рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Теоретические и мировоззренческие основания социологии Э. Дюркгейма

Теоретические и мировоззренческие основания социологии Э. Дюркгейма - раздел Социология, ЗАПАДНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ •из Наиболее Удаленных Во Времени Интеллектуальных Предшественников Э. Дюркге...

•Из наиболее удаленных во времени интеллектуальных предшественников Э. Дюркгейма следует назвать трех его соотечественников: Р. Декарта, Ш. Монтескье и Ж. Руссо.

Дюркгейм был убежденным рационалистом, а рационализм следует рассматривать как французскую национальную традицию, которая восходит к Декарту (1596—1650). В этом отношении его работа «Правила социологического метода», являющаяся своего рода «манифестом» дюркгеймовской социологии, в значительной степени созвучна с трудом Декарта «Рассуждения о методе». Оба труда объединяет одна и та же цель: найти рациональные принципы и приемы, позволяющие исследователю выяснить истину независимо от общепринятых мнений и всякого рода общественных предрассудков. Шарля Монтескье Дюркгейм считал главным предшественником научной социологии. Поскольку именно Монтескье во многом обосновал возможность существования социальной науки и, в частности, идеи, связанные с принципом детерминизма и внутренней законосообразности развития социальных явлений, а также сочетания описания (эмпирического рассмотрения) и рационального (теоретического) объяснения явлений. В качестве предшественника социологии Дюркгейм рассматривал и Ж .-Ж. Руссо, особенно в связи с его понятиями общей воли и общественного договора.

Из непосредственных предшественников Дюркгейма следует назвать А. де Сен-Симона и, конечно, его ученика и последователя О. Конта, которого он называл «отцом» социологии, и подчеркивал преемственную связь своих и контовских идей. Дюркгейм руководствовался тем же идеалом позитивной социальной науки, сформулированным еще О. Контом. Так, вслед за Контом он рассматривал естественные науки как образец построения социальной науки.

Будучи духовным преемником Конта, Э. Дюркгейм разделял далеко не все его воззрения. Дюркгейм отвергал знаменитый контовский закон трех стадий интеллектуального и социального развития (эволюции): теологической, метафизической и позитивной, который Конт считал своим главным достижением. Кроме того, в противовес своему предшественнику, который провозгласил отказ от причинности в 'научном объяснении и замену вопроса «почему» вопросом «как», Дюркгейм упорно искал причины социальных явлений.

Хотя социология Дюркгейма в целом была направлена против биологических (также как и психологических) интерпретаций социальной жизни, он испытывал несомненное влияние биоорганического направления в социологии, и прежде всего Г. Спенсера, хотя влияние это двойственно. С одной стороны, многие свои концепции Дюркгейм разрабатывал в полемике с идеями Г. Спенсера, то есть можно говорить об «отрицательном» влиянии, когда идеям предшественника противопоставляются идеи последователя. Например, индивидуализму Спенсера противопоставлялась идея «коллективности», примата общества над личностью и т. д. С другой стороны, в исследованиях Дюркгейма отчетливо проявилось и положительное влияние идей Спенсера. Это, прежде всего относится к структурно-функциональной стороне социологии Дюркгейма, то есть анализу общества как органического целого, в котором каждый институт играет определенную функциональную роль, а также к эволюционистской стороне его теорий. Тенденция Дюркгейма использовать «элементарные формы» как модель понимания развитых общественных структур, а также известная этнографическая ориентация его социологии в значительной степени определялись подходом Спенсера.

Не могли пройти мимо внимания Э. Дюркгейма идеи К. Маркса, ибо на рубеже XIX—XX веков популярность его взглядов была столь велика, что все социальные мыслители так или иначе обращались к марксизму. Дюркгейм был .знаком с работами Маркса, но отрицал его влияние на свои исследования и интерпретировал Маркса в духе экономического редукционизма, сводящего всю жизнедеятельность общества к экономическому фактору. Его отношение к марксизму, теории экономического детерминизма К. Маркса достаточно четко было высказано Дюркгеймом в рецензии на книгу известного итальянского марксиста А. Лаб-риолы (1843—1904) «Очерки материалистического понимания истории» (1897 г.),

Как отмечает Дюркгейм, анализируя данную работу, «метод экономического материализма применим к истории в целом». Причем, он ^читает «плодотворной идею о том, что социальная жизнь должна объясняться не теорией, которую создают о ней те, кто в ней участвует, но глубокими причинами, ускользающими от сознания; и мы тоже думаем, что эти причины следует искать главным образом в способе, которым сгруппированы ассоциированные индивиды. Нам представляется даже, — пишет Дюркгейм, — что при этом и только при этом условии может стать наукой история и, следовательно, может существовать социология».1

Затем Дюркгейм дистанцируется от общей концепции марксизма, которая из роли экономического фактора в жизни общества выводит теорию классовой борьбы и неизбежность социалистической революции. Как подчеркивает Дюркгейм, «мы не видим никакого основания связывать эту точку зрения (то есть роль экономического фактора в истории — И. Г.) с социалистическим движением от которого она совершенно не зависит». Продолжая свою мысль, он прямо заявляет, что «...не в состоянии понять, какую роль в разработке или в развитии этой идеи смог сыграть грустный факт конфликта между классами». То есть, по Дюркгейму, «между доктриной экономического материализма» и социализмом «нет никакой взаимосвязи».2 Второй момент его несогласия с концепцией марксизма состоит в оценке той роли, .которую придавали экономическому фактору в социально-историческом развитии особенно последователи К. Маркса. Не даром в этой связи стало расхожей фраза самого К. Маркса о том, что «он не марксист». Безусловно, вульгаризация марксистского положения о роли экономического фактора была налицо, причем не только у последователей, но и у оппонентов К. Маркса. Не избежал в этом плане известной вульгаризации и Э. Дюркгейм, тем более, что он критиковал марксистскую концепцию не по первоисточникам, а образно говоря «через вторые руки». Неудивительно, что у Дюркгейма практически ставится знак равенства между «индустриальной техникой» и «экономическим фактором», чего К. Маркс никогда не делал.

В этой связи стоит привести дословное высказывание Дюркгейма. Так он пишет: «...Насколько нам представляется истинным, то, что причины социальных явлений следует искать за пределами индивидуальных представлений, настолько нам представляется ложным, что эти причины сводятся в конечном счете к состоянию индустриальной техники и что экономический фактор — движущая сила прогресса».3

Кроме того, против экономического фактора Дюркгейм выдвигает методологические возражения, считая недостаточным доказательства, на которых основывается экономический материализм, чтобы претендовать на то, «чтобы быть ключом ко всей истории!»4 '

И совершенно в духе правоверного позитивиста считает, что эта концепция не доказана адекватным образом, что в ее доказательстве не использовались столь же изощренные и сложные методы, которые используются в науках о природе, а именно: разного рода наблюдения, опыты, тщательные сравнения. В этом аргументе сила, но и слабость той методологии, на которой базировалась социология Дюркгейма и которой было отказано в праве на истину именно за абсолютизацию естественнонаучного метода в подходе к истории.

Другой момент, который следует отметить — это акцентирование внимания на роли религиозного фактора в историческом развитии общества. Как пишет Дюркгейм: «Все большее число социологов и историков сходятся в том, что религия — наиболее первобытное из всех социальных явлений. Именно из нее путем последовательной трансформации возникали все другие проявления интеллектуальной деятельности: право, мораль, искусство, наука, политические формы и т. д.».5

Религия, по Дюркгейму, носит «избыточный и всеохватывающий характер» и она не может быть следствием экономического фактора «и разве невероятно, — спрашивает он, — что, наоборот, экономика зависит от религии гораздо больше, чем последняя от первой?»6 Эта мысль, как известно, получила широкое исто-рико-социологическое развитие в трудах М. Вебера.

По-видимому, чувствуя определенный «перебор» как в критике экономического фактора, так и в абсолютизации роли религии Дюркгейм мудро заканчивает эту дискуссию на том, что «не следует, впрочем, доводить изложенные идеи до крайности, в которой они утрачивают какую бы то ни было истинность».

Критикуя марксистскую концепцию социализма, в то же время Дюркгейм проявлял значительный интерес к социализму. Он изучал его историю, был дружен с виднейшим французским социалистом Ж. Жоресом (1854—1914). В 1895—1896 гг., будучи профессором университета г. Бордо, он прочитал спецкурс о социализме. Изданы серии курсов лекций Дюркгейма: «Социализм» (1928 г.), курс под названием «Лекции по социологии. Физика нравов и права», и, наконец, лекции по воспитанию и проблемам педагогики.8 Они дают достаточное представление о политических идеях Дюркгейма и, в частности, его понимании социализма.

Как отмечает Р. Арон в своем исследовании, посвященном Дюркгейму, примерно в 1885—1895 гг. дюркгеймовская концепция социализма была важным слагаемым политического сознания интеллектуальных кругов левых сил во Франции. «Хотя в определенном смысле он социалист (я бы охотно сказал, что он истинный социалист, согласно его определению этого понятия), но он не марксист», — пишет о Дюркгейме Р. Арон.9 Он, по мнению Арона даже противодействует марксистскому учению в том виде, как оно обыкновенно интерпретируется по двум основным пунктам. Прежде всего, Дюркгейм не верит в плодотворность насильственных мер и отказывается рассматривать классовую борьбу, в особенности конфликты между рабочими и предпринимателями, как существенную черту современного общества, тем более как движущую силу исторического процесса. Для Дюркгейма (как и для Конта) конфликты между рабочими и предпринимателями служат доказательством плохой организации или частичной аномалии современного общества, которая должна быть исправлена. '

Социальная проблема для Дюркгейма .не столько экономическая, сколько моральная, и в этом вопросе он очень далек от марксистского понимания социализма. Сущность социализма Дюркгейм усматривает не в отношении к собственности и даже не в планировании. Социализм Дюркгейма — это, по сути дела, «социализм» Конта, который резюмировал его в двух ключевых словах: организация и морализация. Социализм представляет собой .лучшую, то есть более осознанную организацию коллективной жизни, цель и следствие которой интеграция индивидов в социальных общностях, наделенных моральным авторитетом и поэтому способных выполнять воспитательную функцию.

Таким образом, Дюркгейму было присуще широкое толкование социализма и он считал, что для его понимания нужно исследовать все его разновидности. Он определял социализм следующим образом: «Социализм — это тенденция к быстрому или постепенному переходу экономических функций из диффузного состояния, в котором они находятся к организованному состоянию. Это также можно сказать, стремление к более или менее полной социализации экономических сил».

Отмечая теоретические предпосылки, обусловившие взгляды Дюркгейма, безусловно, следует сказать о влиянии Канта и кантианства. В данном случае речь идет, прежде всего, о концепции морали, нравственного долга, которые красной нитью проходят через всю его теорию.

Дюркгейм не считал, что социология как наука уже сформировалась и концепции его предшественников (в частности Конта) представлялись ему слишком общими и схематичными, в которых содержались лишь предпосылки к формированию научной социологии — науки, которая должна иметь собственный предмет исследования и специфический метод. Выполнению этих задач он и посвятил свой труд.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЗАПАДНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

ЗАПАДНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ... Рецензенты... Ю И Ефимов д ф н профессор зав кафедрой философии Российской Академии наук...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теоретические и мировоззренческие основания социологии Э. Дюркгейма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

От О. Конта до М. Вебера
Глава 1. Возникновение социологии. Эволюционно-органическая парадигма и ее роль в' развитии социологической науки 1. Социально-теоретические предпосылки становления социологии 2.

Социально-теоретические предпосылки становления социологии
На развитие социальных наук, имеющих своим предметом изучения общественную жизнь, влияет прежде всего наличие общественных потребностей в разрешении тех или иных проблем, возникающих в социальной с

История социологии как предмет изучения
История социологии представляет естественный, необходимый и важнейший источник развития социологического знания. Она является не просто «музейным собранием», куда мы заглядываем ради любопытства ил

Контовский проект науки об обществе
Уже отмечалось, что стремление создать новую науку об обществе, предпринятое Сен-Симоном и О. Контом, было одним из симптомов недовольства общественной мыслью (философией) XVIII века после того пра

Социологические воззрения Г. Спенсера
При жизни Конта его идеи не оказали заметного влияния. Позитивизм во Франции существовал не столько как социально-философское, сколько как сектантско-религиозное течение. Признание Конта пришло из

Кризис «натурализма» и «органицизма».
На базе спенсеровской социологии развилась мощная ветвь органистической школы. Ее отдельные представители, несмотря на общность исходной позиции «общество — биологический организм», придерживались

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА В СОЦИОЛОГИИ конца XIX — начала XX вв. ПСИХОЛОГИЗМ ПРОТИВ НАТУРАЛИЗМА
Параллельно биолого-эволюционной социологии, а подчас и внутри нее складывается и к концу XIX столетия начинает преобладать новая тенденция в понимании социально-исторических процессов и закономерн

Психологические концепции в западноевропейской социологии
Наиболее известным представителем психологического направления в западной социологии является Габриэль Тард (1843—1904), французский социолог и один из основоположников социальной психологии. Он вн

Эволюционно-психологическое направление в американской социологии
Основателем психологического эволюционизма в американской социологии считается Лестер Френк Уорд (1841—1913). Им на писаны работы: «Динамическая социология» (1883 г.), «Психологические факторы циви

СОЦИОЛОГИЯ КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ «СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОВ». Э. ДЮРКГЕЙМ
В истории социологии Э. Дюркгейм (1858—1917) представляет новую и важную главу в ее развитии. Это обусловлено тем, что он практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфическ

Социологизм» Э. Дюркгейма как методология научного исследования общества
В качестве обобщающего понятия, которое выражает основные принципы теории и методологии социологии Дюркгейма, выступает понятие «социологизм», хотя, естественно, оно не охватывает и не исчерпывает

Идея социальной солидарности
Центральной социологической идеей, которая практически проходит через все творчество Дюркгейма, является идея общественной солидарности. Ее • решение связано, прежде всего, с ответом на вопрос: «Ка

К синтезу теории и эмпирии в социологическом исследовании
Уже подчеркивалось, что центральной идеей, вокруг которой концентрируется социологическая проблематика, является идея социальной солидарности. • Проблема социальной солидарности стоит в центре тако

К истокам немецкой социологии. Ф.Тённис
На рубеже двух веков позиция классического позитивизма испытывает значительные теоретико-методологические трудности в объяснении общественной жизни. Все более настойчивыми и основательными становят

Формальная социология Г. Зиммеля
Типологический анализ социальных отношений и проблемы развития аналитической, формальной социологии были в значительной степени и предметом интересов Г. Зиммеля (1858—1918), основоположн

ТЕОРИЯ «СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ» М. ВЕБЕРА
М. Вебер (1864—1920) принадлежит к числу тех универсально образованных умов, которых, к сожалению, становится все меньше по мере роста дифференциации социальных наук. Вебер был крупнейшим специалис

Методология социологического познания М. Вебера
Конец XIX века — период становления теоретических воззрений М. Вебера, связанных с принципами познания социальной (социально-исторической) действительности. В этот же период, как уже отмечалось, во

Политическая социология М. Вебера
Теория рационализации Вебера непосредственным образом связана с его трактовкой «социального действия», которая в свою очередь выходит на концепцию господства, являющейся основой политической социол

Религия в социологической концепции М. Вебера
Исследования Вебера в области религии начались с работы «Протестантская этика и дух капитализма» (1904 г.) и завершились большими историко-социологическими экскурсами, посвященными анализу мировых

М. Вебер и некоторые тенденции развития социологии в Германии
Идеи Вебера, его методологические принципы, связанные с пониманием социального поведения («действия»), построением различного рода типологических классификаций («идеальных типов»), касающихся самых

Теория социальной мобильности
Исходным моментом исследования социальной мобильности у Сорокина выступает понятие«социальное пространство», трактуемое им как «некая вселенная, состоящая из народонаселения Земли».2 Это

Учение П. Сорокина о социокультурной динамике
Дальнейшее изучение процессов социальной мобильности в обществе Сорокин продолжает в теории социокультурной динамики. Выяснению причин и характера социокультурных изменений он посвящает наиболее из

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ДЕЙСТВИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. Т. ПАРСОНС .
«Социокультурная эволюция, подобно органической эволюции, происходит путем дифференциации от простых до последовательно более сложных форм. В противоположность ранним концепциям в этой области, она

Единичный акт» и системы действия
Книга «Структура социального действия» представляет собой пример теоретического поиска, направление которого должно быть понято как можно яснее. Анализируя концепции А. Маршалла, В. Парето, Э. Дюрк

Социальные системы. Общество и его эволюция
Среди объектов в окружении действующего лица есть другие действующие лица, вступающие с ним в определенные отношения, которые и составляют сущность социальной системы действия. Социальная система с

Противоречия парсонианского синтеза
Толкотт. Парсонс создал одну из наиболее всеобъемлющих и разработанных теорий социального действия, что придает иным подходам вид фрагментов, ускользнувших от его внимания. Большая часть критики ег

ОБЪЕКТИВИСТСКИЙ ВЗГЛЯД
«Две опасности должны быть обойдены при анализе происхождения более сложных форм из более простых социальных процессов и в изучении социальной структуры вообще: Сцилла абстрактных концепций чересчу

Структурный функционализм
«Кто был первым функционалистом? Вполне вероятно им был первый человек, задумавшийся систематически и в некоторой степени объективно над природой социального». (У. Гуд) Хот

Теория конфликта
«Намерение социологической теории конфликта состоит в том, чтобы преодолеть господствующую произвольную природу необъясненных исторических событий, выводя эти события из структурных элементов, друг

З.Теория обмена
«Если социология является наукой, то она должна серьезно производить работу любой науки: создавать объяснения открываемым эмпирическим отношениям. Эти объяснения есть теории, принимающие форму деду

СУБЪЕКТИВИСТСКИЙ ВЗГЛЯД
«Социология является систематической попыткой рассмотреть социальный мир настолько пристально, насколько это возможно, понять его не впадая в собственные надежды и опасения. Этот идеал прозрачности

Символический интеракционизм
«Внося бестящие дополнения по всем этим направлениям, Мид не наметил теоретической схемы общества. Она будет создана развитием центральных тем его анализа» (Г. Блюмер) Симв

Феноменологическая социология и этнометодология
«Этнометодологи не создают причинных объяснений, наблюдаемых регулярных, образцовых, повторяющихся действий посредством анализа точки зрения действующего лица. Они сосредотачивают свое внимание на

Структуралистский марксизм
«Теория — есть специфическая практика, , которая воздействует на собственный ' объект и ведет к собственному продукту - знанию». (Л.Альтюссер) Марксизм и сегодня остается о

Постструктурализм
«Философские загадки несущественны для повседневной жизни. Это загадки языка. Инстинктивно мы употребляем язык правильно, но для интеллекта это употребление — загадка...» (Л. Витгенштей

ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ. Ю.ХАБЕРМАС
«Диалектика допускает истинное знание, но не разрешает показывать пальцем, какое знание в самом деле истинно». (С. В. Мейен} «Я испытал очень сильное влияние геге-ле

Структуры «жизненного мира» и социальное действие
Исходным и центральным пунктом социологической концепции Ю. Хабермаса является категория «жизненного мира» '(Leben-swelt), восходящая к феноменологической традиции. «Жизненный мир» определяется Ю.

Эволюция Западного мира
В своих работах Ю. Хабермас обращает внимание не только на теоретические и методологические аспекты социального познания. Установка критической теории состоит в анализе реальных противоречий соврем

HABITUS», «СТРУКТУРАЦИЯ», «САМОРЕФЕРЕНЦИЯ».
«Мы находим несколько решений одного и того же вопроса не столько потому, что наш ум очень плодовит, сколько потому, что он не слишком прозорлив и, вместо ' того чтобы остановиться на самом лучшем

Habitus», практики, структуры. П. Бурдье.
«Парадоксально, что выявление предпосылок объективистских конструкций было отсрочено усилиями всех тех, кто в лингвистике и антропологии стремился исправить структуралистскую модель, обращаясь за о

Теория структурами. Э. Гидденс
.«Проблема заключается в том, как должны быть определены концепции действия, значения и субъективности и как их можно соотнести с понятием структуры и принуждения. Если интерпретативная социология

Самореферентные системы. Н. Луман
«Если такие науки, как биология, психология или социология рассматривать с дистанции безучастного наблюдателя, то можно прийти к мысли о том, что биология имеет дело с жизнью, психология — с душой

К предисловию
1 Parsons Т. The Structure of Social Action. — New York: Free Press, 1937. Монтень М. Опыты. Книга третья. М.-Л., 1960. — с. 360. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб.

К ЧАСТИ ПЕРВОЙ К главе первой
' Арон Р. Этапы развития социологической мысли. — М., 1993. — с. 33. Кареев Н. Введение в изучение социологии. — СПб., 1903. с. 7. См. подробнее: Давыдов Ю. Социальная философия А

К главе четвертой
См.: Хайдегер М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни//Вопросы философии — 1995 — N 1f.-c.126. Такую психологию, п частности, пытал

К главе пятой
Тёрнквист Р. Историко-эмпирическая социология//Монсон П. Современная западная социология. Теории, традиции, перспективы. СПб., 1992.— с. 260—267.; Арок Р. Этапы развития социологической мы

К главе шестой
1 Голосенко И. А. Питирим Сорокин: Судьба и труды. — Сыктывкар: Коми кн. изд., 1991; Голосенко И.А. Социология Питирима Сорокина: Русский период деятельности. — Самара: Социол. центр «Со

К главе первой
' Parsons Т. The Structure of Social Action. — New York: Free Press, 1937. 2 Parsons Т. On Bulding Social System Theory: A Personal History//Daedalus. — 1970, - N 99.-pp. .826-881.

К главе второй
Davis К. The Myth of Functional Analysisas a Special Method in Sociology and Anthropology//American Sociological Review.— 1959.—N 24. — pp. 757—772. Parsons T. Structural-

К главе третьей
1 Rock P. The Making of Symbolic Interactionism. — Basingstoke: Macmillan, 1979 Mead G.H. Mind, Self and Society. — Chicago: Chicago Univ. Press, 1934. См. также: От жеста к сим

К главе четвертой
Акциденция — (лат. accidentia — случай, случайность) несущественное, изменчивое, случайное; несущественное свойство вещи, которое может быть опущено без изменения сущности. Barthes R. Myth

К главе пятой
Habermas J. The Theory of Communicative Action. Vol. I. London:Hcinomann, 1984 — p. 76. Pollner. М. Mundane Reasoning//Philosophy of social Sciences. — 1974. — Vol. 4. -

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги