рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Идея правовой государственности в истории политико правовой мысли

Идея правовой государственности в истории политико правовой мысли - раздел Право, Государство Идея Правовой Государственности В Истории Политико Правовой Мысли. Идея Утвер...

Идея правовой государственности в истории политико правовой мысли. Идея утверждения права в общественной жизни своими корнями восходит еще к тому периоду в истории человечества, когда возникали первые государства.

Древнейшие памятники письменности отразили процесс имущественного и социального расслоения первобытных коллективов и возросшую вследствие этого потребность в нормативно властном упорядочении общественных отношений. Они зафиксировали, как на смену первобытной организации власти пришло государство и что само его формирование потребовало проведения законодательных реформ, положивших немало правовой регламентации механизма государственного управления.

С момента своего возникновения право, образом, выступает не только инструментом воздействия на общественные отношения, но и средством обеспечения нормального функционирования государственной власти. Для того, чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конституировать себя законодательным путм. Итак, уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти.

В общем русле углублявшихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости организации политической формы общественной жизни людей, при которой право благодаря признанию и поддержке власти становится властной силой то есть общеобязательным законом, а публично властная сила с е возможностями насилия и т.д признающая право, упорядоченная и, следовательно, ограниченная и оправданная им одновременно, справедливой то есть соответствующей праву государственной властью.

Такое понимание государства как правовой организации публично властной силы является основной идеей правовой государственности. Ещ Платон писал Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей либо властью. Там же, где закон владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги. Сходные взгляды развивались Аристотелем Там, где отсутствует власть закона, нет места какой либо форме государственного строя.

Закон должен властвовать над всеми. Согласно Цицерону, государство есть дело народа как соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. Право же является, по его мнению, необходимым конституирующим источником государственности вообще. Идеи древнегреческих и древне римских мыслителей, воплощавшиеся в характерных для той эпохи понятиях, не имели еще логически завершенной формы, поэтому говорить о становлении концепции правового государства во времена античности значит, делать очень большое допущение.

Однако в условиях рабовладельческого, а затем и феодального строя они и не имели шансов получить последовательного обоснования. Существующая тогда действительность не могла еще дать необходимой информации для этого. В теоретически развитом и развернутом виде учения о правовом государстве были оформлены гораздо позже в условиях борьбы против буржуазных революций и утверждения нового строя.

Базируясь во многом на античных источниках, такие мыслители, как Ш. Монтескье, Д. Локк, Т. Гоббс, Ж. Руссо, А.Н. Радищев и другие, вывели проблему соотношения государства и права на светский уровень, освободили ее в значительной части от религиозного мировоззрения. В их трудах проявились стремление ввести государственное властвование в правовые границы и отрицательное отношение к абсолютизму государственной власти.

Соответственно существенные изменения претерпело и понимание государства. Поскольку праву отводилась роль ведущей нормативной системы, поскольку государство предстает у данных теоретиков в виде организации власти, признанной гарантировать собственность и права индивидов, а также разрешать в законном порядке возникающие между ними споры. Государство оказывалось тем самым средством утверждения правопорядка как равновесия между частной собственностью и общим благом. В трактовку соотношения государства и права в XVI XVII веков были привнесены идеи, неизвестные предшествующей общественно политической мысли, а именно идеи правового конституционного закрепления государственного строя, единой для всей страны законности, верховенства общих безличных законов и ограничения власти правительства, субъективных прав личности, взаимной ответственности индивида и государства.

Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом, рассматривающим государство как объединение множества людей, подчиннных правовым законам и считавшим, что законодатель дожжен руководствоваться требованием Чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа.

Учение И. Канта оказало огромное воздействие на последующее развитие концепции правового государства. Под влиянием его идей в Германии сформировалось представительное направление, среди сторонников которого были Р. Моль, В. Велькер, Р. Гнейст и др. Благодаря их трудам идеи правового государства обрели терминологическую определнность, а также получили широкое распространение.

В России данная концепция развивалась в трудах учных юристов либеральной школы Б.H. Чичерина, П.И. Новгородцева, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, Б.А. Кистяковского. Специальные исследования посвятили этой теме, в частности, В.М. Гессен, С.А. Котляревский и другие. Второе дыхание эта идея обрела в современною мире в пору развала диктаторских, авторитарных режимов в Германии, Италии, Испании, Португалии, колониальных империй, утверждения демократии.

Концепция правового государства в странах, кризис в их духовной жизни, в политике и экономике как, например, сейчас у нас в России является орудием борьбы за права человеке, за предоставление ему гарантий безопасности, достоинства, творческого саморезвития. Теория правового государства вовсе не застывшая догма. Она развивается и сегодня, постоянно наполняясь содержанием по мере накопления в истории человечества правовых и нравственных традиций и политического опыта. Вместе с тем следует помнить, что в юридической науке никогда не существовало и не существует единой общепризнанной концепции правового государства.

Она может обосновываться и разрабатываться с разных мировоззренческих позиций, в рамках различных типов правопонимания, отражать реалии различных национальных политических и правовых систем и т.д. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Государство

В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства.Однако… Ещ Аристотель выделяя два рода правления, один из которых направлен к выгоде… То есть государство, подобно любому явлению, способно привносить в жизнедеятельность не только плюсы позитивные…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Идея правовой государственности в истории политико правовой мысли

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Государственная власть и интересы личности
Государственная власть и интересы личности. Дело в том, что всякая власть, и главным образом государственная, не знает собственных границ, всегда стремится к неограниченному расширению властного пр

Понятие правового государства
Понятие правового государства. В общественном сознании правовое государство означает такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Но

Принципы правового государства
Принципы правового государства. Из определения правового государства выделить два главных принципа две стороны сущности правового государства 1 наиболее полное обеспечение прав и свобод чело

Россия как правовое государство
Россия как правовое государство. Если говорить о России, то в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республи

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги