рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

МАХАБХУТЫ И ДХАТУ В ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЕ

МАХАБХУТЫ И ДХАТУ В ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЕ - раздел Медицина, Тибетская медицина: Язык, теория, практика Теория Пяти Махабхут Является Важнейшей Состав­ной Частью Теоретического Бази...

Теория пяти махабхут является важнейшей состав­ной частью теоретического базиса всей тибетской меди­цины. Свое практическое выражение эта теория в том виде, как она представлена в медицинских, абхидхарми-стских и тантрийских текстах, находит в диагностике, в теории вкусов и их сочетаний, на основе которой по­строены принципы составления многокомпонентных ле­карств, в диете, в рекомендациях к образу жизни и к применению нелекарственных методов корригирования.

Собственно теории пяти махабхут в медицинских текстах не уделяется много внимания — она принимает­ся как нечто "само собой разумеющееся" и достаточно подробно описанное в текстах абхидхармы и тантры. Ютогба Йондан-Гомбо Младший, например, просто кон­статирует: человеческое "тело порождено свойствами че­тырех либо пяти махабхут" [18, с. 181]. "Четыре Тант­ры" рассматривают связь между махабхутами и тремя виновниками (nyes pa) по свойствам: "Желчь есть жар, представляющий собою истинные свойства огня... Слизь, имея истинные свойства земли и воды, тяжела и холод­на... Ветры распространяются повсеместно, будучи оди­наково присущи жару и холоду" [1, II, 8]. Рассматри­вается также зависимость формирования тканей тела и органов чувств от особенностей проявления свойств ма­хабхут: "Земля... оказывает влияние на формирование мышечной ткани, костей и чувства обоняния. Вода от­ветственна за формирование крови, жидкостей тела и чувство вкуса. Огонь ответствен за температуру тела, его внешний вид и чувство зрения. Воздух ответствен за дыхание и чувство ощущения. Наконец, пространство ответственно за полости тела и чувство слуха" [94, с. 12].

Первые четыре махабхуты — земля, вода, огонь, ве­тер — как элементы "бытующие" подробно рассмотрены в "Абхидхармакоше" Васубандху [13, с. 21-22]. Махаб-хута пространство рассматривается как "небытующий" элемент, что явствует из его природы, раскрываемой в текстах тантр: его собственная "непрерывная актуаль- ность (gdangs) проявляется в безначальной среде" [13, л. 256].

Само слово Махабхута передается по-тибетски как 'byung ba chen po, или просто 'byung ba Inga, что бук­вально означает "пять [великих] проявлений". Этимо­логически слово 'byung ba выводится из совпадающего с ним по форме "имени делания" (bya ba'i ming) 'byung ba —"возникать" или "проявляться". Васубандху ука­зывает, что махабхуты являются "основой всех других форм, и потому они названы великими... проявляются они в действиях" [15, с. 21].

Т.Дж. Царонг полагает, что махабхуты "являются не физическими или химическими элементами, но тончай­шими понятиями, определяемыми скорее их энергетиче­скими функциями, чем насущным их состоянием" [94, с. 31 ]. Подтверждение этому мы находим в "Абхидхар-макоше": "Как же подлинно осуществляются действия этих элементов? И какова их природа? — Сказано, что они осуществляются в таких действиях, как удержание, и прочих. Элементы земли, воды, огня и ветра осущест­вляются соответственно в деяниях удержания, сочета­ния, обеспечения созревания, распространения. Распро­странение здесь следует понимать как увеличение и рас­ширение. Они — это их действия. Их природа соответ­ственно твердость, влажность, теплота, самоподвиж­ность... Вследствие порождения ими потока элементов в других объектах осуществляется движение. Это движе­ние похоже на движение [пламени] светильника... [На­пример], ту дхарму, сущность которой — подвижность, считают элементом ветра, его сущность уясняется по его действию" [15, с. 21-22].

И далее: "Что возникает из основы, [представлен­ной ] упомянутыми великими проявлениями? Каким об­разом проявления, чьи действия нераздельны и совмеще­ны, иногда представляются только твердыми, иногда только влажными, или теплыми, или подвижными? — Тот, который где-либо больше проявляется по [своей] преимущественной силе, тот там и мыслится. Это подо­бно тому, как игла [хорошо] ощущается в пучке трави­нок, или похоже на вкус муки и соли в цзамбе" [15, с. 131].

Каким же образом они проявляются? Великий тибет­ский йог Нацог-Рандол (Лончэнпа) пишет: "Реальность махабхут заключается в том, что беспрерывно проявля­ется динамика появления сансары и нирваны от основы существования" [13, л. Зба], которая сама начала не имеет. — "Во времена, давно прошедшие, объектность своим содержанием была. абсолютно очищена шуньсй [пустотностью ] в дхармовом пространстве [в простран­стве непроявленной актуальности] и имела потенцию проявления элементов" [13, л. 16]. Эта потенция затем актуализировалась в пять светов, "из потенциальности пяти светов появляются пять махабхут в виде интенси­фикации [или динамика их существования ]... Подобную возможность проявления называют энергией или силой [nus stobs]. To, что таким образом проявляется, суть махабхуты" [13, л. 266]. Динамика существования ма­хабхут рассматривается Нацог-Рандолом в четырех ас­пектах: "чистота (сок махабхут — dvangs ma), осадок (snyigs ma), осадок чистоты (dvangs ma'i snyigs ma), чи­стота осадка (snyigs ma'i dvangs ma)" [13, л. Зба].

Из них "чистые махабхуты суть пять трансцендент-но-имманентных (Ihun grub) махабхут: не твердая зем­ля, не влажная вода, не горячий огонь, ветер без коле­баний и пространство с нераспространяющейся актуаль­ностью...

Осадки находятся преимущественно с умом и позна­нием (rig shes) — твердая земля, влажная вода, горячий огонь, подвижный ветер, разлитое пространство как внутренние махабхуты становятся опорами тела.

Осадок чистоты в виде мяса и костей есть [махабху-та] земля. Кровь, лимфа и сперма есть вода. Теплота есть огонь, дыхание — ветер, внутренние полости суть пространство.

В чистоту осадка входят осадки внешних махабхут — те формы, которые проявляются как земля [твердость], вода [связуемость], огонь [теплота], ветер [подвиж­ность] и небо [протяженность, отсутствие загражде­ния]" [13, л. Зба].

Как видим, принятая тибетской медициной теория пяти махабхут — это своеобразная "атомная физика" буддизма, которая на уровне пяти светов переходит в "квантовую", что схематически может быть представле­но следующим образом. I Основа существования

(Единое. Ничто с возможностью нечто) И Пять светов

(Актуализация возможности)

III Пять чистых махабхут (Интенсификация пяти светов,

искривление света в пространстве)

IV Пять осадочных махабхут Пять мудростей

(Пять фундаментальных свойств Пять клеш мироздания, энергетика миро- (Три яда)

здания)

V Чистота осадка Три виновника

Осадок чистоты

(Проявление пяти фундамен- (Проявление пяти фунда-

тальных свойств в объектив- ментальных свойств в жи-

ном мире) вых существах, в человеке

— пять махабхут тела,

пять органов чувств, семь

тканей)

Обратный порядок, или свертка, предполагает воз­вращение в исходное состояние путем очищения прояв­ленной ввиду необходимости совершенствования санса-ры. Это и есть Калачакра, или Круг Времени.

Как видим, на IV уровне развития мира из основы существования тантрийская традиция, в том числе меди­цинская, исходит из того, что динамика существования пяти светов определяет пять фундаментальных свойств мироздания, и она же определяет пять фундаменталь­ных свойств индивидуального сознания (они — эти свойства мироздания — "находятся вместе с умом и по­знанием"). Эти пять свойств сознания в медицине сво­дят в три (сведение пяти генезисов в три есть и в обще-тантрийской традиции). Это неведение, или подлежащая актуализации задача ориентирования в мире, страсть, или подлежащая актуализации задача расширения, про­лонгирования индивидуального существования, гнев, или подлежащая актуализации задача "созревания" индиви­дуального существования в процессе совершенствования или падения. На уровне тела (V уровень) эти тенденции оформляются в виде слизи [земля + вода], ветра [ве­тер] и желчи [огонь] как неких сущностей или энерге­тически обеспечиваемых процессов (функциональных систем), чьи основные характеристики служат целям ре­шения указанных задач. Пространственная тенденция формирует полости или каналы их циркуляции. Их на- зывают "виновниками" (nyes pa), поскольку, находясь в равновесии, они поддерживают здоровье в теле-уме, в неравновесном же состоянии причиняют телу-уму вред, т.е. являются виновниками как здоровья, так и болез­ней. С другой стороны, "осадок чистоты махабхут", т.е. субъективное проявление махабхут в теле человека, формирует семь тканей тела и пять областей проявления махабхут в теле человека. Хотя теория пяти дхату (тиб.: khams) вошла в тибетскую медицину из китайской, она была творчески переработана и органично связана с тео­рией махабхут. Связь пяти махабхут с семью тканями тела (семью составляющими тела — lus zungs) и пятью дхату может быть представлена следующим образом:

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тибетская медицина: Язык, теория, практика

На сайте allrefs.net читайте: "Тибетская медицина: Язык, теория, практика"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: МАХАБХУТЫ И ДХАТУ В ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

БОЛЬНОЙ
Врач имеет дело с больным человеком. Он лечит не болезнь, а больного, так как всякая болезнь, по пред­ставлениям тибетских врачей, это не отдельный изоли­рованный процесс, а следствие "изменен

I. Махабхуты II. Ткани тела III. Дхату
1) земля 1) а) мясо, б) кости 1) земля 2) вода 2) а) кровь, б) лимфа, 2) вода в) семя 3) огонь 3) теплота (жир) 3) огонь 4) ветер 4) дыхание (питатель- 4) железо

ОЩУПЫВАНИЕ
Ощупывание — это прежде всего и в основном ощу­пывание пульса, т.е. постановка диагноза по исследова­нию пульсации. Практика этого диагностического метода описана в п. 5-11 Ютогбы, именно они будут

ЛЕКАРСТВА
Из множества лекарственных форм, известных тибет­ской медицине, т.е. отваров, порошков, пилюль, мик­стур, лекарственных масел, зольных лекарств, высушен­ных отваров, лечебных вин, лекарств из драго

НЕМЕДИКАМЕНТОЗНЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ
Они суть: кровопускание, прижигание, компрессы, ванны, массаж. К немедикаментозным методам лечения относят также подробно не описываемые в "Четырех Тантрах" методы физической и психическо

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В основу работы над данной монографией положен предложенный автором метод исследования языка и предмета тибетской медицины как многоуровневых объ­ектов, по-разному раскрывающихся на уровнях букваль

Источники
1. Bdud rtsi snying po yan lag brgyad pa gsang ba man ngag gi rgyud zhes bya ba bzhugs so. — Ксилограф изд. Агинского дацана. — Б.г. 2. Bio bzang dpal Idan chos 'phel. Rgyud thams

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги