рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Место социологии в системе профессиональной этики.

Место социологии в системе профессиональной этики. - раздел Социология, Цвык В.А Профессиональная этика социолога   Причины Возникновения Профессиональных Кодексов Нравственност...

 

Причины возникновения профессиональных кодексов нравственности до сих пор изучены недостаточно. Проблема становления в обществе профессиональной морали должна рассматриваться либо в курсе общей истории этики, либо в рамках исторической составляющей профессиональной этики. Однако в учебных пособиях по истории этических учений вопросам формирования профессиональной этики уделяется немного внимания, исторический генезис профессиональной морали не рассматривается в качестве целостного процесса. Общая профессиональная этика как нормативная дисциплина, включающая в себя теоретический и исторический блок, только начинает формироваться, поскольку в силу пути своего становления (как мы уже отмечали, профессиональная этика формировалась не как целостная научная дисциплина, а в виде особого направления в разных видах профессиональной деятельности) она до сих пор является не столько теоретической дисциплиной, сколько общим собирательным понятием для обозначения различных профессиональных кодексов.

Исследователь журналистской этики Д.С. Авраамов в своих трудах довольно подробно рассмотрел процесс развития нравственности, который, с его точки зрения, ведет к отпочкованию от нее особых профессиональных норм. Опираясь на распространенную в отечественной этической традиции концепцию трудового происхождения морали, он считает возникновение профессиональной морали результатом? конкретизации трудовой морали под воздействием процесс общественного разделения труда, вызывающего дифференциацию условий труда[3]. С такой точки зрения, профессиональная мораль выступает в качестве призмы, сквозь которую преломляются общеморальные требования к деятелю в силу соответствующей специфики деятельности, сохраняя однако, свою суть.

В то же время, в профессиональных группах, где объектом труда является человек, мораль имеет определенную специфику, отчетливо проявляющуюся как в дополнительных требованиях, выходящих за рамки общеморальных норм, так и в принципиально иной расстановке нравственных приоритетов в профессиональном сознании представителей той или иной профессии. Положение об определенной специфике и ограниченности профессиональной морали рамками трудовых и профессиональных отношений разделяется многими современными исследователями проблем профессиональной этики[4].

Профессиональная этика как совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности, возникла в глубокой древности. Первоначально она не являлась отдельной отраслью знания, а носила характер общих этических требований к деятельности специалиста и включала в себя нормы не столько профессиональной, сколько трудовой морали. Причем в самом начале своего развития мораль, как система регулирования социальных отношений в становящемся человеческом обществе, едва ли имела специализированный характер, т.е. не была еще собственно трудовой моралью, ориентированной лишь на регламентацию трудового процесса.

Труд в нравственном сознании людей только постепенно становился одной из приоритетных моральных ценностей, трудовая деятельность не сразу явилась предметом морального регулирования.

В этом плане совершенно справедливой является точка зрения Г.В. Лазутиной, которая отмечает, что сам труд на первоначальном этапе развития человеческого общества и общественной нравственности не выделился в самостоятельную сферу деятельности, а, как все неразвитые явления, был лишь одним из аспектов синкретического (соединенного, объединенного, единого) процесса жизнедеятельности возникающего социума[5]. И тот факт, что этот аспект обозначился, со временем выделился в направление жизнедеятельности общества, не отменил существования других сторон в функционировании социума, таких, например, как взаимодействие поколений, воспроизводство рода и др.

Отсюда следует, что мораль, возникновение которой действительно во многом было обусловлено необходимостью согласования действий людей во время трудового процесса, тем не менее как регулятивный общественный механизм должна была работать на сохранение и развитие системы жизнедеятельности социума в целом, а не только регулировать их отношения в ходе трудовой деятельности. Труд вой блок общеморальной установки в человеческом обществе на ранней стадии его развития со временем конкретизировался в трудовую мораль.

В развитии профессионального сознания и профессиональной морали, таким образом, можно выделить следующие этапы:

- период дотрудовой морали, когда регламентация трудовых отношений еще не выделяется в особую сферу морального регулирования, а обслуживает потребности социума в целом, обеспечивая его жизнедеятельность; на этом этапе нормы и ценности трудовой морали находятся лишь в процессе становления, не имеют четкой формулировки, а сам труд еще не является приоритетной нравственной ценностью; подобное понимание труда было характерно для самых ранних времен в жизни человеческого общества - до ранней античности;

- период трудовой морали, когда было четко сформулировано требование добросовестного труда как норма нравственной жизни человека: несмотря на различный подход к оценке трудовой деятельности в целом, различение умственного и физического труда, в период зрелой античности и в последующее средневековье именно трудовая мораль являлась одной из важных сторон нравственного регулирования;

- период профессиональной морали, начинающийся с возникновения первых ремесленных цехов и артелей в период позднего средневековья; ремесленное разделение труда положило начало дифференциации профессионального труда и обусловило становление собственно профессионального сознания.

О дотрудовом периоде в развитии профессионального сознания человека можно судить только предположительно: подлинных исторических свидетельств об этом времени мало. Первые философские и литературные памятники, в которых отражены моральные отношения в сфере труда, описывают уже более поздние времена, относящиеся ко времени зарождения и развития трудовой морали. Отдельные современные авторы в своих трудах пытаются воссоздать ранний. период в становлении профессиональной морали человечества. Г.В. Лазутина, например, убеждена, что первоначальным нравственным восприятием человеком трудовой деятельности было ощущение ее как "благой", "доброй", т.е. приносящей пользу и обеспечивающей процесс продолжения жизни. Действительно, трудовая деятельность как деятельность по созданию общественно значимого продукта воплощала в себе витальный, т.е. жизненный смысл для первобытного человека. Труд, т.е. производство необходимого для жизни человека продукта, для общества выступал в виде жизненной необходимости, поэтому все то, что способствовало этому процессу, оценивалось как благо, все, что препятствовало; и мешало этому процессу, - как зло.

Основными факторами, влияющими на ход трудового процесса, современные психологи считают внутренние и внешние условия труда, т.е. различные обстоятельства - природные, социальные, личностные, на фоне которых разворачивается собственно трудовая деятельность. Поэтому совокупные обстоятельства, так или иначе влияющие на течение трудового процесса (те обстоятельства, которые воспринимались неразвитым моральным сознанием древнего человека как добрые или злые), структурировались следующим образом:

- внешние - природные или социальные - факторы, на которые человек не мог влиять в ходе своей деятельности, отметим сразу, что природные и социальные обстоятельства были не подвержены моральному регулированию (природные явления не оценивались как добрые или злые);

- внутренние обстоятельства, выраженные в отношении самого человека как субъекта трудовой деятельности к ее процессу, — именно эти обстоятельства и выступали в качестве предмета морального регулирования в человеческом обществе на ранней стадии его развития.

Внутренние факторы трудовой деятельности как отношения человека к труду включают в себя три основных типа а) отношение к обществу в целом или к тем его членам, на которых направлена трудовая деятельность субъекта (которые являются потребителями создаваемого субъектом труда продукта); б) отношение к другим участникам процесса труда (заметим, что трудовая деятельность в рассматриваемый период чаще всего выступала в виде коллективной деятельности); в) отношение к самому процессу трудовой деятельности. Нетрудно заметить, что типы этих отношений совпадают с современным пониманием структуры профессиональной морали, включающей в себя тот же крут проблем. Это подтверждает вывод о том, что профессиональное сознание человека зарождается еще на стадии дотрудовой морали, задолго до выделения профессиональной этики как одной из сфер морального регулирования в обществе.

О наличии в древнем обществе нравственных представлений о труде свидетельствуют некоторые сохранившиеся документы. Так, в древнеегипетском манускрипте "Наставления начальника города и визиря Птаххеттепа", датируемом III тысячелетием до нашей эры, в числе прочих требований к работнику указывается на необходимость добросовестного и качественного выполнения своих обязанностей, поскольку такое отношение к труду рассматривается как залог будущей высокой должности и богатства[6].

Представление о необходимости честного и добросовестного труда со временем перешло из трудового блока общеморальной установки древнего человека в структуру трудовой морали и стало одной из ее главных норм. В период трудовой морали профессиональное сознание стало развиваться; по двум основным направлениям: во-первых, в русле общей трудовой морали, когда все более четкую формулировку получали нормы добросовестного отношения к труду и негативная оценка лени и безделья; во-вторых, в рамках первых профессиональных моральных кодексов, главным образом с появлением профессиональных клятв, например, клятвы Гиппократа, которую приносили медики.

Одним из первых историко-литературных свидетельств о развитии трудовой морали в период ранней античности является поэма Гесиода "Труды и дни". В эпосе Гомера, которого, по мнению современных исследователей, отделяет от Гесиода всего несколько десятилетий, отсутствуют даже зачатки трудового сознания. Важнейшей нравственной характеристикой эпического героя Гомера является благородство происхождения, а его основной ценностной установкой - стремление стать лучшим, прославиться[7].

В поэме Гесиода уже нет следов героической морали: она носит последовательно назидательный, морализаторский характер, в ней отражено становление новой трудовой морали. Поэма "Труды и дни" представляет собой назидания Гесиода его младшему брату Персею. Персей после смерти отца возбудил дело о разделе наследства и, подкупив часть судей, завладел большей частью наследства. Гесиод сумел сохранить лишь небольшую часть хозяйства. Однако впоследствии Персей разорился и был вынужден обратиться за помощью к Гесиоду. Праздность Персея, его склонность к обману, нежелание честно трудиться характеризуются Гесиодом как типичные черты моральной испорченности. Поэт противопоставляет им труд и справедливость, которые тесно связаны между собой: труд является источником богатства, справедливость охраняет это богатство и, в свою очередь, стимулирует трудолюбие как единственный способ честного обогащения. Заметим, что подобный ход рассуждений был весьма характерен впоследствии для капиталистической этики, подробно описанной М. Вебером.

Можно отметить, что справедливость и труд у Гесиода имеют уже нормативный смысл и определяют рамки должного поведения, они также предстают в виде самостоятельных моральных ценностей. Творчество Гесиода свидетельствует о формировании в античном обществе трудовой морали и само способствует ее оформлению как совокупности общезначимых норм, призванных регулировать трудовые отношения. При этом необходимо отметить, что Гесиод выражает точку зрения мелких землевладельцев-собственников, чье существование зависело именно от трудолюбия и бережливости. Абсолютизируя стремления и чаяния мелких собственников, Гесиод делает моральный императив труда и справедливости всеобщим требованием.

Моральные требования Гесиода интересны также тем, что в них дается рациональное обоснование нравственным нормам трудовой деятельности. При этом основой рационального обоснования нравственных императивов труда и справедливости выступает утилитарный подход: следование нравственному идеалу разумно, так как это сопряжено с пользой, выгодой. Прилежная работа и добросовестный труд приносят богатство и уважение, лень и праздность ведут к разорению и бесчестью. Утилитарные соображения в обосновании необходимости выполнения норм трудовой морали дополняются авторитарными - на страже требований труда в справедливости стоит Зевс, который нещадно карает за "неправедные" деяния. Таким образом, моральный идеал труда и справедливости подкрепляется божественным авторитетом и понимается Гесиодом как решающее средство установления гармоничных социальных отношений.

Помимо развития общих норм трудовой морали к эпохе античности относится и появление первых профессиональных кодексов-клятв. В клятве врачей-асклепиадов Древней Греции говорится о профессиональных обязанностях медиков, а также формулируется понятие врачебной тайны:

"Образ жизни больных я буду по мере моих сил и разумения устраивать к их пользе и буду предохранять их от всякого вреда и порока... Что бы ни случилось видеть или слышать при моей врачебной деятельности... о том я буду хранить молчание и считать тайной то, что не подлежит оглашению..."

В период раннего средневековья во многом было пере-: смотрено отношение к труду, особенно физическому, который стал рассматриваться как божья кара за грех. Следствием грехопадения явилась необходимость трудом добывать свой хлеб: " ...в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят[8]. Тем не менее, необходимость добросовестного физического труда постулировалась и в эпоху средневековья, которое в целом не представляет собой существенного этапа в развитии профессионального сознания.

Важным следствием развития профессионального сознания в эпоху античности и средневековья явилось зафиксированное в Библии осознанное отделение умственного труда от физического. В Книгах Царств, Евангелии и в других библейских текстах можно обнаружить ряд высказываний о ценности знания, обдумывания, мудрости, т.е. атрибутов деятельности, которую мы сегодня характеризуем как умственный труд. Таким образом, моральная установка на добросовестный труд включала в себя широкое понимание трудовой деятельности. Категорическое предписание такого отношения к трудовому процессу, которое однозначно ведет к созданию блага, распространялось и на физический, и на ум венный труд.

В поздней средневековой христианской этике, в трудах Фомы Аквинского, деление людей на сословия и профессии рассматривается как результат божественного провидения. Но при этом способность людей к определенной профессиональной деятельности, или профессиональное призвание, по Аквинату, обусловлено и естественными причинами, т.е. природными склонностями людей. "Деление людей по различным профессиям обусловлено, во-первых, божественным провидением, которое распределило людей по сословиям... Во-вторых, естественными причинами, которые определили то, что различные люди склонны к различны! профессиям[9].

Несмотря на развитие норм трудовой и профессиональной морали в эпоху античности, возникновение первых целостных профессиональных этических комплексов щ следователи относят к периоду ремесленного разделения труда, т.е. к периоду возникновения ремесленных цехов XI-ХП в.в.[10].

Для зашиты своих интересов городские средневековые ремесленники объединялись в цехи (цех — это объединение ремесленников одной или нескольких родственных профессий). На общем собрании выбирали руководителей цеха - старшину и надзирателей, а также принимали обязательные для всех ремесленников правила - устав цеха. Согласно уставу ремесленнику разрешалось иметь только одну мастерскую, нескольких учеников и подмастерьев. Устав ограничивал рабочий день мастера, указывал, из какого сырья следует изготавливать товары, какое оборудование использовать. Одним из основных в уставе являлось требование честного и добросовестного труда: устав запрещал производить изделия низкого качества, а также переманивать покупателей или работников у других ремесленников. За несоблюдение этих правил мастер мог быть оштрафован, привязан к позорному столбу на главной площади или вообще изгнан из города.

Таким образом, именно в средние века в цеховых уставах появляются этические требования, регламентирующие отношение к профессии, труду, товарищам по работе, потребителям производимого специалистами-ремесленниками продукта.

Так, например, парижские ремесленные цехи выработали ряд правил, ставящих членов цеховой общины в равные отношения в смысле закупки сырья, подготовки учеников, использования подмастерьев, распределения заказов и т.п. За экономическим содержанием внутрицеховой регламентации, стремящейся воспрепятствовать накоплению капитала и развитию свободной конкуренции, проступал ярко выраженный нравственный аспект. Так, мастер не имел права расхваливать свой товар и таким путем зазывать покупателя. Нельзя было переманивать покупателя в то время, когда он останавливался перед лавкой соседнего мастера. Выставлять свои изделия в витринах разрешалось только таким образом, чтобы они не очень бросались в глаза и не закрывали собой лавок соседей.

Существенную роль в развитии профессионального сознания сыграла этика протестантизма, утвердившая понятие профессионального призвания человека как средства его спасения. В XVI в. понятие "профессиональное призвание", носящее нравственный оттенок, прочно укоренилось как в церковной, так и в светской литературе. Этому способствовали два фактора: во-первых, реальное развитие и дифференциация профессиональной деятельности в результате ремесленного разделения труда; во-вторых, теоретическая деятельность Лютера, который ввел в оборот понятие "Beruf в чисто мирском значении, как "профессия". М. Вебер в своем исследовании, посвященном развитию протестантской этики, отмечал, что Лютер даже переводил соответствующие слова Иисуса сына Сирахова из Библии как "пребывай в профессий своей" и "оставайся в профессии своей" вместо "пребывай в работе своей", как было в ранних католических переводах.

Важнейшим следствием Реформации в странах Западной Европы Вебер считал идею высокой нравственной квалификации мирской профессиональной деятельности. В противовес католической точке зрения, в протестантской этике существенно возросло моральное значение мирского профессионального труда: добросовестное выполнение профессиональных обязанностей стало рассматриваться Лютером как единственное средство быть угодным Богу.

Еще больший резонанс проблема нравственной оценки профессиональной деятельности получила в кальвинизме. По Кальвину, профессиональная деятельность осуществляется христианином в рамках посюсторонней жизни во имя общего блага. Причем профессиональная деятельность, основанная на разделении труда, вьгоодится в кальвинистской этик из общехристианского морального принципа любви к ближнему: "Любовь к ближнему, мыслимая только как служение Богу, находит свое выражение в первую очередь в выполнении профессионального долга..."[11]

Протестантская этика, обозначившая связь религиозной проблемы спасения и профессионального призвания человека, сыграла важную роль в формировании профессиональной морали Нового времени. Для раннего капиталистического общества, с его развитием дифференциации профессий и профессиональной принадлежности, оказалось весьма существенным стремление идеологов протестантизма повысить нравственную значимость профессиональной деятельности.

Крайне важным для изменения системы нравов и развития профессионального сознания оказалось и то, что связь профессионального призвания и индивидуального спасения определяла самосознание представителей всех классов и сословий - и капиталиста, и наемного рабочего. Рассмотрение профессионального успеха в качестве знака Божественного предопределения позволило повысить статус профессии и профессионализма в обществе.

Возникновение и развитие профессиональной морали в обществе рассматривается многими современными исследователями в качестве одного из компонентов общественного прогресса, поскольку нравственные кодексы отражали возрастание ценности личности, утверждали принципы гуманизма в межличностных отношениях. Однако необходимо учитывать и тот факт, что, провозглашая высокие моральные принципы служения специалистов человеку и человечности, профессиональные моральные кодексы считаются и с корпоративными интересами отдельных профессиональных групп. Общечеловеческое и корпоративно-профессиональное в нравственных профессиональных кодексах могут находиться в гармонии, но могут и противоречить друг другу. В каждом конкретном случае уровень гармонизации общеморальных и корпоративных норм в профессиональных кодексах зависит как от состояния морали в обществе, так и от единства и уровня развития профессионального сознания членов корпоративной профессиональной группы.

Создание профессиональных моральных кодексов в рамках той или иной профессии является одним из важнейших факторов процесса институционализации данной профессии, приобретения ею определенного общественного статуса. Становление профессионального сознания, как правило, осуществляется параллельно с развитием самой профессии, а нравственные нормы профессиональной деятельности закрепляются в соответствующих документах - кодексах, правилах, призывах, клятвах.

Несмотря на то, что как наука социология возникла в середине XIX в., институционализация профессии социолог приходится на XX в. Во второй половине XX в., с вступление ем ряда развитых стран в эпоху постиндустриального общества, особенно возросло значение социологии. Как академическая, так и прикладная социология сегодня является важной движущей силой гармонизации общественных отношений, влияющей на течение многих общественных процессов. Это в полной мере осознается мировым сообществом социологов. Ответственность социологов перед обществом и человеком отражена в специальном этическом кодексе между народного общества прикладной социологии, принятом в 1995 г. Главный его принцип, как и в клятве Гиппократа: "не навреди" — не навреди ни респонденту, что доверил тебе личные тайны, ни заказчику, раскрывшему коммерческий секрет и показавшему наиболее уязвимые свои места.

В кодексе, помимо прочего, специально оговариваете ответственность социолога перед коллегами, перед клиентом и респондентами. Что касается ответственности перед коллегами, то кодекс предлагает уважать право других исследователей на методики, рассчитывать на взаимоподдержку коллег в борьбе за истину.

Ответственность перед наукой рассматривается как требование того, чтобы личные интересы и другие посторонние влияния не противоречили установлению научной истины. Социологам предлагается придерживаться существующих стандартов.

Обязательства перед респондентами заключаются в бережном и ответственном отношении к полученным в ходе исследования сведениям.

Обязательства перед заказчиком заключаются в том, что социологи обязуются снабжать клиентов реалистичными сведениями о собственной квалификации и ограничениями, с которыми связан данный вид деятельности. Проводя прикладное исследование, социолог уточняет основные детали с заказчиком устно или предпочтительно письменно, до начала работ. Эти детали касаются сроков основных этапов исследования, итогового продукта, собственно результатов и соответственно авторского права клиента и члена ассоциации.

Многие современные западные фирмы конкретизируют общие этические требования к социологической профессии, принимая собственные уставы и кодексы. А.И. Бутенко в своей книге приводит интересный факт: канадская служба изучения общественного мнения Maison des Sondages "Leger et Leger", например, взяла на себя добровольные обязательства без предварительного разрешения клиентов не брать заказов от предприятий - конкурентов клиента. Эта фирма даже приняла собственный этический кодекс, согласно которому она "...действует в сфере исследований опросов общественного мнения и исследований рынка, чтобы служить общественными интересам и способствовать развитию квебекского общества, применяет в своей деятельности строгие этические правила профессии, предполагающие высокую точность, честность и правдивость", соблюдает конфиденциальность в отношении как сведений, доверенных фирме клиентами, так и результатов, полученных в рамках заказов на исследование[12].

В современном российском обществе растет авторитет и престиж профессии социолога. Из года в год увеличиваете конкурс в соответствующие учебные заведения на социологические специальности: новое поколение отчетливо осознает, что будущее российского общества связано в том числе и с развитием социологического знания. По многим исследовательским прогнозам профессия социолога будет одной из наиболее востребованных в ближайшей общественной перспективе. Все это налагает большую ответственность на профессиональное сообщество российских социологов в плане теоретического и документального оформления этических требований к профессии.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Цвык В.А Профессиональная этика социолога

Для студентов магистрантов аспирантов преподавателей социологических специальностей а также всех интересующихся проблемами профессиональной... The present educational supply for the first time throws the light on the... The edition is recommended for the lecturers post graduate students magistracy students sociology specialties...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Место социологии в системе профессиональной этики.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Профессиональная этика социолога
Цвык В.А. Профессиональная этика социолога: Учеб. п

Функции и структура профессиональной этики.
  Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. Сам термин "этика" происходит от греческого "ethos" — совместное жилище, затем начинает

Основные определения и дополнительные материалы
  Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. Гедонизм — выведение морали из ощущения удовольствия и неудовольствия, мораль понимается как стремлени

Основные определения и дополнительные материалы
  Профессиональный кодекс есть совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности. Клятва врачей-асклепиадов в Древней Гре

Функции профессиональной морали.
  Профессиональная мораль как свод нравственных требований, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, возникает вместе с дифференциацией профессий, вследствие

Основные определения и дополнительные материалы
  Профессиональная мораль - это моральные кодексы, свод правил, представляющих собой конкретизацию общих норм нравственности применительно к специфическим условиям того или иного вида

Профессиональный долгу социолога.
  Одной из важнейших характеристик морального облика личности является профессионализм и отношение к труду. Эти нравственные качества имеют первостепенное значение в личностной характ

Основные определения и дополнительные материалы
  Профессия - основной род занятий трудовой деятельности. Профессией объединены люди, занятые данным видом труда, имеющие сходные знания, навыки и связанные с трудовой деятельностью и

Специфика научной деятельности социолога,
    В науке, как и в любой области человеческой жизнедеятельности, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной систем

Основные определения и дополнительные материалы
  Л. Фейербах. Десять заповедей человека науки:   1) ученый - мужественный борец за истину, но сам он обладает миролюбивым характером; 2) ученый также и

Этические требования к профессиям библиотекаря, менеджера по кадрам в современных условиях.
  Практическая реализация принципов и норм профессиональной этики должна осуществляться с учетом особенностей различных видов деятельности человека. По существу, "отраслевые"

Основные определения и дополнительные материалы
  Ю.В. Согомонов. О профессиональной этике   Успешное исполнение профессиональных функций предполагает взыскательные требования к квалифицированности и к

Основные требования профессиональной этики социолога.
    Наличие в обществе профессиональной морали, повышение значения ее требований является характерной чертой нашего времени. Тем не менее, выражение "профессиональн

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС СОЦИОЛОГА
    I. Общие положения: Профессиональный кодекс социолога был принят I Всесоюзной конференцией Советской социологической ассоциации в марте 198

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги