рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Лекция 3. Основные концепции происхождения государств.

Лекция 3. Основные концепции происхождения государств. - Лекция, раздел Политика, Лекция 1. Предмет и методология теории государства и права 1. Типичные И Уникальные Формы Возникновения Государства. 2. Города-...

1. Типичные и уникальные формы возникновения государства.

2. Города-государства.

3. Другие теории происхождения государства.

 

1. Вопрос о причинах возникновения государства остается в науке дискуссионным. Несомненно одно— в процессе длительного разви­тия первобытного общества постепенно создавались предпосылки для качественного его преобразования и к переходу на новую сту­пень развития. Одни ученые считают, что важную роль в таком переходе к но­вому качественному состоянию сыграло общественное разделение труда, которое пришло на смену естественному половозрастному распределению трудовых функций, существовавшему в первобыт­ной общине. Первым крупным общественным разделением труда было отделение от земледелия скотоводства, вторым — ремесла, третьим — обособление специальной группы людей, занимающих­ся обменом товаров, — купцов. Общественное разделение труда и связанное с этим совершенст­вование орудий труда привело к росту его производительности, появлению избыточного продукта и в итоге — к возникновению ча­стной собственности. Появились состоятельные люди и бедные, интересы их были противоположными, и в этих условиях родопле-менная организация власти оказалась неспособной управлять та­ким обществом. Институты власти первобытного общества были рассчитаны на управление равными людьми, с общими, одинаковы­ми интересами, а в условиях, когда такого равенства не было, по­требовалась иная организация власти, сориентированная на сдер­живание противоборства различных групп и слоев общества. И такой организацией стало государство. По мнению других исследователей, родовая организация обще­ства постепенно, эволюционно трансформировалась в государство, сохраняя историческую преемственность и проходя определенные стадии. Одной из таких переходных, предгосударственных стадий была, по мнению Л. Моргана, «военная демократия». Здесь еще со­хранялись органы родового общинного самоуправления, но посте­пенно набирали силу новые формы в лице военачальника и его дру­жины, появились зачатки военно-насильственного принуждения, поскольку родовая традиционная организация самоуправления уже была не в состоянии разрешать возникающие противоречия.

В современной науке доминирует мнение, что одним из основ­ных является восточный путь возникновения государства, или «азиатский способ производства» (Древний Восток, Африка, Аме­рика, Океания). Здесь родоплеменная знать, занимавшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы, а коллективная (общественная) собственность постепенно превратилась в государственную. Частная собственность не играла существенной роли. На этот путь зарождения государства значи­тельное влияние оказали географическое положение, необходи­мость строительства крупных ирригационных сооружений и экс­плуатации их. Восточные государства отличались друг от друга, но имели и много общего. Например, все они были деспотическими монархиями, имели мощный чиновничий аппарат, экономическую основу государства составляла государственная собственность. Но при этом в них не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Классов в общепринятом смысле в обществе вос­точного типа не было, дифференциация происходила по месту тех или иных групп на иерархической лестнице государственной орга­низации: высшее положение занимал правитель, затем следовали ближайшие к правителю советники и высшее чиновничество, сле­дующую ступень занимало среднее чиновничество и низшую сту­пень, или основание пирамиды, — свободные общинники, которые не имели собственных средств производства и работали на земле, принадлежащей государству. Таким образом, государство восточ­ного типа одновременно выступало организатором процесса про­изводства и эксплуатировало общинников, которые, не имея соб­ственных средств производства, были вынуждены работать на государственной земле и на условиях, диктуемых им государством. По другому историческому пути возникло и развивалось госу­дарство в Европе, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества. По господствовавшей ранее в отечественной науке концепции первобытнообщинный строй сменило рабовладельческое государст­во. Так ли было на самом деле?

Исторические исследования показывают, что общинников-зем­ледельцев, которые были основной производительной силой ранне­классового государства, нельзя приравнивать к рабам. Их зависи­мость не была ни рабской, ни крепостнической. Общинники имели дело лишь с государством, которому принадлежала собственность на землю и иные средства производства, а не с каким-то определен­ным лицом — рабовладельцем или помещиком. Таким образом, восточный путь был типичным для возникновения государства. В качестве примера возникновения рабовладельческого госу­дарства основоположники марксизма ссылались на Афины и Рим. Однако современной наукой установлено, что им предшествовали более древние ахейские классовые структуры, схожие по структуре с государствами азиатского способа производства. Отсюда следует, что рабовладельческое государство, характерное для определенно­го этапа античной истории, является не универсальной формой, а уникальной и присуще лишь конкретной ситуации Древней Гре­ции и Древнего Рима. Причем это был лишь этап в истории их госу­дарственности, которому предшествовал период первичных форм государственности, имевших черты раннеклассовых государств. Типичным же был путь раннеклассового города-государства со сложной социальной структурой и многочисленными общественны­ми функциями.

 

2. Древнейшие государственные образования, как правило, возни­кали на социально-экономической основе раннего земледельческо­го общества. Первые города-государства образовались в 4 — 3 тыся­челетиях до н.э. в Месопотамии, Горном Перу и других регионах в разное время и независимо друг от друга. Город-государство представлял собой поселок (селение), в ко­тором проживали свободные общинники-земледельцы. Однако они селились по территориальному принципу, а не по родству. Эти об­щины уже представляли собой соседскую общину, а не родовую. Город-государство был административно-хозяйственным и религи­озным центром самого селения и прилегающей к нему местности. В самом городе постоянно проживали вожди, жрецы, чиновники. Следовательно, город-государство имел три центра: управления го­родской общиной; административного лидерства (дворец); идеоло­гического лидерства — храм. Город-государство имел четкую социальную дифференциацию по принципу разделения труда, по имущественному признаку, по территориальному расселению: появляются кварталы медников, горшечников, оружейников, портных и других ремесленников. По­степенно выделяется знать, которая присваивает общественные должности и передает их с помощью династического механизма — от родителей детям. Таким образом, типичным средством образова­ния господствующих классов был наследственный механизм пере­дачи должностей, а не путь присвоения прибавочного продукта. Город-государство выполняет по отношению к прилегающим территориям функции государственного управления. Они состоят в следующем:

1) управление общинным земледелием;

2) выполнение общественных ритуалов и обрядов;

3) защита от военных нападений и организация военных похо­дов против других городов-государств;

4) создание и распределение общественных фондов (на случаи стихийных бедствий, военных нападений и т. п.);

5) рассмотрение и разрешение споров;

6) осуществление межгосударственного продуктообмена, а за­тем и товарообмена;

7) другие функции.

Одной из важных первоначальных функций города-государст­ва была функция информационного обслуживания общества. Она обусловливалась необходимостью учета потребностей каждого жи­теля в ирригационных сооружениях, вклада в общественные рабо­ты, уплаты налогов, иных сборов и т. д. Сначала эту функцию выполняла выделившаяся из общества специальная группа инфор­мационных работников — жрецы, писцы и др. Они монополизиро­вали знание, контроль за общественными фондами, контролирова­ли информационные потоки, выполняли судебные и карательные функции, служили целям социальной интеграции. Многочисленные функции города-государства потребовали раз­ветвленного аппарата управления, который на первых порах скла­дывался из социальных структур управления общиной, но затем обособился специальный слой людей, который занимается исклю­чительно управленческими функциями. Постепенно исчезают прак­тика выборности, сменяемости вождей, военачальников, любых управленческих структур. В отличие от социальной организации первобытнообщинного строя раннеклассовое общество приобрело в лице города-государ­ства новое политическое, структурное и территориальное обра­зование. Оно является политическим потому, что первоначально стало выражать и защищать интересы всего общества, интересы различ­ных групп, осуществлять внешние и внутренние акции — военные походы, оборону, взимание дани и др., т.е. заниматься политикой. Со временем государство стало выражать интересы тех групп и сло­ев, которые стоят у власти, т.е. превратилось в инструмент проведе­ния политики господствующего класса.

Государство как структурная организация означает выделение из общества особого слоя людей, основным занятием которого ста­ли государственное управление, организационная деятельность. Этот слой людей составил аппарат государства, первичную бюрократию, которая выполняет полезные для общества управленческие функции и нуждается для своего содержания в денежных средст­вах, поступающих от общества в виде налогов, дани, иных средств. Для выполнения своих управленческих функций аппарат наде­ляется властью, в том числе возможностью применять в необходи­мых случаях принуждение, чтобы подчинять своей воле другие слои населения. Это, в свою очередь, обусловливает появление в первичных городах-государствах специфических социальных ин­ститутов — карательных органов: суда, полиции, тюрем, армии и др. Однако основная функция аппарата управления — выполне­ние общесоциальных целей и задач, например управление произ­водственной деятельностью, духовной жизнью общества. Государство как территориальное образование отличается от первобытного строя, в котором социальные институты основыва­лись на родстве. Город-государство путем перерастания родовых общин в соседские является переходом к оседлому образу жизни. Оно объединяет население, проживающее на определенной терри­тории, которая становится территорией государства. Какие же выводы вытекают из потестарной (кризисной) теории происхождения государства?

1. Государство возникает объективно, в силу внутренних по­требностей организации жизни общинников-земледельцев и пере­хода первобытного общества от присваивающей к производящей экономике; в силу изменения материальных условий жизни общест­ва, необходимости учета вклада каждого общинника в работу, рас­пределения продуктов и других факторов. Следовательно, государ­ство не навязывается обществу извне.

2. Государство образуется постепенно, в течение длительного времени и неразрывно связано с существованием общества. Отсюда вытекает, что в принципе общество может существовать без госу­дарства, но государство невозможно без общества.

3. Становление и развитие классов и государства идет парал­лельно, поскольку не только классы вызвали появление государст­ва, но и само государство стимулирует появление классов (форми­рование особого слоя учетчиков, работников информационных систем, людей, сведущих в обычаях, ритуалах, традициях, переда­ча этих знаний по наследству и др.).

4. Раннеклассовое государство защищало интересы всего обще­ства, всех его слоев. Классовая природа государства определилась лишь со временем, после появления классов и стремления отдель­ных из них поставить государство на службу интересам данного класса.

5. В возникновении государства большую роль сыграл экологи­ческий фактор, который обусловил переход человечества от при­сваивающей к производящей экономике.

6. Процесс появления раннеклассового государства у различ­ных народов идет непрямолинейно, он знает возвратные (попят­ные) движения, и этот процесс подвержен не только объективному, но и субъективному воздействию, в том числе случайностям.

3. Выше отмечалось, что кроме потестарной теории, объясняю­щей причины происхождения государства, существуют и иные концепции.

Теологическая теория, название которой происходит от гре­ческих слов «тео» — бог и «логос» — учение, т.е. учение о боге. Это одна из древних теорий происхождения государства. Она объ­ясняет возникновение и существование государства божьей волей, результатом божьего промысла. Государство вечно, как сам бог, а государь наделяется богом властью повелевать людьми и реализовывать божью волю на земле. Люди должны беспрекословно подчиняться воле государя. В сохранившихся литературных памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая четко выражена идея божественного про­исхождения государства. Наиболее широкое распространение эта теория получила в Средневековье. Главной ее направленностью бы­ло обоснование превосходства церковной власти над светской. На­чиная с IX —X вв. формируется так называемая теория мечей (меч — символ власти), согласно которой для защиты христианст­ва богом были даны церкви два меча — церковный и светский. Цер­ковь, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому монарх должен подчиняться церкви, ибо она — источник его власти. Однако имелась и другая трактовка этой теории: сто­ронники независимой светской власти утверждали, что монархи по­лучили свой меч непосредственно от бога. В России сторонником независимой царской власти был Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) — настоятель Волоколамского монастыря. Он считал, что царю власть дана богом, поэтому она не может быть ничем и никем ограничена. На Западе наиболее ярким представителем теологической тео­рии являлся Фома Аквинский (1225 — 1274). В сочине­нии «О правлении властителей» он утверждал, что возникновение и развитие государства аналогично сотворению богом мира. Божес­твенный разум управляет миром, лежит в основе природы, общест­ва, мирового порядка и каждого государства. Правитель является властью, стоящей над государством. «Правитель в государстве, — писал он, — занимает такое же положение, как Бог во Вселенной». Представителями теологической теории были также Жан Маритен, ф. Лебюфф, Д. Эйве, идеологи ислама, современной като­лической, православной и иных церквей. Оценивая теологическую теорию, следует иметь в виду, что она была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировав­шим в период Средневековья и ранее, а также уровнем знаний об обществе, который существовал в то время. Эта теория правильно отражает тот факт, что государство появляется вместе с монорели­гией. Она отражала также те реалии, что первые государства были теократическими, вступление на престол монарха освящалось цер­ковью и это придавало власти особый авторитет. В более поздние времена эту теорию использовали для оправдания неограниченной власти монарха. Данная теория имеет хождение в современный период, в част­ности в учении богословов.

Патриархальная теория, истоки которой заложил еще Аристо­тель. Он, в частности, считал, что люди как коллективные сущест­ва стремятся к общению и образованию семей, а их развитие ведет к образованию государства. Но в наиболее полном виде эта теория получила обоснование в работе английского ученого Роберта Филмера «Патриархия, или Естественная власть короля» (XVII в.), где он доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исхо­дит от Адама, а он получил свою власть от бога и был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются пре­емниками Адама, унаследовали свою власть от него. В целом Р. Филмер трактовал возникновение государства как результат разрастания семей, соединения родов в племена, племен — в более крупные общности, вплоть до государства. Позднее идеи Филмера использовались Г. Мэном, Э. Вестермарком, Д. Мэрдоком, а в России — Николаем Михайловским (1842-1904). В Китае патриархальную теорию развивал Конфуций (551 — 479 до н.э.). Государство трактовалось им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподоблялась власти отца, а от­ношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Подданные должны быть преданы правителям (старшим), почтительными и слушаться во всем стар­ших. Старшие же обязаны заботиться о младших, как это принято в семье. Данная теория получила современное звучание в идее государ­ственного патернализма, т.е. заботы государства о своих гражданах и подданных в случае неблагоприятной ситуации — болезни, безра­ботицы, инвалидности и т. д. Позитивным в патриархальной тео­рии является то, что ее сторонники, например Н. Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку, а это возможно только в общест­ве, построенном по типу семейных отношений. В патриархальной теории правильно подчеркивается взаимосвязь семьи и государст­ва, долго не утрачиваемая после перехода общества в государствен­ное состояние. Правитель продолжает и в новом качестве относить­ся к подданным как к своим детям, а не как к чужим. Эта теория позволяет установить в обществе порядок в результа­те подчинения «воле отцов», а также поддерживает веру людей в не­рушимость мира, поскольку в хороших семьях нет ссор и вражды. Недостаток же патриархальной теории заключается в том, что она не может объяснить такой факт: если государство — это единая семья, то почему люди воюют между собой, почему происходят ре­волюции, если власть отца изначально непоколебима?

Договорная, или естественно-правовая, теория в отдельных своих положениях зародилась еще в V —VI вв. до н.э. в учениях со­фистов Древней Греции. Они считали, что государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения об­щего блага. Эта теория основывалась на двух главных положениях: 1) до возникновения государства и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния; 2) государство возникает в результате заключения общественного договора. К авторам данной теории относятся Г. Гроций (Голландия, 1583—1645), главное сочинение которого «О праве войны и мира»; Т. Гоббс (Англия, 1588—1677), взгляды которого отражены в тру­де «Левиафан»; Дж. Локк (Англия, 1632 — 1704), изложивший свою позицию в работе «Два трактата о правлении»; Ж.Ж. Руссо (Франция, 1712 — 1778), написавший сочинение «Общественный договор»; А.Н. Радищев (Россия, 1749 — 1802). Представители естественно-правовой теории по-разному толко­вали естественное состояние человечества до возникновения госу­дарства. Так, Т. Гоббс считал, что люди находились в положении «войны всех против всех» и, чтобы не уничтожить друг друга в этой войне, договорились и образовали государство. Ж.Ж. Руссо, напротив, полагал, что до образования государства люди жили хо­рошо («золотой век» человечества), обладали прирожденными (ес­тественными) правами и свободами. Однако после появления част­ной собственности возникло социальное неравенство. По мнению Ж.Ж. Руссо, государство — изобретение богачей, которые обма­ном уговорили бедных объединиться в государство якобы в интере­сах всего населения, чтобы жить лучше. На самом же деле богачи преследовали свои собственные интересы. Представители договорной теории считали договор предпосыл­кой для образования государства, и хотя такого рода договор как документ не был обнаружен, тем не менее общепризнано, что он был устным. Но это не снижает его конституирующего значения. Договорная теория вобрала достижения выдающихся мыслите­лей почти за 200 лет. Достоинство договорной теории видится в следующем. Она, во-первых, провозгласила народ источником государственной власти, принадлежность суверенитета народу. Правители являются лишь уполномоченными народа, могут быть смещены по воле народа и обязаны отчитываться перед ним. Во-вторых, носит демократиче­ский характер, поскольку исходит из того, что права и свободы че­ловека принадлежат ему от рождения, люди равны между собой и каждый из них ценен для общества. В-третьих, впервые порвала с религиозной трактовкой причин возникновения государства и опи­ралась на достоверные исторические факты, в частности на догово­ры между отдельными феодальными городами и приглашаемыми для управления князьями и иными правителями (Венеция, Генуя, Великий Новгород, Псков и др.). Однако эта теория не в состоянии объяснить происхождения го­сударства у разных народов.

Создателями марксистской (классовой) теории являются К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895), изложившие свои взгляды в совместных работах «Немецкая идеология», «Ма­нифест Коммунистической партии», а также в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В последующем данная теория получила развитие в работах В.И. Ленина (1870—1924) «Государство и революция» и в лекции «О государстве». Главным положением марксистской теории является учение о социально-экономической формации, основанной на конкретном способе производства и соответствующих формах собственности. Способ производства определяет политические, социальные, ду­ховные и иные процессы в обществе. Надстроечные явления — по­литика, право, юридические учреждения и др. зависят от экономи­ческой структуры общества, но в то же время обладают и некоторой самостоятельностью. Согласно марксистской теории, государство возникло в силу экономических причин — общественного разделения труда, появ­ления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на противостоящие классы. Эти факторы и вызвали раз­ложение, а затем исчезновение первобытнообщинного строя, а впоследствии появление государства как организации экономически господствующего класса. Ф. Энгельс, в частности, писал, что госу­дарство — это продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание того, что общество запуталось в нераз­решимых противоречиях с самим собой и раскололось на неприми­римые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы классы с противоположными интересами не пожрали друг друга и общество в целом в бесплодной борьбе, стала необходимой сила, которая усмиряла бы столкновения классов, держала их в границах порядка. И такой силой, вышедшей из общества, но ста­вящей себя над ним, все более и более отчуждающей себя от него, является государство. Ф. Энгельс утверждал, что, поскольку госу­дарство возникло из потребности сдерживать противоположные классы, оно служит экономически господствующему классу, кото­рый при помощи государства становится одновременно и политиче­ски господствующим классом и приобретает благодаря этому новые средства для подавления и угнетения эксплуатируемого класса. В.И. Ленин также писал: «Когда появились классы, везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления появился и особый институт — государство». При этом государство есть про­дукт непримиримости классовых противоречий. Вместе с тем основоположники марксизма оценивали факт по­явления государства положительно и считали, что, выполнив свою положительную роль, государство постепенно отомрет вме­сте с исчезновением классов. Более того, классы и государство так же неизбежно исчезнут, как неизбежно они возникли в прошлом. Вслед за К. Марксом и Ф. Энгельсом В. Ленин утверждал, что го­сударство будет постепенно отмирать. Уже пролетарское государ­ство не является государством в полном смысле слова, это — «полугосударство». Несмотря на устарелость и ошибочность некоторых положений и фактических данных, марксистская теория основана на материа­листическом и диалектическом подходах к трактовке развития че­ловеческого общества. Что касается вопроса о судьбе государства, то, по мнению современных ученых, государство будет существо­вать и в обозримом будущем, пока человечество не изобретет дру­гую, более совершенную организацию общества.

Теория насилия объясняет возникновение государства резуль­татом действия военно-политического фактора — завоеванием од­них племен и народов другими. Победители стремятся с помощью государства утвердить свое господство и заставить побежденных подчиняться себе. Представителями данной теории являются немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833—1921); австрий­ский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838—1909); не­мецкий социалист К. Каутский (1854 — 1938) и др. Л. Гумплович, в частности, утверждал, что история не знает ни одного примера возникновения государства иначе, чем не при помо­щи насилия одного племени над другим. По мнению К. Каутского, рабство возникает из войны с чужими общинами, а племя победите­лей присваивает себе их землю, принуждает побежденное племя ра­ботать на победителей, платить им дань, подати, создает аппарат принуждения для управления побежденными. Эта теория опиралась на конкретные исторические факты и со­бытия. Действительно, Франкское государство возникло в резуль­тате войн. Но восточнославянские государства формировались без насилия. Очевидно, что военный фактор был вторичным, сопутст­вующим, а не главным в возникновении государственной организа­ции общества. Основу расовой теории составляет постулат о том, что люди вследствие их физической и психической неравноценности образу­ют высшие и низшие расы. Высшая раса является создателем ци­вилизации, призвана господствовать над низшими расами, а по­скольку последние не способны управлять своими делами, то представители высшей расы господствуют над ними. Они и создали государство как организацию управления низшей расой и как про­дукт цивилизации, поскольку неполноценные народы не могут иметь своей цивилизации.

Основателями расовой теории являются социолог Ж. Габино (1816—1882) (Франция) и немецкий философ Ф. Ницше (1844 — 1900). Расовая теория недемократична, негуманна, пропагандирует вражду между народами. Органическая теория получила наибольшую известность в XIX столетии. Ее ведущим представителем был английский мыс­литель Г. Спенсер (1820 —1903), который в своей работе «Основа­ние социологии» использовал аналогии и термины из биологии и других наук о жизни существ, сопоставлял организацию и функ­ционирование общества и биологических организмов, выясняя их сходство и различия. В результате такого сопоставления он обна­ружил некоторые закономерности, в частности, общество, как и живой организм подвержено стадийности развития, например переход от простого к сложному. Это усложнение Г. Спенсер ви­дел в объединении людей в такие общественные группы, как пле­мя, союз племен, города-государства и др. Само же общество функционирует подобно человеческому организму, человеческому телу, но имеются пределы биологизации общества. Что касается причин происхождения государства, то Г. Спенсер исходил из тео­рии насилия. Государство — результат завоевания и порабощения сильными племенами более слабых; с расширением практики за­воеваний усложняется структура общества, возникают различные сословия, выделяется особый правящий слой. Военизированное общество достигает единения на основе государства, власти, ие­рархической организации. По мнению Г. Спенсера, государство возникает одновременно с появлением людей и совершенствуется по мере своего развития, как и организм человека, т.е. растет, дифференцируется, специали­зируется, размножается и умирает. Государственная власть есть средство для достижения людских целей. Органической теории происхождения государства придержива­лись также швейцарский юрист И. Блунчли (1808 — 1881) и фран­цузский социолог Р. Вормс (1869 — 1926).

Органическая теория подвергалась критике дореволюционным русским юристом Е. Трубецким (1863 — 1920), по мнению которого биологические законы нельзя абсолютизировать, но необходимо учитывать при изучении общества и государства.

Истоки психологической теории были заложены еще в Древ­нем Риме. Как полагал Цицерон (106 —43 до н.э.), люди объедини­лись в государство в силу врожденной потребности жить вместе. Психологическое объяснение причин возникновения государства давал и Н. Макиавелли (1469— 1527). Он исходил из того, что об­разование и устройство государства является «актом единичной, властвующей над государством воли». Но родоначальником психологической теории по праву считает­ся проф. Петербургского университета Л.И. Петражицкий (1867 — 1931). Он объяснял появление государства особыми свойствами че­ловеческой психики, в том числе стремлением людей к поиску авто­ритета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которо­го следовать в повседневной жизни. Таким образом, государство и право порождаются эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни. Без правовых переживании людей невозможно существование устойчивых социальных групп, а также общества и государства. При­чинами возникновения государства Л.И. Петражицкий считал оп­ределенное состояние психики людей: постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей культа, страх перед магической силой колдунов, шаманов привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиня­ются добровольно. Эту теорию разделяли английский ученый Д. Фрэзер (1854 — 1941), австрийский ученый 3. Фрейд (1856 — 1939), в дореволю­ционной России — Н.М. Коркунов (1853—1904), Ф.Ф. Кокошкин (1871 — 1918), а в советское время — проф. М.А. Рейснер (1868-1928). Оценивая данную теорию, следует сказать, что те или иные свойства психики людей, в частности эмоциональное восприятие ими государственно-правовой действительности, безусловно, имеет важное значение, но не является решающим в вопросе происхожде­ния государства.

Создателем теории инцесты (кровосмешения) является фран­цузский социолог и этнограф Клод Леви-Строс (род. 1908 г.). По его мнению, исходным социальным фактором в выделении челове­ка из мира природы, структуризации общества и возникновения го­сударства явился существовавший в первобытном обществе запрет инцесты, особенно на этапе развитого состояния родовой общины, когда люди стали замечать, что от кровосмешения рождаются не­полноценные создания. Для реализации этого запрета необходимо было создание специальных органов внутри родовой общины, кото­рые следили бы за соблюдением запрета, применяли жесткие меры наказания к тем, кто его нарушал, а также устанавливали связи с другими общинами для обмена женщинами. Эти контрольные ор­ганы и стали прообразом будущей государственной организации. Недостаток данной теории состоит в очевидности того факта, что в первобытном обществе запрет кровосмешения соблюдался добровольно, за его нарушение могли наказывать и совет старей­шин, и общее собрание членов общины, поэтому в создании специ­альных контролирующих органов не было необходимости.

Ирригационная, или гидравлическая, теория происхождения государства в наиболее систематизированном виде была изложена немецким ученым К. Витфогелем в сочинении «Восточный деспо­тизм». Суть ее состоит в том, что в Древнем Египте, где на берегах Нила люди постепенно стали переходить к оседлой жизни, необхо­димо было строить каналы и гидравлические сооружения для веде­ния земледельческих работ. Ирригационные работы требовали специальной организации и навыков. Их выполняли люди, способ­ные руководить ирригационным строительством. Эти организаторы и явились впоследствии первыми государственными служащими. Следовательно, на создание государства определяющее влияние оказал ирригационный фактор. Сходный климат был и на территории будущего Вавилонского царства. Здесь также проводились обширные гидравлические рабо­ты, содержались в порядке сооружения, распределялась вода, ре­монтировались ирригационные устройства и т. д. Это могли делать люди, обладающие специальными навыками, т.е. специальные управленцы-чиновники. По-видимому, К. Витфогель разработал ирригационную тео­рию, основываясь на реальных фактах. Действительно, такие сложные работы требовали не только материальных ресурсов, но и организационных и интеллектуальных возможностей. Люди, об­ладавшие подобными возможностями и качествами, вероятно, уже были в первобытном обществе. Они приобрели свои организацион­ные навыки на других работах (например, при обработке земли), поэтому могли переориентировать свои усилия на строительство ирригационных сооружений. Вместе с тем данная теория не может претендовать на универсальное объяснение процесса происхожде­ния государства. Ирригационным фактором можно объяснить лишь происхождение государства в регионах с жарким климатом, но не на всем земном шаре.

В литературе имеют место и другие теории происхождения го­сударства, например патримониальная, спортивная, диффузион­ная, экономическая. Все они являются модификациями основных теорий, и ни одна из них не может претендовать на абсолютную ис­тину, так как у разных народов образование государства шло раз­личными путями.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекция 1. Предмет и методология теории государства и права

На сайте allrefs.net читайте: Лекция 1. Предмет и методология теории государства и права.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Лекция 3. Основные концепции происхождения государств.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция 1. Предмет и методология теории государства и права.
1. Предмет и объект изучения теории государства и права. 2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. 3. Функции теории государства и права.

Лекция 2. Социальная и нормативная организация первобытного общества. Причины возникновения государств.
1. Социальная организация первобытного общества. 2. Переход от присваивающей к производящей экономике. 3. Нормативная система первобытного общества.   1. В

Лекция 4. Понятие, сущность и типология государства.
1. Понятие государства, его признаки. 2. Сущность государства. 3. Социальное назначение государства. 4. Типология государств.   1. Государство пред

Лекция 5. Власть и её виды. Особенности государственной власти.
1. Общая характеристика власти. 2. Виды власти. 3. Государственная власть. 4. Компоненты государственной власти.   1. Как отмечалось ранее, одним и

Лекция 6. Форма правления государства. Государственно-правовой режим.
1. Форма государства. 2. Форма правления государства. 3. Государственно-правовой режим.   1. Любое государство представляет собой единство сущности, содержа

Лекция 7. Форма государственного устройства. Межгосударственные объединения.
1. Политико-территориальная организация (государственное устройство). 2. Межгосударственные объединения.   1. В юридической литературе термином «государственное устр

Лекция 8. Функции государства.
1. Понятие функций государства. Факторы воздействия на них. 2. Классификация функций государства. 3. Внутренние функции государства. 4. Внешние функции государства.

Лекция 9. Механизм государства.
1. Понятие и особенности государственного механизма. Признаки органа государства. 2. Виды органов государства. Принципы их организации и деятельности. 3. Принцип разделения власте

Лекция 10. Политическая система и место в ней государства.
1. Понятие политической системы. 2. Структура политической системы. 3. Государство в политической системе. 4. Государство и общественные объединения. 5. государс

Лекция 11. Российская государственность.
1. Советское государство как результат революционного перехода от буржуазного к социалистическому государству. 2. Марксистская теория пролетарского государства. 3. Советская форма

Лекция 12. Теории происхождения права и концепции правопонимания.
1. Теологическая теория происхождения права. 2. Естественно-правовая теория происхождения права. 3. Историческая теория происхождения права 4. Психологическая теория прои

Лекция 13. Сущность и функции права.
1. Сущность права. 2. Функции права. 3. Право в объективном и субъективном смыслах.     1. В философии под сущностью любого явления понимается

Лекция 14. Право в системе регулирования общественных отношений.
1. Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы. 2. Социальные и технические нормы. 3. Виды социальных норм. 4. Общее и особенное в с

Лекция 15. Право и другие социальные явления.
1. Соотношение государства и права. 2. Право и политика. 3. Право и справедливость. 4. Право и социальные интересы. 5. Ценность права.   1

Лекция 16. Нормы права.
1. Понятия и признаки нормы права. 2. Структура правовой нормы. 3. Классификация норм права. 4. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.

Лекция 17. Источники права.
1. Понятие источника (формы) права. 2. Виды источников права. 3. Законы как источник права. Виды законов. 4. Подзаконные акты.   1. В юридической н

Лекция 18. Система права.
1. Понятие системы права. Характеристика её элементного состава. 2. Система отраслей права. 3. Система права и система законодательства. 4. Материальное и процессуальное

Лекция 19. Правовые системы современного мира.
1. Понятие правовой системы. Типология правовых систем. 2. Краткая характеристика правовых семей.   1. В различных странах существуют различные национальные правовые

Лекция 20. Правотворчество.
1. Понятие, содержание и принципы правотворчества. 2. Виды правотворчества. 3. Стадии правотворчества. Законодательный процесс. 4. Пределы действия нормативных правовых а

Лекция 21. Правоотношения.
1. Понятие и особенности правоотношений. 2. Состав правоотношений. 3. Юридические факты. 4. Виды правоотношений.   1. Правовые отношения являются ц

Лекция 22.Теория реализации права.
1. Понятие и формы реализации права. 2. Специфика правоприменительной деятельности. 3. Стадии правоприменительного процесса. Ошибки в правоприменении. 4. Акты применения

Лекция 23. Коллизии в праве.
1. Понятие юридических коллизий. 2. Виды коллизий и причины их возникновения. 3. Коллизии норм права и нормативных актов. 4. Способы устранения коллизий. Превентивные мер

Лекция 24. Толкование права.
1. Общее понятие толкования права. 2. Способы (приёмы) толкования права. 3. Виды толкования права. 4. Толкование норм права по объёму. 5. Интерпретационные акты.

Лекция 25. Юридическая техника.
1. Законодательная и правоприменительная техника. 2. Технико-правовые категории. 3. Юридические документы.   1. Под юридической техникой понимается совокупн

Лекция 26. Механизм правового регулирования.
1. Понимание механизма правового регулирования. 2. Структура и стадии правового регулирования. 3. Эффективность механизма правового регулирования.   1. Регу

Лекция 27. Правомерное поведение.
1. Понятие правомерного поведения. Право и поведение. 2. Типология правомерного поведения.   1. Достижение правомерного поведения всех субъектов правового общения яв

Лекция 28. Правонарушения.
1. Понятие правонарушения, его признаки, юридический состав. 2. Виды правонарушений, причины их совершения.   1. Понятие «правонарушение» является одним из основопол

Лекция 29. Юридическая ответственность.
1. Юридическая ответственность: понятия и признаки. 2. Виды юридической ответственность. 3. Цели и причины юридической ответственности.   1. Концепция юриди

Лекция 30. Законность и правопорядок.
1. Три аспекта понятия законности. Её структура. 2. Принципы законности. 3. Гарантии законности. 4. Конституционная законность. 5. Правопорядок: черты, содержани

Лекция 31. Правосознание.
1. Понятие правосознания и его структура. 2. Функции и виды правосознания. Связь правосознания и права.   1. Любое явление общественной жизни обязательно проходит че

Лекция 32. Правовая культура.
1. Правовая культура: Понятие, элементы, формы действия. 2. Функции правовой культуры.   1. К понятию «правосознание» тесно примыкает понятие «право­вая культура», к

Лекция 33. Государство и гражданское общество.
  1. Понятие гражданского общества. 2. Взаимодействие гражданского общества и государства.   1. Понятия «общество» и «гражданское общество» не тождеств

Лекция 34. Социальное государство.
1. Понятие, принципы, признаки, функции и типология социального государства. 2. Формирование социального государства в России. 1. Понятие «социальное государство» — новое для росс

Лекция 35. Правовое государство.
1. Развитие идей правового государства. 2. Признаки правового государства.   1. Конституции ряда современных государств закрепили их ха­рактеристику в качестве право

Лекция 36. Институт прав человека в России.
1. Общая характеристика. Принципы действия. 2. Классификация прав человека. 3. Юридические обязанности человека. 4. Механизмы защиты прав человека.  

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги