рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Правовые системы современного мира

Правовые системы современного мира - Лекция, раздел Политика, Предмет и методология теории государства и права 1. Понятие Правовой Системы. Типология Правовых Систем. 2. Краткая Х...

1. Понятие правовой системы. Типология правовых систем.

2. Краткая характеристика правовых семей.

 

1. В различных странах существуют различные национальные правовые системы. Их особенности определяются конкретным ис­торическим развитием, спецификой культуры, религии, обычаев и традиций, своеобразием юридического содержания и т. д. В со­временном мире насчитывается около 200 государств, следователь­но, около 200 национальных правовых систем. Понятие «правовая система» не тождественно понятию «система права». Система права характеризует внутреннюю структуру права, т.е. соотношение отраслей права, правовых институтов и норм пра­ва. Правовая же система — более широкое понятие и наряду с инсти­туциональной структурой права включает в себя другие элементы правовой жизни страны. Чаще всего правовую систему определяют как конкретно-историческую совокупность законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии в данном государстве. Она раскрывает правовое развитие страны, конкретного народа, черты, присущие только данному государству. Одновременно с понятием «правовая система» используется по­нятие «правовая семья». Этим понятием объединяются несколько близких по характеристикам национальных правовых систем, кото­рые обладают общностью: а) источников права; б) его структуры; в) исторического пути правового развития, а нередко и г) понима­ния нормы права. Названные критерии позволяют выделить те или иные правовые семьи. В юридической литературе были предложены и иные критерии для классификации правовых семей. Например, известный иссле­дователь правовых систем мира, современный французский ученый Р. Давид в свое время предложил для такой классификации два главных критерия: 1) идеологический, к которому он относил рели­гию, философию, факторы экономической и социальной структу­ры; 2) особенности юридической техники. Исходя из указанных критериев Р. Давид выделял три правовые семьи: романогерманскую, англосаксонскую и социалистическую, полагая, что все ос­тальные семьи, которые можно вычленить, представляют собой мо­дификацию этих трех семей. Другие критерии для классификации были предложены немец­ким ученым К. Цвайгертом. Главным критерием он выдвинул так называемый правовой стиль, или стиль права, охватывая данным понятием пять факторов: происхождение и развитие правовой сис­темы; своеобразие юридического мышления; специфику правовых институтов; природу источников права и способы их толкования; идеологические факторы. На данной основе К. Цвайгерт выделял восемь правовых семей, или, как он называл, «правовых кругов»: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ис­лама, индусское право, дальневосточное право. Таким образом, своеобразие источников права и идеологиче­ские факторы признаются главными критериями для объединения национальных правовых систем в правовые семьи.

Наибольшее распространение в настоящее время получила классификация, построенная на основе трех главных критериев: особенности исторического развития правовых систем; источники права; структура права. Соответственно выделяются десять право­вых семей: романо-германская; семья общего права (англосаксон­ская); славянская; латиноамериканская; скандинавская; мусуль­манская; индусское право; семья обычного (традиционного) права; дальневосточная; социалистическая. Каждая из названных правовых семей отличается своеобразием и в то же время общими чертами, которые можно обнаружить у от­дельных групп семей.

 

2. Романо-германская правовая семья сложилась на основе рецеп­ции (восприятия, заимствования) римского права в XII —XVI вв. и получила распространение в континентальной Европе. Особенности этой семьи состоят в следующем:

1) основным источником права служит нормативный правовой акт (закон);

2) существует единая иерархическая система источников права;

3) система признает деление на публичное и частное право, а также на отрасли права;

4) законодательство носит кодифицированный характер;

5) существует общий понятийный фонд, т.е. сходство основных понятий и категорий;

6) относительно единая система правовых принципов;

7) в законодательстве ведущая роль принадлежит конституции, обладающей высшим юридическим авторитетом. Существует и сиcтема кодексов, например гражданский, уголовный, процессуаль­ный.

Среди источников права большое место отводится подзакон­ным актам, обычаям и судебной практике. Однако прецедент не характерен для этой семьи, а судебная практика скорее служит вспомогательным источником, чем самостоятельным, и следование решению кассационной инстанции необязательно для других судов, хотя и может восприниматься судами в качестве образца для реше­ния аналогичных дел. Правовая доктрина играет основную роль в процессе право­творчества. При правоприменении она используется лишь при тол­ковании норм права, но судьи не могут ссылаться на мнения извест­ных ученых-юристов в обоснование принимаемых решений. Серьезное значение придается международному праву, нередко провозглашается его приоритет перед внутригосударственным пра­вом (Германия, Россия). Рассматриваемой семье присущ и консти­туционный контроль в виде специальных конституционных судов или аналогичных органов. Что касается обычая, то он имеет, как правило, ограниченное действие. Но его применение допускается в сфере частного права и нередко не только в дополнение к закону, но и кроме закона, если закон не регулирует ту или иную ситуацию.

Семья общего (прецедентного) права (англосаксонская) су­щественно отличается от романо-германской правовой семьи. Здесь главным источником права выступает судебный прецедент, т.е. норма, сформулированная судьями в процессе рассмотрения дела. При этом прецеденты строго обязательны для других судей при разбирательстве аналогичных дел. Отсюда следует, что глав­ными творцами права в этой семье являются судьи, которые, обоб­щая практику и руководствуясь уже сложившимися отношениями, вырабатывают на этой основе своеобразные юридические принци­пы — прецеденты, составляющие систему общего права. Помимо указанных семье общего права присущи следующие особенности:

1) своеобразное понимание норм права — они не отделены от судебного решения, поэтому носят казуистический характер. Каж­дому новому делу нужна новая норма права, но создавать преце­денты вправе не любые суды, а лишь Верховный суд Англии, со­стоящий из Высокого суда, Суда короны и Апелляционного суда. Прецеденты может создавать палата лордов, выполняющая помимо прочего и судебные функции;

2) специфика структуры права: ей неизвестно деление на част­ное и публичное, а отрасли права не выражены четко. В структуре английского права выделяют: а) прецедентное право; 6) право справедливости; в) статутное право. Право справедливости пред­ставляет собой совокупность норм, сформировавшихся из решений лорда-канцлера, который действовал от имени короля при рассмот­рении жалоб на решения обычных королевских судов. При этом его решения основывались на «королевской справедливости» и воспол­няли пробелы в общем праве и вносили коррективы в деятельность королевских судов. Статутное же право — это право парламентско­го происхождения;

3) придание важного значения формам судопроизводства, про­цессуальным нормам, источникам доказательств;

4) большая автономия судебной власти по отношению к другим ветвям власти. Это выражается не только в правотворческих полно­мочиях судебной власти, но и в отсутствии прокуратуры и админи­стративной юстиции;

5) некодифицированный характер законодательства, и хотя в последние десятилетия были приняты парламентом акты, консоли­дирующие правовые нормы в институты и отрасли (прежде всего гражданское право), тем не менее английское право продолжает ос­таваться прецедентным по своему характеру.

Как уже отмечалось, в структуре общего права можно выделить группу английского права, куда входят Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Австралия, некоторые бывшие английские коло­нии, а также право США, которое имеет своим источником англий­ское право, но отличается большим своеобразием. Оно проявляется в следующем:

1) в отличие от Великобритании в США имеется федеральная Конституция;

2) в дуализме правовой системы, поскольку наряду с преце­дентным правом действует система законодательства. Но законода­тельные нормы входят в правовую систему США лишь после их неоднократного применения и истолкования судами, и ссылки де­лаются на судебные решения;

3) в федеральной системе США штаты обладают существенной самостоятельностью, и суды одного штата необязательно должны ссылаться на судебные решения другого штата, а могут принять иные решения;

4) в значительной маневренности, гибкости, приспособленности права к изменяющимся условиям, так как высшие судебные инстан­ции не связаны собственными прецедентами;

5) в кодифицированном характере законодательства многих штатов, например, уголовные кодексы действуют во всех штатах, во многих приняты гражданские и гражданские процессуальные кодексы, а в некоторых штатах — и уголовно-процессуальные;

6) в наличии судебного контроля за законностью федеральных законов и законов, принимаемых на уровне отдельных штатов. Особую роль здесь играет Верховный суд США, имеющий право толкования Конституции страны, а высшие судебные инстанции штатов — конституции своих штатов.

Славянская правовая семья стала выделяться в качестве само­стоятельной только в самое последнее время. Считается, что еще дореволюционный русский юрист Н.М. Коркунов настаивал на ее выделении. В настоящее время активным поборником этой идеи выступает проф. В.Н. Синюков, сформулировавший особенности славянской правовой семьи. При этом указывается, что славянская ветвь правовой цивилизации основана главным образом на нацио­нально-культурных и географических факторах. Самобытность славянской правовой семьи определяется сле­дующими моментами:

самобытностью государственности. Как известно, восточные и южные славяне уже в VI —XI вв. имели собственные государст­венные образования со своими традициями, своим отношением к государственной власти, формам ее организации; особыми условиями экономической жизни, где ведущей формой хозяйствования долгое время была крестьянская община, основан­ная на взаимопомощи, местном самоуправлении, ответственности по принципу «круговой поруки». Отсюда развитость начал коллек­тивизма, кооперативности; тесной связью государства и права с православной ветвью хри­стианства, что значительно сказывалось и продолжает сказываться на духовной жизни славянских народов, в том числе на связи права и нравственности; будучи прямым наследником Византийской империи, славян­ская правовая семья через Византию унаследовала из юридических источников законодательные традиции римского права, а позд­нее — рецепцию германского права. Поэтому по технико-юридиче­ским приемам она примыкает к романо-германской правовой семье.

Латиноамериканская правовая семья характеризуется дуализ­мом, поскольку она восприняла, с одной стороны, романогерманскую правовую модель, а с другой — правовую систему США, как наиболее близко расположенной к Латинской Америке страны. Тя­готение же к романо-германской правовой семье объясняется тем, что многие латиноамериканские государства были долгое время ко­лониями Испании и Португалии, которые и перенесли в эти страны право метрополии. Другая особенность латиноамериканских государств — заимст­вование у США президентской формы правления, конституции и некоторых конституционных институтов. В целом сфера публич­ного права у государств Латинской Америки сформировалась под воздействием США. К числу особенностей латиноамериканской правовой системы следует отнести значительную роль делегированного законодатель­ства, т.е. издание правительственных актов в форме законов, что объясняется длительными периодами правления военных и не­функционированием парламентов.

Скандинавская правовая семья охватывает пять государств — Швецию, Норвегию, Финляндию, Исландию и Данию и отличает­ся большой самобытностью. Несмотря на близость к континенталь­ной Европе, названные страны не восприняли в полной мере романогерманскую модель. Например, судебная практика играет в Скандинавских странах более существенную роль, чем в странах, принадлежащих к романо-германской правовой семье. Скандинавское право действует как единая система, для него характерно большое число унифицированных актов, действующих в равной мере во всех Скандинавских государствах. Это объясняет­ся сходством их языка, культуры, исторического развития, географического положения и экономического потенциала, отсутствием в целом политических различий, что обеспечило тесное правовое со­трудничество данных государств. Для скандинавской правовой семьи характерно развитие коди­фицированного законодательства, ему не присущ прецедент как ис­точник права, не придается, как в английском праве, большое зна­чение процедуре и процессуальным нормам.

Мусульманское право относится к религиозным правовым сис­темам, так как основано на исламе. Оно отличается сложностью, большим своеобразием, необычностью источников, структуры, тер­минов и т. д. и включает в себя не только юридические нормы, но и религиозные, нравственные регуляторы, обычаи. Особенности мусульманского права состоят в следующем.

1.Норма права воспринимается как правило, адресованное всем мусульманам Аллахом, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. В силу божественного происхождения этого правила оно не подлежит изменению, но нуждается в разъяс­нении и толковании для практического использования. По содер­жанию нормы мусульманского права не носят предписывающего или запрещающего характера, а представляют собой обязанность, долг совершать те или иные поступки. Так, мусульманское право определяет мотивы, которые мусульманин должен знать; посты, которые должен соблюдать; милостыни, которые необходимо пода­вать; паломничества, которые надо совершать. При этом нельзя принуждать к соблюдению установленных правил.

2.Выделяются четыре главных источника мусульманского пра­ва: Коран — священная книга мусульман, где собраны речи и про­поведи пророка Мухаммеда; она посвящена вопросам религии, нравственности и лишь в очень незначительной части затрагивает вопросы правовых взаимоотношений мусульман. Второй источ­ник — Сунна — сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий. В Сунне также доминируют нравственно-рели­гиозные положения. Она содержит, по существу, интерпретации и пояснения правил Корана. Третий источник — Иджма — согла­сие мусульманского сообщества об обязанностях мусульманина. Четвертый источник — Кияс (Кийяс) — суждение по аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной и Иджмой. К второстепенным источникам относится закон, который не мо­жет противоречить исламу и религиозно-правовой доктрине. Судья при рассмотрении дела ссылается не на Коран или Сунну, а лишь на автора, авторитет которого общепринят.

3.В структуре мусульманского права отсутствует публичное и частное право, однако в современный период выделяются в качестве основных отраслей уголовное, судебное и семейное право. Мусуль­манское уголовное право различает твердо установленные наказания (за воровство, убийство, прелюбодеяние, употребление спиртных напитков и др.) и дискреционные, назначаемые по усмотрению су­дьи, который может наказать за любое другое нарушение закона.

Судоустройство по мусульманскому праву отличается просто­той, так как судья единолично рассматривает любые категории дел. Но к судьям предъявляются высокие квалификационные требова­ния, особенно в отношении их религиозно-правовой подготовки. Некоторые мусульманские государства не знают иерархии судов, но в Судане, например, существует несколько судебных инстанций. Семейное право представлено «правом личного статуса» и регу­лирует не только семейные, но и наследственные и некоторые дру­гие отношения. Семья мусульманского права включает Иран, Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Ливан, Судан и др.

Индусская правовая семья основана на своеобразном религи­озном комплексе — индуизме и составляет одну из религиозно-тра­диционных семей права. К этой семье относятся правовые системы государств: Бангладеш, Непала, Гайаны, Бирмы, Сингапура, Ма­лайзии, некоторых стран восточного побережья Африки, например Танзании, Уганды, Кении. Индусская система права сформировалась более двух тысяч лет назад и, пройдя сложный путь развития, сохранила свое регули­рующее значение до наших дней. Для этой правовой семьи харак­терны:

1.Связь с кастовой системой, основной догмой которой являет­ся положение о том, что все люди с рождения разделены на опреде­ленные социальные иерархические группы — касты, каждая из которых имеет свои права, обязанности, свое миропонимание и мо­раль. Касты живут по своим обычаям, и собрание касты голосова­нием разрешает споры внутри своей группировки, применяя меры принуждения. Наиболее суровое из них — отлучение от касты.

2.Источником права и религии считаются веды — сборники ин­дийских религиозных песен, молитв, гимнов, содержащих, по су­ществу, правила поведения.

3.Индусское право основывалось на обычаях в регулировании вопросов права наследования, правового режима имущества от­дельных членов неразделенной семьи и раздела семейного имуще­ства. Поэтому в период британской колонизации, даже после введе­ния системы общего права, семейное и наследственное право регулировалось главным образом обычаями.

4.Нормативные установления и решения судебной практики не составляли источника индусского права, которое опиралось на тру­ды и комментарии ученых, представлявших собой описание обыч­ного права.

5.После обретения Индией и другими британскими колониями независимости происходил процесс кодификации индусского пра­ва, был принят ряд законов, унифицировавших брачное право ин­дусов и приспособивших его к современному мировоззрению, были приняты законы об опекунстве несовершеннолетних, о наследова­нии, об усыновлении и др., которыми современные судьи руково­дствуются при рассмотрении конкретных дел. Что касается касто­вых дел, то суд не вправе пересматривать кастовые правила, он лишь следит за их соблюдением и правильным применением. Но суд может аннулировать решение собрания касты, если оно содер­жит «вызов национальному правосудию».

Семья обычного (традиционного) права охватывает страны Центральной и Южной Африки и Мадагаскар, в том числе государ­ства Гану, Сьерра-Леоне, Гамбию, Уганду, Малави, Сенегал, Берег Слоновой Кости, Того, Камерун и др. Для национальных правовых систем данной семьи характерно регулирование жизни обычаями. Эти обычаи многочисленны, и каждая община, племя, этническая группа имели свои обычаи и традиции. Другая особенность африканского обычного права состоит в том, что это право групп, сообществ, а не право индивидов, не субъ­ективные права отдельной личности. Поэтому в африканской среде справедливым считается то, что способствует сплочению группы, восстанавливает согласие и взаимоотношения между ее членами. Отсюда еще одна особенность обычного права — идея примирения сторон, заинтересованных лиц. И если суд европейского типа уста­навливал право какого-либо индивида на что-либо, последний не мог им воспользоваться, так как для него было важнее сохранить сплоченность той группы, к которой он принадлежал. В соответствии с африканским обычным правом брачный дого­вор есть соглашение двух семейных групп, а не союз двух людей, следовательно, и развод возможен только с согласия семей. Право собственности на землю принадлежит всей социальной группе, и по наследству имущество переходит не к отдельному лицу, а к семье или иной группе. Поэтому идея о том, что индивид может быть соб­ственником земли, противоречит существующим обычаям. Компенсация ущерба, причиненного одному из членов клана, выплачивается всей семье или иной группе. Таким образом, в обычном праве регулирование сводится пре­имущественно к сфере частного права — семейных отношений, обя­зательств гражданского характера, наследования, отношений зе­мельной собственности.

В результате колонизации Африки возникла дуалистическая система права, включающая в себя право метрополии и обычное право. Метрополии прежде всего стремились запретить некоторые варварские обычаи, а также регулировали административные отно­шения, ввели уголовное и торговое право. Произошла реформа судов, наряду с европейскими судами действовали и туземные су­ды, которые разбирали споры на основе обычного права. После об­ретения африканскими странами независимости существование в одном государстве двух видов юстиции оказалось неприемлемым. Поэтому в одних государствах туземные суды были упразднены (Сенегал, Мали, Бурунди), в других — временно сохранены, но в большинстве государств суды обычного права не существуют. Не­которые страны приняли решение о кодификации обычаев (Мада­гаскар, Сенегал, Нигерия).

Дальневосточная правовая семья включает Китай, Японию, Гонконг, Индонезию, Корею и др. Для данной правовой семьи характерно, во-первых, отрица­тельное отношение к праву вообще. Японцы, например, традицион­но отождествляют право исключительно с уголовным законода­тельством, которое у них ассоциируется с тюрьмой. Во-вторых, в дальневосточных обществах господствует идея примирения, доб­ровольного соглашения сторон спора, т.е. конфликты предпочита­ют решать внесудебным путем. Но при решении споров в суде они чаще всего завершаются примирением участников спора. В суд об­ращаются после того, как исчерпаны все другие способы разреше­ния конфликта. В-третьих, традиционный взгляд на общественный порядок как гармонию между человеком и природой, между сами­ми людьми. Поэтому его охрана должна осуществляться методами убеждения, посредничества, самокритичными оценками поведения и не может быть втиснута в рамки юридических схем. Следовательно, законы не являются нормальным средством решения конфлик­тов. Их полезная роль ограничивается тем, что они предлагают об­разцы поведения и предостерегают тех, кто намерен совершить антиобщественный поступок. В-четвертых, большинству стран дальневосточного региона присуща идеология конфуцианства, со­гласно которой основная ячейка общества — семья с иерархической организацией и абсолютной властью главы семьи, с подчинением младших старшим и запрещением любых возмущений. И хотя в III в. до н.э. в Китае, в частности, школа легистов проповедовала, что власть должна основываться не столько на добродетели, сколь­ко на подчинении закону, позиции конфуцианства в целом не уда­лось поколебать существенным образом и его господство является постоянным. Идеи конфуцианства оказали большое воздействие и на официальную идеологию Японии. Япония избрала путь кодифицированного законодательства с пре­имущественным влиянием романо-германской правовой семьи; пре­цедент не является источником права, а главным источником счита­ется закон. В качестве источника права фигурирует и судебная практика, особенно толкования законов Верховным судом. Струк­тура японского права — отраслевая. К основным отраслям относят­ся гражданское и торговое право; семейное и наследственное; тру­довое; право социального обеспечения; уголовное и уголовно-процессуальное. Несмотря на развитое законодательство, нацио­нальная правовая система Японии представляет собой сложное пе­реплетение действия законодательных актов и традиционных пред­ставлений о нравственности, долге, совести, достоинстве и чести, а общее благо оценивается выше личных интересов.

Семья социалистического права ведет свое начало с Октябрь­ской революции 1917 г. в России и образования ряда социалистиче­ских государств в Восточной Европе, Азии. Данная правовая семья имеет следующие отличительные особенности:

является идеологизированным типом права, поскольку основы­вается на идеологии марксизма-ленинизма и концепции социали­стического права как высшего типа;

носит ярко выраженный классовый характер, так как имеет сво­ей направленностью воплощение в законах интересов классов, стоящих у власти, — пролетариата и крестьянства. В действитель­ности формально декларируемые цели права сводятся к закрепле­нию интересов партийно-государственной верхушки;

устанавливает узконормативное понимание права, отождеств­ляет право и закон, понимает право как исключительно исходящее от государства;

объявляет основным источником нормативные правовые акты, причем приоритетное значение на практике придается не законам, а ведомственным актам, нередко ущемлявшим права и свободы на­селения;

императивный характер нормативных правовых установлений. Для регулирования общественных отношений используются глав­ным образом запреты и обязанности, не дающие личности свободы выбора варианта поведения;

отрицает судебный прецедент как источник права. Судебным органам отводится роль лишь применителя права, и, хотя провозглашается принцип независимости судей, судебная власть не заня­ла самостоятельного места среди других государственных органов. Отсутствует конституционный контроль в стране;

отрицает деление права на частное и публичное, все сферы его действия объявляются публичными;

провозглашается приоритет государственных интересов перед личными и общественными, в частности, за хищение государствен­ного имущества в уголовном законодательстве устанавливается бо­лее строгая ответственность, чем за хищение личного имущества граждан;

централизирует управление хозяйственной жизнью и детально регламентирует договорные отношения, нормирует трудовую дея­тельность и распределение социальных благ;

отрицает свою преемственность от других правовых систем, в том числе и от предшествующей. Провозглашает свою исключи­тельность. В настоящее время к этой семье могут быть отнесены Китай, КНДР, Куба, Вьетнам. В этих государствах действуют социалисти­ческие по своему характеру конституции и законы.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет и методология теории государства и права

На сайте allrefs.net читайте: лекция 1. предмет и методология теории государства и права.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Правовые системы современного мира

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет и методология теории государства и права
1. Предмет и объект изучения теории государства и права. 2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. 3. Функции теории государства и права.

Социальная и нормативная организация первобытного общества. Причины возникновения государств
1. Социальная организация первобытного общества. 2. Переход от присваивающей к производящей экономике. 3. Нормативная система первобытного общества.   1. В

Основные концепции происхождения государств
1. Типичные и уникальные формы возникновения государства. 2. Города-государства. 3. Другие теории происхождения государства.   1. Вопрос о причинах возникно

Понятие, сущность и типология государства
1. Понятие государства, его признаки. 2. Сущность государства. 3. Социальное назначение государства. 4. Типология государств.   1. Государство пред

Власть и её виды. Особенности государственной власти
1. Общая характеристика власти. 2. Виды власти. 3. Государственная власть. 4. Компоненты государственной власти.   1. Как отмечалось ранее, одним и

Форма правления государства. Государственно-правовой режим
1. Форма государства. 2. Форма правления государства. 3. Государственно-правовой режим.   1. Любое государство представляет собой единство сущности, содержа

Форма государственного устройства. Межгосударственные объединения
1. Политико-территориальная организация (государственное устройство). 2. Межгосударственные объединения.   1. В юридической литературе термином «государственное устр

Функции государства
1. Понятие функций государства. Факторы воздействия на них. 2. Классификация функций государства. 3. Внутренние функции государства. 4. Внешние функции государства.

Механизм государства
1. Понятие и особенности государственного механизма. Признаки органа государства. 2. Виды органов государства. Принципы их организации и деятельности. 3. Принцип разделения власте

Политическая система и место в ней государства
1. Понятие политической системы. 2. Структура политической системы. 3. Государство в политической системе. 4. Государство и общественные объединения. 5. государс

Российская государственность
1. Советское государство как результат революционного перехода от буржуазного к социалистическому государству. 2. Марксистская теория пролетарского государства. 3. Советская форма

Теории происхождения права и концепции правопонимания
1. Теологическая теория происхождения права. 2. Естественно-правовая теория происхождения права. 3. Историческая теория происхождения права 4. Психологическая теория прои

Сущность и функции права
1. Сущность права. 2. Функции права. 3. Право в объективном и субъективном смыслах.     1. В философии под сущностью любого явления понимается

Право в системе регулирования общественных отношений
1. Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы. 2. Социальные и технические нормы. 3. Виды социальных норм. 4. Общее и особенное в с

Право и другие социальные явления
1. Соотношение государства и права. 2. Право и политика. 3. Право и справедливость. 4. Право и социальные интересы. 5. Ценность права.   1

Нормы права
1. Понятия и признаки нормы права. 2. Структура правовой нормы. 3. Классификация норм права. 4. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.

Источники права
1. Понятие источника (формы) права. 2. Виды источников права. 3. Законы как источник права. Виды законов. 4. Подзаконные акты.   1. В юридической н

Система права
1. Понятие системы права. Характеристика её элементного состава. 2. Система отраслей права. 3. Система права и система законодательства. 4. Материальное и процессуальное

Правотворчество
1. Понятие, содержание и принципы правотворчества. 2. Виды правотворчества. 3. Стадии правотворчества. Законодательный процесс. 4. Пределы действия нормативных правовых а

Правоотношения
1. Понятие и особенности правоотношений. 2. Состав правоотношений. 3. Юридические факты. 4. Виды правоотношений.   1. Правовые отношения являются ц

Теория реализации права
1. Понятие и формы реализации права. 2. Специфика правоприменительной деятельности. 3. Стадии правоприменительного процесса. Ошибки в правоприменении. 4. Акты применения

Коллизии в праве
1. Понятие юридических коллизий. 2. Виды коллизий и причины их возникновения. 3. Коллизии норм права и нормативных актов. 4. Способы устранения коллизий. Превентивные мер

Толкование права
1. Общее понятие толкования права. 2. Способы (приёмы) толкования права. 3. Виды толкования права. 4. Толкование норм права по объёму. 5. Интерпретационные акты.

Юридическая техника
1. Законодательная и правоприменительная техника. 2. Технико-правовые категории. 3. Юридические документы.   1. Под юридической техникой понимается совокупн

Механизм правового регулирования
1. Понимание механизма правового регулирования. 2. Структура и стадии правового регулирования. 3. Эффективность механизма правового регулирования.   1. Регу

Правомерное поведение
1. Понятие правомерного поведения. Право и поведение. 2. Типология правомерного поведения.   1. Достижение правомерного поведения всех субъектов правового общения яв

Правонарушения
1. Понятие правонарушения, его признаки, юридический состав. 2. Виды правонарушений, причины их совершения.   1. Понятие «правонарушение» является одним из основопол

Юридическая ответственность
1. Юридическая ответственность: понятия и признаки. 2. Виды юридической ответственность. 3. Цели и причины юридической ответственности.   1. Концепция юриди

Законность и правопорядок
1. Три аспекта понятия законности. Её структура. 2. Принципы законности. 3. Гарантии законности. 4. Конституционная законность. 5. Правопорядок: черты, содержани

Правосознание
1. Понятие правосознания и его структура. 2. Функции и виды правосознания. Связь правосознания и права.   1. Любое явление общественной жизни обязательно проходит че

Правовая культура
1. Правовая культура: Понятие, элементы, формы действия. 2. Функции правовой культуры.   1. К понятию «правосознание» тесно примыкает понятие «право­вая культура», к

Государство и гражданское общество
  1. Понятие гражданского общества. 2. Взаимодействие гражданского общества и государства.   1. Понятия «общество» и «гражданское общество» не тождеств

Социальное государство
1. Понятие, принципы, признаки, функции и типология социального государства. 2. Формирование социального государства в России. 1. Понятие «социальное государство» — новое для росс

Правовое государство
1. Развитие идей правового государства. 2. Признаки правового государства.   1. Конституции ряда современных государств закрепили их ха­рактеристику в качестве право

Институт прав человека в России
1. Общая характеристика. Принципы действия. 2. Классификация прав человека. 3. Юридические обязанности человека. 4. Механизмы защиты прав человека.  

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги