рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Предмет философии техники и её задачи

Предмет философии техники и её задачи - раздел Изобретательство, ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК   Хотя Техника Является Настолько Же Древней, Как И Само Челове...

 

Хотя техника является настолько же древней, как и само человечество, и хотя она так или иначе попадала в поле зрения философов, как самостоятельная философская дисциплина философия техники возникла лишь в XX столетии. Первым, кто внес в заглавие своей книги словосочетание «Философия техники», был немецкий философ Эрнст Капп. Его книга «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения» вышла в свет в 1877 г. Несколько позже другой немецкий философ Фред Бон одну из глав своей книги «О долге и добре» (1898 г.) также посвятил «философии техники». В конце XIX века российский инженер П.К. Энгельмейер формулирует задачи философии техники в своей брошюре «Технический итог XIX века» (1898 г.). Его работы были опубликованы также на немецком языке. Однако только в ХХ веке техника, ее развитие, ее место в обществе и значении для будущего человеческой цивилизации становится предметом систематического изучения. Не только философы, но и сами инженеры, начинают уделять осмыслению техники все большее внимание. Особенно интенсивно эта тематика обсуждалась на страницах журнала союза германских дипломированных инженеров «Техника и культура» в 30-е гг. Можно сказать, что в этот период в самой инженерной среде вырастает потребность философского осознания феномена техники и собственной деятельности по ее созданию. Часто попытки такого рода осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и перспектив современного технического развития. Одновременно в гуманитарной среде возрастало критическое отношение к ходу технического прогресса современного общества, и внимание привлекалось, прежде всего, к его отрицательным сторонам. Так или иначе, в обоих случаях техника стала предметом специального анализа и исследования. Причем, выделяются несколько соответствующих исторических школ. А именно: немецкая, российская, американо-французская, советская (марксистская) философии техники.

Немецкая школа. Именно в рамках этого направления появились работы, анализирующие феномен техники.

Одной из первых считается работа Эрнста Каппа (1808-1896) «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения» (1877 г.), где сформулирована система вопросов, ставших предметом обсуждения нового научного направления.

Техника рассматривается им как «точка интеграции» социокультурных процессов. При этом человек трактуется в качестве движущей и определяющей силы. Динамика технического развития рассматривается в рамках теории «органической проекции», в основе которой лежит представление о подобии технических систем человеческим органам, и, прежде всего, - руке. «Первотехника» возникает, в рамках этих воззрений, в процессе бессознательного проектирования «человеческих органов», а затем происходит инверсия, т.е. созданные орудия труда становятся объектом изучения. В результате выявляются механические закономерности, на основе которых осуществляется процесс непосредственного (сознательного) проектирования.

Ф. Дессауэр (1881-1963) в своей работе «Философия техники» (1927) утверждает, что техника – не только часть природы, подчиняющаяся ее закономерности, но и некоторая «трансцендентная сущность», выходящая за пределы человеческого познания, и проникающая в область сверхъестественного. При этом функции человека трактуются как реализация им «божественного предназначения».

М. Хайдеггер (1889-1976), особенно в последний период своей деятельности, также анализирует феномен техники. Он трактует технику в контексте отношения человека к миру (ч↔мир). С одной стороны, считает он, человек подчиняется «власти техники», а с другой – как бы воспринимает «послание бытия». Сущность техники связывается им с полезностью для «человеческого действия».

Российская школа возникла и активно развивалась в первой половине ХХ в.

Основателем является Энгельмейер (1855-1941) п.к. В основу своих подходов к технике были положены:

а) определяющие доктрины конца XIX – начала ХХ века, а именно:

- позитивизм (махизм) - Э. Мах (1808-1916) написал предисловие к одной из его первых работ «Технический итог XIX в.» (1896 г.);

- прагматизм (У.Джеймс, 1842-1910; Д. Дьюн, 1859-1952);

- интуитивизм (А. Бертон, 1859-1941);

б) не только подводит итог мирового технического развития, но дает глубокий философский анализ феномена техники: «технический итог XIX в.» и «философия техники».

Булгаков С.Н. (1871-1944) в работе «Философия хозяйства» (1912) сущность техники связывает с совершенствованием традиционных и сознанием новых производственно-хозяйственных структур. В этом смысле, по его мнению, техника – необходимое условие эффективного функционирования этих структур; при этом потребности социума обуславливают динамизм техники.

Социализация техники, т.е. реализация целевых установок общества, происходит именно в процессе производственно-хозяйственной деятельности.

Предпринимается попытка преодолеть противоречия между хозяйственной деятельностью человека, основанной на познании «механизма природы», и самой природой («организмом»). Труд, разъясняет он, связывает человека и природу; это мост между «Я» (субъект) и «не-Я» (объект). И он связан с техникой «хозяйство и возможности».

Американо-французская школа особенно активна в середине ХХ века.

Л. Мэмфорд (1895-1990) в работе «Техника и цивилизация» (1934) предлагает технократическую концепцию тезиса и развития мировой культуры.

Позже в работах («Мир машины»,1966 и др.) стали основой «Технического пессимизма» (антитехнизма). В рамках которого акцент ставиться на негативных сторонах современных технических форм для «человеческого развития».

Маркузе Герберт (1888 Берлин – 1979 Штарнберг, США).

Развитие науки и техники позволяет сформировать через механизм потребностей «одномерного человека, с атрадированным социально-критическим отношением к обществу и тем самым» сдерживать и предотвращать социальные изменения.

Фромм Эрих (1900-1980) нем.-америк. «Технология социальной терапии» перевоспитания.

Эллюль Жак (1912) рассматривает технику как специфический феномен, подразумевая не только технико-технологическую систему, но и определенный тип рациональности. Социальный прогресс – это неумолимый процесс порабощения человека технологиями и поглощение личности массовым потребительством, все более регламентированным обществом. При этом развитие техники сопровождается утратой гуманистических целей.

Арон Р. (1905-1985) стремится преодолеть «разочарование в рамках становления «индустриального общества».

Советско-Марксистская школа. Марка «наука превращается в непосредственную производительную силу».

Это означает возможность и необходимость материализации закономерностей природы, выявленных наукой. Речь идет о социализации и практизации научного знания. Этой тенденции в полной мере отвечает система технического знания.

Техника трактуется как материализованная форма целесообразной деятельности. Динамика техники обусловлена социальной практикой, социальными и экономическими взаимоотношениями. Они же определяют и социальные функции техники.

Экономические отношения определяют технологические функции, выражающие отношение к природе.

Социальные отношения определяют систему общественных отношений.

Отсюда противоречие – с одной стороны: техника обеспечивает эффективность деятельности во всех ее проявлениях; с другой – человек попадает в зависимость от техники (особенно в условиях антагонистических обществ).

В динамике технического развития человек отчуждается от своей сущности.

Во второй половине ХХ в. наметилось определенное сближение Мировых школ и направлений философии техники в рамках социально-экономического подхода к феномену техники. Его суть:

Современные формы техники:

а) обостряют конфликт системы «человек – социум - биосфера»;

б) с другой, способствует его смягчению, а в перспективе и преодолению.

В русле философии техники сформировались два полярных подхода к оценке технико-технологической динамики (оптимизм↔пессимизм).

Оптимизм, опирающийся (абсолютизирующий) на сциентизм (научное знание, наивысшая ценность), абсолютизирует позитивные перспективы развития техники и технологии (технофилия).

Пессимисты (в основе – антисциентизм ) акцент делают на негативные стороны технико-технологического развития цивилизации (технофобия).

Соотношение между ними имеет выраженную историческую специфику.

На первых этапах развития техногенной цивилизации доминировал технофильский подход, а с середины ХХ в. все активнее выступают технофобы.

Технофилы: Бергсон А. (1859-1941) доказывал, что техника – одно из проявлений «творческой эволюции» («Творческая эволюция». М. СПб, 1914), форма существования духовной силы, доминирующей над мировыми процессами. Именно в развитии техники от «тесанного камня до паровой машины» ему виделось проявление духовной силы человечества.

Современные технофилы (исходя из теории «индустриального общества», «концепции биотехнической революции» и др.), не отвергая остроты противоречий, утверждают, что именно с помощью развития техники можно преодолеть «цивилизационные вызовы», в том числе в экологической области.

Технофобные настроения в их современных формах усиливаются в начале ХХ в. Уже О. Шпинглер (1880-1906) наметил тенденции «Заката Европы». Техника по нему -«тактика жизни», «переизбыток техники угрожает позитивному развитию цивилизации, выводя ее на «противоестественный» («искусственный») уровень.

Пессимизм, в интерпретации перспектив развития техники и технологий, усилился в связи с исследованиями «Римского клуба» («Пределы роста» 1972 г. и др.). Вывод: сохранение современных тенденций ведет к планетарной экологической катастрофе.

Г. Маркузе (1898-1979), Э. Фромм (1900-1980) подвергли критике характер технико-технологических ориентиров и социально-экономических механизмов развития западного общества («одномерный человек»).

В 90-х годах опять усиливается оптимизм, не утрачивая реализма. Да, негативы сохраняются и где-то возрастают, но … социально-экономическая ориентация технического прогресса позволяет снять остроту противоречий.

В ХХ в. Интерес к исследованию техники возрастает со стороны естествознания, техникознания, обществознания (научных дисциплин) как общих, так и частных. Возрастает количество а) специальных технических дисциплин. Это связано со специализацией в технике, которая стимулирует; б) развитие общетехнических дисциплин.

Но все они, и общие, и частные, концентрируют свое внимание на отдельных видах или на отдельных «срезах», «нишах» техники.

Техника в целом не является предметом исследования технических дисциплин. Так, например, естественные науки в связи с усилением их влияния на природу (в том числе в глобальном масштабе) вынуждены принимать во внимание технику и даже делают ее предметом специального исследования, конечно, со своей особой, естественнонаучной (например, физической) точки зрения. Кроме того, без технических устройств невозможно проведение современных естественнонаучных экспериментов. В силу проникновения техники практически во все сферы жизни современного общества, многие общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к специальному анализу технического развития. Историческое развитие техники традиционно является предметом истории техники как особой гуманитарной дисциплины. Как правило, однако, историко-технические исследования специализированы по отдельным отраслям или стадиям развития и не захватывают в поле своего анализа вопросы о тенденциях и перспективах развития современной техники.

Таким образом, философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, ее развитие и место в обществе, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу. Однако если предметом философии техники является техника, то возникает сразу же законный вопрос: что же такое сама техника?

 

1.2. Техника: истоки и эволюция понятия,

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК

Роль и значение техники сегодня столь велико что выходят далеко за пределы...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Предмет философии техники и её задачи

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Техника и технология
  Истоки понятия «техника» уходят в глубь веков. Древнегреческое слово «techne» понималось очень широко: от умения ремесленника до мастерства в области высокого искусства. К области «

Техника и технология: взаимосвязь и различия
  Технология – совокупность действий (правил, приемов, методов), обеспечивающих трансформацию объектов (процессов) в результате производственно-хозяйственной деятельности для удовлетв

В технике
  а) Частные технологии. Первая ступень рационального обобщения в ремесленной технике по отдельным ее отраслям была связана с необходимостью обучения в рамках каждого отдельн

Соотношение науки и техники: линейная модель, эволюционная модель, техника науки и технические науки
  В современной литературе по философии можно выделить следующие основные подходы к решению проблемы изменения соотношения науки и техники: а) техника рассматривается как при

ТЕХНИКА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Между естественнонаучными экспериментами и техническими процесса­ми нет большой разницы, поскольку первые являются артефактами, а вто­рые - видоизмененными природными процессами. Осуществление экс­

Специфика технических наук
  Технические науки – определенная система знаний о технико-технологических объектах (и соответствующих системах), т.е. предметах орудийной деятельности социума. Это область зн

Основные типы технических наук
  Современное техникознание – сложная система, включающая в общей форме следующие подсистемы: I. Знание, конкретизирующее соответствующие закономерности естествознания примен

Особенности методологии технических наук и методологии проектирования
  Эти особенности вытекает из особенностей естественных и технических наук. Естествознание: 1) Научное знание носит преимущественно теоретический характер;

Структура технической теории: теоретические схемы и абстрактные объекты; эмпирическое и теоретическое
  Как установлено, первые технические теории строились по образцу физических. В развитой естественнонаучной теории наряду с концептуальным и математическим аппаратом важную роль играю

Эволюционное и революционное развитие технической теории
Развитие технической теории проходит двумя основными способами - эволюционным и революционным. В первом случае происходит выделение новых исследовательских направлений и областей исследования в рам

СОЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТЕХНИКИ КАК ПРИКЛАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ
Мы находимся на той стадии научно-технического развития, когда нега­тивные последствия возможно и необходимо, хотя бы частично, предус­мотреть и минимизировать уже на ранних стадиях разработки ново

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Техника на рубеже второго и третьего тысячелетия предстает как сложнейший и многомерный феномен, природа и смысл которого по-прежнему нуждаются в философском осмыслении, связанные с ее экологизацие

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники/ В.Г. Горохов. М., 2000. 2. Горохов В.С. Основы философии техники и технических наук/ В.С. Горохов. М., 2004. 3. Го

Воронеж 2007
  ББК 87.25   Киреев Е.М. Философские проблемы техники: учеб. пособие/ Е.М. Киреев. Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2007.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги