рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Лекция 12. Теории происхождения права и концепции правопонимания.

Лекция 12. Теории происхождения права и концепции правопонимания. - Лекция, раздел Политика, Предмет и методология теории государства и права 1. Теологическая Теория Происхождения Права. 2. Естественно-Правовая...

1. Теологическая теория происхождения права.

2. Естественно-правовая теория происхождения права.

3. Историческая теория происхождения права

4. Психологическая теория происхождения права.

5. Марксистская теория происхождения права.

6. Основные концепции правопонимания.

Происхождение права, как и происхождение государства, все­гда привлекало внимание мыслителей древности и в более поздние времена. Познание процесса правообразования позволяет познать природу права, его сущность, характерные особенности, выяснить соотношение права и государства, а также с другими социальными явлениями.

 

1. Особая роль в познании права первоначально отводилась ре­лигии. Поэтому наиболее древние учения о государстве — теоло­гические. В Древнем Египте, Вавилоне, Иудее господствовала идея бо­жественного происхождения государства и права. Появление пра­ва обосновывалось божественным промыслом. Правовые нормы — это нравственные правила жизни, которые исходят от Бога и ука­зывают человечеству правильное направление жизни. Понятие права связывалось со справедливостью, а впоследствии — с пра­восудием. Именно Богом устанавливается в обществе вечный есте­ственно-божественный порядок справедливости. Все люди равны и наделены Богом равными возможностями. Следовательно, нару­шение этого равенства в человеческих отношениях есть отступление от божественного закона. Важным фактором, поддерживающим бо­жественный порядок в обществе, является наказание: при жизни со стороны государства, а после смерти за прегрешения и проступки, в том числе преступления, — божественным судом. Наибольшее распространение теологические учения получили в период утверждения феодальных отношений. В этот период появ­ляется учение известного ученого-богослова Фомы Аквинского. Согласно его учению миром управляет Божественный разум. Право есть действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а сама справедливость выражает отношение челове­ка не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каж­дому ему принадлежащего. Ф. Аквинский различал право и закон. Последний представлял собой «известное установление разума для общего блага, обнародо­ванное теми, кто имеет попечение об обществе», т.е. правителями. Закон оценивается с точки зрения соответствия его праву как выс­шей справедливости, имеющей божественное происхождение. Веч­ный закон не доступен человеческому сознанию. Но человек разли­чает добро и зло, должное и недолжное поведение. На этой основе он разрабатывает рационалистические принципы, составляющие естественный закон. Таким образом, Ф. Аквинский утверждал, что существует Вечный закон, который управляет Вселенной, — это божественный разум, его часть составляет божественный закон, который содержится в Библии. От него производны все другие за­коны. В частности, от него произволен естественный закон, кото­рый есть отражение Вечного закона в человеческих отношениях.

В эпоху капитализма теологические теории нашли выражение в виде неотомизма, который исходит из божественной природы пра­ва. Наиболее ярким представителем этого направления был Жак Маритен (1882 — 1973). По его мнению, существуют два мира: мир сущностей, духовный, нематериальный мир и производный от него мир материальный. Их единство определяется духовным началом — Богом. Право, как и государство, представляет собой результат действия духов­ных начал, отражение божественного разума в общественном по­рядке. Ж. Маритен связывал нормативное регулирование поведе­ния и поступков человека с так называемым нормами-пилотами, которые воспроизводят вечный божественный закон и ориентируют человека на выполнение нравственного долга, умножение блага и помогают избегать зла.

 

2. Естественно-правовые учения относятся к самым распростра­ненным правовым теориям. По своему содержанию они не однород­ны, особенно в современных модификациях. Отдельные положения теории естественного права были извест­ны мыслителям Древней Греции и Древнего Рима. В частности, со­фисты исходили из того, что в основе образования права нет ничего вечного, неизменного. «Право» или «правда» есть результат согла­шения людей, их договоренности придерживаться в своих взаимо­отношениях определенных правил, чтобы обеспечить безопасность всех и каждого. Таким образом, право — изобретение людей, ис­кусственное образование. Против этого возражали такие выдаю­щиеся мыслители древности, как Сократ, Платон, Аристотель. Они исходили из того, что не все право искусственное изобретение чело­веческого разума. Наряду с письменными законами существуют вечные, неписаные законы, не зависящие от воли людей и состав­ляющие естественное право, «вложенное в сердца людей самим Бо­жественным разумом».

Расцветом теорий естественного права принято считать XVII — XVIII вв. Значительный вклад в развитие этих теорий внесли Г. Гроций и Б. Спиноза (Голландия), Т. Гоббс и Д. Локк (Анг­лия), Ж.Ж. Руссо и П. Гольбах (Франция) и А.Н. Радищев (Россия). Они отказались от идеи божественного происхождения естественного права и обратились к воле народов, наций, отдельно­го человека. Признавалось, что в обществе наряду с позитивным правом, созданным государством (законодательством), существует высшее право, свойственное человеку от природы, — естественное право. Оно служит критерием позитивного права с точки зрения его соответствия справедливости. Если такого соответствия нет, то законы государства являются неправовыми. При этом под естест­венным правом понимались законы природы, которые провозгла­шают всех равными, следовательно, законы государства должны быть одинаково справедливыми ко всем людям. Основные положения теории естественного права нашли закре­пление в Декларации независимости США (1776), затем в Консти­туции США 1787 г., в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789) и др.

Для возрожденного естественного права характерно возникно­вение на его базе частных теорий и доктрин.

Феноменологическая теория (от греч. слова «феномен», обо­значающего явление, постигаемое при помощи чувств). Наиболее ярким представителем этой теории был нем. философ Э. Гуссерль (1859—1938). В основу происхождения права он кладет представ­ление о так называемых эйдосах — чистых сущностях, идеальных юридических формах, априорных (заранее определенных) норма­тивных идеях. Эйдетическое право — разновидность естественного права, которое предшествует позитивному праву и определяет его содержание. Правовые эйдосы (нормы) существуют всегда в при­роде в виде объективных притязаний, обязательств, собственности и других категорий. Они приобретают юридическую форму лишь тогда, когда на них направлено сознание человека.

Экзистенциалистическая теория (экзистенциализм — филосо­фия существования, образа жизни) исходит из противопоставления обыденного, отчужденного бытия и глубинного, живого существо­вания, воплощенного в существовании (лат. слово «экзистен­ция» — существование) человека. Право черпает свою силу именно в способе существования человека, хотя внешне воплощается в за­стывших искусственных формах. Отсюда позитивное право имеет вторичный и, следовательно, необязательный характер.

Герменевтическое направление естественной теории (от греч. слова «герменевтика» — разъясняю, т.е. искусство истолкования текста) исходило из недопустимости разрыва и противопоставле­ния естественного и позитивного права. Сторонники герменевтиче­ского подхода к происхождению и сущности права полагают, что естественное право развивается исторически и выступает как выс­шая справедливость для каждого конкретного периода развития общества. Право есть соответствие должного и сущего, их полное совпадение. Текст юридического закона должен «вписываться» в фактическое положение вещей. Главное при таком подходе не нормы права, а правовые отношения между людьми, правовые ре­шения, правовые поступки и правовое поведение людей.

 

3. Историческая школа права сформировалась в Германии в про­тивовес теории естественного права. Ее главой считается Ф. Сави-ньи (1779 — 1861). Он выступал против игнорирования специфиче­ски национальных потребностей и особенностей в праве и отрицал участие свободной человеческой воли в развитии истории и права. Право, по его мнению, не является искусственным изобретением за­конодателя, но не выдумано людьми. Истоки права надо искать в истории его развития. Право возникает стихийно, подобно языку, естественно и посте­пенно, и служит выражением духа народа, присуще только этому народу. Законодатель не может «пересоздать» право, как и не мо­жет изменить законы языка. Задача законодателя — зафиксиро­вать веками складывающиеся обычаи и народные верования, при­дать им юридическую форму как «общее утверждение нации». Видными представителями исторической школы права были Г. Гуго (1764-1844) и Г. Пуха (1798-1846).

 

4. Психологическая теория происхождения права исходит из того, что источником формирования права служат внутренние переживания людей, их правовые эмоции. Основоположником психологического направления в юриспруденции считают дорево­люционного юриста Л..И. Петражицкого (1867 — 1931). Он пола­гал, что появление официальных юридических норм стало возмож­ным в силу способности людей к правовым эмоциям, особого психического состояния, которое позволяет регулировать человече­ское поведение в рамках сущего и должного.

 

5. Марксистское учение о происхождении права базируется на основополагающей идее — возникновение права неразрывно связа­но с образованием государства. А поскольку они возникают одномоментно, причины и закономерности их развития одни и те же, а именно: появление прибавочной стоимости, затем и частной собст­венности привело к расколу общества на антагонистические клас­сы. Согласно марксистской теории право жестко привязано к госу­дарству и подчинено ему. Оно служит его инструментом, с помо­щью которого государство решает свои классовые задачи. Отсюда главная функция права — принуждение, подчинение воле того класса или той социальной группы, которые стоят у власти.

Подытоживая изложенный материал о происхождении права, можно сделать вывод, что среди ученых нет единства мнений по данному вопросу. Почти все теории происхождения права основы­ваются на истинных свойствах права и процессах его возникнове­ния, но при этом отдельные факторы нередко преувеличиваются.

 

6. В разные исторические эпохи менялось представление о пра­ве. Это объяснялось развитием общества, государства, сложной природой права. Например, Аристотель считал право олицетворе­нием политической справедливости и нормой политических отно­шений между людьми. Право служит критерием справедливости и является регулирующей нормой политического общения. Сократ (469-399 гг. до н.э.) и Платон (428/427-348/347 гг. до н.э.) в своем правопонимании также исходили из совпадения справедли­вого и законного. По учению Цицерона, в основе права лежит при­сущая его природе справедливость. По мнению Р. Иеринга (1818— 1892), содержание права состав­ляют интересы субъектов социального взаимодействия, т.е. инте­ресы общества в целом, а единственным источником права является государство. Ж.Ж. Руссо видел цель всякой системы законов в сво­боде и равенстве.

право принято рассматривать как совокупность трех его образов:

— общеобязательные нормы, законы, деятельность судебных и других юридических учреждений, т.е. речь идет о реалиях, с ко­торыми человек сталкивается в своей практической жизни;

— особое сложное социальное образование, такое же, как го­сударство, искусство, мораль;

— явление мирозданческого порядка — одно из проявлений жизни людей.

В зави­симости от того, какого из названных начал или форм придержива­ются те или иные исследователи, сложились три разных подхода к праву, к его пониманию, или три типа правопонимания: норма­тивный; нравственный (философский); социологический.

При нормативном подходе (его иногда называют этатистским от франц. слова «Etat» — государство) право рассматривается как система регулирующих человеческое поведение правил, исходя­щих от государства и охраняемых им. Нормативное правопонимание основывается на теории позитивного права, отождествляюще­го право и закон. Государственная власть является источником права. Человек имеет права в силу их закрепления в актах государ­ства, а не в силу своей природы. Следовательно, только нормы за­конов выступают истинным правом. Достоинство этого подхода видится в том, что он:

1) фиксирует посредством норм права границы дозволенного и запрещенного поведения;

2) указывает на прямую связь права и государства, его обще­обязательность;

3) подчеркивает, что право обладает формальной определенно­стью, что находит выражение в нормативных правовых актах, в ча­стности в законах;

4) право всегда есть принудительный порядок, установленный государством;

5) право — это волевой акт государства.

Но нормативный подход к пониманию права имеет и недостатки:

а) признается правом только то, что исходит от государства, и отрицаются естественные неотъемлемые права человека;

б) подчеркивается роль субъективного фактора в формирова­нии права, т.е. создается иллюзия, будто принятие закона достаточ­но для решения любых социальных проблем;

в) не раскрывает действие права, его движущие силы, регуля­тивные свойства, в том числе его связь с общественными отноше­ниями. Иначе говоря, не раскрывается право «в действии».

г) право отождествляется с формой его выражения и воплоще­ния — законодательством.

Нравственный (философский) подход к пониманию права (его еще называют естественно-правовым) основывается на теории естественного права, которая имеет свои корни в политико-право­вых учениях XVII —XVIII вв. С позиций естественного права последнее толкуется как идеоло­гическое явление (идеи, представления, принципы, идеалы, миро­воззрение), отражающее идеи справедливости, свободы человека и формального равенства людей. Нравственный подход признает важнейшим началом права, правовой материи его духовное, идейное, нравственное начало, т.е. представления людей о праве. Правовые нормы могут правиль­но или ложно отражать эти идеи. Если нормы законодательства со­ответствуют естественной природе человека, не противоречат есте­ственным неотъемлемым его правам, то тогда они составляют право. Сторонники теории естественного права исходят из того, что люди равны по своей природе, наделены от природы определенны­ми правами и свободами. Содержание этих прав не может устанав­ливаться государством, оно лишь должно их закреплять и обеспе­чивать, а также охранять и защищать. Таким образом, с точки зрения естественного права право есть совокупность нравственных требований к закону и государству. Нравственный (философский) подход к пониманию права име­ет достоинства и недостатки. Достоинство нравственного типа правопонимания состоит в следующем:

1) право трактуется как безусловная ценность — признание в качестве права свойственной данному обществу меры свободы, ра­венства как выразителя общих (абстрактных) принципов и идей нравственности, фундаментальных прав человека, справедливости, гуманизма, других ценностей. На эту идею должен ориентировать­ся законодатель, который при принятии новых норм права должен исходить из естественных прав человека;

2) естественное право существует независимо от государства, общества и сознания человека, т.е. это социальная реальность;

3) естественное право постоянно и неизменно, оно абсолютное добро и не подвержено «порче»;

4) различает право и закон. Не любой закон является правовым.

В качестве недостатков нравственного (философского) подхо­да к пониманию права следует признать:

1) расплывчатое представление о праве, поскольку, как пишет проф. М.И. Байтин, «высокие, но абстрактные идеалы при всей их значимости сами по себе не могут заменить властного нормативного регулятора отношений между людьми, служить критерием право­мерного и неправомерного поведения»;

2) неодинаковое понимание участниками общественных отно­шений таких ценностей, как справедливость, свобода, равенство;

3) негативное воздействие на отношение к закону, законности, возникновение правового нигилизма;

4) возможность субъективной и даже произвольной оценки гра­жданами, должностными лицами, государственными, обществен­ными органами законов и других нормативных правовых актов. Оценивая ту или иную норму как противоречащую естественным правам человека, гражданин или другой субъект может отказаться на этом основании от ее соблюдения;

5) невозможность отделить право от морали.

Социологический подход к пониманию права сложился во вто­рой половине XIX в. и был направлен на познание права как соци­ального явления, которое относительно независимо от государства. Он отдает предпочтение действиям или правоотношениям. Причем правоотношения противопоставляются нормам права, составляют центральное звено в правовой системе. Право — это не то, что заду­мано и записано, а то, что получилось в действительности, в прак­тической деятельности адресатов норм права. Нормы права пред­ставляют собой только часть права, а право не сводится к закону. Представители социологического подхода к праву различают право и закон. Собственно право составляют правоотношения и склады­вающийся на их основе правопорядок. Правовые от­ношения предшествуют правовым нормам. Право — это то, что ре­ально сложилось в жизни. Право, зафиксированное в законах, и право, фактически скла­дывающееся на практике, отличаются так же, как живое право отличается от мертвого права. Предписания закона становятся нор­мами права, когда они фактически применяются на практике. Социологическая школа имеет следующие недостатки. Во-первых, есть опасность размы­вания понятия права: оно становится очень неопределенным; во-вторых, возникает опасность произвола со стороны судебных и ад­министративных органов, т.е. любые действия государственного аппарата и должностных лиц будут признаваться правом; в-треть­их, игнорируется тот факт, что право — это не сама деятельность субъектов, а регулятор их деятельности, общественных отношений. Нельзя действия наделять свойствами регулятора.

Каждое из названных правопониманий имеет свои основания, поэтому имеет своих сторонников. Нравственный (философский) и социологический подходы к праву образуют так называемое широкое понимание права, а нор­мативный — узкое.

Освещение проблемы правопонимания будет неполным, если не осветить еще одну позицию — либертарно-юридический подход к пониманию права, предложенный акад. РАН B.C. Нерсесянцем. Он выделяет всего два противоположных типа правопонимания: 1) легистский (от лат. слова «lex» — закон) и 2) юридический (от лат. слова «ius» — право). Согласно легистскому подходу под правом понимается продукт государства, принудительное установление (приказ) официальной государственной власти. Таким образом, право и закон отождеств­ляются. Это соответствует нормативному подходу к праву. Юридический подход различает право и закон, а под правом по­нимает нечто объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола государственной власти, особый социальный регулятор со своей природой, сущностью, отличительными признаками. В рамках юридического подхода различаются две концепции:

а) естественно-правовая, которая считает исходным началом права подлинное право, которое коренится в «природе вещей» и во­площает начала разумности, нравственности и справедливости;

б) концепция либертарно-юридическая, которая тоже различа­ет право и закон, но под правом понимает не естественное право, а нормативное выражение принципа формального равенства, ко­торый составляет сущность и отличительный признак права.

Отражением данного подхода к праву является интегративный, или синтетический, подход к праву, объединяющий все основные подходы к правопониманию. В частности, проф. В.К. Бабаев определяет право как систему нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженных большей частью в законодательстве и ре­гулирующих общественные отношения. А проф. В.И. Червонюк определяет право с точки зрения интегративного подхода как со­вокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, ре­гулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоот­ношении друг с другом.

Психологический подход к пониманию права. В широкое по­нимание права нередко включаются наряду с нормами права, пра­воотношениями, идеями права также и правосознание. Тем самым признается психологический аспект права. Для этого направления характерно преувеличение роли психологического фактора в пра­вовой жизни. Л.И. Петражицкий полагал, что право не есть реальность, оно лишь комплекс переживаний человека, а права и обязанности су­ществуют не реально, а в сознании того, кто в данную минуту пере­живает конкретные юридические чувства и мысли. Право есть пси­хологический фактор общественной жизни и действует только психологически. Более того, Л.И. Петражицкий рассматривал право как явле­ние, порожденное индивидуальным сознанием, а не общественным. Единственным источником права он считал индивидуальное созна­ние. Всякое иное право, существующее вне сознания человека, есть оптический обман.

Понимание права очень важно не только для познания права, но и для решения многих практических вопросов, например об ис­точниках права, его эффективности, пределах правового воздейст­вия,, разрешении противоречий права и т. д.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет и методология теории государства и права

На сайте allrefs.net читайте: лекция 1. предмет и методология теории государства и права.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Лекция 12. Теории происхождения права и концепции правопонимания.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция 1. Предмет и методология теории государства и права.
1. Предмет и объект изучения теории государства и права. 2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. 3. Функции теории государства и права.

Лекция 2. Социальная и нормативная организация первобытного общества. Причины возникновения государств.
1. Социальная организация первобытного общества. 2. Переход от присваивающей к производящей экономике. 3. Нормативная система первобытного общества.   1. В

Лекция 3. Основные концепции происхождения государств.
1. Типичные и уникальные формы возникновения государства. 2. Города-государства. 3. Другие теории происхождения государства.   1. Вопрос о причинах возникно

Лекция 4. Понятие, сущность и типология государства.
1. Понятие государства, его признаки. 2. Сущность государства. 3. Социальное назначение государства. 4. Типология государств.   1. Государство пред

Лекция 5. Власть и её виды. Особенности государственной власти.
1. Общая характеристика власти. 2. Виды власти. 3. Государственная власть. 4. Компоненты государственной власти.   1. Как отмечалось ранее, одним и

Лекция 6. Форма правления государства. Государственно-правовой режим.
1. Форма государства. 2. Форма правления государства. 3. Государственно-правовой режим.   1. Любое государство представляет собой единство сущности, содержа

Лекция 7. Форма государственного устройства. Межгосударственные объединения.
1. Политико-территориальная организация (государственное устройство). 2. Межгосударственные объединения.   1. В юридической литературе термином «государственное устр

Лекция 8. Функции государства.
1. Понятие функций государства. Факторы воздействия на них. 2. Классификация функций государства. 3. Внутренние функции государства. 4. Внешние функции государства.

Лекция 9. Механизм государства.
1. Понятие и особенности государственного механизма. Признаки органа государства. 2. Виды органов государства. Принципы их организации и деятельности. 3. Принцип разделения власте

Лекция 10. Политическая система и место в ней государства.
1. Понятие политической системы. 2. Структура политической системы. 3. Государство в политической системе. 4. Государство и общественные объединения. 5. государс

Лекция 11. Российская государственность.
1. Советское государство как результат революционного перехода от буржуазного к социалистическому государству. 2. Марксистская теория пролетарского государства. 3. Советская форма

Лекция 13. Сущность и функции права.
1. Сущность права. 2. Функции права. 3. Право в объективном и субъективном смыслах.     1. В философии под сущностью любого явления понимается

Лекция 14. Право в системе регулирования общественных отношений.
1. Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы. 2. Социальные и технические нормы. 3. Виды социальных норм. 4. Общее и особенное в с

Лекция 15. Право и другие социальные явления.
1. Соотношение государства и права. 2. Право и политика. 3. Право и справедливость. 4. Право и социальные интересы. 5. Ценность права.   1

Лекция 16. Нормы права.
1. Понятия и признаки нормы права. 2. Структура правовой нормы. 3. Классификация норм права. 4. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.

Лекция 17. Источники права.
1. Понятие источника (формы) права. 2. Виды источников права. 3. Законы как источник права. Виды законов. 4. Подзаконные акты.   1. В юридической н

Лекция 18. Система права.
1. Понятие системы права. Характеристика её элементного состава. 2. Система отраслей права. 3. Система права и система законодательства. 4. Материальное и процессуальное

Лекция 19. Правовые системы современного мира.
1. Понятие правовой системы. Типология правовых систем. 2. Краткая характеристика правовых семей.   1. В различных странах существуют различные национальные правовые

Лекция 20. Правотворчество.
1. Понятие, содержание и принципы правотворчества. 2. Виды правотворчества. 3. Стадии правотворчества. Законодательный процесс. 4. Пределы действия нормативных правовых а

Лекция 21. Правоотношения.
1. Понятие и особенности правоотношений. 2. Состав правоотношений. 3. Юридические факты. 4. Виды правоотношений.   1. Правовые отношения являются ц

Лекция 22.Теория реализации права.
1. Понятие и формы реализации права. 2. Специфика правоприменительной деятельности. 3. Стадии правоприменительного процесса. Ошибки в правоприменении. 4. Акты применения

Лекция 23. Коллизии в праве.
1. Понятие юридических коллизий. 2. Виды коллизий и причины их возникновения. 3. Коллизии норм права и нормативных актов. 4. Способы устранения коллизий. Превентивные мер

Лекция 24. Толкование права.
1. Общее понятие толкования права. 2. Способы (приёмы) толкования права. 3. Виды толкования права. 4. Толкование норм права по объёму. 5. Интерпретационные акты.

Лекция 25. Юридическая техника.
1. Законодательная и правоприменительная техника. 2. Технико-правовые категории. 3. Юридические документы.   1. Под юридической техникой понимается совокупн

Лекция 26. Механизм правового регулирования.
1. Понимание механизма правового регулирования. 2. Структура и стадии правового регулирования. 3. Эффективность механизма правового регулирования.   1. Регу

Лекция 27. Правомерное поведение.
1. Понятие правомерного поведения. Право и поведение. 2. Типология правомерного поведения.   1. Достижение правомерного поведения всех субъектов правового общения яв

Лекция 28. Правонарушения.
1. Понятие правонарушения, его признаки, юридический состав. 2. Виды правонарушений, причины их совершения.   1. Понятие «правонарушение» является одним из основопол

Лекция 29. Юридическая ответственность.
1. Юридическая ответственность: понятия и признаки. 2. Виды юридической ответственность. 3. Цели и причины юридической ответственности.   1. Концепция юриди

Лекция 30. Законность и правопорядок.
1. Три аспекта понятия законности. Её структура. 2. Принципы законности. 3. Гарантии законности. 4. Конституционная законность. 5. Правопорядок: черты, содержани

Лекция 31. Правосознание.
1. Понятие правосознания и его структура. 2. Функции и виды правосознания. Связь правосознания и права.   1. Любое явление общественной жизни обязательно проходит че

Лекция 32. Правовая культура.
1. Правовая культура: Понятие, элементы, формы действия. 2. Функции правовой культуры.   1. К понятию «правосознание» тесно примыкает понятие «право­вая культура», к

Лекция 33. Государство и гражданское общество.
  1. Понятие гражданского общества. 2. Взаимодействие гражданского общества и государства.   1. Понятия «общество» и «гражданское общество» не тождеств

Лекция 34. Социальное государство.
1. Понятие, принципы, признаки, функции и типология социального государства. 2. Формирование социального государства в России. 1. Понятие «социальное государство» — новое для росс

Лекция 35. Правовое государство.
1. Развитие идей правового государства. 2. Признаки правового государства.   1. Конституции ряда современных государств закрепили их ха­рактеристику в качестве право

Лекция 36. Институт прав человека в России.
1. Общая характеристика. Принципы действия. 2. Классификация прав человека. 3. Юридические обязанности человека. 4. Механизмы защиты прав человека.  

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги