рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Охрана смежных прав

Охрана смежных прав - раздел Право, ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. Том 3 Общие Положения. Наряду С Охраной Прав Авторов Произведений ...

Общие положения. Наряду с охраной прав авторов произведений науки, литературы и искусства российское авторское право признает и охраняет права исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания. Права указанных лиц ввиду их близости и тесной связи с правами авторов именуются смежными правами.

Смежные права стали охраняться в нашей стране лишь с 4 августа 1992 г., когда на территории РФ были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Общие нормы Основ 1991 г. получили развитие в Законе об авторском праве, посвятившем смежным правам специальный раздел, в котором уточнен состав охраняемых смежных прав.

Необходимость охраны такой разновидности смежных прав, как права артистов-исполнителей и режиссеров-постановщиков, признавалась большинством российских специалистов уже давно[147]. Однако мнения относительно возможных форм охраны результатов исполнительского творчества разделились. По мнению одной группы ученых[148], в результате творческой деятельности исполнителей создается новый объект авторского права — произведение исполнительского искусства, права на который должны охраняться в рамках авторского права в его узком смысле. С точки зрения других ученых [149], говорить о создании артистами-исполнителями новых произведений, при всем уважении к их труду, было бы явной натяжкой. Действительно, результаты творческой деятельности исполнителей заслуживают общественного признания и охраны, однако последняя может быть обеспечена только на основе конструирования специального института смежных прав. Именно эта вторая точка зрения, в справедливости которой, среди прочего, убеждает зарубежный и международный опыт охраны прав исполнителей, и была в конечном счете воспринята российским законодательством.

Помимо прав исполнителей к смежным правам законодатель, следуя логике Римской конвенции 1961 г.[150], отнес права производителей фонограмм, а также организаций эфирного и кабельного вещания. Указанных субъектов объединяет то, что именно благодаря их деятельности произведения, предназначенные для публичного исполнения, становятся доступными не только непосредственным слушателям и зрителям, но и более широкой публике, что большей частью соответствует интересам самих авторов. Кроме того, при использовании авторских произведений интересы этих трех групп субъектов, а также авторов произведений настолько тесно и взаимно переплетаются, что в данном случае оказалась недостаточной традиционная модель взаимоотношений обладателей авторских прав и пользователей произведений.

Реальная жизнь потребовала предоставления указанным пользователям произведений особых прав, которые хотя и производны от прав авторов, однако не сводятся к правам, полученным от авторов по заключенным с ними договорам. При этом если вопрос о природе прав артистов-исполнителей еще может дебатироваться, то совершенно ясно, что права создателей фонограмм (звукозаписей), а также вещательных организаций не носят авторского характера. В отличие от исполнителей, деятельности которых свойственно творческое начало, изготовители фонограмм и организации эфирного и кабельного вещания осуществляют техническую деятельность, в результате которой никакого нового произведения не создается. Однако благодаря связи и сходству с правами авторов права этих лиц справедливо именуются смежными.

Существенной особенностью большинства смежных прав является их производность и зависимость от прав создателей творческих произведений. Лишь в тех случаях, когда исполняется, записывается на фонограмму или передается в эфир или по кабелю неохраняемое законом произведение либо объект, не являющийся результатом творческой деятельности, смежные права носят самостоятельный характер. По общему же правилу, производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляет предоставленные им права в тех пределах, которые определены договорами с исполнителем и автором записанного на фонограмму или передаваемого в эфир или по кабелю произведения.

Для возникновения и осуществления смежных прав российский закон не требует соблюдения каких-либо формальностей. Права изготовителя фонограммы и исполнителя порождает сам факт создания соответствующей звукозаписи. Вместе с тем для оповещения третьих лиц о своих правах и предотвращения их нарушения обладатель смежных прав вправе использовать знак охраны, который помещается на каждом-экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. В качестве такого знака принят предусмотренный Римской конвенцией знак охраны, состоящий из трех элементов: латинской буквы «Р» в окружности: ® ; имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав; года первого опубликования фонограммы. Отсутствие знака охраны не лишает обладателя смежного права возможности его защиты, однако затрудняет процесс доказывания при его нарушении.

В настоящее время сфера действия смежных прав существенно ограничена по сравнению с авторскими правами. Россия пока не участвует в Римской конвенции 1961 г., хотя вопрос о необходимости присоединения к ней принципиально решен'. Поэтому сейчас смежные права исполнителей признаются лишь в тех случаях, когда: а) исполнитель является гражданином РФ; б) исполнение, постановка впервые имели место на территории РФ; в) исполнение, постановка записаны на фонограмму, которая охраняется законом; г) исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю, которые охраняются законом (п. 1 ст. 35 Закона об авторском праве).

Права производителя фонограммы охраняются в следующих двух случаях: а) если он является гражданином РФ или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории РФ; б) если фонограмма впервые опубликована на территории РФ. За организациями эфирного и кабельного вещания смежные права признаются только тогда, когда организация имеет официальное местонахождение на территории РФ и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории РФ.

Круг конкретных правомочий, которыми обладают носители смежных прав, несколько уже того круга прав, которые принадлежат авторам произведений. При этом исполнители произведений, чья деятельность носит творческий характер, имеют как личные неимущественные, так и имущественные права. Права производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания, чей вклад является техническим, охватывают собой лишь имущественную сферу.

Иными являются и временные рамки действия смежных прав. В соответствии со ст. 43 Закона об авторском праве они действуют, по общему правилу, в течение 50 лет с даты первого исполнения или постановки (права исполнителей), первого опубликования фонограммы или ее первой записи, если она не была опубликована (права производителей фонограмм), первой передачи в эфир или по кабелю (права организаций эфирного и кабельного вещания). Исчисление указанного 50-летнего срока начинается с 1 января года, следующего за годом, когда имел место юридический факт, послуживший основанием для начала течения срока.

Охрана прав исполнителей. Определяя круг лиц, которые приобретают смежные права в связи с исполнением авторских произведений, Закон об авторском праве указывает три категории таких лиц — артисты, режиссеры-постановщики и дирижеры. Все они названы исполнителями, хотя две последние категории могут считаться ими лишь условно. Исполнителями в строгом смысле слова являются лишь артисты, т. е. актеры, певцы, музыканты, чтецы, танцоры и другие лица, которые непосредственно представляют, поют, произносят, декламируют, играют или каким-либо иным образом исполняют творческие произведения. Режиссеры-постановщики, в частности театральные режиссеры, балетмейстеры, хореографы и т. д., непосредственного участия в исполнении произведения не принимают, хотя прежде всего благодаря их творчеству создается художественно целостное сценическое произведение.

Коллективное исполнение произведений приводит к возникновению между исполнителями примерно таких же отношений, какие порождает соавторство при создании произведения. Если исполнителей произведения несколько, они осуществляют принадлежащиеим правомочия только по взаимному согласию. Реализация прав больших коллективов исполнителей, например хоров, оркестров, театральных трупп и т. п., производится их дирижерами, режиссерами, солистами, руководителями труппы. Вопросы, связанные с осуществлением смежных прав, решаются в контрактах, заключаемых с артистами, а также в нормативных документах, регламентирующих деятельность данных коллективов.

Для предоставления охраны способу, стилю, манере исполнения не требуется наличия какой-либо особой оригинальности или индивидуальности. Исполнение охраняется независимо от его качества и достоинств, которые являются субъективными категориями и не могут эффективно применяться на практике. Законом охраняются результаты исполнительской деятельности как артистов-профессионалов, так и любителей, между которыми не проводится никакого различия.

За исполнителями признаются как личные неимущественные, так и имущественные права. К первой группе относятся право на имя и право на защиту исполнения или постановки от всякого рода искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя.

Имущественные интересы исполнителей обеспечиваются закреплением за ними права на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки. В частности, исполнители вправе осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:

1) передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постановку, если использованные для такой передачи исполнение или постановка не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с использованием записи;

2) записывать ранее не записанные исполнение или постановку;

3) воспроизводить запись исполнения или постановки, т. е. изготавливать экземпляры записи;

4) передавать в эфир или по кабелю запись исполнения или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;

5) сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму, на которой записаны исполнение или постановка с участием исполнителя. При заключении договора на запись исполнения или постановки на фонограмму данное право переходит к производителю фонограммы. Однако за исполнителем сохраняется право на получение определенной части вознаграждения за сдачу в прокат такой фонограммы. В соответствии со ст. 39 Закона об авторском праве вознаграждение между исполнителями и производителями фонограммы распределяется в соответствии с соглашениями между организациями, управляющими правами исполнителей и производителей фонограмм на коллективной основе, а при отсутствии такого соглашения распределяется между исполнителями и производителями фонограмм поровну.

Указанные правомочия исполнителей, раскрывающие принадлежащее им исключительное право на использование исполнения или постановки, не исчерпывают все их возможности по использованию и контролю за использованием исполнения или постановки. Случаи, на которые исключительное право исполнителя не распространяется, прямо перечислены в Законе. К ним относятся передача в эфир ранее переданных исполнений и постановок, запись ранее записанных исполнений и постановок, воспроизведение записи исполнения или постановки, когда: а) первоначальная их запись произведена с согласия исполнителя; б)их воспроизведение осуществляется в тех же целях, для которых получено согласие исполнителя при записи исполнения или постановки; в) воспроизведение исполнения или постановки осуществляется в тех же целях, для которых произведена запись (п. 3 ст. 37 Закона об авторском праве). Всякое иное использование исполнения или постановки, выходящее за рамки указанных ограничений и не подпадающее под случаи свободного использования, общие для всех объектов смежных прав (ст. 42 Закона об авторском праве), может осуществляться только с согласия исполнителя.

Свои имущественные права исполнители могут передавать на договорной основе производителям фонограмм, организациям эфирного и кабельного вещания и любым другим лицам, специализирующимся в области коммерческого использования творческих произведений и объектов смежных прав.

Охрана прав производителей фонограмм. Производителями фонограмм признаются любые физические или юридические лица, взявшие на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков. Хотя деятельность по изготовлению звукозаписей носит технический характер, производители фонограмм наделены особыми правами, призванными ограждать их имущественные интересы от незаконного воспроизведения и распространения фонограмм иными лицами. Охране подлежат любые фонограммы независимо от материальной формы, качества записи, а также того, зафиксировано ли на фонограмме охраняемое законом исполнение творческого произведения или сделана запись различных звуковых эффектов, голосов животных, пения птиц и т. п.

Поскольку изготовление фонограммы является технической, а не творческой деятельностью, за ее производителем признаются лишь имущественные права. В соответствии со ст. 38 Закона об авторском праве производитель фонограммы вправе воспроизводить фонограмму; переделывать или любым иным способом ее перерабатывать; распространять экземпляры фонограммы, т. е. продавать, сдаватьих в прокат и т. п.; импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы.

Помимо указанных правомочий производитель фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, совместно с исполнителем, исполнение которого записано на этой фонограмме, имеет право на получение вознаграждения за публичное исполнение, передачу в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю такой фонограммы.

Переход права собственности на экземпляр фонограммы не влечет уступки каких-либо смежных прав, принадлежащих производителю фонограммы. Однако, если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия производителя фонограммы и без выплаты вознаграждения. Иными словами, собственник экземпляра фонограммы может его уничтожить, перепродать, подарить и т.п. Но Закон подчеркивает, что он не может заниматься коммерческим прокатом записи, поскольку данное право сохраняется за производителем фонограммы независимо от права собственности на ее экземпляры. Указанное право, равно как и другие принадлежащие ему исключительные права, производитель фонограммы может передавать другим лицам по специальным договорам.

Охрана прав организаций эфирного и кабельного вещания. Под организациями вещания понимаются радио- и телестудии, а также иные организации, занимающиеся распространением звука и (или) изображений средствами беспроволочной связи (организации эфирного вещания) либо сообщающие их публике посредством кабеля, провода, оптического волокна или с помощью аналогичных средств (организации кабельного вещания). Как и производители фонограмм, сами они не создают творческих произведений, а лишь осуществляют их использование посредством передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю. Однако их имущественные интересы точно так же, как и интересы производителей фонограмм, нуждаются в особой охране.

С одной стороны, на создание радио- и телепередач затрачиваются, как правило, значительные средства, которые должны окупаться за счет монопольного права на их использование. С другой стороны, при выходе в эфир или сообщении для всеобщего сведения по кабелю любая передача может быть записана с минимальными затратами сил и средств и в последующем использоваться третьими лицами в коммерчески? целях практически в своем первоначальном виде. В этих условиях организации эфирного и кабельного вещания, безусловно, должны иметь право на охрану своих имущественных интересов, которая и предоставляетсяим российским правом.

За организациями эфирного и кабельного вещания закрепляются в отношении их передач исключительные права использовать передачи в любой форме и давать разрешение на их использование, включая право на получение вознаграждения за предоставление такого разрешения. Эти права распространяются на любые передачи, как созданные самой организацией, так и созданные по ее заказу за счет ее средств другой организацией.

К исключительным правам организаций эфирного и кабельного вещания относятся права разрешать осуществление следующих действий: а) одновременно передавать в эфир или одновременно сообщать для всеобщего сведения по кабелю их передачи другими организациями эфирного или кабельного вещания (право на ретрансляцию передачи); б) сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю (право организаций эфирного вещания) или передавать передачу в эфир (право организаций кабельного вещания); в) записывать передачу; г) воспроизводить запись передачи; г) сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом (т. е. использование передач в концертных залах, кинотеатрах, клубах и т. п.).

Действие указанных выше прав организаций эфирного и кабельного вешания не распространяется, однако, на те случаи, когда запись передачи была произведена с согласия организации эфирного и кабельного вещания и воспроизведение передачи осуществляется в тех же целях, в которых была произведена ее запись (п. 3 ст. 40 Закона об авторском праве).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. Том 3

На сайте allrefs.net читайте: "ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. Том 3"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Охрана смежных прав

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. ТОМ 3
Учебник подготовлен коллективом кафедры гражданского права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета в составе: Е. Ю. Валявина,

Значение и понятие обязательств из причинения вреда
Значение обязательств из причинения вреда. В обществе происходит постоянное взаимодействие людей друг с другом и с предметами природы. Оно становится все более интенсивным, а его р

Условия возникновения обязательств из причинения вреда
Общие положения. Необходимым условием возникновения обязательств из причинения вреда является наличие самого вреда. Если нет вреда, т. е. нарушения или умаления какого-либо

Источники правового регулирования и система обязательств из причинения вреда
Источники правового регулирования обязательств из причинения вреда. Указанные обязательства никогда не были обойдены вниманием законодателя. И это понятно, поскольку от того, как о

Ответственность за вред, причиненный актами власти
Общие положения. В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государ

Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними и недееспособными лицами
Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до 14 лет. Ответственность по деликтному обязательству могут нести лишь лица, способные руководить своими действ

Ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью гражданина
Общие положения. Причинение увечья, иного повреждения здоровья гражданина, а также лишение его жизни порождают обязательство по возмещению вреда, которое обладает рядом специфическ

Ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ или услуг
Общие положения. Возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевшего вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, в

Понятие и основания возникновения обязательств из неосновательного обогащения
Понятие обязательств из неосновательного обогащения. Гражданское право призвано присущими ему средствами обеспечить в обществе нормальную циркуляцию материальных ценностей, закрепл

Элементы обязательств из неосновательного обогащения
К элементам гражданского правоотношения, в том числе и обязательственного, принято относить его субъекты, предмет (объект) и юридическое содержание, т. е. права и обязанности его у

Действие обязательств из неосновательного обогащения
Соотношение требований из неосновательного обогащения с другими требованиями о защите гражданских прав. До принятия части второй ГК проблема, обозначенная в подзаголовке настоящего

Интеллектуальная собственность как объект правовой охраны
Понятие интеллектуальной собственности. Среди объектов гражданских прав, т.е. тех материальных и духовных благ, по поводу которых субъекты гражданского права вступают между собой в

Система российского законодательства об охране интеллектуальной собственности
Законодательство об авторском праве и смежных правах. В иерархии нормативных актов, регулирующих авторские отношения, главенствующая роль принадлежит законам. Центральное место сре

Объекты авторского права
Понятие и признаки объекта авторского права. Согласно ст. 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. (далее — Закон об авторском праве) авторское право рас

Субъекты авторского права
Авторы произведений. Субъектами авторского права являются лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения. Обладателями субъективного авторского пра

Права авторов произведений науки, литературы и искусства
Общие положения. В результате создания произведения науки, литературы и искусства его автор приобретает ряд субъективных авторских прав как личного неимущественного, так и имуществ

Авторские договоры
Общие положения. Использование произведения автора другими лицами (пользователями) осуществляется на основании авторского договора, кроме случаев, специально указанных Законом. Дог

Защита авторских и смежных прав
Общие положения. Под защитой авторских и смежных прав понимается совокупность мер, направленных на восстановление и признание этих прав при их нарушении или оспариваний. Дей

Охрана произведений российских авторов за рубежом
Общие положения. По общему правилу, действие авторских прав на произведение ограничивается территорией того государства, в котором это произведение было создано. Это означает, что

Объекты патентного права
Понятие и признаки изобретения. Патентный закон РФ не содержит определения понятия изобретения, а лишь указывает на условия его патентоспособности: изобретению предоставляется п

Субъекты патентного права
Авторы. В отношениях, связанных с созданием, регистрацией и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, участвует большое число субъектов, представленных

Оформление патентных прав
Общие положения. Одним из принципов патентного права является то, что непременным условием предоставления правовой охраны той или иной разработке является официальное признание ее

Права авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов
Право на подачу заявки. Одним из принципиальных положений патентного права является то, что признаются и охраняются права и законные интересы не только патентообладателей, но и сам

Патентная форма охраны объектов промышленной собственности
Общие положения. С принятием Патентного закона РФ в нашей стране восстановлена патентная форма охраны изобретений и промышленных образцов. Патент вновь, как и 70 лет назад, стал ед

Защита прав авторов и патентообладателей
Общие положения. Под защитой прав и законных интересов изобретателей и патентообладателей понимаются предусмотренные законом меры по их признанию и восстановлению, пресечению пр

Охрана российских изобретений, полезных моделей и промышленных образцов за рубежом
Общие положения. Действие патентов на объекты промышленной собственности, как правило, ограничивается территорией тех государств, патентные ведомства которых их выдали. Чтобы разра

Право на охрану служебной и коммерческой тайны
Понятие служебной и коммерческой тайны. Гражданский кодекс РФ определяет коммерческую тайну как информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу

Право на иные результаты творческой деятельности
Открытие. Правовая охрана открытий в нашей стране осуществлялась с середины 50-х до начала 90-х годов XX столетия. За этот период открытиями было признано около 450 научных положен

Понятие семейного права
Предмет семейного права. В предмет семейного права, как вытекает из самого его названия, входят общественные отношения, возникающие в процессе создания и существования семьи. Извес

Семейное законодательство
Система семейного законодательства. В отдельных субъектах Российской Федерации семейные отношения приобретают особенности, которые необходимо учитывать в процессе их правового регу

Понятие и виды семейных правоотношений
Семья и семейные правоотношения. Как показано в предыдущей главе, семейное право регулирует группу общественных отношений, которые хотя и называются семейными, но по своей сути пре

Основания возникновения, изменения и прекращения семейных правоотношений
Общие положения. Возникновение, изменение и прекращение семейных правоотношений, как и любых других правоотношений, связываются законом с определенными жизненными обстоятельствами,

Субъекты семейных правоотношений
Общие положения. Субъектами семейных правоотношений являются участвующие в них лица. Как уже отмечалось, такими лицами выступают лишь граждане. Другие субъекты права (юридические л

Защита семейных прав
Понятие защиты семейных прав. При нарушении субъективных семейных прав участники семейных правоотношений приобретают право на их защиту. Под защитой семейных пр

Понятие и признаки брака
Определение брака. Российское законодательство не дает определения брака, используя этот термин как общеизвестный. В юридической литературе сложились различные определения брака. П

Условия и порядок заключения брака
Условия заключения брака. Условия заключения брака определены в ст. 12 СК и включают взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного

Недействительность брака
Признание брака недействительным. В этом вопросе семейное законодательство следует в русле норм, установленных гражданским законодательством. Как и при признании недействительной л

Прекращение брака
Общие положения. Под прекращением брака понимают прекращение на будущее время отношений супружества, возникших из зарегистрированного действительного брака. В отличие от при

Основания возникновения правоотношений между родителями и детьми
Общие положения. Совокупность личных и имущественных правоотношений между ребенком и каждым из его родителей принято называть родительским правоотношением[295].

Изменение и прекращение родительского правоотношения
Общие положения. Будучи длящимся по характеру, родительское правоотношение в период своего существования может претерпевать различные изменения. Одним из правоизменяющих юридически

Общие положения
Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Несовершеннолетние дети имеют права, предусмотренные Конвенцией о правах ребенка. Конституцией РФ и семейным закон

Усыновление (удочерение) детей
Понятие усыновления. Среди форм постоянного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, усыновлению (удочерению) принадлежит особое место[350]. Российское законодательств

Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми
Основания и порядок установления опеки и попечительства над детьми. Институт опеки и попечительства является гражданско-правовым институтом. Общие вопросы установления, прекращения

Приемная семья
Условия и порядок передачи ребенка в приемную семью. Приемная семья является одной из новых форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Эта форма воспи

Иные формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
Фактическое воспитание. Отношения, возникающие при фактическом воспитании, оценивались в юридической науке далеко неоднозначно. Раздавались голоса в пользу упразднения фактического

Понятие и виды алиментного обязательства
Понятие об алиментном обязательстве. Алиментные обязательства имеют глубокую историю. Еще Ульпиан отмечал, что «если даже дети не находятся во власти родителей, родители все же дол

Алиментные обязательства родителей и детей
Алиментные обязательства родителей. По естественным и социальным причинам данный вид обязательств в обычной жизни наиболее распространен. Поэтому теория и практика алиментирования

Алиментные обязательства супругов и бывших супругов
Основания возникновения алиментных обязательств супругов. Супруги обязаны материально поддерживать друг друга. На этом принципе строится правовое регулирование взаимных алиментных

Алиментные обязательства других членов семьи
Виды алиментных обязательств других членов семьи. Наряду с алиментными обязательствами родителей и детей, а также супругов (в том числе бывших) закон регулирует широкий круг аналог

Порядок уплаты и взыскания алиментов
Уплата алиментов на основе соглашения. Выше говорилось о том, что алиментное обязательство возникает из сложного юридического состава, одним из обязательных элементов которого[409]

Понятие и значение наследования
Понятие наследования. Под наследованием следует понимать переход прав и обязанностей умершего лица — наследодателя к его наследникам в соответствии с нормами наследственн

Законодательство о наследовании
Понятие законодательства о наследовании. Раскрывая содержание указанного понятия, следует исходить из того, что/наследственное право является одним из подразделений системы граж

Наследование по закону
Наследники по закону и порядок призвания их к наследованию.В соответствии с принципом свободы завещания наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не отменено или не

Наследование по завещанию
Понятие завещания.При самом первом приближении завещание может быть определено как акт распоряжения имуществом либо иными принадлежащими гражданину материальными или нематериаль

Осуществление наследственных прав
Принятие наследства. В момент открытия наследства возникает наследственное правоотношение. Его юридическое содержание составляют право наследника, призванного к наследованию по зак

Оформление наследственных прав
Общие положения. Наследственная масса неоднородна. В ее состав могут входить предметы домашней обстановки и обихода, которыми наследник пользовался совместно с наследодателем, с од

Охрана наследственных прав
Охрана наследства и управление им. Нотариус по месту открытия наследства, а в местностях, где нотариуса нет, — должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные соверш

Общие положения
  Приступая к написанию третьей части учебника по гражданскому праву, авторский коллектив рассчитывал на то, что раздел «Наследственное право», как, впрочем, и раздел, посвященный инт

Что день грядущий нам готовит
  После предварительных замечаний, которые должны объяснить читателю, почему в учебник по гражданскому праву включена глава, посвященная предстоящей реформе наследственного права, при

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
БИЛ — Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги