рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

О способах приобретения латинами римского гражданства

О способах приобретения латинами римского гражданства - раздел Право, История источников римского права   § 28. Латиняне Приобретают Права Римского Гр...

 

§ 28. Латиняне приобретают права римского гражданства многими способами.

§ 29. Итак, уже по Закону Элия Сенция рабы, отпущенные на волю в возрасте меньшем тридцати лет и сделавшиеся латинскими гражданами, приобретают римское гражданство после того, как они женятся или на римских гражданках, или на латинянках, поселившихся в колониях, или на женщине того же сословия, какого они сами, и засвидетельствуют брак в присутствии совершеннолетних римских граждан, в числе не меньше семи, и после того, как сыну, которого они приживут, будет год. По упомянутому закону такой латин имеет право обращаться к претору, а в провинциях к наместнику, и доказать, что он, латин, женат по закону Элия Сенция, и что у него от жены годовалый сын, и если претор или наместник заявят, что дело доказано, то и муж и их сын, если и он того же сословия, признаются, согласно приказу, римскими гражданами.

§ 32b. Если раб становится бонитарной собственностью одного господина и квиритской другого, то один из них может дать начало освобождению его, а другой дополнить таковое посредством вторичного отпущения на
волю.

§ 32c. Кроме того, латин может приобретать квиритское право, если построил морской корабль или другой, представленный вместо потонувшего, и будет шесть лет доставлять хлеб в Рим; это постановляется на основании эдикта... Клавдия.

§ 33. Кроме того, эдиктом Нерона постановляется, чтобы латинянин получал квиритское право, когда будет иметь имущество, перешедшее по наследству от отца, ценностью 10000 сестерций и коль скоро построит в Риме дом, на который он израсходует не менее половины имущества, перешедшего от отца.

§ 34. Наконец Траян постановил, чтобы латину предоставлять квиритское право, если он содержит в Риме в течение трех лет мельницу, вырабатывающую ежедневно не менее 100 мер хлеба.

§ 37. Отпущение раба на волю во вред кредиторам или патрону не имеет значения, так как закон Элия Сенция уничтожает свободу.

§ 38. Точно так же, по тому же самому закону, господин, которому менее двадцати лет, только тогда может отпускать на волю, когда отпущение совершается посредством суда и когда законное основание отпущения доказано перед советом.

§ 40. Так как законом Элия Сенция для господ, которым менее 20 лет, установлены известные пределы и ограничения при отпущении на волю, то отсюда следует, что достигший 14-летнего возраста, хотя и может составлять завещание, назначать себе в нем наследника и установлять отказы, но не может предоставлять рабу свободы, не достигши 20 лет.

§ 42. Кроме того, Фуфий Каниний установил известные пределы при отпущении рабов на волю по завещательному объявлению.

§ 43. Итак, тому у кого более двух и не более десяти рабов, дозволяется отпускать на волю половину этого числа; тому же, у кого будет более 10 и не более 30 рабов, дозволяется отпускать на волю не более трети этого. Имеющий опять от 30 до 100 рабов может по усмотрению отпускать на волю четвертую часть рабов. Наконец, кто располагает от 100 до 500 рабами, дозволяется освободить пятую часть рабов. Большее число не принимается в расчет, но закон предписывает, чтобы никто не имел права отпускать на волю более сотни, а если кто имеет только одного или двух рабов, то закон по отношению к нему ничего не определяет, и вследствие этого ему предоставляется возможность отпускать по усмотрению на волю.

§ 44. Упомянутый закон не относится вообще и к тем, которые отпускают рабов не завещательным объявлением. Посему те, которые отпускают рабов на волю посредством суда, или занесением в цензорский список, или в присутствии друзей, могут освобождать всех своих рабов, конечно, если освобождению не препятствует какая-нибудь другая причина.

§ 48. Следует другое деление в праве лиц. Именно одни лица самовластны, другие подчинены чужому праву.

§ 49. Из подвластных опять одни находятся под властью отца, другие под властью мужа, третьи в кабальной зависимости от другого.

§ 52. Итак, под властью господ состоят рабы; эта власть над рабами есть институт общенародного права, ибо у всех вообще народов мы можем заметить, что господа имеют над рабами право жизни и смерти и что все, что приобретается рабом, приобретается господину.

§ 54. Впрочем, так как римские граждане имеют двоякую собственность (ибо раб считается собственностью каждого или по преторскому, или по квиритскому праву, или по тому и другому вместе), то мы будем считать раба только тогда под властью господина, когда он принадлежит ему по преторскому праву, хотя бы в то же время господин и не обладал по отношению к нему квиритским правом; ибо тот, кто только по квиритскому праву есть собственник раба, не считается полным его господином.

§ 55. Равным образом под нашей властью состоят наши дети, рожденные в законном браке; право это есть собственность (исключительное достояние) римских граждан, ибо нет почти других народов, которые имели бы над детьми такую власть, какую мы имеем. Это и высказал император Адриан в своем эдикте, объявленном тем, которые ходатайствовали о признании римского гражданства за ними и их детьми: я, впрочем хорошо знаю, что народ Галатов верит, что дети их находятся во власти своих родителей.

§ 56. Римские граждане тогда вступают в законной и действительный брак и имеют над родившимися у них детьми власть, когда они женаты на римских гражданках, или даже латинках и иностранках, с которыми существовало jus connubii (т.е. признанная за лицом способность к вступлению в римское супружество со всеми юридическими последствиями); а так как connubium дает право детям наследовать состояние своего отца, то они не только делаются римскими гражданами, но состоят также во власти отца.

§ 58. Что касается лиц рабского состояния, то с ними нельзя заключать настоящего брака.

§ 59. В самом деле, браки не могут быть заключаемы между теми лицами, которые состоят в родственных связях и не обладают jus connubii, как, например, между отцом и дочерью, между сыном и матерью или дедом и внучкою; и если такие лица соединяются, то брак заключенный, считается преступным и кровосмесительным. И это так строго соблюдается, что, хотя бы они стали друг другу в отношении восходящих и нисходящих через усыновление, - они не могут сочетаться браком, так что даже по прекращении усыновления существует то же запрещение. Таким образом, мы не можем жениться на той, которая в силу усыновления стала нашей дочерью или внучкой, хотя бы мы освободили ее от отеческой власти.

§ 64. Итак, если кто совершил незаконный и кровосмесительный брак, то он, по-видимому, не имеет ни жены, ни детей; поэтому дети, которые рождаются от этой связи, имеют только мать, отец же их не известен, вследствие чего они не состоят под отеческой властью, они занимают то же положение, что дети, прижитые в незаконной связи, ибо сии последние признаются не имеющими отца, потому что отец их не известен. Поэтому их, обыкновенно, называют spurii, т.е. как бы без отца.

§ 76. Не подлежит сомнению, что брак, заключенный между римским гражданином и такой иностранкой, с которой существовало jus connubii, как мы это и прежде сказали, считался законным, и тогда дитя от этого брака было римским гражданином и находилось во власти отца.

§ 81. Сообразно с этим, сенатское постановление, изданное по почину Адриана, определяет, что дитя латина и иностранки, равным образом иностранца и латинянки, наследует состояние матери.

§ 82. С этим согласно и то, что от рабыни и свободного по общенародному праву происходит раб и, наоборот, от свободной и раба рождается свободное дитя.

§ 88. Но если рабыня зачнет от римского гражданина, а затем в силу отпущения на волю делается римской гражданкой и родит, то родившийся, хотя он римский гражданин, как его отец, все-таки переходит под власть своего отца, так как незаконно зачатый, и нет сенатского постановления, которое считало бы эту связь законной.

§ 98. Акт же усыновления совершается двумя способами: или властью народа, или по приказу высшего сановника, а например претора.

§ 99. Властью народа можно усыновлять тех, которые пользуются правовой независимостью; этот вид усыновления называется arrogstio, потому что и того, кто усыновляет, спрашивают, желает ли он того, кого намерен усыновить, считать законным сыном, и того, кто усыновляется, спрашивают, желает ли он этому подвергнуться; спрашивается и народ, одобряет ли он это усыновление. Властью сановника усыновляют тех, которые состоят под отеческой властью. Все равно, занимают ли они первую степень нисходящих, каковы сын или дочь, или дальнейшую, каковы внук и внучка, правнук и правнучка.

§ 100. Первый вид усыновления, т.е. совершающийся при помощи народа, может происходить только в Риме, а второй обыкновенно совершается тоже в провинциях в присутствии их наместников.

§ 101. Равным образом, властью народа не усыновляются женщины (это именно казалось более соответственным). В присутствии же претора (в Риме), а в провинции перед проконсулом или легатом усыновляются такие женщины.

§ 104. Женщины же ни в каком случае не могут усыновлять, ибо они и родных детей не имеют в своей власти.

§ 105. Точно так же, если кто-нибудь усыновит властью народа, или перед претором, или перед наместником провинции, то он может того же отдать на усыновление другому.

§ 108. Теперь поговорим о тех лицах, которые находятся под властью мужей: это право свойственно также только римским гражданам.

§ 109. Под властью отца обыкновенно бывают и мужчины, и женщины, семейной же власти мужа подчиняются только женщины.

§ 110. Итак, некогда этот переход под власть мужа совершался тремя способами: давностью, жертвенным хлебом и куплей.

§ 111. Посредствам давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая в продолжение целого года оставалась непрерывно супругой; сделавшись вследствие как бы годового владения собственностью мужа, она вступала в его семью и занимала место дочери. Поэтому законом XII таблиц постановлено, что если какая-нибудь женщина не хочет таким образом вступать во власть мужа, то она должна ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи кряду и таким образом прерывать ежегодное давностное владение. Но все это право частью уничтожено законодательным путем, частью исчезло вследствие неприменения.

§ 112. Конфарреационным образом женщины вступают во власть мужа через некоторого рода священнодействие, которое совершается невестой и при котором употребляется пшеничный хлеб, - почему этот торжественный обряд брака называется confarreatio. Сверх того, для укрепления этого правоотношения совершается и делается весьма много при сопровождении известных торжественных слов и в присутствии 10 свидетелей. Это право даже в настоящее время еще применяется...

§ 113. Что касается «купли», то на основании ее женщины вступают во власть мужа путем манципации, т.е. на основании символической продажи; в присутствии не менее 5 свидетелей из совершеннолетних римских граждан, а также весовщика покупает жену тот, под власть которого она переходит.

§ 116. Остается сказать о том, какие лица могут находиться в кабале.

§ 117. Итак, все свободные лица, мужского ли они, или женского пола, находящиеся под властью родителя, могут быть манципированы отцом тем же способом, которым можно манципипровать рабов.

§ 119. Манципация состоит, как мы выше сказали, в мнимой (воображаемой продаже). Эта форма приобретения собственности свойственна тоже римским гражданам и совершается следующим образом. Пригласив не менее 5-ти совершеннолетних римских граждан в качестве свидетелей и сверх того еще одно лицо того же состояния, которое держало бы в руках медные весы и называвшееся весовщиком, покупатель, еще держа медь, говорит так: «Утверждаю, что этот раб по квиритскому праву принадлежит мне, и что он должен считаться купленным мною за этот металл и посредством этих медных весов», - затем он ударяет этим металлом об весы и передает его как покупную сумму тому, от кого приобретает вещь путем купли.

§ 120. Этим способом манципируются рабы и лица свободного состояния, а также животные, которые причисляются к res mancipi, как, например, быки, лошади, мулы, ослы; тем же самым способом обыкновенно манципируются земельные участки, как сельские, так и городские, принадлежащие сами по себе к res mancipi...

§ 121. Манципация поземельных участков отличается от манципации прочих вещей только тем, что рабы и свободные, а равно животные, причисляющиеся к разряду res mancipi, могут быть манципированы только будучи налицо, причем необходимо, чтобы тот, кто приобретает (покупатель), касался собственноручно того самого предмета, который ему передается; потому - то и акт этот называется mancipatio, так как вещь берется рукой; недвижимые же имения манципируются, обыкновенно, при их отсутствии.

§ 128. Так как тот, кто за какое-либо преступление по Корнелиеву закону изгоняется из пределов своего отечества, теряет права римского гражданства, то из сего следует, что дети перестают быть в его власти, как если бы он умер, так как таким наказанием он исключается из числа римских граждан, ибо несогласно с разумным основание права, чтобы человек-иностранец имел в своей власти римского гражданина. По той причине, если находящийся под властью отца будет изгнан из отечества, то он перестает быть во власти родителя, так как несогласно со справедливостью и основанием права, чтобы человек-иностранец был во власти отца - римского гражданина.

§ 129. Поэтому если восходящий попал в плен к неприятелю, то, хотя он временно делается рабом, однако власть над детьми приостанавливается в силу jus postliminii, по которому возвратившиеся на родину из вражеского плена приобретают все прежние права (на основании юридической фикции, как будто бы они никогда не теряли свободы). Посему возвратившийся будет иметь детей во власти, а если он умрет в плену, то дети, правда, будут самовластны, но можно сомневаться - с того ли времени, когда умер восходящий у неприятеля, или с того, когда он был пленен. Если сам сын или внук будет взят в плен врагами, то мы также скажем, что власть отца по причине jus postliminii приостанавливается.

§ 130. Сверх того, выходят из отеческой власти дети мужского пола, если они назначаются в фламины Юпитера, и женского пола, если назначаются весталками.

§ 133. Однако нам нужно заметить, что имеющий в своей власти сына и от него внука вправе сына отпускать, а внука держать в своей власти, или, наоборот, удержать в своей власти сына, а внука отпустить, или всех сделать самовластными. То же разумеется и о правнуках.

§ 137. Женщины, которые находятся в супружеской власти, подобно тому, как и дочери, остающиеся под родительской властью, освобождаются от этой зависимости или вследствие смерти того, во власти которого они находятся, или по изгнании его из пределов отечества.

§ 138. Так как те, которые находятся в кабале, считаются как бы рабами, то они делаются самостоятельными после отпущения на волю посредством суда, ценза, завещания.

§ 144. Итак, родителям (восходящим) позволено назначать по завещанию опекунов детям, которых они имеют в своей власти: мужского пола - несовершеннолетних, а женского - как несовершеннолетних, так и совершеннолетних. Ибо древние римляне желали, чтобы женщины, вследствие их легкомыслия, находились под надзором, хотя бы достигли полноты возраста.

§ 145. Поэтому если кто назначает по завещанию сыну и дочери опекуна и оба они достигнут полноты возраста, то сын освобождается из-под опеки, так как по закону Юлия и Папия женщины освобождаются из-под опеки только на основании привилегии детей (как награда); сказанное здесь не касается весталок, которые, даже по мнению древних римлян, были свободны от опеки ради чести их священнослужительства: это постановлено также Законом XII таблиц.

§ 148. Жене, которая состоит в супружеской власти, точно так же и дочери, и невестке, которая находится во власти сына, а равно и внучке, можно назначить опекуна.

§ 155. Кому по завещанию опекун не назначен, для тех по Закону XII таблиц опекунами служат агнаты, которые называются законными.

§ 157. Некогда, насколько это касается Закона XII таблиц, и женщины имели опекунами агнатов. Но впоследствии был издан закон Клавдиев, который по отношению к женщинам уничтожил эти роды опеки, вследствие чего малолетний сын имеет опекуном совершеннолетнего брата или дядю, но женщины такого опекуна иметь не могут.

§ 159 Умаление правоспособности есть перемена прежнего состояния; оно случается тремя способами, именно: capitis deminutio бывает или наибольшая, или меньшая, которую некоторые называют среднею, или же наименьшая.

§ 160. Наибольшая бывает тогда, когда кто-либо теряет одновременно и гражданские права, и свободу. Это случается, например, с теми, которых продают в чужую страну за то, что они или не внесли своего имущества в цензорские списки, или уклонились от военной службы, равным образом и с теми, которые, позволив продать себя на родине в рабство, делаются на основании сенатского постановления рабами тех, во вред которых они намеривались действовать. Этому же виду лишения свободы подвергаются и свободнорожденные женщины, которые, согласно сенатскому постановлению Клавдия, делаются рабынями тех господ, против воли и запрета которых они вступили в сношения с рабами.

§ 161. Меньшая или средняя перемена правоспособности бывает тогда, когда теряется право гражданства, а сохраняется свобода. Это случается с теми, кого изгоняют из пределов отечества.

§ 162. Наименьшее умаление правоспособности имеет место тогда, когда сохраняется и гражданство, и свобода, но изменяется состояние человека. Это случается с теми, которые усыновляются, а также с теми женщинами, которые вступают во власть мужа посредством коэмции (купли), и с теми, которые отдаются в кабалу и которые отпускаются на волю из манципируется или отпускается на волю, сколько же раз он подвергается упомянутому виду умаления правоспособности.

§ 189. По праву почти всех государств малолетние находятся под опекой, так как сообразно с естественным правом, чтобы не достигший совершенного возраста был под покровительством другого лица. И нет почти ни одного государства, в котором не позволялось бы родителям (агнатическим восходящим) назначать завещанием опекуна своим несовершеннолетним детям, хотя, как мы выше сказали, казалось бы, что одни римские граждане имеют детей в своей отцовской власти.

§ 194. Свободнорожденные женщины освобождаются от опеки тогда, когда у них трое детей, а вольноотпущенные, находящиеся под законной опекой патрона или его детей, освобождаются тогда, если у них четверо детей; прочие женщины, имеющие опекунов такого рода, как, например, атилианских или доверенных, освобождаются из-под опеки, если у них трое детей.

 


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История источников римского права

На сайте allrefs.net читайте: "История источников римского права"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: О способах приобретения латинами римского гражданства

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История источников римского права
  Москва 1998 ББК 67.3   Х89 Борисова Н.Е., Хорошилов А.Н. История источников римского права. М.: Издательство МГСУ “Союз”. - 1998. - 257 С. &

I.1. Периоды развития римского права
Как и любая периодизация, определение этапов развития римского права является на протяжении столетий дискуссионным предметом науки. Наиболее полно вопросы периодизации римского права, как в зарубеж

I.2.1. Римская правовая система
В историко-правовом смысле развитие римского права, как частного, так и публичного, с VII в. до н.э. и до VI в. н.э. несомненно представляет собой такую совокупность источников и структуры права, к

I.2.2. Развитие источников в системе цивильного права
  Изначально римское право называлось квиритским (ius quiritum). Оно выражало интересы римского народа. Его нормативной основой выступала формализованная воля всего народа - публичный

I.2.3. Преторское право
  История развития римского права в период с середины IV в. до н.э. по середину I в. до н.э. характеризовалось становлением новых форм организации гражданско-правового оборота, р

I.2.4. Право народов
  Но все-таки необходимо было решать и другую проблему, связанную с национальной ограниченностью права. Рим, став мировым центром, расширил тогдашнее экономическое пространство. В тор

I.2.5. Естественное право
  В основе классического римского права лежали рационалистическое мировоззрение и учение о естественном праве (jus naturale). Правотворческая деятельность юристов, а также преторов ос

I.2.7. Единство античной римской правовой системы
Одной из важнейших особенностей античной римской правовой системы была тенденция к сохранению устойчивого равновесия составляющих ее структурно-правовых элементов. В конечном счете единство правово

I.3.1. Понятие источника римского права
  Классик отечественной романистики И.Б. Новацкий подметил, что за тысячи лет изучения римского права в юридической литературе различных народов понятие источника в римском праве полу

I.3.2. Виды источников Римского права
  За более чем тысячелетнюю историю своего развития римское право нашло воплощение в сложной гамме различных видов источников. Признанным авторитетом в области систематизации

I.3.3. Источники познания римского права
  В п.3.1 было отмечено, что выражение «источники римского права» употребляется также в смысле источников познания римского права. В этом смысле, римское право имеет не только формаци

II.3. Исследование источников римского права в российском правоведении
II.1. Древнеримские юристы как исследователи источников римского права   II.1.1. Доктрина справедливого права (aequitas) как основного

II.1.2. Понтифики
  По своему социальному происхождению в период с VIII в. до н.э. римские юристы были, как правило, связаны с аристократическими патрицианскими слоями общества. Российский правовед XIX

II.1.3. Появление писанного права
  В 451 г. до н.э. была избрана коллегия децемвиров, которая, получив в свое распоряжение высшую государственную власть, занялась составлением писанных законов. Результатом ее работы

II.2.1. Средневековые юристы
  Источники и догма римского права в западноевропейской правовой традиции никогда не отвергались, но, в силу военных, политических и религиозных обстоятельств, многократно предавались

II.2.2. Правоведы нового и новейшего времени
  Римское право в католических странах постепенно превращалось в правовую систему, действующую наряду с законами, указами королей и местными обычаями. Это явление восприятия римского

III.1.1. Комиции как орган законодательной власти
  В республиканском Риме, наряду с куриатными комициями, имели значение два основных вида собраний: центуриатныеитрибутныекомиции, называвшиеся также

III.1.2. Римский Сенат
Аристократическая форма правления была представлена в Риме сенатом. Основные рычаги сенатского управления заключались в следующем: во-первых, верховное распоряжение сената средства

III.1.3. Магистраты и трибунат
Римские магистраты(должностные лица) избирались в народном собрании (комиции) сроком на один год. Комициальные магистратуры исполнялись бесплатно и даже предполагали траты удостоен

III.2.2. Власть Диоклетиана и власть Августа
В 23 году Август получает право распоряжаться в провинциях на основе чрезвычайных полномочий, которые выражены понятием imperium maius infinitum. Дион Кассий сообщает об изменении в характере проко

III.2.3. Государственные учреждения в эпоху принципата и домината. Роль сената
  Государственные учреждения, сохранявшие относительную независимость в эпоху принципата, при Диоклетиане потеряли всякое значение, поэтому наибольший интерес для нас представляет рас

III.2.4. Бюрократический аппарат
Наряду со старинными республиканскими учреждениями зарождался особый бюрократический аппарат. Появление его можно объяснить тем авторитетом, которым обладал Август. При создании этого аппарата были

IV.1.1. Обычаи
  Древнейшим источником права являлся обычай, представлявший собой существовавшую в устной традиции норму поведения римского гражданина, которая отвечала представлениям о должном и сп

IV.1.2. Закон
  В архаический период управление римской общиной осуществлялось царями путем принятия властных распоряжений (a regibus gubernabantur). В начале республики, с изгнанием царей, наступа

IV.1.3. Постановления сената
  В эпоху Республики сенат формально не обладал законодательной инициативой. Его компетенция выражалась формулой: сенат полагает, советует и рекомендует (senset, videtur, placet). Отс

IV.1.4. Эдикты магистратов
  Важнейшими источниками римского права являлись эдикты магистратов (претора, курульного эдила, проконсула), которые представляли исполнительную и судебную власть. Магистратуры, как и

IV.1.6. Ответы знатоков права
Хотя во II разделе достаточно подробно рассматривались вопросы развития римской юриспруденции, ответы затоков права (responsa prudentium) в данном параграфе рассматриваются в качестве, прежде всего

IV.2.1. Обычаи
  В классический период, по сравнению с предыдущими эпохами, происходило снижение роли обычая в системе источников права. Во многом это было связано с усилением законодательной активн

IV.2.2. Законы
  В классический период законы, в рамках jus civile, приобрели свое структурное место в системе правовых источников. Они рассматривались как равнозначные рескриптам императоров.

IV.2.3. Сенатусконсульты
В эпоху принципата законодательная власть сената возросла. Это нашло свое теоретическое объяснение в Институциях Гая, который писал, что «постановление сената - это то, что сенат повелел и постанов

IV.2.4. Эдикты магистратов
В эпоху принципата издание преторами своих эдиктов формально не прекратилось. Однако преторы, подчиненные сенату, потеряли нормотворческую инициативу. В эдикты вводилось уже мало нового, и сами нов

IV.2.5. Деятельность юристов
  Развитие правовой системы Рима в этот период связано, в основном, с творчеством независимых юристов (prudentes). К моменту упадка республиканского правления в Риме имело значение де

IV.3.1. Обычаи
  В период расширения императорской власти, проникновения имперского законодательства во все сферы римского права обычаи, как и другие источники права, включаются в систему официальны

IV.3.2. Состояние юриспруденции
  В эпоху домината, в постклассический период развития римского права, труды римских юристов по-прежнему рассматривались в качестве источников правообразования. В 426 г. в За

IV.3.3. Конституции принцепсов
Распоряжения принцепса (constituciones principum) стали приобретать силу источника права с конца I века н.э. Конституции издавались в четырех основных формах: 1) эдикты (edictaе) -

IV.3.4. Первые кодификации римского права
Возникновение самой идеи кондифицировать элементы римской правовой системы связано с расширением и углублением конституционных полномочий главы римского государства - сначала принцепса, а затем дом

IV.3.5. Кодекс Феодосия (Codex Theodosianus)
Тенденции развития римского права в условиях утвердившегося разделения Римской империи на Западную и Восточную были отражены в кодификации правителя восточной части Римской империи Феодосия II Млад

IV.4.1. Разработка законодательства Юстиниана
  Создание законодательства императора Юстиниана I (527 - 565 гг.) проходило в период с 528 г. по 534 г. и осуществилось в четыре этапа. I этап, продолжавшийся с февраля 528

IV.4.2. Состав Corpus juris civilus
  Кодификация Юстиниана, тексты которой в дальнейшем изучались в Западной Европе, включает в себя четыре отдельные части. Последовательность расположения этих частей юстинианского сво

IV.4.3. Институции
  Институции передают основы римского частного права. В конституции Юстиниана imneratoriam подчеркивалось, что они являются «первыми элементами всей юридической науки» и предназначены

IV.4.4. Кодекс Юстиниана
  Кодекс представил собой собрание императорских конституций и явился первой, по времени, частью кодификации Юстиниана. Но, как отмечалось ранее, претерпел две редакции. Реда

IV.4.5. Новеллы Юстиниана
  Новеллы, большей частью, издавались на греческом языке, и лишь некоторые из них - на латинском. В последнем случае руководствовались особыми соображениями, например тем, что данные

IV.4.6. Название Corpus juris civilis и его издания
  Само понятие corpus juris было неотъемлемой традицией римской юриспруденции еще времен разработки Законов XII таблиц для обозначения всей совокупности римской правовой системы.

V. Дигесты как источник римского права
V.1. Цивильное право квиритов: Законы XII таблиц   В предыдущих разделах Законы XII таблиц рассматривались, во-первых, как предмет изучения римских юрис

V.1.1. Создание Законов XII таблиц
  Возникновение Законов II таблиц в качестве первой кодификации римской правовой традиции было вызвано социально-экономическими и политическими условиями развития римского общества в

V.1.2. Структура Законов XII таблиц
  В юридическом плане структура Законов XII таблиц соответствует правовым реалиям той эпохи, когда они создавались. Первые три таблицы рассматривали процессуальные нормы

V.1.4. Древнеримская юридическая техника
  Юдическая техника Законов XII таблиц слагалась из деятельности децемвиров, как законодателей, и тех норм, которые они систематизировали. Децемвиры как своеобразный магистрат были ин

V.2.1. Юрист Гай и происхождение его Институций
Сведения о жизнедеятельности Гая как человека и юриста ограниченны и носят преимущественно реконструктивный характер. Исследовательская традиция относит время жизни Гая к периодам правления четырех

V.2.2. Система и структура Институций Гая
  Гай первым в мировой юридической науке письменно закрепил положение о том, что «все право, которым мы пользуемся относится либо к лицам, либо к вещам, либо к искам».1 Этот подход Га

О гражданском праве и естественном
  § 1.Все народы, которые управляются законами и обычаями, пользуются частью своим собственным правом, частью общим правом всех людей: итак, то право, которое каждый

О правовом положении людей
  § 9. Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди - или свободны, или рабы. § 10. Далее, из свободных людей одни - свободнор

О покоренных с оружием в руках или о законе Элия Сенция
  § 13. Итак, законом Элия Сенция постановлено, чтобы рабы, которые в наказание были заключены господами в оковы, клеймены горячим железом, допрашиваемы пытками за пр

Об иностранцах, покоренных с оружием в руках
  § 14. Peregrini dediticii называются те, которые некогда с оружием в руках сражались против римского народа, а затем, будучи побеждены, сдались. §

О собрании совета
  § 21б. По квиритскому праву мы приобретаем в собственность раба не на основании только того, что мы покупаем его за наши деньги, но законное приобретение раба связа

О вещах
  § 1. В предыдущей книге мы говорили о личных правах; теперь рассмотрим вещи, которые состоят или в нашей собственности, или вне нашего частного владения.

О том, могут ли малолетние что-нибудь отчуждать
  § 80. Теперь нам надлежит знать, что ни женщина, ни малолетний без согласия опекуна отчуждать вещь mancipi не может, что вещь, принадлежащую к разряду nes mancipi,

О Фальдициевом законе
  § 224. Прежде дозволялось истощать все отцовское имущество в виде отказов и отпущений рабов на волю, оставляя наследнику только пустое имя «Наследник». То же самое,

Об отказах, оставленных под предлогом наказания
  § 235. Отказы под предлогом наказания были также недействительны. Отказанным в качестве наказания признается то, что оставляется для принуждения наследника сделать

Об обязательствах
  § 1. Наследства умерших без завещания принадлежат по закону XII таблиц, во-первых, «своим» (ближайшим) родственникам. § 2. «Своими» же нас

О купле и продаже
  § 139. Купля и продажа заключаются, как скоро сошлись в цене, хотя бы цена не была еще уплачена и не был даже дан задаток, ибо то, что дается в виде задатка, есть т

V.3.1. Понятие Дигест
Дигесты в самом своем заглавии получили двойное название: Дигесты или Пандекты. Полностью заглавие звучит так: «Господина нашего, священнейшего принцепса Юстиниана права, избранные и собранные из в

V.3.2. Составление Дигест
Составление Дигест являлось частью работ по созданию всего комплекса законодательства Юстиниана (см. раздел IV, гл. IV). 15 декабря 530 года конституцией Deo auctore Юстиниан приказал приступить к

V.3.3. Структура Дигест
Дигесты разделялись на семь частей (Конституция Tanta, §2): I. Prota – 1 - 4 книги (введение); II. De judiciis – 5 - 11 (о судах); III. De rebus – 12 - 19 книги (о вещах)

V.3.4. Антология юристов
Поскольку Дигесты были сборником фрагментов из сочинений римских юристов, представляется важным учесть персональный состав антологии. Дигесты составлялись на основе определенного списка ав

V.3.5. Издания Дигест
Как и многие памятники юридической мысли, Дигесты оказались утраченными в том подлинном виде, который был утвержден Юстинианом в качестве законодательного акта. Остались поздние рукописи.

Титул I. О правосудии и праве (De justitia et jure)
  1. (Ульпиан). Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда произошло слово «право» (jus). Право получило свое название от «правосудия» (justitia), ибо, согласн

Титул III. О законах, сенатусконсультах и долговременном обычае
(De legibus senatusque et longa consuetudine)   1. (Папиниан). Закон есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание пре

Титул IV. О конституциях принцепсов
(De constitutionibus principum)   1. (Ульпиан). То, что решил принцепс, имеет силу закона, так как народ посредством царского закона, принят

Титул V. О положении людей
(De statu hominum)   1. (Гай). Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к действиям (ad actiones).

Титул VI. О тех, кто является (лицами) своего чужого права
(De his qui sui vel alieni juris sunt)   1. (Гай). Следует другое деление, с точки зрения права, лиц: некоторые лица являются лицами своего

Титул VIII. О делении вещей и свойствах их
(De divisione rerum et quatate)   1. (Гай) Наиболее общим образом вещи делятся на две части: одни являются вещами божественного права, други

Историческая форма преторского эдикта
  EDICTUM PERPETUUM 1 I 1. De his qui in municipio colonia foro jure dicundo praesunt (О тех, кто председательствует в суде муниципия, колонии или города) [ D. 50,1]

Книга 1-я
  Титул 1. О правосудии и праве (72). Титул 2. О происхождении права и всех должностных лиц и преемственности мудрецов (то есть юристов) (2). Титул 3. О законах, сен

Книга 2-я
  Титул 1. О юрисдикции (20). Титул 2. Какие правовые положения кто-либо устанавливается в отношении другого, те же положения могут быть применены и в отношении его самого (4

Книга 4-я
  Титул 1. О восстановлении в первоначальное положение (8). Титул 2. О том, что совершено вследствие страха (23). Титул 3. О злом умысле (40). Титул 4. О не

Книга 7-я
  Титул 1. Об узуфрукте и каким образом кто-либо осуществляет узуфрукт (74). Титул 2. О приращении узуфрукта (12). Титул 3. Когда возникает узуфрукт, предоставленный

Книга 11-я
  Титул 1. О допросах при производстве дела перед магистратом и об исках, формулируемых в зависимости от результатов допроса ответчика (22). Титул 2. По каким делам следует и

Книга 12-я.
  Титул 1. О вверенных вещах, если предъявляется требование о чем-либо определенном и о кондиции (42). Титул 2. О присяге – добровольной, или необходимой, или судебной (42).

Книга 13-я
  Титул 1. О кондиции в случае воровства (20). Титул 2. О кондиции, вытекающей из закона (1). Титул 3. О кондиции, возникающей в случае, если предметом долга являетс

Книга 14-я
  Титул 1. Об иске к хозяину корабля (7). Титул 2. О Родосском законе о выброшенном в море (10). Титул 3. Об иске в случае, если имеется заведующий (20). Ти

Книга 18-я
  Титул 1. О заключении купли и о договорах между продавцом и покупателем и какие вещи не могут быть продаваемы (81). Титул 2. О расторжении договора продажи в случае лучшего

Книга 20-я
  Титул 1. О залогах и ипотеках и как они устанавливаются и о договорах о них (35). Титул 2. В каких случаях соглашение о залоге или об ипотеке устанавливается молчаливо (10)

Книга 25-я
  Титул 1. О расходах, произведенных на вещи, входящие в приданое (16). Титул 2. Об исках о похищенных вещах (30). Титул 3. О признании и содержании детей или родите

Книга 26-я
  Титул 1. Об опеках (18). Титул 2. О завещательной опеке (34). Титул 3. Об утверждении опекуна или попечителя (11). Титул 4. О законных опекунах (11).

Книга 27-я
  Титул 1. Об освобождении от выполнения обязанностей опекуна и попечителя (46). Титул 2. Где подопечный должен воспитываться или находиться и о содержании, которое должно бы

Книга 28-я
  Титул 1. Кто может совершать завещание и каким образом завещания совершаются (31). Титул 2. О назначении наследниками детей и детей, которые родятся после смерти отца, о ли

Книга 29-я
  Титул 1. О завещании воина (44). Титул 2. О приобретении наследства и об отказе от наследства (99). Титул 3. Каким образом завещания вскрываются и осматриваются и

Книга 33-я
  Титул 1. О легатах и фидеикомиссах, уплачиваемых ежегодно (25). Титул 2. О предоставленных в качестве легета или фидеикомисса пользовании, узуфрукте, доходе, жилье и услуга

Книга 34-я
  Титул 1. О предоставлении в качестве легата содержания или съестных припасов (23). Титул 2. О предоставлении в качестве легата золота, серебра, нарядов, украшений, мазей, п

Книга 37-я
  Титул 1. О владении (наследственным) имуществом (16). Титул 2. Если имеется завещание (1). Титул 3. О предоставлении владения (наследственным) имуществом безумному

Книга 38-я
  Титул 1. Об услугах вольноотпущенников (51). Титул 2. Об имуществе вольноотпущенников (51). Титул 3. О вольноотпущенниках совокупности лиц (1). Титул 4. О

Книга 40-я
  Титул 1. Об освобождении (рабов) (26). Титул 2. О (рабах), освобожденных посредством жезла (25). Титул 3. Об освобождениях, предоставляемых рабам, принадлежащим со

Книга 41-я
  Титул 1. О приобретении собственности на вещи (66). Титул 2. О приобретении или утрате владения (53). Титул 3. О перерывах давности и о давности (49). Тит

Книга 42-я
  Титул 1. О судебном решении и о действии решений и об определениях (64). Титул 2. О лицах, учинивших признание (8). Титул 3. Об уступках имущества (9). Ти

Книга 43-я
  Титул 1. Об интердиктах или о чрезвычайных исках, которые предоставляются вместо них (5). Титул 2. Об интердикте Quorum bonorum (2). Титул 3. Об интердикте Quod le

Книга 44-я
  Титул 1. О процессуальных возражениях и предварительных решениях (24). Титул 2. О процессуальном возражении и о том, что данное дело еже разрешено судом (31). Титу

Книга 46-я
  Титул 1. О поручителях и о лицах, давших поручение произвести платеж или дать поручительство (73). Титул 2. О новациях и возложениях долга на другое лицо (34). Тит

Книга 47-я
  Титул 1. О частных деликтах (3). Титул 2. О воровстве (93). Титул 3. О бревне, использованном для чужой постройки (2). Титул 4. Если тот, кто должен получ

Книга 48-я
Титул 1. О государственных уголовных делах (14). Титул 2. Об обвинениях и письменных заявлениях об обвинениях (22). Титул 3. О содержании обвиняемых под стражей и о предъявлении и

Книга 49-я
  Титул 1. Об апелляциях и докладах (28). Титул 2. На чьи решения не дозволяется апеллировать (2). Титул 3. Кому на кого приносится апелляция (3). Титул 4.

Книга 50-я
  Титул 1. О гражданах муниципии и о жителях (38). Титул 2. О декурионах и их сыновьях (14). Титул 3. О составлении списка (2). Титул 4. Об обязанностях и п

Краткие биографические сведения о римских юристах
  Абурнит Валент, Л. Фульфит (род. ок. 100 г.) - руководитель сабинианцев. Понтифик. Автор книг о фидеикомиссах (fideicommissum). Ацилит Са

Глоссарий
  Агнаты - в Древнем Риме лица, состоящие под властью домовладыки; родственники по закону (в отличие от кровных родственников - когнатов). Баз

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги