных вопросов отечественной истории? Но невозможно вспомнить тот раздел учебника, общеизвестную книгу или хотя бы статью в популярном журнале, где бы давался ответ на этот вопрос. В итоговом труде главы нашей официальной этнологии Ю.В. Бромлея (1983) вскользь, в двух словах, упоминается этот вопрос – и никакого ответа. Как будто русский народ существовал вечно как духовная субстанция, а затем, между ХIV и ХVI веками, «соткался» из этого духа.

Что же мы понимаем под словом «народ»? В обзоре по этой теме (1993) сказано: «Какое-либо юридическое определение «народа» отсутствует, как отсутствует какое-либо общепринятое социологическое или политическое определение. Более того, ООН очень тщательно и преднамеренно избегала попытки дать определение «народа» даже при всем том, что она дала некоторым из них право на самоопределе­ние».

Это вполне объяснимо: любое юридическое определение понятия народ может иметь столь далеко идущие политические последствия, что юристы и политики предпочитают оставлять для себя широкие возможности разных истолкований термина. В другом обзоре (К. Янга) сказано: «Учитывая новый подъем политической либерализации, мы оказываемся перед вероятностью возрождения или выдвижения новых требований самоопределения во многих частях мира со стороны групп, определяемых на основе их культуры. Что такое «народ», имеющий право выдвигать это требование? Как может такое требование получить юридическую силу?».

Более того, даже придание термину народ максимально неопределенного смысла не спасает политиков от неразрешимых противоречий, так что в правовые документы приходится вносить дополнительную неопределенность с помощью несовместимых друг с другом утверждений.

Янг пишет: «Наличие фундаментальных противоречий во всех попыт­ках кодифицировать ограничение сферы действия принципа самоопределения наглядно иллюстрируется рас­хождениями, которые имеются между статьями 1 и 6 тор­жественной Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1960 году:

«Статья 1: Все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободны определять свой поли­тический статус и свободны осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие.

Статья 6: Любая попытка, направленная на частичное или полное нарушение национального единства или терри­ториальной целостности страны, является несовместимой с целями и принципами Устава Объединенных Наций.

Резолюция ООН № 1514 (XV), декабрь 1960 г.».

Таким образом, смысл слова народ уточняется при помощи контекста. Часто под этим словом понимается население страны (территории) – вся совокупность тех, кто народился на этой части земли. При буквальном переводе слово народ эквивалентно слову нация, производное от латинского слова рождаться.

В некоторых контекстах слово народ сближается по смыслу с понятиями подданных или граждан. Здесь ослаблен этнический смысл связей, соединяющих людей в народ – например, российский народ составлен из большого числа разных этносов, а в народ Франции включено большое число этнических арабов. В других случаях, напротив, под народом понимается этнос или, во всяком случае, этническая сторона дела подразумевается. В этом случае говорят русский народ.

Но это самое первое приближение к пониманию. Дальше начинаются расхождения в толковании термина, для многих неожиданные, о которых мы никогда не думали. Прежде всего, представления о народе (народности, национальности, нации) резко различаются в «западном» и «незападных» обществах. Об этом предупреждает Л.Н. Гумилев: «Азиатские понятия термина «народ» и европейское его понимание различны. В самой Азии этническое единство воспринимается по-разному, и если даже мы отбросим Левант и Индию с Индокитаем, ... то все же останутся три различных понимания: китайское, иранское и кочевническое…

В Китае, для того чтобы считаться китайцем, человек должен был воспринять основы китайской нравственности, образования и правил поведения; происхождение в расчет не принималось, язык тоже, так как и в древности китайцы говорили на разных языках. Поэтому ясно, что Китай неминуемо расширялся, поглощая мелкие народы и племена.

В Иране, наоборот, персом нужно было родиться, но, сверх того, обязательно следовало почитать Агурамазду и ненавидеть Аримана. Без этого нельзя было стать «арийцем». Средневековые (сасанидские) персы не мыслили даже возможности кого-либо включить в свои ряды, так как они называли себя «благородные» (номдорон), а прочих к их числу не относили. В результате численность народа падала неуклонно…

Чтобы считаться хунном, надо было стать членом рода либо с помощью брака, либо повелением шаньюя, тогда человек становился своим. Наследники хуннов, тюркюты, стали инкорпорировать целые племена. На базе восприятия возникли смешанные племенные союзы, например казахи, якуты и т.п. У монголов, вообще весьма близких к тюркам и хуннам, получила преобладание орда, т.е. группа людей, объединенных дисциплиной и руководством. Тут не требовалось ни происхождения, ни языка, ни вероисповедания, а только храбрость и готовность подчиняться».

Это предупреждение очень важно для нас, поскольку мы, получив образование европейского типа, постоянно прикладываем западные понятия к нашей, во многом принципиально иной реальности. Именно в представлениях о человеке, народе и обществе пролегает важная граница для различения западного и незападных обществ. П.Б. Уваров пишет: «Именно в русле этнографических и антропологических исследовательских программ возникает сравнительно удачное наименование для обществ незападного типа — традиционные общества».

В царской и советской России существовало устойчивое понятие народа. Оно вытекало из понятий Родина-мать и Отечество. Народ - надличностная и «вечная» общность всех тех, что считал себя детьми Родины-матери и Отца-государства (власть персонифицировалась в лице «царя-батюшки» или другого «отца народа», в том числе коллективного «царя» - Советов). Как в христианстве «все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (и к тому же «Мы - дети Божии... а если дети, то и наследники»), так и на земле все, «водимые духом Отечества», суть его дети и наследники. Все они и есть народ. Небольшая кучка отщепенцев, отвергающих «дух Отечества», из народа выпадает, а те, кто отвергает этот дух активно, становятся «врагами народа». Дело власти - за ними следить, их увещевать, а то и наказывать.

Таков был русский миф о народе, многое взявший из Православия и из космологии крестьянской общины. Мы никогда не соотносили его с иными представлениями. А ведь уже даже на ближнем от нас феодальном Западе государственность строилась на совсем других толкованиях. Например, в Польше и Венгрии вплоть до ХIХ века сохранялась аристократическая концепция нации. Так, «венгерскую нацию» составляли все благородные жители Венгрии, даже те, кто венграми не был и по-венгерски не говорил - но из нации исключались все крепостные и даже свободные крестьяне, говорившие на диалектах венгерского языка. Представления венгров о своем народе быстро изменялись в ходе сдвига, всего за столетие с небольшим, от аристократического к пролетарскому национализму.

Аристократическое понимание народа на Западе было отвергнуто в ходе великих буржуазных революций, из которых и вышло гражданское общество. Было сказано, что приверженцы Старого порядка - всего лишь подданные государства («монарха»). Народом, (демосом), становятся лишь те, кто стали гражданами и совершили революцию, обезглавив монарха. Именно этот, новый народ и получает власть, а также становится наследником собственности. И этот народ должен вести непрерывную войну против всех тех, кто не вошел в его состав.

В фундаментальной многотомной «Истории идеоло­гии», по которой учатся в западных университетах, читаем: «Демократическое госу­дар­ст­во - исчерпывающая формула для народа собственников, постоян­но охва­чен­ного страхом перед экспроприацией... Гражданская вой­на яв­ля­ется условием существования либеральной демократии. Че­рез войну утверждается власть государства так же, как «народ» утвер­ж­да­ет­ся через революцию, а политическое право - собст­вен­ностью... Таким образом, эта демо­кра­тия есть ничто иное как хо­лод­ная гражданская война, ве­ду­щая­ся государством».

Другими словами, в понятиях политической философии Запада индивиды соединяются в народ через гражданское общество. Те, кто вне его - не народ. C точки зрения западных исследователей России, в ней даже в середине XIX века не существовало народа, так как не было гражданского общества.

Почему российское толкование слова народ кажется столь отличным от современных западных? Только потому, что в состав народа в России включалось подавляющее большинство населения – трудящиеся. Очевидно, что в аристократической концепции нации (как в дворянской Польше или Венгрии) образ народа совершенно иной. Вплоть до революции 85% населения России составляли крестьяне, которые и признавались главным ядром народа. Рабочие еще не превратились в класс (пролетариат) и в общественном сознании причислялись к трудовому люду. Потомственное дворянство включало в себя всего лишь чуть более 1% населения, и оно тем более не причислялось к народу, что находилось в симбиозе с крестьянством как управляющее и противопоставляющее себя крестьянству сословие.

К социальным группам, которые в обыденном сознании в России не включались в народ, принадлежали и государственные чиновники (бюрократия). Российская бюрократия, порожденная реформами Петра, постепенно отдалялась и отторгалась от народа как угнетающая надстройка, к тому же постепенно проникавшаяся социальным расизмом и русофобией. Разделение народа и чиновничества воспринималось в России как данность, над ним никто и не задумывался.

Из народа в дореволюционной России была исключена также возникшая в процессе модернизации совершенно особая (и в социальном, и в мировоззренческом плане) группа – интеллигенция. Причины этого обоюдного разделения (при всем народопоклонстве русской разночинной интеллигенции) – очень большая и важная тема, одна из главных в русской философии начала ХХ века.

А. Блок написал в статье «Народ и интеллигенция»: «Народ и интеллигенция - это два разных стана, между которыми есть некая черта. И как тонка эта черта между станами, враждебными тайно. Люди, выходящие из народа и являющие глубины народного духа, становятся немедленно враждебны нам; враждебны потому, что в чем-то самом сокровенном непонятны».

После революции и Гражданской войны основная масса чиновничества и интеллигенции СССР рекрутировалась уже из тех, кто прежде принадлежал к «трудящимся». Более того, в массе своей партийно-государственный аппарат был заполнен бывшими командирами Красной армии, прошедшими школу Гражданской войны. Их костяк составляли выходцы из крестьян и средних слоев малых городов центральной России. Ветераны Красной армии образовали костяк советской администрации.

Дети рабочих и крестьян заполнили рабфаки и вузы и быстро сформировали массу трудовой интеллигенции. Таким образом, сословное деление было преодолено, и две важные социальные группы вернулись в народ. Дворяне и буржуазия как класс исчезли, дети их в массе своей влились в трудовую интеллигенцию и также стали частью народа (вплоть до нового раскола, который стал назревать с 60-х годов ХХ века). Контингент изгоев резко сократился в объеме и утратил определенность своей социальной структуры (точнее, в большинстве своем он был представлен как раз частью бюрократии и интеллигенции). Эта часть, исключенная из народа, составляла общность врагов народа. Процесс лишения прав этой общности и репрессий ее значительной части в какой-то момент приобрел трагические формы, что было одним из следствий преобразования советского общества в 30-40-е годы в общество тоталитарное, организованное для преодоления чрезвычайного периода.

Таком образом, мы можем констатировать, что в СССР народом являлось, по общему мнению, практически все его население.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ

ФИЛИАЛ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА... ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПОНЯТИЕ «ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ». ЭТНОС, НАРОД

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Для студентов всех специальностей и всех форм обучения
        Красноярск, 2009

Некоторые методы эмпирической социологии
- опросы общественного мнения а) интервьюирование б) анкетирование - наблюдение - контент-анализ   16. Научное иссл

СОЦИОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. ЕЕ ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ Мы, люди, всегда живем в двух мирах: в мире природы и в мире общества, без них нельзя представить себе жизнь человека. Равно как и природа, так и

Материалистического понимания истории
Исходным для марксизма является положение о связи общественного бытия и общественного сознания. Этим принципом закладывается основа материалистического понимания истории. Марксистское понимание ист

Общество
Из самого названия следует, что единую социально-культурную систему образуют две ее части: «общество» и «культура». На какой основе они могут быть единой системой, можно понять тогда, когда будет я

Культура
Надо сказать, что с самого начала термин «культура» был связан с определенным естественным процессом, происходящим с помощью рук человеческих: «возделывание почвы, ее культивирование», хотя акт при

Социология культуры
Социология культуры изучает социальные закономерности развития культуры. Социологию интересует не только содержание законов развития культуры, но и формы проявления этих законов в деятельности люде

Культура элитарного типа
Раньше было принято считать, что элитарная, или высокая, культура — это как бы сущностный признак политической элиты. Она считалась носителем классических образцов высокой культуры: оперы, балета,

Культура внеэлитного или народного типа
Внеэлитарная культура создается народом. Народное творчество имеет своим источником традиции, сказки и сказания, легенды и былины, песни и танцы, которые и называются народными, потому что не имеют

Массовый тип культуры
Массовая культура, поскольку она существует, пользуется спросом - потому, что в обществе всегда найдутся люди с не очень высоким вкусом и уровнем культуры, для которых шедевры мировой и национально

Доминирующий и субкультурный типы культуры
В том, что в индустриальном обществе достаточно рельефно отделены друг от друга элитарная, народная культура от культуры кассовой, нет ничего удивительного. Потребительское общество порождает и пот

Субкультура молодежи
Субкультуру молодежи необходимо выделить особо. Новое поколение учащихся — это другое поколение молодежи, существенно отличающееся от предшествующих поколений молодых людей советского времени. Общи

Специфика различных типов обществ
Сущность многих, порой весьма важных общественных институтов, может быть понята лишь исходя из типа того общества, которым они порождены. Каким же образом можно классифицировать типы обществ?

Человек и общество
Антропологические модели, определяющие соотношение понятий «человек» и «общество», в коллективистском и индивидуалистическом обществах различаются принципиально. В коллективистском обществ

Мораль и право
Принципиальное отличие коллективистского общества от индивидуалистического состоит в том, что в первом всегда формируется ядро этических ценностей, признаваемых общими для всех членов общества («не

Типы общества и типы государства
В соответствии с представлениями о человеке и с теми связями, которые соединяют людей в общество, строится политический порядок, определяющий тип государства. Имея как образец идеал семьи, традицио

Экономика
Одной из главных задач государства в любом обществе является регуляция отношений в хозяйственной сфере (производства и распределения). Главные основания права в этой сфере также очень различны в ин

Методы господства
Любое общество побуждает людей к поведению, не выходящему за рамки установленных норм. Это осуществляется двумя принципиально разными способами - принуждением и внушением. Общество коллективистског

ЭТНОГЕНЕЗ И ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Социальные и этносоциальные отношения представляют собой взаимодействие людей, индивидов по поводу своей национальности, своей этнической общности. Каждый человек хоть раз в день, но произнесет сло

НАЦИЯ — НАЦИОНАЛЬНОСТЬ
  Наиболее высоким типом этнической общности является нация. Нация — тип этноса, характерный для современного общества. Исторически возникновение нации связано с прео

НАЦИОНАЛИЗМ
  Это понятие можно рассматривать в двух значениях. Во-первых, его можно понимать как верование в принадлежность к народу, исключительному по своим качествам и чертам характера, котор

НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ, РАСЫ
  Необходимо отметить, что две мировые войны и их последствия дали мощный толчок национально-освободительному движению во всем мире. Благодаря ему создано много новых наций, что прида

НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
  В каждой этнической или субэтнической общности большое значение может иметь, а может и не иметь единство духовной культуры различных этносов, ценностей, которые они культивируют, но

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ
  Национальный вопрос — это вопрос об идентичности наций, народов и народностей, живущих на одной территории и объединенных государственностью. В современных условиях национальный воп

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Утверждая, что социология как наука изучает наиболее общие закономерности взаимодействия человека с обществом и общества с человеком, мы тем самым подчеркиваем динамизм, как сущностную черту данног

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
  Социальные изменения как результат социального взаимодействия между обществом и человеком обусловлены, как правило, множеством различных действий субъектов общественной жизни. По су

Темы для рефератов
  1. Социальные изменения: их роль в семье, коллективе, обществе. 2. Социальные изменения — движущая сила общественного развития. 3. Социальная диффузия: ее значение

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИНСТИТУТЫ
ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ» Сущность социальных движений заключается прежде всего в том, что они характеризуют коллективные действия людей, возникающие спонтанно, не сан

Политические движения
Политические движения — это коллективные действия людей по поводу политической власти. Ее завоевание, укрепление или свержение — это все акты политических движений. Они (акты) модифицируются в отно

Экспрессивные движения
Это достаточно массовые объединения людей, которые, отчетливо понимая, что существующая социальная действительность далека от обещаний лидеров нового политического режима, тем не менее, оправдывают

СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Имеет смысл еще раз повторить, что взаимодействие человека с обществом не происходит и не может происходить напрямую. Это опосредованный процесс. Звеньями, параметрами этого опосредованного процесс

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
  Разновидностью социальной организации, отражающей наиболее высокий уровень упорядоченности, системности взаимодействия человека с обществом, является такая социальная структура, как

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
Для чего изучать конфликты? Отвечая на этот вопрос, российский социолог А. Г. Здравомыслов считает, что каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода

КОНФЛИКТЫ И ИХ СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА В СОЦИОЛОГИИ
Понятие «конфликт» (от лат. conflictus — столкновение) имеет не одну интерпретацию. В философии — это категория, отражающая стадию (фазу и форму) развития категории «противоречие», когда существующ

РАЗНОВИДНОСТИ (ТИПЫ) КОНФЛИКТОВ
  Среди типов социальных конфликтов выделяют: — позиционный конфликт, в основе которого лежит объективное расхождение целей и интересов работников разных учреждений, о

СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
  Конфликты в социальной жизни возникают тогда, когда неэффективно функционирует система управленческих отношений. Совершенная система управления — это своего рода панацея от конфликт

Темы для рефератов
  1. Конфликт как предмет социологического анализа. 2. Основания классификации социальных конфликтов. 3. Технологии предупреждения социальных конфликтов и способы их

ИДЕОЛОГИИ СОВРЕМЕННОСТИ. Часть 1.
Термин идеология возник в литературе позднего Просвещения (конец XVIII века) и воспринимался как наука об идеях, средство определения истины и рассеяния иллюзий. У Маркса и Манхейма п

ПРАВЫЕ ИДЕОЛОГИИ: ЛИБЕРАЛИЗМ И КОНСЕРВАТИЗМ
  В первую очередь мы рассмотрим две из сложившихся к нашему времени идеологий, объединяемые общим термином, - «правые» или «буржуазные»: либерализм и консерватизм. Эти

Неомарксизм
    Рассмотрим еще одно направление политической мысли, оказавшее принципиальнейшее влияние на формирование современной политологии, ее теоретической базы, концептуально

ОСНОВЫ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  Почему случаются войны? Национализм ли их основная причина? Или идеология? Или отсутствие мирового правительства? Или неправильное восприятие? Или врожденная агрессивность людей? По

РЕАЛИЗМ
  РЕАЛИЗМ базируется на четырех основных предпосылках: 1. Государства есть принципиальные и наиболее важные действующие лица (международной политики)

Национальная безопасность является приоритетом внешней политики.
Вопросы военной политики – и связанные с ними – доминируют в сфере международных отношений. Реалист фокусирует внимание на актуальном или потенциальном конфликте между государствами, исследуя метод

Система как взаимодействие
В рамках этой концепции работают, в частности, американские ученые Рудольф Руммель и Чарльз МакКлелланд. Используя новейшие методы прикладной политологии (factor analysis и др.), они пришли к следу

Система как анархия распределение мощи
Два этих, весьма принципиальных, структурных компонента системы международных отношений – анархия и распределение мощи – многими реалистами рассматриваются как естест

Анархия в системе международных отношений
В понимании реалистов, анархия означает, прежде всего, отсутствие верховной власти, высшего авторитета в мире. Государства суверенны. Они провозглашают свое право быть независимыми – либо автономны

Взаимная зависимость
В наш век взаимная зависимость государств и наций очевидна каждому. С точки зрения реалистов: 1) взаимозависимость не всегда является благом для данного конкретного государства, - особенно

Циклы мощи
Баланс мощи, сложившийся в мире на данный момент времени, не является чем-то постоянным. Сверхдержавы слабеют, гибнут и рождаются вновь; соответственно, блоки государств возникают и формируются сам

Негосударственные действующие лица играют важную роль в мировой политике
Например, международные организации могут – в некоторых вопросах – защищать свои интересы как независимые «актеры». С этой точки зрения, они – больше чем просто форумы, внутри которых государства с

Государство не является носителем единой воли
Оно состоит из противостоящих друг другу индивидуумов, групп интересов и бюрократий. Хотя для СМИ и правительственных чиновников бывает удобно употреблять фразы типа «решения, принятые Соединенными

Государство не является рациональным действующим лицом
В соответствии с принятым плюралистами взглядом на государство как совокупность неких фрагментов, предполагается, что столкновение интересов, «торговля» и потребность в компромиссе делает процесс п

ЛИБЕРАЛИЗМ
  Либерализм – традиция политической мысли, основанная на некоем наборе практических целей и идеалов. Для теоретиков классического либерализма наиболее важным объектом анализа, как и

ЛИБЕРАЛИЗМ ГРУПП ИНТЕРЕСОВ
  Корни плюралистского образа международных отношений таятся и в ряде работ, посвященных внутриполитической организации общества и государства. Это особенно характерно для американски

ГЛОБАЛИЗМ
  ГЛОБАЛИЗМ концентрирует свое внимание на весьма принципиальном вопросе – почему так много государств Третьего мира – в Латинской Америке, Африке и Азии – оказались

Определение геополитики
  Геополитика - это мировоззрение, и в этом качестве ее лучше сравнивать не с науками, но с системами наук. Она находится на том же уровне, что и марксизм, либерализм и т.д., т.е. сис

Теллурократия и талассократия
Главным законом геополитики является утверждение фундаментального дуализма, отраженного в географическом устройстве планеты и в исторической типологии цивилизаций. Этот дуализм выражается в

Геополитическая телеология
До момента окончательной победы США в «холодной войне» геополитический дуализм развивался в изначально заданных рамках: речь шла об обретении талассократией и теллурократией максимального пространс

Геополитика как судьба
Законы геополитики чрезвычайно удобны для анализа политической истории, истории дипломатии и стратегического планирования. Эта наука имеет множество пересечений с социологией, политологией, этнолог

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
В первой лекции, раскрывая предмет социологии как науки, мы говорили, что таким предметом является взаимодействие человека с обществом и наоборот. В данной главе речь пойдет о личности, ее социальн

СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
  Тем не менее, процесс социализации, в результате которого формируется личность, продолжается, и его неотъемлемым слагаемым является совокупность ценностей, среди них основным являет

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛИЗАЦИЯ?
  Как следует из вышеприведенного определения личности, социологию в личности интересует прежде всего социально-типическое, то есть то, что заключает, содержит в себе личность социаль

ЭТАПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ: ОТ СТАНДАРТА К ИДЕАЛУ
  Естественно, что на первой ступени своего развития личность — пассивный объект общественного воздействия, которое воплощается в принятых в данном обществе стандартах, образцах и нор

ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
  Соотношение этих двух разновидностей человеческой деятельности породило, в зависимости от социально-экономических условий эпохи, самые различные варианты социальной типологии личнос

РОЛЕВАЯ КОНЦЕПЦИЯ В СОЦИОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
  Мы имеем в виду так называемую ролевую концепцию личности. Суть этой концепции заключается в том, что в ее рамках личность описывается посредством усвоенных и принятых субъек

НОРМАТИВНАЯ СТРУКТУРА РОЛЕЙ
  В зависимости от характера требований, заключенных в нормативной структуре социальных ролей, последние подразделяются по меньшей мере на три категории: нормы должного (обязат

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ВВЕДЕНИЕ Социальная психология — раздел психологии, посвящённый поведению человека в группе, тому как человек воспринимает других, общается и влияет на других. Само сочета

Возникновение и развитие социальной психологии
Условной датой рождения социальной психологиикак самостоятельной области знания иногда считают 1908, когда Э. Россом и У. Макдугалом были изданы первые учебники по социальной психо

Методология социальной психологии
С момента обособления социальной психологии от социологии и психологии (конец XIX - начало XX вв.) в качестве ее основного метода исследования выступает эксперимент. Целью социальной психологии ста

Предмет и объект исследования
Социальная психология находится на грани между психологией и социологией и приписывание того или иного направления к психологии или социологии зачастую является сугубо организационным - психологи и

Психология лидерства
Личность общественного деятеля, вождя, героя, того, кто имеет влияние на массу, способен повести ее за собой, всегда привлекала исследователей-обществоведов. В США и Западной Европе это направление

Стили лидерства
Личностные психологические стили общественных деятелей определяют типичную реакцию в ответ на ролевые требования. Американскими учеными, в частности Дж. Барбером в книге “Президентский характер”

Что такое манипуляция сознанием
По многим признакам манипуляция общественным сознанием напоминает войну небольшой, хорошо организованной и вооруженной армии чужеземцев против огромного мирного населения, которое к этой войне не г

Традиционное сознание и манипуляция
Используя самые крайние выражения, можно сказать, что за господство над человеком борются два типа власти: принуждение и манипуляция сознанием. Как правило, власть, основанная на принуждении, не об

Виды вопросов
Все вопросы, применяемые при опросе, подразделяются на три основных вида: открытые, полузакрытые, закрытые. В открытых вопросах опрашиваемый (респондент) сам в письменной или устной форме формулиру

Интервью
Понятие интервью, или беседы в специальном значении этого слова, можно определить так: «Это способ научного исследования, основанный на личных словесных контактах интервьюера с респондентом, чтобы

Наблюдение
С помощью метода наблюдения, как правило, получают первичную социологическую информацию. Наблюдение означает направленное, систематическое, непосредственное прослеживание, фиксируемая и регистрируе

Виды документов
С помощью документов (официальных и частных) мы можем получить информацию о событиях, которые уже состоялись. Например, документы о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., в которой Советский Со

Контент-анализ
Новизна современных средств контентного анализа заключается в том, что впечатления исследователя от документа, которые зависят от его личного восприятия, заменяются более стандартизированными проце

Требования к контент-анализу
Анализ содержания документа должен подчиняться простым и ясным правилам. Необходимо, чтобы интерпретаторы документа получали одинаковые результаты. Это достигается объективностью анализа, обеспечив

Технические стадии контентного анализа
При анализе документов исследователь исходит из категорий, которым он придает статус смысловых единиц, выражающих идею текста, на которую он опирается в своем анализе. Категории являются значительн

Построение выборки при проведении политико-социологического исследования
В процессе политико-социологического исследования была разработана теория проблемы, которую разрешают с помощью программы исследования. Выявлены объект и предмет исследования и все другое, что вклю

ГИПОТЕЗЫ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО ДИЗАЙН
  Каждое исследование начинается с основного вопроса: почему вещи таковы, какими мы их наблюдаем. Мы ищем объяснение наблюдаемых нами явлений. С чего начать? Прежде всего, с

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги