рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Когито-Центр Введение арт-терапию

Когито-Центр Введение арт-терапию - раздел Медицина, ...

И.В. Сусанина

Введение арт-терапию

Учебное пособие

Москва

Когито-Центр

Рецензенты: Д.И. Шустов — профессор, доктор мед. наук, заведующий кафедрой психиатрии РГМУ… Сусанина И.В.

Предисловие

Язык искусства — красок, линий, форм и обра­зов — говорит нам о том, что очень сложно выра­зить при помощи слов. Арт-терапия — это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего воз­можность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни, с внутренней реальностью, складывающейся из наших мыслей, чувств, восприя­тий и жизненного опыта.

Арт-терапия основывается на том, что художе­ственные образы способны помочь нам понять самих себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой.

Арт-терапия, как профессиональная деятельность, — сравнительно новая область науки и практики, однако то, что художественная деятельность обладает цели­тельным эффектом, известно еще с древности. На про­тяжении всей человеческой истории искусство отра­жало мир человеческих страстей от бесконечной радости до глубочайшей печали, от триумфа до траги­ческих потерь и служило людям как чудодейственное средство психологического и духовного возрождения.

В последние десятилетия художественное творче­ство как великая целительная сила было открыто и высоко оценено вновь. Многие люди обнаружили, что художественная деятельность помогает им изба­виться от стресса, решать проблемы, преодолеть тяжелые переживания, связанные с потерей близких людей, и даже избавиться от боли и других неприят­ных физических симптомов.

Появление арт-терапии, этой специфической дея­тельности на пересечении искусства, психологии и психотерапии, стало ответом на общественные тен­денции, так или иначе отражающие потребности людей в применении художественной деятельности как целительной силы.

Арт-терапия, как самостоятельная практическая деятельность, стала оформляться в 40—50-х годах про­шлого века в Великобритании и США. Постепенно происходило становление арт-терапии и как науч­ной дисциплины, развитие системы подготовки спе­циалистов, приобретение статуса особой професси­ональной деятельности.

В России арт-терапия использовалась преимуще­ственно как метод в рамках психиатрии и психотера­пии. Однако в последнее десятилетие арт-терапия бур­но развивается в самостоятельную дисциплину. Наиболее серьезная работа ведется в Санкт-Петербур­ге, где создана Арт-терапевтическая ассоциация, ра­ботает авторская программа канд. мед. наук А.И. Ко-пытина, включающая базовую информацию по арт-терапии (при Государственном институте прак­тической психологии «Иматон»); проводится ежегод­ная международная арт-терапевтическая конференция; начиная с 1997 года издается мультидисциплинарный журнал «Исцеляющее искусство». В Институте педа­гогического мастерства в Санкт-Петербурге ведется последипломная подготовка арт-терапевтов в очно-заочной форме с выдачей дипломов государственного образца; в Ульяновском педагогическом университете под управлением доктора педагогических наук, про­фессора Д.М. Аебедевой ведутся научные исследования в направлении развития арт-терапии в сфере об­разования; в Институте психотерапии и клинической психологии в Москве открыт курс подготовки арт-терапевтов с последующей сертификацией (на базе пси­хологического или медицинского образования).

Арт-терапия как научный метод возникла в условиях западной культуры. Существенные социально-эконо­мические, культуральные, социально-психологические различия, сложившиеся между двумя политическими мирами, объясняют трудности становления професси­ональной арт-терапевтической деятельности в России.

Однако перспективы развития арт-терапии в Рос­сии связаны и с социально-экономическими услови­ями жизни страны, и с укреплением демократичес­ких основ государства и общества, и с дальнейшей интеграцией России в мировое сообщество, преодо­лением социально-культурных барьеров, возникших в советскую эпоху.

Особый интерес представляет развитие арт-тера­пии в контексте социально-культурной деятельности. Подобный опыт уже десятилетиями существует во многих странах мира в форме открытой студийной работы. Деятельность открытых арт-студий направ­лена, прежде всего, на развитие творческого потен­циала самых различных групп населения, а также на оказание им психологической поддержки. В отличие от традиционных студий изобразительного искусства (изостудий), достаточно распространенных в деятель­ности советских клубов, открытые арт-терапевтические студии ставят перед собой задачу не обучения навыкам изобразительного творчества, а, прежде все­го, раскрытия креативных возможностей людей.

В России данная работа лишь начинает развивать­ся, и, прежде всего, в мегаполисах. Однако существу­ют примеры студийной работы и в региональных центрах. К ним относятся: работа в направлении данс-терапии, проводимая Г.Д. Виноградовой с группами людей с ограниченными возможностями (на базе Рязанского Дворца Молодежи и выставочного зала Рязанского отделения союза художников России), а также работа в области визуальной арт-терапии, про­водимая И.В. Сусаниной с группами бывших участ­ников боевых действий (на базе санатория ветеранов войн в п. Солотча), а также с людьми с ограниченны­ми возможностями, организованная на базе художе­ственного салона «На Старом Перекрестке».

Деятельность открытых арт-студий пока еще не имеет специальной профессиональной ниши, и суще­ствующий опыт является результатом воли и усилий тех, кто нуждается в такой работе, и тех, кто спосо­бен оказать такую помощь. Однако со временем эта работа должна стать частью действительности рос­сийской жизни,— так, как это произошло в индуст­риально развитых странах мира. Стартовым момен­том, безусловно, является подготовка специалистов в этой области, формирование профессионального статуса арт-терапевта. В мировой образовательной практике арт-терапия является последипломной об­разовательной ступенью.

Профессиональное образование в области соци­ально-культурной деятельности максимально близко по своей направленности в качестве базового для подготовки арт-терапевтов открытых студий.

Данное учебное пособие предлагается для студен­тов университета культуры и искусства в качестве ознакомления с основами арт-терапевтической дея­тельности, как одним из перспективных направле­ний их дальнейшей специализации.

Исторические вехи развития арт-терапии

Во многих современных культурах искусство про­должает использоваться как символическое средство физического и психологического восстановления людей.… Шаманы являются провозвестниками современ­ных психиатров и арт-терапевтов.… На протяжении всей истории культуры просле­живается тесная взаимосвязь, смысловое и визуаль­ное сходство символических…

Терапевтические возможности арт-терапии

1) предоставляет новые обучающие возможно­сти как на познавательном, так и практическом уровне; 2) вселяет надежду на избавление от страданий; 3) предоставляет опыт успешной деятельности;

Креативность и арт-терапия

Существует множество научных представлений о креативности. Идеи о том, что такое креативность, что побуждает ее развитие, кто способен быть… К. Юнг считал, что творческий процесс базирует­ся на двух модальностях:… Визионерский уровень творческого процесса свя­зан с частью психической жизни, которую Юнг на­звал коллективным…

Стадии творческого процесса

Несмотря на годы исследовательской деятельнос­ти в области изучения сущности креативности, твор­ческого процесса, до конца неясно, каким образом происходит создание творческого продукта. Суще­ствует много теорий, но все они включают следую­щие стадии творческого процесса.

Подготовка

Эта стадия включает также намерение создать что-либо. Необходимость этого намерения определяется в выявлении направления творческого процесса, его…

Инкубация

Стадия инкубации может проходить очень труд­но, так как вы можете потерять надежду или почув­ствовать себя совершенно застрявшим и разочаро­ванным.… В течение фазы инкубации вы можете создать мыс­ленный образ будущего…

Иллюминация

Стадия иллюминации — это стадия, когда прихо­дит озарение. Неожиданно и спонтанно приходит решение проблемы или ответ на поставленный воп­рос. Это время открытий и время радости и удовлет­воренности тем, что удалось создать. На этой ста­дии художественный продукт может быть еще незавершенным, однако вы испытываете чувство уве­ренности от уже достигнутого результата.

Верификация

Помимо перечисленных стадий творческого про­цесса, существуют их индивидуальные вариации. Зна­ние этих вариаций, их понимание особенно важны именно… В частности, уровень креативности зависит от степени увлеченности тем, в чем…

Арт-терапия и творческий процесс

В арт-терапии происходит развитие креативнос­ти как процесса, противоположного имитации, где требуется лишь следовать определенному направле­нию,… Лишь работа над собственными оригинальными образами свяжет вас с вашим… Данный подход к художественной деятельности включает создание собственных модификаций обра­зов. Эта деятельность может…

Роль релаксации в развитии креативности

Наблюдения за творческим процессом професси­ональных художников показали, что художники об­ладают способностью расслабиться, немного отстра­ниться… Умение разрешить себе полностью расслабиться в процессе арт-терапии многие… Для релаксации могут быть использованы как вер­бальные формулы, содержащие информацию, способ­ствующую расслаблению…

Арт-терапевтическое пространство и материалы

В одних случаях арт-терапевты побуждают лю­дей использовать простейшие материалы с целью быстрого создания того или иного художественно­го образа,… Требования к организации арт-терапевтического пространства также варьируются… Наиболее эффективно организованное арт-терапевтическое пространство предполагает наличие двух зон. Одна из этих зон…

Материалы, используемые в арт-терапии

Арт-терапевт рассказывает о тех материалах, ко­торые предлагается использовать, об их качествах, демонстрирует их изобразительные возможности. К… В качестве инструментов могут использоваться кисти для работы с… Очень часто предлагаемые арт-терапевтом упраж­нения связаны с характеристиками самих материа­лов. С другой стороны,…

Создание портфолио

Просмотр работ, с другой стороны, помогает лю­дям начать ценить те художественные образы, кото­рые они создали. Арт-терапевт, таким образом, не… Побуждение людей сохранять свои работы в хо­рошем состоянии и в хороших… Папки для хранения работ могут быть разных форматов, из разных материалов, промышленные или самодельные.

Визуальный дневник

Визуальный дневник выполняет ту же функцию, что и дневник, в котором записываются сокровен­ные мысли, идеи, описываются чувства. Ведение днев­ника… В дополнение к созданию художественных обра­зов в визуальном дневнике очень… Листы дневника обязательно должны быть про­нумерованы, на каждом необходимо указывать дату.

Искусство спонтанного самовыражения как основа недирективного подхода в арт-терапии

«Нарисуйте что-нибудь и так, как вам нравится». Такой вид искусства иногда называют спонтанным, или свободным, или искусством свободного… Как директивный, так и недирективный подходы ши­роко используются в… Арт-терапия в своем развитии сильно подверглась воздействию идеи спонтанного искусства. Ганс Принсхорн…

Каракули и спонтанные образы

В своей работе Намбург предпочитала использо­вать сухую пастель и казеиновые краски, так как счи­тала, что они оптимальным образом подходят для… Намбург была убеждена, что образы, появлявши­еся в процессе создания… Флоренс Кейн, сестра Маргарет Намбург, также использовала спонтанное самовыражение как спо­соб развития креативности…

Работа со спонтанными образами

Несмотря на то, что сам процесс создания спон­танных образов обладает терапевтическим эффек­том, очень часто арт-терапевты помогают людям вы­ходить… Каждый из созданных образов может быть очень значимым, однако целесообразно… Приступающему к работе над созданием спонтан­ных образов также рекомендуется задать себе воп­росы, а затем в созданных…

Журнал спонтанных образов

Ведение журнала спонтанных образов часто пред­лагается в виде домашнего задания. Посредством создания образов несколько раз в неделю (или…

Мандалы и создание спонтанных образов внутри круга

Это универсальная основа художественного раз­вития каждого ребенка, вбирающая в себя мировой опыт. Изображение ребенком круга является наибо­лее… Циркулярные формы в арт-терапии часто отно­сят к мандалам. На санскрите слово… Карл Юнг познакомил западный мир с понятием мандалы. Он заметил, что его пациенты часто спон­танно создавали круги, и…

Рисование мандал и личностная трансформация

Образ мандалы часто появляется в чьей-либо экс­прессивной деятельности, когда он (или она) стоят на пороге драматических изменений и сложной…

Создание мандал

Хотя работать можно внутри круга любого раз­мера, некоторые считают, что размер круга важен сам по себе. Арт-терапевт Джоан Келлог, авторитет в… Возможно создание мандал как на темной, так и на светлой бумаге. Используя…

Ведение журнала мандал

Выбирая альбом для ведения журнала мандал, не­обходимо учитывать, какие материалы будут исполь­зоваться при их создании. При использовании цвет­ных… Некоторые арт-терапевты считают, что в мандалах можно обнаружить специфические… При ведении журнала мандал необходимо дати­ровать каждый рисунок, пытаться давать ему назва­ние, комментировать…

Арт-терапевтический процесс как средство выражения чувств

Таким образом, напрашивается вывод, что изоб­разительная деятельность является наиболее эффек­тивной в тех обстоятельствах, когда травмирующие… Несмотря на то, что существует терапевтическая польза выражения индивидуальных…

Возможности арт-терапии в лечении соматических заболеваний

Использование арт-терапии в преодолении как пси­хологических, так и соматических аспектов физичес­ких болезней возрастает по ряду причин. И прежде…

Образы как послания о здоровье и болезни

Сновидение, которое предсказывает физическую болезнь, называется «продром» — предвестник бо­лезни. Сновидения также всегда ассоциировались с фи­зическим исцелением, спонтанным… Сны людей, больных туберкулезом, содержат об­разы удушья, а сны людей, больных язвой, содержат образы дыр в их…

Исцеляющий процесс создания художественных образов

Многие художники использовали искусство для выражения своей собственной борьбы с болезнью, ограниченными возможностями и болью. Так Фри­да Кало,… Кало зашифровала свои страдания во многих сво­их полотнах. В работе «Две Фриды» она изобразила себя в об­разе двух женщин. Одна Фрида изображена в платье невесты, а другая в…

Самораскрытие в арт-терапевтическом процессе как фактор улучшения здоровья и самочувствия

Самораскрытие посредством художественной экс­прессии вносит существенный вклад в состояние фи­зического здоровья и способствует позитивному на­строю… Искусство служит способом выражения мыслей и чувств пациентов и, таким… Люди, которые серьезно больны, обычно имеют два вида объяснения своей ситуации: высказанные и невысказанные.

Медицинские показания к арт-терапии

Арт-терапия может успешно использоваться в ре­абилитационных программах, где люди восстанав­ливаются после перенесенных несчастных случаев, операций…

Арт-терапия в группах

С другой стороны, существуют исторические фак­ты, свидетельствующие о том, что те или иные худо­жественные продукты были созданы группами лю­дей. В… Арт-терапевт часто практикует с группами лю­дей. Многие клиники имеют… В основном программы ведутся арт-терапевтами, психологами, социальными работниками, консультан­тами, хотя есть и…

Исцеляющий потенциал арт-терапевтических групп

• Арт-терапия в группе становится общим заняти­ем, поддерживающим сообщество. Опыт групповой под­держки порождает надежду, особенно когда члены… • Работа в группе предоставляет возможность для взаимодействия. Еще более… • Группа показывает каждому участнику, что дру­гие имеют аналогичные проблемы, беспокойства и стра­хи. Обмен общими…

Типы арт-терапевтических групп

Арт-психотерапевтические группы обычно созда­ются для оказания помощи людям в выражении сво­их чувств, проблем или конфликтов; для достижения… В арт-психотерапевтических группах арт-терапевт часто играет активную роль в… Арт-психотерапевтические группы часто обра­зуются на основе тех или иных тем или социально­го контекста. Например, это…

Техники групповой арт-терапии

Многие групповые арт-терапевтические техники направлены на то, чтобы побудить участников на взаимообмен, и дают возможность терапевту стиму­лировать и наблюдать взаимодействия между члена­ми группы.

Групповое рисование, живопись и коллаж

Терапевт может попросить группу создать худо­жественный образ, фокусированный на какой-то за­данной им теме или же теме, выбираемой группой по своему желанию. Например, предлагается создать фреску, где каждый из участников изображает себя в образе животного, или, например, коллаж, изобра­жающий «мир совершенства». Творческий процесс будет выступать как катализатор внутригруппового взаимодействия, а последующая дискуссия раскроет участникам групповую динамику.

Рисование в парах

Другой вариант рисования в парах — рисование двоих на одном листе, но абсолютно молча. Это по­буждает людей к невербальному диалогу на бумаге. После… В дополнение к рисованию работа в парах может быть и в области живописи,…

Семейная арт-терапия

Семейная арт-терапия может помочь семьям осоз­нать и разобраться в следующих вопросах: семейном взаимодействии, особенностях общения членов се­мьи,… Семейная арт-терапия может использоваться в самых разнообразных ситуациях. В… Эффект от использования семейной арт-терапии — в ее способности предоставить соответствующие сред­ства для…

Арт-студии и открытые студийные группы

Арт-терапия берет свое начало в клинической ра­боте. В 40—50-х годах прошлого века арт-терапия предлагалась госпитализированным пациентам… Эти художественные студии были очень похожи на обычные художественные школы… Таким образом, занятие искусством считалось важ­ной частью лечения в клинике. Группы пациентов занимались по…

Приложения

Арт-терапевтические техники, используемые в индивидуальной работе с клиентами

Рисованные пятна

Материалы: три листа белой бумаги размером 45 х 60 см (бумагу допускается разрезать на меньшие листы, если это удобно для клиента), акварельные… 1. Приготовьтесь работать быстро в течение пер­вой части этого задания.… 2. Используя большую акварельную кисть, опус­тите ее в воду, а затем в одну или несколько аква­рельных красок.

Рисование мандал

Так как рисование мандал является релаксирующей деятельностью, данное задание имеет смысл на­чать с прослушивания спокойной инструментальной музыки… 1. На листе белой бумаги, используя тарелку в качестве направляющей, нарисуйте… 2. Используя художественные материалы, нарисуйте внутри окружности все, что вы захотите (линии, фор­мы, цветные…

Создание безопасного пространства

Материалы: белая бумага размером 45 х 60 см, масляная пастель или цветные карандаши. 1. Начните с расслабляющих упражнений. Когда вы почувствуете себя… 2. Создайте список характеристик своего безо­пасного места (т.е. вещей, которые являются удобными, такие, как подушка,…

Карта чувств

1. Попытайтесь выразить следующие шесть чувств на бумаге: ненависть, удовольствие, грусть, страх, любовь по отношению к вам, вашу любовь к кому-то.… 2. Когда вы закончите работу над изображением чувств, попытайтесь увидеть… «Живописное изображение ваших чувств»

Арт-терапевтические техники, используемые в работе парами

Диалоги

Варианты: 1. Используйте цвета и формы, любые виды штри­хов в качестве ответов на… 2. Попытайтесь изобразить в своем графическом диалоге какие-то конфликтные настроения.

Вступительные интервью

Проинтервьюируйте партнера, а затем изобрази­те что-то из жизни вашего партнера на бумаге.

Портреты

Нарисуйте автопортрет и портрет своего партне­ра. Затем полученные четыре портрета становятся предметом дискуссии.

Варианты:

1. Нарисуйте автопортрет и отдайте партнеру для Доработки, нарисуйте портрет партнера и отдайте ему для доработки.

2. После рисования портретов проинтервьюируй­те партнера.

Первые впечатления

Расслабьтесь и посмотрите друг на друга. На об­щем листе бумаги попытайтесь нарисовать что-то, что особенно привлекло внимание в лице вашего парт­нера, при этом не отрывая карандаши (цветные мел­ки) от бумаги. Обсудите результаты после того, как работа будет закончена.

Варианты:

1. Нарисуйте впечатления о партнере, используя одну форму и один цвет.

2. Нарисуйте портрет партнера, дающий представ­ление о типе его личности.

Маски

Сделайте маску (или используйте заготовку мас­ки) и нарисуйте на ней впечатления о вашем партне­ре, пока маска на нем (ней).

Варианты:

1. Сделайте и распишите одну или несколько ма­сок, работайте над ними совместно с партнером.

2. Сделайте маски друг для друга, отображающие публичный имидж партнера.

3. Используйте коллажную технику для создания масок.

Рисование на лице

Техника, подобная рисованию масок, однако ри­сование происходит прямо на лице партнера с ис­пользованием артистического грима. Создайте на лице партнера грим, отображающий ваше впечатле­ние о его личности.

Варианты:

Используйте лицо партнера как холст или бумагу для создания какого-то абстрактного изображения на нем.

Силуэты

Используя лист бумаги и лампу, работайте пара­ми и обведите тени друг друга на бумаге. Прорабо­тайте силуэт партнера в деталях.

Варианты:

1. Просто заполните свой собственный силуэт чер­ной краской.

2. Подвигайтесь, для того чтобы заметить новые расположения тени.

Совместный проект

Попытайтесь вместе с партнером создать какой-либо творческий совместный проект в любой изоб­разительной технике (рисование, живопись, коллаж, скульптура). Совместное творчество необходимо сопровождать диалогом, обсуждением.

Варианты:

Создайте какой-либо проект молча, используя в качестве материала ненужные вещи, мусор.

Босс и раб

Один человек говорит другому, какие материалы использовать, как их использовать, а также что изоб­ражать. Поменяйтесь ролями. Обсудите опыт вашей работы. Данное упражнение поможет выявить ваши проявления доминантности. Особенно полезно, ког­да в процессе выполнения упражнения партнеры ис­полняют роли, противоположные реальным в жизни (когда, например, ребенку дается возможность уп­равлять поведением родителей или учителя).

Арт-терапевтические техники, используемые для работы в группах

Стенгазета

Предоставляется бумага большого размера, при­крепленная к стене, и фломастеры. Каждый может написать или нарисовать что-то в любой момент. Данная техника дает возможность «выпустить пар» и выразить что-то анонимно.

Спонтанные образы

Участники группы покрывают большой лист бу­маги спонтанно, используя различные цвета и фор­мы. Затем лист поворачивают в разных направлени­ях, пытаясь найти какие-либо образы. Затем эти образы дорабатываются.

Собственные территории

Участники группы обводят свои собственные тер­ритории, подписав их своими именами и положив что-то из своих вещей. Затем каждому разрешается положить что-то еще на территорию другого чело­века. Дискуссия может происходить вокруг того, кто и кому что положил на его территорию.

Варианты:

1. Положите другому человеку то, в чем, на ваш взгляд, он нуждается.

2. Закончив работу над обозначением собствен­ной территории, установите связи с другими терри­ториями.

Групповая мандала

Варианты: 1. Разделите большой круг на концентрические окружности, каждому участнику по… 2. Выберите общую тему для изображения.

Волшебная история за ограниченное время

Варианты: Каждый пишет рассказ или стихотворение о за­конченной работе и зачитывает его… Примеры арт-терапевтических работ

Рисунок 1. Линия жизни

Комментарии автора:

«Красная линия на рисунке означает все хорошие поступки, которые я совершил в своей жизни, чер­ная линия означает все мои плохие поступки, а зеле­ная линия — это как бы сумма моих хороших и пло­хих поступков. Синий цвет в верхней части работы означает для меня все хорошее, что я встретил на своем жизненном пути, а зеленый цвет внизу рабо­ты, наоборот, означает все плохое в моей жизни».

Комментарии арт-терапевта:

«Данная работа выполнена студентом заочного отделения гуманитарного института, работником творческой сферы, во время учебного арт-терапевтического тренинга. Работу необходимо рассматривать и с точки зрения уровня креативности автора, и с точки зрения особенностей личностного развития, его эмоционального состояния. Изображение производит впечатление достаточно спонтанного, несмотря на то, что подчиняется строгой логике, что следует и из комментариев автора. Композиция является ориги­нальной и в данном случае можно говорить о творче­ском самораскрытии автора в процессе учебной арт-терапевтической деятельности. Использование открытых цветов с преобладанием синих и зеленых оттенков свидетельствует о внутренней сбалансиро­ванности личности автора, склонности к самоанали­зу и рационализации и одновременно склонности к сенситивности. Об этом говорят комментарии авто­ра по поводу того, что синий цвет означает «все хо­рошее». Синий цвет в различных традициях толкования цветов означает женское начало (неагрессивное, пассивное, мягкое), и автором подчеркивается пози­тивное отношение именно к таким проявлениям лич­ности, в противовес защитным, самоутверждающим поступкам, символически выраженным оттенками зеленого. При этом необходимо отметить, что свои собственные поступки автор работы символизирует суммирующей зеленой линией, но более светлого от­тенка, что характеризует именно мужской тип пове­дения».

Рисунок 2. Пейзаж моей души

Комментарии автора:

«Когда я услышал название темы, в голову сразу пришел этот пейзаж. Я вспомнил легенду, которую мне рассказывала моя бабушка. Здесь изображено ущелье, через которое протекает река. I В это ущелье попадают души умерших людей. Какие-то души, проходя через ущелье, так и застыва­ют в камне; их застывшие лица я изобразил. Тут же лежат их вещи — зонты, сотовые телефоны. Другие души проходят сквозь ущелье и попадают в русло реки. Часть их (они показаны черными точками) попадает в реку, которая становится черной, а вто­рая часть, меньшая (желтые точки на рисунке), пре­вращается в птиц, которые улетают за горизонт в райские страны».

Комментарии арт-терапевта:

«Данная работа выполнена студентом в процессе учебного арт-терапевтического тренинга.

Созданный образ говорит о творческой увлечен­ности автора, раскрытии креативности в процессе создания работы. К основным цветам изображения автор отнес фиолетовый, зеленый, черный. Метафоpa справедливого возмездия в созданном образе, а также подбор цветов говорят о внутреннем мире ав­тора, полном противоречий. Изображение летящих птиц на горизонте в символике трансперсональной арт-терапии означает устремленноть автора к выс­шим духовным ценностям и осознание того, что это может происходить лишь через преодоление притя­жения "земных благ" ».

Рисунок 3. Мандала

Комментарии автора:

«Название моей работы: "Впечатление, когда ни­чего хорошего не получилось". Сначала я хотел на­рисовать бабочку с красивыми радужными крылья­ми. Но потом перестарался с черной краской и в результате все испортил».

Комментарии арт-терапевта:

«Данная работа выполнена в процессе реальной арт-терапевтической сессии. В группе участников данного арт-терапевтического тренинга были люди разных профессий: художники, педагоги, артисты, чиновники, предприниматели. Работа проводилась в группе, но индивидуально.

В данном случае работа выполнена непрофессио­нальным художником. В процессе создания образа можно было проследить несколько этапов. В начале преобладали фиолетово-розовые оттенки и перламутрово-зеленые, что создавало очень радостное эсте­тическое впечатление. Впоследствии автор усилил черные контуры изображения, что привело к созда­нию данного очень темного по цвету изображения. Комментарии автора предельно лаконичны. Такую работу можно, по-видимому, прокомментировать как выражающую предельную закрытость личности автора. Черная "завеса" как бы окутывает очень слож­ное, радужно-замысловатое изображение внутри са­мой мандалы, символизирующей сердцевину личнос­ти автора. Также можно предположить, что для автора оказалось очень сложной работа над своим произведением внутри группы, что привело к мини­мальному самораскрытию. С другой стороны, подоб­ное изображение отражает личностные особенности автора, как человека замкнутого, сенситивного, об­ладающего недостаточной самооценкой».

Рисунок 4. Мандала

Комментарии автора:

«Здесь я изобразил диаграмму, где различными цветами я показал мои отношения с другими людь­ми. В самом центре — это мое сердце. Мое стремле­ние к успеху — это красный сегмент. Затем два зеле­ных сегмента справа и слева — это люди приятного круга общения. Розовая линия посредине — это ра­дости, оранжевая линия — это выходные дни. А далее идут уже сегменты (зеленый несколько другого оттенка) — это люди общего круга общения.

Синий цвет — это плохие люди. Основание цвет­ка (черный цвет) — это смерть».

Комментарии арт-терапевта:

«В процессе работы над мандалой произошло до­статочно полное самораскрытие автора, как в лич­ностном, так и в креативном плане. Комментарии к изображению осмыслены. Структурированное изоб­ражение можно интерпретировать и с точки зрения методов интерпретации трансперсональной арт-те­рапии. Созданная автором мандала включает в себя архетипические символы, и согласно тесту Мари Кард к ним относятся символы пятой (Мишень) и десятой (Врата смерти) стадий духовного развития личнос­ти. Представления о негативном в существовании человека, прежде всего о болезнях, смерти, и трево­га и страх автора по этому поводу, изображены кон­центрическими кольцами темно-синего и чер­ного цвета в основании рисунка. Верхняя часть рисунка указывает на возможность начала нового жизненного цикла».

Рисунок 5. Линия жизни

Комментарии автора:

«Я изобразила свою жизнь в виде рождения кос­мического тела. Светлое пятно в самом центре — это мое раннее детство. А дальше следуют этапы моей жизни, которые я изобразила разными цвета­ми. Темно-коричневый цвет — это самый сложный этап моей жизни. А затем следуют события, кото­рые отображают мое настоящее (зеленоватые и го­лубоватые цвета)».

Комментарии арт-терапевта:

«Данная работа выполнена в процессе учебного арт-терапевтичсекого тренинга студенткой вуза. Задание было сформулировано недирективным способом, и автор спонтанно изобразил мандалу. Выполнение за­дания сопровождалось сильной эмоциональной реак­цией. Воспоминания подросткового возраста, симво­лически изображенные в мандале, вызвали слезы автора в момент, когда нужно было дать коммента­рии к работе. Таким образом, произошла полная вклю­ченность автора работы в арт-терапевтический про­цесс и максимально сильное выражение тяжелого эмоционального материала в творческой работе. В процессе создания мандалы много раз автор пытал­ся менять используемые цвета. Конечный результат был получен при использовании дополнительного бе­лого цвета (белой гуаши), который как бы сгладил острые контрастные сочетания, присутствовавшие пер­воначально в работе».

Рисунок 6. Мандала

Комментарии автора:

«Я изобразил черного лебедя, попавшего в ураган. Основные цвета рисунка черный, зеленый, красный».

Комментарии арт-терапевта:

«Данная работа была выполнена в процессе ре­альной арт-терапевтической сессии. Комментарии ав­тора были предельно лаконичны, что говорит о труд­ностях самораскрытия. Однако в материале самой мандалы зашифрованы сильные эмоциональные пе­реживания автора. Очевидно, что изображение чер­ного лебедя — это символическое изображение "я" автора. Образ в целом носит очень напряженный характер. Контуры изображения лебедя выполнены черной краской в виде стоящих дыбом перьев. При этом внутренние части заполнены более чистыми тонами зеленого, голубого, розового. Данное изоб­ражение, безусловно, говорит о кризисном состоя­нии, которое переживает этот человек. Созданный им образ скорее напоминает сказочный образ Гадко­го утенка, а причиной тому послужила реальная жиз­ненная ситуация — автора оставила любимая. Арт-терапевтический опыт работы в группе положительно повлиял на эмоциональное состояние автора, так как во время дискуссии группой ему была оказана пси­хологическая поддержка. Обсуждение касалось, ра­зумеется, лишь изображения внутри мандалы. О при­чинах стресса в группе не знал никто».

Рисунок 7. Прошлое, настоящее и будущее

Комментарии автора:

«На рисунке я изобразила свое настоящее — в се­редине, свое прошлое — слева, и свое будущее — спра­ва. Свое прошлое я представляю в виде дуба с мощ­ной корневой системой, настоящее — в виде голубого костра, от которого отходят розовые всполохи, а бу­дущее — в виде синей реки, уходящей вдаль. Основ­ным цветом на рисунке является синий и голубой, хотя зеленый и розовый тоже важны».

Комментарии арт-терапевта:

«Данная работа выполнена в процессе учебного арт-терапевтического тренинга студенткой вуза. Ра­бота говорит о раскрытии креативности, созданный образ настоящего, прошлого и будущего носит абсо­лютно оригинальный характер. Подбор цветов гово­рит о внутренней сбалансированности автора, впе­чатление от рисунка позитивное, он наполнен энергией. Наблюдение за автором, занятым рисова­нием, говорит о его эмоциональной увлеченности, воодушевлении».

Рисунок 8. Совместное рисование

Комментарии авторов:

«Когда мы получили задание рисовать молча на одном листе бумаге, я, прежде всего, подумала о том, чтобы мы могли уместиться на одном листе. Я стара­лась держаться на своей половине и не мешать со­седке».

«Я стала присматриваться к сюжету, который ста­ла рисовать партнер по заданию, и подумала о том, что было бы неплохо, чтобы наша картина смотре­лась как одно целое. Поэтому попыталась попасть в унисон ее идее. Но когда мы закончили, я поняла, что единого изображения не получилось. И тогда мы решили разрезать наш рисунок на два отдельных».

Комментарии арт-терапевта:

«Рисование в парах проходило в рамках учебного арт-терапевтического тренинга. Пары подбирались случайным образом. В процессе работы нельзя было общаться вербально. В задании заложена возмож­ность создания визуальной проекции коммуникатив­ных отношений конкретных людей и осознания ими своих особенностей поведения в реальной жизни. В данном случае можно зафиксировать такие черты участников совместного рисования, как лояльность, индивидуализм, а также желание доминировать у од­ного из участников».

Литература

Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. — СПб.: OMS, 1994. — 192 с.

Гуттенбюль-Крейг А. Власть архетипа в психоте­рапии и медицине. — СПб.: Б.С.К., 1997. — 117 с.

Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». Под ред. А.И. Копытина. - СПб.: Речь, 2002. -80 с.

Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интер­претация. — М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002. — 272 с.

Зинкевич-Евстигнеева, Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — СПб.: Речь, 2003 — 400 с.

Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: но­вые взаимоотношения. — СПб.: Б.С.К., 1997. — 143 с.

Копытин А.И. Основы арт-терапии. — СПб.: Аань. 1999. - 256 с.

Криппнер С, Диллард Д. Сновидения и творчес­кий подход к решению проблем. — М.: Изд-во Транс­персонального Института, 1979. — 256 с.

Лебедева А.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003.— 256 с.

Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие для слушателей курса «Пси­хотерапия». - М., 2000. - 184 с.

Практикум по Арт-терапии. Сост. и общая редак­ция А.И. Копытина. - СПб: Питер, 2001. - 320 с.

Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. — СПб.: Б.С.К.,1997. - 181 с.

Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. — М.: Просвещение, 1990. — 448 с.

Юнг К., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. — М.: REEFL-book, 1996. - 304 с.

Юнг К. Человек и его символы. — СПб.: Б.С.К., 1996. - 454 с.

Юнг К. Тэвистокские лекции. Аналитическая пси­хология: ее теория и практика. — Киев: СИНТО, 1995. - 236 с.

Brown D. Principles of art therapies. London. — Thorsons, 1997.

Kramer E. Art as therapy with children. New York. — Schocken Books, 1971.

Liebmann M. Art therapy for groups: a handbook of themes, games and exercises. Cambridge. — Brookline books, 1996.

Malchoidi, Cathy A. The art therapy sourcebook: art making for personal growth, insight, and transformation. Los Angeles, 1998.

Naumburg M. Dynamically oriented art therapy: Its principles and practice. New York.: Grune and Stratton, 1966.

 

Содержание

Предисловие .................................................................3

1. Исторические вехи развития арт-терапии...........7

2. Терапевтические возможности арт-терапии.....16

3. Креативность и арт-терапия................................18

Стадии творческого процесса.............................20

Арт-терапия и творческий процесс..................22

Роль релаксации в развитии креативности.....25

4. Арт-терапевтическое пространство

и материалы............................................................28

5. Искусство спонтанного самовыражения как основа недирективного подхода

в арт-терапии..........................................................37

6. Арт-терапевтический процесс

как средство выражения чувств ..........................48

7. Возможности арт-терапии

в лечении соматических заболеваний.................51

8. Арт-терапия в группах..........................................60

Приложения

Арт-терапевтические техники,

используемые в индивидуальной работе

с клиентами...........................................................74

Арт-терапевтические техники,

используемые в работе парами...........................79

Арт-терапевтические техники,

используемые для работы в группах..................82

Примеры арт-терапевтических работ.............84

Литература..................................................................92

 

Сусанина Ирина Владимировна

Введение в арт-терапию

учебное пособие

Редактор И.К. Красногорская

Художник П.П. Ефремов

Верстка К.Н. Ситников

Корректор В.В. Крючков

Подписано в печать 10.10.06 Формат 60x84/16. Печ. л. 6,0.

Гарнитура NewJournal.

Печать офсетная. Бумага офсетная.

Тираж 2000 экз. Заказ № 4471

Издательство «Когито-Центр» 129366, Москва, ул. Ярославская, 13

тел./факс (495) 682-6102 E-mail: visu@psychol.ras.ru http://www.cogito-centre.com

Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ППП «Типография «Наука» 121099, Москва, Шубинский пер., 6

– Конец работы –

Используемые теги: Когито-Центр, Введение, арт-терапию0.062

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Когито-Центр Введение арт-терапию

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

ЛЕКЦИЯ–ВВЕДЕНИЕ Тема лекции: Введение в дисциплину Безопасность жизнедеятельности . Взаимодействие человека и окружающей среды
Тема лекции Введение в дисциплину Безопасность жизнедеятельности... Цель лекции изучить источники возникновения развитие науки Безопасность жизнедеятельности е исторические основы...

ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ КУРСА ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ... ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ КУРСА ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ ЛЕКЦИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН ПЕРЕХОД ОТ ВАРВАРСТВА К ЦИВИЛИЗАЦИИ...

Введение в курс. Курс лекций Начертательная геометрия
Курс лекций Начертательная геометрияв которой рассматриваются следующие основные вопросы... Построение изображений или чертежей предметов... Решение геометрических задач в пространстве при помощи чертежей на плоскости...

Введение в фармацевтический маркетинг
Фармацевтического факультета по фармацевтическому товароведению по теме... Введение в фармацевтический маркетинг...

Введение в философию
Введение в философию... Фролов И Т Введение в философию...

Введение в психоанализ
Все книги автора... Эта же книга в других форматах... Приятного чтения...

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В МАРКЕТИНГОВЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ... Предмет и основные направления маркетинго вых исследований... История основные этапы развития маркетин говых исследований...

КУРС ЛЕКЦИЙ: ВВЕДЕНИЕ ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЕННЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА
СИМОНЕНКО Л П... ВВЕДЕНИЕ ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЕННЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА В разные...

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ КУЛЬТУРЫ. ПОНЯТИЕ “КУЛЬТУРА”
СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ... УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ...

Тема 1. Введение. Понятие и сущность логистики
Тема Концепции правила элементы логистики Лекция Концепция логистики Принципы... Тема Коммерческая логистика Лекция... На выходе точка А сквозной материальный поток...

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам