рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социальные системы. Общество и его эволюция

Социальные системы. Общество и его эволюция - раздел Социология, ЗАПАДНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ Среди Объектов В Окружении Действующего Лица Есть Другие Действующие Лица, Вс...

Среди объектов в окружении действующего лица есть другие действующие лица, вступающие с ним в определенные отношения, которые и составляют сущность социальной системы действия. Социальная система состоит из взаимодействий индивидов, каждый из которых одновременно является и действующим лицом (actor), имеющим цели, идеи, установки и т. д., и объектом ориентации — как для других действующих лиц, так и для себя самого. Такая система взаимодействий есть аналитический аспект, абстрагируемый от всеобщего процесса действия его участников. Т. Парсонс движется от волюнтаризма, от рассмотрения индивидуального выбора и общей концепции действия к рассмотрению действующей системы, ограничивающей и, в некотором смысле, детерминирующей этот выбор.

Путь, которым осуществляется этот переход, Парсонс называет процессом институционализации — закрепления во времени отношений между участниками действия таким образом, что их поведение сохраняется неизменным, независимо от того, кто конкретно участвует во взаимодействии. Он предполагает, что каждое действующее лицо нацелено на получение максимального удовлетворения от совершенного действия и его результата, и если это достигается во взаимодействии с другим действующим лицом, то первый будет стремиться к продолжению действия. Таким образом, каждое лицо приходит к ожиданию определенных действий от других в определенных ситуациях. Из этих ожиданий (экспектаций) возникают социальные правила (нормы) и общепринятые ценности, помогающие гарантировать характер ответных реакций. Все это создает «сеть позиций» или, по терминологии Парсонса, систему «ролевых статусов», каждому из которых приписывается определенное ожидаемое поведение, а также поощрения и наказания за соответствие или несоответствие этим ожиданиям.

Исходя из системной интерпретации, три другие системы действия — культура, личность и биологический организм — составляют первичное окружение социальной системы. Наиболее важной из них является культурная система, возникающая в процессе институционализации отношений «социальная система — «предельная реальность»». В кибернетическом смысле она занимает высшее место в иерархии систем действия. Это говорит о том, что она обладает наивысшим организационным потенциалом, т. е. оказывает наибольшее контролирующее воздействие на другие системы действия: «Социальная система в подлинном смысле невозможна без языка и без минимума прочих форм культуры, таких, как эмпирическое знание, необходимое, чтобы справиться с ситуационными затруднениями и как достаточно цельные образцы символического выражения чувств («экспрессивного символизма») и ценностной ориентации»." За ней следуют (в порядке убывания) социальная система, система личности и система организма. При переходе от одной системы к другой уменьшается ее организационной потенциал и увеличивается энергетический. Чем ниже иерархический уровень, тем выше способность системы выступать в качестве условий действия. Своего рода «предельным уровнем условности» выступает биологический организм, к которому социальная система вынуждена адаптироваться. Кроме них, внешняя среда социальной системы представлена подсистемами «живой системы»: физико-химической, органической и телической.

В понятиях системной иерархии «ниже» системы действия («единичного акта») располагается физико-органическое окружение, включающее иные биологические виды и «неповеденческие» , элементы человеческого организма. Согласно Т. Парсонсу, ^ эти системы являются особенно важным ограничителем действия, поскольку люди взаимодействуют с внешним миром только через посредство своего организма. Человеческий разум не имеет прямого доступа к материальным объектам реальности. Этот доступ всегда опосредован физическими и физиологическими процессами. Однако, .в психологическом смысле физические объекты выступают аспектами действия.

Сходное описание может быть дано и в отношении телической системы, располагающейся «над» системой действия. Она представляет собой «предельную реальность», с которой мы сталкиваемся в попытках преодоления того, что М. Вебер называл «проблемой значения»: зла и страдания, временной ограниченности человеческой жизни и т. п. «Идеи», относимые к этой системе, будучи культурными объектами, в некотором смысле являются символическими «репрезентациями» (как, например, понятие бога, сверхъестественного и т. д.) «предельной реальности», а не «предельной реальностью» как таковой.

Отчасти возрождая старые биолого-органические аналогии, Т. Парсонс утверждает, что фундаментальный принцип организации живых систем — дифференциация структуры в ответ на воздействия . окружающей среды — применим и к анализу систем действия, : поскольку последние являются подсистемами живой системы. Отсюда рассмотрение социальной системы в отношениях к наиболее важным системам, окружающими ее, создает, по мнению Т. Парсонса, систему критериев для анализа различий социальных систем, для построения их типологии.

В терминах функциональной парадигмы, социальная система есть интегративная подсистема общей системы действия, и в этом смысле она составляет «ядро» «единичного акта», в то время как остальные подсистемы действия выступают как ее первичное окружение, структурно дифференцированное относительно наиболее важных отношений «система действия — среда». Конечно, не все эти системы являются системами действия: «Ни системы ценностной ориентации, ни системы культуры в целом не являются системами действия в том же смысле, что и личностные и социальные системы, ибо первым, в отличие от вторых, нельзя прямо приписать ни мотивации, ни действия».20

Рассматривая концепцию социальной системы Т. Парсонса, нельзя не остановится на его понимании общества. Понятия «социальной системы» и «общества» у Т. Парсонса являются взаимосвязанными, но не сводимыми друг к другу. Он считает, что общество является особым типом социальной системы: оно есть социальная система, достигшая наивысшего уровня самодостаточности в отношении к своему окружению Т. Парсонс отмечает, что это определение относится к абстрактно выделенной системе, находящейся в окружении других, также абстрактно выделенных систем, и что оно разнится с обычным взглядом на общество как на совокупность индивидов. С точки зрения его общей теории действия, тела и личности людей выступают внешним окружением социальных систем и не могут, следовательно, включаться в понятие общества. Критерий самодостаточности, выдвигаемый для выделения общества из других социальных систем, постулируется Т. Парсонсом в кибернетическом ключе: «критерий самодостаточности может быть разделен на пять подкритериев, каждый из которых относится к одному из пяти внешних окружений социальной системы — «Предельной Реальности», Культурной Системе, Системе Личности, Организму и физико-органическому окружению. Самодостаточность общества является функцией -сбалансированного соотношения его контроля над отношениями с этими пятью окружениями и над его собственным состоянием внутренней интеграции».21

Если социальная система составляет интегративное «ядро» системы действия («единичного акта»), -то «ядро» самой социальной системы представлено системой «социетальной общности» — системой нормативных образцов, посредством которых упорядочивается и организуется совместная жизнедеятельность индивидов. Главными чертами этой системы выступают, по Т. Парсонсу, упорядоченность отношений между индивидами и коллективность существования людей. Поэтому, как упорядоченная система, социетальная общность содержит ценности и дифференцированные и специализированные нормы и правила, наличие которых предполагает культурную референцию, способствующую их означению и легитимации. Как коллективная система, она выражает закрепленные в образцах представления о членстве в данной общности, определяющие, какие индивиды принадлежат ей, а какие нет. Согласно Т. Парсонсу, система социетальной общности конституируется одновременно и нормативной системой, и системой ролевых статусов.. Для того, чтобы существовать и развиваться, эта система должна, с одной стороны, поддерживать единство общественной культурной ориентации, как основание социетальной идентификации, а с другой — систематически удовлетворять требованиям нижележащих уровней социальной системы, упорядочивающих интеграцию на уровне организма человека (и его отношений к физическому окружению) и личности. Таким образом, система социетальной общности должна структурировать свои отношения к трем системам действия — культурной, личностной и биологического организма, создавая тем самым три функциональных подсистемы социальной системы: политическую, экономическую и систему социализации.

Как мы уже говорили, наиболее важными отношениями для социальной системы выступают ее отношения к системе культуры. Центральной функциональной потребностью этих отношений является легитимация нормативного порядка социальной системы, т. е. обоснование правильности или неправильности тех или иных действий индивида.

Концепция легитимации Т. Парсонса не предполагает приложения морали к социальным отношениям; она предполагает, что более правильным является следование институционализированным образцам, чем отклонение от них.

функция легитимации независима от «оперативных» функций социальной системы. Нормативный порядок не является «само-легитимизирующимся», в том смысле, что принимаемые или отвергаемые способы поведения не устанавливают «правильности» или «неправильности» этих способов, не вызывая вопросов. В то же время он не может быть легитимирован, исходя из потребностей более низких уровней системной иерархии, поскольку такая легитимация означала бы, что определение правильности действия связано с потребностью выживания системы. Т. Парсонс связывает независимость легитимации с существованием телической системы. Он считает, что система легитимации всегда основана на упорядоченных отношениях к «предельной реальности» и •зависит от них. По мнению Т. Парсонса, эта зависимость придает легитимации в некотором смысле религиозный характер, делая ее схожей с религиозными верованиями. Отмечая относительную независимость легитимации от оперативных функций, Т. Парсонс, однако, подчеркивает, что пределы этой независимости в различных обществах могут варьироваться, поскольку они основаны на неповторимом сочетании взаимоотношений систем и подсистем данного конкретного общества. Непосредственным звеном, связывающим социальную и культурную систему, выступают у Т. Парсонса ценностные образцы, институционализирующие легитимацию нормативного порядка общества.

Отношения социальной системы к системе личности, по мнению Т. Парсонса, радикально отличны от ее отношений к системе культуры, поскольку личность (как и организм, и физико-органическое окружение) располагается «ниже» социальной системы в кибернетической иерархии. Такое состояние предполагает, что общество, как социальная система, и каждая из его частей являются объектом противопоставленных им условий, которые одновременно выступают и используемыми возможностями. Социальная система представляет собой лишь одну сторону поведения человека, абстрагируемую для целей анализа; другую сторону составляет жизнедеятельность человеческого организма. Поэтому экологический аспект отношений между индивидами и их действиями, равно как органические процессы и процессы развития и функционирования личности, не могут быть исключены из поля зрения социального исследователя. Все они являются постоянно присутствующими факторами, определяющими конкретное действие. функциональные требования, выдвигаемые личностями, организмами и физико-органическим окружением, составляют сложную, взаимопересекающуюся систему измерений действительной организации и существования социальных систем.

Основной функциональной проблемой отношений социальной системы к системе личности выступает в теории Т. Парсонса проблема социализации. Социализация определяется им как совокупность процессов, посредством которых люди становятся членами системы социетальной общности и устанавливают определенный социальный статус.22 Сложные отношения между личностью и социальной системой включают в себя, с одной стороны, установление и развитие адекватной мотивации на принятие участия в социально контролируемых образцах действия, а с другой— адекватное удовлетворение и поощрение участников такого действия. Таким образом, первичной функциональной потребностью социальной системы по отношению к личности ее членов является мотивация участия в социальной системе, предполагающая согласие с требованиями нормативного порядка. Т. Парсонс выделяет три аспекта этой функциональной потребности: во-первых, самые общие обязательства, вытекающие из принятия центральных ценностных образцов, напрямую относящиеся к религиозной ориентации; во-вторых, подуровень личности, формирующийся в процессе ранней социализации, связанный с эротическим комплексом и мотивационной важностью родства и других интимных отношений; в-третьих, непосредственные инструментальные и неинструментальные действия личности («службы»), варьирующиеся по цели и ситуации.

Несмотря на важность всех аспектов функциональной потребности, отношения между системой личности и социальной системой, по мнению Т. Парсонса, структурируются посредством «служб», которые в его терминологии являются основными элементами образования политической подсистемы социальной системы.23 Политические структуры организуют коллективное действие на достижение общественно значимых целей, одновременно поддерживая мотивацию и социализацию индивида. Т. Парсонс выделяет два основания организации коллективного действия: территориальный и функциональный. Политическое развитие общества состоит в дифференциации социальных статусов по территориальному или функциональному признаку «службы», или какой-либо их комбинации. Территориальная дифференциация отражает уровни координирования коллективного действия, выступая основой лидерства и легитимированной власти, тогда как функциональная дифференциация включает в себя уровни компетенции, основанные на знаниях, навыках и умениях.

Последним важным типом отношений социальной системы к своему окружению является отношение к системе биологического организма. Это отношение структурирует экономическую подсистему общества, концетрирующуюся вокруг удовлетворения материальных потребностей. Экономика для Т. Парсонса представляет аспект системы социетальной общности, функционирующий не только для социального упорядочения технологических процедур, но (что более важно) для включения их в социальную систему и контроля над ними в интересах социальных элементов — индивидуальных или коллективных.

Естественно, описание данных построений Т.: Парсонса чрезвычайно схематично, его собственный анализ системных взаимоотношений гораздо более обширен и детален.

Как видно из предыдущего изложения, Т. Парсонс рассматривает развитие общества как эволюционный процесс, включающий в себя структурную дифференциацию и взаимодействие систем и подсистем действия. На каждом новом уровне этот процесс сопровождается все большим упорядочением системных отношений, повышением внутренней сложности систем и большими возможностями для удовлетворения системных потребностей. Причинно-следственные приоритеты взаимодействия систем неопределенны, системы адаптируются друг к другу, дифференцируются и интегрируются, их отношения ситуационны. Единственным правилом, регулирующим отношения систем, является кибернетическая иерархия. Т. Парсонс не отдает предпочтения ни одному из факторов социальной эволюции, представляемой им как вероятностный процесс, объяснение которого возможно только с учетом всех факторов, вовлеченных в конкретное социальное явление. Его теория создает систему абстрактных категорий — единый язык описания социальной реальности.

В заключение данного параграфа хотелось бы привести два кратких примера того, как «работает» эта сложная концептуальная схема пр'и интерпретации процессов реальной социальной жизни. Мы используем термин «интерпретация» в отношении теории Т. Парсонса крайне осторожно, поскольку эта сторона вызывает наибольшие критические замечания.

Исторические изменения. При характеристике исторического процесса и описании социальных изменений Т.Парсонс исходит из аналогии с биологическим организмом, сосредотачиваясь на его способности к делению и размножению. Он принимает простые общества за «единичную клетку», которая вначале делится на четыре подсистемы и т. д. уже описанным способом. Процесс 'включает три стадии: новые подсистемы в свою очередь дифференцируются, изменение состояния достигается через процесс адаптации и реинтеграции, и, наконец, происходит становление более высоких систем, порождающих новые подсистемы с более высоким информационным потенциалом.

Более частный пример рассматривается самим Т. Парсонсом при характеристике перехода от агрокультурного, крестьянского общества к индустриальному. Он видит в этом переходе процесс разделения экономической и социализационной систем. В любом доиндустриальном обществе семья одновременно является и основной производственной ячейкой — она совместно владеет землей, обрабатывает ее, естественно, с определенным внутренним разделением труда. Индустриализация отделяет рабочего на фабрике и в конторе от семьи, заключая семейную жизнь в домашние рамки. Это разделение может быть успешным и утвердиться лишь в том случае, если система в новом состоянии обладает большей адаптивной способностью, чем в предшествующем — работа выполняется более эффективно и рационально, возрастает производительность труда, семья более эффективно выполняет функцию социализации. Процесс интеграции включает координацию двух новых подсистем и развитие новой иерархии экономического контроля, поскольку глава семьи более не исполняет этой роли. Обе они должны быть интегрированы в более широкие социе-тальные и политические общности, и, наконец, должна сформироваться новая система ценностей, включающая в себя новые ролевые статусы, закрепляющая отстранение от экономической власти отца семейства и передающая эту власть управляющим и т. д.

Молодежные субкультуры. Статья, написанная Т. Парсонсом в 1961 г., служит хорошей иллюстрацией того, как его теория интерпретирует изменения и конфликты внутри общества.24 Он считает причиной возникновения молодежных проблем масштабные исторические изменения, произошедшие в XX веке. Поведение молодежи рассматривается в свете понятия аномии (anomie) — состояния, в котором ценности и нормы не являются более ясными указателями должного поведения или теряют свою значимость. Причиной этого объявляется парадоксальность американской системы ценностей. Центральное место в этой системе. занимают ценности личного успеха и его достижения, следование которым усиливает структурную дифференциацию общества, что делает неопределенными ценности более низкого порядка. К тому же рост дифференцированности и сложности ограничивает возможность достижения личного успеха кооперацией и специализацией.

Все эти причины, будучи реализованы различными способами, порождают множество молодежных проблем. Обучение и образование становятся все более длительными, и в период, определяемый как вступление в зрелость, молодежь остается зависимой от семьи, несмотря на то, что центральное место в их жизни уже играют так называемые «группы ровесников» (peer groups), Рост специализации изолирует нуклеарную семью, делая детей более зависимыми от нее, порождая определенные проблемы, когда они начинают создавать свою собственную. Традиционные | связи теряют свое значение в силу все возрастающей сложности ! социальных отношений, индикатором чего служит изменение сексуального поведения.

Молодежные субкультуры у Парсонса несут одновременно и прогрессивные, и деструктивные функции. С одной стороны, они ниспровергают традиционные системы ценностей, а с другой — являются средством, трансформирующим старые системы, приводящим их в соответствие со временем, создающим и утверждающим новые ценности, оказывающим индивиду социальную поддержку в течение длительного периода — от момента «выпадения» из семьи родителей и до создания собственной. Присутствие обеих этих функций у молодежных групп порождает, в свою очередь, внутренние и внешние конфликты.

Итак, изменения и конфликты интерпретируются в понятиях эволюционного приспособления различных подсистем по отношению друг к другу, затрагивающего отношения между культурной, социальной (структурной) и личностной системами, исходным пунктом которого являются изменения в ценностно-нормативной сфере.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЗАПАДНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

ЗАПАДНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ... Рецензенты... Ю И Ефимов д ф н профессор зав кафедрой философии Российской Академии наук...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социальные системы. Общество и его эволюция

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

От О. Конта до М. Вебера
Глава 1. Возникновение социологии. Эволюционно-органическая парадигма и ее роль в' развитии социологической науки 1. Социально-теоретические предпосылки становления социологии 2.

Социально-теоретические предпосылки становления социологии
На развитие социальных наук, имеющих своим предметом изучения общественную жизнь, влияет прежде всего наличие общественных потребностей в разрешении тех или иных проблем, возникающих в социальной с

История социологии как предмет изучения
История социологии представляет естественный, необходимый и важнейший источник развития социологического знания. Она является не просто «музейным собранием», куда мы заглядываем ради любопытства ил

Контовский проект науки об обществе
Уже отмечалось, что стремление создать новую науку об обществе, предпринятое Сен-Симоном и О. Контом, было одним из симптомов недовольства общественной мыслью (философией) XVIII века после того пра

Социологические воззрения Г. Спенсера
При жизни Конта его идеи не оказали заметного влияния. Позитивизм во Франции существовал не столько как социально-философское, сколько как сектантско-религиозное течение. Признание Конта пришло из

Кризис «натурализма» и «органицизма».
На базе спенсеровской социологии развилась мощная ветвь органистической школы. Ее отдельные представители, несмотря на общность исходной позиции «общество — биологический организм», придерживались

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА В СОЦИОЛОГИИ конца XIX — начала XX вв. ПСИХОЛОГИЗМ ПРОТИВ НАТУРАЛИЗМА
Параллельно биолого-эволюционной социологии, а подчас и внутри нее складывается и к концу XIX столетия начинает преобладать новая тенденция в понимании социально-исторических процессов и закономерн

Психологические концепции в западноевропейской социологии
Наиболее известным представителем психологического направления в западной социологии является Габриэль Тард (1843—1904), французский социолог и один из основоположников социальной психологии. Он вн

Эволюционно-психологическое направление в американской социологии
Основателем психологического эволюционизма в американской социологии считается Лестер Френк Уорд (1841—1913). Им на писаны работы: «Динамическая социология» (1883 г.), «Психологические факторы циви

СОЦИОЛОГИЯ КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ «СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОВ». Э. ДЮРКГЕЙМ
В истории социологии Э. Дюркгейм (1858—1917) представляет новую и важную главу в ее развитии. Это обусловлено тем, что он практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфическ

Теоретические и мировоззренческие основания социологии Э. Дюркгейма
•Из наиболее удаленных во времени интеллектуальных предшественников Э. Дюркгейма следует назвать трех его соотечественников: Р. Декарта, Ш. Монтескье и Ж. Руссо. Дюркгейм был убежденным ра

Социологизм» Э. Дюркгейма как методология научного исследования общества
В качестве обобщающего понятия, которое выражает основные принципы теории и методологии социологии Дюркгейма, выступает понятие «социологизм», хотя, естественно, оно не охватывает и не исчерпывает

Идея социальной солидарности
Центральной социологической идеей, которая практически проходит через все творчество Дюркгейма, является идея общественной солидарности. Ее • решение связано, прежде всего, с ответом на вопрос: «Ка

К синтезу теории и эмпирии в социологическом исследовании
Уже подчеркивалось, что центральной идеей, вокруг которой концентрируется социологическая проблематика, является идея социальной солидарности. • Проблема социальной солидарности стоит в центре тако

К истокам немецкой социологии. Ф.Тённис
На рубеже двух веков позиция классического позитивизма испытывает значительные теоретико-методологические трудности в объяснении общественной жизни. Все более настойчивыми и основательными становят

Формальная социология Г. Зиммеля
Типологический анализ социальных отношений и проблемы развития аналитической, формальной социологии были в значительной степени и предметом интересов Г. Зиммеля (1858—1918), основоположн

ТЕОРИЯ «СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ» М. ВЕБЕРА
М. Вебер (1864—1920) принадлежит к числу тех универсально образованных умов, которых, к сожалению, становится все меньше по мере роста дифференциации социальных наук. Вебер был крупнейшим специалис

Методология социологического познания М. Вебера
Конец XIX века — период становления теоретических воззрений М. Вебера, связанных с принципами познания социальной (социально-исторической) действительности. В этот же период, как уже отмечалось, во

Политическая социология М. Вебера
Теория рационализации Вебера непосредственным образом связана с его трактовкой «социального действия», которая в свою очередь выходит на концепцию господства, являющейся основой политической социол

Религия в социологической концепции М. Вебера
Исследования Вебера в области религии начались с работы «Протестантская этика и дух капитализма» (1904 г.) и завершились большими историко-социологическими экскурсами, посвященными анализу мировых

М. Вебер и некоторые тенденции развития социологии в Германии
Идеи Вебера, его методологические принципы, связанные с пониманием социального поведения («действия»), построением различного рода типологических классификаций («идеальных типов»), касающихся самых

Теория социальной мобильности
Исходным моментом исследования социальной мобильности у Сорокина выступает понятие«социальное пространство», трактуемое им как «некая вселенная, состоящая из народонаселения Земли».2 Это

Учение П. Сорокина о социокультурной динамике
Дальнейшее изучение процессов социальной мобильности в обществе Сорокин продолжает в теории социокультурной динамики. Выяснению причин и характера социокультурных изменений он посвящает наиболее из

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ДЕЙСТВИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. Т. ПАРСОНС .
«Социокультурная эволюция, подобно органической эволюции, происходит путем дифференциации от простых до последовательно более сложных форм. В противоположность ранним концепциям в этой области, она

Единичный акт» и системы действия
Книга «Структура социального действия» представляет собой пример теоретического поиска, направление которого должно быть понято как можно яснее. Анализируя концепции А. Маршалла, В. Парето, Э. Дюрк

Противоречия парсонианского синтеза
Толкотт. Парсонс создал одну из наиболее всеобъемлющих и разработанных теорий социального действия, что придает иным подходам вид фрагментов, ускользнувших от его внимания. Большая часть критики ег

ОБЪЕКТИВИСТСКИЙ ВЗГЛЯД
«Две опасности должны быть обойдены при анализе происхождения более сложных форм из более простых социальных процессов и в изучении социальной структуры вообще: Сцилла абстрактных концепций чересчу

Структурный функционализм
«Кто был первым функционалистом? Вполне вероятно им был первый человек, задумавшийся систематически и в некоторой степени объективно над природой социального». (У. Гуд) Хот

Теория конфликта
«Намерение социологической теории конфликта состоит в том, чтобы преодолеть господствующую произвольную природу необъясненных исторических событий, выводя эти события из структурных элементов, друг

З.Теория обмена
«Если социология является наукой, то она должна серьезно производить работу любой науки: создавать объяснения открываемым эмпирическим отношениям. Эти объяснения есть теории, принимающие форму деду

СУБЪЕКТИВИСТСКИЙ ВЗГЛЯД
«Социология является систематической попыткой рассмотреть социальный мир настолько пристально, насколько это возможно, понять его не впадая в собственные надежды и опасения. Этот идеал прозрачности

Символический интеракционизм
«Внося бестящие дополнения по всем этим направлениям, Мид не наметил теоретической схемы общества. Она будет создана развитием центральных тем его анализа» (Г. Блюмер) Симв

Феноменологическая социология и этнометодология
«Этнометодологи не создают причинных объяснений, наблюдаемых регулярных, образцовых, повторяющихся действий посредством анализа точки зрения действующего лица. Они сосредотачивают свое внимание на

Структуралистский марксизм
«Теория — есть специфическая практика, , которая воздействует на собственный ' объект и ведет к собственному продукту - знанию». (Л.Альтюссер) Марксизм и сегодня остается о

Постструктурализм
«Философские загадки несущественны для повседневной жизни. Это загадки языка. Инстинктивно мы употребляем язык правильно, но для интеллекта это употребление — загадка...» (Л. Витгенштей

ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ. Ю.ХАБЕРМАС
«Диалектика допускает истинное знание, но не разрешает показывать пальцем, какое знание в самом деле истинно». (С. В. Мейен} «Я испытал очень сильное влияние геге-ле

Структуры «жизненного мира» и социальное действие
Исходным и центральным пунктом социологической концепции Ю. Хабермаса является категория «жизненного мира» '(Leben-swelt), восходящая к феноменологической традиции. «Жизненный мир» определяется Ю.

Эволюция Западного мира
В своих работах Ю. Хабермас обращает внимание не только на теоретические и методологические аспекты социального познания. Установка критической теории состоит в анализе реальных противоречий соврем

HABITUS», «СТРУКТУРАЦИЯ», «САМОРЕФЕРЕНЦИЯ».
«Мы находим несколько решений одного и того же вопроса не столько потому, что наш ум очень плодовит, сколько потому, что он не слишком прозорлив и, вместо ' того чтобы остановиться на самом лучшем

Habitus», практики, структуры. П. Бурдье.
«Парадоксально, что выявление предпосылок объективистских конструкций было отсрочено усилиями всех тех, кто в лингвистике и антропологии стремился исправить структуралистскую модель, обращаясь за о

Теория структурами. Э. Гидденс
.«Проблема заключается в том, как должны быть определены концепции действия, значения и субъективности и как их можно соотнести с понятием структуры и принуждения. Если интерпретативная социология

Самореферентные системы. Н. Луман
«Если такие науки, как биология, психология или социология рассматривать с дистанции безучастного наблюдателя, то можно прийти к мысли о том, что биология имеет дело с жизнью, психология — с душой

К предисловию
1 Parsons Т. The Structure of Social Action. — New York: Free Press, 1937. Монтень М. Опыты. Книга третья. М.-Л., 1960. — с. 360. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб.

К ЧАСТИ ПЕРВОЙ К главе первой
' Арон Р. Этапы развития социологической мысли. — М., 1993. — с. 33. Кареев Н. Введение в изучение социологии. — СПб., 1903. с. 7. См. подробнее: Давыдов Ю. Социальная философия А

К главе четвертой
См.: Хайдегер М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни//Вопросы философии — 1995 — N 1f.-c.126. Такую психологию, п частности, пытал

К главе пятой
Тёрнквист Р. Историко-эмпирическая социология//Монсон П. Современная западная социология. Теории, традиции, перспективы. СПб., 1992.— с. 260—267.; Арок Р. Этапы развития социологической мы

К главе шестой
1 Голосенко И. А. Питирим Сорокин: Судьба и труды. — Сыктывкар: Коми кн. изд., 1991; Голосенко И.А. Социология Питирима Сорокина: Русский период деятельности. — Самара: Социол. центр «Со

К главе первой
' Parsons Т. The Structure of Social Action. — New York: Free Press, 1937. 2 Parsons Т. On Bulding Social System Theory: A Personal History//Daedalus. — 1970, - N 99.-pp. .826-881.

К главе второй
Davis К. The Myth of Functional Analysisas a Special Method in Sociology and Anthropology//American Sociological Review.— 1959.—N 24. — pp. 757—772. Parsons T. Structural-

К главе третьей
1 Rock P. The Making of Symbolic Interactionism. — Basingstoke: Macmillan, 1979 Mead G.H. Mind, Self and Society. — Chicago: Chicago Univ. Press, 1934. См. также: От жеста к сим

К главе четвертой
Акциденция — (лат. accidentia — случай, случайность) несущественное, изменчивое, случайное; несущественное свойство вещи, которое может быть опущено без изменения сущности. Barthes R. Myth

К главе пятой
Habermas J. The Theory of Communicative Action. Vol. I. London:Hcinomann, 1984 — p. 76. Pollner. М. Mundane Reasoning//Philosophy of social Sciences. — 1974. — Vol. 4. -

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги