рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Исторические вехи развития арт-терапии

Исторические вехи развития арт-терапии - раздел Медицина, Когито-Центр Введение арт-терапию Арт-Терапия, Как И Многие Другие Терапевтичес­кие Методы, Уходит Своими Корня...

Арт-терапия, как и многие другие терапевтичес­кие методы, уходит своими корнями далеко вглубь истории. Предметы древнего искусства, художествен­ные изображения выполняли не только декоратив­ные функции, но и магические. Художественные об­разы были частью ритуалов, направленных на защиту древних людей от опасных проявлений окружающей среды, нападений диких животных, от всего неизве­данного. Кроме того, эти символические образы ста­ли предметом поклонения первобытных людей в ка­честве «икон», помогавших людям в удачной охоте. Люди древности верили в магическую силу худо­жественных символов. Так египтяне заворачивали различные символические предметы в мумии в каче­стве предметов, способствующих их сохранению. Осо­бую роль в древних культурах играли магические ма­ски, игравшие роль защиты людей, носивших их, от опасных влияний.

Во многих современных культурах искусство про­должает использоваться как символическое средство физического и психологического восстановления людей. Индейские племена используют специальные песни и ритуальные танцы для излечения различных недугов. Тибетцы используют песочные рисунки в форме мандалы — магического круга, на котором они концентрируются в процессе медитации, молитв. Духовная концентрация на мандалах преследует сво­ей целью исцеление, освобождение от страданий.

Шаманы являются провозвестниками современ­ных психиатров и арт-терапевтов. Роль шаманов зак­лючается в том, чтобы извлечь из тела и сознания людей болезненные элементы и излечить их душу по­средством использования художественных образов и ритуалов. Символические образы шаманы исполь­зуют в своей одежде и ритуальных церемониях для того, чтобы создать у людей измененное сознание и принести им исцеление. Это может показаться уди­вительным, но деятельность шаманов действительно сильно связана с областью арт-терапии, которая ис­пользует процесс создания художественных образов как метод исцеления и восстановления.

На протяжении всей истории культуры просле­живается тесная взаимосвязь, смысловое и визуаль­ное сходство символических изображений в различ­ных эпохах и культурах. Очевидным является и общее для всех культур представление о том, что данные изображения обладают целительными свойствами. Примерами таких сходных символов являются кон­центрические круги, спирали, мозаичные изображе­ния, круги с пересекающимися крестообразно лини­ями внутри. Данные изображения существуют, они найдены в предметах древней культуры народов стран, географически не имевших возможностей контакти­ровать.

Таким образом, язык художественных образов является особым, универсальным языком, в симво­лической форме содержащим универсальные челове­ческие понятия.

Помимо идей, характеризующих происхождение арт-терапии в тесной взаимосвязи с культурными традициями древности, существует и представление о том, что арт-терапия имеет отношение к области психиатрии.

В 1901 году французский психиатр Marcel Reja обратил внимание на сходство в художественных изображениях своих пациентов, а также изображе­ний, которые характерны для детей и художников — примитивистов. Психиатры Е. Krapelin и К. Jaspers заметили, что рисунки пациентов могут помочь в понимании характера психопатологии.

Однако взаимоотношения между психикой и ви­зуальной экспрессией не были раскрыты до момента, пока 3. Фрейд не создал свое учение о бессознатель­ном. Фрейд обнаружил, что его пациенты часто спо­собны передать свои сны с помощью изображений, а не слов. Данное наблюдение легло в основу пред­ставления о том, что художественное самовыраже­ние может стать ключом к внутреннему миру челове­ческой психики. Фрейд включил художественные понятия в контекст своего анализа и в дальнейшем использовал произведения литературы и искусства в анализе многих направлений своей теории.

Позднее К. Юнг сформулировал понятие о кол­лективном бессознательном, архетипах и архетипических символах. Юнг интересовался искусством и на протяжении всей своей жизни занимался рисова­нием и живописью. Он пришел к выводу, что эмоци­онально беспокоящие образы должны быть выведе­ны из области бессознательного, поскольку, оставаясь там, они могут оказывать отрицательное воздействие на поведение личности. Сны, воспоминания, исто­рии и искусство способны вывести данные скрытые образы в план сознания. Особый интерес Юнга вы­зывали мандалы или «магические круги» как в своих собственных рисунках, так и в рисунках своих паци­ентов. Юнг обнаружил взаимосвязь между образом и психикой и развил основы понимания смыслов сим­волических образов в процессе изучения архетипов и их универсальных проявлений в изобразительном искусстве.

Идеи Юнга и Фрейда были восприняты психиат­рическим сообществом с большим интересом. Пони­мание того, что визуальные образы являются симво­личными и способны раскрыть вытесненное содержание сознания, прочно завоевало место в де­ятельности психотерапевтов и психиатров.

На перевале столетий также возник интерес к ху­дожественному творчеству душевнобольных. В 1872— 1888 годах были опубликованы работы французских психиатров A.Tardien и P.M. Simon, посвященные данной проблеме. Симон стал первым психиатром, опубликовавшим коллекцию рисунков и живописи душевнобольных. Он находился под влиянием диаг­ностического подхода к толкованию художественных образов и искал взаимосвязь психиатрических симп­томов и содержания художественного творчества ду­шевнобольных.

В 1926 году Г. Принсхорн, историк искусства, став­ший впоследствии психиатром, начал собирать кол­лекцию рисунков, живописи и скульптур пациентов психиатрических клиник в Германии, Швейцарии, Италии, Австрии и Голландии. Величина коллекции составила пять тысяч произведений, созданных бо­лее чем пятьюстами пациентами различных клиник. Данная коллекция была опубликована, и в дальней­шем художественное творчество душевнобольных получило название «аутсайдерское искусство». В сво­ем исследовании творчества душевнобольных Прин­схорн делал акцент не на изучении психопатологии, проецирующейся в художественных образах, а на самом творческом процессе и создаваемых художе­ственных формах. Он пришел к выводу, что челове­чество обладает фундаментальной потребностью в самовыражении и общении, что подразумевает не­обходимость каждого человеческого существа иг­рать, украшать, символически преобразовывать идеи в визуальные формы. Принсхорн считал, что твор­ческий процесс создания художественных продук­тов является базовым для всех людей, независимо от того, больны они или здоровы, а также, что ху­дожественное творчество является способом пси­хологической интеграции.

Приблизительно в то же время швейцарский пси­хиатр В. Моргенталер опубликовал книгу «Искусство А. Волфи». А. Волфи, пациент клиники, страдавший шизофренией и находившийся в психиатрической больнице в течение тридцати лет, создал огромное количество рисунков, ставших известными своей слож­ностью, многочисленными деталями и цветом. Как и художники, работы которых были представлены в коллекции Принсхорна, А. Волфи не имел художе­ственного образования и работал спонтанно, исполь­зуя лишь те материалы, которыми он располагал в больнице.

Интерес к исследованию психопатологических проявлений в художественном творчестве остается и в современную эпоху. Историки искусства, психи­атры, арт-терапевты и художники с неустанным во­одушевлением обращаются к «искусству иных», пы­таясь разгадать тайны человеческой психики.

Интерес к смысловым содержаниям искусства ду­шевнобольных лег в основу развития психодиагнос­тики, базирующейся на интерпретации визуальных образов. Леонардо да Винчи был создателем первого проективного теста, пытаясь рассмотреть те или иные визуальные образы в следах спонжа на стене. Он писал о том, что разнообразные ассоциации можно обна­ружить в конфигурациях этого пятна.

Тест Роршаха, опубликованный в двадцатых го­дах прошлого столетия в Европе, а затем и в Амери­ке, представляет собой серию чернильных пятен, со­зданных для того, чтобы разбудить ассоциации и эмоции наблюдателя. Он был назван в честь его со­здателя Г. Роршаха, который верил в то, что суще­ствует связь между индивидуальными особенностя­ми личности и тем, как личность воспринимает форму и цвет. В данном тесте чернильные пятна предъявля­ются в определенном порядке и в течение определен­ного времени. Испытуемым предлагается дать ко­роткое описание того, что они в них видят.

В 1908 году немецкий психиатр F. Mohr описал первый рисуночный тест, предназначенный для пси­хологических целей. В 1926 году F. Goodenough был разработан рисуночный тест для оценки интеллек­туальных способностей детей посредством количе­ства деталей, используемых в изображении челове­ка. В дальнейшем автор теста установил, что, помимо интеллектуальных способностей, данный тест может рассказать и о других особенностях человеческой личности.

К середине двадцатого века в научном мире проч­но обосновалось понимание того, что художествен­ное самовыражение является символичным и отра­жает скрытые, бессознательные содержания человеческой психики. Одновременно с последним все большую силу набирал тезис о том, что процесс художественного творчества побуждает личность к духовному росту, позитивной внутренней трансфор­мации, избавлению от страхов и тревог. Обе эти идеи подготовили почву для возникновения арт-терапии.

Пионерами арт-терапии в США стали Маргарет Наумбург и Эдит Крамер. В 40-х годах М. Наумбург стала использовать арт-терапию как одну из форм психотерапии. Она основывалась на теории Фрейда, однако пошла на шаг дальше него. Пациенты Наум­бург не только рассказывали о своих сновидениях, но и изображали их. Образы, создаваемые пациентами, Наумбург стала расценивать как символическую речь.

В 50-х годах Э. Крамер предположила, что цели­тельные качества художественного творчества объяс­няются способностью творческой деятельности ак­тивизировать определенные психологические процессы. Крамер обнаружила, что творческий акт создания художественного продукта связан с изме­нением внутреннего опыта личности и ведет к субли­мации, интеграции и синтезу. Несмотря на то, что художественная экспрессия не ведет непосредствен­но к разрешению внутреннего конфликта, она рас­крывает психологическое пространство, где новые установки могут быть реализованы.

Важный вклад в развитие арт-терапии, как осо­бой научной дисциплины, внесла Я. Квитковская, впервые использовавшая арт-терапевтические мето­ды в семейной психотерапии. Она считала, что се­мейная арт-терапия помогает идентифицировать роли, исполняемые членами семьи, и их статусы.

Позднее, в 60-х годах, Дж. Райн использовала художественную экспрессию как средство достиже­ния самоосознания и самоактуализации (раскрытия потенциала личности и достижения чувства удовлет­воренности своей жизнью). Райн придавала макси­мальное значение собственной интерпретации кли­ентом созданного творческого продукта, и данный клиентоцентрированный подход является одним из наиболее распространенных и в наши дни.

В Европе также происходило развитие арт-тера­пии. Английский художник А. Хилл обнаружил цели­тельное воздействие художественного самовыражения, находясь в больнице для больных тубер­кулезом в сороковых годах прошлого века. Он стал развивать идею арт-терапии как метод лечения людей с физическими и эмоциональными расстройствами. По мнению Хилла, именно он стал первым арт-тера-певтом. Хилл пришел к выводу, что занятия арт-тера­пией способствуют освобождению от монотонности пребывания в больнице и рождают чувство надежды у людей, столкнувшихся с тяжелой болезнью.

Э. Адамсон, другой английский арт-терапевт, рабо­тал в качестве художника в клинической художествен­ной студии. В 1946 году он предоставил своим пациен­там среду, в которой они могли излечить себя своими собственными силами. Адамсон был убежден, что вме­сто того, чтобы анализировать художественные про­дукты пациентов, гораздо важнее вовлечь людей в ху­дожественную деятельность, которая сама по себе является целительной. Адамсон собрал коллекцию ри­сунков, выполненных его душевнобольными пациента­ми (было изображено шестьдесят тысяч предметов): она известна в Англии как Коллекция Адамсона.

М. Хатун, художница, приглашенная во всемирно известную психиатрическую клинику, основанную Менингером (штат Канзас), помогала своим паци­ентам использовать художественную экспрессию в качестве средства освобождения от эмоциональных проблем и психических травм. Она ввела термин арт-синтез, для того чтобы описать процесс самораскры­тия, в который были вовлечены многие из ее пациен­тов сразу после занятий в студии. Не будучи профес­сиональным психотерапевтом, Хатун понимала, что занятия художественным творчеством дают возмож­ность пациентам испытать чувство катарсиса и соб­ственными силами раскрыть смысл создаваемых ими художественных продуктов.

Опыт работы данной клиники повлиял на разви­тие арт-терапии в США. Д. Джонс и Р. Олт, худож­ники, работавшие в клинике в 60-х годах, основали Американскую арт-терапевтическую ассоциацию.

В современном мире арт-терапия стала профес­сией с самостоятельным статусом как в сфере обра­зования, так и в практической деятельности. Арт-терапия занимает также и свое собственное место по отношению к экспрессивной терапии. Экспрес­сивная терапия — так же, как и арт-терапия, опира­ющаяся на целительные свойства искусства, — раз­вивалась одновременно с арт-терапией. Другое название экспрессивной терапии — креативная тера­пия. Экспрессивная, или креативная терапия, исполь­зует в своей деятельности все жанры искусства (изоб­разительное искусство, музыку, драму, движение и поэзию). Практика экспрессивной терапии относит­ся к интермодальной терапии. Интермодальные тех­ники базируются на идее, что все виды искусства име­ют целительный потенциал и могут быть объединены и использованы в терапии.

Таким образом, специалисты в области арт-тера­пии являются частью более широкого профессиональ­ного сообщества креативных терапевтов, к которым относятся музыко-терапевты, танцедвигательные те­рапевты, поэтические терапевты и драма-терапевты. Каждая из профессий имеет собственные теорети­ческие подходы, обучение и практику.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Когито-Центр Введение арт-терапию

И В Сусанина... Введение арт терапию... Учебное пособие...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Исторические вехи развития арт-терапии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Когито-Центр
УДК 615.851 ББК 88 С 90 Рецензенты: Д.И. Шустов — профессор, доктор мед. наук, заведующий кафедрой психиатрии РГМУ им. И.П. Павлова Ю.В. Егошкин — профессор кафедры психологи

Терапевтические возможности арт-терапии
В 1974 году психолог Джером Франк сформули­ровал пять основных эффектов любой успешной пси­хотерапии, которая: 1) предоставляет новые обучающие возможно­сти как на познавательном, так и пр

Креативность и арт-терапия
Творческий процесс является интегрирующим эле­ментом в арт-терапии. Креативность — это средство личностного роста, самопонимания и восстановле­ния. Создание художественных продуктов не только помог

Подготовка
Подготовка включает, прежде всего, сбор инфор­мации, инструментов, материалов для создания чего-то нового. В художественном процессе это стадия сбора материалов и обдумывание идей. С одной сто­роны

Инкубация
Стадия инкубации является одной из самых кри­тичных. Она включает в себя не только работу, но и отдых, медитацию. Наступает измененное состояние сознания, в процессе которого происходит создание тв

Верификация
Эта стадия включает проработку деталей и завер­шение проекта. Это рациональный процесс, в кото­ром художественное выражение получает окончатель­ную форму. Помимо перечисленных стадий творч

Арт-терапия и творческий процесс
Ведущий принцип арт-терапии заключается в том, что именно творческий процесс, включающий и ху­дожественное творчество, является целительным и способным улучшить человеческую жизнь. Данная идея объя

Роль релаксации в развитии креативности
Итак, креативность раскрывается, пробуждается в личности посредством очень многих факторов. К внешним относятся и особым образом организованное пространство, и материалы, и атмосфера бе­зопасности

Арт-терапевтическое пространство и материалы
Арт-терапевтический процесс подразумевает не только раскрытие креативности, но также знание, понимание того, каким образом арт-терапевтическая среда и используемые в арт-терапии материалы способств

Материалы, используемые в арт-терапии
В большинстве случаев все материалы, используе­мые в арт-терапевтической работе, предоставляются самим арт-терапевтом. Арт-терапевт рассказывает о тех материалах, ко­торые предлагается исп

Создание портфолио
В процессе арт-терапевтической деятельности не­обходимо позаботиться о наличии портфолио, вклю­чающем созданные клиентами художественные об­разы. Хранение работ в папке, обеспечение их сохранности

Визуальный дневник
Визуальный дневник предлагается вести участни­кам арт-терапевтических сессий как домашнюю ра­боту. Визуальный дневник может представлять со­бой обычный художественный альбом, в котором можно делать

Искусство спонтанного самовыражения как основа недирективного подхода в арт-терапии
В арт-терапевтической практике существует два основных подхода: директивный, который предпола­гает наличие конкретного задания, темы или инст­рукции, и недирективный, предполагающий отсутст­вие как

Каракули и спонтанные образы
Маргарет Намбург, одна из первых, кто исполь­зовал термин «арт-терапия», известна своими исследованиями в области спонтанного самовыраже­ния. Намбург верила, что спонтанное искусство яв­ляется спос

Работа со спонтанными образами
Для многих людей процесс свободной работы с материалами при создании каракулей и спонтанных образов является творческим, расслабляющим и ос­вобождающим. В целом опыт работы в изостудии достаточно с

Журнал спонтанных образов
Создание образов на постоянной основе откры­вает возможности для самопонимания и самовыра­жения. Идея о регулярном создании спонтанных об­разов и фиксировании комментариев по поводу их содержания б

Мандалы и создание спонтанных образов внутри круга
Круг является наиболее естественной формой, которая используется в арт-терапии, так как это наи­более важный образ, проходящий через всю челове­ческую историю и восходящий к происхождению Вселенной

Рисование мандал и личностная трансформация
Для многих людей, страдающих от эмоциональ­ных и физических проблем, образ мандалы, возника­ющий в той или иной форме спонтанно, является знаком изменения и трансформации. Часто это ас­социируется

Создание мандал
Создание мандалы означает рисование образа, име­ющего внутри круговое пространство. Это может быть сделано при помощи любых материалов: красок, мас­ляной пастели, сухой пастели, цветных карандашей.

Ведение журнала мандал
Рисование мандал — это один из процессов, кото­рый наиболее эффективен в случае продолжительного периода времени. Ведение журнала мандал может быть особенно интересным опытом, так как образы часто

Арт-терапевтический процесс как средство выражения чувств
В психотерапевтической деятельности огромное значение имеет возможность осознания и выраже­ния клиентом своих чувств. Разумеется, участнику арт-терапевтической деятельности могут быть зада­ны вопро

Возможности арт-терапии в лечении соматических заболеваний
Одним из первых применений арт-терапии стало использование этой деятельности в качестве вспомо­гательного средства в излечении соматических болез­ней. Адриан Хилл, основатель британской арт-тера­пи

Образы как послания о здоровье и болезни
Вера в то, что сновидения могут предсказывать физические болезни, датируется временем ранней гре­ческой цивилизации. Гиппократ, греческий отец меди­цины, заметил, что сновидения могут подтверждать

Исцеляющий процесс создания художественных образов
Процесс создания художественных образов явля­ется целительным для физических болезней, незави­симо от того, каким образом он воздействует, — в форме реабилитации и выздоровления, обучения уживаться

Самораскрытие в арт-терапевтическом процессе как фактор улучшения здоровья и самочувствия
Арт-терапия посредством различных художествен­ных форм эффективно помогает людям открыть, сде­лать свои чувства, мысли и представления видимы­ми. Цель самораскрытия — в том, чтобы помочь людям поня

Медицинские показания к арт-терапии
Арт-терапия используется в самых разных случа­ях для работы с физически нездоровыми людьми любых возрастных групп, испытывающих боль или другие хронические симптомы, а также переживших операционное

Арт-терапия в группах
Художественная деятельность традиционно пред­ставляется как деятельность сугубо индивидуальная, когда художник находится один в студии, простран­стве, отделенном от окружающего мира. С дру

Исцеляющий потенциал арт-терапевтических групп
Арт-терапия в группах предполагает особые пре­имущества. К ним можно отнести следующие: • Арт-терапия в группе становится общим заняти­ем, поддерживающим сообщество. Опыт групповой под­дер

Типы арт-терапевтических групп
Несмотря на то, что можно назвать множество видов арт-терапевтических групп, существует два основных: арт-психотерапевтические и арт-студийные, или открытые студийные группы. Многие груп­пы являютс

Рисование в парах
Рисование а парах представляет собой работу дво­их людей в одном пространстве. Так, занимаясь с детьми, арт-терапевт может рисовать на одном лис­те вместе с ребенком, или же матери и ребенку мо­жет

Семейная арт-терапия
Семейная арт-терапия — один из самых популяр­ных методов групповой работы с родителями, супружескими парами и детьми. Так как семья является по своей сути группой, семейная арт-терапия имеет много

Арт-студии и открытые студийные группы
В отличие от арт-психотерапевтических групп или семейной арт-терапии, арт-студия или открытые арт-студийные группы представляют несколько иной арт-терапевтический опыт. Людей, которые приходят в ар

Рисованные пятна
Данная техника начинается с использования об­разов, напоминающих тест Роршаха, представляю­щий собой проективную диагностическую методику. В данном случае не ставится диагностическая зада­ча, однак

Рисование мандал
Материалы: белая бумага размером 30 х 45 см, черная бумага размером 30 х 40 см (допускается раз­резать ее на более малые размеры квадратной фор­мы), сухая и масляная пастель (используйте и ту и дру

Создание безопасного пространства
Данная техника часто используется арт-терапевтами для того, чтобы помочь людям, находящимся в состоянии дистресса. Главная идея данной техники заключается в создании образа безопасности, для того ч

Карта чувств
Материалы: большой лист бумаги, цветные каран­даши или маркеры. 1. Попытайтесь выразить следующие шесть чувств на бумаге: ненависть, удовольствие, грусть, страх, любовь по отношению к вам,

Диалоги
Выберите цвет, выражающий какую-то часть ва­шей личности, а затем объединитесь для работы с человеком, который выбрал другой цвет. Затем при помощи красок или пастели постарайтесь организо­вать диа

Групповая мандала
На большом листе бумаги нарисуйте большой круг и разделите его на секторы, как торт, в соответствии с количеством членов группы. Каждый может ре­шать, останется ли он лишь в пределах отведенного ем

Волшебная история за ограниченное время
Каждый человек рисует свою собственную вол­шебную историю в отведенное время на длинном листе бумаги. Каждый может стартовать в любой момент и в любом месте листа. Предварительно об­говаривается, г

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги