рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Труды Гая Плиния Старшего

Труды Гая Плиния Старшего - Реферат, раздел Экономика, Проблематика экономической мысли античности Труды Гая Плиния Старшего. Современником Колумеллы Был Гай Плиний Старший 23 ...

Труды Гая Плиния Старшего. Современником Колумеллы был Гай Плиний Старший 23 79 н. э Он не написал специального агрономического трактата.

Но этот энциклопедически образованный человек создал обширный труд Естественную историю в 37 книгах. Его сочинение охватывало все отрасли современного ему знания. Если у Колумеллы были ещ какие-то иллюзии относительно рабовладения, то Плиний прямо осуждал рабовладельческие отношения. Он вспоминал прежние времена, когда в Риме считали вредным гражданина, которому семи югеров недостаточно. Земля была плодородна, так как тщательно возделывалась руками даже самих полководцев.

А ныне, отмечал Плиний, те же поля возделывают скованные ноги, осужденные руки, клейменые лбы Поэтому стоит ли удивляться, что плоды работы порабощенных узников не те же, что были у победоносных полководцев. Плиний осуждал не только рабство, но и крупное землевладение. По его мнению, латифундии погубили Италию, поскольку в старину полагали, что прежде всего надо ограничивать размеры имения, считая, что лучше меньше сеять и лучше пахать. Плиний снова ставит вопрос об эффективности земледельческого труда.

Он считал, что наилучшая обработка земли убыточна, поскольку она вызывает большие расходы. Но хорошо обрабатывать землю все же необходимо. Поэтому Плиний советовал возделывать угодья и плохо и хорошо, подразумевая под плохо только наибольшее сокращение расходов. Так Плиний выступил антиподом Колумеллы, который советовал проводить агротехнические эксперименты, не считаясь с издержками производства. Плиний призывал землевладельцев к умеренности.

По его мнению, плох хозяин, который покупает то, что можно получить в своем имении. Он вновь предложил аграриям использовать натурально-хозяйственные возможности в организации производства. Плиний не одобрял чрезмерную интенсификацию хозяйства, которая невозможна и даже убыточна в условиях рабовладения. Но он отмечал, что земледелие основано на труде, а не на расходах, а поэтому предки наши и говорили, что самое полезное для поля хозяйский глаз. Поэтому необходимы выхоленные рабы, железные орудия превосходной работы, сытые волы. Плиний понимал, что для организации труда нужны затраты, и немалые. Это противоречило его концепции экономного ведения хозяйства, тем более что при Плинии произошло существенное совершенствование многих орудий земледелия.

Очевидно, что новая, более дорогая земледельческая техника не могла найти применения в условиях рабовладения. Рабам больше соответствовали грубые, неуклюжие орудия труда, не подверженные порче. Плиний Старший представлял другое, нежели Колумелла, направление экономической мысли, которое стремилось приспособиться к хозяйственной ситуации и сохранить достигнутый уровень интенсивности производства.

Он выступал за натурализацию хозяйства, пропагандировал прилежный рабский труд новыми, но самыми дешевыми орудиями. Однако в новых условиях это привело бы к падению эффективности рабского труда, поскольку повышение издержек производства было бы неизбежным. Поэтому римский ученый, в конце концов, отдал предпочтение колонату форме производства, переходной от рабовладения к феодализму. 2.5.Цицерон и Сенека о рабовладельческом строе. а Марк Туллия Цицерон К I в. до н. э. произошло существенное перерождение античного строя.

Аграрные отношения определялись господством крупного землевладения, которое поглощало мелкие крестьянские парцеллы. Социальный мир внутри гражданской общины был нарушен. Нарастали негативные явления и в рабовладельческой организации производства. Римская республика вступила в период заката, обострения борьбы за власть.

Экономические и социальные проблемы развития рабовладельческого строя этого периода находят отражение в трудах крупного политического деятеля, адвоката и знаменитого оратора Марка Туллия Цицерона 106 43 до н. э Он был представителем сословия всадников, тесно связанного с римской знатью. В диалоге О старости Цицерон резко критиковал паразитический образ жизни знати, предававшейся плотским наслаждениям. Зато необычайную радость, по его мнению, доставляет занятие земледелием.

Для Цицерона хорошо обработанную землю ничто не может превзойти ни по доходности, ни по красоте. Земледельческий труд приносит человеку изобилие. У хорошего и рачительного хозяина всегда полный винный погреб, кладовая для масла, как и кладовая для припасов, а в усадьбе полный достаток Цицерон считал полезными труды Ксенофонта, посвященные сельскому хозяйству, особенно Домострой. В молодости знаменитый оратор перевел эту книгу на латинский язык. Цицерон выступал как активный сторонник натурально-хозяйственной концепции, полагая, что занятие земледелием приводит к полному изобилию всего того, что нужно для жизни и для служения богам.

Рим представлял для мыслителя идеальную модель мира с самым правильным укладом жизни. Разрушение, уничтожение римского полиса означало для Цицерона гибель и уничтожение всего этого мира. Поэтому он не сомневался, что государство должно быть устроено так, чтобы быть вечным. Политический кризис I в. до н. э. был результатом глубоких изменений в экономическом базисе вечного города.

Свободный античный полис представляли неравные в экономическом отношении сословия. Процесс концентрации земельной собственности в руках знати, развитие рабовладельческих отношений привели к перерождению гражданской общины Рима. Основным политическим кредо Цицерона стал лозунг согласия сословий. Он полагал, что государство, с чувством меры составленное путем сочетания высших, низших и средних сословий словно составленное из звуков, стройно звучит благодаря согласованию самих исходных начал тем, что музыканты называют гармонией в пении, в государстве является согласие, эта теснейшая и наилучшая связь, обеспечивающая безопасность в каждом государстве и никоим образом невозможная без справедливости.

Цицероновский проект равенства на основе различий имущественное положение, достоинства выглядел, по меньшей мере, утопично. Но градация свободных по достоинству считалась Цицероном справедливой. Цицерон был идеологом республиканского строя того периода, когда началась агония демократических институтов полиса.

Будучи убежденным сторонником сенатской республики, он считал мир сословий необходимым условием поддержания господствующих классов. Вершиной творчества Цицерона стал его последний трактат Об обязанностях, представляющий собой оригинальное сочетание политико-правовых, философских и экономических идей. В нем автор пытался нарисовать образ идеального гражданина Рима безотносительно к его сословной принадлежности.

По мнению Цицерона, любой области деятельности соответствуют свои обязанности, исполнение которых и является нравственным смыслом жизни. Высшее благо не имеет отношения к удобствам, и только нравственно-прекрасное должно стать предметом стремлений гражданина. Цицерон считал нравственно-прекрасными четыре основные добродетели познание истины, справедливость - благотворительность, величие духа и умеренность. С экономической точки зрения интерес представляет двуединая добродетель справедливость-благотворительность. Понятие справедливость было одним из стержневых в концепции государства Цицерона именно на ее основе достигается искомое согласие сословий.

Цицерон подчеркивал, что первая задача справедливости в том, чтобы никому не наносить вреда, если только тебя на это не вызвали противозаконием затем в том, чтобы пользоваться общественной собственностью как общественной, а частной как своей. Цицерон обратил внимание на то, что частной собственности от природы не бывает, что она результат оккупации свободных земель вследствие побед в войнах или посредством законов, соглашении, жеребьевок.

А поскольку частная собственность каждого из нас образуется из того, что от природы было общим, пусть каждый владеет тем, что ему досталось если кто-нибудь другой посягнет на что-нибудь из этого, он нарушит права человеческого общества. Идея Цицерона о справедливости собственности основана на неравенстве распределения последней. Он оправдывал захватнические войны, оккупацию государственных земель знатью, законное поглощение крупным землевладением мелких парцелл крестьян.

В то же время интересы людей как частных земельных собственников определенным образом связывали разные сословия в единое гражданское общество. Цицерон ближе всех из римских мыслителей подошел к пониманию этой существенной черты античного полиса. Но в мире, по убеждению Цицерона, была и несправедливость. Она проявлялась в страхе, корыстолюбии, жажде славы. Забота о своем имуществе, если она не вредит другому, вовсе не порок.

Таким образом, высшая справедливость, которой должен следовать гражданин, это неприкосновенность собственности. Поэтому его первейшая обязанность охрана этой неприкосновенности. Вот почему Цицерон всегда оставался ярым противником всяких аграрных законов, кассаций долгов и любых вторжений в священное царство собственности. Цицерон полагал, что справедливость необходима и по отношению к рабам. Поэтому правы те, кто советует обращаться с ними как с наймитами требовать от них труда, предоставлять им все положенное.

Рассуждая о рабстве, Цицерон отмечал, что противозаконие совершается либо в результате насилия, либо с помощью обмана. Тем самым он косвенно разоблачал рабовладение. Он сомневался и в справедливости рабского состояния работников, советуя предоставить им статус свободных наемников. Другой важной чертой добродетельного гражданина, по мнению Цицерона, должна быть благотворительность. Он считал ее более всего соответствующей человеческой природе.

Люди живут в обществе и обязаны помогать друг другу. При этом Цицерон указывал на необходимость благочестивого отношения к отечеству, семье и близким друзьям. b Луций Анней Сенека Кризисные явления в рабовладельческой экономике I II вв. н. э. нашли наибольшее выражение в учении римских стоиков. Стоики проповедовали политическую пассивность, индивидуализм, этику нравственного самосовершенствования. Их идеи полны пессимизма. Наиболее ярким представителем идеологии римского стоицизма был Луций Анней Сенека около 4 до н. э. 65 н. э Он советовал человеку избрать такую линию поведения, которая обеспечит ему блаженную жизнь.

Нравственная цель личности определялась совершенствованием разума. В условиях рабовладельческого строя Сенека отстаивал идею духовной свободы и равенства всех людей. Согласно его представлениям, поработить можно только телесную оболочку человека, но никак не его душу, разум. Он раб замечал Сенека. Но, быть может, душою он свободный.

Согласно Сенеке, рабы по сути своей равны другим людям, которые обладают теми же душевными качествами. Свободный дух раба неподвластен купле-продаже, как его тело. Сенека считал, что рабы для рабовладельца должны быть прежде всего людьми. Они соседи по дому, смиренные друзья, товарищи по рабству, поскольку над всеми одинакова власть фортуны. Равным образом любой мог стать и свободнорожденным, и рабом. Поэтому только величие души делает человека благородным, который из любого состояния может подняться выше судьбы.

С рабами нельзя обращаться как со скотом. Сенека советует Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обращались стоящие выше. И моралист призывал наказывать рабов словами. Но Сенека, резко критикуя рабство, не видит нужды в освобождении рабов. Если рабы благородны духом, то они сами возвысятся над своим рабским состоянием, в противном случае свободу можно обрести через смерть. По Сенеке, нравственное чувство может подсказать человеку, когда самоубийство лучший вариант свободы.

Здесь моралист логически завершает свою этическую концепцию рабовладения. Нравственное пробуждение раба могло привести к пониманию безысходности его положения, а значит, к моральному оправданию самоубийства. Критикуя рабовладение, Сенека не находил никакой альтернативы. Его взгляд на участь раба был полон пессимизма. Концепция рабства Сенеки имела еще одну важную сторону и невольники, и свободные рабы фортуны. Но кроме поголовного рабства от судьбы есть и добровольное рабство от пороков. Покажи мне, кто не раб, призывал Сенека.

Один в рабстве у похоти, другой у скупости, третий у честолюбия и все у страха. Сенека стремился доказать, что раб не говорящее орудие или быдло, а человек. Эти взгляды выглядели крайне радикально и предшествовали идеям раннего христианства. 2.6. Экономическая политика римских императоров. а Октавиан Август. Кризис республиканского строя в Риме и гражданские воины I в. до н. э. привели к торжеству императорской власти.

Первым императором принцепсом Рима стал Октавиан Август 63 до н. э. 14 н. э Август проводил политику умиротворения империи, т. е. стабилизации рабовладельческого строя. В первые годы нашей эры был издан закон, запрещающий отпуск рабов на волю ранее 20 лет со дня их покупки. Господин, объявлявший рабам волю, был обязан платить 5-ный налог с его стоимости. По предложению Августа был восстановлен древний закон, санкционировавший казнь всех рабов и вольноотпущенников, которые находились в доме в момент убийства хозяина.

Он задабривал плебейские слои, раздавая дешевый хлеб, деньги и устраивая для них массовые зрелища. Август сконцентрировал в своих руках финансы и военную силу государства. Внешняя политика императора была направлена на расширение территории государства и захват рабов. Эту политику проводили и другие императоры. b Диоклетиан. Кризис III в. н. э. потряс основы рабовладельческого строя Древнего Рима. Наблюдался упадок сельского хозяйства, свертывалась торговля, расстроилось денежное обращение.

Большое распространение получил колонат. В этих условиях император Диоклетиан 284 305 н. э. встал на путь реформ. Он пытался стабилизировать денежное обращение. В 286 г. была прекращена чеканка низкопробной монеты. В обращение были пущены новые полноценные золотые, серебряные и медные монеты. Но реформа была недостаточно продумана. Так, например, рыночная стоимость золота оказалась выше стоимости новой золотой монеты. И новые деньги стали быстро исчезать из обращения, а государству пришлось возобновить выпуск низкопробных монет.

Была изменена система налогообложения. Большая часть податей стала взиматься не деньгами, а в натуральной форме. Для этого в 289 290 гг. была проведена всеобщая перепись населения. Величина налогов рассчитывалась на пять лет, а затем пересматривалась. Податная система устанавливала единые размеры налогов. Вводилась поголовная подать для всех жителей империи. Горожане платили подушный налог.

Раскладка налогов происходила на основе строго составленных описей кадастров. За поступление налогов с рабов и колонов отвечали землевладельцы, а с горожан члены городских курий. Реформа способствовала прикреплению трудящегося населения империи к месту жительства. Диоклетиану так и не удалось упорядочить денежное обращение. Рост товарных цен в империи отражался на поступлении налогов. В 301 г. император издал эдикт о твердых ценах и о твердых ставках заработной платы. Для борьбы со спекулянтами на многих рынках были сооружены плахи, и дежурные палачи могли без проволочки привести приговор в исполнение.

Но твердые цены и ставки заработной платы, указанные в законах, были приняты произвольно, не учитывали хозяйственную ситуацию отдельных частей государства. c Константин. Реформы Диоклетиана продолжил император Константин 306 337. При нем удалось наконец более точно вычислить рыночную стоимость золота в слитках. Но в отличие от Диоклетиана новый император ввел монометаллизм.

В обращение был пущен золотой солид весом 772 римского фунта. Из серебра чеканили только мелкую разменную монету. Но, несмотря на некоторый успех реформы, в обращении наряду с солидами продолжали находиться слитки золота и серебра. Венцом экономической политики Константина стал специальный закон О беглых колонах, изданный в 332 г. н. э. Уход колонов приводил не только к свертыванию сельскохозяйственного производства на местах не действовала вся система налоговой эксплуатации трудящегося населения, поскольку подати могли взиматься лишь при условии обработки земли.

Закон призывал возвращать беглецов в поместье, а в наказание заставлять работать в цепях. Колоны прикреплялись к своим участкам навечно. Политика закрепощения колонов свидетельствовала об углублении процесса феодализации экономики Древнего Рима. 2.7.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Проблематика экономической мысли античности

Экономическая наука как таковая в то время не существовала. Само слово экономика произошло от греческого слова Ойкос - дом. Поэтому… Тем самым создавались благоприятные условия для развития частной собственности на землю, на земельный участок, а…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Труды Гая Плиния Старшего

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Условия формирования экономических взглядов древнегреческих мыслителей
Условия формирования экономических взглядов древнегреческих мыслителей. Природные условия в Древней Греции отличаются от природных условий древневосточных стран тем, что здесь для нормального занят

Социально- экономические воззрения Платона
Социально- экономические воззрения Платона. ПЛАТОН 42827 347 гг. до н.э. античный философ, основатель философской школы, получившей имя Академия, а также платонизма как философского, философско-рел

Экономическая мысль Аристотеля
Экономическая мысль Аристотеля. Аристотель 384-322 до н. э великий учный-энциклопедист, основатель своей научной школы, основатель логики как науки, и других наук. По сути, Аристотель был одним из

Экономическая мысль Древнего Рима
Экономическая мысль Древнего Рима. Древний Рим являлся античным государством, в котором рабовладельческие производственные отношения были более развиты, чем в Древней Греции. Территориальная

Экономические воззрения Катона Старшего
Экономические воззрения Катона Старшего. Идеологом римских рабовладельцев, хозяйства которых были связаны с рынком, был Катон Старший 234- 149 гг. до н.э В своем сочинении О земледелии он об

Экономические воззрения Марка Тренция Варрона
Экономические воззрения Марка Тренция Варрона. Известным экономистом-аграрником был Марк Тренций Варрон 116 27 до н. э принадлежавший к сословию всадников. До нас дошли три книги его трактат

Экономическая мысль Юния Модерата Колумелла
Экономическая мысль Юния Модерата Колумелла. С I в. н. э. в организации рабовладельческого производства происходили существенные изменения. Упадок средних рабовладельческих поместий интенсив

Экономические идеи первоначального христианства
Экономические идеи первоначального христианства. Возникшее в Римской империи христианство самая распространенная религия, господствующая до сих пор во многих странах мира. Изучение экономических ид

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги