рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

БОЛЬНОЙ

БОЛЬНОЙ - раздел Медицина, Тибетская медицина: Язык, теория, практика Врач Имеет Дело С Больным Человеком. Он Лечит Не Болезнь, А Больного, Так Как...

Врач имеет дело с больным человеком. Он лечит не болезнь, а больного, так как всякая болезнь, по пред­ставлениям тибетских врачей, это не отдельный изоли­рованный процесс, а следствие "изменения" (rnam gyur) естественных состояний и процессов, которое охватывает весь организм и наиболее явно выражено в той или иной группе симптомокомплексов, что позволяет классифици­ровать каждое данное "изменение" как болезнь, ибо оно обладает "своими собственными признаками" (svalaksanah, rang mtshan).

Однако для того, чтобы обнаружить, наступило ли "изменение" какого-либо рода, необходимо знать исход­ное состояние. То есть для определения критерия болез­ни необходимо иметь критерий здоровья. В наиболее об­щем виде эти критерии, как они видятся тибетскому врачу, изложены мною во введении. Для конкретизации их необходимо излагать в том порядке, как их описыва­ют сами тибетцы.

В "Четырех Тантрах" утверждается:

"Болезненности, составляющие тела, нечистоты —

троица. Не изменены они или изменены — исходя из

этого Тело живет или разрушается" [1, I, 3, л. 6а].

Болезненности (nad). В "Голубом берилле" [11, I, 3, л. 28а] вместо принятого в "Четырех Тантрах" усечен- ного варианта этот термин приводится в его полном виде базы болезней (nad gzhi).

Базы болезней — это ветер, желчь, слизь.

Причиной, порождающей ветер, желчь и слизь, явля­ются эмоциональные аффекты неведения: страсть, гнев и омраченность Cdod chags, zhe sdang, gti mug).

Неведение — это неведение в отношении собствен­ной природы. Оно может выражаться в вере в "я", "са­мость" (атман веданты) как некую неизменную сущ­ность, лежащую в основе личностного существования, либо же в убеждении, что со смертью человека всякое его бытие как личности прекращается — идет распад аб­солютно всех его составляющих на элементы и, следова­тельно, наступает прекращение причинно-следственного рода, внутри которого человек осознает себя как лич­ность (школа чарвака).

Тибетский врач исходит из того, что, не имея в ком­плексе элементов собственного бытия ни единой кон­станты, человеческая личность, однако, представляет не­кую индивидуализированную длительность потока по­стоянно меняющихся элементов — потока, который не начинается с данного рождения и не кончается со смер­тью тела. Поскольку этот поток есть дхарма (chos), то направленность его к совершенствованию несомненна. Следовательно, состояние этого потока в каждый конк­ретный момент жизни имеет исключительную ценность. Как сказано в "Дхаммападе": "Здоровье — великая по­беда". Однако даже человек, сознательно ставший на путь совершенствования, мечется между верой в "я" (rtag Ita, cac,vatavada) и верой в конечную разрушимость всего сущего (chad Ita, ucchedavada). Значит, и у него в основе существования лежат те же "три яда" (dug gsum) — страсть, гнев, омраченность. Но эти же "три яда" служат и основой для совершенствования — проявляясь на соматическом уровне как ветер, желчь и слизь, они обеспечивают возможность мыслительной деятельности, и "змея начинает раскручивать себя сама".

Составляющие тела. Их семь: питательный сок [хи­лус], кровь, мясо, жир, кости, костный мозг, семя. Об­разно говоря, это семь уровней развития тканей тела от переваренной пищи до семени. В то время как ветер, желчь и слизь могут быть поражающим фактором (gnod byed) тела, семь его составляющих и подлежащие выде­лению нечистоты суть поражаемое (gnod bya).

Нечистоты суть подлежащие выделению — кал, мо­ча, пот [1, I, 3, л. 6а]. Они являются поражаемыми, так как до выделения из тела они участвуют в обменных процессах и их характеристики могут быть "изменены" по причине нарушения равновесия ветра (общих регули­рующих функциональных систем), желчи (огненной теплоты на всех семи уровнях тканей) и слизи (систем стабилизации основных тканей и функций), что в свою очередь может оказать "поражающее" воздействие на весь организм.

Как остаточные сущности развития составляющих и нечистот рассматриваются слизь желудка, желчь сосу­дов, выделения нечистот из пор и отверстий (нос, глаз и т.д.), зубы, ногти, волоски на теле, выделения жира, за­родыш в матке и т.д. [11, II, 5, л. 76].

Предельным развитием семени как составляющей те­ла "является тонкое семя (mdangs). Локализуясь [по преимуществу] в сердце, оно охватывает все тело, под­держивает жизнь, придает яркость внешнему виду" [Там же ]. .

Итак, "ствол тела без болезней — это болезненные основы, составляющие тела и нечистоты, находящиеся в неизмененном состоянии в отношении их локализации и количественной характеристики" [11, I, 3, л. 306].

Ветер локализуется в нижней части тела; его количе­ственная характеристика — величина (собственного) мо­чевого пузыря [1, I, 3, л. 66; 1, II, 4, л. 56].

Желчь локализуется в средней части тела; ее количе­ственная характеристика — по величине (собственного) полового органа вместе с мошонкой [Там же].

Слизь, имея опору в мозге, локализуется в верхней части тела; ее количественная характеристика — три (собственные) горсти [Там же ].

"Количественная характеристика крови и кала — по семь горстей (snyim pa); мочи и желтой воды — по че­тыре горсти; жира (zhag) и сала (tshil bu) — по две гор­сти; тонкого семени (mdangs) и семени (khu ba) — по одной пригоршне (khyor ba); мозга — одна собственная горсть; мяса — пятьсот мер ладони, [причем ] у женщи­ны [за счет] бедер и груди на двадцать [мер ладони] больше; костей насчитывается 23 вида [с общим количе­ством от 360 до 365 в соответствии с различными клас­сификациями" [1, II, 4, л. 56].

С позиции "Коренной Тантры" это все, что необхо­димо знать для определения критерия здоровья с теоре­тической точки зрения; с практической точки зрения не­обходимо знание методов диагностики, о которых пойдет речь в ч. III. "Пояснительная Тантра" [1, II, 4] описы- вает также общую анатомию, анатомию и функции раз­личных каналов (rtsa), анатомию и механизмы пораже­ния уязвимых структур тела, полости и отверстия тела.

Для поддержания описанных болезненных основ, со­ставляющих тела и нечистот в равновесном "неизменен­ном" состоянии чрезвычайно важную роль играют вкус и сила принимаемой пищи и образ жизни человека в за­висимости от его психофизиологического типа.

Основных типов три.

"Люди, обладающие природой ветра, по виду суту­лы, сухощавы, бледны, многоречивы, не переносят холо­да и ветра, при ходьбе шумны. Достояние у них неболь­шое, жизнь короткая, сон поверхностный, тело малень­кое. Радуются пению, смеху, ссорам. Любят сладкое, кислое, горькое, горячительное. Обладают признаками грифа, ворона и лисицы.

Люди, обладающие природой желчи, трудно перено­сят жажду и голод, волосы и тело [у них] желтого цве­та, ум острый, гордость большая. Сильно потеют, пах­нут, жизнь [у них ] средней продолжительности. Облада­ют средним достоянием, телом средних размеров. Любят сладкую, горькую, терпкую и прохладительную пищу. Обладают признаками тигра, обезьяны и ракшаса.

Люди, обладающие природой слизи, [имеют] круп­ное телосложение с неявно выраженными костями и сус­тавами, мясисты, цвет [тела ] белый. Весельчаки, [лег­ко ] переносят голод, жажду, пороки [других ], жару. Те­ло [у них] большое, жизнь долгая, богатств много, сон глубокий [густой]. В гневе сдержанны, обладают хоро­шими природными свойствами и качествами. Любят го­рячительную, кислую, терпкую и грубую пищу. Облада­ют признаками льва и вожака стаи" [1, II, 6, л. 9б-10а].

Возможны также сочетания ветра-желчи, ветра-сли­зи, желчи-слизи и всех трех вместе — итого семь психо­физиологических типов со своими анатомическими, фи­зиологическими и психологическими особенностями, каждому из которых соответствуют одни виды пищи и типы поведения и не соответствуют другие. По каким же причинам и в силу каких обстоятельств болезненные основы, составляющие тела и нечистоты, могут быть "увеличены, уменьшены, повреждены, когда природа какой-либо из них изменена и они соответственно при­чиняют телу болезнь и разрушение" [11, I, 3, л. 306]? Об этом речь пойдет в следующем пункте. БОЛЕЗНЬ

При определении болезни тибетская медицина учи­тывает следующие факторы.

Причинами болезней считают страсть, гнев и омра-ченность, поскольку именно эти психические элементы активизируют ветер, желчь и слизь и при определенных условиях нарушают их равновесие.

Условия возникновения болезней действуют совмест­но с причинами, т.е. болезненные изменения организма обусловливаются факторами времени, напастей, питания и образа жизни.

Время. "Подъем болезней ветра летом, вечером и на рассвете; подъем болезней желчи осенью, в полдень и в полночь; подъем болезней слизи весной, в сумерки и ранним утром" [1, I, 3, л. 66].

Напасти. Собственно термин gdon, переведенный мною как "напасти", трактуется Ютогбой Младшим как различного рода "отвращающие и угнетающие факторы" [18, с. 185]. Еще в сочинении VII в. "Сомараджа" [12] утверждается, что "о направлениях с gdon следует знать: они суть болезни" [л. ЗЗа]. Современные тибет­ские авторы [94] воспринимают их как различные внешние вредящие влияния неврогенного, психогенного и экологического характера. В текстах они, как правило, описываются как различного рода "злые духи, подлежа­щие изгнанию, устранению с помощью определенных ритуалов. Само же слово gdon этимологически является, видимо, усеченной формой оптатива от 'don и в бук­вальном смысле означает "то, что должно быть изгнано" или "то, что должно быть устранено". Если учесть место gdon в обычном перечислении приводящих к болезни факторов, мы получим весьма показательную картину: "nyes pa dang nad gdon sdig sgrib" [4, л. 2а], т.е. "ви­новники, а также болезни — подлежащее устранению — умственные клише". Здесь виновники болезней суть ветер, желчь и слизь; их постоянная активность в числе прочего создает в уме некие клише, отпечатки неблаго­приятных мыслей, слов и поступков (sgrib pa, avarana, букв, "загрязнения"); при определенных условиях, кото­рые в целях сохранения здоровья подлежат устранению (gdon bar bya), они называют болезнь (nad). Отсюда яс­но, что gdon — это внешние, оказывающие влияние на ум условия возникновения болезней (словесный смысл термина), в то время как внутренние условия — загряз­нения ума отпечатками неблагих мыслей, слов и поступ- ков (истинный смысл термина). Поскольку при заболе­ваниях, связанных с gdon, причинно-следственный ряд, выявляющий условия возникновения таких заболеваний, самим больным не прослеживается и абстрагируется только вовне. Наиболее подходящим русским словом, со­ответствующим общему смыслу (spyi don) термина gdon, будет, по-видимому, слово "напасти".

Неправильное питание, не соответствующее психо­физиологическому типу человека, его возрасту, времени года и особенностям места обитания человека, является одним из общих условий возникновения болезней.

Условия расстройства ветра: чрезмерный прием пи­щи, напитков или лекарств горького вкуса и легких и грубых по природе (например, принятие большого коли­чества кофе или крепкого чая, огурцов, обладающих легкими и грубыми свойствами, свинины, обладающей свойствами холода и легкости) [107, с. 63-64]. Особенно опасно такое питание для человека с природой ветра; для старика, так как в старости у человека любого типа очень силен ветер; в начале лета, так как во всей приро­де и в человеке именно в это время накапливается ве­тер; для жителя холодной с пронизывающими ветрами местности, так как в такой местности особенно активно идет подъем ветра в организме. Расстройству ветра спо­собствует также употребление в пищу непитательных продуктов, таких как картофель, горох, бобы.

Условия расстройства желчи — обильное питание го­рячей, острой, соленой пищей. Это мясо, масло, перец, пиво — одним словом, все, что создает чрезмерную теп­лоту. Вкус такой пищи жгучий, сила — острая и масля­нистая. Жгучими и острыми являются все виды перца, маслянистыми — любые масла, в том числе раститель­ные [107, с. 64-65]. Такого рода пища приводит к рас­стройствам желчи, если ее употреблять в большом коли­честве. Особенно это касается людей с природой желчи; людей в расцвете сил, так как у них очень активна желчь; питания осенью в период бабьего лета, когда на­лицо признаки маслянистости и теплоты осени; людей, живущих в жаркой и сухой местности. Вредно есть мно­го баранины, так как она горяча и тяжела. Вредно пить много крепких спиртных напитков, таких как водка (су­хие, сладкие вина тяжелы и холодны, и вследствие их чрезмерного приема наступает расстройство слизи).

Расстройства слизи вызывают пищевые продукты, имеющие сладкий вкус или обладающие тяжелой, хо­лодной или маслянистой природой, если их принимать в большем количестве, чем организм способен их нор­мально усвоить. Тяжелы мука и баранина, а свинина, апельсины, яблоки, сахар очень холодны. Пшеничная мука тяжелая и холодная и способствует расстройствам слизи, но при расстройствах ветра и желчи она оказыва­ет пользу. Расстройствам слизи способствует капуста, по вкусу она сладкая, а по силе тяжелая. Усиливают слизь сырые овощи, сырая, недоваренная, переваренная, пере­жаренная, охлажденная после приготовления пища, све­жее и квашеное коровье и козье молоко, холодный чай и холодная вода, переедание, прием большого количества напитков, принятие пищи до того, как прежде съеденная переварилась [107, с. 65-67]. Особенно внимательны при приеме пищи такого рода должны быть люди с природой слизи; дети, в организме которых преимущественной си­лой обладает слизь; жители влажных мест с тучной зем­лей, где особенно активно происходит подъем слизи.

В заключение следует отметить, что при питании разнообразной пищей и знании меры никакая пища не вредна, если организм находится в здоровом состоянии. Чрезмерное же увлечение чем-либо, согласно воззрени­ям тибетских врачей, приводит к расстройству тех или иных болезненных основ, является одним из условий их дисбаланса. Кроме того, организм способен при необхо­димости приспосабливаться к перевариванию самой раз­нообразной пищи, а также привыкать к определенной пище. Так, пища, привычная с детства для одного чело­века, может вызывать сильные расстройства у другого, привыкшего к иному питанию.

Образ жизни. К болезням ветра приводят жизнь, обуреваемая желаниями и страстями; голодание; бессон­ница; чрезмерная словесная и физическая активность — особенно на голодный желудок; кровотечение (потеря крови дает возможность ветру проникать в эти области); рвота или понос — они ослабляют тело, что позволяет одному из свойств ветра (легкости) формироваться; на­хождение на холодном ветру; чрезмерная радость, грусть, сильный плач, депрессия; принятие большого ко­личества непитательной пищи; напряжение при дефека­ции или напряжение при удержании мочи или кала [107, с. 62-63].

К болезням желчи приводит жизнь, исполненная чувствами гнева, ненависти, антипатии; связанное с эти­ми чувствами состояние ума повышает уровень желчи. Нарушают желчь также сон в жаркое время днем, а тя­желая работа после этого усиливает желчь таким обра- зом, что она проникает в те части тела, куда при нор­мальных условиях ей хода нет; напряженная работа, та­кая как подъем и ношение непосильных тяжестей, заня­тия борьбой, бегом; чрезмерная усталость из-за движе­ний и работы в жаркое время дня; падение с лошади, с обрыва, побои также могут усилить накопленную желчь [107, с. 64].

К болезням слизи приводит жизнь в лености, так как лень — это прямое проявление неведения-омраченности. Неподвижность (особенно после еды), дневной сон спо­собствуют подъему накопленной слизи. После еды реко­мендуется находиться в движении, однако не интенсив­ном. Если у человека ветер преобладает по природе, то после обеда ему рекомендуется кратковременный сон для уравновешивания естественного преобладания ветра, но для человека слизи сон после еды способствует толь­ко ее усилению. Понижение слизи наступает вследствие сна в сыром месте, нахождения на холоде после холод­ного душа или ванны [107, с. 66].

Внедрение болезней. После того как под влиянием вышеуказанных условий произошла активизация причин тех или иных болезней, происходит их внедрение в тело, распространение по каналам, тканям и органам и лока­лизация в определенных местах. Болезни трех виновни­ков оседают в коже, распространяются на мясо, цирку­лируют по каналам, попадают в кости, опускаясь в плотных органах, нисходят в полые органы [1, I, 3, л. 66].

Ветер локализуется преимущественно в нижней части тела в области таза. Места, обычно поражаемые ветром,

— кости, уши, кожа, сердце, аорта — нижняя полая ве­на, толстый кишечник [Там же].

Желчь опирается на диафрагму и локализуется в средней части тела. Места, обычно поражаемые желчью,

— кровь, пот, глаза, печень, желчный пузырь, тонкий кишечник [Там же].

Слизь опирается на мозг и локализуется в верхней части тела. Места, обычно поражаемые слизью, — пита­тельный сок, мясо, жир, костный мозг, семя, кал, моча, нос, язык, легкие, селезенка, желудок, почки, мочевой пузырь [Там же].

Важные замечания дает Еши Донден: "Три гумора1 взаимосвязаны. Слизь, обладая природой земли и воды, действует как основа гумора из-за (своего) свойства тя-

же, что и виновники. жести; обладая природой огня, желчь действует на осно­ве, заложенной слизью; и ветер, обладая природой по­движности, работает и со слизью, и с желчью, поддер­живая их в движении. Без любого из них здоровье и жизнь невозможны. Они взаимосвязаны, и соответствен­но любое их возмущение воздействует на семь физиче­ских составляющих и затем на три вида выделений. Это общий порядок влияния возмущения на один фактор вслед за другим" [107, с. 69].

Обусловленные неправильным питанием и приемом лекарств, напастями, неправильным образом жизни, не­соответствующими сезону поведением и одеждой, воз­никшие болезни приводят к истощению виновников, со­ставляющих тела и нечистот; к сочетанным болезням, которые характеризуются расстройством всех трех ви­новников —ветра, желчи и слизи вместе; к приему из-за невозможности поставить точный диагноз или по не­опытности врача лекарств, усугубляющих болезнь; к по­ражению жизненных центров; к подрывающим саму ос­нову жизни затяжным болезням ветра; к запущенности болезней жара; к ушедшему вглубь холоду; к бессилию составляющих тела; к сильным мучениям. Это суть пло­ды, считающиеся девятью прерывающими жизнь болез­нями [1, I, 3, л. 66]. Санчжэй-Чжамцо утверждает, что "только эти названные девять болезней прерывают жизнь" [11, I, 3, л. 34а].

Имеются также двенадцать так называемых возврат­ных болезней. Это означает: когда успокаивается бо­лезнь ветра, желчи и слизи, она возвращается в тело че­рез другую систему, либо же при неуспокоенной болезни она переходит возвратом в другую систему. Эти болезни суть возврат болезни в желчь при успокоении ветра; возврат в желчь при неуспокоенном ветре; возврат в ве­тер при успокоении желчи; возврат в слизь при успокое­нии желчи; возврат в ветер при неуспокоенной желчи; возврат в слизь при неуспокоенной желчи; возврат в ве­тер при успокоении слизи; возврат в желчь при успокое­нии слизи; возврат в ветер при неуспокоенной слизи; возврат в желчь при неуспокоенной слизи [11, I, 3, л. 34а].

Все болезни по основным признакам, отражающим их природу, сводятся в два типа: болезни жара и болез­ни холода:

1) поскольку ветер и слизь в силу холодной природы уподобляют воде, на их основе развиваются болезни хо­лода; 2) поскольку кровь и желчь в силу горячей природы стремятся уподобиться огню, на их основе развиваются болезни жара.

В эти два типа болезней объединяются плоды активи­зации простых составляющих — "червей" (т.е. гли­стов,микроорганизмов) и лимфы. И, смотря по тому, что проявляется — горячая сущность "червей" или холодная сущность лимфы в зависимости от формирующих болез­ни условий и сопутствующих им факторов, — как след­ствие возникает болезнь жара или болезнь холода [Там же]. Из этого следует, что болезнь жара — это не обя­зательно та болезнь, которая сопровождается повышен­ной температурой, а болезнь холода не обязательно про­ходит без повышения температуры. Чойжамц замечает, что болезнь по сути может быть болезнью жара, хотя внешние признаки могут указывать на болезнь холода и соответственно наоборот, и что это необходимо учиты­вать при постановке диагноза и выборе стратегии лече­ния.

Следующей темой "Коренной Тантры" является ди­агностика (гл. 4), однако с точки зрения теории нет смысла говорить о диагностике, не уяснив темы пульса­ции и темы пяти махабхут. Именно этому посвящены следующие две главы.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тибетская медицина: Язык, теория, практика

На сайте allrefs.net читайте: "Тибетская медицина: Язык, теория, практика"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: БОЛЬНОЙ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МАХАБХУТЫ И ДХАТУ В ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЕ
Теория пяти махабхут является важнейшей состав­ной частью теоретического базиса всей тибетской меди­цины. Свое практическое выражение эта теория в том виде, как она представлена в медицинских, абхи

I. Махабхуты II. Ткани тела III. Дхату
1) земля 1) а) мясо, б) кости 1) земля 2) вода 2) а) кровь, б) лимфа, 2) вода в) семя 3) огонь 3) теплота (жир) 3) огонь 4) ветер 4) дыхание (питатель- 4) железо

ОЩУПЫВАНИЕ
Ощупывание — это прежде всего и в основном ощу­пывание пульса, т.е. постановка диагноза по исследова­нию пульсации. Практика этого диагностического метода описана в п. 5-11 Ютогбы, именно они будут

ЛЕКАРСТВА
Из множества лекарственных форм, известных тибет­ской медицине, т.е. отваров, порошков, пилюль, мик­стур, лекарственных масел, зольных лекарств, высушен­ных отваров, лечебных вин, лекарств из драго

НЕМЕДИКАМЕНТОЗНЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ
Они суть: кровопускание, прижигание, компрессы, ванны, массаж. К немедикаментозным методам лечения относят также подробно не описываемые в "Четырех Тантрах" методы физической и психическо

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В основу работы над данной монографией положен предложенный автором метод исследования языка и предмета тибетской медицины как многоуровневых объ­ектов, по-разному раскрывающихся на уровнях букваль

Источники
1. Bdud rtsi snying po yan lag brgyad pa gsang ba man ngag gi rgyud zhes bya ba bzhugs so. — Ксилограф изд. Агинского дацана. — Б.г. 2. Bio bzang dpal Idan chos 'phel. Rgyud thams

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги