рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Особенности развития политической мысли вроссиид0 1917 г

Особенности развития политической мысли вроссиид0 1917 г - раздел Домостроительство, В.В. Фортунатов, В.П. Огородников, Е.Э. Платова Политология: ответы на экзаменационные билеты Политическая Мысль В России Возникла В Древней Руси. Владимир I...

Политическая мысль в России возникла в Древней Руси. Владимир I(правил в 980-1015 гг.) принял в 988 г. христианство в византийском варианте, использовал христианскую религию для обоснования божественного происхождения княжеской власти. Это было в русле европейской теократической концепции власти («власть – от Бога»). Одновременно власть князя рассматривалась как отношения отца и сыновей, опиралась на привычные патриархальные, общинные ценности. Сами князья осознавали свою ответственность перед народом, что нашло отражение в «Поучении детям» Владимира II Мономаха(правил в 1113–1125 гг.). В реальной политической жизни широкое распространение имели договорные начала. Во многих княжествах (не только в Новгородской и Псковской землях) князей приглашало местное вече, князья были обязаны соблюдать определенные условия. В сельских общинах выбирали старост, в городах – тысяцких. «Русская Правда» (первая половина XI в.) предусматривала защиту собственности, здоровья, жизни и достоинства свободного человека.

Монголо-татарское нашествие и установление ордынского ига кардинальным образом повлияли на политический строй в русских землях и на политическое мышление Рюриковичей. В течение более чем 200 лет русские земли входили в состав Золотой Орды, князья были «подручниками» хана, суверенная русская государственность перестала существовать. Московские князья брали пример с ханской власти и стремились властвовать без каких-либо ограничений. В ордынский период выборность при формировании политических институтов в русских землях практически исчезла. Административное управление осуществляли должностные лица, назначенные московским князем – наместники, волостели, воеводы и др.

Опыт, который был накоплен в Московском княжестве, осмыслил и обобщил в XVI в. Иван Грозный(1530–1584 гг.). Сначала с помощью Избранной Рады (Адашев, Курбский, Сильвестр и др.) молодой царь (с 1547 г.) провел реформы. Верховное управление он осуществлял вместе с Боярской думой и Земским собором. Местное управление стало выборным. Была упорядочена работа государственных учреждений. Затем с помощью опричнины царь установил сильную неограниченную власть, которую считал главным условием материального и военного могущества страны.

Петра I(1672–1725 гг.) многие считают выдающимся реформатором, осуществившим модернизацию страны на европейских началах (вестернизировал Россию). Но западный опыт великий император использовал выборочно и наиболее существенную часть этого опыта, форм политической организации общества в Англии, Голландии проигнорировал. В России не был создан парламент. Частное предпринимательство полностью зависело от государства. Человек оставался бесправным, беззащитным. Реальностью стало создание полицейского, деспотического государства. Сам Петр считал, что достаточно взять у Европы все полезное для того, чтобы стать сильнее. После этого можно повернуться к Европе спиной.

В законотворчестве Петра I и реальных действиях получила обоснование и воплощение идея абсолютной монархии в России. «Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах отчет дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомыслию управлять», – впервые записано в Воинских артикулах (1715 г.). Вся законодательная, судебная, военная, финансовая власть концентрировалась в руках царя, который в 1721 г. принял титул Императора, Отца Отечества, Петра Великого. Решающую роль в жизни государства великий реформатор отводил верховному правителю. Для абсолютизма были характерны централизация, концентрация власти, дифференциация функций управления, а также милитаризация, опора на силовые структуры, бюрократизация.

Современники Петра Великого, знакомые с трудами Гоббса и Локка, в лучшем случае пытались использовать западные идеи и опыт для обоснования преимуществ российской системы власти. Идеолог петровского самодержавия Феофан Прокопович(1681–1737 гг.) в «Правде воли монаршей» учил, что хотя власть возникла по договору и для пользы подданных, но народ по внушению Бога раз и навсегда передал власть в руки монарха безо всяких условий. Бог поставил монарха выше народа и закона. Никто не вправе ограничить власть самодержца или расторгнуть договор между монархом и народом. С монархом Прокопович связывал реализацию естественных прав народа. Считал предпочтительной наследственную абсолютную монархию, поскольку правящий монарх стремится передать своему наследнику процветающее государство.

Таблица 11.Политический строй России в 862-1917 гг

Сторонники просвещенного абсолютизма И. Т. Посошков(1652–1726 гг.), В. Н. Татищев(1686–1750 гг.) и др. рассматривали правителя как просвещенного монарха, правителя-мудреца. Государство считали средством обеспечения общего блага, главным условием сохранения жизни и продолжения рода человеческого.

В XVIII в. в России получили распространение идеи Просвещения. Петру Великому наследовали слабые преемники. У аристократии возникла идея ограничения абсолютизма в свою пользу. В 1730 г. члены Тайного Верховного совета заставили Анну Иоанновну (правила в 1730–1740 гг.) подписать «кондиции», ограничивающие ее власть. Основная масса дворянства опасалась узурпации власти узкой группой лиц, предпочитала «ловить счастье» и милости непосредственно у правителей. Анна Иоанновна разорвала «кондиции», расправилась с «затейкой верховников» и стала править руками своего фаворита Бирона. Фаворитизмстал характерной чертой российской политической жизни от Бирона до Распутина.

Екатерина II(правила в 1762–1796 гг.) считала необходимым разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, господство закона, равенство всех перед законом. Программу реформ она изложила в «Наказе для Уложенной комиссии». Заседания более 500 выборных членов Комиссии по составлению нового Уложения (свода законов вместо Соборного уложения 1649 г.) выявили глубокие социально-сословные противоречия в обществе. Екатерина II распустила комиссию и в ходе своего царствования осуществила частные преобразования. Принцип разделения властей частично реализовался в ходе губернской реформы. Четко обозначался правовой статус сословий (Жалованные грамоты дворянам и городам). Провозглашалась веротерпимость. Свободным людям запрещалось закабалаться. Дворянство и горожане стали выбирать должностных лиц (предводителей дворянства, городских голов) и формировать органы управления (нижние земские суды, городские управы и т. д.).

При внуке просвещенной монархини АлександреI (1801–1825 гг.) были подготовлены, но не реализованы проекты конституций: Введение к Уложению государственных законов M. M. Сперанского (1772–1839 гг.) и Государственная уставная грамота Российской империи H. H. Новосильцева (1768–1838 гг.). Вместо коллегий появились министерства, образовался законосовещательный Государственный совет. M. M. Сперанский осуществил кодификацию законодательства.

Ввиду непоследовательности правительственного конституционализма проекты преобразований стали разрабатываться в рамках различных общественных течений.

A. H. Радищев(1749–1802 гг.) предлагал заменить монархию добровольной федерацией вольных городов и строить народное правление на принципах народного суверенитета, неотчуждаемых прав личности и выборности достойных лидеров по примеру вечевой демократии.

Декабрист П. И. Пестель(1793–1826 гг.) выступал за республиканское правление вместо монархического. Предлагал высшие органы власти (Народное Вече, Державную думу, Верховный Собор) формировать на основе всеобщего избирательного права, реализовать принцип разделения властей и гарантировать естественные права и свободы личности.

Революционеры-демократы В. Г. Белинский(1811–1848 гг.), А. И. Герцен(1812–1870 гг.), Н. Г. Чернышевский(1828–1889 гг.) полагали единственным средством свержения самодержавия вооруженное восстание в форме крестьянской революции, которая установит «социальную республику» с верховной властью народа. Предполагалась ответственность правительства перед Народным Собранием.

Сторонниками свержения самодержавия и установления республики были революционные народники. При этом П. Л. Лавров(1823–1900 гг.) рассчитывал на пропагандуидей социализма, П. Н. Ткачев(1844–1885/86 гг.) отдавал предпочтение террорукак форме борьбы за власть, а М. А. Бакунин(1814–1876 гг.) рассчитывал на стихийный крестьянский бунт.

М. А. Бакунини П. А. Кропоткин(1842–1912 гг.) негативно относились к либерализму, конституционализму и любому государству. Государство рассматривалось как зло, мешающее естественному существованию людей. Основатели анархизма видели идеал будущего в «анархическом коммунизме» – вольном союзе самоуправляющихся общин, основанном на свободных взаимосоглашениях людей.

Декабрист H. M. Муравьев(1795–1843 гг.) разработал Конституцию, которая ограничивала монархическую власть в России.

Сторонниками конституционной монархии были западники (Б. Н. Чичерин (1828–1904 гг.), Т. Н. Грановский (1813–1855 гг.) и др.), часть славянофилов (А. С. Хомяков (1804–1860 гг.), И. В. Киреевский (1806–1856 гг.) и П. В. Киреевский (1808–1856 гг.) и др.), либеральные народники, члены ряда политических партий – Конституционно-демократической партии, Союза 17 октября, Прогрессивной и др. Все они выступали за создание российского парламента, за подчинение ему правительства, за гражданские права и свободы при сохранении в руках императора широких полномочий – верховного главнокомандующего, руководителя внешней политики и т. д.

В последние десятилетия XIX и первые десятилетия XX вв. стала формироваться российская философско-политологическая школа.

M. M. Ковалевский(1851–1916 гг.) главной ценностью считал свободу самоопределяющейся личности. Критиковал любой деспотизм, любую неограниченную власть и большие надежды возлагал на разделение властей и подчинение государства закону.

Б. А. Кистяковский(1868–1920 гг.) высшей формой государственности, выработанной человечеством, считал правовое государство. Он остро критиковал правовой нигилизм русской интеллигенции. Суть правового государства видел в ограниченности власти признанием за личностью неотъемлемых, неприкосновенных прав.

Н. А. Бердяев(1874–1948 гг.) считал, что свобода, права личности – главные ценности жизни – даются человеку свыше. Происхождение государства объяснял с позиций мистики, иррационализма, рассчитывал на то, что христианство может ограничить господство государства над душами людей.

П. И. Новгородцев(1866–1924 гг.) считал источником права нравственное сознание личности, идею должного. По его мнению, в основе правового государства должна лежать нравственность, но он много писал о «кризисе правосознания», осуждал как «абсолютный индивидуализм», так и «абсолютный коллективизм».

М. Я. Острогорский(1854–1919 гг.) вместе с Р. Михельсом считается одним из «отцов» партологии (раздела политологии, изучающего партии как политический институт). На основе изучения опыта США автор увидел один из пороков демократии во всеобщей посредственности, трусости граждан, в чрезмерном влиянии демагогов и т. д. Да и партии он считал школами подчинения, отречения от самостоятельности и смирения. Видел будущее в создании временных ассоциаций граждан, основанных на принципах свободы и независимости их членов, верил в возможность формирования жизнеспособного демократического государства.

Характерными чертами российской политической мысли на протяжении длительного периода, особенно в XIX – начале XX вв., были:

□ преобладание крайностей – радикализма и консерватизма, их односторонность, категоричность и нетерпимость, неприятие либерализма;

□ чрезмерная идеализация и мифологизация (героического исторического прошлого – консерваторами, светлого и замечательного будущего – радикалами);

□ сравнительная ограниченность круга рассматриваемых проблем, стремление решить политические, религиозные, нравственные и философские вопросы в комплексе («одним махом»);

□ недостаточная экономическая и политическая обоснованность, проработка выдвигаемых проектов и путей реализации. Из ответов на вопрос «что делать?» было не всегда ясно «с чего начать?» и чего не надо делать ни при каких обстоятельствах.

Политическая мысль в России вплоть до 1917 г. породила множество проектов реорганизации политического строя, политической жизни страны. Были реализованы лишь отдельные предложения, самодержавные правители очень неохотно шли на уступки. Потеряли все.

Таблица 12.Становление и развитие политической мысли в России до 1917 г.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

В.В. Фортунатов, В.П. Огородников, Е.Э. Платова Политология: ответы на экзаменационные билеты

Предисловие... Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным... В отличие от большинства учебных пособий в предлагаемых экзаменационных ответах используется конкретный материал из...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности развития политической мысли вроссиид0 1917 г

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Политика: понятие, сущность, роль в жизни людей
Слово, понятие политика происходит от названия древнегреческих городов – «полисов». Каждый «полис» с прилегающей округой – Афины, Милет, Коринф, Фивы и др. – представлял собой самостоятельно

Политология как наука
Объектомизучения политологии как науки является политическая жизнь во всех ее проявлениях, устройство и механизм действия политической власти в различных обществах.

Возникновение и эволюция политической мысли от древности до нового времени
Власть, весь круг проблем, связанных с ее завоеванием и использованием, привлекала внимание мыслителей всех времен и народов. Люди пытались понять смысл своего бытия, искали цивилизованные формы со

Политические теории, изменившие мир. Развитие политической мысли в XVII–XIX вв
Известно выражение – «революции сначала совершаются в умах». Эта формула точно отражает логику всемирно-исторического процесса в XVI–XIX вв. Эпоху Возрождения сменили Великие географические открыти

Мировые политические идеологии
Развитие политической мысли, участие людей в осуществлении тех или иных политических идей в реальной жизни, оценка соответствия этих идей интересам различных социальных групп постепенно привели к о

Политические учения xx в
Основополагающие идеи и концепции, сформулированные в XVII–XIX вв. и реализованные в политических системах многих стран, составляют каркас, несущую конструкцию политологии. Но современную западную

Власть как объект политического анализа
Без преувеличения можно утверждать, что «власть» — это ключевое понятие в политологии. «Всякая власть от Бога», «Всякая власть Богу ответ дает» (В. И. Даль). Власть является основой политики

Политическая власть как действующий механизм
Политическую власть можно охарактеризовать как всякую организованную волю одной группы людей по отношению к другой, которая осуществляется во имя общих целей. Политический проце

Политическая система общества
Понятие «власть» имеет ключевое значение для политологии, науки о власти. В борьбе за власть, за ее осуществление в разные эпохи в различных регионах участвовали самые разнообразные силы, структуры

Государство – ведущий институт политической системы
Первые государства возникли в глубокой древности, не позднее третьего-второго тысячелетий до нашей эры в регионах мира, наиболее благоприятных для жизни людей – Древнем Египете, Персии, Индии, Кита

Правовое государство
На протяжении веков простые люди мечтали строить свою жизнь по справедливости. У русских людей говорили – «по совести», «по правде». Философы и мыслители решающее значение придавали законодательном

Принцип соответствия национального (внутреннего) законодательства общепризнанным стандартам и нормам международного права.
Для создания и успешного функционирования правового государства необходим целый ряд условий. □ Законодательные органы должны обладать полнотой нормотворческих функций и иметь

Права и свободы личности
Современная российская демократия в своем становлении ориентировалась на некие бесспорные образцы, которые, по мнению лидеров демократического движения, давали наиболее развитые западные стр

Гражданское общество
Под «гражданским обществом» в политологии понимается совокупность внегосударственных (неполитических) общественных отношений и институтов, выражающая разнообразные ценности, интересы и потребнос

Религиозные объединения.
Таблица 41. Основы и признаки гражданского общества Гражданское общество существует и функ

Политический режим
В реальной политической жизни употребляются термины, которые являются близкими по смыслу. С французского и латинского языков слово «режим» переводится как «управление». Под «политическим режимом

Демократическое общество: проблемы реального функционирования
Демократическое устройство к началу XXI в. имеет широкое распространение в мире. По подсчетам известного американского политолога Ф. Фукуямы, в 1790 г. в мире насчитывалось всего 3 демократических

Развитое гражданское общество и правовое государство.
В России сложный процесс формирования гражданского общества и правового государства охватывает длительный период, но имеет явно прерывистый характер. Появление и развитие различных негосударственны

Тоталитарный режим
Понятие «тоталитаризм» стало активно применяться в политической науке во второй половине XX в. Но идейные истоки тоталитаризма уходят в глубокую древность. Необходимость полного подчинения ч

Централизованное бюрократическое управление экономикой.
Тоталитарный режим по главной своей сущности является ничем не ограниченной диктатурой небольшой верхушки в отношении всего остального населения. В переводе с латинского «диктатура» означает

Авторитарный режим
Авторитаризмом называют систему власти, характерную для антидемократических режимов. Термин «авторитаризм» произведен от латинского слова, означающего «власть, влияние». К историчес

Политические партии
Политические партии играют важную роль в политической жизни общества. С одной стороны, они представляют собой ключевой элемент гражданского общества. С другой стороны, политическая партия, п

Партийно-политические системы
Общее понятие «политическая система» наполняется конкретным содержанием вследствие влияния множества факторов. На формирование конкретного облика политической системы влияли различные услови

Политические движения и общественные организации
Политические движения воспринимаются как нечто аморфное, плохо структурированное, в отличие от политических партий. Политическое движение может быть охарактеризовано как общественная деятельность,

Политический лидер и общество
Слово «лидер» английского происхождения, переводится как «ведущий, руководитель». Русское слово «вождь» и немецкое слово «фюрер», схожие со словом «лидер» по формальному значению, несут боль

Политическая элита
Нельзя жить в обществе и быть вне политики. Это слышал каждый. Но степень участия в политической жизни, в борьбе за власть и в осуществлении властных полномочий может быть разной. В любом обществе

Российская политическая элита: происхождение, характерные черты
В России к началу XVII в. сложился «правящий класс», который включал в себя феодалов-землевладельцев, приказную бюрократию и верхи духовенства. На протяжении XVIII – первой половины XIX в. оформили

Политическая культура
Понятие «культура» многозначно и занимает особое место в современном обществознании. В переводе с латинского «культура» означает «возделывание», и первоначально этим словом характеризовалось качест

Политическая социализация
Еще Аристотель называл человека «политическим животным». Современному человеку быть вне общества и вне политики невозможно. Но характер и качество участия каждого человека в политической жизни зави

Политическая конфликтология
«Конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Политическая конфликтология исследует динамику политических отношений, кризисных политических ситуаций, а также различных политических

Международная политика и глобальные проблемы современности
Невозможно разобраться с внутренними проблемами страны, если не ориентироваться в системе международных отношений. Россия сравнительно недавно в качестве СССР была второй сверхдержавой мира, от кот

Россия в системе современных международных отношений
После распада СССР и Варшавского договора в мире сложилась новая геополитическая ситуация. Постсоветская Россия оказалась в достаточно сложном геополитическом положении. Геополитика пре

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги