рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социология культуры

Социология культуры - раздел Социология, ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ Социология Культуры Изучает Социальные Закономерности Развития Культуры. Соци...

Социология культуры изучает социальные закономерности развития культуры. Социологию интересует не только содержание законов развития культуры, но и формы проявления этих законов в деятельности людей. Здесь налицо специфика социологического знания. Формы проявления закономерностей развития культуры предстают в эмпирическом выражении, то есть в таком виде, когда их можно зафиксировать, измерить, описать, проанализировать, продвигаясь таким образом к постижению сущности того или иного явления культуры средствами социологического изучения.

В связи с этим отечественный исследователь Ж. Т. Тощенко выделяет несколько исходных позиций, важных для понимания социологии культуры.

Во-первых, он считает, что культура является системным качеством духовной сферы общества. В этом случае соотношение понятий общество и культура представляют не как соотношение целого и части, а как соотношение целого и его качества. Определение культуры как качественного интегративного явления подчеркивает ее «присутствие» во всех без исключения сферах общественной жизни. Именно поэтому общество рассматривается как социокультурная система.

Во-вторых, культура всегда связана с творческой деятельностью и в своем материальном воплощении оказывается неотъемлемой характеристикой человеческого разума и свидетельствует о степени его преобразующей силы при решении насущных проблем. В этом случае необходимо понимать относительность противопоставления материального и духовного производства. Да, материальное производство определяет духовное, когда речь идет о гносеологии (познании) их взаимоотношений. Материальное производство первично, духовное производство вторично с точки зрения познания. Но в онтологическом смысле, то есть с позиций бытия, повседневной жизни духовное производство может первенствовать над материальным, задавая темпы его развития преобразующей мощью человеческого разума, особенно на уровне социологии культуры, непременно связанной с творческой, творящей новое деятельностью.

В-третьих, для социологии культуру важно рассматривать как совокупность материальных и духовных ценностей. При таком подходе не происходит замены ценностей вещью или потребностью, а также исключен сдвиг на обыденное понимание ценностей вместо системной, упорядоченной их трактовки. Не менее важно определиться и с тем, будет ли в связи с этим культура сводиться лишь к положительным явлениям. А если да, то куда тогда отнести отрицательные ценности, или, как их иногда называют, мнимые? Отвечая на этот вопрос, Ж. Т. Тощенко пишет: «Анализ современных потребностей позволяет утверждать, что за последнее время возрос темп проявления новых и дифференциации старых потребностей людей, удовлетворение которых сдерживалось самыми различными ограничениями, надуманными запретами, ориентациями на то, что будто из одного центра можно регулировать вкусы и наклонности человека». С такой точкой зрения трудно не согласиться, хотя потребности, и об этом говорил еще К. Маркс, могут быть весьма искусственными, даже порочными. Так, в последнее десятилетие в России появились не только свобода слова, мнений, многопартийная система, парламент, частная собственность, но и СПИД, наркомания, проституция, шестимиллионная армия подростков и молодежи, нигде не учащейся и нигде не работающей, почти тридцатимиллионная армия безработных, преступность, достигшая уровня национальной катастрофы.

Нельзя сказать, что Ж. Т. Тощенко не понимает зтого, поскольку считает: «Но открытость имеет и свои издержки». Получили определенное распространение и были возвеличены такие ценности, как «умение жить», корысть, неразборчивость в средствах наживы и т. п. Кроме того, стали эксплуатироваться и даже пропагандироваться с помощью средств массовой информации порнография, патологические наклонности.

Но принимать это и многое другое только за издержки было бы огромной ошибкой. На волне открытости, снятия всяческих запретов на то, что действительно калечит душу человека и прежде всего молодого человека России, делаются попытки оправдания всего этого переходным периодом. Но это не так. Переход к иному социально-экономическому укладу и деградация вещи не просто разные, а противоположные. Например, полным ходом идет «американизация» российского народа. «Американизация» не принесла счастья еще ни одному народу. Не секрет, что рядовой американец, ослепленный гордостью за успехи своей страны, не видит никакой ценности в культуре других народов, беспардонно насаждая свои представления о ценностях и идеалах, ведущих, как известно культурологам, к глобальному кризису. Надежда сегодня одна — огромный творческий потенциал многообразия культур народов мира, включая Россию, которые (народы) в конце концов поймут, куда ведут США и Запад и чего стоит их так называемая цивилизованность.

В-четвертых, при определении культуры надо иметь в виду эстетический компонент как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и сфере деятельности людей.

Наконец, в-пятых, социология культуры исходит из того, что культура «представляет собой... сферу самореализации общественного индивида как субъекта культурно-исторического процесса».

Выступая в качестве одной из форм проявления сущностных сил человека, показателем уровня и меры прогресса общества, его классовых и социальных отношений, культура представляет собой единство различных форм индивидуального, группового и общественного сознания и соответствующих форм практической деятельности, направленных на материальное или духовное воплощение идей, взглядов, ценностных ориентации. В культуре реализуется социально-созидательный труд человека. Именно феномен культуры позволяет органически соединить в себе не просто производство вещей и сознание в их абстрактных формах, а производство самого человека как общественного человека, то есть производство его во всем богатстве общественных связей и отношений, во всей целостности деятельностного существования.

Существуют особые формы, способы проявления культуры: а) как мера общественного прогресса; культура определяет развитость общества, его зрелость; б) как определенный уровень развития общества, культура определяет степень утверждения в сознании людей гуманистических, гуманитарных ценностей, проповедуемых в данном обществе; в) культура — это и особая форма сохранения, закрепления и развития специфического духовного самосознания народа, наций, классов, социальных групп и отдельных индивидов как субъектов духовной жизни общества.

Процессы сохранения, закрепления и развития духовного самосознания народа и личности транслируются через многие каналы общественного воспитания. Утверждение ведущих ценностей общества, формирование ценностей и вкусов успешно происходит при наличии адекватных общенациональных ценностей у господствующих в обществе властных структур. Но этого сегодня нет. Ценности, проповедуемые сегодня властями, нередко противоречат ценностям большинства населения или не осознаются последним как ценности. Система ценностей, образующая внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию российского народа, находится сегодня в жестком противоборстве с ценностями, которые нам навязывает Запад. Судя по данным Н.И.Лапина, полученным им в двух всероссийских исследованиях 1990 и 1994 года, россияне преодолевают влияние прозападных российских средств массовой информации, особенно телевидения, по-прежнему разделяя такие ценности, как самоценность жизни, свобода, забота о ближних и слабых, взаимопомощь, спокойная совесть и др. Не нашли отклика такие ценности, как неуважение к жизни другого человека, жизнь для себя (а не их потомков), неуважение к достоинству и таланту, власть над другими людьми и т. п. Ценности, о которых идет речь в исследованиях Н.И.Лапина, в социологии называют базовыми. Их не так легко разрушить. Но и базовые ценности не монолитны. Они нуждаются в постоянной поддержке, в том числе и со стороны властных структур. Воспроизводство базовых ценностей возможно, если общество выработало идеологическую, идейную платформу, в основе которой лежат мотивы деятельности, содействующие такому общественному прогрессу, такому материальному и духовному производству, результаты которого поддерживаются и разделяются большинством членов общества.

К сожалению, в России сегодня отсутствует общенациональная идея, особенно остро ее отсутствие ощущается в пирамиде верховной власти. Она занята исключительно сама собой, утверждаясь, не предлагая никакой программы по созиданию нового общественного строя. Необдуманно разрушив систему социалистического общежития, открывшего всем слоям общества широкий доступ к общественному богатству материального и духовного производства, утверждаясь на тотальном разграблении народной собственности, новая власть как будто не замечает угрозы национальной культуре в целом. Но что это значит? А это значит столь же тотальное закрытие доступа широких народных масс к материальным и духовным ценностям народного достояния. Как в худшие времена вопиющего неравенства царской России, это всенародное богатство захватили новоиспеченные олигархи и так называемые «новые русские», которые составляют 8—10 процентов населения. Остальное население России оказалось либо за чертой бедности, либо находится рядом с ней. Учитывая, что большинство трудоспособного населения страны не получает честно заработанные деньги, оно становится неспособным оплатить услуги, обусловливающие производство и воспроизводство духовных ценностей многонационального народа России.

Более того, ведь культура в широком смысле слова вобрала в себя не только духовные, но и материальные достижения человечества. Воспроизводство средств трудовой деятельности (орудий труда, систем энергоснабжения, топливно-энергетических комплексов, транспорта, машиностроения, аграрного сектора народного хозяйства и т. п.), развитие которого в годы советской власти шло в русле нормального воспроизводства всех систем жизнеобеспечения населения, сегодня находится на грани всеобщего развала. Об этом свидетельствует массовая безработица в России. Уже сегодня безработица охватила более 30 миллионов человек трудоспособного населения. Особенно страдает от нее молодежь. Но если резко ограничивается производство и воспроизводство материальных культурных ценностей, то затормаживается и процесс духовного производства. Нарушается принцип единства материального и духовного развития. Целостность общества как социокультурной системы оказывается под большим вопросом, равно и ее элементы, составляющие основу духовного производства общества, охватывающего и включающего в себя широкую совокупность таких элементов.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ

ФИЛИАЛ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА... ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социология культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Для студентов всех специальностей и всех форм обучения
        Красноярск, 2009

Некоторые методы эмпирической социологии
- опросы общественного мнения а) интервьюирование б) анкетирование - наблюдение - контент-анализ   16. Научное иссл

СОЦИОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. ЕЕ ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ Мы, люди, всегда живем в двух мирах: в мире природы и в мире общества, без них нельзя представить себе жизнь человека. Равно как и природа, так и

Материалистического понимания истории
Исходным для марксизма является положение о связи общественного бытия и общественного сознания. Этим принципом закладывается основа материалистического понимания истории. Марксистское понимание ист

Общество
Из самого названия следует, что единую социально-культурную систему образуют две ее части: «общество» и «культура». На какой основе они могут быть единой системой, можно понять тогда, когда будет я

Культура
Надо сказать, что с самого начала термин «культура» был связан с определенным естественным процессом, происходящим с помощью рук человеческих: «возделывание почвы, ее культивирование», хотя акт при

Культура элитарного типа
Раньше было принято считать, что элитарная, или высокая, культура — это как бы сущностный признак политической элиты. Она считалась носителем классических образцов высокой культуры: оперы, балета,

Культура внеэлитного или народного типа
Внеэлитарная культура создается народом. Народное творчество имеет своим источником традиции, сказки и сказания, легенды и былины, песни и танцы, которые и называются народными, потому что не имеют

Массовый тип культуры
Массовая культура, поскольку она существует, пользуется спросом - потому, что в обществе всегда найдутся люди с не очень высоким вкусом и уровнем культуры, для которых шедевры мировой и национально

Доминирующий и субкультурный типы культуры
В том, что в индустриальном обществе достаточно рельефно отделены друг от друга элитарная, народная культура от культуры кассовой, нет ничего удивительного. Потребительское общество порождает и пот

Субкультура молодежи
Субкультуру молодежи необходимо выделить особо. Новое поколение учащихся — это другое поколение молодежи, существенно отличающееся от предшествующих поколений молодых людей советского времени. Общи

Специфика различных типов обществ
Сущность многих, порой весьма важных общественных институтов, может быть понята лишь исходя из типа того общества, которым они порождены. Каким же образом можно классифицировать типы обществ?

Человек и общество
Антропологические модели, определяющие соотношение понятий «человек» и «общество», в коллективистском и индивидуалистическом обществах различаются принципиально. В коллективистском обществ

Мораль и право
Принципиальное отличие коллективистского общества от индивидуалистического состоит в том, что в первом всегда формируется ядро этических ценностей, признаваемых общими для всех членов общества («не

Типы общества и типы государства
В соответствии с представлениями о человеке и с теми связями, которые соединяют людей в общество, строится политический порядок, определяющий тип государства. Имея как образец идеал семьи, традицио

Экономика
Одной из главных задач государства в любом обществе является регуляция отношений в хозяйственной сфере (производства и распределения). Главные основания права в этой сфере также очень различны в ин

Методы господства
Любое общество побуждает людей к поведению, не выходящему за рамки установленных норм. Это осуществляется двумя принципиально разными способами - принуждением и внушением. Общество коллективистског

ЭТНОГЕНЕЗ И ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Социальные и этносоциальные отношения представляют собой взаимодействие людей, индивидов по поводу своей национальности, своей этнической общности. Каждый человек хоть раз в день, но произнесет сло

ПОНЯТИЕ «ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ». ЭТНОС, НАРОД
  С самого возникновения человека как вида он существует в совокупности общностей. Ранее рассматривалось понятие «общность» и те структуры, которые подходят под это понятие: семья, ма

НАЦИЯ — НАЦИОНАЛЬНОСТЬ
  Наиболее высоким типом этнической общности является нация. Нация — тип этноса, характерный для современного общества. Исторически возникновение нации связано с прео

НАЦИОНАЛИЗМ
  Это понятие можно рассматривать в двух значениях. Во-первых, его можно понимать как верование в принадлежность к народу, исключительному по своим качествам и чертам характера, котор

НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ, РАСЫ
  Необходимо отметить, что две мировые войны и их последствия дали мощный толчок национально-освободительному движению во всем мире. Благодаря ему создано много новых наций, что прида

НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
  В каждой этнической или субэтнической общности большое значение может иметь, а может и не иметь единство духовной культуры различных этносов, ценностей, которые они культивируют, но

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ
  Национальный вопрос — это вопрос об идентичности наций, народов и народностей, живущих на одной территории и объединенных государственностью. В современных условиях национальный воп

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Утверждая, что социология как наука изучает наиболее общие закономерности взаимодействия человека с обществом и общества с человеком, мы тем самым подчеркиваем динамизм, как сущностную черту данног

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
  Социальные изменения как результат социального взаимодействия между обществом и человеком обусловлены, как правило, множеством различных действий субъектов общественной жизни. По су

Темы для рефератов
  1. Социальные изменения: их роль в семье, коллективе, обществе. 2. Социальные изменения — движущая сила общественного развития. 3. Социальная диффузия: ее значение

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИНСТИТУТЫ
ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ» Сущность социальных движений заключается прежде всего в том, что они характеризуют коллективные действия людей, возникающие спонтанно, не сан

Политические движения
Политические движения — это коллективные действия людей по поводу политической власти. Ее завоевание, укрепление или свержение — это все акты политических движений. Они (акты) модифицируются в отно

Экспрессивные движения
Это достаточно массовые объединения людей, которые, отчетливо понимая, что существующая социальная действительность далека от обещаний лидеров нового политического режима, тем не менее, оправдывают

СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Имеет смысл еще раз повторить, что взаимодействие человека с обществом не происходит и не может происходить напрямую. Это опосредованный процесс. Звеньями, параметрами этого опосредованного процесс

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
  Разновидностью социальной организации, отражающей наиболее высокий уровень упорядоченности, системности взаимодействия человека с обществом, является такая социальная структура, как

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
Для чего изучать конфликты? Отвечая на этот вопрос, российский социолог А. Г. Здравомыслов считает, что каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода

КОНФЛИКТЫ И ИХ СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА В СОЦИОЛОГИИ
Понятие «конфликт» (от лат. conflictus — столкновение) имеет не одну интерпретацию. В философии — это категория, отражающая стадию (фазу и форму) развития категории «противоречие», когда существующ

РАЗНОВИДНОСТИ (ТИПЫ) КОНФЛИКТОВ
  Среди типов социальных конфликтов выделяют: — позиционный конфликт, в основе которого лежит объективное расхождение целей и интересов работников разных учреждений, о

СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
  Конфликты в социальной жизни возникают тогда, когда неэффективно функционирует система управленческих отношений. Совершенная система управления — это своего рода панацея от конфликт

Темы для рефератов
  1. Конфликт как предмет социологического анализа. 2. Основания классификации социальных конфликтов. 3. Технологии предупреждения социальных конфликтов и способы их

ИДЕОЛОГИИ СОВРЕМЕННОСТИ. Часть 1.
Термин идеология возник в литературе позднего Просвещения (конец XVIII века) и воспринимался как наука об идеях, средство определения истины и рассеяния иллюзий. У Маркса и Манхейма п

ПРАВЫЕ ИДЕОЛОГИИ: ЛИБЕРАЛИЗМ И КОНСЕРВАТИЗМ
  В первую очередь мы рассмотрим две из сложившихся к нашему времени идеологий, объединяемые общим термином, - «правые» или «буржуазные»: либерализм и консерватизм. Эти

Неомарксизм
    Рассмотрим еще одно направление политической мысли, оказавшее принципиальнейшее влияние на формирование современной политологии, ее теоретической базы, концептуально

ОСНОВЫ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  Почему случаются войны? Национализм ли их основная причина? Или идеология? Или отсутствие мирового правительства? Или неправильное восприятие? Или врожденная агрессивность людей? По

РЕАЛИЗМ
  РЕАЛИЗМ базируется на четырех основных предпосылках: 1. Государства есть принципиальные и наиболее важные действующие лица (международной политики)

Национальная безопасность является приоритетом внешней политики.
Вопросы военной политики – и связанные с ними – доминируют в сфере международных отношений. Реалист фокусирует внимание на актуальном или потенциальном конфликте между государствами, исследуя метод

Система как взаимодействие
В рамках этой концепции работают, в частности, американские ученые Рудольф Руммель и Чарльз МакКлелланд. Используя новейшие методы прикладной политологии (factor analysis и др.), они пришли к следу

Система как анархия распределение мощи
Два этих, весьма принципиальных, структурных компонента системы международных отношений – анархия и распределение мощи – многими реалистами рассматриваются как естест

Анархия в системе международных отношений
В понимании реалистов, анархия означает, прежде всего, отсутствие верховной власти, высшего авторитета в мире. Государства суверенны. Они провозглашают свое право быть независимыми – либо автономны

Взаимная зависимость
В наш век взаимная зависимость государств и наций очевидна каждому. С точки зрения реалистов: 1) взаимозависимость не всегда является благом для данного конкретного государства, - особенно

Циклы мощи
Баланс мощи, сложившийся в мире на данный момент времени, не является чем-то постоянным. Сверхдержавы слабеют, гибнут и рождаются вновь; соответственно, блоки государств возникают и формируются сам

Негосударственные действующие лица играют важную роль в мировой политике
Например, международные организации могут – в некоторых вопросах – защищать свои интересы как независимые «актеры». С этой точки зрения, они – больше чем просто форумы, внутри которых государства с

Государство не является носителем единой воли
Оно состоит из противостоящих друг другу индивидуумов, групп интересов и бюрократий. Хотя для СМИ и правительственных чиновников бывает удобно употреблять фразы типа «решения, принятые Соединенными

Государство не является рациональным действующим лицом
В соответствии с принятым плюралистами взглядом на государство как совокупность неких фрагментов, предполагается, что столкновение интересов, «торговля» и потребность в компромиссе делает процесс п

ЛИБЕРАЛИЗМ
  Либерализм – традиция политической мысли, основанная на некоем наборе практических целей и идеалов. Для теоретиков классического либерализма наиболее важным объектом анализа, как и

ЛИБЕРАЛИЗМ ГРУПП ИНТЕРЕСОВ
  Корни плюралистского образа международных отношений таятся и в ряде работ, посвященных внутриполитической организации общества и государства. Это особенно характерно для американски

ГЛОБАЛИЗМ
  ГЛОБАЛИЗМ концентрирует свое внимание на весьма принципиальном вопросе – почему так много государств Третьего мира – в Латинской Америке, Африке и Азии – оказались

Определение геополитики
  Геополитика - это мировоззрение, и в этом качестве ее лучше сравнивать не с науками, но с системами наук. Она находится на том же уровне, что и марксизм, либерализм и т.д., т.е. сис

Теллурократия и талассократия
Главным законом геополитики является утверждение фундаментального дуализма, отраженного в географическом устройстве планеты и в исторической типологии цивилизаций. Этот дуализм выражается в

Геополитическая телеология
До момента окончательной победы США в «холодной войне» геополитический дуализм развивался в изначально заданных рамках: речь шла об обретении талассократией и теллурократией максимального пространс

Геополитика как судьба
Законы геополитики чрезвычайно удобны для анализа политической истории, истории дипломатии и стратегического планирования. Эта наука имеет множество пересечений с социологией, политологией, этнолог

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
В первой лекции, раскрывая предмет социологии как науки, мы говорили, что таким предметом является взаимодействие человека с обществом и наоборот. В данной главе речь пойдет о личности, ее социальн

СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
  Тем не менее, процесс социализации, в результате которого формируется личность, продолжается, и его неотъемлемым слагаемым является совокупность ценностей, среди них основным являет

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛИЗАЦИЯ?
  Как следует из вышеприведенного определения личности, социологию в личности интересует прежде всего социально-типическое, то есть то, что заключает, содержит в себе личность социаль

ЭТАПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ: ОТ СТАНДАРТА К ИДЕАЛУ
  Естественно, что на первой ступени своего развития личность — пассивный объект общественного воздействия, которое воплощается в принятых в данном обществе стандартах, образцах и нор

ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
  Соотношение этих двух разновидностей человеческой деятельности породило, в зависимости от социально-экономических условий эпохи, самые различные варианты социальной типологии личнос

РОЛЕВАЯ КОНЦЕПЦИЯ В СОЦИОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
  Мы имеем в виду так называемую ролевую концепцию личности. Суть этой концепции заключается в том, что в ее рамках личность описывается посредством усвоенных и принятых субъек

НОРМАТИВНАЯ СТРУКТУРА РОЛЕЙ
  В зависимости от характера требований, заключенных в нормативной структуре социальных ролей, последние подразделяются по меньшей мере на три категории: нормы должного (обязат

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ВВЕДЕНИЕ Социальная психология — раздел психологии, посвящённый поведению человека в группе, тому как человек воспринимает других, общается и влияет на других. Само сочета

Возникновение и развитие социальной психологии
Условной датой рождения социальной психологиикак самостоятельной области знания иногда считают 1908, когда Э. Россом и У. Макдугалом были изданы первые учебники по социальной психо

Методология социальной психологии
С момента обособления социальной психологии от социологии и психологии (конец XIX - начало XX вв.) в качестве ее основного метода исследования выступает эксперимент. Целью социальной психологии ста

Предмет и объект исследования
Социальная психология находится на грани между психологией и социологией и приписывание того или иного направления к психологии или социологии зачастую является сугубо организационным - психологи и

Психология лидерства
Личность общественного деятеля, вождя, героя, того, кто имеет влияние на массу, способен повести ее за собой, всегда привлекала исследователей-обществоведов. В США и Западной Европе это направление

Стили лидерства
Личностные психологические стили общественных деятелей определяют типичную реакцию в ответ на ролевые требования. Американскими учеными, в частности Дж. Барбером в книге “Президентский характер”

Что такое манипуляция сознанием
По многим признакам манипуляция общественным сознанием напоминает войну небольшой, хорошо организованной и вооруженной армии чужеземцев против огромного мирного населения, которое к этой войне не г

Традиционное сознание и манипуляция
Используя самые крайние выражения, можно сказать, что за господство над человеком борются два типа власти: принуждение и манипуляция сознанием. Как правило, власть, основанная на принуждении, не об

Виды вопросов
Все вопросы, применяемые при опросе, подразделяются на три основных вида: открытые, полузакрытые, закрытые. В открытых вопросах опрашиваемый (респондент) сам в письменной или устной форме формулиру

Интервью
Понятие интервью, или беседы в специальном значении этого слова, можно определить так: «Это способ научного исследования, основанный на личных словесных контактах интервьюера с респондентом, чтобы

Наблюдение
С помощью метода наблюдения, как правило, получают первичную социологическую информацию. Наблюдение означает направленное, систематическое, непосредственное прослеживание, фиксируемая и регистрируе

Виды документов
С помощью документов (официальных и частных) мы можем получить информацию о событиях, которые уже состоялись. Например, документы о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., в которой Советский Со

Контент-анализ
Новизна современных средств контентного анализа заключается в том, что впечатления исследователя от документа, которые зависят от его личного восприятия, заменяются более стандартизированными проце

Требования к контент-анализу
Анализ содержания документа должен подчиняться простым и ясным правилам. Необходимо, чтобы интерпретаторы документа получали одинаковые результаты. Это достигается объективностью анализа, обеспечив

Технические стадии контентного анализа
При анализе документов исследователь исходит из категорий, которым он придает статус смысловых единиц, выражающих идею текста, на которую он опирается в своем анализе. Категории являются значительн

Построение выборки при проведении политико-социологического исследования
В процессе политико-социологического исследования была разработана теория проблемы, которую разрешают с помощью программы исследования. Выявлены объект и предмет исследования и все другое, что вклю

ГИПОТЕЗЫ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО ДИЗАЙН
  Каждое исследование начинается с основного вопроса: почему вещи таковы, какими мы их наблюдаем. Мы ищем объяснение наблюдаемых нами явлений. С чего начать? Прежде всего, с

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги