рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Лекция 4. Понятие, сущность и типология государства.

Лекция 4. Понятие, сущность и типология государства. - Лекция, раздел Политика, Лекция 1. Предмет и методология теории государства и права 1. Понятие Государства, Его Признаки. 2. Сущность Государства. ...

1. Понятие государства, его признаки.

2. Сущность государства.

3. Социальное назначение государства.

4. Типология государств.

 

1. Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались попытки дать определение понятия «госу­дарство», однако до настоящего времени отсутствует общеприня­тое, общепризнанное представление о нем. Чаще всего многие исследователи трактовали государство как политическую общность, объединение, союз людей (Цицерон, Ф. Аквинский, Д. Локк, Г. Гроций, И. Кант (1724 — 1804). Так, И. Кант воспринимал государство как «общество людей, которое само распоряжается и управляет собой». По мнению Л. Дюги, «государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом — политическая власть». Такое понимание государства сводилось, по существу, к харак­теристике политического общества, а не государства. С этих позиций подчеркивается назначение государства управлять делами общест­ва, обеспечивать правопорядок и общественную безопасность. Л. Гумплович определял государство как естественно выросшую организацию господства, призванную поддерживать правопоря­док. Марксистская теория рассматривает государство исходя исклю­чительно из его классовой природы и видит его назначение в осуще­ствлении организованного насилия одного класса (экономически господствующего) над другими (эксплуатируемыми) К. Маркс и Ф. Энгельс, анализируя современное им буржуазное государство, писали, что оно представляет собой капиталистическую маши­ну, «идеальный совокупный капиталист».

Рассматривая государство с разных позиций — философской, исторической, социологической, юридической и проч., можно вы­делить лишь те или иные аспекты его характеристики, но невоз­можно сформулировать универсальное его понятие. В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Это общепринятый прием. В наборе данных признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий. Несмотря на разнообразие государств, существующих как ны­не, так и в различные исторические эпохи, на разном уровне их раз­вития, определенной самобытности и т.д., всем государствам при­сущи некоторые общие черты, признаки, свойства. Они позволяют идентифицировать государство, выделить его из других организа­ций общества. К признакам государства принято относить:

1) наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

2) территориальную организацию населения;

3) государственный суверенитет;

4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов госу­дарства;

5) наличие государственной казны, что связано с налогообло­жением и взиманием налогов и иных средств на содержание госу­дарственного аппарата и иные нужды государства.

Названные признаки составляют политико-юридическую ха­рактеристику государства. Иногда среди основных признаков государства указывают еди­ный язык общения, наличие армии, а также единой системы оборо­ны и внешней политики и др. Однако данные признаки нельзя отнести к важнейшим. Они скорее вспомогательные, дополнитель­ные.

Раскроем содержание каждого из перечисленных выше основ­ных признаков государства.

Публичная политическая власть — один из главных призна­ков государства. Напомним, что власть в первобытном обществе не носила политического характера. И только с дифференциацией общества появляются разнообразные интересы у различных групп, слоев, классов, и регулирование этих интересов означает политику. Выступая в роли арбитра между различными слоями, группа­ми, государство приобретает политический характер. Но оно не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделено от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти. Независимо от того, на кого возложе­но исполнение властных полномочий — на отдельную личность (монарха, президента) или на какой-либо орган, они действуют от имени государства, в качестве его органов, представителей, кото­рые выполняют публичные функции. Государственная власть осуществляется комплексом учрежде­ний, специальных служб, органов, которые образуют государствен­ный аппарат. Для этого аппарата характерны следующие черты:

а) специально создается для управления обществом;

б) обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения;

в) право принятия общеобязательных для исполнения актов;

г) наличие особого слоя людей, для которых работа в государ­ственном аппарате служит профессией.

Итак, государство — это прежде всего политическая организа­ция, объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать пра­вопорядок и определенный режим властвования. При реализации политической публичной власти государство использует различные средства и приемы управления, среди которых особое место занима­ет возможность применять принуждение. Следует подчеркнуть, что политическая публичная власть пер­вична, т.е. государство приобретает свою силу в условиях общест­венного развития, тех процессов, которые происходят по мере об­разования государственной формы организации общества. Территориальная организация государства отличается от тер­ритории, на которой проживала первобытная община, прежде всего тем, что появляются государственные границы. Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни, но и очерчивают пре­делы осуществления государственной власти, ее юрисдикции.

Государственный суверенитет означает верховенство госу­дарственной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, ее полноправие в уста­новлении режима жизни общества в пределах своей территории, и независимость во взаимоотношениях с другими государствами. В юридической литературе принято выделять два главных свойства суверенитета: верховенство и независимость. Верховенство предполагает полноту власти государства на сво­ей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти, отсюда вытекает, что государство: а) распространяет свою власть на всю территорию страны; б) опре­деляет весь строй правовых отношений; в) устанавливает правовое положение различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц; г) регламентирует пра­ва, свободы и обязанности личности; др.) регулирует компетенцию го­сударственных органов и полномочия должностных лиц и т. д. Верховенство, однако, не означает неограниченности государ­ственной власти. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на праве. Независимость государственной власти означает ее самостоя­тельность в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями. Но эта независимость не явля­ется абсолютной. Будучи членом мирового сообщества, любое го­сударство испытывает воздействие норм и принципов междуна­родного права.

Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государ­ства определяется исключительными полномочиями государства в сфере правотворчества, т.е. правом принимать, изменять или от­менять юридические нормы, которые распространяют свое дейст­вие на все население страны. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, раз­витие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности обще­ства невозможно без их финансирования из государственной казны.

В литературе данный признак государства иногда именуют на­логообложением и взиманием налогов. Однако налоги — только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. По­нятие же государственной казны значительно шире и включает в се­бя, помимо налогов и обязательных платежей, государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, цен­ные бумаги, валютные ценности, золотой запас и др.

С учетом перечисленных признаков государство можно опреде­лить как властно-политическую организацию общества, обладаю­щую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавли­вающую правовой порядок на определенной территории. В учебной литературе приводятся и другие дефиниции. Напри­мер, государство — это политическая организация общества, обес­печивающая его единство и целостность, осуществляющая посред­ством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязатель­ное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок (проф. В.М. Корельский). Другое определение: «Государство — это организация политической власти, необходи­мая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества» (проф. М.И. Байтин). Государство определяется также как публичная организация, обла­дающая верховной властью на определенной территории (проф. В.В. Лазарев и доц. СВ. Липень). Каждое из приведенных определений имеет право на существо­вание, хотя вряд ли возможно признать какое-либо из них совер­шенным.

 

2. Под сущностью любого явления в философии понимается сово­купность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отно­шений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития. Приме­нительно к государству определить его сущность — значит устано­вить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим ин­тересам она служит, чью волю выражает. Сущность государства — достаточно устойчивая категория. Это не означает неизменности данного качества государства. Как и дру­гие основополагающие характеристики государства — содержание, форма, сущность под влиянием различных процессов, факторов может изменяться.

В настоящее время сложились два основных подхода к трак­товке сущности любого государства.

Первый подход (так называемый классовый) состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и во­ли экономически господствующего класса и навязывание воли это­го класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается как классовая организация тех, кто стоит у власти, и осуществляет организован­ное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подав­ления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономи­чески господствующего класса. Говоря о марксистском подходе к сущности государства, надо иметь в виду, что характеристика государства как средства наси­лия, подавления, принуждения использовалась исключительно в отношении эксплуататорских государств. Социалистическое же го­сударство трактовалось «как орудие выражения интересов боль­шинства населения». Действительность была иной: во всех бывших социалистических странах государство выражало и проводило в жизнь интересы партийной верхушки и одновременно выступало машиной подавления несогласных с установленным режимом.

Второй подход исходит из общесоциальной сущности государ­ства, его назначения служить обществу. Соответственно, сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса. Поскольку любое общество состоит из различных групп и слоев населения, которые имеют нередко противоположные и даже антагонистические потребности и интересы, государство обязано всеми имеющимися в его распоряжении средствами устранять конфлик­ты, опираясь в первую очередь на средства соглашения и компро­мисса. Такой компромисс не может удовлетворить всех и учесть все интересы. Но он способен устранить противостояние групп и слоев населения и предполагает демократические средства управления обществом взамен насилия и подавления.

Рассматриваемый подход к сущности государства обладает не­сомненными достоинствами по сравнению с классовым. Во-первых, он основывается на общечеловеческой, общесоци­альной природе государства, рассмотрении его как властной систе­мы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и об­щества в целом. Во-вторых, он ориентирует на демократические методы управ­ления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия. В-третьих, подчеркивает ценность для общества государствен­ной организации, поскольку человечество до сих пор не придумало более совершенной и рациональной организации жизнедеятельно­сти людей. Антиподом государству может выступать самоуправле­ние гражданского общества. Но переход к полному самоуправле­нию требует очень высокой ступени самоорганизации населения, прочных навыков профессионального управления, высокой право­вой, политической и общей культуры, многих других условий и факторов, которыми в настоящее время не располагает ни одно об­щество в мире. Несмотря на диаметральную противоположность указанных двух подходов к пониманию сущности государства, они не исклю­чают друг друга.

В юридической литературе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства. В ней присутству­ют начала как так называемой классовости, т.е. стремления правя­щих выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, иначе не было бы ожесточенной борьбы за овладе­ние государственной властью, так и значительная приверженность современного государства общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения. Следовательно, обе характе­ристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или другого начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития.

 

3. С сущностью государства тесно связано такое понятие, как со­циальное назначение государства. Нередко их даже отождествля­ют, хотя они имеют несомненные различия. Социальное назначение раскрывает, для чего предназначено го­сударство, каким целям оно должно служить, в чем состоит полез­ность государства для общества. Как справедливо указывается в юридической литературе, «госу­дарство — это исторически сложившаяся, сознательно организован­ная социальная система, управляющая обществом» (проф. В.И. Гойман-Червонюк). Это организация всего общества, его институт, обслуживающий интересы общества и призванный действовать во имя всеобщего блага. Отсюда вытекает, что главное предназначение государства — служить обществу. В этих целях государство должно:

1) устанавливать в обществе определенный порядок и поддер­живать его вплоть до применения принуждения;

2) обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая своего рода социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их инте­ресов, умерять эти столкновения и добиваться определенного соци­ального компромисса;

3) обеспечить безопасность общества от преступных посяга­тельств внутри страны, а также от внешних врагов и агрессии;

4) защищать личность от произвола, создавать нормальные ус­ловия жизни для всех членов общества независимо от их непосред­ственного участия в производстве благ, заботиться о социально сла­бых слоях и группах населения, т.е. быть социальным;

5) выступать интегрирующей общество силой, т.е. добиваться мира и согласия в обществе, заботиться о развитии культуры, об­разования, искусства, здравоохранения, т.е. быть, по словам И.А. Ильина, «духовной общиной».

Социальное назначение государства определяется его сущно­стью: какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой. Попытки определить социальное назначение государства пред­принимались в разные исторические эпохи. Как считали Платон и Аристотель, социальным назначением любого государства явля­ется утверждение нравственности. Этот взгляд позднее поддержал и Гегель (1770 — 1831). По мнению сторонников договорной теории возникновения государства, его назначение — добиваться общего блага (Г. Гроций). Т. Гоббс полагал, что назначение государства — поддерживать общую безопасность, по утверждению Ж.Ж. Рус­со — общую свободу. Ф. Лассаль (1824 — 1864) главную задачу государства видел в развитии и реализации свободы человека. Марксистская теория, напротив, исходила из того, что основное на­значение государства — узаконивать угнетение одного класса дру­гим, для чего создавался аппарат принуждения и насилия. А перво­основой всего признавались интересы господствующего класса. Современные взгляды на социальное назначение государства определяются теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития общества. В обществе утвердились та­кие ценности, как демократизм, равенство и справедливость, свобо­да личности.

 

4. Типология государств, т.е. их классификация по типам, содей­ствует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее суще­ствование. В настоящее время в юридической литературе применяются два подхода к типологии государств — формационный и цивилизационный.

Формационный подход основан на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. Глав­ным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных от­ношений), который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства. Например, эконо­мическую основу рабовладельческого общества составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и на рабов, которые рассматривались исключительно как производители мате­риальных и других благ. При феодальной формации материальную основу общества составляла феодальная собственность на землю, которая обусловила экономическую и иную зависимость крепост­ных крестьян от помещиков. Частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства характерна и для ка­питалистической общественно-экономической формации. Каждой формации (кроме первобытнообщинной) соответствует свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другим влечет изменения в государственно-правовой надстройке.

При этом выделялись пять формаций: первобытнооб­щинная (безгосударственная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая. Каждая из них (кроме первобытнообщинной) имеет определенный тип государства, кото­рое охраняет и защищает экономический строй общества, выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему.

В современных условиях обнаружилась недостаточность формационного подхода для типологической характеристики ряда го­сударств. В связи с этим формационный подход подвергся критике. Главная его ущербность, как подчеркивается в литературе, состоит в том, что:

1) теория социально-экономических формаций была разработа­на главным образом на материале европейских стран. Восточные же государства отличались большим своеобразием развития и спе­цификой государственной организации, поэтому не укладывались в рамки формационной теории;

2) развитие обществ и государств характеризуется как одномер­ное, однолинейное, заранее предопределенное», одна формация за­кономерно сменяется другой, более прогрессивной Это движение имеет необратимую силу. Все народы должны пройти все форма­ции. Однако данное положение не всегда подтверждается социаль­ной практикой.

Следует иметь в виду, что теория формаций объясняет опреде­ленные изменения в конкретно-историческом развитии и наличие определенных типов обществ, хотя не объясняет абсолютно все в истории. Особенность формационной типологии состоит в том, что она выявляет связи государства и права с другими социальными яв­лениями.

На рубеже 70 — 80-х гг. XX в. среди отечественных историков, этнографов, антропологов, философов стали активно обсуждаться проблемы цивилизационного подхода к изучению общества. Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при харак­теристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отноше­ний, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д. Ученые заметили, что духовно-культурные факторы способны: а) полностью блокировать влияние того или иного способа произ­водства; б) частично парализовать его действие; в) прервать посту­пательное формационное движение; г) усиливать социально-эконо­мическое развитие. Следовательно, экономические процессы и факторы цивилиза­ции тесно взаимодействуют, стимулируя развитие друг друга.

В юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному критерию. Выделяют главным образом этапы ци­вилизации, например:

а) локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.);

б) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);

в) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.

Выделяют первичные и вторичные цивилизации. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в общест­ве, социальной природе, выполняемой роли. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Это объясняется ключевой ролью государства в развитии социально-экономической сферы. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивили­зациям принято относить древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др.

Государство вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, оно не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций обычно называют западноевропей­скую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамери­канскую и др. Классификация по цивилизационному признаку страдает схе­матизмом, нечеткостью, серьезной недоработанностью. Очевидно, что типологию государств по цивилизационному критерию еще предстоит науке разработать. Достоинство цивилизационного подхода видится в том, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих кон­кретному обществу. Он более многомерен, чем формационный, так как позволяет рассматривать государство не только как орга­низацию политического господства одного класса над другим, но и как большую ценность для общества.

В типологии государств выделяют государства переходного состояния, или так называемые переходные государства. Такого рода государства признавали в свое время основоположники мар­ксистского учения, когда «государственная власть на время получа­ет известную самостоятельность по отношению к обоим классам» — экономически господствующему и эксплуатируемому. Представляется, что государства переходного состояния можно отнести к самостоятельному типу по следующим основаниям.

Во-первых, переходное состояние нередко занимает длитель­ный период и может составить целую эпоху.

Во-вторых, переходное состояние предполагает не только смену власти, формы государства, различных государственно-правовых институтов, но и изменение ценностей общества, качественного его состояния, общественных структур, связей и отношений.

В-третьих, переходное государство — явление конкретно-исто­рическое, обладающее национально-культурной ориентированно­стью, и отражает накопленные конкретным народом духовные и иные ценности.

В учебной юридической литературе используются и иные клас­сификации государств. Например, государства подразделяются на демократические и недемократические, государства западной и восточной цивилизации.

Заслуживает внимания и классификация государств по их отношению к религии. Данный критерий позволяет выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические госу­дарства.

В светском государстве все виды религиозных организаций от­делены от государства, они не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции, не могут вмешиваться в дела государст­ва. Для правового режима религиозных организаций в светском го­сударстве характерны следующие особенности:

1) государство и его органы не вправе контролировать отноше­ние своих граждан к религии;

2) государство не вмешивается во внутрицерковную деятель­ность, если не нарушается действующее законодательство;

3) государство не оказывает ни одной из конфессий ни матери­альной, ни финансовой, ни какой-либо иной помощи;

4) религиозные организации не выполняют по поручению госу­дарства юридических функций;

5) конфессии, в свою очередь, не вмешиваются в политическую жизнь страны, а занимаются лишь деятельностью, связанной с Удовлетворением религиозных потребностей населения.

Статус светского государства конституционно закрепили Россий­ская Федерация, Германия, Франция, все государства СНГ и др.

Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилеги­рованное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество госу­дарства и церкви, которое охватывает различные сферы обществен­ных отношений. Для статуса государственной религии характерны следующие особенности:

1) в сфере экономических отношений — признание права собст­венности на широкий круг объектов — землю, здания, сооружения, предметы культа и др.;

2) церковь получает от государства различные субсидии и мате­риальную помощь, налоговые льготы;

3) церковь вправе участвовать в политической жизни страны и нередко имеет свое представительство в государственных органах;

4) церковь наделяется рядом юридических полномочий, напри­мер правом регистрировать брак, рождение, смерть, а также регу­лировать брачно-семейные отношения;

5) церковь осуществляет контроль в области образования, вос­питания, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, те­левидения и др.

К клерикальным в настоящее время могут быть от­несены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Испания, Япония и др.

Для теократических государств характерны следующие при­знаки:

1) государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии;

2) религиозные нормы составляют основной источник законо­дательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни;

3) глава государства одновременно является высшим религиоз­ным деятелем, верховным священнослужителем, например в горо­де-государстве Ватикане.

Теократическими являются Иран, Пакистан, Саудовская Ара­вия, Марокко и др.

В атеистических государствах религиозные организации пре­следуются властями. Это выражается, в частности, в том, что:

1) церковь лишается своей экономической основы — собствен­ности;

2) религиозные организации либо запрещаются, либо находят­ся под жестким контролем государства;

3) религиозные объединения не обладают правами юридическо­го лица и не могут совершать юридически значимых действий;

4) священнослужители и верующие репрессируются;

5) запрещается проведение в общественных местах религиоз­ных обрядов, ритуалов, издание и распространение религиозной литературы;

6) свобода совести по существу сводится к свободе пропаганды атеизма.

Государствами воинствующего атеизма были Советское госу­дарство, а также некоторые бывшие социалистические государства.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекция 1. Предмет и методология теории государства и права

На сайте allrefs.net читайте: Лекция 1. Предмет и методология теории государства и права.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Лекция 4. Понятие, сущность и типология государства.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция 1. Предмет и методология теории государства и права.
1. Предмет и объект изучения теории государства и права. 2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. 3. Функции теории государства и права.

Лекция 2. Социальная и нормативная организация первобытного общества. Причины возникновения государств.
1. Социальная организация первобытного общества. 2. Переход от присваивающей к производящей экономике. 3. Нормативная система первобытного общества.   1. В

Лекция 3. Основные концепции происхождения государств.
1. Типичные и уникальные формы возникновения государства. 2. Города-государства. 3. Другие теории происхождения государства.   1. Вопрос о причинах возникно

Лекция 5. Власть и её виды. Особенности государственной власти.
1. Общая характеристика власти. 2. Виды власти. 3. Государственная власть. 4. Компоненты государственной власти.   1. Как отмечалось ранее, одним и

Лекция 6. Форма правления государства. Государственно-правовой режим.
1. Форма государства. 2. Форма правления государства. 3. Государственно-правовой режим.   1. Любое государство представляет собой единство сущности, содержа

Лекция 7. Форма государственного устройства. Межгосударственные объединения.
1. Политико-территориальная организация (государственное устройство). 2. Межгосударственные объединения.   1. В юридической литературе термином «государственное устр

Лекция 8. Функции государства.
1. Понятие функций государства. Факторы воздействия на них. 2. Классификация функций государства. 3. Внутренние функции государства. 4. Внешние функции государства.

Лекция 9. Механизм государства.
1. Понятие и особенности государственного механизма. Признаки органа государства. 2. Виды органов государства. Принципы их организации и деятельности. 3. Принцип разделения власте

Лекция 10. Политическая система и место в ней государства.
1. Понятие политической системы. 2. Структура политической системы. 3. Государство в политической системе. 4. Государство и общественные объединения. 5. государс

Лекция 11. Российская государственность.
1. Советское государство как результат революционного перехода от буржуазного к социалистическому государству. 2. Марксистская теория пролетарского государства. 3. Советская форма

Лекция 12. Теории происхождения права и концепции правопонимания.
1. Теологическая теория происхождения права. 2. Естественно-правовая теория происхождения права. 3. Историческая теория происхождения права 4. Психологическая теория прои

Лекция 13. Сущность и функции права.
1. Сущность права. 2. Функции права. 3. Право в объективном и субъективном смыслах.     1. В философии под сущностью любого явления понимается

Лекция 14. Право в системе регулирования общественных отношений.
1. Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы. 2. Социальные и технические нормы. 3. Виды социальных норм. 4. Общее и особенное в с

Лекция 15. Право и другие социальные явления.
1. Соотношение государства и права. 2. Право и политика. 3. Право и справедливость. 4. Право и социальные интересы. 5. Ценность права.   1

Лекция 16. Нормы права.
1. Понятия и признаки нормы права. 2. Структура правовой нормы. 3. Классификация норм права. 4. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.

Лекция 17. Источники права.
1. Понятие источника (формы) права. 2. Виды источников права. 3. Законы как источник права. Виды законов. 4. Подзаконные акты.   1. В юридической н

Лекция 18. Система права.
1. Понятие системы права. Характеристика её элементного состава. 2. Система отраслей права. 3. Система права и система законодательства. 4. Материальное и процессуальное

Лекция 19. Правовые системы современного мира.
1. Понятие правовой системы. Типология правовых систем. 2. Краткая характеристика правовых семей.   1. В различных странах существуют различные национальные правовые

Лекция 20. Правотворчество.
1. Понятие, содержание и принципы правотворчества. 2. Виды правотворчества. 3. Стадии правотворчества. Законодательный процесс. 4. Пределы действия нормативных правовых а

Лекция 21. Правоотношения.
1. Понятие и особенности правоотношений. 2. Состав правоотношений. 3. Юридические факты. 4. Виды правоотношений.   1. Правовые отношения являются ц

Лекция 22.Теория реализации права.
1. Понятие и формы реализации права. 2. Специфика правоприменительной деятельности. 3. Стадии правоприменительного процесса. Ошибки в правоприменении. 4. Акты применения

Лекция 23. Коллизии в праве.
1. Понятие юридических коллизий. 2. Виды коллизий и причины их возникновения. 3. Коллизии норм права и нормативных актов. 4. Способы устранения коллизий. Превентивные мер

Лекция 24. Толкование права.
1. Общее понятие толкования права. 2. Способы (приёмы) толкования права. 3. Виды толкования права. 4. Толкование норм права по объёму. 5. Интерпретационные акты.

Лекция 25. Юридическая техника.
1. Законодательная и правоприменительная техника. 2. Технико-правовые категории. 3. Юридические документы.   1. Под юридической техникой понимается совокупн

Лекция 26. Механизм правового регулирования.
1. Понимание механизма правового регулирования. 2. Структура и стадии правового регулирования. 3. Эффективность механизма правового регулирования.   1. Регу

Лекция 27. Правомерное поведение.
1. Понятие правомерного поведения. Право и поведение. 2. Типология правомерного поведения.   1. Достижение правомерного поведения всех субъектов правового общения яв

Лекция 28. Правонарушения.
1. Понятие правонарушения, его признаки, юридический состав. 2. Виды правонарушений, причины их совершения.   1. Понятие «правонарушение» является одним из основопол

Лекция 29. Юридическая ответственность.
1. Юридическая ответственность: понятия и признаки. 2. Виды юридической ответственность. 3. Цели и причины юридической ответственности.   1. Концепция юриди

Лекция 30. Законность и правопорядок.
1. Три аспекта понятия законности. Её структура. 2. Принципы законности. 3. Гарантии законности. 4. Конституционная законность. 5. Правопорядок: черты, содержани

Лекция 31. Правосознание.
1. Понятие правосознания и его структура. 2. Функции и виды правосознания. Связь правосознания и права.   1. Любое явление общественной жизни обязательно проходит че

Лекция 32. Правовая культура.
1. Правовая культура: Понятие, элементы, формы действия. 2. Функции правовой культуры.   1. К понятию «правосознание» тесно примыкает понятие «право­вая культура», к

Лекция 33. Государство и гражданское общество.
  1. Понятие гражданского общества. 2. Взаимодействие гражданского общества и государства.   1. Понятия «общество» и «гражданское общество» не тождеств

Лекция 34. Социальное государство.
1. Понятие, принципы, признаки, функции и типология социального государства. 2. Формирование социального государства в России. 1. Понятие «социальное государство» — новое для росс

Лекция 35. Правовое государство.
1. Развитие идей правового государства. 2. Признаки правового государства.   1. Конституции ряда современных государств закрепили их ха­рактеристику в качестве право

Лекция 36. Институт прав человека в России.
1. Общая характеристика. Принципы действия. 2. Классификация прав человека. 3. Юридические обязанности человека. 4. Механизмы защиты прав человека.  

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги