рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социально-теоретические предпосылки становления социологии

Социально-теоретические предпосылки становления социологии - раздел Социология, ЗАПАДНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ На Развитие Социальных Наук, Имеющих Своим Предметом Изучения Общественную Жи...

На развитие социальных наук, имеющих своим предметом изучения общественную жизнь, влияет прежде всего наличие общественных потребностей в разрешении тех или иных проблем, возникающих в социальной системе, а также теоретико-методологических предпосылок, обеспечивающих необходимый уровень их научного анализа.

Применительно к формированию социологии эти предпосылки своими корнями уходят в эпоху Просвещения и исторические события Великой французской революции, ставшей во многом поворотным пунктом развития человеческой цивилизации.

Эпоха Просвещения породила плеяду блестящих мыслителей:

Монтескье (1689—1755), Вольтер (1694—1778), Руссо (1712— 1778), Гельвеций (1715—1771), Тюрго (1727—1781), Кондорсе (1743—1794) и ряд других, произведения которых с социально-политической и духовной точек зрения стали идейным основанием не только разрушения здания феодализма и его социальных институтов, но и во многом теоретической базой будущей науки социологии. Особую роль сыграл здесь, в частности, Шарль Луи Монтескье (1689—1755), труд которого «Дух законов» (1748 г.) некоторые исследователи склонны рассматривать как социологический, ^а его самого как одного из основоположников социологической доктрины.1 Как писал виднейший русский социолог, автор первого русского учебника по социологии Н.Кареев: «Мы не можем не признать, что, если кто-либо имеет право на имя социолога, когда не было еще социологии, то это право принадлежит конечно Монтескье».2

В этом есть смысл, поскольку Монтескье задается целью понять историю, превратить бесконечное многообразие обычаев, нравов, привычек, идей, различных социально-политических институтов и т. д. в осмысленный порядок. Или, говоря другими словами, он пытается за цепью событий, которые кажутся случайными, увидеть глубинные причины, которым эти события подвластны. Такой подход к фактам свойственен именно социологии.

Особое внимание в своих научных изысканиях Мо-'и'ск-)е уделил политическим проблемам общественной жизш-., '/• :-:дусь мы с полным правом можем говорить о нем как об одном из основоположников такой сферы социологического знания, как политическая социология. С социологической точки зрения особого внимания заслуживает идея, связанная с установлением принципа разделения властей и трех видов правления (демократия, аристократия, деспотия), которые впоследствии были положены в основу политического устройства буржуазно-демократических государств.

С именем Монтескье во многом связано возникновеы', г и формирование социологической теории, вошедшей в историю социологии под .наименованием «географический детерминизм». Монтескье широко изучал влияние климата, географической среды, численности населения на различные аспекты социально-политической и экономической жизни людей. Так, он ставил в зависимость характер политического режима от размеров территории, занимаемой обществом. Монтескье считал, например, что «республика, по своей природе, требует небольшой террритории», «монархическое государство должно быть средней величины», а «обширные размеры империи», по его мнению, — «предпосылка для деспотического управления».

Однако Монтескье скорее предчувствовал будущую науку об обществе, чем осознавал ее необходимость. Во всяком случае, он не представлял еще себе, что над существующими социальными науками должна возникнуть новая наука, которая имела бы своим предметом, не отдельные стороны общественной жизни, а ее общие основания.

Стремление понять и осмыслить характер общественного устройства, пути и принципы, на которых строится здание человеческого общежития, было свойственно мыслителям, философам еще на заре духовного развития человечества. В философском и политическом плане это было сделано достаточно четко и глубоко в Античной Греции, прежде всего Аристотелем (384— 322 гг. до н. э.) в работе «Политика», которая является прообразом всех последующих произведений подобного рода.3 Следует отметить, что предметом исследования и науки, созданной великим греческим философом, было не общество, а государство, то есть общество, рассмотренное как государство, а следовательно, лишь с одной стороны своего бытия. Понятно, что явления государственной жизни далеко не исчерпывают содержание общественной жизни в широком смысле этого понятия. Поэтому политическая наука, созданная Аристотелем, не может претендовать на значение общего учения об обществе. Собственно и разграничение понятий «государство» и «общество» произошло намного позднее.

Обращаясь к истории социальных наук, нельзя не сказать, что каждый крупный мыслитель в рамках своей философской и социально-политической теории так или иначе пытался отразить пути и принципы общественного развития, свое видение положения и роли человека в социальной системе: таким образом дать более или менее общую картину общественного бытия.

Нельзя не отметить в этой связи и того факта, что первоначально социальные и политические науки должны были служить главным образом руководством для правителей и государственных деятелей.

К примеру, само название такой науки как политическая экономия, то есть государственное домостроительство, указывает на то, что исходной целью этой науки было не просто теоретическое исследование народного хозяйства. Хотя, как мы увидим далее, в деле возникновения и развития наук (в частности, социологии) играла роль и чистая любознательность, отвлеченное желание знать и понимать окружающую нас социальную действительность. ,

Кам уже отмечалось, и в практическом, „и теоретическом планах особая потребность познания социально-политических условий жизни возникла в связи с крушением рационалистических теорий XVIII века, последовавшим после трагических событий и результатов французской революции. Именно тогда встал вопрос о необходимости общей реформы учения об обществе и поиске новых методов изучения общественной жизни. Многие обратили свои взоры на принципы и методы исследований, которые были отработаны в естественных науках.

Одним из первых, кто встал на точку зрения примата естественнонаучных принципов в познании общественной жизни, был Клод Анри де Сен-Симон (1768—1825) — философ, один из родоначальников концепции, вошедшей в социальную науку под названием «утопический социализм». Вместе с ним работал Огюст Конт (1798—1857) с 1817 по 1824 г. в качестве личного секретаря, который и считается основателем социологии, ему же принадлежит и приоритет введения в научный обиход самого термина «социология».

В 1822 г. они составили «План научных работ, необходимых для реорганизации общества», где проводилась мысль о необходимости создания науки об обществе, которая базировалась бы на объективных наблюдениях и разрабатывалась в соответствии с методами естественных наук, в частности физики. Первоначально новая наука об обществе и называлась «социальная физика» — название, в своей сущности передававшее основной замысел «позитивного» метода познания — открытие объективных законов общественного развитая, столь же необходимых и непреложных, как «закон тяготения». Таким образом, социология явилась результатом стремлений заменить в изучении общества прежний спекулятивный, чисто абстрактный метод научным, образцы которого представляют собой отрасли естествознания.

Позднее, в 1839 г. Конт весьма неохотно сменил термин «социальная физика» на термин «социология». Это было вызвано тем, что родоначальник новейшей статистики бельгийский математик и физик А.Кетле свел «социальную физику» в своем труде «Социальная физика или опыт исследования развития человеческих способностей» лишь к статистическому исследованию общественной жизни, а в понимании Конта социология должна быть не описательной, а теоретической наукой.

К формированию социологии как самостоятельной науки приводило не только развитие частных общественных наук (политики, юриспруденции, политической экономии) и естественнонаучных методов познания, но и внесение в историю философского начала. Общее направление мысли в XVIII веке заставляло передовых историков задаваться вопросом о применении законов к исторической жизни человечества. Особенно было важным стремление уловить закономерность в общем ходе истории, которая уже тогда начинала рассматриваться как постепенное совершенствование человеческого рода. И в этом плане в качестве непосредственных предшественников Конта следует назвать его соотечественников: А.Р.Тюрго (1727—1781) — экономиста, социального философа и политического деятеля и Ж.А.Кондорсе (1743— 1794) — историка и философа-просветителя, утвердивших в европейском социальном мышлении идею прогресса, причем прогресса, совершающегося в противоречивой форме «неравенства прогресса народов».4

История человечества, как ее понимали Кондорсе и Тюрго, основывалась на принципе развития, собственно на нем Конт и построил свою идею социальной динамики. В целом, возникновение социологии как новой науки об обществе и стремление Сен-Симона и Конта обосновать свою «социальную физику» было симптомом общего недовольства спекулятивной философией после того социального испытания, какому она подверглась во время революции. Ужасы французской революции и ее неуспех ставились в вину принципам и идеям рационалистической философии XVIII века. Сен-Симон и Конт, занимавшиеся преимущественно точными науками, стали на точку зрения научной реакции на политическую умозрительность философии XVIII века.

Вопросы, связанные с исследованием социальных и теоретических предпосылок возникновения социологии, представляют собой важную сферу социологического знания. Именно здесь и прослеживается преемственность и взаимосвязь многих социогу-манитарных дисциплин (философии, истории, теории права и государства и др.), а также причинная обусловленность тех или иных теоретических положений, взглядов, идей характером общественной жизни людей, их практическими потребностями в совершенствовании различных социальных институтов. Понятно, что ^каждый мыслитель—«дитя» своего времени и несет не только открытия, но и заблуждения и ошибки своего времени. Переосмысление этих открытий, равно как и ошибок и заблуждений, является неотъемлемой частью нашего познания и прогресса в науке.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЗАПАДНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

ЗАПАДНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ... Рецензенты... Ю И Ефимов д ф н профессор зав кафедрой философии Российской Академии наук...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социально-теоретические предпосылки становления социологии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

От О. Конта до М. Вебера
Глава 1. Возникновение социологии. Эволюционно-органическая парадигма и ее роль в' развитии социологической науки 1. Социально-теоретические предпосылки становления социологии 2.

История социологии как предмет изучения
История социологии представляет естественный, необходимый и важнейший источник развития социологического знания. Она является не просто «музейным собранием», куда мы заглядываем ради любопытства ил

Контовский проект науки об обществе
Уже отмечалось, что стремление создать новую науку об обществе, предпринятое Сен-Симоном и О. Контом, было одним из симптомов недовольства общественной мыслью (философией) XVIII века после того пра

Социологические воззрения Г. Спенсера
При жизни Конта его идеи не оказали заметного влияния. Позитивизм во Франции существовал не столько как социально-философское, сколько как сектантско-религиозное течение. Признание Конта пришло из

Кризис «натурализма» и «органицизма».
На базе спенсеровской социологии развилась мощная ветвь органистической школы. Ее отдельные представители, несмотря на общность исходной позиции «общество — биологический организм», придерживались

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА В СОЦИОЛОГИИ конца XIX — начала XX вв. ПСИХОЛОГИЗМ ПРОТИВ НАТУРАЛИЗМА
Параллельно биолого-эволюционной социологии, а подчас и внутри нее складывается и к концу XIX столетия начинает преобладать новая тенденция в понимании социально-исторических процессов и закономерн

Психологические концепции в западноевропейской социологии
Наиболее известным представителем психологического направления в западной социологии является Габриэль Тард (1843—1904), французский социолог и один из основоположников социальной психологии. Он вн

Эволюционно-психологическое направление в американской социологии
Основателем психологического эволюционизма в американской социологии считается Лестер Френк Уорд (1841—1913). Им на писаны работы: «Динамическая социология» (1883 г.), «Психологические факторы циви

СОЦИОЛОГИЯ КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ «СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОВ». Э. ДЮРКГЕЙМ
В истории социологии Э. Дюркгейм (1858—1917) представляет новую и важную главу в ее развитии. Это обусловлено тем, что он практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфическ

Теоретические и мировоззренческие основания социологии Э. Дюркгейма
•Из наиболее удаленных во времени интеллектуальных предшественников Э. Дюркгейма следует назвать трех его соотечественников: Р. Декарта, Ш. Монтескье и Ж. Руссо. Дюркгейм был убежденным ра

Социологизм» Э. Дюркгейма как методология научного исследования общества
В качестве обобщающего понятия, которое выражает основные принципы теории и методологии социологии Дюркгейма, выступает понятие «социологизм», хотя, естественно, оно не охватывает и не исчерпывает

Идея социальной солидарности
Центральной социологической идеей, которая практически проходит через все творчество Дюркгейма, является идея общественной солидарности. Ее • решение связано, прежде всего, с ответом на вопрос: «Ка

К синтезу теории и эмпирии в социологическом исследовании
Уже подчеркивалось, что центральной идеей, вокруг которой концентрируется социологическая проблематика, является идея социальной солидарности. • Проблема социальной солидарности стоит в центре тако

К истокам немецкой социологии. Ф.Тённис
На рубеже двух веков позиция классического позитивизма испытывает значительные теоретико-методологические трудности в объяснении общественной жизни. Все более настойчивыми и основательными становят

Формальная социология Г. Зиммеля
Типологический анализ социальных отношений и проблемы развития аналитической, формальной социологии были в значительной степени и предметом интересов Г. Зиммеля (1858—1918), основоположн

ТЕОРИЯ «СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ» М. ВЕБЕРА
М. Вебер (1864—1920) принадлежит к числу тех универсально образованных умов, которых, к сожалению, становится все меньше по мере роста дифференциации социальных наук. Вебер был крупнейшим специалис

Методология социологического познания М. Вебера
Конец XIX века — период становления теоретических воззрений М. Вебера, связанных с принципами познания социальной (социально-исторической) действительности. В этот же период, как уже отмечалось, во

Политическая социология М. Вебера
Теория рационализации Вебера непосредственным образом связана с его трактовкой «социального действия», которая в свою очередь выходит на концепцию господства, являющейся основой политической социол

Религия в социологической концепции М. Вебера
Исследования Вебера в области религии начались с работы «Протестантская этика и дух капитализма» (1904 г.) и завершились большими историко-социологическими экскурсами, посвященными анализу мировых

М. Вебер и некоторые тенденции развития социологии в Германии
Идеи Вебера, его методологические принципы, связанные с пониманием социального поведения («действия»), построением различного рода типологических классификаций («идеальных типов»), касающихся самых

Теория социальной мобильности
Исходным моментом исследования социальной мобильности у Сорокина выступает понятие«социальное пространство», трактуемое им как «некая вселенная, состоящая из народонаселения Земли».2 Это

Учение П. Сорокина о социокультурной динамике
Дальнейшее изучение процессов социальной мобильности в обществе Сорокин продолжает в теории социокультурной динамики. Выяснению причин и характера социокультурных изменений он посвящает наиболее из

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ДЕЙСТВИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. Т. ПАРСОНС .
«Социокультурная эволюция, подобно органической эволюции, происходит путем дифференциации от простых до последовательно более сложных форм. В противоположность ранним концепциям в этой области, она

Единичный акт» и системы действия
Книга «Структура социального действия» представляет собой пример теоретического поиска, направление которого должно быть понято как можно яснее. Анализируя концепции А. Маршалла, В. Парето, Э. Дюрк

Социальные системы. Общество и его эволюция
Среди объектов в окружении действующего лица есть другие действующие лица, вступающие с ним в определенные отношения, которые и составляют сущность социальной системы действия. Социальная система с

Противоречия парсонианского синтеза
Толкотт. Парсонс создал одну из наиболее всеобъемлющих и разработанных теорий социального действия, что придает иным подходам вид фрагментов, ускользнувших от его внимания. Большая часть критики ег

ОБЪЕКТИВИСТСКИЙ ВЗГЛЯД
«Две опасности должны быть обойдены при анализе происхождения более сложных форм из более простых социальных процессов и в изучении социальной структуры вообще: Сцилла абстрактных концепций чересчу

Структурный функционализм
«Кто был первым функционалистом? Вполне вероятно им был первый человек, задумавшийся систематически и в некоторой степени объективно над природой социального». (У. Гуд) Хот

Теория конфликта
«Намерение социологической теории конфликта состоит в том, чтобы преодолеть господствующую произвольную природу необъясненных исторических событий, выводя эти события из структурных элементов, друг

З.Теория обмена
«Если социология является наукой, то она должна серьезно производить работу любой науки: создавать объяснения открываемым эмпирическим отношениям. Эти объяснения есть теории, принимающие форму деду

СУБЪЕКТИВИСТСКИЙ ВЗГЛЯД
«Социология является систематической попыткой рассмотреть социальный мир настолько пристально, насколько это возможно, понять его не впадая в собственные надежды и опасения. Этот идеал прозрачности

Символический интеракционизм
«Внося бестящие дополнения по всем этим направлениям, Мид не наметил теоретической схемы общества. Она будет создана развитием центральных тем его анализа» (Г. Блюмер) Симв

Феноменологическая социология и этнометодология
«Этнометодологи не создают причинных объяснений, наблюдаемых регулярных, образцовых, повторяющихся действий посредством анализа точки зрения действующего лица. Они сосредотачивают свое внимание на

Структуралистский марксизм
«Теория — есть специфическая практика, , которая воздействует на собственный ' объект и ведет к собственному продукту - знанию». (Л.Альтюссер) Марксизм и сегодня остается о

Постструктурализм
«Философские загадки несущественны для повседневной жизни. Это загадки языка. Инстинктивно мы употребляем язык правильно, но для интеллекта это употребление — загадка...» (Л. Витгенштей

ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ. Ю.ХАБЕРМАС
«Диалектика допускает истинное знание, но не разрешает показывать пальцем, какое знание в самом деле истинно». (С. В. Мейен} «Я испытал очень сильное влияние геге-ле

Структуры «жизненного мира» и социальное действие
Исходным и центральным пунктом социологической концепции Ю. Хабермаса является категория «жизненного мира» '(Leben-swelt), восходящая к феноменологической традиции. «Жизненный мир» определяется Ю.

Эволюция Западного мира
В своих работах Ю. Хабермас обращает внимание не только на теоретические и методологические аспекты социального познания. Установка критической теории состоит в анализе реальных противоречий соврем

HABITUS», «СТРУКТУРАЦИЯ», «САМОРЕФЕРЕНЦИЯ».
«Мы находим несколько решений одного и того же вопроса не столько потому, что наш ум очень плодовит, сколько потому, что он не слишком прозорлив и, вместо ' того чтобы остановиться на самом лучшем

Habitus», практики, структуры. П. Бурдье.
«Парадоксально, что выявление предпосылок объективистских конструкций было отсрочено усилиями всех тех, кто в лингвистике и антропологии стремился исправить структуралистскую модель, обращаясь за о

Теория структурами. Э. Гидденс
.«Проблема заключается в том, как должны быть определены концепции действия, значения и субъективности и как их можно соотнести с понятием структуры и принуждения. Если интерпретативная социология

Самореферентные системы. Н. Луман
«Если такие науки, как биология, психология или социология рассматривать с дистанции безучастного наблюдателя, то можно прийти к мысли о том, что биология имеет дело с жизнью, психология — с душой

К предисловию
1 Parsons Т. The Structure of Social Action. — New York: Free Press, 1937. Монтень М. Опыты. Книга третья. М.-Л., 1960. — с. 360. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб.

К ЧАСТИ ПЕРВОЙ К главе первой
' Арон Р. Этапы развития социологической мысли. — М., 1993. — с. 33. Кареев Н. Введение в изучение социологии. — СПб., 1903. с. 7. См. подробнее: Давыдов Ю. Социальная философия А

К главе четвертой
См.: Хайдегер М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни//Вопросы философии — 1995 — N 1f.-c.126. Такую психологию, п частности, пытал

К главе пятой
Тёрнквист Р. Историко-эмпирическая социология//Монсон П. Современная западная социология. Теории, традиции, перспективы. СПб., 1992.— с. 260—267.; Арок Р. Этапы развития социологической мы

К главе шестой
1 Голосенко И. А. Питирим Сорокин: Судьба и труды. — Сыктывкар: Коми кн. изд., 1991; Голосенко И.А. Социология Питирима Сорокина: Русский период деятельности. — Самара: Социол. центр «Со

К главе первой
' Parsons Т. The Structure of Social Action. — New York: Free Press, 1937. 2 Parsons Т. On Bulding Social System Theory: A Personal History//Daedalus. — 1970, - N 99.-pp. .826-881.

К главе второй
Davis К. The Myth of Functional Analysisas a Special Method in Sociology and Anthropology//American Sociological Review.— 1959.—N 24. — pp. 757—772. Parsons T. Structural-

К главе третьей
1 Rock P. The Making of Symbolic Interactionism. — Basingstoke: Macmillan, 1979 Mead G.H. Mind, Self and Society. — Chicago: Chicago Univ. Press, 1934. См. также: От жеста к сим

К главе четвертой
Акциденция — (лат. accidentia — случай, случайность) несущественное, изменчивое, случайное; несущественное свойство вещи, которое может быть опущено без изменения сущности. Barthes R. Myth

К главе пятой
Habermas J. The Theory of Communicative Action. Vol. I. London:Hcinomann, 1984 — p. 76. Pollner. М. Mundane Reasoning//Philosophy of social Sciences. — 1974. — Vol. 4. -

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги