рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Специфика научной деятельности социолога,

Специфика научной деятельности социолога, - раздел Социология, Цвык В.А Профессиональная этика социолога     В Науке, Как И В Любой Области Человеческой Ж...

 

 

В науке, как и в любой области человеческой жизнедеятельности, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических (нравственных) норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Еще Л. Фейербах пытался сформулировать десять заповедей человека науки: "1) ученый - мужественный борец за истину, но сам он обладает миролюбивым характером; 2) ученый также и уступчив, для него важнее учиться, чем всегда оказываться правым; 3) ученый идет своим путем, углубляется в свой предмет, не глядя ни направо, ни налево; 4) ученый не знает большего наслаждения, чем работать и быть деятельным; 5) ученый прост и доступен, бесконечно далек от гордости, самомнения; 6) у ученого нет времени для дурных, недоверчивых мыслей; 7) ученый не гонится за мирскими почестями и богатствами, он находит счастье в науке; 8) честность является основной добродетелью ученого; 9) ученый - объективный человек; 10) ученый - это свободный от самого себя человек[29].

В связи с существенно возросшей во второй половине XX в. важностью науки и усилением ее роли в общественном развитии этика науки конституируется в самостоятельную научную дисциплину. Круг ее проблем определяется моральными аспектами как собственно научной деятельности, включая взаимоотношения внутри научного сообщества, так и взаимоотношений науки и научного сообщества с обществом в целом.

Еще в начале XX в. на фоне социальных противоречий, войн и революций, а также под впечатлением от ряда техногенных катастроф, человечество испытало первые разочарования в науке: стало очевидным, что развитие науки не может решить все социальные проблемы человечества, а научные открытия могут использоваться не только на благо людей, но и вопреки им. Проблематичность моральной оценки науки в полной мере была осознана после Второй мировой войны, когда на фоне убедительных свидетельств беспрецедентной мощи научно-технических достижений стала очевидной неоднозначность и даже опасность как их социальных и гуманитарных последствий, так и самих процедур и процессов получения новых научных знаний.

Отправной точкой широких дискуссий об ответственности ученых за результаты их открытий, о "моральной чистоте" методов и процедур получения новых знаний стало создание и первое применение оружия массового уничтожения (август 1945 г., США), а также обнародованные в ходе Нюрнбергского трибунала факты жестоких научных экспериментов над заключенными в нацистских концлагерях.

Впоследствии, уже в 60-70-е гг. моральной оценке начинают подвергаться и те многообразные негативные последствия развития науки, которые проявляются во взаимодействии человека со средой обитания. Результатом этих дискуссий стала постановка под сомнение безусловности идущего еще от эпохи Просвещения тезиса о науке как о несомненном социальном благе.

В ходе продолжающихся и в наше время дискуссий были выработаны основные нормы профессиональной этики ученого, которые можно разделить на три группы.

К первой относятся общечеловеческие требования и запреты, такие, как "не укради", "не лги", приспособленные, разумеется, к особенностям научной деятельности. Скажем, в науке как нечто подобное краже расценивается плагиат, когда человек выдает научные идеи, результаты, полученные кем-либо другим, за свои.

Ко второй группе относятся этические нормы, которые служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Примером таких норм является бескорыстный поиск и отстаивание истины. Широко известно изречение Аристотеля "Платон мне друг, но истина дороже", смысл которого заключается в том, что в стремлении к истине ученый не должен считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими бы то ни было иными ненаучными соображениями. История науки с благодарностью чтит имена людей, которые не отреклись от своих научных убеждений перед лицом тяжелейших испытаний и даже самой смерти. Вспомните трагическую судьбу выдающегося советского ученого Н.И. Вавилова, умершего от голода и болезней в Саратовской тюрьме. Именно ему принадлежат слова: "Мы на крест пойдем, а от своих убеждений не откажемся".

К третьей группе относятся нравственные правила, которые касаются взаимоотношения науки и ученого с обществом. Этот круг этических норм часто обозначают как проблему свободы научного поиска и социальной ответственности ученого. Проблема социальной ответственности ученого имеет глубокие исторические корни. На протяжении веков, со времени зарождения научного познания вера в силу разума сопровождалась сомнениями: как будут использованы его творения? Является ли знание силой, служащей человеку) и не обернется ли оно против него?

Социальная ответственность принимает форму юридической, политической, нравственной ответственности и отражает различные типы социальных связей между людьми в обществе. Специфика моральной ответственности состоит в том, что она характеризует отношение личности к обществу социальной и профессиональной группе с точки зрения осуществления ею определенных нравственных требований (долга, чести и т.д.)

В современной этике проблема ответственности тесно связана с вопросами свободы личности и морального выбора. Выступая как осознание отдельным человеком или группой людей необходимости добросовестного выполнения общественных требований и норм, моральная ответственность выражает творческое, личное отношение к реализации морально-этических требований. Она проявляется прежде всего как способность человека к решению противоречий между общественной необходимостью и личной заинтересованностью, когда моральный выбор осуществляется свободно, с учетом всего комплекса общечеловеческих ценностей.

Сказанное в полной мере относится и к социальной и моральной ответственности ученого, научного работника за социальные последствия его деятельности, за степень их соответствия внутреннему гуманизму науки и коренным интересам человечества. Конкретизируя понятие моральной ответственности современного ученого, можно представить ее как ответственность:

- за социальное применение своих знаний в интересах общества, за последствия применения научного прогресса для человека и человеческой цивилизации;

- за экологические последствия реализации достижений науки и за экологическое воспитание;

- за выбор направлений, темы научных исследований в рамках дисциплины, научного проекта;

- за степень обоснованности, проверенности выводов, объективность полученных данных. Это - ответственность не только перед своей совестью, но и гражданская ответственность перед страной и обществом;

- за развитие отечественной науки, обеспечение преемственности в науке, подготовку новых научных кадров.

Большинство исследователей также включают в этот перечень ответственность ученых за распространение достижений своей научной дисциплины в научную среду и широкие слои общества, за популяризацию и пропаганду научных знаний. Однако эта точка зрения не является однозначной, некоторые ученые не считают своим долгом заниматься массовым просвещением, полагая, что это дело не науки, а образования.

Несмотря на многообразие конкретных этических требований к деятельности ученого, ядром этики науки является вопрос об ответственности ученого за социальные результаты его открытия. Еще в 1922 г. об опасности безответственного отношения к этой проблеме писал В.И. Вернадский: "Мы подходим к великому перевороту в жизни человечества, с которым не могут сравняться все им пережитые. Недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет. Это может случиться в ближайшие годы, может случиться через столетие. Но ясно, что это должно быть.

Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать ту силу, которую неизбежно должна дать ему наука? Ученые не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной работы, научного прогресса. Они должны себя чувствовать ответственными за все последствия их открытий. Они должны связать свою работу с лучшей организацией всего человечества"[30].

Сегодня, когда столь остро встали проблемы неоднозначности, а порой и опасности социальных последствий научных исследований, эта проблема особенно актуальна. Обратимся к примеру.

Среди областей научного знания специфическое место занимают генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека. Неоспоримые достижения этих наук сочетаются с растущей для человечества опасностью непродуманного или злонамеренного использования их методов и открытий, способных привести к появлению так называемых организмов-мутантов с совершенно новыми наследственными признаками, ранее не встречавшимися на Земле и не обусловленными эволюцией человека. Именно поэтому, к примеру, суд в ФРГ запретил концерну "Хехст" достраивать установку по производству инсулина с помощью генно-инженерной технологии, хотя концерн уже вложил в нее 600 млн. долларов и такой инсулин производится в других странах. Формулировка суда была следующей: "Генная инженерия представляет собой новое качество в технологии, связанное с риском для человеческого существования, который не может быть адекватно оценен в настоящее время". Подобные опасения заставили в 1975 г. ведущих ученых мира добровольно заключить мораторий на целый ряд исследований в данной области.

Развитие генной инженерии и близких к ней областей знания потребовало иначе осмыслить связь свободы и ответственности в деятельности ученых. На протяжении веков многим из них не только словом, но и делом приходилось утверждать и отстаивать принципы свободного научного поиска перед лицом невежества, фанатизма, суеверий. Сегодня идея неограниченной свободы исследований, которая была, безусловно, прогрессивной прежде, уже не может приниматься безоговорочно, без учета социальной ответственности. Ведь есть ответственная свобода и есть принципиально отличная от нее свободная безответственность, чреватая при современных и будущих возможностях науки весьма тяжелыми последствиями для человека и человечества. В 80-е гг. сессией ЮНЕСКО были приняты "Рекомендации о статусе научных работников", где пункт 14 посвящен этическим аспектам научных исследований. Среди прочих рекомендаций здесь содержится совет в качестве крайнего средства отказаться от работы по тем проектам, которые противоречат совести и требованиям гуманизма.

Все более растущие достижения современной биомедицины (1953 г. - Фрэнсис Крик и Джеймс Уотсон в лаборатории Кембриджского университета открыли молекулу ДНК; 1978 г. - в Англии родилась Луиза Браун - первый ребенок "из пробирки"; 1987 г. - специалисты университета Вашингтона сумели разделить клетки человеческого зародыша и клонировать их до 32 клеток; 1997 г. - в институте Рослин в Эдинбурге родилась клонированная овечка Долли) привели к необходимости выработки новой биомедицинской этики. Так, при принятии самого крупного в последние годы проекта "Геном человека" (начался с 1985 г., к 2003 г. планируется расшифровка главных информационных текстов ДНК на всех 23 хромосомах человека) с самого начала был утвержден моральный кодекс, в котором четко определено, что новые разработки будут применяться только для целей здравоохранения - диагностики, лечения и реабилитации наследственных болезней.

В настоящее время научное сообщество очень обеспокоено возможными последствиями бездумного и бесконтрольного применения достижений биомедицины. Поэтому в ряде стран идут попытки выработать соответственную правовую базу, способную регулировать это применение:

1993 г. - Международный комитет по биоэтике в Страсбурге, готовящий рекомендации для Европейской парламентской комиссии, провел международный симпозиум "Этика и генетика человека";

1995 г. - Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) распространила документ под названием "Резюме по этическим аспектам медицинской генетики";

19% г. - Парламентская ассамблея Совета Европы утверждает документ, озаглавленный как "Конвенция о защите прав и достоинства человека в области биомедицины: Конвенция по биоэтике";

15 января 1998 г. - в Париже открыт к подписанию дополнительный протокол к европейской Конвенции по биоэтике, получивший неофициальное название "Протокол о запрете клонирования человека". О своем желании подписать его уже заявили 19 стран.

Помимо проблем, касающихся нравственной ответственности за результаты научной деятельности, к числу наиболее остро дискутируемых вопросов этики науки относятся проблемы моральной оценки собственно познавательной деятельности в том виде, как она организована и мотивирована в науке. Для характеристики этой проблематики принято использовать понятие этос науки, введенный Р. Мертоном, который понимал под ним тот комплекс ценностей и норм, который воспроизводится в науке и присущ каждому занятому в ней профессионалу. Мертон трактовал науку как воплощение свободного поиска истины и рациональной критической дискуссии.

Как отмечает Б.Г. Юдин, концепция этоса науки была использована Мертоном для характеристики моральных аспектов взаимоотношений ученых в рамках научного сообщества. В этих взаимоотношениях одновременно присутствуют начала конкуренции и кооперации. С одной стороны, каждый ученый стремится опередить всех своих коллег в получении новых научных знаний, обеспечить признание научным сообществом именно их, максимизировать приходящуюся ему долю материальной поддержки исследований и признания со стороны коллег; с другой стороны, общие интересы поддержания авторитета науки и ее воспроизводства в обществе стимулируют кооперацию между учеными, что является необходимым условием формирования и существования научного сообщества[31].

Мертон полагал, что этос науки базируется на следующих основных ценностях:

- универсализм - все изучаемые наукой природные явления всюду протекают одинаково, а истина научных утверждений должна оцениваться независимо от того, кто именно их формулирует;

- общность - смысл научного знания заключается в том, чтобы стать всеобщим достоянием;

- незаинтересованность - главным стимулом деятельности ученого является чистый и бескорыстный поиск истины;

- "организованный скептицизм" - каждый ученый несет ответственность за качество собственной оценки достижений других.

Объектом интереса в этике науки являются не только глобальные нравственные проблемы проведения и результатов научных исследований, но и технические проблемы организации деятельности ученого - публикации результатов (соавторство, цитирование, рецензирование), консультирования, экспертизы и др.

Рассмотрим нравственные аспекты этих проблем на примере публикации. Е.З. Мирская, говоря о содержании понятия 'публикация" и ее роль в мире науки, отмечала, что публикация является основой дисциплинарного общения и признания ученых. "Публикация: а) фиксирует завершение исследования или его этапа; б) осуществляет перевод нового знания в наличное; в) отсекает судьбу продукта от судьбы творца; г) передает индивидуальный, личный результат в общедисциплинарное достояние; д) через публикацию производится оповещение научного сообщества о появлении нового продукта - вклада в дисциплинарное знание; е) через публикацию фиксируется признание приоритета автора. Люди науки и продукты их деятельности входят в рамки дисциплины, когда перейден рубеж публикации. Для дисциплины существует только то, что опубликовано (и только те, кто опубликовал)"[32].

Выступая как единица научного знания, публикация новых научных идей, результатов процесса исследовательского поиска важна в двух аспектах: 1) научная публикация является свидетельством принадлежности автора к определенному научному сообществу, подтверждением его профессиональной деятельности; 2) публикация в то же время выступает ценностным элементом культурного развития человечества, поскольку важнейшим условием научного и общественного прогресса является обобществление знаний.

Моральные нормы научной публикации требуют от ученых соблюдения определенных правил при ознакомлении научного сообщества со своими новыми идеями. Неписаный этический кодекс ученого запрещает, например, искусственное увеличение количества публикаций за счет опубликования одной и той же научной работы под разными названиями в различных местах (здесь не имеются в виду случаи развития идей или стремление автора представить другой вариант работы, предназначенный для более широкой аудитории).

К этическим проблемам научной публикации можно отнести и проблему соавторства. Как известно, многие научные исследования, особенно в наши дни, являются плодом коллективного научного творчества. С учетом существующего в современной науке разделения труда становится затруднительным определить личный вклад каждого участника научного исследования в его результат. В современной науке не существует каких-либо четко прописанных правил или алгоритмов соавторства. Вместе с тем, предполагается необходимость соблюдения учеными некоторых нравственных правил. Основной моральной ценностью в данном случае является личная скромность, способность каждого автора к объективной самооценке. Самым распространенным и нравственно приемлемым способом решения проблемы соавторства сегодня является перечень фамилий всех участников данного научного проекта в алфавитном порядке, с отдельным указанием тех, кто выполнял редакторские функции.

М.Г. Лазар в своем исследовании данной проблемы отмечал и другие аспекты проблемы соавторства, например, нравственную ситуацию, возникающую при соавторстве представителей разных научных поколений или подчиненного и руководителя. Для раскрытия первой проблемы Лазар смоделировал следующую нравственную ситуацию: неизвестный научному миру молодой ученый успешно решил какую-либо проблему в рамках общей темы, подсказанной и руководимой крупным ученым. Он передает своему руководителю оформленные документально результаты своего исследования. Автор задается вопросом, правомерно ли будет считать такой труд результатом совместной работы и публиковать его в соавторстве? Однозначного решения данной проблемы нет, поскольку данная ситуация вариативна. Многое зависит от каждой конкретной ситуации, в частности важно, принимал ли руководитель участие в оформлении идеи своего ученика, какова была степень этого участия и т.д.[33] Нередко молодые авторы иногда сами стремятся к соавторству с видными учеными, для того чтобы повысить таким образом свой научный авторитет.

Другая группа нравственных ситуаций, возникающих при научной публикации, связана с проблемой цитирования, точнее необходимости ссылки на автора при полном или частичном воспроизведении его идей. Этические проблемы цитирования включают в себя два аспекта: с одной стороны, продвижение вперед в науке невозможно без использования всего накопленного предшественниками опыта, при этом на широко известные научные истины или факты, как правило, не ссылаются; с другой стороны, указание авторства той или иной мысли необходимо даже тогда, когда отсутствует прямое изложение текста, даже в случае пересказа, переформулировки чужой идеи следует сослаться на ее теоретический источник.

Кроме этого надо помнить и о других нормах цитирования.

М. Лазар выделяет следующие правила:

- Перенятие результатов научного труда другого исследователя и ссылка на него не освобождают от моральной ответственности за их использование.

- Цитату не следует рассматривать как доказательство собственной правоты.

- Цитировать надо с учетом всего контекста, другие мнения следует использовать корректно и правильно.

- Цитирование и ссылки на других ученых должны быть оправданы содержанием работы, моральный долг исследователя состоит в цитировании по строго смысловой и логической необходимости.

- При так называемом "повторном" цитировании (когда приводится уже использованная другим автором в его работе цитата) следует не только сослаться на первоисточник, но и указать, откуда приводится выдержка.

Весьма важным аспектом этики науки являются и нравственные проблемы "очного " научного общения, в связи с этим возникает потребность в определении норм ведения научных дискуссий. На ход такой дискуссии влияет как уровень интеллектуальной научной эрудиции ее участников, так и общая культура оппонентов. Огромное значение в этом случае приобретают традиционные научные нормы терпимости, уважения чужого мнения, корректности в общении. На сегодняшний день наиболее организованной формой научной дискуссии является "академический спор", например, защита диссертации, обсуждение научного доклада, книги или статьи.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Цвык В.А Профессиональная этика социолога

Для студентов магистрантов аспирантов преподавателей социологических специальностей а также всех интересующихся проблемами профессиональной... The present educational supply for the first time throws the light on the... The edition is recommended for the lecturers post graduate students magistracy students sociology specialties...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Специфика научной деятельности социолога,

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Профессиональная этика социолога
Цвык В.А. Профессиональная этика социолога: Учеб. п

Функции и структура профессиональной этики.
  Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. Сам термин "этика" происходит от греческого "ethos" — совместное жилище, затем начинает

Основные определения и дополнительные материалы
  Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. Гедонизм — выведение морали из ощущения удовольствия и неудовольствия, мораль понимается как стремлени

Место социологии в системе профессиональной этики.
  Причины возникновения профессиональных кодексов нравственности до сих пор изучены недостаточно. Проблема становления в обществе профессиональной морали должна рассматриваться либо в

Основные определения и дополнительные материалы
  Профессиональный кодекс есть совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности. Клятва врачей-асклепиадов в Древней Гре

Функции профессиональной морали.
  Профессиональная мораль как свод нравственных требований, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, возникает вместе с дифференциацией профессий, вследствие

Основные определения и дополнительные материалы
  Профессиональная мораль - это моральные кодексы, свод правил, представляющих собой конкретизацию общих норм нравственности применительно к специфическим условиям того или иного вида

Профессиональный долгу социолога.
  Одной из важнейших характеристик морального облика личности является профессионализм и отношение к труду. Эти нравственные качества имеют первостепенное значение в личностной характ

Основные определения и дополнительные материалы
  Профессия - основной род занятий трудовой деятельности. Профессией объединены люди, занятые данным видом труда, имеющие сходные знания, навыки и связанные с трудовой деятельностью и

Основные определения и дополнительные материалы
  Л. Фейербах. Десять заповедей человека науки:   1) ученый - мужественный борец за истину, но сам он обладает миролюбивым характером; 2) ученый также и

Этические требования к профессиям библиотекаря, менеджера по кадрам в современных условиях.
  Практическая реализация принципов и норм профессиональной этики должна осуществляться с учетом особенностей различных видов деятельности человека. По существу, "отраслевые"

Основные определения и дополнительные материалы
  Ю.В. Согомонов. О профессиональной этике   Успешное исполнение профессиональных функций предполагает взыскательные требования к квалифицированности и к

Основные требования профессиональной этики социолога.
    Наличие в обществе профессиональной морали, повышение значения ее требований является характерной чертой нашего времени. Тем не менее, выражение "профессиональн

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС СОЦИОЛОГА
    I. Общие положения: Профессиональный кодекс социолога был принят I Всесоюзной конференцией Советской социологической ассоциации в марте 198

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги