Право Киевской Руси

План: 1. Влияние христианства на укрепление государственности Киевской Руси. Соотношение компетенции церкви и государства 2. Общественный строй Киевской Руси. 3. Государственный строй Киевской Руси. 4. Суд и процесс в Киевской Руси. 5. Правовая система Киевской Руси. Преступление и наказание по Русской Правде.Гражданское право 6. Библиография. Влияние христианства на укрепление государственности Киевской Руси. Соотношение компетенции церкви и государства 1. Предки наши в период господства языческой веры соприкасались со многими религиями, которые заметно повлияли на их собственную веру, такими как христианство, ислам, иудаизм и др. Вероятно, через их влияние они уже тогда дошли до понимания еди¬ного Бога. Что это действительно было так, подтвер¬ждает греческий историк VI века Прокопий, который писал о наших предках, что они «признают владыкой всех единого Бога, который посылает молнию; в жер¬тву ему приносят коров или другую жертву». Но новая вера — христианство — с триумфом продвигалась по Европе и уже в IX веке все соседние с Киевской Русью народы (кроме угров) приняли эту веру. Нельзя сказать, что христианство было новой религией для руссов, оно имело своих сторонников на землях Киевской Руси еще со времен Андрея Перво¬званного.

С давних времен приходило оно разными путями: с греческих колоний, с Балканского полуос¬трова, с Хазарского каганата, с Великоморавского го¬сударства.

Но эту веру принимала главным образом элита общества — князья, бояре, городская аристо¬кратия, которые не решались открыто стать христиа¬нами, а тем более не допускали даже мысли о креще¬нии народа, который имел свою извечную веру. Так, христианами были князь Оскольд, князь Игорь, его жена княгиня Ольга, которая не смогла сделать хри¬стианином своего сына Святослава, но привила лю¬бовь к новой вере внуку Владимиру, на плечи кото¬рого и легла почетная задача — провозглашения хри¬стианства государственной религией Киевской Руси. Владимир был весьма мудрым политиком, чтобы не понимать, что старая вера не могла объединить его государство — достаточно самостоятельным и демок¬ратическим оно было. Без сомнения, еще большее влияние на него оказывало то, с какой скоростью хри¬стианство завоевывало народы и страны.

В 864 году приняла крещение Болгария, в 928-935 годах — Че¬хия, в 962-992 годах — Польша.

Для Владимира ста¬ло очевидным, что, только приняв христианство.

Ки¬евская Русь сможет войти как равноправная в число европейских государств. Из летописей неизвестно, где и при каких услови¬ях принял христианство Владимир. «Повесть времен¬ных лет» утверждает, что сделал он это в Корсуни. В 987 году Византийский полководец Варда Фока вос¬стал против императоров Василия II и Константина. Последние обратились к Владимиру за помощью. Как условие этой помощи он изъявил желание прежде заключить брак с сестрой императоров Анной, а они как предпосылку брака — его крещение.

Тогда Вла¬димир и крестился. С его помощью Варда Фока был разбит. Однако, избавившись от опасности, византий¬ские цари отказываются от своего обещания — отдать в жены Владимиру свою сестру. Они исполняли за¬вещание своего деда — Константина Порфирородно¬го, который писал: «Когда хозары, турки или русы или какой иной северный народ начнет просить или добиваться чтобы породниться с императором ро-меев, взять у него дочку за себя или свою дочку от¬дать за императора или его сына — нужно ответить на такое позорное домогательство, что на то есть зап¬рет, страшное и нерушимое постановление святого и великого Константина». В ответ на это Владимир берет в осаду, а потом и захватывает одну из наилучших византийских ко¬лоний в Крыму — Корсунь.

Это принудило Византию исполнить обещание и направить Анну в Корсунь, где она была обвенчана с Владимиром. Это был апогей его славы. Единовластный хозяин огромного государства, получивший моральное благословение Второго Рима, он мог отважиться привести свой народ к новой вере. Случилось это в 988 году. Согласно «Повести временных лет», крещение Руси происходило чрезвычайно просто: Владимир прика¬зал скинуть в Днепр старых богов и в назначенный день выйти всем к реке. Люди с песнями входили в воду, а священники читали молитвы. И была «ра¬дость на небеси и на земли, толико душ спасаемых». В действительности же, не все было так просто.

После крещения киевлян, кратко замечает летописец, «начал Владимир ставить по городах церкви и свя¬щенников, и сгонять людей на крещение по всех го¬родах и селах». Думается, что крещение народа рас¬тянулось не на один десяток лет. Первыми крещение получили киевские земли, главным образом, большие города, поскольку села принимали новую веру довольно неохотно.

Занялся Владимир также и крещением северных земель го¬сударства, тех, которые позже составили Московское княжество. Здесь христианство натолкнулось на большие препоны. Так, в 991 году Владимир послал епископа в Новгород с целью подготовить новгород¬цев к новой вере. Как рассказывают летописи, кре¬щение проходило здесь силой: «Путята (тысяцкий) крестил их мечом, а Добрыня (посадник) — огнем». Крещение Руси вызвало множество дискуссий по поводу того, какое духовенство крестило народ.

Изве¬стные историки, в частности, историки церкви И. Го-лубинский, В. Пархоменко придерживались взгляда, что крестить народ Владимиру помогало византийское духовенство. Но эта концепция вызвала возражение.

Во-первых, в византийских источниках не упомина¬ется такое важное событие, как крещение Киевского государства при Владимире, тогда как во многих из них упоминается крещение отдельных лиц при Ос-кольде. Во-вторых, трудно представить себе успехи христианизации при помощи византийского духовен¬ства, которое проповедовало чужым для украинско¬го народа языком. Эти несоответствия привели к появлению в 1913 го¬ду гипотезы М. Приселкрва, который доказывал, что первое духовенство в Киевскую Русь прибыло не с Ви¬зантии, а из Болгарии, с Охриды, где существовал не¬зависимый патриархат.

Вскоре эта точка зрения ста¬новится преобладающей, и не безосновательно. С Бол¬гарией Украина-Русь имела интенсивные отношения. В политическом отношении Болгария была менее опасной, чем Византия. Весомым аргументом была близость языков, и священники-болгары могли лег¬ко достичь понимания с новой паствой. Интересную черту в эту гипотезу добавил П. Куренной. Исследуя остатки Десятинной церкви, которую построил Вла¬димир в Киеве, он пришел к выводу, что техника по¬ строения этого здания аналогична храмам Охриды в Болгарии, а не Византии.

Все это говорит о том, что первыми учителями христианства и церковными проповедниками на Руси были болгары. Следовательно, сделаем некоторые выводы. При¬знание христианства государственной религией от¬крыло перед Киевской Русью дверь богатой византий¬ской культуры, которая переживала в то время свое возрождение. Новая вера способствовала укреплению связей с другими христианскими государствами.

Киев ста¬новится не только политическим, но и духовным цен¬тром государства. Христианство внесло в жизнь народа высшую мо¬раль, высшие идеалы и культуру, ячейками которой и стали храмы. 2. Прежде всего, рассмотрим вопрос об отношени¬ях между церковью и государством. Ответ на него дал Христос, когда сказал: «Царство мое не от мира сего». Или когда на вопрос фарисеев, платить ли дань кеса¬рю, ответил: «Отдайте кесарю кесарево, а Божие Бо¬гу». Этим Христос провел границу между церковью и государством.

Эти две институции преследуют раз¬ные цели. Церковь должна, в первую очередь, заботить¬ся о душах верующих, о воспитании их в духе учения Христового, о приближении их к Христу, об единении их с Христом. Государство должно заботиться о по¬рядке и мире в обществе, защищать права и свободы каждого из его членов, заботиться о материальном благосостоянии граждан. Отличаются церковь и государство и объемом своей деятельности. Государство ограничивается территорией, а церковь является вселенской.

Нако¬нец, есть разница и в способе влияния на своих чле¬нов. Государство часто применяет принудительные методы, тогда как церковь не должна употреблять их никогда и действовать только путем убеждения и примера. Но это не значит, что между церковью и государ¬ством нет никакой связи. Христос не запретил пла¬тить дань кесарю, а апостол Павел писал: «Хозяин — Божий слуга тебе на добро. А делаешь ты зло, то бой¬ся, поскольку не зря он носит меч, поскольку он — Божий слуга, мститель в гневе преступнику. Поэтому необходимо подчиняться не только из-за гнева, но и из-за совести.

Через это вы и налоги даете, поскольку они слуги Божие, именно тем всегда занятые. Итак, отдай¬те надлежащее всем кому налог — налог, кому пошли¬на — пошлина, кому страх — страх, кому честь — честь» (поел. к Римлян XIII, 4-7). А поскольку государственная власть, как сказано в Святом Письме, является от Бога, то между церко¬вью и государством должно быть сотрудничество. Известия об организации первой церкви в Украине очень скупые.

Патриарх Фотий писал, что в 864 году по просьбе князя был выслан в Русь епископ. Теперь мы с уверенностью можем утверждать, что Владимир 14 августа 988 года не крестил Русь, а только провоз¬гласил христианство единой государственной религи¬ей. Христианство распространялось в Украине со вре¬мен Андрея Первозванного. Иное дело, что в течение почти ста лет украинская митрополия возглавлялась греками, которых посылал Константинопольский пат¬риарх, без согласования с киевскими князьями.

Согласно с практикой Византии, митрополии не толь¬ко пребывали в духовной зависимости от патриарха, но и вся их территория подчинялась византийскому царю. Но это было только теоретически, поскольку на прак¬тике такой зависимости быть не могло: Византии не ~ хватало реальной силы, чтобы воплотить это в жизнь. Епископов, как правило, назначал князь. При Изяславе II собор епископов вторично самостоятель¬но в 1147 году избрал митрополитом Клима Смоля- тича. Следовательно, мы видим стремление Киевской Руси к автономной церкви.

Православие XI-XII веков в целом не было враж¬дебно настроено против других религий. Постоянные торговые отношения с иностранцами — варягами, немцами, уграми, поляками, арабами, иудеями — спо¬собствовали толерантности в религиозных вопросах. Так, в XII веке ирландские купцы основали в Киеве костел св. Девы.

Общественный строй Киевской Руси

По церковному уставу Ярослава, честь жен великих бояр защищалась штраф... В то время ведущую роль в государстве играло черное духовен¬ ство — мо... Он стал примером для других монастырей и имел огром¬ное моральное влия... В Киев¬ской Руси существовала довольно многочисленная группа полусвобо... Зависимые(невольные) люди назывались холопа¬ми.

Государственный строй Киевской Руси

Киевская Русь сложилась в форме раннефеодаль-ной монархии. За все время существования Киевской Руси был только один случай, когда... Киевская Русь не имела четко определенного престолонаследственного пра... После Ярослава устанавливается право всех сыновей князя на насле¬дован... Он должен был «володеть и су¬дить».

Суд и процесс в Киевской Руси

Среди судебных органов Киевской Руси необходи¬мо выделить прежде всего... Значительное количество дел проходило через цер¬ковный.. Суд и процесс в Киевской Руси. Община судила в соответ¬ствии с обычным правом. Изгнание из общины, как самое тяжкое наказание, было включено в Русску...