рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Иконография и символика

Иконография и символика - раздел Домостроительство, В люнете над входом в мавзолей помещена мозаика, справедливо считающаяся одной из лучших н Более Сложной Проблемой Является Вопрос О Специфике Изобразительной Системы, ...

Более сложной проблемой является вопрос о специфике изобразительной системы, которую демонстрируют нам храмы Равенны.

Прежде всего надо отметить отсутствие строгой иконографической системы в расположении священных изображений, единообразной для всех сооружений Равенны. В куполе центрических сооружений могли быть абстрактный символ (золотой крест на фоне звёздного неба в мавзолее Галлы Плацидии) или фигуративная сцена крещения (баптистерий арианцев, Неоновый баптистерий). В апсиде Сан Витале изображён Христос в окружении ангелов и донаторов, а в апсиде Сант Аполлинале ин Классе перед нами предстаёт странное смешение абстрактных символов (крест в круге звёздного неба), пейзажа (условное изображение леса с овцами) и своеобразной аллегории (человечество в виде овец, идущих к своему пастырю-Христу). В мозаиках последней церкви к тому же уже присутствует канонический образ Христа Пантократора (Вседержителя), который позднее займёт своё главенствующее положение в иерархии канонических росписей.

Имеет смысл, если позволяет учебное время, сравнить изобразительные системы разных сооружений Равенны с канонической системой для крестово-купольного храма, чтобы понять в каком направлении двигался отбор образов. Эта тема могла бы стать предметом творческого проекта учащихся. Можно так же рассмотреть проблему глобальной смены концепции прекрасного при переходе от телесной красоты античного космоса (греч. «космос» означает «украшаю») к трансцендентальной абстракции красоты идей и духа христианства. В свете этого пленительная телесная красота обнажённой натуры в сценах крещения будут свидетельствовать о непреодолённых воспоминаниях об античных идеалах, а сухая абстракция символики креста – о будущих иконоборческих концепциях, отрицающих любое изображение священных персон.

Интересно на примере равеннских мозаик проследить как складывалась христианская символика из реалистических изобразительных мотивов античности. В том же Неоновом баптистерии сцена крещения заключена в кольцо двух групп апостолов, ведомых апостолами Петром и Павлом навстречу друг другу – позднее из этой процессии выкристаллизируется иконография Деисуса. Христос на небесной сфере в апсиде Сан Витале является отправной точкой в формировании иконографии «Христа в силах» и т.д.

Примеры пленительных по наивности и непосредственности символов можно множить ещё долго. Очень интересным представляется развитие образности тёмно-синих небес с золотыми звёздами. В конечном счёте, в качестве канонического утверждаются золотые небеса, а темно синее небо остаётся в сценах конца света и Страшного суда. Интересно сравнить образность мозаики Сан Витале о гостеприимстве Авраама и жертвоприношении Исаака с последующей иконографией святой Троицы, а изображение Юстиниана и Феодоры с фреской великокняжеской семьи в Софии Киевской и т.д.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

В люнете над входом в мавзолей помещена мозаика, справедливо считающаяся одной из лучших н

Неонианский баптистерий V в mirandalina livejournal com... Баптистерий православных принадлежит к числу самых знаменитых построек... В куполе восьмигранного здания художник поместил сцену Крещения Однако в данном случае ее можно трактовать более...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Иконография и символика

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Интерьер
Художник явно пытался представить картину как можно более реалистично — изобразить движение (которое можно проследить в согнутых, обращенных вправо руках участников процессии) или даже передать рас

Античный и христианский храмы
Заметим сразу, что ни в первом, ни во втором случае типология христианского храма не восходит к типологии храма языческого. Прежде всего это было недопустимо по идеологическим мотивам. Поскольку вс

Дом и базилика
Итак, священное заговорило языком обыденного, одновременно преобразуя его и возвышая до уровня сакральности. Вспомним, что внешне античный дом был крайне невыразительным, у него отсутствовал ярко в

Андрей Рублев. Троица. Ок. 1411.ГТГ,Москва
И последнее сравнение. Замкнутый мир римского дома/виллы с его внутренними садами, реальными и виртуальными (в росписях на стенах) был моделью идеального божественного мира. Особен

Мавзолей и центрический храм
В античной культуре идея посмертной славы, одним из знаков которой является здание мавзолея, была связана с реальной исторической памятью потомков. В христианской интерпретации эта идея трансформир

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги